Научная статья на тему 'Германские подводные лодки в Арктике в годы Великой Отечественной войны'

Германские подводные лодки в Арктике в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

208
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Германские подводные лодки в Арктике / Великая Отечественная война / Вторая мировая война / German submarines in the Arctic / Great Patriotic War / World War II

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марков Пётр Григорьевич

Статья описывает действия германских подводных сил на советских арктических коммуникациях в годы Великой Отечественной войны. Автор подчеркивает разведывательное значение германских плаваний и исследований в Западной Арктике на протяжении 1930-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

German submarines in the Arctic during the Great Patriotic War

The article describes the actions of the German submarines on the Soviet Arctic communications during the Great Patriotic War. The author emphasizes the intelligence value of German voyages and researches in the Western Arctic during the 1930s.

Текст научной работы на тему «Германские подводные лодки в Арктике в годы Великой Отечественной войны»

П. Г. МАРКОВ

Германские подводные лодки в Арктике в годы Великой Отечественной войны

В последние десятилетия появилось множество публикаций об «арктических тайнах» Третьего рейха в годы Второй мировой войны.

Часть авторов сообщают сенсационные факты, ссылаясь на воспоминания советских и германских ветеранов - участников этих событий, свидетельства «очевидцев» загадочных находок в Советской Арктике, известные и малоизвестные отечественные и зарубежные публикации.

С другой стороны, к настоящему времени рассекречены многие документы, появилось немало публикаций авторов, имеющих доступ в архивы ФСБ, разведки ВМФ и другие ранее малодоступные архивы.

В этой статье сделана попытка на основе сопоставления различных источников дать уточнённую картину действий немецких подводных лодок (ПЛ) в Арктике.

С началом Великой Отечественной войны в Заполярье германское командование не уделяло большого внимания советскому сектору Арктики. После того как противник перерезал железную дорогу Ленинград - Мурманск и Беломорско-Балтийский канал, роль перевозок по внутренним морским коммуникациям (Северному морскому пути) возросла. Взгляды командования кригсмарине на этот район изменились после провала попытки захвата Кольского полуострова. Германские подводные лодки и даже надводные корабли стали активно действовать на наших коммуникациях в Баренцевом и Карском морях.

Их отдельным успехам в борьбе с нашим судоходством, казалось бы, в малоизученных арктических районах способствовал ряд факторов.

С 1900-го по 1945 г. в мире было опубликовано 1214 научных статей об Арктике, 921 из них принадлежала германским исследователям.

Ещё в довоенные годы в ходе международных научных экспедиций немцы сумели получить интересующие их сведения. В изучении советского сектора Арктики значительную роль сыграли советско-германские исследования Баренцева и Карского морей в 1927 г. и совместная научная работа во время II Международного полярного года (1932-1933).

Особое место в изучении немцами Арктики занимает полёт дирижабля «Граф Цеппелин» в 1931 г. Решение о проведении полёта было принято в Ленинграде в 1928 г. на II Международном конгрессе общества «Аэроарктик», которое в тот период возглавлял знаменитый полярный путешественник Фритьоф Нансен. В 1930 г. на этом посту его сменил специалист по воздухоплаванию немецкий полковник Вальтер Брунс. Состав участников экспедиции, план её проведения и маршрут были предложены В. Брунсом и согласованы с советским руководством.

В составе экипажа дирижабля «Граф Цеппелин» находились 15 учёных из различных стран, в том числе шесть немцев, три американца, по одному шведу и швейцарцу и четыре представителя СССР: директор Института по изучению Севера Рудольф Самойлович, про-фессор-аэролог Павел Молчанов, инженер-дирижаблестроитель Фёдор Ассберг и радист Эрнст Кренкель. Руководителем полёта был назначен доктор Гуго Эккенер, а научным руководителем экспедиции - профессор Рудольф Самойлович.

В. Брунс и Г. Эккенер разработали и согласовали с советской стороной маршрут полёта: архипелаг Земля Франца-Иосифа - архипелаг Северная Земля - остров Вардропер - остров Диксон - северная оконечность архипелага Новая Земля - остров Колгуев (рис. 1). «Граф Цеппелин» должен был также осмотреть районы вдоль северо-вос-точного побережья Сибири до Новосибирских островов включительно. Для детальной аэрофотосъёмки малоисследованных арктических островов и архипелагов на борту дирижабля была установлена новейшая цейссовская кино- и фотоаппаратура.

