Научная статья на тему 'Работа школы в экспериментальном проекте «Образовательный туризм»'

Работа школы в экспериментальном проекте «Образовательный туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСПЕДИЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ / EDUCATIONAL TOURISM / TRAINING OF CHARACTER / WORK ACTIVITY WITHIN EXPEDITION / TEACHERS RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Познянский Борис Еремеевич

Ценности образовательного туризма. Постановка цели. Подготовка экспедиции: содержание и задачи каждого этапа. Созидание традиций. Эстетические и нравственные итоги туристической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа школы в экспериментальном проекте «Образовательный туризм»»

РАБО ТА ШКОЛЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ проекте «Образовательный туризм»

Борис Еремеевич Познянский,

учитель географии школы № 444 г. Москвы

• образовательный туризм • воспитание характера • трудовая деятельность в экспедиции • педагогический результат

Человек — единственное существо на Земле, наделённое такими чувствами, как любовь и сострадание, дружба и ответственность. А ещё у него есть память — важнейший инструмент формирования его характера, личности. Именно память помогает пережить события прошедших лет, не позволяет стать равнодушным и безучастным к истории своей страны. Человек, не знающий и не помнящий своего прошлого и прошлого своего народа, подобен растению без корней, гонимому ветром событий. Это слабый человек.

По этой причине всегда и везде памятник становился для людей своеобразным мостиком между прошлым и будущим.

Среди разнообразных средств, способствующих формированию гражданина, патриота, особое место принадлежит туризму и краеведению, занявшим в последние

годы прочные позиции в учебно-воспитательном процессе нашей школы. В ней утвердился образовательный туризм как одно из мощных средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение.

«Туризм — самая массовая форма познавательного и активного отдыха и оздоровления учащихся, одно из важных средств воспитания» — сказано в справочнике туриста. А детско-юношеский образовательный туризм — это ещё и средство гармоничного развития подростков, которое реализуется не только в форме отдыха, но и в общественно полезной, познавательной деятельности.

В образовательном туризме интегрируются нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, патриотическое воспитание, познавательное развитие, расширяющее кругозор школьников. Поэтому он стал самостоятельным разделом работы школы. В документах Министерства образования и науки РФ постановлена задача — усилить туристско-краеведческую и экскурсионную работу с учащими-

ся всех классов, а также включить в учебные планы повышения квалификации педагогических работников вопросы организации и методики туристско-краеведческой и экскурсионной работы.

Наша школа много лет занимается образовательным туризмом. Оглядываясь на свой опыт и опыт своих коллег, считаю, что в этой работе можно воспитывать патриотизм, трудолюбие, коллективизм, экологическую культуру, оздоравливать детей.

Особо благоприятные условия для образовательного туризма открывают летние каникулы школьников. Это одна из самых активных форм детского отдыха.

Какие же принципы лежат в основе его организации?

Чтобы детям было интересно. А интересно --------

это когда каждый день несёт что-то новое. Чтобы было необычно. А необычно — это то, что бывает не каждый день: мы же не каждый день сидим у костра, смотрим на звёзды, слушаем соловьёв... Чтобы к ребёнку пришёл успех, чтобы он обязательно чему-нибудь научился, мог кому-то помочь, тем самым реализовать себя.

И ещё один из основных принципов — быть добрым. Дети по сути свей добры. Но сегодня всё больше и больше озлобленных детей. Образовательный туризм — это коллективная деятельность на благо людей.

Новизна этого многолетнего образовательного проекта в том, что ресурсом развития детей стала реальность — мир за пределами школы в каникулярное время. Эту работу ведут энтузиасты, так как оплата за это неё не соответствует той ответственности, которую несут руководители групп. Им приходится учиться, что называется «на марше», ибо ни один педагогический вуз не готовит специалистов в области организации детского туризма, в частности, туризма образовательного.

Цель проекта — воспитать гармонично развитую личность с высокой степенью духовных потребностей, стремящейся принести пользу Родине. В процессе образовательного туризма

проводим обучение детей исследовательской и проектной деятельности.

Научные задачи проекта — знакомство с «малой родиной», гордость за неё и страну на примерах выдающихся земляков, принесших пользу Родине; изучение культуры, истории, экономики, природы родного края, как одного из субъектов России. Формирование крепкого, здорового, работоспособного детского коллектива.

Одна из ценностей образовательного туризма — мобильность. Благодаря ей мы пересекаем различные «культурные границы», изучаем окружающий мир на разном культурном материале. Путешествуя, дети пересекают не только пространственные «границы», но «границы» эпох, которые запечатлены в памятниках, в музеях.

Работая в этом проекте, школьники изучают не только историческое прошлое, но и современность, решают хозяйственные, экономические проблемы.

К каждой экспедиции мы тщательно готовимся.

Перед экспедицией школьники вместе с учителями знакомятся с районом путешествия, с историческими документами, выстраивают собственный проект исследования. Ребята на этом этапе подготовки к экспедиции задают много вопросов, а ответы ищут самостоятельно — в книгах, в музеях, в предметах быта, в событиях, связанных с этой территорией.

