педагогические Степаненко Наталия Александровна, Мантрова Мария Сергеевна
науки РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ...
УДК 37.012
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОСЛОЖНЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
© 2017
Степаненко Наталия Александровна, кандидат педагогических наук, старший лаборант кафедры психологии и педагогики Мантрова Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г. Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. Предметом исследования является социально-педагогическое сопровождение обучающихся с осложненным поведением. Особое внимание уделяется категории осложненного поведения, теориям осложненного поведения в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. С целью углубленного анализа предмета изучения было проведено эмпирическое исследование, гипотезой которого послужило предположение о том, что работа с обучающимися с осложненным поведением будет эффективной, если будет внедрена программа, ориентированная на снижение агрессии, будет учитываться индивидуальный подход к ученикам, будут проводится систематические занятия с учениками. Для эмпирического исследования использованы методики «Диагностика межличностных отношений Лири», «Опросник межличностных отношений». Научная новизна исследования заключается в изучении категории осложненного поведения обучающихся, его особенностях и проявлениях. Практическая значимость исследования состоит в составлении программы сопровождения обучающихся с осложненным поведением. Анализ проведенных комплексных мероприятий по оптимизации осложненного поведения учащихся в общеобразовательной школе показал, что необходимо активизировать деятельность социального педагога по проведению тренингов, направленных на снятие страха, преодоление барьеров в общении, снятие тревожности, снижение агрессивности; по проведению групповых занятий, включающих игровые методики воспитания, классные часы, организацию и проведение интерактивного спектакля, ролевых игр.
Ключевые слова: агрессивное поведение, подростковый возраст, социальные отношения, осложненное поведение, педагогическое сопровождение, социально-педагогическая помощь, воспитание, трудный подросток, поведение, обучающийся.
THE WORK OF SOCIAL EDUCATOR WITH THE ADOLSCENT LEARNERS HAVING
BEHAVIORAL DISORDERS
© 2017
Stepanenko Natalia Alexandrovna, PhD, senior research assistant of the chair of psychology and pedagogics Mantrova Maria Sergejevna, PhD, senior lecturer in psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: [email protected])
Аbstract. The subject of the research is the social and pedagogical tutoring of students with behavioral disorders. Special attention is paid to the category of behavioral disorders, theories of behavioral disorders in the domestic and foreign psychological and pedagogical literature. With the purpose of deeper analysis of the subject of the study an empirical study was conducted, the hypothesis of which was the assumption that the work with students possessing behavioral disorders will be effective if a programme is implemented to reduce aggression, if an individual approach to pupils is considered, if regular classes with the students are held. For the empirical research such methods are used as the «Diagnosis of interpersonal relationships Leary», «the Questionnaire of interpersonal relations». Scientific novelty of the research is in the study of the category of behavioral disorders of students, its peculiarities and performances. The practical significance of the research is establishing a programme to support and tutor students with behavioral disorders. The analysis of complex measures to optimize the behavioral disorders of students in secondary school showed that it is essential to increase the activity of the social teacher in the training courses aimed at removing fear, overcoming barriers in communication, removal of anxiety, aggressiveness; to conduct group sessions, including the play method of education, group meetings, organization and holding of interactive play, role-playing games.
Keywords: aggressive behavior, adolescence, social relationships, behavioral disorders, pedagogical support, learning, education, a difficult teenager, behavior, socio-pedagogical assistance.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Осложненное поведение, трудный ребенок, девиация, агрессия эти слова всё чаще становятся употребляемыми в современной жизни.
Всегда необходимо помнить основное правило: подросткам необходима поддержка и помощь, им часто не хватает тепла и заботы, понимания, их терзает собственная неприкаянность, неопределенность, одиночество. Запреты и осуждения в подобных условиях лишь ожесточают ребят. Если окружающие их взрослые, которые сталкиваются с разными видами осложненного поведения ребят, легко раздражаются, испытывают негодование, обиду, то возможно и забыть о воспитательном эффекте. Подобное прямое противостояние между взрослым и ребенком может привести к усилению непонимания. Одним из главных условий эффективного воспитания ребят становится выяснение причин, из-за которых и возникают отклонения от норм поведения. Их надо находить в среде пребывания ребенка, в условиях воспитания. Наиболее общераспространенные причины появления осложненного поведения: педагогическая за-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
пущенность, недостатки семейного воспитания, противоречия в личностном развитии подростков.