Первую и единственную посадку на советской земле «Граф Цеппелин» совершил 25 июля 1931 г. на Комендантском аэродроме Ленинграда (рис. 2). Встреча членов экипажа с представителями дипкорпуса, советскими учёными и другими официальными лицами в Ленинграде проходила в исключительно торжественной обстановке.

На обратном пути, во время посадки в Ленинграде, планировалось выгрузить полученные во время полёта научные материалы, а затем принять на борт дирижабля советских стажёров-воздухоплавателей.

В ходе полёта было выполнено множество ценнейших научных исследований. Фактически всего за трое суток полёта была получена фундаментальная основа для составления точных географических карт труднодоступных арктических районов.

Дирижабль пролетел почти 13 тыс. км и в нарушение всех первоначальных договорённостей без посадки в Ленинграде (якобы из-за неблагоприятных погодных условий) вернулся в Германию. Через

ВИТЫЙ О X. к А. н

- ......

;<> й.Уваинена" *

м. Желания

о-ва Арктического^ Института

о.СвврЗруп й

^ (/у

ЯоейбПорП!'

ГааоаЛий

КАРСКОЕ МОРЕ

Граница плавучих льдов в период наименьшего распространения (август) Течения

О С© I" рнъй

Рис. 1. Карское море

несколько дней советской стороне были официально принесены извинения за непрофессионализм некоего техника, сумевшего одновременно засветить все кино- и фотоплёнки, доставленные из районов Арктики.

Нам достались лишь весьма скудные сведения, сохранившиеся в рабочих дневниках Ф. Ассберга и П. Молчанова да в короткой итоговой записке о полёте, которую Р. Самойловичу вместе с личной почтой удалось сбросить 30 июля во время пролёта над Ленинградом.

После окончания Великой Отечественной войны стало известно, что «утраченные» кино- и фотоплёнки, отснятые во время полёта «Графа Цеппелина», нашлись сразу же после прихода к власти в Германии А. Гитлера.

В довоенный период советское руководство, идя навстречу пожеланиям германской стороны, позволяло немецким учёным активно изучать советский сектор Арктики, в том числе с борта советских судов. В 1932 г. немецкие учёные побывали на Земле Франца-Иосифа и Новой Земле. В 1937 г. группа иностранных учёных, включая немцев, на пароходе «Вологда» ознакомились на Новой Земле с проливом Маточкин Шар, заливами Благополучия и Русская Гавань, губами Чёрная и Белу-шья, Малые Кармакулы, Архангельская и Митюшиха, а также с организацией метеонаблюдений на полярной станции «Мыс Желания» (рис. 3).

Во время летних навигаций 1933-1937 гг. в порты Оби и Енисея стали ежегодно приходить германские торговые суда. В Баренцевом море появились немецкие рыбаки, а для их «охраны» приходил в 1936 г. крейсер «Кёнигсберг», а через год - крейсер «Кёльн».

С 1938 г. разведывательная деятельность на Севере с использованием немецких торговых и рыболовных судов активизировалась. Например, 16 января 1938 г. теплоход «А. Жданов» вышел из Мурманска и начал переход в Гавр, имея на борту группу лиц, следующих в республиканскую Испанию. Два немецких рыболовных траулера снялись с места и сопровождали теплоход, поддерживая связь с германскими портами шифрованными радиограммами.

С начала сентября 1939 г. без всякого предупреждения советских властей в порт Мурманск один за другим стали заходить немецкие торговые суда. На 14 сентября 1939 г. на рейде отстаивались 17 немецких торговых судов, а всего за 1939-1940 гг. - более 30 немецких транспортов. Своё присутствие в Мурманске капитаны немецких судов, вышедших из портов США, Великобритании и других стран, объяснили необходимостью укрыться от преследования английскими военными кораблями «в связи с началом войны на Европейском континенте» и распоряжением германского Адмиралтейства.

Рис. 2. Дирижабль «Граф Цеппелин» над Ленинградом

Архипелаг Новая Земля.