На этапе подготовки, в зависимости от педагогических целей, тщательно продумываем маршрут и индивидуальные проекты для каждого ученика. На втором этапе подготовки к туристической поездке обсуждаем с детьми те исследования, которые они провели, выбрали наиболее интересные. Ставим такой вопрос: что даст нам эта экспедиция — хотим узнать что-то глубже, полнее?

Ну, а третий этап самый яркий: это туристическая экспедиция.

В походах и путешествиях у ребят рождается желание стать участниками преобразований нашей страны, не быть пассивными, равнодушными.

В походах по историческим местам боевой славы, по местам, связанным с жизнью и деятельностью замечательных людей, страны, раскрываются лучшие нравственные качества школьников — коллективизм, готовность к труду. Жизнедеятельность туристических групп строится по методике коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова. В коллективной творческой деятельности проходят проверку и закалку такие важные морально-волевые качества ребят, как честность, скромность, организованность, дисциплина, смелость, отзывчивость, доброта, принципиальность, дружба, ответственность, трудолюбие. Школьники находятся в таких условиях, когда каждый из них оказывает помощь товарищу, одновременно принимают помощь от него. Каждый выполняет общественное поручение и несёт за неё полную ответственность перед участниками экспедиции Удовлетворение личной потребности сливается с выполнением общественной обязанности

Дисциплина школьников в походе — не слепое послушание, а осознанное и активное стремление каждого выполнить свой долг перед коллективом. На этой основе возникают отношения делового сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, соподчинения, руководства и контроля. Цементируют эти отношения единые цели и задачи коллектива, их общественная значимость.

Во время туристических походов, путешествий, экспедиций, дальних или близких экскурсий возникают разнообразные связи с местными школами других городов, областей, республик СНГ. У нас тесная связь со многими детскими коллективами. Учащиеся приезжают друг к другу в гости, переписываются, проводят совместные мероприятия,

являющиеся одной из эффективных форм воспитания. Огромное значение для нравственного воспитания в туристической деятельности имеет труд. Мы приводим в порядок памятники и обелиски, облагораживаем территорию, прилегающую к ним. Общественно-полезный труд во время экспедиции занимает ведущее место, начиная с полного самообслуживания и кончая научной обработкой собранного материала.

В туристических экспедициях идёт знакомство, изучение различных профессий, школьники осваивают различные навыки, посещают предприятия, знакомятся с современными технологическими процессами на производстве, наблюдают за работой людей, встречаются с ними.

В походах очень часто происходит общение с работниками сельского хозяйства, что для городских ребят носит характер открытия. Нередко на выбор профессии влияют и ролевые позиции ребят в туристическом отряде, их походные должности. Участники экспедиций выполняют должности штурманов, механиков, видеооператоров, санитаров, а также «научные» должности географов, историков, геологов, метеорологов, гидрологов, ботаников, зоологов. Многие наши выпускники вошли в профессию в процессе трудовой деятельности, в походе закаляется характер ребят, формируется их психологическая готовность к труду, вырабатываются организационные и исполнительские качества. В совместной деятельности учащиеся обретают опыт отношений друг с другом и со взрослыми.

Особенности туристической деятельности — в чёткой организации работы, в её коллективном характере, наглядности результата. Организаторская активность ребят возрастает в зависимости от общественной ценности коллективного труда.

При этом мы стремимся к тому, чтобы общественная значимость трудовой деятельности приобрела для школьников личностный смысл.

Неотъемлемой частью туристско-краеведческой работы является эстетическое воспитание, которое начинается с общения с родной природой. Эстетическая сторона туризма дарует великое счастье наслаждаться тем, что нам так щедро даёт природа. Итогом такой работы становится передача увиденного в художественной форме — в рисунке, в стихах, поделках. Однако сегодня уже мало воспитывать только созерцательное отношение к родной природе, важно формировать в детях сознательное отношение к её охране и правилам поведения в ней, т.е. экологическое воспитание.

В турпоходе и в экспедиции стало традицией проведение ежедневной вечерней линейки, где мы подводим итоги дня, планируем дела на день завтрашний. Это эффективное средство нравственного воспитания, так как оценка деятельности каждого даёт возможность влиять на формирование положительных качеств у ребят.

Благодаря образовательному туризму в нашей школе есть музей обороны Брестской крепости. История его появления такова: много лет назад, ещё задолго до выхода книги писателя С.С. Смирнова «Брестская крепость», учитель школы Я.С. Черняк во время туристической поездки с ребятами в город Брест собрал материал о подвиге защитников Брестской крепости. Они-то и стали основой музея. Его организация всколыхнула весь коллектив учащихся и учителей. Помогали все: одни рисовали, другие клали кирпичную стенку, третьи делали мозаику; кто-то фотографировал, кто-то искал документальную литературу о войне и описание очевидцев. Узнав о подвиге комиссара Брестской крепости — героя Ефима Моисеевича Фомина, пионерская организация добилась присвоения ей имени героя.

Многие поколения учеников работали в музее, вели экскурсии, приглашали ветеранов Великой Отечественной войны, вели переписку со школьными музеями других городов. Сегодня музей — гордость школы.

В недавнем прошлом у села Борисово Можайского района Московской области находился трудовой летний лагерь.

