Научная статья на тему 'Работа с архивами как неотъемлемая часть реализации исследовательского подхода в изучении хореографического фольклора в вузе'

Работа с архивами как неотъемлемая часть реализации исследовательского подхода в изучении хореографического фольклора в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОХОРЕОГРАФИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ / НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД / Э.К. ФИЛИППОВ / АРХИВ / ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ПРАКТИКА / ETHNOCHOREOGRAPHY / TRADITIONAL CHOREOGRAPHY / FOLK DANCE / FOLK-SINGING SPECIALTIES / PROFESSIONAL TRAINING / RESEARCH APPROACH / E.K. FILIPPOV / ARCHIVE / EXPEDITIONARY PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Надежда Андреевна

В статье освещаются вопросы структуры и содержания учебно-творческого процесса преподавания народного танца у студентов народно-певческих специальностей. Исследовательский подход рассматривается как механизм образования учащихся, реализующийся в аудиторных, полевых, самостоятельных и тренинговых формах работы. Учебно-творческий процесс на занятиях по народному танцу у народно-певческих специальностей базируется не только на усовершенствовании хореографической техники учащихся, но и на изучении искусствоведческой составляющей. Анализируются исследовательские методы, использующиеся в работе над изучением хореографического фольклора. Помимо работы с литературными источниками, важнейшей составляющей учебно-творческого процесса на народно-певческих кафедрах является фольклорно-экспедиционная практика, обладающая большим исследовательским потенциалом. Дается описание основных задач и форм фольклорно-этнографической экспедиции, направленной на собирание народной музыки, хореографии, обрядов и т.д. Опираясь на практический опыт, автор приходит к выводу о необходимости изучения экспедиционных материалов, в том числе неопубликованных архивов. Приводится опыт собирательской деятельности Эраста Константиновича Филиппова выдающегося хореографа, посвятившего всю свою жизнь собиранию, записи и обработке танцевального фольклора Иркутской области. На примере архива Э.К. Филиппова дается интерпретация видения исследователя на критерии постановки традиционной хореографии на сцене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working with Archives as an Integral Part of Implementation of the Research Approach in the Study of A Choreographic Folklore in the High School

The article dwells on the issues of the structure and content of educational and creative process of teaching folk dance to the students of folk singing specialties. The research approach is considered as a mechanism for the education of students, implemented in the classroom, field, independent and training forms of work. The educational and creative process in the classes of folk dance in folk singing specialties is based not only on the improvement of students’ choreographic technique, but also on the study of the art history component. The article analyzes research methods used in the study of choreographic folklore. In addition to working with literary sources, the most important component of the educational and creative process in folk-singing departments is the folklore-expeditionary practice, which has great research potential. A description of the main tasks and forms of the folklore-ethnographic expedition aimed at collecting folk music, choreography, rituals, etc. is presented. Based on practical experience, the author comes to the conclusion that it is necessary to study expeditionary materials, including unpublished archives. The experience of collecting activities of Erast Konstantinovich Filippov an outstanding choreographer, who devoted his whole life to collecting, recording and processing dance folklore of the Irkutsk region, is given. On the example of Filippov’s archive, an interpretation of the researcher’s vision of the criteria for traditional choreography on stage is given.

Текст научной работы на тему «Работа с архивами как неотъемлемая часть реализации исследовательского подхода в изучении хореографического фольклора в вузе»

УДК 378.147+793.31 ББК 74.48+85.325.2

РАБОТА С АРХИВАМИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ВУЗЕ

I Н.А. Григорьева

Аннотация. В статье освещаются вопросы структуры и содержания учебно-творческого процесса преподавания народного танца у студентов народно-певческих специальностей. Исследовательский подход рассматривается как механизм образования учащихся, реализующийся в аудиторных, полевых, самостоятельных и тренинговых формах работы. Учебно-творческиий процесс на занятиях по народному танцу у народно-певческих специальностей базируется не только на усовершенствовании хореографической техники учащихся, но и на изучении искусствоведческой составляющей. Анализируются исследовательские методы, использующиеся в работе над изучением хореографического фольклора. Помимо работы с литературными источниками, важнейшей составляющей учебно-творческого процесса на народно-певческих кафедрах является фольклорно-экспедиционная практика, обладающая, большим исследовательским потенциалом. Дается описание основных задач и форм фольклорно-этнографической экспе-82 диции, направленной на собирание народной музыки, хореографии, обрядов и т.д. Опираясь на практический опыт, автор приходит к выводу о необходимости изучения экспедиционных материалов, в том числе неопубликованных архивов. Приводится опыт собирательской деятельности Эраста Константиновича Филиппова — выдающегося хореографа, посвятившего всю свою жизнь собиранию, записи и обработке танцевального фольклора Иркутской области. На примере архива Э.К. Филиппова дается интерпретация видения исследователя на критерии постановки традиционной хореографии на сцене.

