ВЕХИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
постигаем сердцем и разумом
Оксана Валерьевна Якушина,
директор 412-й московской школы
э
то было более 30 лет назад. Страна отмечала 35-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В нашей школе собрались ветераны войны, увешанные боевыми орденами и медалями. Впрочем, назвать их тогда ветеранами можно было с большой натяжкой: сильные зрелые мужчины с лёгкой проседью в волосах, все они ещё работали — летали на гражданских самолётах, испытывали новые машины. Они не знали тогда, что рассказы об их военных подвигах, их фотографии будут увековечены на стендах школьного музея боевой славы и члены школьного клуба «Патриот» из года в год станут знакомить своих сверстников с историей их яркой героической жизни...
А пока они сидели в зале, где ребята, затаив дыхание, слушали их простые рассказы о трудной, смертельно опасной каждодневной работе, из которой и состоит война. У каждого из них — была неповторимая биография и одно общее дело — сражаться с врагом в небе.
.Может ли оставить кого-то равнодушным фронтовой путь военного лётчика и удивительного человека Ахмет-хана Султана. Сын лакца и крымской татарки, он окончил Качинскую авиационную
школу и перед войной год прослужил в строевой части в Белоруссии, где в сорок первом шли жесточайшие бои.
Молодой лётчик Ахмет Султан с первых же дней в действующей армии. Он быстро освоил новые самолёты и уже в первых воздушных боях снискал славу незнающего страха воздушного бойца. Судьба была благосклонна к нему: 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях он сам сбил 30 самолётов противника и 19 машин в групповом бою. Свою последнюю победу он одержал над берлинским аэродромом Темпельгоф, сбив тяжёлый немецкий бомбардировщик Фоккевульф-190 — «воздушную крепость». С самолётами этой марки сражался герой повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» лётчик Алексей Мересьев.
После войны Ахмет-хан Султан стал испытателем в научно-исследовательском институте ВВС, где почти четверть века испытывал реактивные самолёты и планеры. Дважды Герою Советского Союза присвоено звание заслуженного лётчика-испытателя СССР, он награждён пятью орденами Красного Знамени, тремя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Александра Невского, «Знак Почёта», многими медалями.
С той встречи и началась школьная история Великой Отечественной войны, вехи которой отражены на стендах школьного музея Боевой славы и отразились
на судьбах многих выпускников. В экспозиции музея — рассказы о подвигах 27 героев Советского Союза — лётчиков 69-го истребительного авиационного полка и 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка, который сражался в небе над Сталинградом, документы, личные вещи героев.
...Школьники всегда останавливаются у школьной витрины, с которой смотрит на них сильный красивый человек в форме военного лётчика. Герой Советского Союза Лев Шестаков командовал одним из лучших полков в истории советских военно-воздушных сил. Человек недюжинной энергии, яркой педагогической одарённости, он был примером для всего полка при выполнении боевых заданий. Его полк, сражавшийся под Сталинградом, командование сделало специальным особого назначения полком 8-й Воздушной Армии.
Это было самое результативное боевое соединение в небе Сталинграда. Лев Шестаков видел под крылом своей боевой машины пылающую Волгу, окутанный дымом пожаров город. Он не знал тогда, что об их беспримерном подвиге будут написаны прекрасные книги — «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Горячий снег» Юрия Бондарева. Ему и его товарищам — героям Сталинградской битвы будут воздвигнуты памятники, их именами назовут улицы городов. Всё это будет позже, после Победы.
Лев Шестаков совершил более 600 боевых вылетов, в 130 воздушных боях он сбил 29 и в групповом бою — 45 самолётов противника.
В школьном музее оживают страницы учебника истории, повествующие о Великой Отечественной войне. Уроки истории в музее стали традицией школы. Так, изучение раздела «Многонациональный советский народ в годы Великой Отечественной войны» в 9-х классах проходит у стендов музея. И может ли быть сухой текст учебника убедительнее военной биографии Ахмет-хана Султана и его товарищей — белоруса, украинца и казаха?
В жизни школы музей играет особую
роль — творческую, поисковую, познаватель-
ную. Для нескольких поколений учащихся он стал неким объединяющим центром в творческом поиске новых материалов по истории Великой Отечественной войны, в общении с участниками войны — ветеранами и их родственниками. В этом плане музей стал надёжным средством социализации подростков, активно способствует их взрослению. А главное — это живая эстафета от поколения героев военного времени к современным юношам и девушкам. Эстафета, принятая современной юностью сердцем, глубоко осмысленная, ставшая частью жизни сегодняшних школьников.
