Научная статья на тему 'Работа психолога с несовершеннолетними осужденными по формированию и укреплению антинаркотических установок в условиях воспитательной колонии'

Работа психолога с несовершеннолетними осужденными по формированию и укреплению антинаркотических установок в условиях воспитательной колонии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПСИХОЛОГ / PSYCHOLOGIST / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOACTIVE SUBSTANCE / ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ / PREVENTION TECHNOLOGIES / CONVICTED DEFENDANT JUVENILES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркеева М.В., Канашкин А.Н.

В представленной статье раскрываются различные теоретические подходы к организации профилактической работы психолога с несовершеннолетними осужденными, направленные на формирование и укрепление у них антинаркотических установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркеева М.В., Канашкин А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF PSYCHOLOGIST WITH CONVICTED DEFENDANT JUVENILES ON BUILDING AND STRENTHENING ANTI-DRUG UNITS IN CONDITIONS OF JUVENILE CORRECTION FACILITY

The article describes the various theoretical approaches on preventive work of psychologist with convicted defendant juvenile, aimed at building and strengthening their anti-drug units.

Текст научной работы на тему «Работа психолога с несовершеннолетними осужденными по формированию и укреплению антинаркотических установок в условиях воспитательной колонии»

УДК 159

М.В. Маркеева

канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой психологии развития, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

А.Н. Канашкин

магистрант,

направление «Психолого-педагогическое образование»,

Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

РАБОТА ПСИХОЛОГА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

Аннотация. В представленной статье раскрываются различные теоретические подходы к организации профилактической работы психолога с несовершеннолетними осужденными, направленные на формирование и укрепление у них антинаркотических установок.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, психолог, психоактивные вещества, технологии профилактики.

M.V. Markeeva, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod A.N. Kanashkin, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod WORK OF PSYCHOLOGIST WITH CONVICTED DEFENDANT JUVENILES ON BUILDING AND STRENTHENING ANTI-DRUG UNITS IN CONDITIONS OF JUVENILE CORRECTION FACILITY Abstract. The article describes the various theoretical approaches on preventive work of psychologist with convicted defendant juvenile, aimed at building and strengthening their anti-drug units.

Keywords: convicted defendant juveniles, psychologist, psychoactive substance, prevention technologies.

Актуальность заявленной проблемы - организация профилактической работы психолога с несовершеннолетними осужденными, направленная на формирование и укрепление антинаркотических установок, обусловлена тем, что в последние десятилетия в России резко обострилась проблема употребления психоактивных веществ среди молодого поколения.

Обзор научных работ по данной проблематике свидетельствует, что употребление психоактивных веществ подростками растет ежегодно, и уже превратилось из феномена в эпидемию. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Несовершеннолетние употребляют наркотики в 7,5 раз чаще, чем население всех других возрастов. 97% первых проб ПАВ приходится на возраст до 17 лет, а основная масса - на 14-15 лет.

Несовершеннолетние осужденные, содержащихся в воспитательных колониях, до осуждения часто оказываются в том воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ к их употреблению. Как показывают исследования и проведенные наблюдения в детской воспитательной колонии, на увеличение количества подростков, употребляющих ПАВ, влияют различные причины. Поэтому важную роль в решении данной проблемы играет система мероприятий, проводимая в условиях исправительного учреждения, которая дает возможность несовершеннолетним найти достойные альтернативы отказа от употребления наркотических веществ после освобождения. Обзор психолого-педагогической литературы свидетельствует, что данная проблема привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков ( П.И. Сидорова,

Ф.Г. Углова, Г.М. Энтина, И.В. Стрельчука, И.Д. Муратову и др.); психологов (В.Я. Ольшанского и В.С. Братуся), педагогов (И.А. Невского).

Научная литература показывает, что причины употребления ПАВ подростками обусловлены несколькими факторами: средой обитания подростков, к ним относят социально-психологические и причины, обусловленные личностными особенностями подростка - психологические. Неслучайно, профилактическая работа охватывает два направления: работа со средой обитания подростка (изучение факторов риска и их нейтрализация); работа с личностью учащегося (воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям).

Ю.А. Клейберг описал возрастную динамику интереса к наркотикам и их употреблению следующими особенностями:

10-12 лет. Эти подростки о последствиях злоупотребления если и лышали, то всерьез не воспринимают данную проблему. Подростки сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания). Знания о наркотиках у них отрывочны, бессистемны, получены с чужих слов.

12-14 лет. Основной интерес в этом возрасте у подростков связан с возможностью употребления «легких» наркотиков. В этом возрасте подростки знают о наркотиках, некоторые из опыта знакомых или по рассказам. Опасность злоупотребления ими не осознается.

