Научная статья на тему 'РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК УСЛОВИЕ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК УСЛОВИЕ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иманмухаметова Б.М.

В статье рассматриваются основные задачи и направления работы по социально-психологической адаптации подростков с особыми образовательными потребностями. Также в работе предлагается алгоритм деятельности практического психолога и социального педагога в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH ADOLESCENTS WITH SPECIAL NEEDS IN THE EDUCATIONAL FIELD AS A CONDITION FOR THEIR EFFECTIVE SOCIALIZATION

The article considers the main tasks and directions of work on socio-psychological adaptation of adolescents with special educational needs. Also, this paper proposes an algorithm of activity of the practical psychologist and the social teacher in the conditions of inclusive education.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК УСЛОВИЕ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

На сегодняшний день Crocodile Chemistry широко применяется в учебном процессе Фармакологического Медицинского института города Ташкента.

Недостатками проводимых лабораторных работ с помощью Crocodile Chemistry могут быть следующие:

1. Зависимость от электропитания.

2. Какие-либо неполадки или сбой компьютера может остановить урок.

3. Санитарно-гигиенические аспекты не описываются (чистка и хранение посуды, инструментария и т.д.,).

Несмотря на недостатки, мы считаем, что програмное обеспечение Crocodile Chemistry может быть применятся во всех ВУЗах, где проводятся занятия по химии. В то же время, также рекомендуется разработать программное обеспечение для уроков биохимии и органической химии.

Использованные источники:

1. У.Бегимкулов, Т.Шоймардонов и др. Информационно-методическое обеспечение непрерывности образовательного процесса на основе электронного сопровождения. Материалы международной конференции. Санкт-Петербург (Россия), 2012 год, 5 стр.

2. www.portfolio.bimm.uz портфолио тизими.

3. Т.Т.Шоймардонов, В.С. Хамидов, М.Файзиева. "Электрон педагогика ва педагогнинг шахсий, касбий ахборот майдонини лойих,алаш". -Тошкент, 2015, 158 б.

4. Gorghiu L. M. et al. Crocodile Chemistry-An Easy Way of Teaching Chemistry Using Virtual Instrumentation //Educaría. - Т. 21. - С. 148-159.

УДК 316.6

Иманмухаметова Б.М. старший преподаватель кафедра математики, информатики и естествознания ГБОУВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» филиал в г. Буденновске РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК УСЛОВИЕ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ В статье рассматриваются основные задачи и направления работы по социально-психологической адаптации подростков с особыми образовательными потребностями. Также в работе предлагается алгоритм деятельности практического психолога и социального педагога в условиях инклюзивного образования.

Ключевые подростки с особыми образовательными потребностями, социально-психологическая адаптация, диагностика, коррекционная работа, индивидуальная программа развития.

Imanmukhametova B.M., senior lecturer of mathematics, Informatics and natural Sciences,

"The Stavropol state pedagogical Institute" in Budenovsk WORKING WITH ADOLESCENTS WITH SPECIAL NEEDS IN THE EDUCATIONAL FIELD AS A CONDITION FOR THEIR EFFECTIVE SOCIALIZATION

The article considers the main tasks and directions of work on socio-psychological adaptation of adolescents with special educational needs. Also, this paper proposes an algorithm of activity of the practical psychologist and the social teacher in the conditions of inclusive education.

Key adolescents with special educational needs, socio-psychological adaptation, diagnostics, remedial work, individual program development.

Правовая парадигма социальной защиты детей-инвалидов начала формироваться в начале 50-х годов прошлого века после принятия в 1948 году Всемирной декларации прав человека, в которой первостепенное значение уделяется подтверждению принципов веры в права человека и основные свободы. В декларации подчеркивается, что все люди рождаются свободными и равными в своих правах.

В обществе пока мало изменились психологические стереотипы в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья. Невежество, пренебрежение, запреты, предрассудки, страх - вот те причины, которые мешают развитию способностей людей с ограниченными возможностями здоровья и приводят их к изоляции. Поэтому проблема интеграции людей с особыми потребностями тесно связана с задачей помочь всем людям найти пути общения с согражданами, которых природа обделила слухом или зрением, возможностью свободно передвигаться и полноценно воспринимать мир, и не за счет отдельных акций милосердия. А путем создания комплексной системы социальной защищенности, адаптации этой категории людей.

Важной по нашему мнению, является проблема неопределенности терминологии в законодательстве понятие «ребенок - инвалид». В различных законах применяется различные термины: ребенок с недостатками физического и умственного развития; ребенок с дефектами физического и психического развития; нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. Понятийное выделение детей-инвалидов как детей с ограниченной жизнедеятельностью в отдельную категорию не является их социальной дискриминацией, это лишь будет способствовать выделению их особых индивидуальных потребностей и шансов в социальной интеграции.

