Научная статья на тему 'Работа по созданию методических рекомендаций по использованию автоматизированной балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в учебном процессе придистанционно-очных формах обучения в медицинском вузе'

Работа по созданию методических рекомендаций по использованию автоматизированной балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в учебном процессе придистанционно-очных формах обучения в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА / FORM / ДИСТАНЦИОННОЕ / ХИМИЯ / CHEMISTRY / DISTANCE / EDUCATION / SCORE / SCORE-RATING / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головина Н. В., Доброхотов Д. А., Филиппова А. А., Гарнова Н. Ю.

Доступные информационные технологии, компьютеризация населения во всем мире обусловили появление новых, специфических технологий в образовании, позволяющих студентам обучаться на расстоянии от не всегда посещая занятия в вузе, что в результате привело к формированию дистанционного образования. Введение дистанционных технологий в обучение вызвало необходимость пересмотра программного и методического обеспечения учебного процесса, а также создание новых разработок, и внедрение определенного уровня технологий для осуществления такого обучения. Но главное, требуется перестройка педагогического видения построения преподавания изучаемых дисциплин. Одна из основных проблем дистанционного образования -отсутствие непосредственного контакта с преподавателем. В связи с этим, требуется разработка новых форм дистанционного образования. Следует отметить, что в этом случае самостоятельная работа студентов приобретает особую важность в системе дистанционного обучения. При этом надо учитывать специфику Вуза. В нашем случае, мы хотели бы понять: какие формы дистанционного обучения мы могли бы использовать, чтобы студенты нашего университета при минимуме учебных часов, максимально усвоили наш предмет. В данной статье авторы пытаются изложить комплексный подход к изучению курса химии на лечебном и педиатрическом факультетах Первого Московского Государственного Медицинского Университета им. И.М. Сеченова, в связи с кардинальным изменением учебного плана по данной дисциплине. Ведется работа по использованию не только традиционных форм обучения, но и применение технологий дистанционного образования и внедрение их форм в учебный процесс студентов первого курса обучения. Предложены рекомендации по оценке успеваемости студентов, в основе которой предлагается балльнорейтинговая система оценки знаний. Предлагается форма обучения, которая интегрирует в себе качества, основанные на организации учебного процесса на расстоянии, с максимальным количеством обязательных занятий преподавателя со студентами, больше уделяется внимания элективной работе студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головина Н. В., Доброхотов Д. А., Филиппова А. А., Гарнова Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK FOR CREATING METHODICAL RECOMMENDATIONS ON THE OF AUTOMATED BALL-RATING SYSTEM OF ESTIMATION OF STUDENTS ACCURACY IN THE EDUCATIONAL PROCESS WITH REMOTE-EARLY FORMS OF TRAINING IN MEDICAL HIGH SCHOOL

Available information technology, computerization of the population around the world led to the emergence of new specific technologies in education, allowing students to study at a distance of not always attending classes at the university, which resulted in the development of distance education. The introduction of distance technologies in training caused the need to revise the program and methodological support of the educational process, as well as the creation of new developments, and the introduction of a certain level of technology for the implementation of such training. But most importantly, it is necessary to restructure the pedagogical vision of building the teaching of the disciplines studied. One of the main problems of distance education is the absence of direct contact with the teacher. In this regard, the development of new forms of distance education is required. It should be noted that in this case the independent work of students acquires special importance in the system of distance learning. In this case it is necessary to take into account the specifics of the University. In our case, we would like to understand: what forms of distance education could we use, so that students of our university, with a minimum of teaching hours, will learn our subject as much as possible. In this article, the authors attempt to present a comprehensive approach to the study of the chemistry course at the medical and pediatric faculties of the First Moscow State Medical University. I.M. Sechenov, in connection with the cardinal change in the curriculum for this discipline. Work is underway to use not only traditional forms of education, but also the application of distance education technologies and the introduction of their forms into the educational process of first-year students. Recommendations on the evaluation of students’ progress are proposed, based on which the rating-rating system of knowledge assessment is proposed. We propose a form of training that integrates the qualities based on the organization of the learning process at a distance, with the maximum number of compulsory studies of the teacher with students, more attention is paid to the elective work of students.

Текст научной работы на тему «Работа по созданию методических рекомендаций по использованию автоматизированной балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в учебном процессе придистанционно-очных формах обучения в медицинском вузе»

2018, том 20 [7]

УДК 378.146

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-7-53-57

РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ДИСТАНЦИОННО-ОЧНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Головина Н.В., Доброхотов Д.А., Филиппова А.А, Гарнова Н.Ю.

Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет), г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Доступные информационные технологии, компьютеризация населения во всем мире обусловили появление новых, специфических технологий в образовании, позволяющих студентам обучаться на расстоянии от не всегда посещая занятия в вузе, что в результате привело к формированию дистанционного образования. Введение дистанционных технологий в обучение вызвало необходимость пересмотра программного и методического обеспечения учебного процесса, а также создание новых разработок, и внедрение определенного уровня технологий для осуществления такого обучения. Но главное, требуется

THE WORK ON CREATION OF METHODICAL RECOMMENDATIONS ON THE USE OF AUTOMATED POINTRATING SYSTEM OF STUDENT ASSESSMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN DISTANCE / ON-SITE FORMS OF EDUCATION IN THE MEDICAL

UNIVERSITY

Golovina N.V., Dobrokhotov D.A., FilippovaA.A., GarnovaN.Yu.

First Moscow state medical university named after I.M. Sechenov, Moscow, Russian Federation

Annotation. Available information technology, computerization of the population around the world led to the emergence of new specific technologies in education, allowing students to study at a distance of not always attending classes at the university, which resulted in the development of distance education. The introduction of distance technologies in training caused the need to revise the program and methodological support of the educational process, as well as the creation of new developments, and the introduction of a certain level of technology for the implementation of such training. But most importantly, it is necessary to restructure the pedagogical vision of building the teaching of the

~ 53 ~

—--

перестройка педагогического видения построения преподавания изучаемых дисциплин. Одна из основных проблем дистанционного образования -отсутствие непосредственного контакта с преподавателем. В связи с этим, требуется разработка новых форм дистанционного образования. Следует отметить, что в этом случае самостоятельная работа студентов приобретает особую важность в системе дистанционного обучения. При этом надо учитывать специфику Вуза. В нашем случае, мы хотели бы понять: какие формы дистанционного обучения мы могли бы использовать, чтобы студенты нашего университета при минимуме учебных часов, максимально усвоили наш предмет. В данной статье авторы пытаются изложить комплексный подход к изучению курса химии на лечебном и педиатрическом факультетах Первого Московского Государственного

Медицинского Университета им. И.М. Сеченова, в связи с кардинальным изменением учебного плана по данной дисциплине. Ведется работа по использованию не только традиционных форм обучения, но и применение технологий дистанционного образования и внедрение их форм в учебный процесс студентов первого курса обучения. Предложены рекомендации по оценке успеваемости студентов, в основе которой предлагается балльно-рейтинговая система оценки знаний. Предлагается форма обучения, которая интегрирует в себе качества, основанные на организации учебного процесса на расстоянии, с максимальным количеством обязательных занятий преподавателя со студентами, больше уделяется внимания элективной работе студентов.

Ключевые слова: форма, дистанционное, образование, оценка, балльно-рейтинговая, знания,

disciplines studied. One of the main problems of distance education is the absence of direct contact with the teacher. In this regard, the development of new forms of distance education is required. It should be noted that in this case the independent work of students acquires special importance in the system of distance learning. In this case it is necessary to take into account the specifics of the University. In our case, we would like to understand: what forms of distance education could we use, so that students of our university, with a minimum of teaching hours, will learn our subject as much as possible. In this article, the authors attempt to present a comprehensive approach to the study of the chemistry course at the medical and pediatric faculties of the First Moscow State Medical University. I.M. Sechenov, in connection with the cardinal change in the curriculum for this discipline. Work is underway to use not only traditional forms of education, but also the application of distance education technologies and the introduction of their forms into the educational process of first-year students. Recommendations on the evaluation of students' progress are proposed, based on which the rating-rating system of knowledge assessment is proposed. We propose a form of training that integrates the qualities based on the organization of the learning process at a distance, with the maximum number of compulsory studies of the teacher with students, more attention is paid to the elective work of students.

Key words: form, distance, education, score, score-rating, knowledge, chemistry.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Головина Н.В., Доброхотов Д.А., Филиппова А.А. Разработка форм и методов реализации самостоятельной работы студентов медицинских вузов по курсу химии в свете модернизации высшего образования. Сб.: Теория и практика современной науки. материалы XIX

Международной научно-практической

конференции. Научно-информационный

издательский центр "Институт стратегических исследований". 2015. С. 90-92.

REFERENCES

[1] Golovina N.V., Dobrokhotov D.A., Filippova A.A. Development of forms and methods for implementing independent work of students of medical schools at the rate of chemistry in the light of modernization of higher education. Sat: Theory and practice of modern science. materials of the XIX International Scientific and Practical Conference. Scientific and Information Publishing Center "Institute for Strategic Studies". 2015. P. 90-92.

химия.

—--—

~ 54 ~

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 7

—--

[2] Головина Н.В., Доброхотов Д.А., Попков В.А. Новые формы и методы реализации самостоятельной работы студентов очно-заочной формы обучения в свете модернизации высшего образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный Центр "Аэтерна". 2014. С. 35-38.

