УДК 392.3
Е.А. БРЕЦКИХ
Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования
Клинико-психологические особенности семей, ожидающих или имеющих приемных детей
|Брецких Елена Анатольевна
аспирант кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии 185014 г. Петрозаводск, Лососинское шоссе, д. 23 тел.: 8-911-433-06-45 e-mail: [email protected]
Проведено изучение клинико-психологических особенностей российских семей, ожидающих и имеющих приемных детей, и влияние аналитико-системного семейного психологического сопровождения на оптимизацию родительско-детских отношений. Его использование способствует коррекции и редукции деструктивных мотивов у супругов, формированию психологической готовности в семьях, ожидающих и имеющих приемных детей, и нивелированию депривации у приемных детей.
Ключевые слова: приемные дети, отношения детей и родителей, психологические проблемы.
E.A. BRETSKIKH
Clinical-psychological features of the families expecting or having reception children
Studying clinical-psychological features of the Russian families expecting and having children in care and influence of analytico-system family psychological support on optimization of parents-nurseries of relations is lead. Its employment promotes correction and a reduction of destructive motives and reconstruction of attitudes of spouses, formation of psychological readiness in the families expecting and having reception children, and levelling of deprivation at children in care.
Keywords: children in care, parents-nurseries relations, psychological problems.
Целью данной научной работы является исследование клинико-психологических особенностей российских семей, ожидающих и имеющих приемных детей, а также влияние аналитико-системного семейного психологического сопровождения на оптимизацию родительско-детских отношений. Актуальность данного исследования заключается в негативном влиянии деструктивных клинико-психологических параметров приемных семей и у самих кандидатов в усыновители, опекунов или приемные родители, а также патронатных воспитателей на искажение личностного развития приемных детей. Наиболее актуальными на сегодняшний день в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека (попечительство), приемная семья или патронатное воспитание), являются крайние меры обращения с детьми в семье, такие как жестокое обращение и/или детоубийство
Из 155 семей, обратившихся в органы опеки и попечительства над несовершеннолетними, в исследовании приняли участие 50 семей, имеющих или ожидающих приемных детей. Испытуемые состояли в официальном браке или фактически брачных отношениях. Возраст кандидатов составил от 30 до
60 лет, в том числе: до 30 лет — 10 человек, от 30 до 40 лет — 53, от 40 до 50 лет — 22 человека, от 50 до 60 лет — 4 человека. Высшее образование имели 40 испытуемых, 34 — среднее специальное, и 15 человек — среднее образование. Объектом исследования были также 46 детей, оставшихся без попечения родителей и в дальнейшем переданные под опеку или в приемную семью, на патронатное воспитание и усыновленные (удочеренные) от младенчества до подросткового возраста включительно. Семейные пары или одинокие женщины обратились за психологической помощью добровольно или были направлены специалистами органа опеки и попечительства над несовершеннолетними. В исследовании изучены материалы катамнестического наблюдения семей, имеющих приемных детей, на протяжении 1, 3, 4, 5, 10, 17, 18 лет и 21 года.
Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Семейным Кодексом РФ. Порядок оформления документов от кандидатов, желающих воспитывать в своей семье приемного ребенка или нескольких детей, а также процедура рассмотрения этих дел в гражданс-
ком судопроизводстве предусмотрены Гражданским процессуальным кодексом РФ.
Приоритетной формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью, является усыновление (удочерение), так как он становится полноправным членом семьи и, как родные дети, имеет право на содержание и наследство. Что касается биологических родителей ребенка, то они в этом случае теряют все права, основанные на факте родства с ребенком. Усыновление (удочерение) может быть российскими и иностранными гражданами. Независимо от гражданства кандидатов, изъявляющих свое желание воспитывать в своей семье приемного ребенка (детей), данная форма устройства в семью является оптимальной с точки зрения интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Наряду с усыновлением (удочерением) Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации предусмотрены другие формы семейного воспитания. Опека или попечительство — вторая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: над несовершеннолетними детьми — опека; над детьми в возрасте от 14 до 18 лет — попечительство. Приемная семья — третья форма устройства в семью как форма семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренная Семейным кодексом РФ.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор заключается между органом опеки и попечительства над несовершеннолетними и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами). На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором. Права и обязанности приемных родителей и детей, передаваемых на воспитание, регулируются главой 20 Семейного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829.
