Научная статья на тему 'Работа над стилистикой на уроках русского языка'

Работа над стилистикой на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1053
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ушаков Геннадий Афанасьевич

Автор дает практические рекомендации для усвоения и использования стилистических ресурсов русского языка на широком материале русской и удмуртской (в переводах) литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING ON STYLISTICS AT THE RUSSIAN LESSONS

The author provides practical recommendations based on the Russian and Udmurtian (translated) literature materials and intended for mastering and using the stylistic resources of the Russian language.

Текст научной работы на тему «Работа над стилистикой на уроках русского языка»

Г. А. Ушаков

РАБОТА НАД СТИЛИСТИКОЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Термин «стилистика» употребляется в речевом обиходе многих специалистов: учителей, журналистов, литераторов и литературоведов, между тем, «в языкознании пока что нет общепринятого определения стилистики. Это происходит отчасти потому, что в процессе своего формирования стилистика развивалась в составе различных направлений» (Кожина 1977: 9). В научном плане под стилистикой понимается «раздел языкознания, имеющий основным предметом стиль во всех языковедческих значениях этого термина - как индивидуальную манеру использования речевых актов, как функциональный стиль речи, как стиль языка» (Словарь 1990: 492). В это определение входят несколько разновидностей стилистики:

- дескриптивная;

- текстовая;

- функциональная;

- историческая;

- практическая;

- сопоставительная;

- авторская.

Однако наиболее популярным и общеупотребительным является определение стилистики как «лингвистической науки о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения» (Кожина 1977: 9).

Усвоение и использование стилистических ресурсов языка в речи говорящего и пишущего являются показателем его коммуникативной квалификации. Одна из основных целей общеобразовательной школы состоит в максимальном развитии устной и письменной речи учащихся. А коли так, то в учебном плане стилистические упражнения должны занять превалирующее место. Между тем, в среднем звене школы работа над стилистикой не предусмотрена. В 10-11 классах работа над стилистикой представлена лишь в двух аспектах: текст и функциональные стили речи. За пределами программы остались такие разновидности стилистики, как:

- фонетическая;

- лексическая;

- морфологическая;

- фразеологическая;

- синтаксическая.

Причем именно эти разновидности составляют основу практической стилистики. Стилистические ресурсы языка представлены во всех его ярусах.

Стилистические средства фонетики принято называть фоникой. Реализуются они двумя средствами: 1) особым сочетанием гласных и согласных звуков; 2) интонацией.

1. Белая Кама спешит Мимо полей необъятных И камышами шуршит,

Плещется на перекатах... (Ф. Васильев, перевод А. Жигулина)

2. Буря! Пусть сильнее грянет буря. (М. Горький)

В морфологическом плане стилистические ресурсы языка проявляются благодаря следующим приемам:

1) употреблению одних частей речи и их грамматических форм вместо других;

2) использованию слов разных частей речи в необычной форме;

3) написанию заглавных букв вместо строчных;

4) повтору опорных слов.

Мы должны дать обратку. (Д. Корецкий)

- Ты думаешь, террористы именно тут пройдут? - спросил Чибисов напарника.

- Сто пудов, - ответил тот. (Д. Корецкий)

И теперь стоят, смотрят в небо, чуть дыша, самый главный Первоклассник, мама малыша. (И. Андреева)

Да, я плыву, а рядом Ты плывешь. (И. Андреева)

А! наше вам..., - помахал один из воров.

Ну, я пошел, - уже в дверях сказал Родион. (А. Костин)

Каждый боец знал свою задачу, каждый представлял свою цель, каждый был готов в очередной раз рискнуть жизнью и выполнить свою сложную работу. (Д. Корецкий)

Планы часто летят под откос и события идут вкривь и вкось. (Д. Корецкий).

Стилистические ресурсы фразеологии имеют специфический характер. Во-первых, они сами являются стилистическим средством. Это достигается переносным употреблением общепринятых слов и реанимацией архаизмов.

Матвеев резко оборвал Платонову:

- Ты в мой огород камни не бросай. (С. Самсонов)

Тоня пришла в гараж, увидела мужиков, играющих в карты, и сердито заявила:

- Хватит бить баклуши! (С. Самсонов) Богатейшими стилистическими ресурсами обладает лексика, что проявляется многообразно, как:

- употребление слов в переносном значении;

- переосмысление слов на основе народной этимологии;

- словообразование;

- использование синонимов и антонимов;

- обращение к диалектизмам;

- замена одних слов другими.

1. Убери пушку, ты выдавишь мне глаз. (Д. Корецкий)

2. Если Липатов с Михаилом более достойно проведут операцию, на которой группа Шашкова сломала зубы, их ждет повышение. (Д. Корецкий)

3. Секретная информация уходила со свистом, как вода из ванной в хорошо прочищенные трубы. (Д. Корецкий)

4. Хасбулатов полностью приватизировал Верховный совет. (А. Чудинов)

5. - Как у вас идет перестройка? - спросил сторожа человек из района.

