Научная статья на тему 'Работа по семейному устройству детей-сирот, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей'

Работа по семейному устройству детей-сирот, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕПРИВАЦИИ / СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крейдич Виктор Юрьевич, Гальцова Полина Сергеевна, Дудка Ирина Семеновна, Шишова Елена Николаевна

актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью устройства детей сирот, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, в замещающие семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крейдич Виктор Юрьевич, Гальцова Полина Сергеевна, Дудка Ирина Семеновна, Шишова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа по семейному устройству детей-сирот, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Работа по семейному устройству детей-сирот, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей Крейдич В.Ю.1, Гальцова П.С.2, Дудка И.С.3, Шишова Е.Н.4

1Крейдич Виктор Юрьевич /Kreydich Viktor Kreidich - директор;

2Гальцова Полина Сергеевна / Galtsova Polina Galtsova - педагог-психолог;

3Дудка Ирина Семеновна /Dudka Irina Dudka - старший воспитатель;

4Шишова Елена Николаевна /Shishova Elena Shishova - специалист по социальной работе Специализированный дом ребенка №7, г. Москва

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью устройства детей-сирот, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, в замещающие семьи.

Ключевые слова: дети-сироты, ВИЧ-инфекция, профилактика депривации, семейное устройство.

Специализированный дом ребенка №7 г. Москвы принимает детей от 1 месяца до 3-х лет, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, с диагнозами ВИЧ-инфекция и неокончательный тест на ВИЧ. За время работы дома ребенка медицинскую и психологическую помощь получили более 400 детей, из них почти 300 в настоящее время воспитываются в семьях. Основной задачей дома ребенка является семейное устройство воспитанников и создание условий для более легкого прохождения периода адаптации при переходе ребенка в семью.

Статистика выявления ВИЧ-инфекции

По статистическим данным дома ребенка с большой долей вероятности ВИЧ-инфекция диагностируется до 6 месяцев (92%). Случаи более позднего выявления встречаются крайне редко. Кроме этого, в нашей практике был ребенок, изъятый из семьи, которому только в возрасте 3 лет был установлен диагноз ВИЧ-инфекция.

Начиная с 2007 года, значительно увеличилось количество детей, передаваемых на семейные формы устройства, и составляет от 50% до 68% в год от всех детей, находившихся в учреждении в указанный период.

Подготовка детей к семейному устройству

Учитывая то, что большинство детей из нашего учреждения устраиваются в семьи, мы разработали систему подготовки малышей к переходу из учреждения в семью. Для помощи малышам в адаптации к будущей семье, персонал, с первого дня пребывания ребенка в учреждении, заботится об эмоциональном состоянии и комфорте каждого воспитанника.

Такую работу можно разделить на несколько направлений:

• Профилактика депривации;

• Выявление индивидуальных особенностей и потребностей ребенка;

• Составление индивидуальной программы реабилитации;

• Работа с кандидатами;

• Медико-психолого-педагогическое сопровождение процесса перехода ребенка в семью;

Консультативная поддержка семьи с ребенком.

Профилактика депривации

• Развивающая обогащенная предметно-пространственная среда (интегративные сочетаемые локальные игровые зоны, малочисленная наполняемость группы, постоянный состав взрослых в группе).

• Индивидуальное эмоциональное общение ребенка со взрослым, удовлетворение потребности в тактильном контакте и индивидуальном внимании, формирование привязанности между ребенком и постоянно ухаживающим взрослым.

• Программа социально-эмоционального воспитания.

Программа индивидуального сопровождения волонтерами детей, имеющих мало шансов на семейное устройство.

• Общению сотрудников с детьми и волонтерами уделяется особое значение.

Ключевым моментом в развитии ребенка младенческого и раннего возраста, является

наличие отзывчивого взрослого и формирование стабильных отношений с ухаживающим взрослым, предсказуемости его поведения. В условиях учреждения трудно создать условия, соответствующие этим требованиям. Поэтому мы предпринимаем меры по созданию стабильных условий в каждой группе: постоянный состав воспитателей, единые требования, соблюдение режима дня, подготовка ребенка к любым предстоящим событиям. Все это сочетается с уважительным отношением к ребенку, чуткостью к его потребностям и определенной долей гибкости в соблюдении режимных моментов.

Для создания и поддержания эмоционально-личностного контакта воспитателей с детьми мы проводим регулярные мероприятия, направленные на повышения педагогического мастерства. Это тренинги по развитию навыков конструктивного общения и повышению эмоционального интеллекта, супервизии, обмен педагогическим опытом. Кроме этого создаются условия для предупреждения «эмоционального выгорания» сотрудников.

Диагностика

Выявление индивидуальных особенностей и потребностей ребенка требуют комплексного подхода и взаимодействия команды специалистов. Для более точного выявления образовательных и коррекционных потребностей используется Основная диагностика:

Медицинское обследование проводится систематически в соответствии с эпикризными сроками, при необходимости назначаются дополнительные консультации специалистов и исследования. Детям с диагнозом ВИЧ-инфекция регулярно проводят анализ крови для контроля вирусной нагрузки и коррекции лекарственной терапии. Дети с диагнозом неокончательный тест на ВИЧ наблюдаются как минимум до 1,5 лет, регулярно отслеживается количественная динамика антител. Диагноз снимается при полном исчезновении антител, но не раньше полутора лет.

Педагогическая диагностика проводится регулярно в эпикризные сроки для оценки уровня и динамики развития по методике Печера К.Л, Фрухт Э.Л. Пантюхина Г.В. «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста».

Психологическая диагностика

Мещерякова С.Ю. Смирнова Е.О., Галлигузова Л.Н. Стребелева Е.А., «Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет».

