Научная статья на тему 'Ледокол «Красин» – лидер Третьего арктического конвоя'

Ледокол «Красин» – лидер Третьего арктического конвоя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

123
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ледокол "Красин" / Арктика / Великая Отечественная война / Третий арктический конвой / "Адмирал Шеер" / М.Г. Марков / Icebreaker "Krassin" / Arctic / Great Patriotic War / Third Arctic Convoy / "Admiral Scheer" / M. G. Markov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Емелина Маргарита Александровна, Савинов Михаил Авинирович

В статье рассматривается один из эпизодов Великой Отечественной войны в Арктике в 1942 г. - переход Третьего арктического конвоя во главе с ледоколом "Красин". Именно за этим конвоем нескольк дней охотился германский тяжёлый крейсер ";Адмирал Шеер", сумевший скрытно проникнуть в Карское море.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The icebreaker "Krassin" – the leader of the Third Arctic Convoy

The article deals with one of the episodes of the Great Patriotic War in the Arctic in 1942. It is the passage of the Third Arctic convoy led by the icebreaker "Krassin". It was for this convoy that the German heavy cruiser Admiral Scheer hunted for several days, which managed to secretly enter the Kara Sea.

Текст научной работы на тему «Ледокол «Красин» – лидер Третьего арктического конвоя»

М. А. ЕМЕЛИНА, М. А. САВИНОВ

Ледокол «Красин» -

лидер Третьего арктического конвоя

Участие ледокола «Красин» в Великой Отечественной войне стало одной из самых ярких страниц в почти столетней истории судна. В любом обзоре истории «Красина» обязательно упоминаются переход ледокола в составе конвоя PQ-15 и бой с германскими торпедоносцами 3 мая 1942 г., а также тот факт, что за годы войны ледокол полностью обогнул земной шар (рис. 1).

В центре нашего внимания - несколько менее известный эпизод участия прославленного ледокола в арктических боевых действиях, а именно - поход Третьего арктического конвоя из Диксона в Тикси в августе 1942 г., когда советские транспорты и сопровождавшие их ледоколы избежали встречи с германским тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer, рис. 2)1, скрытно проникшим в Карское море с целью перехвата кораблей и судов экспедиции ЭОН-18.

События этих дней - поход «Адмирала Шеера» вокруг Новой Земли, героический бой ледокольного парохода «Александр Сибиряков» против германского рейдера, отражение атаки вражеского крейсера на Диксон - хорошо известны и многократно описаны в научной и на-учно-популярной литературе2. Упоминался в контексте этих событий и ледокол «Красин». Однако фокус освещения неизбежно смещался в сторону более ярких и драматичных эпизодов - гибели «Сибиряко-ва» и обороны Диксона. Задача нашей статьи - с опорой на источники, непосредственно связанные с «Красиным», показать повседневную работу линейного ледокола в условиях войны.

Центральное место среди этих источников занимает рейсовое донесение капитана ледокола «Красин» Михаила Гавриловича

1. Тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер»: год постройки - 1933; водоизмещение -15 180 брт; экипаж - 1150 чел. Вооружение: шесть орудий калибра 286 мм, восемь орудий калибра 150 мм, шесть зенитных орудий калибра 88 мм, восемь зенитных орудий калибра 37 мм, 10 зенитных орудий калибра 20 мм, два четырёхтрубных торпедных аппарата 533 мм; один самолёт ледовой разведки Аг-196.

2. Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. Л., 1969. Т. 4. С. 493-497; История Второй мировой войны 1939-1945. М„ 1975. Т. 5. С. 262-263; Кучепатов Ю. Н. Огненные мили. Архангельск, 1972. С. 78-82; Платонов А. В. Борьба на арктических коммуникациях 1941-1945. СПб., 2012. Т. 1. С. 244-263; Сергеев А. А. Германские подводные лодки в Арктике 1941-1942. М., 2003. С. 218-223.

Рис. 2. «Адмирал Шеер» и немецкий крейсер «Принц Евгений», в Ланг-фьорде (Норвегия). Февраль 1942 г.

Рис. 3. Капитан ледокола «Красин» М. Г. Марков (фотография военного времени, середина 1940-х гг.)

Маркова (1904-1954) (рис. 3). Машинописная версия этого документа хранится в Государственном архиве Архангельской области3, а рукописный оригинал - в фондах филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - «Ледокол «Красин»4. Это подробный отчёт о рейсе, описывающий по дням и часам действия судна и фиксирующий входящие радиограммы.

