Научная статья на тему 'Работа с информацией, представленной в различных формах, по синтаксису простого и сложного предложений в интерактивном режиме как один из компонентов построения мультимедийной компьютерной программы'

Работа с информацией, представленной в различных формах, по синтаксису простого и сложного предложений в интерактивном режиме как один из компонентов построения мультимедийной компьютерной программы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
162
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / УПРАЖНЕНИЕ / ЗАДАНИЕ / СЦЕНАРИЙ / ОТВЕТ / ОТВЕТЫ / СТРУКТУРА / ПОСТРОЕНИЕ / MULTIMEDIA COMPUTER PROGRAM / INTERACTIVITY / INFORMATION / EXERCISE / TASK / SCRIPT / ANSWER / ANSWERS / STRUCTURE / DESIGNING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Синелобов Николай Александрович

В научной статье рассматривается работа с информацией, представленной в различных формах (лингвистический текст, графика по составлению схем, анимация и др.), по синтаксису простого и сложного предложений в интерактивном режиме как один из компонентов построения мультимедийной компьютерной программы [3, 104-107].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Синелобов Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work with Presented in Various Forms Information on Syntax of the Simple and Complex Sentences in the Interactive Mode as One of the Components of Multimedia Computer Program Designing

This scientific article considers the work with information presented in various forms (linguistic text, artwork of schemes drawing up, animation, etc.), on syntax of the simple and complex sentences in the interactive mode as one of the components of multimedia computer program designing [3, 104-107].

Текст научной работы на тему «Работа с информацией, представленной в различных формах, по синтаксису простого и сложного предложений в интерактивном режиме как один из компонентов построения мультимедийной компьютерной программы»

УДК 81.411.2 Р30 ББК С 60

Синелобов Николай Александрович

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра современного русского языка и методики его преподавания Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

г. Елец

Sinelobov Nikolay Alexandrovich

Сап&ёа1е of Pedagogics,

Assistant Professor

Chair of Modern Russian Language and Methods of the Russian Language Teaching Yelets State University named after I.A. Bunin

Yelets

Работа с информацией, представленной в различных формах, по синтаксису простого и сложного предложений в интерактивном режиме как один из компонентов построения мультимедийной компьютерной программы Work with Presented in Various Forms Information on Syntax of the Simple and Complex Sentences in the Interactive Mode as One of the Components of Multimedia Computer Program Designing

В научной статье рассматривается работа с информацией, представленной в различных формах (лингвистический текст, графика по составлению схем, анимация и др.), по синтаксису простого и сложного предложений в интерактивном режиме как один из компонентов построения мультимедийной компьютерной программы [3, 104-107].

This scientific article considers the work with information presented in various forms (linguistic text, artwork of schemes drawing up, animation, etc.), on syntax of the simple and complex sentences in the interactive mode as one of the components of multimedia computer program designing [3, 104-107].

Ключевые слова: мультимедийная компьютерная программа, интерактивность, информация, упражнение, задание, сценарий, ответ, ответы, структура, построение.

Key words: multimedia computer program, interactivity, information, exercise, task, script, answer, answers, structure, designing.

Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств компьютера, позволяющих объединить информацию по синтаксису простого и сложного предложений, представленную в различных формах (лингвистический текст, графика по составлению схем простого и сложного предложений, звук, видеоклипы, анимация), и работать с ней в интерактивном режиме [3,104].

Интерактивность - обучение строится как диалог учителя и ученика с помощью компьютера, или обучение учащегося осуществляется с помощью

мультимедийной программы [3,105-106]. Выделяется три вида интерактивности:

1) реактивная интерактивность; ученики выполняют задания в строгой последовательности, как предписывает программа или учитель. Например: надо выполнить теоретико-практический блок по заданному алгоритму или по одному блоку (упражнение №1), или в сочетании блока с блоком (упражнение №1 и упражнение №2), с блоками (упражнение №3 и упражнения №№ 5, 7, 9 и т.д.), или все блоки (упражнения) одновременно от начала до конца (упражнение №1 - упражнение №13);

2) действенная интерактивность; учащиеся управляют программой самостоятельно: им решать, как выполнять задания: или в порядке, предписанным программой, или строить свой план выполнения в пределах имеющегося приложения. Приложение опирается на базу данных, в которую входят такие компоненты:

2.1. схема-алгоритм синтаксического разбора простого и сложного

предложений; синтаксические задания и предполагаемые варианты отве-

1 2 тов. Пример: [|Я|1 Іхотел нанять її быков], (чтобы I втащить |2 мою тележку на

3

эту проклятую гору), (потому что 1была13 |осень|3 и |гололедица|3).