Научно-технический и демократический процессы дают возможность радикально изменить механизм социальной адаптации инвалидов с детства и почти каждому дать профессию по душе и соответственно их возможностям.

Жизнь подтвердила, что необходимо менять отношение к заболеваниям

как самих больных, так и всех членов общества. В противном случае общество не сможет выявить, оценить возможности инвалида детства, а главное развить их.

В процессе социализации подростков с особыми образовательными потребностями, необходимо постоянно привлекать их к общественной жизни, развивать в них высокую духовность, прививать уверенность, что они так же нужны обществу.

На первом этапе работы с подростками с особыми образовательными потребностями следует определить группу, к которой относится подросток.

Можно выделить следующие четыре группы:

1) те, кто были вынуждены (в зависимости от возраста) учиться в специальном детском саду, специальной школе, школе-интернате для детей с определенными нарушениями (часто при условии проживания дома);

2) те, что относятся к первой группе, но еще нуждаются в помощи со стороны медико-социальной реабилитации;

3) группа, члены которой постоянно находятся в условиях родительского ухода, обучаются на дому по индивидуальному графику, не могут принимать участия в мероприятиях общего назначения;

4) к группе, члены которой постоянно находятся в условиях родительского ухода, признаны нетрудоспособными в любых формах, лишены каких-либо возможностей социализации.

В зависимости от принадлежности подростка к той или иной группе разрабатывается план помощи, который реализуется на втором этапе.

Для подростков первой группы преимущественно применяется психологическое консультирование самих подростков и родителей, консультирование членов семей по правовым и психолого-педагогическим вопросам, мероприятия по содействию развитию потенциальных творческих возможностей, формирования личностных качеств детей специальными средствами психологического тренинга, организация культурно-досуговой деятельности, содействие продолжению обучения, профессиональной ориентации и трудоустройству подростков с особыми потребностями.

Для подростков второй группы к вышеупомянутому добавляется деятельность по содействия медико-социальной реабилитации.

Для членов третьей группы к вышеупомянутому добавляется работа по бытовой адаптации и реабилитации, обучение навыкам самообслуживания, посильному участию в ведении домашнего хозяйства.

Организация воспитательной работы с подростками с особыми образовательными потребностями вытекает из общей теории воспитания как системы научных знаний о закономерностях формирования личности. Смысл воспитания предстает в построении таких взаимосвязей личности с обществом, которые обеспечивают социализацию личности, формирование целостного жизненного пути личности. Привлечение подростков с недостатками физического развития к социально активной деятельности

осуществляется путем групповой и массовой работы через организацию разнообразных занятий творческих лабораторий, проведение культурно-досуговых мероприятий. Социализация личности направлена как на усвоение всего культурного опыта, накопленный человечеством на протяжении истории, так и на развитие всех потенциальных возможностей личности.

Воспитательная работа в единстве с другими факторами формирования личности создает естественный педагогический процесс, который вытекает из специфики взаимодействия личности с окружающим миром (люди, природа, искусство). Важными формами социально-педагогической помощи подросткам-инвалидам является индивидуальная и групповая работа.

Содержание индивидуальной работы с подростком с особыми потребностями составляет:

- анализ индивидуальных биологических функций и функциональных возможностей (биологический и социальный возраст, уровень функционального ограничения, биологические ритмы, способности);

- выявление специфики социокультурного развития (влияние разноуровневых социальных факторов, социальных потребностей, социальных ожиданий, культурных и субкультурных ценностей, норм);

- осознание психологических характеристик (восприятие, память, способность к решению проблем, характер самооценки, уровень зависимости, адекватность реакций);

- исследование особенностей социальной адаптации.

Использованные источники:

1. Иванов Г.Г. Современные концепции профессиональной реабилитации инвалидов. Опыт работы профессионально-реабилитационного центра. // Социальная работа. Вестник Нижневартовского государственного университета . - № 2 - 2012.

2. Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: цели и варианты институционализации. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №2 (10), 2012.

УДК 37.046.16

Казанцева Н.В. студент 4 курса Марийский государственный университет

Россия, г. Йошкар-Ола К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И ФРУСТРИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В работе рассматривается проблема взаимосвязи успеваемости студентов и уровня их фрустрированности в вузе. Описаны результаты эмпирического изучения уровней социальной фрустрированности в группах «отличников», «хорошистов» и «троечников». Предположение о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.