В разнообразной научной литературе употребляются разные подходы к классификации детей с осложненным поведением. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются 3 группы таких подростков. К первой группе относятся осложнения в поведении подростков, которые связаны с их личностными чертами характера и характеристиками: эгоизм, акцентуации характера, гиперактивность, леность, пассивность, депрессивность, педантизм, тревожность. Ко второй группе относятся подростки с осложненным поведением в силу нарушения ими определенных норм поведения в обществе: воровство, сквернословие, лживость, бродяжничество, сопротивляемость воспитанию, вандализм, безнадзорность, недисциплинированность. К третьей группе относятся дети с поведением, осложненным ими способностями и напряженной активной деятельности: одаренность, пас-сионарность, компьтерозависимость.
Психологам, педагогам и социальным педагогам необходимо совместно с родителями проводить психологическую и социально-педагогическую поддержку
189
Степаненко Наталия Александровна, Мантрова Мария Сергеевна педагогические
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ... науки
подростков с осложненным поведением. Для этого необходимо организовать условия для корректировки поведения ребенка и адекватно оценивать реализуемость
проводимой программы, создать доверительную атмосферу.
Социально-педагогическая работа с обучающимися с осложненным поведением проводится в самых многообразных формах и состоит из многих междисциплинарных методик, методов и технологий. Самыми главными в работе социального педагога с подростками с осложненным поведением являются технологии профилактической социально-педагогической деятельности, диагностические технологии, технологии консультирования, коррекции, реабилитации и др.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятие осложненного поведения обучающихся наиболее активно изучали с 1960 г. Интересны работы Н. Д. Левитова, И. С. Кона, Л. С. Славиной, и др. [4, 3, 9]. В настоящее время в педагогических работах изучаются вопросы поведенческих особенностей детей с осложненным поведением из разнообразных типов семей (В. Ю. Ваткевич, А. С. Никончук, Н. С. Поспелова, В. В. Чечет и др.) [1, 6, 7,10].
Употребляя понятие «трудные» дети, чаще всего имеют в виду педагогическую трудность. При чем обычно берется за основу одна из граней данного явления -трудность работы с этими детьми, но не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми.
Порой «трудные» дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Состав подростков с осложненным поведением далеко неоднороден, и причины этих трудностей разноплановые.
Осложненное поведение школьников обуславливается тремя основными факторами: педагогической запущенностью; социальной запущенностью; отклонениями в состоянии здоровья [8].
Основные причины трудностей в воспитании определяются: конфликтными отношениями в семье; просчетами воспитательной системы школы; изоляцией от товарищей в силу каких-то причин; социальной дезадаптацией; стремлением самоутвердиться любым способом и в любой малой группе.
В некоторых случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из перечисленных факторов, в других - их совокупность. В ситуациях, когда такую трудность преодолеть невозможно, появляются трудности, непонимания, обиды. В группу «трудных» подростков часто нередко относятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел подобрать ключ.
Причинами плохой успеваемости в учебе часто бывает плохие отношения в семье, что в свою очередь, отражается на отношения с учителями и учащимися. Такая ситуация приводит к отрицательным изменениям в сознании и как следствие в поведении учащегося.
Основными причинами возникновения у учащихся подростков отрицательного поведения являются: безразличное отношение родителей к ребенку и отсюда воздействие на него отрицательных примеров; расхождение мнений родителей в воспитании, то, что обычно порождает слабохарактерность; избалованность ребенка в семье недостаточная требовательность к нему; применение физической силы, что приводит к возникновению лживости, трусливости; отсутствие четкого режима дня, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность [2].
Основными провокаторами агрессивного поведения являются: врожденная склонность (враждебность); авер-190
сивные случаи (боль, жара, теснота); возбуждение; массовая культура; агрессивные игры; влияние группы [12].
Осложненное поведение имеет разнообразие граней проявления. В число трудных подростков относят отстающих в учебе и с плохим поведением учащихся, с которыми им трудно работать.
Кроме того, сюда можно отнести учащихся, поступки которых выходят за грань законов норм и морали. Трудность этих подростков обуславливается во-первых, педагогической и социальной запущенностью, а во-вторых, особенностями переходного периода и эпизодическими трудностями жизни. В первом случае педагогическая трудность носит устойчивый характер, во втором - кратковременный.
