Научная статья на тему 'Культурологические исследования сновидений в системе наук о человеке (теории сновидений в ХХ В. )'

Культурологические исследования сновидений в системе наук о человеке (теории сновидений в ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
836
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНОВИДЕНИЕ / ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ / ОНЕЙРОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / КОНЦЕПТ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПЕРИОДЫ / DREAM / DREAMS INTERPRETATION / ONEIROLOGY / CULTURE / CONCEPT / INTERDISCIPLINARITY / PERIODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Юлия Викторовна

В данной статье рассматривается сновидение как феномен культуры. Раскрывается сущность термина онейрология, делается краткий обзор основных культурно-исторических периодов в развитии онейрологии в ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL STUDIES OF DREAMS IN THE SYSTEM OF THE HUMAN SCIENCES (THEORY OF DREAMS IN THE PRE-INDUSTRIAL ERA)

This article examines the dream as a cultural phenomenon. The essence of the term oneirology is revealed, the main cultural and historical periods in oneirology development in the twentieth century are characterized in brief.

Текст научной работы на тему «Культурологические исследования сновидений в системе наук о человеке (теории сновидений в ХХ В. )»

УДК: 008:159.963.3

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ (ТЕОРИИ СНОВИДЕНИЙ В ХХ В.)

© 2014 Ю.В.Кузнецова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева. Саранск

Статья поступила в редакцию 18.06.2014

В данной статье рассматривается сновидение как феномен культуры. Раскрывается сущность термина онейрология, делается краткий обзор основных культурно-исторических периодов в развитии онейрологии в ХХ в.

Грант Благотворительного фонда В.Потанина для молодых преподавателей (проект-курс «Психология художественного творчества»).

Ключевые слова: сновидение, толкование сновидений, онейрология, культура, концепт, междисциплинар-ность, периоды.

Предпринимая аналитический обзор культурно-исторических периодов1, связанных с разработкой онейрологической проблематики, представляется возможным остановиться на основных моментах теорий сновидений в ХХ в.

Первый период - первая половина ХХ в. К XX веку на передний план выходят два основных направления в изучении феномена сновидений: психофизиологическое и психоаналитическое. Успех первого связан с достижениями в области биологического исследования сна. Второе же предлагает выход в пространство неосознанного психического и различать в образах сновидения элементы его работы, что позволяет видеть так называемые «скрытые мысли» сновидца. Началось данное направление, условно говоря, с опубликования труда З.Фрейда «Толкование сновидений» (1900). Опровергая мнение современных ему философов и психиатров, считавших сновидения «фантастикой», он заявил: «Я считаю своим долгом заявить, что сновидения действительно имеют значение, и действительно возможен научный метод их толкования». Согласно взглядам Фрейда, сновидения несут функцию «исполнения желаний», являясь ширмой для маскировки социально неприемлемых импульсов (в основном, сексуального характера), а материалом для их построения служат недав-

Кузнецова Юлия Викторовна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства. E-mail: kuv@bk. ru

I

1 Кузнецова Ю.В. Культурологические исследования

сновидений в системе наук о человеке (теории сновидений в доиндустриальную эпоху) // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - Т.16. - №

2(3). - С.746 - 749.

ние переживания. В дальнейшем в своих работах Фрейд неоднократно обращался к теоретическим и практическим аспектам данной проблемы, сделав интерпретацию снов одним из основных терапевтических методов психоанализа. Однако сам основоположник психоанализа признавал, что интерпретация сновидений является достаточно сложным занятием. Еще в «Толковании сновидений» он сомневался в том, может ли оно в принципе быть исчерпывающим. Почти всегда к уже имеющемуся толкованию, вполне связному и осмысленному, можно добавить новое: новые ассоциации приводят к расширению материала и оправдывают установление новых связей. Это явление получило называние сверхистолкования, в его основе лежит возможность бесконечных интерпретаций образов сновидения, взаимоналожение различных слоев значений. «Главное открытие Фрейда — открытие смысла сновидений, являющихся ключом не только для самопознания индивида, но и для самопознания культур и обществ»2.