В свободное от труда на полях время ребята вели поисковые работы в окрестностях села.

Узнали, что в селе захоронены останки комиссара 17-го полка 32-й стрелковой дивизии П.Н. Михайлова. Наши школьники вместе с учителями Н.Н. Косаревым, Я.С. Черняком и Ю.А. Александровским присутствовали при перезахоронении останков П.Н. Михайлова в Братскую могилу в селе Борисово, на месте его гибели установили памятник комиссару, созданный по проекту учителя рисования Н.А. Кирсанова и на средства, заработанные учащимися школы. С тех пор прошло немало лет. Чтобы нынешнее поколение учеников узнало о традициях школы, ежегодно Совет школы организует возглавляемую автором статьи экскурсию в село Борисово.

В настоящее время руководит работой музея Совет школы и заведующая музеем В.Г. Шмелькова, воспитывая у детей и подростков глубокое уважение к ветеранам.

У нас часто бывают ветераны войны района Измайлово, 48-й Брестской бригады. Они встречаются с учащимися не только в праздничные дни, но оказывают посильную помощь в работе музея, выступают на Уроках мужества, помогая учащимся узнать историческую правду о трудных годах и событиях Великой Отечественной войны. Огромный эмоциональный подъём вызывают выступления защитников крепости. К нам приезжают гости из других городов, в частности из Киева сын героя Ю.Е. Фомин, который издал и подарил школьному музею книгу об отце и других защитниках крепости на Буге.

В нашей школе стало традицией регулярно проводить туристические экспедиции в Белоруссию, где многие поколения учеников своими глазами видят памятники Минска, Бреста, Хатыни, посвящённые событиям Великой Отечественной войны. Мы приезжаем в Брестскую крепость, увидеть её воочию мечтают мальчишки и девчонки.

В крепости мы все склоняем головы

у плиты Памяти. Сердце сжимается от боли. Мы возлагаем цветы к Вечному огню и барельефу комиссара Фомина на месте его гибели у Холмских ворот. Молодые люди встречаются с ветеранами и подробно записывают рассказы очевидцев; проводят исследовательскую работу и посещают музеи, где знакомятся с документальными материалами. А по возвращении в школу они оформляют свои впечатления о поездке в виде газет, альбомов, сочинений, презентаций для того, чтобы и другие узнали как можно больше об истории своей страны.

Очень часто я задаю детям вопрос: «Какие чувства вызвало у вас посещение памятного места?» Вот что говорят ребята: «После посещения Брестской крепости меня охватил ужас, что такое могло быть. Мы не можем допустить, чтобы такое повторилось. Я должен рассказать об этом другим» (Раскатов Иван, 9 «В»).

«Как тяжело было её защитникам, которые в первые дни войны приняли удар фашистских полчищ!» (Агапов Павел, 6 «Б»).

«Мы склоняем головы перед теми, кто в первые дни войны мужественно встал на защиту Отечества. Ученики школы № 444 г. Москвы» (запись в книге отзывов музея в Бресте).

Ребят потрясло и взволновало увиденное в Мемориальном комплексе «Хатынь»:

«Фашисты расстреливали и закапывали ни в чём не повинных мирных людей, били, сжигали, вешали. А ведь некоторые люди говорят, что такого на самом деле не было. Как же так можно?» (Скопинцев Денис,

9 «В»).

На постсоветском пространстве есть большое количество школ, где есть музеи Великой Отечественной войны. И наша дружба со школами, которые носят имя Е.Ф. Фомина,

не прерывается, продолжается до сих пор. Это школа № 50 города Минска, № 14 города Бреста, средняя школа № 12 г. Пскова и № 3 г. Севастополя. Учащиеся хорошо знают о жизни и подвиге защитников Брестской крепости. Мы постоянно общаемся друг с другом, но самое радостное событие нашей общей деятельности — ежегодные встречи.

Участвуя в туристической экспедиции в Севастополе, по приглашению командования Черноморского флота, ребята совершают экскурсии в музей флота, на Севастопольскую круговую панораму, в Мемориал защитников города на Сапун-горе, на Малахов курган. Ученики своими глазами видят и узнают по рассказам очевидцев страницы героической обороны Севастополя, как во время Крымской, так и во время Великой Отечественной войны.

Каждую весну мы с учащимися посещаем село Борисово, приводим памятник П.Н. Михайлову в порядок, возлагаем цветы. И, конечно, заезжаем к Зое Космодемьянской в село Петрищево — место, которое теперь известно всем благодаря подвигу, совершённому этой самоотверженной девушкой.

В школе проходят конференции по теме «Судьба семьи в судьбе страны», на которых звучат сохранившиеся письма с фронта и на фронт родственников учеников и учителей. В декабре проходит конференция, посвящённая обороне Москвы в 1941-м году, на которой каждый класс представляет собранные материалы по различным темам: народное ополчение, противовоздушная оборона, места ожесточённых боёв, московское метро в годы войны, плакат в бою и т.д.

Лето — активная пора туризма. К ней мы готовимся уже сейчас, уточняем маршруты и темы, будем продолжать вести образовательный поиск. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.