Научная статья на тему 'Работа с образами сновидений'

Работа с образами сновидений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
978
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНЗУРА / CENSORSHIP / СИМВОЛИЗАЦИЯ / SYMBOLIZATION / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / АМПЛИФИКАЦИЯ / AMPLIFICATION / ПРОРАБОТКА / STUDY / АССОЦИАЦИИ / ASSOCIATIONS / КОНТАМИНАЦИЯ / CONTAMINATION / СМЕЩЕНИЕ / DISPLACEMENT / ДРАМАТИЗАЦИЯ / DRAMATIZATION / ОЗАРЕНИЕ / INSPIRATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исаева Э. Г.

В статье представлены классические концепции сновидений, проанализированы аспекты работы с образами сновидений и техники -психодраматическая, гештальт и психоаналитическая. Описаны механизмы интерпретации сновидений: драматизация, смещение, контаминация, дублирование и вторичная обработка. Отмечается, что работа психолога должна опираться на доминирующие механизмы, закономерности и принципы сновидческой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work with dreams

Dreams reflect a spectral picture of actual and painful zones of the individual. Work with images of dreams should be based on dominating mechanisms, laws and principles of dream activity of the person.

Текст научной работы на тему «Работа с образами сновидений»

4. Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -1989. - №1. - 37-42 с.

5. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1. - 50-60 с.

6. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р.Б. Стеркиной.

- М.: Педагогика. - 1990.

7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Москва-Воронеж: МОДЭК. - 2000.

8. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высш.шк. - 1984. - 37с.

9. Рукавишников В.О. Межличностное доверие: измерение и межстрановые сравнения. - Социологические исследования. - 2008. - №2. - 19с.

10. Сидоренков А.В. 34 Психологические особенности доверия дошкольников.

- Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ - 2001. -134 с.

11. Сидоренков А.В., Захарченко Н. А., Ситдикова С.Н. Методика изучения доверия детей к незнакомым взрослым: практикум для самостоятельной работы / А.В. Сидоренков, Н. А. Захарченко, С.Н. Ситдикова. - Шахты. Изд-во ЮРГУЭС. - 2011.

12. Захарченко Н. А., Кулинцева Ю.С. Методика изучения доверия детей младшего дошкольного возраста к незнакомым взрослым // Психология и педагогика современного образования в России: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний. - 2011.

Исаева Э.Г.

Работа с образами сновидений

Сновидения, являясь спонтанным рисунком природы в пространстве бессознательного, служат ключом к реальному психологическому пониманию человека. Впервые целостную научную теорию возникновения сновидений, их биологическую, психологическую и социальную сущность изложил З. Фрейд, доказав, что сновидения выражают динамику человеческого бессознательного. Он раскрыл адаптивный смысл биологической сущности сна для человека как способа восстановления психологического равновесия через катарсическое действие сновидений, способствующих разрядке нереализованных и аффективно заряженных желаний, заменяющих действие. Многие компоненты потребностей, удовлетворению которых в состоянии бодрствования препятствует вмешательство тревоги или защитных операций, удовлетворяются через символические механизмы, реализующиеся во сне.

В происхождении сновидений З. Фрейд значительное место уделял забытым, утраченным впечатлениям далекого детства. Карл Юнг отверг теорию сновидения З.Фрейда как исполнения желаний, выделяя вместо этого функцию компенсации в бессознательных процессах и теологический характер последних.

Он выявил исцеляющую ипостась сновидений. Э.Крепелин исследовал структурные изменения речи во сне. Э.Гутейль раскрыл религиозное и творческое значение слов. А.Адлер интерпретировал образы сновидений сквозь призму теории компенсации. Э. Эриксон в своей концепции акцентировал внимание на явные сновидения и их связь со структурой личности, защитными способностями, стадией жизненного цикла и культурной идентичностью сновидца. Руководствуясь клейнианскими принципами, Д. Мельцер разработал теорию эстетики сновидения как функции мышления. В.Н. Касаткин представил феноменологию сновидений при различных нервно-психических нарушениях.

Существует цензура сновидения. Её действия заключаются в пропуске, модификации, перегруппировке материала. Символизация в сновидческой активности призвана скрывать, маскировать, избегать цензуру или выявлять стиль жизни. Функцией сновидений является проработка задач дневной ^жизни. «Дневные остатки» представляют собой непосредственные источники материала для формирования сновидения и являются интегрированной частью индивидуальной манеры мыслить. Поиск решения проблем отражает алгоритм субъекта. Сновидения - это шаг в реализации цели, фабрика эмоций, в которой рождается настроение, направляющее человека к каким-либо действиям или удерживающее от них (Адлер). Содержание сновидений бывает двух типов: явное (манифестное), известное сновидцу; и скрытое, глубинное. Каждый компонент сновидения в избытке определяется скрытыми мыслями, он обязан своим происхождением не одному элементу, а целому их ряду.