Теория сновидений, ставшая краеугольным камнем психоанализа, не перестала и в по-слефрейдовский период быть предметом активного изучения. Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшихся с Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем - А.Адлер и К.-Г.Юнг.

Адлер пересмотрел психоаналитическую теорию сновидений З.Фрейда и внес в нее кардинальные изменения, касающиеся, прежде

2 Кузнецова Ю.В. Место толкования сновидений в психоаналитической теории З.Фрейда // Симбирский научный вестник. - Ульяновск: 2013. -№ 4(14). - С. 62 - 67.

Искусствоведение

всего, новых контекстов, сквозь призму которых он предлагал рассматривать символику сновидений. Выделим ряд ключевых моментов адлерианской теории сновидений. Во-первых, Адлер подчеркивал предвосхищающую функцию сновидения, в которых можно увидеть бессознательный жизненный план, в соответствии с которым человек стремится справиться с адаптацией к жизни, сохранив чувство уверенности в себе. Во-вторых, поставив на первый план потребности человека в обретении власти и социального статуса, Адлер интерпретировал сновидения, преимущественно, в данном контексте. В-третьих, он подчеркивал необходимость индивидуальной трактовки образов сновидения, исходя из особенностей конкретного человека: его личной истории, чувств, мотивов, событий и пр. Адлер использовал анализ сновидений в качестве одного из важнейших инструментов постижения глубинного уровня личности, с помощью которого возможно ослабление преувеличенного чувства неполноценности, повышение социального интереса, исправление ошибок мышления или ошибочной логики, включенных в жизненный стиль3.

Утверждая позитивную трактовку бессознательного как неотъемлемой и важной стороны психики, юнгианство сформировало целостную систему представлении о научном методе анализа сновидений, опирающуюся на свои основные теоретические представления — об архетипах коллективного бессознательного, о структуре и функциях психики, о психологических типах, процессе индивидуации, психической реальности и т.д. Смысл снов, по убеждению Юнга, зависит от того, насколько нуждается в компенсации сознательная установка сновидца. Если она излишне односторонняя, то сновидение занимает противоположную позицию, если крайностей не наблюдается, то оно довольствуется изображением реальной ситуации. В аналитической психологии важным считается ответ на вопрос, зачем, а не почему снится данное сновидение, что оно хочет сообщить. Смысл сновидения может быть понят только с учетом актуальной жизненной ситуации человека и при его непосредственной помощи, как интерпретатора собственных снов. Юнг подчеркивал, наличие в основе образов сновидений архетипической символики, которая в силу своей многозначности является материалом для проекции личностных проблем. Таким образом, общая функция снови-

дений - компенсаторная, состоящая в попытке восстановления психического равновесия посредством производства бессознательных значений. Именно аналитическая психология положила начало традиции ранней диагностики заболеваний посредством толкования снови-дений4.

В характеристике данного периода в развитии онейрологии важна теория сновидений, предложенная Ф.Перлзом, основателем школы гештальт-психологии. Он заявлял, что сновидения - это «царская дорога к целостной личности». По его мнению сновидения, и осознание сновидений очень важны, потому что позволяют достичь уравновешенности и овладеть всеми составляющими своей личности. В работе со сновидениями Перлз опирался на предположение, что разные грани сновидения можно воспринимать как проекции составляющих или масок личности сновидца. Значительным вкладом Перлза в работу со сновидением и терапию стала его проницательная догадка о том, что невротическое поведение вызвано отрицанием составляющих собственной личности. Мы можем вернуть эти непризнанные стороны своей личности, разыгрывая или инсценируя части сновидения. Благодаря этому процессу начинают осознаваться собственные склонности, страхи и желания, тем самым способствуя тому, чтобы процесс индивидуализации и созревания протекал безболезненно5.