[3] Попков В.А., Головина Н.В. Современные тенденции развития инновационного подхода к проблемам педагогических аспектов образования при изучении интегрированного курса химии в медицинских вузах. Известия Российской академии образования. 2012. № 4. С. 63-71.

[4] Головина Н.В., Филиппова А.А., Доброхотов Д.А. Элективный курс «Химия биополимеров», как креативная форма самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов в медицинских вузах. Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 7. С. 148-151.

[5] Головина Н.В., Доброхотов Д.А., Попков В.А. Использование образовательных инновационных программ в организации преподавания курса химии на лечебном и педиатрическом факультетах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Международный Научный Институт «Educatю». Россия, Новосибирск, №5, 2014.

[2] Golovina N.V., Dobrokhotov D.A., Popkov V.A. New forms and methods of realizing the independent work of students in full-time correspondence in the form of modernization of higher education. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Aetern Scientific Center. 2014. P. 35-38.

[3] Popkov V.A., Golovina N.V. Modern trends in the development of an innovative approach to the problems of pedagogical aspects of education when studying the integrated course of chemistry in medical universities. Izvestiya of the Russian Academy of Education. 2012. № 4. P. 63-71.

[4] Golovina N.V., Filippova A.A., Dobrokhotov D.A. Elective course "Chemistry of biopolymers", as a creative form of independent work of students of medical and pediatric faculties in medical universities. Journal of Scientific Articles Health and Education in the 21st Century. 2017. T. 19. № 7. P. 148-151.

[5] Golovina N.V., Dobrokhotov D.A., Popkov V.A. The use of educational innovative programs in the organization of the teaching of chemistry in the medical and pediatric faculties of the First Moscow State Medical University. I.M. Sechenov. International Scientific Institute "Educatio". Russia, Novosibirsk, №5, 2014.

В основе, как традиционного, так и дистанционного образования должно лежать дидактическое проектирование, которое включает в себя:

- анализ того, чему обучают и обучаются;

- определение того, как может строиться обучение;

- обсуждение и корректировка апробированных способов обучения;

- оценка знаний студентов после обучения. Отличительной чертой дистанционного

обучения является опосредованное

педагогическое общение преподавателя со студентами (посредством учебников, учебно-методических материалов, аудио- и видео-обучающих заданий) и уменьшение количества обязательных занятий. Формой обучения, которая интегрирует в себе качества, основанные на организации учебного процесса на расстоянии, с максимальным количеством обязательных

занятий преподавателя со студентами является такая форма инновационных технологий, как форма дистанционного образования.

Технология реализации системы

дистанционного обучения базируется на хорошем материально-техническом обеспечении кафедр и служб вуза, что в наших условиях достаточно затруднено, поэтому мы можем говорить только пока об использовании форм дистанционно-очного обучения на лечебном и педиатрическом факультетах нашего ВУЗа.

Это продиктовано тем, что очная форма обучения студентов этих факультетов по курсу химии сократилась практически в 3 раза, поэтому перед нами стоит задача: при минимуме часов, отведенных для нашей дисциплины, добиться максимально возможного усвоения материала студентами, чтобы явного пробела в их образовании по курсу химии не было.

~ 55 ~

—--

В настоящее время химия играет ключевую роль в жизнедеятельности человека и находится на переднем рубеже современной науки. Химические открытия происходят в лабораториях всего мира, где рождаются новые сложные, ранее неизвестные соединения, новые законы. Химические реакции протекают не только в окружающем нас мире, но в тканях, клетках человеческого тела. Понимая химические законы можно всесторонне и полно объяснить явления, изучаемые биологами, физиками, медиками. Химия вокруг и внутри нас [1]. И очень жаль, что этот предмет подвергся жесточайшему сокращению. Несмотря на это, используя асинхронные и синхронные системы обучения, была создана и издана на CD-ROM экспериментальная обучающая программа для подготовки к курсовому экзамену по интегрированному курсу химии, с учетом дистанционных форм обучения. В связи с изменениями в учебном плане, (по-видимому, мы до сих пор стремимся в Болонский образовательный процесс, несмотря на применяемые против России Европой и Америкой санкции), обучение на педиатрическом и лечебном факультетах за последние три учебных года претерпело ряд кардинальных изменений. Это коснулось не только преподавания, но и оценки познавательной деятельности студентов после внедрения центрального тестирования (ЦТ).

Все эти аспекты неотъемлемо связаны с содержанием интегрированного курса химии, который преподается на кафедре химии ПМГМУ им. И.М. Сеченова студентам лечебного и педиатрического факультетов. Он включает в себя разделы неорганической, аналитической, органической и биологической химии.