Аннулировав негуманное терминологическое обозначение, характеризующее некоторых детей, которым в силу семейных обстоятельств тяжело жить на свете,
- «трудные», а также исключив название тех детей, которых педагоги не захотели воспитывать, - «педагогически запущенные», но не приняв психологический термин «девиантные» («с дороги сошедшие»), мы называем детей, доставляющих особые хлопоты и никак не желающих (по разным причинам) идти вверх по ступеням культуры, детьми осложненного поведения.
По мнению Щурковой Н. Е, «осложненное поведение» - это поведение ситуативных либо устойчивых характеристик асоциального или антисоциального плана, свойственных детям в силу определенных причин социально-психологического, психофизического, социально-ситуационного порядка [13].
В осложненном поведении подростка существует множество факторов, которые не всегда удается распознать: самочувствие, общее физическое и психическое состояние, неудачи деятельности, низкая самооценка, низкий статус в группе, непонимание в семье, низкий уровень материальных благ, непризнание в группе сверстников, отсутствие жизненных перспектив и т. д. Неблагоприятные факторы или совокупность их негативно влияют на человека, что влечет за собой соответствующее поведение.
Реакция взрослых на осложненное поведение не всегда является правильной и порой в корне ухудшает сложность данного поведения.
Первый момент технологического решения вопроса
- реакция на осложненное поведение. Традиционно закрепился ошибочный вариант реакции. В этом варианте все оправдано, потому что горечь взрослых, стыд за детей, возмущение и раздражение, гнев и оскорбление ищут выхода. Но давно замечено, что такая прямая отрицательная реакция не продуктивна. Разумеется, она не профессиональна.
«Педагог-профессионал сознательно и оправданно выстраивает свое поведение при виде осложненного поведения, он «чинит» поломанные отношения, ориентируясь на сложное состояние изломанной души. Добавим: педагог «забывает» в этом ситуативном эпизоде о негативных красках совершаемого ребенком - он все внимание переносит на самого ребенка» [2].
Педагога не волнует поступок ребенка - его должен волновать сам ребенок.
Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи автор видит обогащении работы школьного социального педагога с осложненными подростами.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Для выявления обучающихся с осложненным поведением мы воспользовались методиками «Диагностика межличностных отношений Лири», «Опросник межличностных отношений», которые помогают выявить взаимоотношения в малых группах, определить главенствующий тип социальных отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Методика Т. Лири представляет собой условную АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
педагогические науки
Степаненко Наталия Александровна, Мантрова Мария Сергеевна РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ...
схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. Чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное Я», «реальное Я», «мои партнеры» и т.д.
Методика представляется респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
«Опросник межличностных отношений» предназначен для оценки типичных способов отношения к людям. В сущности, в нем нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ. Испытуемому необходимо для каждого утверждения выбрать ответ, который больше всего соответствует.
Для достижения цели нашего исследования - изучения форм психолого-педагогического сопровождения обучающихся с осложненным поведением, мы провели опытно-экспериментальную работу в коллективе подростков.
При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Для проведения исследования был выбран 9 класс общеобразовательной школы в количестве 17 учащихся.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, что среди подростков преобладающим фактором общения с окружающими является подчинение, он свойственен 10 ученикам (59 %); 7 человек (41 %) относятся к доминирующему типу.
Из 8 возможных типов отношения к окружающим отсутствует альтруистический тип. Преобладает подчиняемый тип (23,3 %). На втором месте находится зависимый и эгоистичный (по 3 человека, 17,5 %), на третьем дружелюбный, агрессивный и авторитарный (по 2 человека, 11,7 %). Один человек (5,8 %) обладает подозрительным преобладающим отношением к окружающим.
По результатам опросника в коллективе подростков большая часть коллектива стремится избегать принятия решений, имеет подчинительный тип межличностных отношений. Небольшая часть коллектива имеет высокий уровень агрессивности и авторитарности и являются формальными и неформальными лидерами в данном коллективе.
На формирующем этапе эксперимента мы предлага-
ем программу работы с подростками, имеющими осложненное поведение, цель которой оптимизирование процесса взаимодействия подростков с обществом.
Задачи: обучить подростков приемам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры; сформировать умение конструктивного действия в конфликтных ситуациях; помочь подростку снизить уровень агрессивности по отношению к окружающим его людям.
