Научная статья на тему 'РАБОТА ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ'

РАБОТА ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Оборонно-промышленный комплекс / вооружение / промышленность

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клименко Ю.А., Шевченко О.И.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России представляет собой систему организаций, предприятий и научных учреждений, занимающихся разработкой, производством, модернизацией и обслуживанием вооружения, военной техники, амуниции, электроники, а также всех необходимых компонентов и материалов для обеспечения оборонных потребностей страны. Исследование темы имеет большую актуальность в современном мире. В условиях геополитических конфликтов и угроз терроризма, оборонно-промышленный комплекс играет важную роль в обеспечении безопасности страны. Изучение эффективности работы оборонно-промышленного комплекса в условиях специальной военной операции позволит выявить потребности Вооруженных Сил Российской Федерации и оценить способность ОПК удовлетворить их. Это является важной задачей, которая поможет улучшить оборонную способность государства и его союзников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАБОТА ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ»

стратегии. Весомая часть привлекаемых инвестиций направляется на коренную модернизацию и реструктуризацию производства, формирование принципиально новой «зелёной экономики». В качестве основных векторов неуклонного повышения эффективности инвестиционной стратегии следует указать стимулирование инвестиционной активности в стране, увеличение показателей экономической рентабельности нацеливаемых инвестиций, оптимальное квотирование сроков самоокупаемости действующих и вновь создаваемых производств, а также продолжение институциональных и правовых реформ, с применением современных методов государственного администрирования в условиях рыночного взаимодействия. Инвестиционная активность указывается в числе ключевых факторов инициированной уважаемым Президентом рыночной модели социально-экономической доктрины. В стране осуществляется аккумуляция достаточных объёмов финансовых средств, необходимых для обеспечения стабильно высоких темпов роста экономических отраслей. Достижение успешной реализации намеченных Национальной программой мер является основной целью инвестиционной стратегии Туркменистана. В данной связи особую актуальность обретают вопросы создания благоприятных условий для привлечения зарубежных инвестиций, надёжной защиты законных прав и интересов инвесторов, разработки и применения принципов повышения рентабельности инвестиционного использования государственных средств, совершенствование торговой, финансово-экономической логистики и развитие производственно-реализационного взаимодействия между зарубежными инвесторами и местными предприятиями, активное инвестиционное привлечение временно неиспользуемых средств населения, дальнейшее расширение вовлеченности государственных и коммерческих банков в сферу инвестиционной деятельности. Подчёркивается ключевая роль в успешном разрешении данных вопросов национальной финансово-банковской сферы. Ведётся работа по повышению надёжности и стабильности кредитных организаций, наращиванию уставного капитала банковский учреждений, совершенствованию системы электронного документооборота через активное изучение и внедрение необходимого и наиболее продуктивного технического и программного обеспечения.

© Келяев Б., Пирнепесов П., Кадырова Дж., Мамедова А., 2023

УДК 388.5.

Клименко Ю.А.

сотрудник Академии ФСО России,

г. Орёл, РФ

Научный руководитель: Шевченко О.И.,

кандидат экономических наук доцент сотрудник Академии ФСО России,

г. Орёл, РФ

РАБОТА ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

Аннотация

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России представляет собой систему организаций, предприятий и научных учреждений, занимающихся разработкой, производством, модернизацией и обслуживанием вооружения, военной техники, амуниции, электроники, а также всех необходимых

компонентов и материалов для обеспечения оборонных потребностей страны. Исследование темы имеет большую актуальность в современном мире. В условиях геополитических конфликтов и угроз терроризма, оборонно-промышленный комплекс играет важную роль в обеспечении безопасности страны. Изучение эффективности работы оборонно-промышленного комплекса в условиях специальной военной операции позволит выявить потребности Вооруженных Сил Российской Федерации и оценить способность ОПК удовлетворить их. Это является важной задачей, которая поможет улучшить оборонную способность государства и его союзников.

Ключевые слова

Оборонно-промышленный комплекс, вооружение, промышленность.