Донесение М. Г. Маркова может быть дополнено данными судовых журналов ледокола. Журналы, охватывающие военное время, находятся в фондах Государственного архива Приморского края5. При использовании данных журналов важно учитывать то обстоятельство, что они датируют происшествия по местному судовому времени, в отличие, например, от Отчёта Штаба морских операций, который ориентирован на московское время.

Отчёт Штаба морских операций западного района Арктики за навигацию 1942 г. является ещё одним официальным источником, уже не связанным непосредственно с ледоколом. Он был представлен в Главное управление Северного морского пути в 1943 г., сохранился в фондах Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики6. Отчёт представляет собой подробный разбор всех гражданских морских операций, осуществлявшихся в 1942 г. западнее меридиана мыса Челюскин. В документе даётся характеристика технического состояния судов, описываются работа ледовой разведки, аварии, действия неприятеля.

Нельзя обойти вниманием и источники личного происхождения - прежде всего, воспоминания Н. А. Мерта, в 1942 г. занимавшего должность старшего помощника капитана «Красина» Его книга о событиях войны «"Красин" в боевом походе» вышла в 1976 г.7 Автор написал беллетризованные воспоминания, значительно отстоящие по времени от описываемых событий. Они довольно детально рассказывают о боевом походе ледокола начиная с 1941 г., содержат интересные подробности, связанные с событиями лета 1942 г. В то же время они изобилуют фактическими неточностями, происходящими из-за большой дистанции, разделяющей события и время записи рассказа о них.

3. Государственный архив Архангельской области (далее - ГААО). Ф. 2323. Оп. 2. Д. 148.

4. Рейсовые донесения капитана М. Г. Маркова: Основной фонд ледокола «Красин» (ЛК ММО). № 842.

5. Государственный архив Приморского края (далее - ГАПК). Ф. 347. Оп. 5. Д. 530.

6. Фонды ААНИИ. 0-3468.

7. Мерт Н. А. «Красин» в боевом походе. Владивосток, 1976.

Краткие машинописные или рукописные воспоминания о войне сохранились в личных архивах многих красинцев, некоторые из этих записок оказались в составе государственных архивохранилищ. Примером могут служить записки помощника капитана «Красина» Н. Ф. Инюшкина, сохранившиеся в фондах Музея морского флота Дальневосточного морского пароходства (г. Владивосток), или механика ледокола «Красин» П. П. Чукура, хранящиеся в научном архиве филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - «Ледокол «Красин»8. В 2015 г. Т. П. Бай опубликовала небольшое эссе о военных рейсах «Красина», написанное по воспоминаниям её отца П. А. Соп-ко, кадрового военного моряка, пришедшего на «Красин» сразу после прибытия ледокола в Мурманск в мае 1942 г.9 В этих записках просто упоминается сам факт опасности встречи с германским рейдером.

Итак, к августу 1942 г. «Красин» завершил свой очередной этап перевооружения, которое производилось в г. Молотовске (ныне Северодвинск), став одним из наиболее оснащённых артиллерийским вооружением ледоколов. На «Красине» было шесть универсальных американских пушек (76-мм), шесть 12,7-мм и четыре 7,3-мм пулемёта «Браунинг», семь 20-мм зенитных автоматов «Эрликон»10. 29 июля ледокол вышел из Архангельска по направлению к Диксону, куда он прибыл 4 августа. В период с 16 по 18 августа на Диксоне сосредоточились суда сквозного каравана, шедшие в Тикси. Руководство ГУСМП требовало как можно скорее отправить суда через пролив Вилькицко-го, против чего возражал начальник морских операций А. И. Минеев, лучше осведомлённый о неблагоприятной ледовой обстановке в восточной части Карского моря11. Тем не менее 19 августа транспорты «Азербайджан», «Комсомолец Арктики», «Чернышевский», «Щорс», «Двина», «Моссовет», «Ельна-2» и танкер «Донбасс» под проводкой «Красина» вышли из Диксона в направлении пролива Вилькицкого. Так отправился в путь Третий арктический конвой, лидером которого стал ледокол «Красин». Вышедшие ранее из Диксона (8 августа) ледокол «Ленин» (рис. 4) и танкер «Хоупмаунт» уже оказались в сложном

8. Научный архив ледокола «Красин» (ЛК НА). № 345/1-2.

9. Бай Т. П. От моря Белого до моря Лаптевых // Кто, если не мы? М., 2015. Вып. 6. С. 225-240.