Нами были организованы индивидуальные занятия, включающие помощь по учебным предметам, целью которых - разрешение проблемы нарушения интеллектуально-речевых норм. Беседы с учеником с целью разрешения проблемы нарушения этических норм. В монографическом исследовании проводились индивидуальных занятия по разрешению проблемы успеваемости по школьным предметам, а также по проблемам недисциплинированности. Индивидуальная форма поддержки носит оперативный (срочный) характер [11].
Следующее направление в работе с осложненными подростками включает в себя: групповые занятия, включающие игровые методики воспитания, классные часы, организацию и проведение интерактивного спектакля, ролевых игр, их цель - разрушение системы негативного отношения к миру, нормализация межличностных отношений, профилактика нарушений социальных норм. Например, в классе была проведена игра «Последствия», в которой детям предлагалось описать последствия неприготовленного домашнего задания. Эта ситуация была выбрана, так как несколько подростков систематически не выполняю домашнее задание. В ходе обсуждения было выявлено, что сам подростки в процессе игры выделяли только последствия, связанные с негативной оценкой такой ситуации учителем и родителями. С помощью остальных подростков удалось выделить более отдалённые, глубокие последствия: учащийся хуже развивается; чувствует себя виноватым; к нему хуже относятся одноклассники; негативно отразиться в будущем в трудовой деятельности и т. д. В ходе обсуждения подростки не выполняющие домашнее задание соглашались с мнением одноклассников, пытались спрогнозировать более серьёзные, отдалённые последствия.
Ещё одним из важных направлений является проведение тренингов, направленные на снятие страха, преодоление барьеров в общении, снятие тревожности, снижение агрессивности.
По результатам анализа ответов опросников на контрольном этапе эксперимента в коллективе подростков отмечены следующие типы межличностных отношений: включение в общение представлено высоким уровнем в 76 % случаях, которое предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать. Изменения по высокому уровню не произошли. Низкое включение характерно для 12% -индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь склонность их избегать, данный показатель уменьшился в 2 раза. Появился средний уровень, его показатель составляет 12%.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что произошли изменения в экспериментальной группе: снизился уровень тревожности, подростки стали более общительны, появился интерес к работе в группе. Изменения произошли и в поведении: снизился уровень агрессивности и неприятия сверстников, дети стали более толерантными друг к другу, уменьшился уровень аффекта в общении.
Проведенное исследование вносит определенный вклад в практическую работу школьного социального педагога, связанной с диагностикой, профилактикой, коррекцией и социально-педагогическим сопровождением осложненного поведения обучающихся подросткового возраста.
Степаненко Наталия Александровна, Мантрова Мария Сергеевна РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ..
педагогические науки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваткевич, В. Ю. Проблемы социализации подростков из семей с низким воспитательным потенциалом / В. Ю. Ваткевич // Сацыяльна-педагапчная работа. - 2006. - № 10. - С. 22-27.
2. Воробьева, К.А. Профилактика агрессивности в подростковой среде / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. - 2008. - № 6. - С. 55-61.
3. Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст] : учебное пособие для вузов / И. С. Кон . - М. : Академия, 2003. -336 с.
4. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. - Издание 3-е, исправленное и дополненное. -Москва : Просвещение, 1969. - 424 с.
5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении// Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: Педагогика, 2010. - С. 36-46.
6. Никончук, А. С. Введение в методические основы социально-педагогической работы / А. С. Никончук. -Мн. : АПО, 2005. - 240 с.
7. Поспелова, Н. С. Интересы детей - превыше всего! / Н. С. Поспелова // Диалог. Психологический и социально-педагогический журнал. - 2013. - N 1. - С. 14-17.
8. Сафин А.А. Профилактика агрессивного поведения младших подростков // Концепт. - 2015. - Т.10. -С.121-125.
9. Славина, Л. С. Трудные дети [Текст] / Л. С. Славина; под ред. В. Э. Чудновского. - М. ; Воронеж : Ин-т практич. психологии, 1998. - 447 с.
10. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания : учеб. пособие / В. В. Чечет. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. - 292 с.
11. Черданцева Е.В. Педагогическая поддержка детей осложненного поведения / Е.В. Черданцева // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - №1. - 2009. - С. 66-67.
12. Чикова И.В. К проблеме феноменологии агрессивности /И.В. Чикова // материалы международной (заочной) научно-практической конференции ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ. - Кишинев. Издательство: Editura <^сеи1». - 23 ноября 2016 г. - С. 137-140
13. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.