14-15 лет. В этом возрасте у подростков, по отношению к наркотикам, формируются 3 группы: 1. «Употребляющие и сочувствующие». Таких подростков интересуют в первую очередь вопросы, связанные с употреблением, без наличия зависимости. Из бесед с подростками становится ясно, что употребление наркотиков для них считается признаком независимости. В основном в таких группах преобладают лидеры. 2. «Радикальные противники» - для этих подростков характерен девиз «Сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». 3. группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная часть данной группы подростков употребляют наркотики под влиянием друзей [4].

Поэтому неслучайно, что А.В. Захаров подчеркивает важность использования в профилактической работе с несовершеннолетними осужденными диагностического направления деятельности психолога. По его мнению, в целях профилактической работы психолог должен изучить установки подростка по отношению к употреблению ПАВ, личностные характеристики подростка, которые могут способствовать употреблению психоактивных веществ (неуверенность в себе, акцентуация характера и т.п.), систему отношений подростка к себе и другим значимым людям [2]. Л.М. Шипицына и Л.С. Шпилени выделяют следующие приоритетные направления эффективной психопрофилактической психологической работы с подростками, склонными к употреблению ПАВ: профилактика стресса (не столько семейные конфликты, жилищные и материальные условия жизни подростка, социальное окружение и пр.), сколько такие, как воспитание и развитие в подростке способности к самостоятельному, психологически эффективному способу преодоления, а также сознательной психологической саморегуляции стрессового состояния; снижение внушаемости в процессе проведения тренингов ипсихо-корреционных занятий; психологическая коррекция нездоровым переживаниям особых состояний сознания, овладение способами раскрывающими положительный личностный потенциал (аутогенная тренировка, медитативные упражнения, трансконтрольные психотехники и т. д.). Данная работа может проводиться при достаточной подготовленности педагогического коллектива исправительных учреждений, а также подготовленных психологов и социальных педагогов.

А.Г. Макеева и И.В. Лысенко и ряд других авторов подчеркивают, что выбор правильного подхода к проблеме профилактики наркомании непосредственно связан с необходимостью учета возрастных особенностей осужденных, поскольку имеющаяся сегодня практика свидетельствует о недостаточности в некоторых случаях, непригодности опыта, которым рас-

полагают воспитатели [3].

Исследования показывают, что участие подростков в профилактических антинаркотических программах не всегда снижает существенно вероятность того, что подросток не будет попробовать наркотики, но существенно повышает вероятность того, что он может отказаться при повторном предложении наркотика.

М.И. Рожков и М.А. Ковальчук также подчеркивают, что профилактические мероприятия должны быть направлены, в первую очередь, на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ; формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения [8].

И.В. Дубровина пишет, что при организации психологической помощи должны быть соблюдены следующие методические принципы: комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса; содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными проблемами употребления ПАВ,

По мнению Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени, социально-психологические технологии должны быть направлены на создание условий успешной адаптации несовершеннолетних осужденных, а также формирование и развитие у них ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ. Используемые технологии должны нести следующие функции воздействия: информационно-просветительскую (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие интернет-ресурсы); социально-поддерживающую (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их к употреблению ПАВ); организационно-досуговую (деятельность служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения). Реализация психолого-педагогической профилактики осуществляется за счет формирования у подростков негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ, как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов. Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относят: интеграцию профилактического содержания в базовые учебные программы; воспитательную внеурочную работу (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии); работу с воспитанниками; разработку и внедрение образовательных программ для родителей.

Таким образом, усугубление наркологической ситуации сегодня, в частности тенденция к неуклонному омоложению потребителей ПАВ, требует создания целостной системы профилактики употребления ПАВ. При этом ведение профилактической работы должно включать в себя несколько основных направлений и технологий работы психолога, среди которых можно назвать диагностическое направление, психологическую коррекцию, профилактику стрессов в процессе психоактивных тренингов, а также педагогические и социальные технологии работы, и непосредственно взаимодействие с родителями несовершеннолетних осужденных.

Список литературы:

1. Егоров А.Ю. Основы наркологии. - СПб., 2000. - 348 с.

2. Захаров А.В. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - 3-е изд. - СПб., 2004. - 471 с.

3. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006 - 288 с.

4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 141-145.

5. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. - СПб.: Алетейя, 2001. - 694 с.

6. Маркеева М.В.Феномен волонтерского движения в контексте профессионального самоопределения / М.В. Маркеева, С.П. Акутина // Современные исследования социальных проблем [электронный научный журнал]. - 2012. - № 9 (17). - ЫКЬ: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/ 2012/9/акийпа.рСГ

7. Маркеева М.В. Направления психолого-педагогической поддержки детям и подросткам, проживающим в условиях интернатного учреждения в контексте герменевтического подхода / М.В. Маркеева, С.П. Акутина // Школа будущего. - 2012. - № 1. - С. 137-143.

8. Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков: учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.