10. Смирнов К. Д. Мобилизационный проект 212 ледокола «Красин» // Гангут. 2003. Вып. 35. С. 49-50. Для сравнения: «Красин» - шесть 76-мм, семь 20-мм орудий, шесть 12,7-мм и четыре 7,3-мм пулемёта; ледокол «Иосиф Сталин» - четыре 100-мм, 14 20-мм орудий, шесть 12,7-мм пулемётов; ледокол «Анастас Микоян» - три 76,2-мм; 10 20-мм орудий; ледокол «Ленин» - пять 76,2-мм, четыре 37-мм орудия, четыре 12,7-мм пулемёта.

11. Фонды ААНИИ. 0-3468. Л. 18-19.

положении и не могли продвинуться далее острова Святого Петра. Им надлежало соединиться с красинским караваном, чтобы продолжать путь вместе. Танкер был старым и совершенно не приспособленным к плаванию в ледовых условиях. В то же время на нём находился стратегический груз - 7 тыс. т мазута для прохода военных кораблей (будущая ЭОН-18) с востока12.

Тем временем, 20 августа 1942 г., «Адмирал Шеер», которому удалось скрытно проникнуть в Карское море, вышел к западному побережью Таймыра, где вскоре обнаружил с помощью своего гидроса-молёта-разведчика «Арадо» Аг-196 караван советских транспортных судов. Это был Третий арктический конвой - семь сухогрузов и танкер под проводкой ледокола «Красин». В тот же день на «Красине» получили данные ледовой разведки о состоянии льда к востоку от мыса Челюскин: путь был закрыт тяжёлыми льдами, и капитану ледокола М. Г. Маркову предстояло выбрать место для отстоя. В эти дни на судах каравана ничего не знали о действиях неприятеля.

Когда «Арадо» обнаружил конвой, то неверно определил его курс. 21 августа «Адмирал Шеер» занял позицию у банки Ермака на «вероятном» (движение в юго-западном направлении соответствовало предполагаемому курсу дальневосточного отряда) пути следования конвоя, готовясь к атаке и полагая, что караван движется прямо на него13. Это случайно позволило конвою выиграть время. О возможности же вражеской атаки моряки не подозревали: ранее германские корабли не были замечены в Карском море. Все радиопереговоры, как между судами конвоя, так и между конвоем и Штабом морских операций, велись открыто. Это позволило командиру «Адмирала Ше-ера» В. Меендсену-Болькену понять свою ошибку в определении курса судов. В ночь на 22 августа крейсер устремился в погоню за караваном «Красина», опираясь на данные радиоперехвата.

Днём 22 августа к каравану присоединились вышедшие с Диксона ранее «Ленин» и «Хоупмаунт». Таким образом, суда оказывались под защитой двух вооружённых ледоколов, чьи команды имели боевой опыт. Учения с отработкой стрельбы из пушек и зенитных автоматов «Эрли-кон» были проведены в Диксоне непосредственно перед выходом конвоя 19 августа 1942 г.14 Но, конечно, 76,2-мм универсальные пушки «Красина» и «Ленина» не могли дать серьёзного отпора 280-мм орудиям германского рейдера. А тот продолжал настойчиво преследовать караван.

12. Фонды ДАНИИ. 0-3468. Л. 13, 17.

13. Платонов А. В. Указ. соч. С. 246.

14. ГАПК. Ф. 347. Он. 5. Д. 530. Л. 59.

Рис. 4. Ледокол «Ленин». 1930-е гг.

Ледовая обстановка оставалась неблагоприятной. Суда под проводкой ледоколов недолго продолжали движение к проливу Виль-кицкого - вскоре (в тот же день) они были вынуждены остановиться у банки Оскара. 23 августа из-за наплыва льдов караван вынужден был сместиться к острову Гансена15, где его вновь обнаружил разведчик «Арадо». Но 24 августа 1942 г. в районе острова Русский «Адмирал Шеер» попал в тяжёлый лёд. Несмотря на опасность льдов для корабля, командир рейдера решил продолжать преследование. Утром следующего дня крейсер ещё продолжал бороться со льдом в попытках настичь караван. Однако обстоятельства складывались крайне неудачно: при возвращении из очередного вылета «Арадо» вышел из строя, его пришлось расстрелять. Не имея возможности продолжать движение и потеряв гидросамолёт, корабль лёг на обратный курс.

Наступило утро 25 августа - дня гибели «Сибирякова» и рассекречивания операции «Вундерланд». В рейсовом донесении М. Г. Маркова есть упоминание о получении с Диксона радиограммы с оповещением об угрозе нападения вражеского рейдера («линейного крейсера»), но точное время её получения не указано16.

