Научная статья на тему 'Использование интерактивных технологий на уроках русского языка'

Использование интерактивных технологий на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
327
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ражабалиева Гульноза, Ашурбаева Гуё Абдумажитовна

Авторы данной статьи расскрыли методику использования интерактивных технологии на уроках русского языка. В конкретных примерах из опыта показали элементы интерактивных методов на уроках русского языка в 9-классе. Подобные методы повыщают интерес учащехся к учебному предмету, развивают, совершенствуют познавательные, умственные и творческие способности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ражабалиева Гульноза, Ашурбаева Гуё Абдумажитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных технологий на уроках русского языка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Ражабалиева Гульноза, Ашурбаева Гуё Абдумажитовна

Узбекистан, г. Коканд, КГПИ

Авторы данной статьи расскрыли методику использования интерактивных технологии на уроках русского языка. В конкретных примерах из опыта показали элементы интерактивных методов на уроках русского языка в 9-классе. Подобные методы повыщают интерес учащехся к учебному предмету, развивают, совершенствуют познавательные, умственные и творческие способности детей.

Использование интерактивных технологий на уроках русского языка являются актуальными, так как они развивают, совершенствуют познавательные, умственные и творческие способности детей. Интерактивные методы приоткрывают ученику незнакомые грани изучаемой науки, помогают по-новому взглянуть на привычных урок, способствуют возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным.

При использование интерактивных методов решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Приведем разработку урока, проведённый в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным».

Цель урока: изучение сложноподчиненного предложения Задачи:

Образовательные:

Изучить строение СПП с придаточным определительным. Познакомить с отличительными признаками СПП с придаточным определительным, уметь определять придаточные определительные предложения в составе сложноподчиненного предложения;

составлять схемы предложений с придаточными определительными. производить их синонимическую замену и употреблять в речи правильно расставлять знаки препинания Развивающие: Развивать языковое чутье

Развивать навыки анализа и синтеза, критического мышления развивать навыки проектной деятельности. Воспитательные:

воспитывать интерес к изучению русского языка воспитывать умение работать в группах воспитывать эстетический вкус

Оборудование урока:

компьютер; интерактивная доска, мультимедийный проектор

Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие, проектная, элементы технологии критического мышления

Форма: групповая /Класс разбит на группы, в каждой должны быть руководитель , секретарь, генератор идей, организатор и выступающий/ Ход урока:

1. Организационный момент.

Звучит музыка / П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь»/ Взгляните на улицу - за окном октябрь, но еще совсем не холодно. Посмотрите, как ветер качает деревья, срывает с них листья, усыпает ими дорожки и дворы. Иногда моросит дождь, но даже он не вызывает неприятных чувств: так все гармонично в осенней природе.

Сегодня мы будем говорить не только об осени, тема урока «Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным». Наша цель -изучение СПП с придаточным определительным. Мы должны изучить строение СПП с придаточным определительным, познакомиться с его отличительными признаками, уметь определять придаточные предложения в составе сложноподчиненного предложения; составлять схемы, производить их синонимическую замену, употреблять в речи, расставлять знаки препинания.

2. Орфографическая работа.

Сорванные листья, позолоченные деревья, обожженные дыханием осени, невиданная красота, ярко пламенеют, медленное круженье, земля услана ковром.

Определите, какая орфограмма присутствует в этой диктовке, объясните ее, составьте краткий алгоритм/ в любой форме/, добавьте по 3 своих словосочетания.

3. Актуализация знаний. Дайте определение разных типов связи в словосочетаниях, определите тип связи в предложенных словосочетаниях. Какое из них не словосочетание? Составьте предложения с одним из словосочетаний, разберите по членам. Вспомните, что такое определение.

4. Усвоение новых знаний. Работа с предложением из стихотворения Ю. Левитанского /чтение, запись второго предложения/

Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины, Что становится явной вся тайная суть естества,-Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят -Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача -И последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят -Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча... Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе, Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом, Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.

Разберите второе предложение по членам, понаблюдайте за строением, особенностями придаточного предложения, сделайте выводы по пунктам:

1.. Вопрос: какой?

2. Контактное слово (часть речи): сущ.

4. Средства связи: союзные слова: /который, какой, кто, что, где, куда, откуда/.

5. Указательные слова /тот, такой/

6. Позиция по отношению к контактному слову /всегда постпозиция/

На какой член предложения похоже это предложение?

Каким союзным словом можно заменить «когда»?

Это предложение называется придаточным определительным.

Обобщим еще раз его отличительные признаки.

Попытайтесь составить схему этого предложения, сохраняя все эти признаки.

[+- указательное слово+ существительное], (союзные слова который, какой, кто, что, где, куда, откуда).

Работа с учебником. Рассмотрите теоретический материал учебника, сравните с вашими выводами. Запись в тетрадь для правил.

5. Закрепление новых знаний.

1. Выписать из предложений СПП с придаточным определительным, выделить грамматическую основу, составить схему.

1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой... (А. Горобец)

3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)

1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовуюводь. (С.Есенин)

2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)

3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров... (А.А.Фет)

1.Мила мне осенняя роща., где каждый березовый лист шелестит надо мной. (Ю. Левитанский)

2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)

3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

2. Замените причастный оборот придаточным определительным:

1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)

2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что)

3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)

3. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом.

1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.

2. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.

3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

4. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

6. Творческая работа.

Составьте по одному СПП с придаточным определительным.

7. Рефлексия.

Закончите предложения:

1. Урок, на котором мы изучали СПП с придаточным определительным,

2. Тема, над которой мы работали,.....

3. Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с ....

4. Какими были предыдущие 3 предложения?

А теперь выложите цветные осенние листочки, которые соответствуют вашему настроению, в центр стола.

8. Оценка работы класса, групп, учеников.

9. Домашнее задание: параграф учебника /часть 1/, запись в тетради, на выбор: упражнение из учебника или миниатюра из 5 СПП предложений с придаточным определительным на тему: «Осень»

Разработка и внедрение интерактивных технологий требует от преподавателя более творческого подхода, развития специальных навыков совершенствования мастерства.

Список литературы

1. Толипов У. К, Усмонбоева М. Педагогик технологияларнинг татбикий асослари. -Т.: Фан, 2006

2. Энциклопедия педагогических технологий. - Санкт-Петербург: КАРО, 2005

Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов - Современный русский язык - Москва 1987

ПРОБЛЕМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ

АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Романова Ольга Петровна

студентка 3 курса, кафедра мировой экономики Докальская Вера Калиновна

научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, кафедра мировой экономики ОГАУ, РФ, г. Орёл

В XXI веке налоговые органы работают в чрезвычайно сложных условиях, что требует от их работников высочайшего профессионализма и ответственности.

Особое внимание должно уделяться внимание контролю над полнотой и своевременностью уплаты налогов и других платежей в бюджет. Наиболее значимой в данном направлении является деятельность ФНС или Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба в п. 1 одноименного Положения признается «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов» [5].

Важным направлением деятельности Федеральной налоговой службы является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.