Российский оборонно-промышленный комплекс занимается разработкой и производством вооружения, военной техники, амуниции, боеприпасов, авиационно-космической техники, радиоэлектроники, средств связи, систем управления и другой продукции, удовлетворяющей потребности Вооружённых сил Российской Федерации. Предприятия, входящие в состав ОПК, проводят фундаментальные и прикладные исследования, направленные на усовершенствование технологий, создание инновационных продуктов и улучшение производственных процессов. Основной целью этого комплекса является обеспечение страны всем необходимым для обороны, а также создание конкурентоспособных военных продуктов для экспорта на мировой рынок.

В России существует несколько крупных компаний, которые составляют основу оборонно-промышленного комплекса и занимаются разработкой, производством и поставкой военной техники, оружия и других оборонных продуктов:

• АО "Объединенная корпорация "Ростех": Самое крупное оборонное объединение страны, контролирующее более 800 предприятий, специализирующихся на различных оборонных и промышленных направлениях, включая военную технику, электронику, машиностроение и другие области.

• АО "Корпорация "Тактическое Ракетное Вооружение" (КТРВ): специализируется на разработке и производстве тактических ракетных систем.

• Рособоронэкспорт (РОЭ): занимается экспортом российского военного и специального оборудования, включая военные корабли, авиацию, вооружение, боеприпасы и другое.

• АО "Концерн "Калашников": Известен своим стрелковым и автоматическим оружием, а также широким спектром гражданского оружия.

• АО "Алмаз-Антей": специализируется на производстве зенитных ракетных систем и радиоэлектронной продукции.

• АО "Объединенная корпорация "Исток": занимается разработкой и производством электронных компонентов для ракетно-космической и авиационной техники.

• АО "Российские самолеты": включает в себя несколько аэрокосмических предприятий, занимающихся производством военной и гражданской авиации.

Оборонно-промышленный комплекс в России контролируется государством, и его деятельность регулируется соответствующими органами и законодательством. Контроль над ОПК осуществляется через различные государственные органы, включая Министерство обороны, Федеральное агентство по техническому регулированию и милитаризации (Ростехнадзор), Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству и другие. [1]

Большая часть финансирования ОПК поступает из бюджета государства. Это включает государственные заказы на разработку и производство военной техники, амуниции и других продуктов, а также финансирование научно-исследовательских работ и модернизацию предприятий. Российский ОПК также получает значительные доходы от экспорта оборонной продукции. Экспорт военной техники, оружия и других оборонных товаров на международный рынок является важным источником доходов

для компаний ОПК. Финансирование исследовательских работ в оборонно-промышленном комплексе осуществляется как за счет государственных средств, так и за счет собственных инвестиций компаний. Эти работы необходимы для создания новых технологий и усовершенствования существующих образцов вооружения и оборудования, обеспечения жизненного цикла продукции, а также обучения и поддержки персонала. Некоторые компании ОПК могут привлекать инвестиции и займы из частного сектора или финансовых учреждений для развития своей деятельности и модернизации производства. [2]

До специальной военной операции и введения санкций, оборонно-промышленный комплекс России функционировал в условиях усиленного развития и занимался разработкой, производством и модернизацией разнообразного военного оборудования и вооружения, активно внедрял новые технологии и научные достижения для улучшения характеристик военной продукции и повышения её эффективности. Российское правительство выделяло существенные бюджетные средства на поддержку оборонной промышленности, предоставляя государственные заказы для разработки и производства новых образцов военной техники. Велись интенсивные исследовательские работы в области военных наук, что включало в себя создание перспективных концепций и разработку инновационных решений. Также Россия активно продвигала свою военную продукцию на международном рынке. Экспорт оружия и техники позволял не только увеличивать доходы, но и укреплять международные оборонные связи. [2] Санкции, введенные странами и международными организациями против России, включают экономические, финансовые, торговые, технологические и другие ограничения. Они имеют целью оказание давления на Россию. В условиях санкций, оборонно-промышленный комплекс России столкнулся с рядом вызовов. Санкции привели к ограниченному доступу к современным технологиям и компонентам, что затруднило разработку и производство новых образцов вооружения и техники. Наша страна была вынуждена произвести коррекцию экспортных стратегий и искать новых партнёров. Для уменьшения зависимости от импорта Россия начала развитие внутренних ресурсов, активизировав собственные технологические и производственные возможности. Специальная военная операция заставила ОПК работать на полных оборотах. Для удовлетворения потребностей фронта в вооружении, предприятия перешли на трёхсменный рабочий режим. Начиная с февраля 2022 года, объёмы произведённой военной продукции значительно выросли. В некоторых случаях ОПК имеет более чем 50-кратное увеличение объёмов производства. Прежде всего это касается боеприпасной отрасли. Госкорпорация «Ростех» также в разы нарастила производство бронетехники и реактивных систем залпового огня. Возросшие государственные заказы подтолкнули предприятия ОПК на увеличение штата сотрудников. Опыт боевых действий позволяет точно определить, в чём сейчас наиболее остро нуждается армия и что нужно усовершенствовать в уже имеющихся образцах военной техники. Так, под влиянием СВО на одном из предприятий «Ростех» встаёт на поток абсолютно новый для российской армии вид вооружения - колёсная артиллерия. С 2022 года было налажено серийное производство целой линейки изделий, в частности реактивных систем залпового огня (РСЗО) "Торнадо-С", станций контрбатарейной борьбы "Зоопарк" и "Пенициллин". Все это говорит о том, что ОПК уже четко реагирует на те изменения, которые возникают в ходе СВО, и старается их эффективно отработать, чтобы наши военнослужащие получали современные комплексы в достаточном количестве. [4]