Первый блок (упражнение №1)

Общий заголовок 1. Определение типа предложения по количеству грамматических основ (ГО), и его характеристика

Задание 1. Определяя тип предложения по количеству грамматических основ (ГО), докажите, что оно простое или сложное.

Задание 1.1. Сначала установите количество грамматических основ (ГО).

1. Предполагаемые ответы:

---нет---

1. Одна ГО.

2. Несколько (две) ГО.

3. Несколько (три) ГО.

Задание 1.2. Потом найдите первое подлежащее в предложении, обозначив его границы (начало и конец) вертикальными линиями.

2. Предполагаемые ответы:

--нет--

|Я| 1 хотел нанять быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была осень и гололедица

Задание 1.3. А следом найдите первое сказуемое в предложении, обозначив его границы (начало и конец) вертикальными линиями.

3. Предполагаемые ответы:

--нет--

|Я|1 I хотел нанять К быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была осень и гололедица

Задание 1.4. Дальше установите количество главных членов, составляющих 1 ГО.

4. Предполагаемые ответы:

--нет--

1. 1 ГО состоит из 2 главных членов.

2. 1 ГО состоит из 1 главного члена.

3. 1 ГО состоит из 3 главных членов.

Задание 1.5. Определяя структуру первой ГО, выясните, из каких двух главных членов она состоит.

5. Предполагаемые ответы:

--нет--

1. Подлежащего и сказуемого.

2. Только подлежащего.

3. Только сказуемого.

Задание 1.6. А уж тогда укажите характер структуры первой ГО.

6. Предполагаемые ответы:

--нет--

1. Двусоставная.

2. Односоставная.

3. Трехсоставная.

Задание 1.7. Вначале найдите второе подлежащее в предложении, обозначив его границы (начало и конец) вертикальными линиями.

7. Предполагаемые ответы:

--нет--

|Я|1 | хотел нанять К быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была осень и гололедица

Задание 1.8. А следом найдите второе сказуемое в предложении, обозначив его границы (начало и конец) вертикальными линиями.

8. Предполагаемые ответы:

--нет--

|Я|1 | хотел нанять К быков чтобы |втащить|2 мою тележку на эту проклятую гору потому что была осень и гололедица

Задание 1.9. Дальше установите количество главных членов, составляющих 2 ГО.

9. Предполагаемые ответы:

--нет--

1. 1 ГО состоит из 2 главных членов.

2. 1 ГО состоит из 1 главного члена.

3. 1 ГО состоит из 3 главных членов.

Задание 1.10. Во-вторых, определяя структуру второй ГО, выясните, из какого одного главного члена она состоит.

10. Предполагаемые ответы:

--нет--

1. Подлежащего и сказуемого.

2. Только подлежащего.

3. Только сказуемого.

Задание 1.11. А уж тогда укажите характер структуры второй ГО.

11. Предполагаемые ответы:

--нет-1. Двусоставная.

2. Односоставная.

3. Трехсоставная.

Задание 1.12. Вначале найдите третье(-ьи) подлежащее(-ие) в предложении, обозначив его(их) границы (начало и конец) вертикальными линиями..

12. Предполагаемые ответы:

--нет--

|Я|1 | хотел нанятьЬ быков чтобы |втащить|2 мою тележку на эту проклятую гору потому что была |осень|3 и |гололедица|3

Задание 1.13. А следом найдите второе сказуемое в предложении, обозначив его границы (начало и конец) вертикальными линиями.

13. Предполагаемые ответы:

--нет--

|Я|1 | хотел нанятьЬ быков чтобы |втащить|2 мою тележку на эту проклятую гору потому что |была|3 |осень|3 и |гололедица|3

Задание 1.14. Дальше установите количество главных членов, составляющих третью ГО.

14. Предполагаемые ответы:

--нет-1. 3 ГО состоит из 2 главных членов.

2. 3 ГО состоит из 1 главного члена.

3. 3 ГО состоит из 2 главных членов.

Задание 1.15. Во-первых, определяя структуру третьей ГО, выясните, из каких двух главных членов она состоит.

15. Предполагаемые ответы:

--нет--

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Подлежащего и сказуемого.

2. Только подлежащего.

3. Только сказуемого.

Задание 1.16. А уж тогда укажите характер структуры третьей ГО.

16. Предполагаемые ответы:

--нет-1. Двусоставная.

2. Односоставная.

3. Трехсоставная.