В работе со сновидениями З.Фрейд выделял следующие этапы: расчленение, сбор ассоциаций, интерпретация. К.Юнг работу со сновидениями основал на методе свободных ассоциаций. Когда все ассоциации сновидца собраны, консультант приступает к толкованию сна. Даже нюансы этого метода исследования позволяют судить о том, что пути двух величайших теоретиков сновидений разошлись: Фрейд оставался исследователем, хранившим верность дискурсу; между тем, как Юнг известен как знаток инвариантов.

Интерпретация сновидений консультантом основывается на научных знаниях о механизмах, открытых З.Фрейдом:

- Драматизация, состоящая в превращении мыслей в образные ситуации.

- Смещение, проявляющееся в том, что в сновидении волнующий материал нейтрализуется, явные мысли и образы преобразовываются в бессвязные.

- Процесс, в результате которого сновидение приобретает гармоничную цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляются несоответствия, был определён как механизм вторичной обработки.

Новые механизмы анализа сновидения добавил К. Юнг:

- Контаминация, отражающая связывание друг с другом очевидно не связанных предметов, событий, идей, цепью ассоциаций, действующих в режиме ослабления сознательных ограничений в период сна.

- Дублирование, (мультипликация), когда один и тот же образ может повторяться или возникать в «близнецовой» форме с целью подчеркнуть его значимость в динамике образа, проступающего из бессознательного.

- Архаические механизмы, переводящие бессознательные содержания в архетипические формы.

Язык сновидений, отражающий жизнь, всегда интерпретировался в соответствии с культурными, историческими или научными догмами. Существует наука о толковании сновидений - онейромантия, рассматривающая их как ключ к реальному психологическому пониманию человека. А. Менегетти на основе онтопсихологического анализа раскрыл критерии и принципы интерпретаций.

Правила интерпретации сновидений консультантом (по Юнгу, А. Самуэле, Ф. Плаут) включают следующие положения:

1. Привнести нечто новое в сознание, не морализировать, не повторяться.

2. Принимать во внимание личный контекст жизни субъекта и его окружения.

3. Сравнивать символическое содержание сна с типичными культурными, историческими, мифологическими мотивами (работа по амплификации).

4. Оставаться верными «образу сна», быть ближе к содержанию сновидения.

5. Рассматривать сновидение как ресурс изменения позиций личности.

Сновидения способны преодолеть застой, продемонстрировать возможности развития субъекта, указать на проблемные, конфликтные жизненные ситуации, на подавленный конфликт. Сновидения дополняют сознательную дневную жизнь, компенсируя ущербные проявления индивида. Они как ключ открывают скрытое в бессознательном. Сновидения - доказательства универсальности художественного изложения (Хабсон). Они содействуют решению вторичных проблем. Наши сновидения служат нам своего рода корректирующими механизмами, которые, если научиться правильно ими пользоваться, дают нам возможность видеть самих себя и мир вокруг нас более точно и с меньшими искажениями (Ульман). Они не только иллюстрируют подавленные переживания, но и переводят их в более приемлемую для сознания форму.

Во сне возможны озарения. Сны включают в себя разного рода комбинации, перестановку местами предметов и событий и даже решение задач, которые невозможно было бы получить в бодрствующем состоянии. Идеи мерцают во снах, как огоньки в тумане. Многие сновидения настолько поразительны, настолько переполнены странными деталями, что, кажется, не поддаются интерпретации.

Сновидения рекомендуется использовать для обнаружения личного мифа человека (Дик Макмостер). Концепцию личного мифа в групповой работе со сновидениями применяли М. Ульман и Н. Циммерман. Они указывали, что одна

из функций сновидения состоит в выявлении и устранении утративших связь с реальностью личных мифов. Самыми распространенными их сюжетами в практике консультирования выступают уязвимость, излишняя самозащита, боязнь неудачи.

Психодраматическая работа со сновидениями заключается в возможности символической драматизации. Консультант просит протагониста представить на сцене в соответствии с содержанием сновидения три части работы:

- Воспроизведение самого сна на сцене с воображаемой декорацией.

- Его продолжение в виде сна наяву.