.Инициативу ветеранов полка активно поддержали администрация, комсомольская и пионерская организации школы. Идею открыть в школе музей, посвя-щённый 9-му Гвардейскому авиационному истребительному полку, выдвинул Николай Алексеевич Верховец, комиссар полка. В создании экспозиции принимали участие учительница истории Зоя Алексеевна Дудкина, биолог Наталья Владимировна Дубинина, учитель начальной военной подготовки Владимир Иванович Жжёнов. В день открытия музея на слёте ветеранов заложили мемориальную Аллею Славы в честь 27 Героев Советского Союза, воевавших в составе полка.
Трудом, упорным поиском учителей, ветеранов войны и школьников удалось до мельчайших подробностей воссоздать историю 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Но всё же это была лишь одна страница долгой войны — яркая, неповторимая, но — одна. А ребята загорелись этой идеей, захотели расширить военное пространство, в котором действовал истребительный полк. Так в экспозиции музея появились разделы: «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Освобождение», «Битва за Берлин», «Герои Советского Союза», «Фронтовые будни полка», «Полк живёт — полк действует», «Встречи
ветеранов». Наряду с этим представлены подлинные экспонаты — фрагменты вооружения и обмундирования советских и немецких солдат, принимавших участие в Великой Отечественной войне, личные вещи лётчиков 9-го полка, знамя советских ВВС. Экспозицию дополняют модели самолётов и электрифицированный макет Вечного огня.
Музейное собрание документов, предметного материала постоянно пополнялось, расширялись и контакты ребят. Школьники и учителя выезжали на празднование 40-летия формирования полка в город-герой Одессу. В сентябре прошлого года в школе прошёл слёт ветеранов, приуроченный к 70-летию 9-го Гвардейского авиаполка. На нём присутствовал постоянный гость нашей школы Иван Емельянович Кокурин — военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, долетевший на своём истребителе до Берлина в 1945 году.
К 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музей подготовил передвижную выставку, на которой представлены фотографии лётчиков полка, сделанные сразу после сообщения о Победе в 1945, а также материалы о дальнейших событиях в жизни ветеранов. Таким образом, все эти долгие 65 лет сохраняется память о 9-м Гвардейском авиаполке и о событиях Великой Отечественной.
А самое главное — в материалах музея и передвижной выставки представлены сегодняшние дела ребят, их живое участие в судьбе ветеранов, их интерес к событиям великой трагедии в жизни нашей страны и её героического народа.
В актив музея входят учащиеся 5—9-х классов — Альбина Погосова, Нана Ков
ригина, Сабина Дадашева, Олег Соловьёв, Григорий Федорчук, Ангелина Трофимова, Андрей Чёрный, Эрик Товма-сян другие ребята. Вместе с руководителем музея Ольгой Викторовной Степановой, а также с помощью своих классных руководителей и родителей, актив музея пополнет его экспозицию, поводит музейные выставки, разрабатывает дизайн экспозиции, изучает предметный пласт музейного фонда, готовит выступления ребят на конкурсах, на встречах с ветеранами.
Кроме актива, в музее работают другие школьники. Руководитель музея О.В. Степанова разработала цикл занятий, приуроченных к Дню воинской славы России. Классные руководители проводят музейные уроки, которые дополняют и расширяют образовательную программу, а главное — направлены на воспитание патриотизма, чувства сопричастности к истории страны, ответственности за её судьбу. В школе проходят уроки мужества на та-
кие темы: «Москва прифронтовая», «Жизнь в блокадном Ленинграде», «Разгром немцев под Сталинградом», «Александр Невский и Дмитрий Донской — покровители русского воинства», «Детство,
опалённое войной», «Город-герой Одесса и подвиг 9-го Гвардейского авиаполка». Уроки дополняются просмотром документальной хроники и фотографий. Благодаря тесному взаимодействию руководителя музея и классных руководителей патриотическое воспитание ведётся в школе во всех классах — с 1-го по 11-й.
По экспозиционным материалам заместитель директора школы, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Артур Андреевич Владимиров разработал учебные вопросы викторины по таким темам: «Партизанское и подпольное движение в годы Великой Отечественной войны», «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны», «Социально-экономические предпосылки коренного перелома в войне», «Образование и наука в годы Великой Отечественной войны», «Герои боёв», «Советская Армия — освободительница Европы», «Москва в военной шинели. Московская битва». Вопросы заданий рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность школьников: они работают с различными источниками информации, в том числе — с материалами лицея. Всё это становится подготовкой к участию в ок-
ружных и городских викторинах, конкурсах, марафонах. В материалах школьного портфо-лио сегодня можем прочитать о том, что наши ученики стали победителями в викторине Восточного административного округа по те-
ме «Вехи великой Победы», в интеллектуальных викторинах «Берлинская операция», «Герои битвы за Москву», «Вехи великой Победы», в интеллектуальном марафоне «Многонациональный советский народ в годы Великой Отечественной»...