1. Пролив Петуховский Шар; 2. Губа Каменка; 3. Р. Каменка; 4. Р. Савина; 5. 3-в Абросимова; 6. 3-в Литке; 7. М. Дровяной; 8. М. Бык; 9. Пролив Маточкин Шар; 10. 3-в. Пекина; 11. 3-в Незнаемый; 12. 3-в Тюлений; 13. Губа Белужья; 14. 3-в Медвежий; 15. П-ов Фон Флотта; 16. О-ва Пахтусова; 17. М. Дальний; 18. 3-в Благополучия; 19. Ледяная Гавань; 20. М. Флиссингский; 21. М. Желания; 22. О-ва Оранские; 23. 3-в Иванова; 24. О-ва Баренца; 25. М. Нассау; 26. О-в Панкратьева; 27. О-ва Крестовые; 28. О-ва Горбовы; 29. П-ов Адмиралтейства; 30. О-в Берха; 31. Губа Машигина; 32. Губа Сев. Сульменёва; 33. Губа Южн. Сульменёва; 34. М. Прокофьева; 35. Губа Крестовая; 36. Губа Серебрянка; 37. Становище Лагерное; 38. Губа Митюшиха; 39. О-в Митюшев; 40. Р. Чиракина; 41. Губа Поморская (Староверская); 42. Губа Мелкая; 43. П-ов Панькова Земля; 44. Губа Грибовая; 45. Губа Безымянная; 46. Губа Пуховая; 47. Становище Бол. Кармакулы; 48. Полярная ст. Мал. Кармакулы; 49. 3-в Моллера; 50. П-ов Гусиная Земля;

51. Губа Белушья; 52. 3-в Рогачёва; 53. Пролив Костин Шар; 54. О-в Междушарский; _ . ..

55. Губа Пропащая; 56. Губа Строганова; 57. Губа Чёрная. РИС. 3. АрХИПвЛаГ НОВЗЯ

Для решения вопросов о дальнейшем нахождении судов Германии в наших портах в Мурманск прибыли сотрудники германского посольства в Москве Гебхард фон Вальтер, Иоганн Кёнигседер, Вильгельм Баум, Эрвин Росс, а также помощники военно-морского атташе германского посольства Курт Крепш и Эрих Ауэрбах.

Пребывание немецких дипломатов в Мурманске наша контрразведка рассматривала прежде всего как «проведение разведывательной деятельности на Кольском полуострове и побережье», в первую очередь -изучение организационно-штатной структуры Северного флота.

Следует отметить, что немцы под разными предлогами, в основном из-за поломок механизмов, совершённых, как видно из архивных материалов, членами экипажей, всячески оттягивали выход своих судов.

Большинство немецких судов оставались в наших портах до ноября - декабря 1939 г. Позднее прибыли ещё несколько немецких судов, а также захваченное гитлеровцами судно США «Сити оф Флинт» под германским военным флагом и с закрашенным названием.

По состоянию на апрель 1940 г. в одной из губ Мотовского залива (в Западной Лице) находились товаро-пассажирский пароход «Финиция» и китобоец «Викинг-5». В 1940 г. в Западной Лице находилась и немецкая китобойная база «Ян Веллем», которая в военное время могла бы использоваться как база подводных лодок или плав-мастерская.

16 июля 1940 г. из Тронхейма в порт Мурманск прибыл германский тральщик «Кединген» с грузом продовольствия (20 т) для немецких судов. «Викинг-5» покинул наш порт 29 июля (вместе с тральщиком «Кединген»), а «Финиция» - 16 сентября 1940 г.

Помощник военно-морского атташе германского посольства Эрих Ауэрбах рассчитывал оставаться в Мурманске в 1940-1941 гг. Стоянка германских кораблей и судов в зоне дислоцирования боевых единиц Северного флота служила официальной причиной для частных выездов Ауэрбаха в эти районы. Только в Западную Лицу Ауэрбах выезжал восемь раз. В Москву Ауэрбах вернулся лишь спустя семь месяцев, 3 октября 1940 г.

Некоторые историки и исследователи, занимающиеся событиями периода Второй мировой войны, пишут о создании и функционировании в ноябре 1939 г. - сентябре 1940 г. на территории Кольского полуострова (бухта Западная Лица) секретной немецкой военно-морской базы «Норд». Упоминание о ней имеется и в исследованиях немецкого историка Ф. Руге, и в мемуарах немецких адмиралов Э. Редера и К. Деница.

В качестве подтверждений существования базы «Норд» чаще всего приводятся прибытие немецких судов в Западную Лицу со стройматериалами и техникой, частые поездки туда немецких дипломатов, а также выселение из этого района семей финнов-рыбаков колхоза «Коминтерн».