- Спонтанная актуализация латентного желания.

Психодраматическая конструкция приводит к разрешению

внутриличностного конфликта. Как утверждает Я. Л. Морено, клиент глубже всего способен почувствовать нечто на уровне психодраматического действия, а затем на уровне реальности.

Гештальттерапия сновидения используются в качестве метода со многими вариациями. Его основное преимущество состоит в том, что он открывает путь к самым спонтанным и конфликтным частям «Я» как элементам сновидения. Чтобы усилить момент катарсиса, клиенту предлагают не говорить о снах, а разыгрывать их в форме психодрамы в группе. Сновидец погружается в своё сновидение. Члены группы трансформируют ключевые элементы сна в диалоге, и каждый становится частью, персонажем сна. Он играет роль, идентифицируется с образом, двигается и говорит от его имени.

Консультирование на психоаналитической платформе базируется на концепции, согласно которой сны выражают бессознательные потребности, конфликты, желания, страхи и вытесненный опыт. Некоторые мотивы настолько неприемлемы для личности, что они могут быть выражены только в замаскированной или символической форме. Основной целью работы со снами является исследование скрытой подоплёки видимого сна и постепенное раскрытие подавленного конфликта. В психоаналитической работе важно развить способность клиента использовать компоненты сновидения как отправную точку для относительно свободного ассоциирования. Члены группы одновременно интерпретируют и проецируют. Этот процесс зачастую ведет к ценному инсайту.

Выводы: Различия в понимании сновидений представителями разных направлений доказывают сложность и неоднозначность этого феномена психики, необходимость его использования в консультативной практике. Сновидения отражают активную спектральную картину болевых зон внутриличностной конфликтности, позволяющую консультанту наиболее эффективно помочь клиенту. В работе с образами сна психолог должен опираться на доминирующие механизмы, закономерности и принципы сновидческой активности.

Литература

1. Ахмедов Т.И., Жидко И. Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. -М.: Фолио. - 2001.

2. Исаева Э.Г., Мусалаева А.Р. Стратегии консультативной работы психолога. -М.: Илекса. - 2011.

3. Криппнер С., Диллард Д. Сновидения и творческий подход к решению проблем. - М. - 1997.

4. Менегетти А. Проект человек. - М.: Онтопсихология. - 2007.

5. Фрейд З. Толкование сновидений. - Киев, - 1999.

6. Юнг К. Душа и миф: шесть архетипов. - М.: Киев. - 2004.

Харламова А. В.

Роль рефлюксов в формировании эндогенной интоксикации у детей с хроническим гастродуоденитом и гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью

В настоящее время сохраняется высокая распространенность гастроэнтерологических заболеваний у детей. Имеет место «омоложение», незаметное постепенное начало, упорное рецидивирующее течение хронической патологии желудочно-кишечного тракта [1]. В последнее десятилетие особенное значение приобрела гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ). Это обусловлено ростом численности пациентов с ГЭРБ (до 1/3 детей и подростков гастроэнтерологического профиля), наличием внепищеводных проявлений заболевания, развитием опасных осложнений, таких как пищеводные эрозии, язвы, кровотечения, стриктуры и пищевод Баррета [19].

В развитии хронической патологии верхних отделов желудочно-кишечного тракта значимую роль имеет дуодено-гастральный рефлюкс (ДГР), который впервые описал Ш Байтов в 1833 году. У детей с хроническими гастродуоденитами ДГР определяется практически у каждого третьего пациента [5]. Большинством исследователей поддерживается мнение о взаимосвязи характера патологии и ДГР. Агрессивное воздействие соляной кислоты усиливается при сочетании с дуоденогастральным рефлюксом. А наличие ДГР на фоне сниженного кислотообразования вызывает воспалительно-деструктивные изменения в слизистой оболочке пищевода еще более выраженные, чем вызванные кислотной агрессией. Гистологические исследования показывают четкую зависимость между забросом желчи и тонкокишечной метаплазией желудка. Кроме того, желчь способствует атрофическому процессу в слизистой оболочке желудка [17].

Часто ДГР сочетается с гастроэзофагеальным рефлюксом (ГЭР), и содержимое двенадцатиперстной кишки достигает пищевода. Такой рефлюкс называют дуоденогастроэзофагеальный или билиарный рефлюкс (БР) [2]. Он относится к важным патогенетическим факторам гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. Компоненты дуоденального содержимого, представленные желчными кислотами, лизолецитином и трипсином, являются факторами агрессии, повреждающими слизистую оболочку пищевода. В ряде исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.