Если кандидаты хотят взять ребенка на воспитание, но боятся, что самостоятельно не справятся, они могут заключить с органами опеки и попечительства договор о патронатном воспитании — четвертая форма устройства, по которому и ребенок (дети), и сама семья будут получать юридическую, социальную, психологическую, медицинскую и материальную помощь. В этом случае законным представителем ребенка (детей) остается администрация детского дома.
При таких формах устройства у детей сохраняется социальный статус, а следовательно и все льготы и выплаты. Сохранение социального статуса позволяет ребенку оставаться в банке данных для кандидатов на усыновление (удочерение), только уже иностранными гражданами. Как показывает практика, если ребенок уже передан по договору на патронатное воспитание, то приоритет остается за гражданами РФ, а не за приоритетной формой устройства.
В соответствие со статьей 54 Семейного Кодекса РФ «Право ребенка жить и воспитываться в семье» [3] интересы несовершеннолетних детей, а также кандидатов, изъявляющих свои серьезные намерения, в нормативно-правовом отношении предусмотрены, но на практике мы сталкиваемся с тем, что кандидаты сами выбирают форму устройства приемного ребенка в семью: усыновление (удочерение), оформление над ним опеки (попечительства), патронатное воспитание или приемную семью. Они заявляют пожелания к характеристике приемных детей: пол, возраст, внешние данные, состояние здоровья и т.д. Кандидаты мало интересуются психологическими и социальными особенностями приемных детей, адаптацией к новым условиям ребенка и их самих, дальнейшей социализацией бывших воспитанников интернатных учреждений к нормальным
условиям жизни и семейного быта. Это происходит по разным причинам, на которые хотелось бы обратить внимание.
Во-первых, наличие у кандидатов в опекуны или усыновители, патронатных воспитателей одновременно рациональных и иррациональных мотивов в принятии решения воспитывать в своей семье приемного ребенка или нескольких детей. У 84% семей кандидатов выявлены деструктивные мотивы: разрешение семейного кризиса — 20%, получение материальной выгоды — 18%, реализация в приемном ребенке собственных комплексов и нереализованных планов (компенсация — 14% и замена в случае смерти (гибели) ребенка — 10%), желание соответствовать общепринятым нормам — 12%, разрешение личностного возрастного кризиса — 8%, разрешение детско-родительских отношений — 2%. Конструктивный мотив — подарить свою любовь тому, кто в ней нуждается, определился у 16% семей.
Методы исследования. Для работы над мотивами кандидатов, желающих воспитывать в своей семье приемного ребенка или нескольких детей, разработана «Анкета для кандидатов в усыновители, опекуны, патронатные воспитатели». Данная анкета является проективной методикой, с помощью которой можно составить краткий семейный анамнез: фамилия, имя и отчество кандидата, его пол и возраст, уровень образования и семейное положение, а также определить стадию жизненного цикла семьи и картину формирования мотивации или мотивов. Анкета позволяет выявить осознаваемые мотивы, которые проговариваются вслух, и неосознаваемые, которые в дальнейшей работе сопоставляются с другими полученными диагностическими данными. Сопоставление содержания анкеты с результатами диагностики других методик клинико-биографического, клинико-психологического и психологического методов позволяют кандидатам проговорить, прочувствовать и осознать свои мотивы. В некоторых случаях анкета позволяет выявить со стороны кандидатов признаки установочного поведения.