Причины нахождения в Западной Лице некоторых немецких судов и дипломатов достаточно подробно рассмотрены выше. Что касается выселения финнов-рыбаков из Западной Лицы, оно было связано с итогами Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Город Мурманск переводился на режимное положение. На НКВД СССР возлагалось переселение из Мурманска и Мурманской области в Карело-Финскую ССР и Алтайский край более 10 тыс. «граждан инонацио-нальностей» (финнов, эстонцев, латышей, литовцев, шведов, немцев, поляков, китайцев, греков, корейцев). Операцией по выселению были охвачены Мурманск и его окрестности (пограничные районы - Кольский, Полярный, Териберский и Саамский).

Анализ имеющихся архивных документов позволяет сделать вывод, что база германских ВМС «Норд», существование которой не подтверждалось до настоящего времени ни одним документальным источником, не более чем миф.

Что касается захода в Мурманск других германских боевых кораблей, документально подтверждён приход в 19 ч 11 апреля 1940 г., как в порт-убежище, только военного тральщика № 485, который прибыл самостоятельно, без лоцмана и без разрешения наших властей. В 23 ч по распоряжению командования СФ тральщик из порта был выведен.

В феврале 1940 г. в Наркомате внешней торговли СССР состоялись переговоры с германскими представителями по вопросу о проводке по Севморпути с востока на запад 26 германских судов (с грузом соевых бобов), застрявших в портах стран Юго-Восточной Азии, и двух судов с запада на восток в балласте (без груза). Имеющиеся документы подтверждают успешный ход переговоров.

В апреле 1940 г. германское посольство, ссылаясь на то, что неприятель (Англия и Франция) усилил на Дальнем Востоке контроль за прибрежными колониями нейтральных стран, в портах которых и застряли германские суда, аннулировало план их проводки.

Советская сторона, согласившись на проведение оставшихся двух судов по направлению запад - восток, оговорила ряд условий, одним из которых был строжайший режим секретности (СССР являлся нейтральной страной, и международные осложнения ему были ни к чему).

Так же скрупулёзно обсуждались условия проводки, лоцманское, бункерное, продовольственное и медицинское обеспечение. Германская сторона была согласна выполнить все наши требования.

Во исполнение решений, принятых на переговорах, правительство СССР возложило на администрацию Главсевморпути и Наркомвнеш-торг проводку германских судов в навигацию 1940 г. Обе стороны приступили к подготовке экспедиции.

Ещё в декабре 1939 г. на гамбургском заводе «Ховальдтсверке» началось переоборудование транспорта «Эмс», который через шесть месяцев превратился во вспомогательный крейсер «Комет» (в дальнейшем у него было ещё несколько названий, фактически у него на борту находилось не менее пяти комплектов судовых документов, в том числе для советских пароходов «Семён Дежнёв» и «Дунай», германских теплоходов «Донау», «Фырол» и японского парохода «Токио-Мару»).

В процессе переоборудования на «Эмсе» было установлено шесть 150-мм орудий, замаскированных откидными щитами, десять торпедных аппаратов (также под маскировочными щитами) и девять зенитных орудий. Перед выходом в плавание на борт были приняты 400 якорных мин, быстроходный катер для скрытных минных постановок и большой запас артиллерийских снарядов и торпед. В специальном корабельном ангаре был также размещён гидросамолёт типа «Арадо».

К началу лета все подготовительные мероприятия были позади, и караван в составе немецкого транспорта «Комет» в сопровождении мощных ледоколов «И. Сталин», «Ленин», «Каганович» со скоростью 16-20 уз. двинулся на восток (рис. 4). В штат экспедиции был включён опытный оперработник НКВД, который должен был обеспечивать центр информацией о ходе плавания, проводить мероприятия по противодействию германской разведке и обеспечивать прямую радиосвязь с Москвой. Помощник военно-морского атташе германского посольства Курт Крепш тоже совершал переход на «Комете».

Большинство наших участников проводки немецкого судна вскоре поняли, что оно является военным. Командование крейсера не скрывало, что они офицеры ВМФ и что команда состоит из военных моряков. Командир рейдера «Комет» - фрегатен-капитан Кептель - был опытным ледовым капитаном торгового судна, хорошо знавшим арктические условия.

Не забывали германские моряки и о разведке Севморпути. По всему маршруту проводилась тщательная фотосъёмка, делались промеры глубин. При малейшей возможности моряки высаживались на берег и фотографировали.