Ключевые слова: этнохореография, традиционная хореография, народный танец, народно-певческие специальности, профессиональная подготовка, исследовательский подход, Э.К. Филиппов, архив, экспедиционная практика.

WORKING WITH ARCHIVES AS AN INTEGRAL PART OF IMPLEMENTATION OF THE RESEARCH APPROACH IN THE STUDY OF A CHOREOGRAPHIC FOLKLORE IN THE HIGH SCHOOL

I N.A. Grigorieva

Abstract. The article dwells on the issues of the structure and content of educational and creative process of teaching folk dance to the students of folk singing specialties. The research approach is considered as a mechanism for the education of students, implemented in the classroom, field, independent and training forms of work. The educational and creative process in the classes of folk dance in folk singing specialties is based not only on the improvement of students' choreographic technique, but also on the study of the art history component. The article analyzes research methods used in the study of choreographic folklore. In addition to working with literary sources, the most important component of the educational and creative process in folk-singing departments is the folklore-expeditionary practice, which has great research potential. A description of the main tasks and forms of the folklore-ethnographic expedition aimed at collecting folk music, choreography, rituals, etc. is presented. Based on practical experience, the author comes to the conclusion that it is necessary to study expeditionary materials, including unpublished archives. The experience of collecting activities of Erast Konstantinovich Filippov — an outstanding choreographer, who devoted his whole life to collecting, recording and processing dance folklore of the Irkutsk region, is given. On the example of Filippov's archive, an interpretation of the researcher's vision of the criteria for traditional choreography on stage is given.

Keywords: ethno-choreography, traditional choreography, folk dance, folk-singing specialties, professional training, research approach, E.K. Filippov, archive, expeditionary practice.

83

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «Защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [1]. А это, в свою очередь, невозможно осуществить без комплексного и всестороннего изучения традиционной культуры, в частности, аутентичной хореографии.

Е.С. Казанцева говорит о повышенном внимании к проблеме организации научных учебных исследований студентов на основе комплекса разработанных подходов и использования результатов учебных исследований на практике [2, с. 396]. В свою очередь, это не видится возможным без внедрения в учебный процесс исследовательской составляющей. Анализируя инновационные формы обучения, Д.И. Мычко определяет иссле-

довательский метод как способ организации поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Понимая под исследовательской деятельностью учащихся — образовательную технологию, использующую в качестве главного средства учебное исследование [3, с. 7], творческую исследовательскую деятельность Л.И. Пасько характеризует как деятельность, направленную на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития, определяя главную особенность исследовательского подхода в активизации обучения, придание ему исследовательского, творческого характера и, таким образом, передачу учащемуся инициативы в самостоятельной организации своей научно-познаватель-84 ной деятельности [1, с. 28].

Традиционная хореография, как один из незаменимых элементов народной культуры в целом, изучена недостаточно полно. Специфика фиксации, расшифровки и постановки народного танца представляет собой тот пласт современной фольклористики, открывая и изучая который, мы обогащаем опыт реконструкции фольклорного действа. Изучение традиционной хореографии студентами народно-певческих специальностей происходит на занятиях по народному танцу. Учебно-творческий процесс базируется не только на усовершенствовании хореографической техники уча-

щихся, но и на исследовании искусствоведческой составляющей. Естественно, что незаменимой частью изучения традиционной хореографии является освоение накопленного опыта исследователей ХХ столетия, представленного в трудах хореографов, фольклористов, этнографов. Большой интерес представляет собой нотные сборники, куда входят игровые, хороводные, плясовые песни, с помощью которых руководители фольклорных коллективов могут расширить свой концертный репертуар. Сборники, представляющие только тексты песен, не менее ценны, т.к. содержат статьи, обзоры и описание хореографической составляющей, не приводимых в нотных сборниках. Также, в силу более ранних публикаций (с начала XIX века), такие издания зачастую имеют более полный текст, который можно использовать в работе с нотированны-ми сборниками. Незаменимой в работе этнохореографа является и работа с публикациями по этнографии, из которых можно почерпнуть много полезной информации о бытовании и развитии танца. Таким образом, комплексного издания по хореографическому фольклору, где были бы представлены все жанры — от хоровода до кадрили — с приложением музыкальной составляющей (ноты, тексты, наигрыши) на данный момент не выявлено. Поэтому изучение всех представленных ниже изданий может дать наиболее полную картину бытования аутентичной хореографии.