Целью изучения химии на данных факультетах является овладение современным уровнем естественнонаучных знаний, позволяющим понять функционирование живых систем на клеточном уровне и уяснить причины возникновения некоторых патологий.

При обучении студентов на лечебном и педиатрическом факультетах, а это студенты 1-го

курса, учитываются факторы распределения внимания, которые связаны с современными «теориями ресурсов». Эти факторы необходимы при выборе студентом ответа, выполнения трансформации образцов, повторение материала, а также для определения ресурсов при оценке загруженности студентов, их обучения и памяти

[5].

Анализируя степень внимания студентов к различным разделам нашего курса, можно сделать вывод, что у них сформировалась реальная осознанная потребность в знаниях по нашему предмету. Интегрированный курс химии в медицинском вузе для лечебного и педиатрического факультетов требует

определенных форм преподавания для усвоения обширного и сложного материала данной категорией студентов. Особенно это относится к темам, связанным с химическими процессами, происходящими в живых системах. На семинарских занятиях по данной проблеме проводится тематический разбор с обсуждением и дискуссией по основным направлениям тематики. На нашей кафедре рейтинговая система оценки знаний студентов была введена еще в 2002 году, но думаем, что в данное время она все же является актуальной, и мы ее совершенствуем. Оценка познавательной деятельности студента должна определяться в несколько этапов соответствующим количеством баллов. Этими этапами являются: теоретические знания, практические умения, итоговое тестирование и устное собеседование [2].

По новому учебному плану студенты на нашей кафедре получают знания в течение 2х семестров. В первом семестре (2 месяца) они слушают курс лекций по нашему предмету (3 лекции), а также посещают лабораторные занятия, где получают практические навыки работы в химической лаборатории. Эти виды деятельности можно оценивать определенным количеством баллов. Оценка включает следующие виды деятельности: оформление лабораторного журнала, достоверность результатов, ответы на пять тестовых заданий, а также, в течение первого семестра студенты пишут контрольную работу,

~ 56 ~

—--

которая также оценивается определенными баллами.

Набранная студентами определенная сумма баллов, позволяет считать, что материал, который им предлагается, освоен, а конечный итог - зачет они получают по результатам ЦТ.

В весеннем, втором семестре, у студентов лечебного и педиатрического факультетов предусмотрена дисциплина по выбору или курс «Химия биополимеров», или курс «Химия биогенных элементов». Эти курсы - элективные, и они студентами изучаются дистанционно. В начале второго семестра (период освоения этих курсов около 5 месяцев) студенту, индивидуально предлагается выбрать тему из данного курса, по которой он должен написать реферат, подготовить презентацию и как итог - «защитить» по билету, собеседуя с преподавателем. В процессе работы преподаватели консультируют студентов на кафедре и в режиме онлайн. На зачет студент приходит с электронной презентацией и отпечатанным на бумаге вариантом реферата, что позволяет оценить его умение писать и правильно оформлять научный труд. Обоснования по выставлению той или иной оценки за реферат, отражаются в подробной рецензии, которую пишет проверяющий преподаватель. Аналогично проводятся консультации, оценка и рецензирование контрольной работы. [3, 4]. В помощь студентам предоставляются пособия по этим курсам и другая учебная литература.

Завершается оценка познавательной деятельности студента устным собеседованием, которое проводится по билетам и оценивается в 20 баллов (1 вопрос теоретический + 1 ситуационная задача + 2 расчетных задачи).

Студенты, набравшие определенную сумму баллов за реферат и «защиту», получают оценку «зачтено».

Для более четкой «картины», дающей представление об успеваемости студента по балльно-рейтинговой системе, на каждую группу делается «матрица». В ней отражены все баллы, полученные студентами за все виды деятельности при обучении на нашей кафедре (как в первом, так и во втором семестре), что дает четкое представление об успеваемости каждого студента, а также на какой результат к концу обучения курса химии он может рассчитывать. В настоящее время ведется разработка рекомендаций по использованию

автоматизированной балльно-рейтинговой

системы оценки успеваемости студентов по курсу химии на нашей кафедре. Матрицы обрабатываются на компьютере, и имеется статистика успеваемости с учетом всех видов деятельности (практических навыков, итогового тестирования и устного собеседования.

При использовании модифицированной балльно-рейтинговой системы в условиях применения форм дистанционных технологий в обучении студентов, наблюдается рост успешно обучающихся студентов, которые начинают движение к самосовершенствованию, проявляя огромный интерес к предмету. Анализируя результаты предыдущих лет, и сравнивая их, в условиях нового учебного плана, за последние два года можно отметить, что прослеживается определенная зависимость успеха в обучении и профессиональном росте от качеств характера личности студента и предложенных нами методических рекомендаций.

~ 57 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.