Мощность судового передатчика обеспечивала прямую радиосвязь с Берлином. Значительная часть команды (особенно радисты, которых на «Комете» было шесть) свободно владела английским и русским языками. Радисты не только принимали корреспонденцию из фатерланда, но и перехватывали переговоры наших судов, самолётов и береговых радиостанций. Командовал радистами офицер -обер-лейтенант Вильгельм Доберштайн.

И только когда проводка подходила к концу, у руководства Сев-морпути появилось понимание назначения и цели перехода судна «Комет». Было принято решение не выпускать германский военный корабль на тихоокеанские коммуникации. Командиру вспомогательного крейсера предложили вернуться на запад, мотивируя это тем, что в Беринговом проливе его поджидают американские корабли. Однако немцы заняли жёсткую позицию, заявив, что они подчиняются только своему правительству.

В результате в течение 1940-1941 гг. рейдер «Комет» совместно со вспомогательным крейсером «Орион» на международных судоходных трассах Тихого океана потопил около 16 английских судов.

Сведения, полученные немецкими учёными, моряками и разведчиками в Арктике в 1931-1940 гг., нашли применение в ходе военных действий Германии против СССР и наших союзников в 1941-1945 гг.

Добытая во время перехода «Комета» информация о навигационном оборудовании Северного морского пути позволила германскому морскому штабу заблаговременно развернуть систему радиометеостанций на арктических островах Северного Ледовитого океана. Данные о советских полярных станциях в Арктике, организации их радиосвязи, результаты промеров глубин в проливах были обобщены нацистскими специалистами и в июне 1941 г. изданы секретным приложением к «Наставлению о плавании в арктических морях».

После провала попытки захвата Кольского полуострова германское командование приняло решение направить силы флота в советский сектор Арктики. Получив от воздушной разведки информацию, что льды позволяют войти в Карское море, германские ПЛ начали свою деятельность в восточной части Баренцева моря (рис. 5). Одни ПЛ - минные заградители, загруженные в норвежских базах минами типа ТМС (для глубоководных районов морей), проводили их постановку у западных берегов Новой Земли. После первой постановки минзаги держали курс предположительно на бухту Нагурского (возможно - в бухту Северная или в бухту Зверобоев) и грузили здесь на борт новый боекомплект мин типа ТМВ, которые применялись

в мелководных морских районах, характерных для Карского моря. После второй постановки ПЛ начинали действовать как обычные торпедные подводные лодки. Другие ПЛ (без мин) сразу же приступали к проведению ледовой разведки в Карском море, а в назначенное время переходили к охоте на конвои и одиночные суда (рис. 6).

Районы Новой Земли неоднократно посещали германские су-да-снабженцы, специально построенные перед войной для походов к заграничным базам Третьего рейха, а также для обеспечения походов германских подводных лодок и рейдеров. Подобных снабженцев у кригсмарине в Арктике было два: «Пелагос» и «Кернтерн». Оба они являлись судами спецназначения, имели по две спускаемые на воду ёмкости под дизельное топливо (по 20 т каждая), вместительные рефрижераторные камеры для продуктов, танки для пресной воды, хранилище для торпед с системами их обслуживания, а также грузоподъёмные средства. Для обозначения своего места суда использовали бортовой гидроакустический маяк и прожектор.

С целью доставки топлива и торпед для действующих в арктических водах германских подводных лодок использовались и транспортные ПЛ (рис. 7).

Среди выявленных разведкой СФ и НКВД районов передачи грузов германским подводным лодкам чаще других упоминаются под-скальные базы-стоянки, продовольственные и топливные базы:

- остров Земля Александры, полуостров Полярных Лётчиков (западная часть архипелага Земли Франца-Иосифа) (рис. 8);

- мыс Желания, мыс Спорый Наволок, мыс Крашенинникова, мыс Константина, остров Междушарский, Белушья губа, залив Благополучия, залив Ледяная Гавань (архипелаг Новая Земля) (рис. 3);

- устье Енисея, острова Мона, остров Вардропер, Пясинский залив, шхеры Минина, остров Подкова, залив Бирули, полуостров Михайлова, берег Харитона Лаптева (полуостров Таймыр) (рис. 9);

- залив Волчий (архипелаг Норденшельда).

В этих же районах развёртывались немецкие метеостанции и ра-диопеленгаторные пункты.