Помимо работы с литературными источниками, важнейшей составляющей учебно-творческого процесса на народно-певческих кафедрах является фольклорно-экспедиционная практика, обладающая большим ис-

следовательским потенциалом. Собранный этнографический, музыкальный и хореографический материал используется для написания выпускной квалификационной работы, постановки концертных номеров и дальнейшей исследовательской деятельности учащегося. Поэтому данный вид практики реализует следующие задачи:

• организацию научно-образовательной и поисково-творческой деятельности;

• актуализацию межпредметных связей;

• введение методов научного исследования в учебный процесс.

Помимо этого, большую ценность при изучении хореографического фольклора представляют неизданные материалы фольклорно-этнографиче-ских экспедиций, в том числе архивных записей хореографов-исследователей прошлого столетия. Среди них неопубликованный сборник М.Д. Яниц-кой «Русские народные танца» [5, с. 146], наследие В.Г. Эдельмана [там же, с. 109], архив Э.К. Филиппова, переданный одной из его первых учениц — Г.Г. Ахметгалеевой, о котором дальше поддет речь.

Собирательская деятельность Эраста Константиновича Филиппова — выдающегося хореографа, посвятившего всю свою жизнь собиранию, записи и обработке танцевального фольклора Иркутской области, приходится на конец 40-х, начало 60-х годов ХХ столетия — время, когда еще в Восточной Сибири можно было встретить подлинные образцы сибирского народного танца. В 1948 году Эраст Филиппов был принят на должность старшего методиста по хореографии Областного дома народ-

ного творчества. С 1959 году работал в Иркутском училище культуры. В 1961 году под руководством Эраста Константиновича Филиппова был создан хореографический коллектив, пропагандирующий сибирский народный танец. Итогом многочисленных фольклорно-этнографических экспедиций стала книга Э.К. Филиппова «Русские народные танцы Иркутской области». В нее вошли подробные описания народных танцев таких населенных пунктов Иркутской области, как: Укар, Падун, Барга-дай, Оек, Орлинга, Тайтурка, Верхнее Суворово, Батама, Змеиново, Тарнопль, Анучинск, Онгурены, Ро-маново. С особой требовательностью он пытался донести характер и особенности фольклорного танца, народной манеры исполнения, стремился найти характерный стиль сибирских танцев, предавая огромное значение подробному описанию фигур, отдельных движений, положения рук, костюма.

Помимо рукописи книги, архив содержит описания сибирских танцев, методические разработки, мате- 85 риалы по народному танцу, выдержки из неопубликованных статей Э.К. Филиппова, личные воспоминания об экспедициях, карты исследованных территорий, письма, выписки из стенограмм совещаний по русскому танцу, фотографии и многое другое. Архивные рукописи показывают, насколько исследователь всесторонне и глубоко подходил к поиску решения проблемы воспроизведения фольклорного танца на сцене, так остро стоящей сегодня перед хореографами-постановщиками. Будучи классическим хореографом, Э.К. Филиппов пытался сохранить и

ВЕК

86

передать всю красоту традиционного танца, за что неоднократно был не понят хореографами того времени. Н.А. Туркина из московского Дома Народного Творчества в своих письмах пишет: «Ваш материал мне нравится, но я бы на Вашем месте смелее его сценически обрабатывала и обогащала близкими родственными фигурами. Не бойтесь усложнить рисунок. Народ воспримет, дополнит, а что не понравится, отбросит. Через год-два танцы примут народную окраску. Смелее стройте танцы композиционно, чтобы Ваши рисунки-«пунктиры» стали интереснее для художников» [6].

К сожалению, за неимением ответного письма нельзя точно определить позицию Э.К. Филиппова по этому вопросу, но в своих методических письмах и рекомендациях, он неоднократно подчеркивает: «Танец, сделанный сценически "эффектно", дезориентирует и прививает неправильное понятие о народных танцах. Нельзя "выдумывать новое" и нельзя его отыскать в отрыве от глубинного анализа и изучения произведений народного художественного творчества; необходимо сохранять особенности построения танца, характерные движения и манеру, усложняя их композиционно и в техническом исполнении движений» [там же].

Но одной из самых значимых неопубликованных работ, на наш взгляд, является статья Э.К. Филиппова «Сценическая обработка народного танцевального фольклора» — тот самый поиск решений постановки хореографического фольклора на сцене: «Многие постановщики, работая над русским танцем, совершенно не считаются с тем материалом, кото-

рый имеется по записям фольклора, а полагаются только на свою творческую фантазию и "выдумывают" танцы. Манера исполнения и характер некоторых фигур и движений, которая присуща только танцу той или иной области, и проходить мимо этого разнообразия — значит обесценить русский танец. Не заметить того, как богат русский танец, может только человек, смотрящий равнодушными глазами на окружающую его действительность» [там же].