Ночью стали приходить тревожные известия: германская подводная лодка атаковала полярную станцию на мысе Желания. Этой лодкой была ¡7-255, одна из лодок, собиравших разведданные для «Адмирала Шеера». В ночь на 25 августа командиры субмарин получили разрешение действовать по собственному усмотрению, и немедленно последовало нападение на станцию17. Радиограмма о нападении, отправленная на Диксон, была принята (отрывочно) и судовой радиостанцией «Красина»18. Полярники уверенно определили напавший корабль как подводную лодку, но после гибели «Сибирякова» в штабах появились сообщения о нападении на станцию крейсера. Как отмечает А. В. Платонов, «из радиосообщений достаточно ясно следует, что полярную станцию обстреливает подводная лодка. В какой из инстанций она превратилась в надводный корабль, определить

15. Фонды ДАНИИ. 0-3468. Л. 22-23.

16. «На якоре у острова Гансена. Дрейф льда на норд-ост усилился... судам дано указание держать машины в постоянной готовности. Получено сообщение шифром от т. Ми-неева о возможности появления в Карском море неприятельского линейного крейсера, о чём предупреждены все капитаны судов» (ГААО. Ф. 2323. Оп. 2. Д. 148. Л. 13).

17. Платонов А. В. Указ. соч. С. 251.

18. «05.40. Судовой радиостанцией перехвачены отрывочные сообщения п/ст Мыс Желания, для Диксона: "Горим...", "Пожар...", "Ушла на запад... " (ГААО. Ф. 2323. Оп. 2. Д. 148. Л. 13).

трудно»19. Прояснить этот вопрос позволяют данные отчёта Штаба морских операций: «25 августа в 5.38 был получен сигнал SOS от полярной станции Желания. Полярная станция сообщала: "Нас обстреливает подводная лодка горим много пожара отстреливаемся..." После нападения неприятельского корабля на л/п "Сибиряков" полярная станция "Желание" в 14.00 сообщила, что утром на неё напала не подлодка, как ранее думали, а большой крейсер»20. Таким образом, все определения класса атакующего корабля исходили исключительно от сотрудников станции, которые при нападении действовали решительно и вели по вражеской субмарине огонь из винтовок, пулемётов и 37-мм орудия.

Между тем на стоянке Третьего арктического конвоя всё было спокойно. Вот как описывает утро 25 августа 1942 г. старший помощник капитана «Красина» Н. А. Мерт: «Короткая ночь прошла спокойно, густой туман несколько раз закрывал рейд. На следующий день по радио была принята радиограмма. Сложная ледовая обстановка до самого пролива Вилькицкого сохранялась, и мы вынуждены были оставаться на рейде в бухте Макарова в ожидании разрядки... Второй помощник капитана Инюшкин, начальник судовой радиостанции Григорьев и старший лейтенант Баранов пришли к капитану с просьбой отпустить их на охоту (на моржей. - М. Е„ М. С.). Марков дал согласие. С его согласия был опущен на воду моторный спасательный бот, и охотники, вооружённые винтовками "Маузер", отбыли навстречу своему охотничьему счастью. Однако удача не улыбнулась им.. ,»21

Судовой журнал «Красина» фиксирует эту (или аналогичную) охоту под 24 августа и отмечает участие в ней 17 членов экипажа22. В это время «Адмирал Шеер» как раз подобрался к конвою максимально близко. Конечно, даже не зная о близости врага, моряки не вели себя совсем уж беспечно - и 24, и 25 августа у орудий ледокола неизменно находились шесть краснофлотцев военной команды, семь из десяти котлов были под парами, что обеспечивало часовую готовность к съёмке с якоря при улучшении ледовой обстановки. За состоянием льдов велось усиленное наблюдение23. Это было следствием желания как можно скорее продолжить движение каравана, а не обеспокоенности возможностью встречи с неприятелем. К тому же движение

19. Платонов А. В. Указ. соч. С. 251.

20. Фонды ААНИИ. 0-3468. Л. 68.

21. Мерт Н. А. Указ. соч. С. 140-141.

22. ГАПК. Ф. 347. Он. 5. Д. 530. Л. 79.

23. Там же. Л. 77, 79.

одиночных транспортов по трассам Карского моря продолжалось, и утром 25 августа к каравану присоединился пароход «Сакко» (в 10.30) (рис. 5).