Не исключено, что германские подводники для пополнения запасов продовольствия и горючего использовали зимовки, подготовленные Главсевморпутём ещё до войны.

До нападения нацистской Германии на СССР разведчики германского ВМФ для наблюдения за восточной частью Баренцева моря имели только радиопеленгаторную станцию в Киркенесе. Позднее радио-пеленгаторный пункт был развёрнут на Земле Александры. Но эти

Рис. 4. Немецкий рейдер «Комет» на трассе Севморпути. 1940 г.

Рис. 5. Германская подводная лодка в Баренцевом море

Рис. 6. Германские подводники с убитым белым медведем на борту подводной лодки

Рис. 7. Заправка топливом германского гидросамолёта-разведчика от ПЛ

РЩх.льВое

о.ГреэЬьБелл

о.Ла-Ронсьер

.Солсбери

о. Луиджи^

. Земля, Александр

пролив Британский канал

¿"о. Чамп

.Земля Вильчека

O.HÀHCCHà

о.Г АЛЛЯ

я ïtcmpuucxiiù \ иролий

Хо. Гукера ^

q. Сальм

о.Макклинтона

iprépsк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IР H Ы Й Л £ ■_5Ц

ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА

Рис. 8. Архипелаг Земля Франца-Иосифа

м. Чвпюскщ

.1о-ва Комсомольской Ь/ Правд

о-ва Сергея Кирова

МОРЕ ЛАПТЕВЫХ

КАРСКОЕ МОРЕ

арх. Норденшельдв

_ г ТаЬмыЬскшс о.Тайныр. ^зал- Щ^с

О-ВА

Известий ЦИК

о-ва Арктического Институт а

\рончищевои

о.Свердруп

о.Вилькйцкого

'Г*

Пясннскйи

ч Диксон, о.Олений •

1КОВО'

оз.Кокора

у1 Г оз.Лабаз оП'айгурма

Усть-Авам®

'^—-^Шсина ' Л '

[ЖЖЙз ^¡Гоз Лама ^ :

ЦФ о,Кета ^ «■ *,

оз±Хантсммо& $ М^Снежногорск ЭВЕНКИЯ

ЯКУТИЯ;

'АСНОЯРСКИЙ*

Мурукт.

ТАЙМЫРСКИЙ (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКИЙ) АО

Рис. 9. Полуостров Таймыр и прилегающие заливы

станции находились слишком далеко от Северного морского пути. Немцам требовался береговой пост радиоразведки где-нибудь на Новой Земле, а ещё лучше - на берегу Карского моря. И к 1943 г. такой пост, по-видимому, появился.

Об этом свидетельствует доклад отдела контрразведки «Смерш» Беломорской военной флотилии: «Работа нашей радиостанции на острове Диксон перебивается другой неизвестной радиостанцией, работающей на той же волне. Указанная радиостанция работает якобы с подлодки противника, однако не исключено, что эта радиостанция установлена в одном из пунктов побережья Карского моря по заданию германской разведки».

Неоднократно германские ПЛ высаживали или принимали с берега отдельных лиц в районах нашего побережья (в районе восточнее Териберки, острова Диксон, бухт Полынья и Иннокентьевская (устье реки Енисей)), совершали налёты на наши береговые метеопосты.

25 сентября 1944 г. высаженный с двух подводных лодок десант разгромил станцию Главсевморпути на мысе Стерлигова (Карское море), уничтожив жилые дома, радиостанцию, метеопост, машинное отделение и склады с продовольствием. Но главной удачей противника стали захваченные им секретные документы, в том числе переговорные коды и таблицы с ключами, сигнальные книги. Из семи человек, находившихся на станции, нацистами были захвачены и перевезены на лодки пять человек.

Добыванию германской разведкой информации о движении наших судов способствовали публикации в открытой печати (в том числе в газете «Известия»), радиопередачи из г. Архангельска, открытые переговоры судов как между собой, так и с полярными станциями. Большинство советских транспортных судов, идущих Севморпутём через Карское море и в море Лаптевых, документами скрытой связи не пользовались.

Лётчики самолётов полярной авиации, капитаны ледоколов и торговых судов, полярники станций ГУСМП практически до лета 1943 г. считали, что находятся в глубоком тылу Советского Союза. А потому постоянно использовали радиосвязь в открытом режиме, поставляя тем самым противнику ценную развединформацию.