Школа и активисты музея с энтузиазмом готовились к 65-летию нашей Победы. Одним из заметных событий реализации обширного плана подготовки к юбилею Победы стала научная конференция, подготовленная руководителем лицея Ольгой Викторовной Степановой. Тема конференции — «Единство многонационального советского народа — залог Победы в Великой Отечественной войне». Школьники должны были продемонстрировать творческое осмысление событий войны, истоки народного подвига. Старшеклассники взялись за дело с энергией подлинных исследователей. Для них это была работа не только о героях далёкой войны, но и о близких им людях — о дедах и прадедах.
Гость конференции, приглашённый в качестве эксперта научных работ школьников, руководитель поискового отряда «Единорог» Тарас Андреевич Бабанин дал высокую оценку и работам ребят, и экспедиции и разнообразной деятельности музея. Мнению эксперта можно доверять безоговорочно: Тарас Андреевич несколько лет был научным сотрудником Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе и знает музейное дело досконально.
Сегодня с полным правом можно сказать, что именно от музея, от этого «центра патриотизма» в школе берёт начало система патриотического воспитания. В коллективе мы долго размышляли о том, как сделать его не формальным «довеском» к образовательному процессу, а эффективным способом воспитания гражданина своей страны. Мы обсуждали эту проблему на педсовете, в методических объединениях школы.
С чего начинается патриотическое воспитание? Станет ли патриотизм личностно значимым качеством для наших детей? Или они будут цинично улыбаться, произнося такие понятия, как Отчизна, гражданин, чувство долга?
Давайте на минуточку задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут эти понятия, дорогие сердцу подавляющего большинства? Кто-то, возможно, скажет: «Ну и что?» А кто-то глубоко задумается. Что ж, раздумья о Родине — самые важные минуты в становлении гражданина, в поиске своего места в жизни.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса нашей школы стало воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. Это, на мой взгляд, основа социально-гражданского, духовного развития личности. Только на основе возвышающего чувства патриотизма и корневых национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется ответственность за её могущество, честь и независимость. О многостороннем формирующем влиянии патриотизма говорил великий русский педагог К.Д. Ушин-ский. Он считал, что патриотизм — не только важная задача воспитания, но и могучее педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Многие нравственные качества человека закладываются в детские школьные годы. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные нравственные качества.
Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее, всё актуальнее становится проблема повышения уровня патриотического воспитания. Мы рассматриваем её как один из путей национального возрождения России.
Патриотизм — интегративное качество, включающее трудолюбие, стремление сделать что-то полезное для своей страны, ответственность за свои дела и поступки, а главное — за качество сделанного тобой. Мы не злоупотребляем этим понятием, чтобы не обветшало оно, не превратилось в пустословие. Но, думаю, что коллеги согласятся со мной: дух патриотизма живёт в школе. И прежде всего — в делах наших детей, в позиции учителей, убеждённых в том, что патриотическое воспитание нужно вести с первых же лет пребывания ребёнка в школе. Эту работу мы начинаем с детства. В начальной школе — это, конечно же, уроки знакомства с такими понятиями, как Родина, Отечество, его защита. Помимо уроков, учителя проводят беседы, экскурсии в музеи Москвы, организуют детские праздники.
Всё это — часть программы «Тебе — моё сердце, Россия» разработанной в школе. Эта тема пронизывает учебные процесс во всех классах, внеурочные мероприятия, разнообразные виды деятельности школьников.
Трудно любить Родину, не зная и не любя свой родной край. Картины родной природы, местные легенды, исторические повествования о героическом подвиге со-
ветского народа в годы воины и мирное время — всё это используют учителя на уроках.
Учителям помогает школьная библиотека. Заведующая Тамара Михайловна Толчёнова организует выставки книг, посвящённых защитникам Отечества, рассказывает детям о защитниках Москвы и нашего района Перово. Ребята получают задание поговорить с родителями, бабушками, дедушками и выяснить новые интересные факты о военном времени. Вместе с учителем, родителями дети оформляют творческие альбомы, в которых помещают рисунки, стихи, сочинения. В начальных и средних классах проводятся классные часы «Любить Родину — значит быть ей полезным».
Для 1—4-х классов проводятся праздники «Русь, Россия, Родина моя», встреча масленицы. Дети участвуют в подготовке устного журнала «Фольклор, традиции, обычаи». Школа работает над проектом «История моей семьи в истории страны». Классы собирают в единый альбом рисунки, рассказы, семейные фотографии, факты героического прошлого нашего города. При подготовке к 65-летию Великой Победы прошли конкурсы чтецов «Немеркнущий подвиг народа», детского рисунка «Ради жизни на Земле». Организаторы конкурса — педагог дополнительного образования Ольга Александровна Воронова и учительница ИЗО Ольга Ильинична Большеглазова провели подготовку к конкурсу и соревнование так, что события великой войны стали для ребят глубоким эмоциональным переживанием.