Во-вторых, у кандидатов в усыновители, опекуны, а также приемные родители и патронатные воспитатели отмечается высокий уровень тревожности. Это можно подтвердить результатами скрининга неосознаваемых или малоосознаваемых проблемных областей личности [5]. В 92,1% случаев выявлены отклонения от нормативных данных: выше нормы — 88,7%, ниже нормы (эйфория) — 3,4%. Уровень внутриличностного неблагополучия соответствует норме у 7,9%. Сами кандидаты в опекуны и усыновители, патронатные воспитатели объясняют тревогу тем фактором, что приемные дети принадлежат к группе социального риска. Для многих кандидатов — это семья, в которой родители злоупотребляют спиртным, либо несовершеннолетняя или одинокая мать, давшая свое согласие на усыновление (удочерение).
В действительности — это дети, которые остались без попечения родителей и оказались в учреждении для социальных сирот по разным причинам: из родильного дома (стационара) по Акту об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении и согласии матери на усыновление (удочерение); из больницы, в которую ребенок был доставлен вследствие изъятия его сотрудниками правоохранительных органов и органа опеки и попечительства над несовершеннолетними по причине ненадлежащего ухода или жестокого обращения с ним в семье; от матери, которая сама была воспитанницей такого же учреждения, и для нее является нормой переложить заботу о собственном ребенке на государство, тем самым продолжить его воспитание в тех же традициях; по заявлению матери о временном устройстве, с целью разрешения тяжелой жизненной ситуации, а по истечении этого срока она не забирает его домой; из семьи, члены которой не хотят принять ребенка по
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАНДИДАТОВ В УСЫНОВИТЕЛИ, ОП ЕКУНЫ, ПАТ РОНАТНЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ И СПЕЦИ АЛИСТОВ РАЗНЫХ ВЕДОМСТВ
причине имеющихся у него проблем со здоровьем; из семьи, в которой не принимают ребенка, потому что он лишний или не того пола; от матери (родителей), которые признаны судом недееспо собными; от родителей, которые находятся в местах лишения свободы; подкинутые дети; дети-сироты; поступившие повторно после отказа опекунов,патронатных воспитателей, приемных родителей!, усытосления.
Все перечисленные факторы риска говорят о том, что в жизненном сценарии такого ребенка про исхожденсе (зачаточная установка) — это случайность, рождение — нежтлтнное, место в жизни — ничей и общий. У таких детей высокий уровень базальной трелоги, что на первом году жизни осложняет формирование базиснево доверия к окружающему миру.
Особое значение в этом периоде развития детской психики отводится формзрован и ю п|эсиязанности. Часто у воспитанников интернатн ых учреждений имеет место расстройство привязанности. При реактивном расстройстве привязанности детского возраста (ни к кому), при благоприятном изменении среды (усыновлении) это способствует нормальному социальному взаимодействию. Расторможенное расстройство привязанности детского возраста (ко всем) стойкое и с трудом поддается коррекции, даже при благоприятном изменении окружающей обстановки (усыновлении). Расстройство привязанности детского возраста нередко сопровождается невротическими реакциями [1]. J. Bowlby указывал, что ребенок, рано оторванный от матери или оказавшийся в среде индифферентной к нему, проходит три стадии: протест, отчаяние, отрешенность. Вследствие этого у него формируется защитное поведение по типу отказа или пассивного протеста как самая ранняя форма защиты, в основе которой лежит невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности [2].
Прогноз адаптации и дальнейшей социализации таких детей к нормальным условиям жизни и семейного быта довольно сложен. Во многом он зависит от терпения, заботы, а главное, любви тех, кто берет на себя ответственность воспитывать в своей семье приемного ребенка [1].