Для обеспечения своих подводных лодок и авиации в периоды сложных метеоусловий и полярных ночей противник начал использовать радионавигационное оборудование северных островов. В дальнейшем было выявлено, что гитлеровцы со своих подводных лодок на ряде островов (на Земле Франца-Иосифа, на Новой Земле в районе пролива Маточкин Шар, на острове Уединения) установили автомати-

ческие радиомаяки, которые включались по запросу с подводных лодок для определения места в плохую погоду.

Действия разведки Северного флота по выявлению германских ПЛ были связаны с большими трудностями. К началу войны операционная зона флота не была чётко обозначена и охватывала район побережья и часть акватории Баренцева моря. В ходе войны она последовательно расширялась и с первой половины 1942 г. включала в себя акваторию морей Баренцева, Белого, Карского, Лаптевых общей площадью 2987 тыс. кв. км и более чем в два раза превосходила площадь Балтийского, Чёрного, Азовского и Каспийского морей вместе взятых, а своей береговой чертой простиралась почти на 7000 миль (рис. 10).

В условиях Северного театра, где разведка авиацией и кораблями зачастую затруднялась полярными климатическими условиями, радиоразведка в период Великой Отечественной войны сыграла важную роль как один из постоянно действующих видов разведки на театре.

Радиоразведка была представлена отделением в отделе штаба флота, одним береговым радиоотрядом (в Горячих Ручьях недалеко от Полярного), пятью радиопеленгаторными пунктами (рис. 11).

26 августа 1941 г. радиоразведка определила координаты германской подводной лодки в 5 милях к северо-востоку от острова Киль-дин. Вследствие того что эти данные не были подтверждены другими видами разведки, командование сочло их недостаточно достоверными, и теплоходу «Мария Ульянова» разрешили выйти из базы. В результате теплоход был торпедирован германской ПЛ. Этот и другие подобные факты заставили более серьёзно относиться к данным радиоразведки, и пренебрежение к ним уже не допускалось.

Летом 1943 г. командующий СФ вице-адмирал А. Г. Головко поставил перед радиоразведкой задачу усилить разведку ПЛ противника в бассейне Карского моря. Циркуляром начальника штаба СФ были развёрнуты и задействованы в июле 1943 г. три радиопеленга-торных пункта: БРП-07 (мыс Святой Нос), БРП-08 (остров Новая Земля, мыс Желания) и БРП-09 (остров Диксон). За период двух навигаций (1943 и 1944 гг.) радиоразведка обнаружила около 200 выходов на связь подводных лодок противника в Карском море.

В июле - сентябре 1944 г. группа радиоразведки ВМБ Диксон обнаружила в Карском море девять германских подводных лодок, выявила систему расположения их позиций, вскрыла порядок смены лодок в районе мыса Желания, навела на находившуюся в шхерах залива Минина германскую подводную лодку тральщик, который её и уничтожил.

Рис. 11. Радиопеленгаторная сеть берегового радиоотряда СФ. Июнь 1941 г.

За период Великой Отечественной войны радиоразведка Северного флота обнаружила 56 подводных лодок противника, действовавших из баз Норвегии, подготовила и направила командованию более 3300 донесений о работе радиостанций ПЛ противника и их местонахождении.

Свой вклад в ведение разведки действий подводных лодок противника внесли воздушная разведка и силы корабельной разведки СФ.

В целом самолётами разведывательной авиации СФ за годы войны было обнаружено и сфотографировано 90 подводных лодок, из них три потоплено.

Подводные лодки СФ вели поиск германских ПЛ, скрытно патрулируя в назначенных районах. Одним из значительных успехов подводников СФ было потопление ПЛ 11-639 (рис. 12). Немецкая подлодка 11-639 была обнаружена ранним утром 28 августа 1943 г. в надводном положении. Вражеская субмарина с низким силуэтом и бочкообразной рубкой, окрашенная в белый и голубой цвета, «звеня» дизелями, шла среди безмолвия айсбергов. ПЛ С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е. Н. Трофимова атаковала противника сразу тремя торпедами. На месте гибели неприятельской подлодки появилось огромное радужное пятно соляра, посреди которого тихо покачивались трупы немецких подводников и какие-то деревянные обломки. С поверхности моря были подняты: сигнальная книга, дневник и тужурка командира 11-639 обер-лейтенанта Вихмана, отдельные чертежи ПЛ и её спасательный круг.