Глубоко понимая всю важность сохранения и всестороннего изучения именного бытового народного танца, он пытался повернуть взгляды хореографов в сторону подлинного, народного искусства.

К сожалению, современная экспедиционная практика не дает полной картины бытования народного танца в естественной среде. Видеосъемка, как один из главных методов, в прошлом столетии был доступен в исключительных случаях. Формат книжных изданий не предполагает подробных описаний всех тонкостей экспедиционной работы. Поэтому рукописи, полевые экспедиционные дневники, неизданные статьи исследователей требуют всестороннего внимания. Они могут стать основой, как для научной, так и исполнительской деятельности, позволяя лучше понимать и достовернее воспроизводить хореографический фольклор.

Сегодняшняя реальность диктует потребность в формировании специалистов в области этнохореогра-фии. И речь идет именно о педагогической подготовке специалистов-эт-нохореографов, ориентированных на изучение и пропаганду аутентичного танца. Синкретическая природа

6. Филиппов, Э.К. Архивные записи (не издано) [Текст] // Из личного архива Н.А. Григорьевой.

7. Коваленко, В.И. Фольклорно-этнографи-

аутентичной хореографии как области фольклора, а именно единство музыки, движения, жеста и даже поэзии, требует, чтобы ее запись, сохранение и исследование проводились как можно более всесторонне, а это, в свою очередь, возможно осуществить лишь с использованием современных подходов, в том числе, с использованием исследовательских методов в учебно-творческой деятельности учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пасько, Л.И. Исследовательский подход как методологическая основа проектной деятельности [Текст] / Л.И. Пасько // Наука и школа. — 2007. — №1. — С. 27-29.

2. Казанцева, Е.С. Личностно-ориентиро-ванный подход к организации учебно-исследовательской деятельности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Е.С. Казанцева. — Нижний Новгород, 2006. — 197 с.

3. Мычко, Д.И. Исследовательский подход как стратегия обучения в инновационном обществе [Текст] / Д.И. Мычко // XiMk: праблемы выкладання. — 2011. — № 10. — С. 3-17.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега-Л., 2014. — 134 с.

5. III Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 3-7 февраля 2014г.): сб. науч. ст. В 5 т. Т. 3: Народная хореография: Проблемы изучения и сохранения [Текст] / сост., науч. ред. А.И. Шилин; ред. А.В. Лобанова. — М.: Роскультпро-ект, 2017. — 224 с., илл.

ческая экспедиция как средство профессиональной подготовки студентов народно-хоровой специализации [Текст] /

B.И. Коваленко, С.Н. Горбачева // Вестник ТПГУ. — 2012. — № 11 (126). —

C. 28-31.

REFERENCES

1. III Vserossijskij kongress folkloristov (Moskva, 3-7 fevralya 2014g.), sb. much. st. v 5 t., t. 3, Narodnaya horeografiya: Problemy izucheniya i sohraneniya, sost., much. red. A.I. Sрilin, red. A.V. Lobanova, Moscow, Roskultproekt, 2017, 224 p., ill. (in Russian)

2. Federalnyj zakon "Ob obrazovanii v Rossi-jskoj Federacii", Moscow, Omega, Leningrad, 2014, 134 p. (in Russian)

3. Filippov E.K., Arhivnye zapisi (ne izdano), nahodyatsya u N.A. Grigorevoj, (in Russian)

4. Kazanceva E.S., Lichnostno-orientirovannyj podhod k organizacii uchebno-issledovatels-koj deyatelnosti studentov vuza: PhD disser-tasion in Pedagogics, Nizhnij Novgorod, 2006, 197 p. (in Russian)

5. Kovalenko V.I., Gorbacheva S.N., Folklor-no-ehtnograficheskaya ehkspediciya kak sredstvo professionalnoj podgotovki studen-

tov narodno-horovoj specializacii, Vestnik 87 TPGU, 2012, No. 11 (126), pp. 28-31. (in Russian)

6. Mychko D.I., Issledovatelskij podhod kak strategiya obucheniya v innovacionnom ob-shchestve, Himiya: prablemy vykladannya, 2011, No. 10, pp. 3-17. (in Russian)

7. Pasko L.I., Issledovatelskij podhod kak metodologicheskaya osnova proektnoj deyatelnosti, Nauka i shkola, 2007, No. 1, pp. 27-29. (in Russian)

Григорьева Надежда Андреевна, преподаватель, Московский институт культуры, grignadia@ list.ru

Grigoreva N.A., Lecturer, Moscow Institute of Culture, grignadia@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.