В дни подготовки к 65-летию Победы мы разработали в школе экскурсионную программу и назвали её «Святые места России». Стена памяти на Зелёном проспекте в Перово стара своеобразным эпиграфом к программе. А святых мест в Подмосковье и в Москве очень много — здесь шли ожесточённые бои. Память об этих событиях в памяти поколений не гаснет.
У старшеклассников — свой способ быть полезным Родине, «отдать своё сердце России: они учатся её защищать, готовятся к службе в армии. В последние годы сотни молодых людей ищут любые способы «отко-
сить» от службы. Выпускники нашей школы этого слова не знают. И это во многом благодаря руководителю клуба «Патриот» учителю русского языка и литературы, кандидату филологических наук Олегу Владимировичу Волкову. Учитель-словесник вместе с членами клуба «Патриот» помогают классным руководителям проводить уроки мужества, классные часы из цикла «Вехи Великой Победы», тематические викторины, выпускать стенгазеты и «боевые листки».
В школе проводятся занятия по допризывной подготовке, которые организует подполковник запаса учитель курса основ безопасности жизни Артур Андреевич Владимиров. Он вовлёк старшеклассников в кружок «Меткий стрелок» и мальчишки помладше жгуче им завидуют. Кружковцы изучают материальную часть стрелкового оружия и теорию стрельбы, постоянно совершенствуются в практической стрельбе из пневматического оружия. В программе — ознакомление с основными типами оружия массового поражения и средствами защиты от них, с практическим использованием средств индивидуальной защиты.
Героико-патриотическое воспитание в клубе «Патриот» ориентировано на пропаганду военных профессий. Школьники отмечают знаменательные исторические даты, изучают героические страницы истории нашей страны, проводят ежегодные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии в музее Боевой славы, пополняют материалы музея. Они посвящены основным сражениям, в которых 9-й Гвардейский авиаполк принимал участие. Ветераны-лётчики стали по существу старшими наставниками школьников. Сейчас юные патриоты через Интернет установили связь с лётчиками полка, находившимися в его составе вплоть до его расформирования. Это помогло в сентябре прошлого года на базе школьного музея
Боевой славы провести слёт ветеранов 9-го Гвардейского авиаполка. Учащиеся показали литературно-музыкальную композицию «О боях-пожарищах, о друзьях-товарищах.» и посвятили её 70-летию формирования авиаполка и 65-й годовщине Великой Отечественной войны. На этом празднике присутствовали не только ветераны, но и те, кто принял вахту службы Родине в послевоенное время. Это лётчики и техники, живущие в Нижнем Новгороде, Моршанске, Зеленогорске, Подольске, Москве, Балахове, Выборге, Минске, Ташкенте. Школьники, были счастливы познакомиться с настоящими героями, с интересом слушали рассказы об их военном прошлом и о службе в наши дни. Все были искренне тронуты гостеприимством встречи, оказанной коллективом школы. Ветераны полка приняли решение: отныне встречи и слёты ветеранов 9-го Гвардейского авиаполка будут проводиться в школьном музее периодически.
В программе подготовки к 65-летию Победы многое связано с предложениями учеников, с их желанием. В начальной школе и на второй ступени это конкурсы рисунков «Ради жизни на Земле», смотр строя и песни, по-свящённый Дню Защитника Отечества, выпуск стенгазеты «Мой дедушка и папа в армии», создание музейных уголков Боевой Славы в классах, встречи с интересными людьми, концерты для военнослужащих, находящихся на излечение в клиническом госпитале, военно-спортивные праздники — «Зарница», «А ну-ка, парни!».
Школьники совершили экскурсии в музеи Москвы и столичной области, рассказывающие об исторических событиях, — музей битвы за Москву в Снегирях, музей войны в Афганистане. Особое впечатление произвели на ребят экскурсии, объединённые общей темой «Дорога памяти». Школьники побывали в мемориальном комплексе на Поклонной горе, съездили в село Петрищево, где воссоздана картина партизанского движения и где погибла Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская — ровесница нынешних школьников. Старшеклассники подготовили выставки «Ты — гражданин», «Жизнь во славу Отечества», литературно-музыкальную композицию «Герои России».
Гражданственность, ответственность — стержень нравственной позиции личности. Мы прослеживаем судьбы некоторых выпускников, которые предпочли учёбе в институте службу в армии. Они приходят в школу, встречаются с учениками, рассказывают о своей службе, о воинском чувстве выполненного долга.
.Всё дальше и дальше от нас события той самой жестокой в истории человечества битвы. От нынешних школьников войну отделяет более трёх поколений наших соотечественников. Но события Великой Отечественной так драматичны и трагичны, а значение Победы столь велико, что ещё долго поколения наших детей и внуков будут постигать вехи великой Победы и разумом, и сердцем. НО