Стоит отметить, что с введением санкций оборонно-промышленный комплекс стал более самостоятельным и ориентированным на развитие своих внутренних ресурсов. Санкции побудили Россию усилить развитие своего производственного потенциала и сосредоточиться на разработке и внедрении собственных технологий и инноваций. Большее внимание стало уделяться созданию и улучшению национальных компонентов и материалов. Для достижения полной независимости от импорта иностранных технологий, материалов и комплектующих ОПК России активно инвестирует в научные исследования и разработки. Главную роль в этом процессе, конечно, играет государство, оказывая финансовую поддержку и направляя дополнительные средства на обеспечение обороноспособности страны. В целом, Российское руководство и ОПК продолжают адаптироваться к условиям санкций, разрабатывая стратегии для устойчивого развития и повышения уровня боеспособности вооруженных сил

государства.

Нельзя забывать и о негативных последствиях введения санкций для российского оборонно-промышленного комплекса. Санкции затруднили доступ к современным технологиям, компонентам и оборудованию, а также сказались на финансировании и возможности привлечения инвестиций из-за ограниченного доступа к международным рынкам капитала, что замедлило разработку и производство новых технологий. Ограничения привели к ухудшению деловой репутации российских компаний ОПК, тем самым уменьшив вероятности заключения ими контрактов с другими государствами. Необходимость создания заменителей импортным компонентам и технологиям повысила издержки производства и время, затрачиваемое на разработку новых образцов вооружения. Эти факторы в совокупности создают вызовы для российского ОПК, требуя стратегических адаптаций, укрепления внутренних возможностей и улучшения международной координации в оборонной промышленности. [3]

Таким образом, отечественный оборонно-промышленный комплекс продолжает функционировать и совершенствоваться, а Россия стремится к развитию национальных технологий, укреплению обороноспособности и разностороннему развитию военной индустрии. Сегодня российский ОПК создает современные и во многом уникальные вооружения и технику, наращивает объемы производства для обеспечения частей и соединений вооружённых сил Российской Федерации, участвующих в специальной военной операции. Санкции, введённые западными государствами, не смотря на ряд их негативных последствий, изложенных выше, поспособствовали активизации российского оборонно-промышленного комплекса, обузданию его зависимости от иностранных поставок и технологий, а также стимулированию развития национальной оборонной промышленности и научных исследований.

Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1416 "Об утверждении Положения о военно-промышленной политике Российской Федерации".

2. Белов В.В. "Развитие военно-промышленного комплекса России в условиях современных глобальных вызовов", Москва, 2018.

3. Жуков А.И. "Специальные военные операции: опыт и перспективы", Санкт-Петербург, 2017.

4. Чемезов С.В., интервью «Военная приёмка», Открытое акционерное общество «Телерадиокомпания Вооруженных сил Российской Федерации «Звезда», Москва, 2023.

© Клименко Ю.А., 2023

УДК 004.8

Корнеев К.В.,

Курсант 4 курса, ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,

г. Воронеж, Россия. Научный руководитель: Матыцина Н.П.,

кандидат экономических наук, доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»,

г. Воронеж, Россия.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В данной статье были рассмотрены основные значения искусственного интеллекта в деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.