Проводится 2 раза в год для качественной оценки актуального уровня развития и потенциала ребенка

Дополнительная диагностика

Нэнси М. Джонсон-Мартин, Сюзен М. Аттермиер, Кеннет Г. Дженс, Бонни Дж. Хакер, программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми

потребностями, Э. Й. Кипхард. Дети, имеющие выраженные особенности развития наблюдаются с использованием дополнительных методик и динамика их развития отслеживается более детально.

Составление индивидуальной программы реабилитации

На основе результатов основной и дополнительной диагностики специалисты медико-педагогической комиссии дома ребенка разрабатывают индивидуальную программу развивающих, коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Результаты коррекционно-развивающей работы

По результатам проведенного мониторинга развития детей (за последние 3 года):

• дети с задержкой в развитии на два эпикризных срока с нетипичным дисгармоничным развитием (III гр.) в среднем составляют от 30-40%.

• дети с задержкой в развитии на три эпикризных срока с нетипичным дисгармоничным развитием (IV гр.) в среднем составляют от 20-30%.

• дети с задержкой в развитии на четыре эпикризных срока с нетипичным дисгармоничным развитием (V гр.) в среднем составляют от 12-24%.

• дети с задержкой в развитии на один эпикризный срок с нетипичным дисгармоничным развитием (II гр.) в среднем составляют от 4-20%.

• дети, у которых все показатели соответствуют возрасту (I гр.), отсутствуют.

В совокупности воспитанники дома ребенка имеют стабильные положительные результаты формирования интегративных качеств в каждый возрастной период от 60-80% .

Положительные результаты достижений воспитанников

Несмотря на выраженность различных патологических отклонений у детей, в результате комплексной медико-педагогической работы (терапевтического лечения, массажа, занятия ЛФК, медикаментозного лечения, общеоздоровительных мероприятий, логокоррекции, систематических занятий в группах, индивидуальных занятий, психолого-педагогического сопровождения) к концу года отмечается динамика в физическом, психическом и интеллектуальном развитии.

Стабильно высокими на протяжении последних двух-трех лет остаются показатели физического, познавательного и художественно-эстетического развития детей. Остаются низкими показатели уровня развития речи.

Работа с кандидатами в замещающие родители

Просветительская работа (по мере поступления запроса от ШПР округа)

Дом ребенка сотрудничает с двумя школами приемных родителей округа. Для потенциальных кандидатов в замещающие родители проводят занятия врач, психолог, логопеды и воспитатели.

Данная форма работы (сотрудничество дома ребенка с шпр) способствует созданию у кандидатов в приемные родители реалистичных представлений о состоянии детей, находящихся в учреждении, пониманию их особенностей и возможных методов коррекции.

Общение кандидатов с сотрудниками учреждения позволяет создать условия для более мягкой адаптации семьи и ребенка к новым условиям, что является профилактикой вторичных отказов.

Работа по профилактике повторных отказов

Сопровождение процесса знакомства и установления контакта (информирование кандидатов об особенностях развития ребенка, о последствиях нарушения привязанности и возможностях ее формирования, рекомендации по установлению контакта и формированию привязанности).

Сопровождение семьи в период адаптации (телефонные, очные и интернет консультации, тренинги по запросу принимающих родителей)

Мониторинг ситуации в принимающих семьях (участие в ежегодных встречах выпускников дома ребенка, анализ сообщений на форуме дома ребенка, консультации по запросу).

Медико-психолого-педагогическое сопровождение процесса перехода ребенка

в семью

Кандидаты в замещающие родители получают консультации всех специалистов, участвующих в реабилитации ребенка, находящегося в учреждении:

• врачей;

• воспитателей;

• логопеда;

• психолога;

• медсестры ЛФК;

Сопровождение процесса знакомства и установления контакта с ребенком начинается в момент, когда потенциальные принимающие родители приходят с направлением в дом ребенка. Сначала они знакомятся с медицинскими документами, историей и особенностями развития ребенка, его социальным статусом. После этого происходит встреча потенциальных родителей с ребенком при активном участии сотрудника, хорошо знающего ребенка и имеющего с ним хороший контакт. Сотрудник создает условия для более естественного знакомства, помогает родителю и ребенку установить первый контакт, начать первое взаимодействие.

Сотрудничество с волонтерами

Формы работы:

• групповая;

индивидуальная.

Администрацией дома ребенка заключены договора с несколькими благотворительными организациями с целью организации мероприятий по социализации детей, находящихся в доме ребенка. Данная работа необходима не только для профилактики депривации и обогащения представлений детей об окружающем мире, но и для смягчения процесса адаптации после передачи детей на семейную форму устройства.

В рамках групповой формы организуются поездки в зоопарк, парк, театр. Такие поездки обогащают представление детей об окружающем мире, наполняют жизнь детей эмоциями, дают стимул к развитию.

В процессе регулярного индивидуального общения ребенка и волонтера формируется взаимная симпатия, постепенно перерастающая в привязанность. Опыт формирования привязанности очень важен как для благополучного развития ребенка, так и для формирования привязанности в будущем к приемным родителям.

Консультативная поддержка семьи с ребенком

Семьи, принявшие ребенка из нашего учреждения, могут в любой момент обратиться за консультацией сотрудников учреждения. Консультацию можно получить как дистанционно, по телефону и через интернет, так и очно, приехав в учреждение.

Кроме этого, дом ребенка участвует в ежегодных встречах выпускников дома ребенка «Соколята». Такие встречи проходят на разных площадках, которые могут вместить большое количество детей и их родителей (в школе, на теплоходе и т.д.). На встречах организуются развлечения для детей и групповые и индивидуальные консультации для родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.