Второй период - вторая половина ХХ в. Очередной вехой в развитии онейрологии можно считать формирование трансперсональной (интегративной) психологии в конце 1960-х. гг., когда С.Гроф и А.Маслоу, и другие известные учёные формулируют основные ее постулаты. В трансперсональной психологии человек представляет интерес не только на уровне доличностных и индивидуально-личностных процессов, но и на уровне надличностных (в том числе и духовных) процессов. Важно отметить, что интегративный подход к сновидениям показал ограниченность материалистического отношения к снам, характерного для первой половины ХХ в. Было доказано, что если у человека нет органических повреждений мозга, то сны ему снятся всегда. Эти исследования резко противоречат взглядам Фрейда и Адлера, считавшим, что «здоровым, социально успешным людям» сны не снятся. В транспер-

3 Кузнецова Ю.В. Основные принципы теории сновидений в индивидуальной психологии А.Адлера // Регионология. - Саранск: 2012. - № 4(81). - С. 212 - 214.

4 Кузнецова Ю.В. Архетипические основания юнгинианского анализа сновидений // Гуманитарий: Актуальные проблемы науки и образования. -Саранск: 2011. - № 4. - С. 50 - 54.

5 Перлз Ф. Гештальт подход и свидетель терапии. -М.: 2013. - С. 89.

сональной психологии подчеркивалось, что только сам сновидец может понять истинный, глубинный смысл сновидения, которое является очень мощным послание его бессознательного. С.Лаберж показал, что любой человек может сновидеть осознанно, то есть управлять своим сном. Хотя практика осознанных сновидений является одной из ключевых в тибетском буддизме, западной наукой возможность сновидеть осознанно старательно отвергалась, поскольку шла вразрез с общепринятыми взглядами на природу сновидений. В интегра-тивном подходе к работе со сновидениями используются не только техники западной психологии (гештальт или сновидческие расстановки), но и техники тибетского буддизма и традиционных культур (аборигенов Австралии, индейцев Америки, шаманов Сибири).

В настоящее время признается, что процессуально-ориентированная психология наиболее эффективно среди всех направлений современной психологии позволяет раскрыть послания сновидений. Крупнейший представитель, ее создатель американский психотерапевт А.Мин-делл, с одной стороны, активно использует опыт других направлений психологии (психодрама, арт-терапия, юнгианский анализ и т.д.), с другой стороны, опирается на концеп-

ции квантовой физики и теории информации, буддизм, даосизм, шаманизм. По мнению Минделла, когда наша «Глубина пытается донести до нас какое-то послание, то оно проявляется в сновидениях. Если человек не обращает внимания на послание, то оно проявляется в виде телесных симптомов, заболеваний, социальных и личных конфликтов»5.

Несмотря на тот факт, что сегодня в различных гуманитарных науках сформировалось представление о сновидении не только как индивидуально-психологическом, но и как культурном феномене, существующие исследования сна и сновидений в рамках культурологии показывают ограниченную и лишённую целостности картину. Между тем, исследование истории изучения снов демонстрирует такое разнообразие практик обращения к сновидениям, а также культурных техник, в которые они оформились, что отбросить этот специфический аспект анализа культуры представляется нам потерей одной из самых загадочных стратегий адаптации человека к собственной природе.

5 Минделл А. Сновидение в бодрствовании. - М.: 2004. - С. 156.

CULTURAL STUDIES OF DREAMS IN THE SYSTEM OF THE HUMAN SCIENCES (THEORY OF DREAMS IN THE PRE-INDUSTRIAL ERA)

© 2014 J.V.Kuznecova° N.P.Ogarev Mordovia State University. Saransk

This article examines the dream as a cultural phenomenon. The essence of the term oneirology is revealed, the main cultural and historical periods in oneirology development in the twentieth century are characterized in brief .

Keywords: dream, dreams interpretation, oneirology, culture, concept, interdisciplinarity, periods.

Kuznetsova Juliya Victorovna, Candidate of Philosophical Sciences, associate professor of Department of Cultural Studies, Ethnic Culture and Performing Arts. E-mail: kuv@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.