Из командирского дневника удалось установить, что 1 августа ПЛ выставила 16 мин ТМС западнее мыса Русский Заворот (Печорское море), а 20 августа - 24 мины ТМВ в Обской губе.

Сторожевые корабли и тральщики, входившие в состав сил охранения, вступали в бой с немецкими ПЛ при их выходе в атаки на суда конвоев.

Всего в 1941-1945 гг., по данным разведки, Северный флот провёл свыше 40 поисков немецких подводных лодок, в ходе которых было обнаружено более 30 подводных лодок, потоплено девять из них.

В целом борьба с ПЛ противника в Арктике и защита своих перевозок были для Северного флота чрезвычайно трудными задачами:

- немцам удалось заблаговременно изучить и в короткие сроки оборудовать театр военных действий в интересах своих ПЛ;

- имеющиеся документы подтверждают наличие у нацистов складов, гидрометеорологических постов, пунктов наблюдения, радиоразведки и связи на островах Карского моря;

Рис. 12. Германская подводная лодка. Первая половина 1940-х гг.

- суда, конвои на Северном морском пути и самолёты полярной авиации не соблюдали правила скрытой связи, облегчая работу германской разведки;

- сил для конвоирования судов, а тем более для заблаговременного поиска немецких подводных лодок в Карском море катастрофически не хватало. К началу войны СФ насчитывал восемь эсминцев, семь сторожевых кораблей, минный заградитель, два тральщика, 15 охотников за ПЛ, 15 подводных лодок, 116 самолётов;

- противолодочные и разведывательные самолёты не имели специального противолодочного оружия, радиолокационных станций и других необходимых средств для надёжного обнаружения германских ПЛ.

Литература:

Боевая деятельность подводных лодок ВМФ СССР в Великую Отечественную войну / Отв. ред. вице-адмирал Г. И. Щедрин; руководитель авторского коллектива капитан 1-го ранга С. Н. Хаханов. М., 1969. Т. 1. Подводные лодки Северного флота в Великой Отечественной войне.

Горбенко В. Германские базы в Советской Арктике и Северный морской путь: http: //www.caipv.ru/2013/08/germanskie-bazyi-v-arktike-i-severnyiy-morskoy-put/ (опубликовано 20 августа 2013 г.).

Горбенко В. Германские подводные лодки в Советской Арктике: http://www.secrets-worlds.ru/ (опубликовано 19 августа 2013 г.).

Ковалёв С. А., Фёдоров А. Ф., Злобин В. С. Арктические тайны Третьего рейха: http://www.tinlib.ru/istorija/arkticheskie tainy tretego reiha/index.php Козлов И. А., Шломин В. С. Краснознамённый Северный флот. 3-е изд. М., 1983. Платонов А. В. Война в арктических морях 1941-1945. Нарушение вражеских морских коммуникаций. СПб., 2012.

Фёдоров В. М. Военно-морская разведка: история и современность. 2-е изд. М., 2011. Христофоров В. С., Черепков А. П., Хохлов Д. Ю. Вместе с флотом. Советская морская контрразведка в Великой Отечественной войне: Исторические очерки и архивные документы. М., 2010.

Христофоров В. С., Черепков А. П. Секреты российского флота. Из архивов ФСБ. М., 2014.

Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Народный комиссариат ВМФ, исторический отдел.

Вып. 1. С 22 июня по 31 декабря 1941 г. / Под общ. ред. М. М. Долинина. М.-Л., 1945. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Под общ. ред. В. И. Круглова. М.-Л., 1946. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Под общ. ред. В. И. Круглова. М.-Л., 1946. Вып. 4. С 1 января по 30 июня 1943 г. / Под общ. ред. К. Ф. Чубрик. М.-Л., 1947. Вып. 5. С 1 июля по 31 декабря1943 г. / Под общ. ред. В. И. Круглова. М.-Л., 1949. Вып. 6. С 1 января по 30 июня 1944 г. / Под общ. ред. Д. В. Соколова. М.-Л., 1949. Вып. 7. С 1 июля по 31 декабря 1944 г. / Под общ. ред. Д. В. Соколова. М.-Л., 1950. Вып. 8. С 1 января по 9 мая 1945 г. / Под общ. ред. В. И. Круглова. М.-Л., 1949. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре (2-е изд.). СПб., 1999. Вып. 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.