Днём 25 августа остовая тяга сменилась на вестовую, и суда конвоя стали готовиться к возможному движению дальше на восток. В 13.15, по данным Отчёта, на «Красин» было отправлено распоряжение о перемене якорной стоянки из-за ледовых условий24, а в 13.17 Диксон принял радиограмму «Сибирякова» о «неизвестном вспомогательном крейсере», который запрашивал ледовую обстановку. Так было рассекречено появление в Карском море немецкого рейдера.

Первую информацию о грозных событиях середины дня капитан «Красина» М. Г. Марков получил, вероятно, из радиограммы, отправленной ледокольным пароходом «А. Сибиряков» перед своей гибелью и принятой ледоколом «Ленин». По рейсовому донесению хроника событий выглядит следующим образом:

«14.15. С ледокола "Ленин" получено сообщение по семафору "Сейчас принимаю передачу SOS п/х "Сибиряков". Он затоплен немецким крейсером, очевидно, линкором..."

15.00. На 15.30 назначена съёмка с якорей для следования на восток.

15.30. Съёмка с якорей каравана отставлена из-за густого тумана».

Только с 16 ч стали приходить радиограммы начальника морских операций западного сектора Арктики А. И. Минеева. В рейсовом донесении М. Г. Марков писал: «16.30. Снялись с якорей. Туман рассеивается. Получено две шифровки с Диксона от т. Минеева... говорится, что... ледокол "Сибиряков" обнаружил немецкий крейсер, что необходимо немедленно сниматься всему каравану и следовать на восток... А для того чтобы суда веселее двигались, добавил, что крейсер направляется в наш район. Следуем одной колонной в следующем порядке: "Красин", "Азербайджан" (с открытой пробоиной), "Донбасс", "Комсомолец Арктики", "Сакко", "Ленин", "Хоупмаунт" "Чернышевский", "Двина", "Моссовет" и "Ельна-2"»25.

Судовой журнал относит съёмку Третьего арктического конвоя с якорей к 25 августа, 19.30 по времени Диксона26. В 23.23 была объявлена единственная за всё время похода боевая тревога - при обнаружении самолёта пилота советской ледовой разведки И. И. Черевичного.

24. Фонды ААНИИ. 0-3468. Л. 22.

25. ГААО. Ф. 2323. Оп. 2. Д. 148. Л. 13 об. Пропущенный в машинописи транспорт

«Щорс» дописан в перечень чернилами от руки.

26. ГАПК. Ф. 347. Оп. 5. Д. 530. Л. 85.

Рис. 5. Пароход «Сакко». Снимок довоенного времени

Отбой был дан после того, как самолёт был опознан27. А уже в 23.25 суда прошли по чистой воде траверз мыса Челюскин. В кильватере «Красина» следовали 11 судов, в том числе ледокол «Ленин»28.

Тревога, вызванная обнаружением «Адмирала Шеера», продолжала нарастать. В 1.40 26 августа радиостанция мыса Челюскин сообщила о движении вражеского крейсера на восток через пролив Виль-кицкого. В действительности рейдер находился в это время в районе несуществующей советской коммуникации мыс Желания - Диксон, в реальность которой верило германское морское командование29.

На дальнейшем пути Третьего арктического конвоя ледовая обстановка была благоприятной. В 5.30 26 августа к каравану присоединился ледокольный пароход «Георгий Седов», а 31 августа в 6 ч утра все транспорты и танкеры конвоя благополучно прибыли в Тикси под проводкой ледокола «Ленин»30. «Красину» пришлось на несколько дней возвратиться в пролив Вилькицкого для оказания помощи одиночным транспортам «Беломорканал», «Аркос» и «Мироныч». Только после того, как все эти суда были выведены в разное время на чистую воду, ледокол отправился в Тикси за водой и углём. На рейд Тикси «Красин» прибыл 14 сентября 1942 г.31

Так окончился этот опасный переход по внутренним водам Советской Арктики, внезапно превратившимся в полноценный морской театр военных действий. История не терпит сослагательного наклонения, но, по нашему мнению, при встрече с врагом красинцы и все моряки конвоя, подобно героям «Сибирякова», до конца исполнили бы свой воинский долг.

27. ГА АО. Ф. 2323. Оп. 2. Д. 148. Л. 13 об.

28. Там же. Л. 86.

29. Платонов А. В. Указ. соч. С. 250.

30. Фонды ААНИИ. 0-3468. Л. 23.

31. ГА АО. Ф. 2323. Оп. 2. Д. 148. Л. 14-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.