В-третьих, кандидаты в опекуны или усыновители тщательно следят в процедуре подбора ребенка за соблюдением предписанных ими характеристик. По результатам диагностики «Анализа семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1987; 1990) гармоничный тип семейного воспитания определился у 36% семей кандидатов, у 64,0% семей выявлен негармоничный тип семейного воспитания: смешанный тип (или отсутствие единого гармоничного типа у обоих супругов) — 20,0%; потворствующая гиперпротекция — 18,0%; доминирующая гиперпротекция — 14,0%; повышенная моральная ответственность — 6,0%; гипопротекция — 6,0%. Ребенок воспринимает действия своих приемных родителей как манипуляцию им. Подросток злится на них за это и в ответ п ытаетея их наказать. Приемные родители не могут понять и простить ребенка, крайняя мера, на которую им приходится идти, —отмена усыновления (опеки, патронатного воспитания). Ребенок вновс ощуща етсебя случайным, нежеланным, ничьим и общим. Семьи, в которых нет тайны и от детей не скрывают факт усыновления, в будущем могут избежать эмоциональных пртрясений в случае раскрытия тайны рождения.
В процессе реализации своих намерений кандидатам приходится взаимодействовать со специалистами из разных ведомств: Адмннистрацией, Министерствами здравоохранения и образования, Судом, ЗАГСом и другими. Полученная в боль-шоы количествк инфс|тм ация от разных людей, имеющих свои пкедставления о врспииании приемного ребенка, также является источником высокого уровня тревожности для кандидатов. Это можно объяснит ь реципрокным соотношением уровня тревожности и самооценки: чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка и наоборот. Для этого разработана оптимальная модель взаимодействия кандидатов в усыновители, опекуны и патронатные воспитатели с их кругом общения. При таком взаимодействии кандидаты получают информацию от узких специалистов дозировано, а также могут проговорить свое отношение к этой информации с психологом, что способствует их рефлексии и повышению уровня компетентности в этом вопросе.
Для объективной оценки уровня развития детей разработана методика «Линии нервно-психического развития детей от 3-х месяцев до 3-х лет». Объекты исследования: 600 детей от рождения до 3-4 лет.
Так как вербальные возможности ребенка первых трех лет жизни ограничены, а динамика его количественных и качественных изменений отражается в эмоциях, социальном поведении,
26 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
'6 (38) ноябрь 2009 г.
навыках общей моторики и высших психических функциях, то данная методика основана на двух методах.
Первый метод включенного наблюдения медицинского психолога за поведением ребенка в эпикризные сроки: первый год жизни — ежемесячно; второй год жизни — ежеквартально; третий год жизни — 2 раза в год. Второй метод — клиникопсихологический дополняет наблюдение медицинского психолога беседой с матерью (персоной ухаживающей, воспитателем) и непосредственным контактом психолога и ребенка (совместная игра и беседа). Данная методика позволяет оценить ребенка по линиям нервно-психического развития.
Социально-эмоциональное развитие в зависимости от возраста ребенка включает: проявление и характер эмоций или особенности эмоциональной сферы; реакции на значимую фигуру (мать, персону ухаживающую) и взаимодействие с ней в поведении и усваивании запретов; характер бодрствования, сон и аппетит, так как центральная нервная система у детей еще недостаточно дифференцирована, то именно эти режимные процессы могут отражать как психофизиологическую норму, так и признаки нервно-психических расстройств; взаимодействие со сверстниками; осознание собственной независимости физической и личности (в возрастные кризисы).
Общая моторика отражает последовательность угасания рефлексов новорожденного и смену их навыками от простейших передвижений к более сложным. Слуховые реакции у младенцев отражаются в слуховом восприятии от сосредоточения до локализации звука. Зрительные реакции оценивают зрительное восприятие от фиксации взгляда на погремушке до прослеживания ее движения в разных направлениях. Зрительно-моторная координация у младенцев отмечается при возможности тянуть руки ко рту и постепенном формировании навыков «единого поля» зрения и действия до хорошо скоординированных движений руки под контролем зрения. Мелкая моторика отражает поэтапное развитие кистей рук от раскрытия ладоней и формирования навыков захвата мелких предметов до овладения навыками рисования и лепки. Навыки самообслуживания начинаются от умения малыша во время кормления удерживать самостоятельно бутылочку до культурно-гигиенических навыков аккуратности и опрятности, которые прививают ему взрослые. Предметно-игровая деятельность отражает развитие линии от активного осязания игрушек (предметов), манипулятивных действий с ними и специфических до сюжетной игры.