2.2. дидактический материал, представляемый для синтаксического разбора:

Структура сложносочиненного предложения (ССП) может выглядеть следующим образом:

A) обучающая часть:

- ССП с соединительным союзом, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

Б) тренировочная работа:

- ССП с противительным союзом, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- простое предложение - 1 предложение;

B) проверочная работа:

- ССП с разделительным союзом, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- простое предложение - 1 предложение;

Структура сложноподчиненного предложения (СПП) с одним придаточным может выглядеть следующим образом:

А) обучающая часть:

СПП с придаточным подлежащным, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

Б) тренировочная работа:

- ССП с соединительным союзом, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СПП с придаточным сказуемным, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- простое предложение - 1 предложение;

В) проверочная работа:

- ССП с противительным союзом, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СПП с придаточным определит., состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- простое предложение - 1 предложение;

Структура сложного бессоюзного (СБП) может выглядеть следующим образом:

A) обучающая часть:

- СБП, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ), где ставится запятая

- 1 предложение);

Б) тренировочная работа:

- ССП с разделительным союзом, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СПП с придаточным дополнительным, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СБП, состоящее из 2 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение, где ставится двоеточие;

- простое предложение - 1 предложение;

B) проверочная работа:

- ССП с соединительным союзом, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СПП с придаточным места, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ)

- 1 предложение;

- СБП, состоящее из 2 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение, где ставится тире;

- простое предложение - 1 предложение;

Структура сложноподчиненного предложения (СПП) с несколькими придаточными может выглядеть следующим образом:

A) обучающая часть:

- СПП с однородным соподчинением, состоящее из 3 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

Б) тренировочная работа:

- ССП с противительным союзом, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СПП с придаточным времени, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СБП, состоящее из 2 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение, где ставится запятая;

- СПП с неоднородным соподчинением, состоящее из 4 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- простое предложение - 1 предложение;

B) проверочная работа:

- ССП с разделительным союзом, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СПП с придаточным причины, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СБП, состоящее из 2 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение, где ставится двоеточие;

- СПП с последовательным подчинением, состоящее из 5 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- простое предложение - 1 предложение;

Структура сложного предложения с различными видами связи (СПРВС) может выглядеть следующим образом:

А) обучающая часть:

- СП с различными видами союзной сочинительной и бессоюзной связи, состоящее из 3 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

Б) тренировочная работа:

- ССП с соединительным союзом, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СПП с придаточным следствия, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СБП, состоящее из 2 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение, где ставится тире;

- СПП с комбинацией связи: (однородное + неоднородное + последовательное), состоящее из 3 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СП с различными видами союзной подчинительной и бессоюзной связи, состоящее из 4 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- простое предложение - 1 предложение;

В) проверочная работа:

- ССП с противительным союзом, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СПП с придаточным образа действия и степени, состоящее из 2-х предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СБП, состоящее из 2 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение, где ставится запятая;

- СПП с комбинацией связи: (однородное + неоднородное + последовательное), состоящее из 5 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- СП с различными видами союзной сочинительной и подчинительной и бессоюзной связи, состоящее из 5 предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- простое из одной предикативных частей (ПЧ) - 1 предложение;

- всего получится первоначально 45 предложений;

2.3. электронная (энциклопедического характера) справка по каждому синтаксическому вопросу;

2.4. оценивание умственных действий школьников по пятибалльной шкале;

2.5. оценивание саморазвития и самопознания ребят по десятибалльной шкале;

2.6. журнал класса: фамилия и имя; число, месяц, год, время выполнения задания; тип предложения (ПП, ССП, СПП, СБП, СПРВС); блоки (1,2,3,4,5,6,7,8,9); оценки за каждое выполненное задание; итоговая оценка за каждый блок; выбранные учениками как правильные, так и неправильные варианты ответов;

3) взаимная интерактивность; школьники и мультимедийная программа приспосабливаются друг к другу. Обучаемые сами могут участвовать в творческом процессе, проводя собственное небольшое лингвистическое (синтаксическое) исследование.

Библиографический список

1. Нурмухамедов, Г.М. О подходах к созданию электронного учебника [Текст]/ Г.М Нурмухамедов. - Информатика и образование. - 2006. - № 5. - С. 104-107.

2. Синелобов, Н.А. Использование информационных технологий при изучении синтаксиса простого и сложного предложений в функционально-коммуникативном аспекте в общеобразовательных школах России [Текст]/ Н.А.. Синелобов // Информационные технологии в образовании. Материалы международной конференции (Болгария, Солнечный берег). - Москва: изд-во МЭСИ, 2002. - С.299-307.

Bibliography

1. Nurmukhamedov, G.M. About Approaches to Electronic Textbook Creation [Text] / G.M. Nurmukhamedov. - Computer Science and Education. - 2006. - 5. - P. 104-107.

2. Sinelobov, N.A. Using Information Technologies While Studying the Syntax of the Simple and Compound Sentences in the Functional-and-C ommunicative Aspect at General Schools of Russia [Text] / N.A.. Sinelobov // Information Technologies in Education. Materials of the International Conference (Bulgaria, Sun Coast). - Moscow: Publishing House of MESI, 2002. - P. 299307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.