Со второго года жизни в общей картине линий нервнопсихического развития начинает проводиться диагностика сенсорного восприятия, так как является сложным психическим процессом, а у детей в этом возрасте первая сигнальная система преобладает над второй: преимущественно с помощью зрительного анализатора соотнесение объемных форм, геометрических фигур и цвета, формирование понятий величины и количества.
Речевое развитие отображает вербальные и невербальные возможности ребенка: самостоятельная речь включает качественные и количественные изменения предречевого, дорече-вого и речевого периодов развития; понимание обращенной речи начинается от понимания характера интонации голоса до возможностей выполнения многоступенчатой инструкции.
Внимание, несмотря на качественную постоянную непроизвольность, характерную для дошкольного возраста, можно оценить количественно: устойчивость в игре (на занятиях), измеряемую в минутах; количество запоминающихся объектов в пространстве (сначала объемных — игрушек, а затем и на плоскости — картинок).
Память как одну из высших непроизвольных психических функций можно оценить качественно и количественно: коли-
чество повторяемых за взрослым действий; при расширении невербальных возможностей ребенка количество запоминающихся картинок и вербальных, повторяя слова и фразы.
Мышление в диагностике нервно-психического развития позволяет оценить: качественные изменения, связанные с невербальными возможностями интеллекта; количественные изменения, отображающие расширение представлений о себе (схема лица и тела), формирующихся обобщающих понятиях (игрушки, одежа, еда и т.д.) и первых абстрактных понятиях времени («быстро — долго», «день — ночь»).
Теоретическое значение данной методики заключается в отображении динамики количественных и качественных изменений ребенка в эпикризные сроки. Практическое значение представляет интерес для широкого круга специалистов: психологов, детских неврологов и психиатров, коррекционных педагогов, так как позволяет: оценить уровень нервно-психического развития ребенка или его педагогическую запущенность; сопоставить выявленные трудности с компенсаторными возможностями ребенка; определить «зону ближайшего развития» для коррекционной работы специалистов, а также самих родителей.
Большое значение в работе по психологическому сопровождению отводится пониманию кандидатами особенностей формирования личности воспитанников и развития детской психики, а также связанными с ними проблемами поведения в подростковом возрасте. Для удобства восприятия практических представлений и их теоретических обоснований с точки зрения био-психо-социального подхода разработана таблица, наглядно отображающая стадии развития психики и личности.
Данная таблица создана на комплексном подходе: аналитическом, системном и семейном, а также отражает аспекты перинатальной психологии.
Выводы
Аналитико-системное семейное психологическое сопровождение заключается в предоставлении кандидатам информации об особенностях развития психики и личности ребенка — воспитанника интернатного учреждения, его адаптации к нормальным условиям жизни и семейного быта, клиникопсихологической диагностике кандидатов, а также дальнейшей психологической помощи этим семьям.
Практическая значимость аналитико-системного семейного психологического сопровождения заключается в следующем: коррекции и редукции деструктивных мотивов у кандидатов в опекуны, усыновители, патронатные воспитатели при принятии решения воспитывать в своей семье приемного ребенка или нескольких детей; реконструкции отношений супругов; формировании психологической готовности в семьях, ожидающих и имеющих приемных детей; положительной динамике в нервно-психическом развитии и нивелировании проявлений депривации у приемных детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добряков И.В., Вахарловский В.Г. Перинатальная психология и психиатрия: учебник Детская психиатрия. Под редакциейЭйдемилле-ра Э.Г.. СПб.: Питер, 2005. 1120 с.
2. Никольская И.М., Грановская РМ. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. 507 с.
3. Семейный Кодекс РФ. М.: Проспект, 2000. 72 с.
4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. 336 с.
5. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Практикум по психологии. С-Пб.: Питер, 2004. 336 с.