- Председатель перестройку своего подворья уже закончил. А бухгалтер только начинает. (А. Чудинов)

6. Машина внизу, езжай на военный аэродром, там ждет борт на Москву,

- приказал полковник Лизутин Нижегородцеву. (Д. Корецкий)

7. Как говорят в определенных кругах: каждый баран висит за свою ногу. (Д. Корецкий)

8. Моташов поморщился:

- Тебя кто на войну посылает? Ты что, не врубаешься в мой базар? Как кредиты брать или бабло прокручивать, так ты въезжаешь сразу, а сейчас под лоха закосить хочешь? (Д. Корецкий)

9. Она заразилась егкылымынышной болезнью. (Д. Корецкий)

10. Пусть там забвения тени сгущаются, Пусть там остался прожитый год -Новая песня из старой рождается,

Новое в старом зреет и ждет. (Ф. Васильев)

11. Они шли, пели и смеялись: мужчины - бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких и широких шароварах; женщины и девушки - веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. (М. Горький)

12. Мы не устраивали пиршеств, Не воспевали наш союз, Мы не сторонники пиршеств, И вместо марша - тихий блюз. (И. Андреева)

Богатейшими стилистическими ресурсами располагает синтаксис. Основными средствами выражения стилистических значений в синтаксисе являются:

- синонимия простых, сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений;

- порядок слов в предложениях;

- парцелляция;

- паратаксис.

1. а) Гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. (М. Горький)

б) Гроза грянула над лесом, поэтому зашептали деревья глухо, грозно.

в) Зашептали деревья глухо, грозно: гроза грянула над лесом.

г) Гроза грянула над лесом. Зашептали деревья глухо, грозно.

2. а) Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех. (М. Горький)

б) Кто-то играл на скрипке. Девушка пела мягким контральто. Слышался смех.

3. Желаю вам большого-большого... долгой и крепкой... и чтобы ваша семейная лодка никогда... как мистер и миссис Браунинг... (Д. Симмонз)

Неограниченными стилистическими возможностями обладает текст. При его стилистическом анализе выделяются:

- такие признаки, как тематическое и композиционное единство всех его частей, наличие грамматической связи между частями - цепная или параллельная, смысловая цельность, относительная законченность;

- тип речи (описание, повествование, рассуждение);

- резюме;

- опорные слова;

- план.

А. Пушкин

Незадолго перед смертью Пушкин в Александровском театре сидел рядом с двумя молодыми людьми, которые кстати и некстати аплодировали Асенковой, в то время знаменитой актрисе.

Не зная Пушкина и видя, что он равнодушен к игре их любимицы, они начали шептаться и заключили довольно громко, что сосед их дурак. Пушкин, обратившись к ним, сказал:

- Вы, господа, назвали меня дураком. Я - Пушкин, и дал бы теперь же каждому из вас по оплеухе, да не хочу: Асенкова подумает, что я ей аплодирую.

(Субботняя газета)

Примерный анализ данного текста:

- тематическое единство состоит в том, что от начала до конца в нем говорится о встрече поэта с двумя не очень интеллигентными молодыми людьми; композиционное единство заключается в последовательном изложении развития события, связь между частями цепная, по смыслу он цельный, об относительной законченности свидетельствует то, что он понятен без какой-либо дополнительной информации;

- по типу речи это - повествование.

Резюме: А. С. Пушкин в театре встретился с хамоватыми и высокомерными людьми и ответил на их грубость остроумно и оригинально.

Опорные слова: театр, молодые люди, Пушкин, Асенкова, аплодировать.

План:

1. Встреча в театре.

2. Грубость соседей.

3. Оригинальный ответ Пушкина.

Среди словосочетаний выделяется такое стилистическое образование, как оксюморон. Это явление характерно тем, что сочетаются не сочетающиеся по смыслу слова (старый Новый год; посуда чиста до скрипа; я не трус, но я боюсь; спешить медленно).

С учетом данных теоретических положений составим некоторые образцы стилистических упражнений.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА. ФОНИКА

Упражнение 1. Укажите звукоподражательные и звукообразные слова, определите стилистическую роль их фонетического оформления.

1. Из мертвой главы гробовая змея / Шипя между тем выползла.

2. Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Знакомым шумом шорох их вершин / Меня приветствовал.

4. Как будто грома грохотанье - /Тяжело-звонное скаканье по потрясенной мостовой.

5. И во всю ночь безумен бедный, / Куда стопы ни обращал, / За ним повсюду Всадник Медный / С тяжелым топотом скакал.

6. Много травили, много скакали, /Гончих из острова в остров бросали.

Упражнение 2. Найдите и укажите слова, формирующие своеобразную фонику данного текста.

По холмам, по лесам, над долиной Птицы севера вьются, кричат, Разом слышны - напев соловьиный И нестройные писки галчат, Грохот тройки, скрипенье подводы, Крик лягушки, жужжание ос, Треск кобылок - в просторе свободы Всё в гармонию жизни слилось.

(Н. Некрасов)

Упражнение 3. Проанализируйте фонетическую организацию текста, отметьте те места, где звуки выполняют изобразительную и стилистическую функции.

Прежде чем лечь спать, я каждый вечер делаю маленькую прогулку по двору. Вчера я остановился и начал прислушиваться. Вот различные звуки, услышанные мною.

Шум крови в ушах и дыхания. Шорох - неумолкаемый лепет листьев.

Треск кузнечиков; их было четыре в деревьях на дворе. Рыбы производили на поверхности воды легкий шум, похожий на звуки поцелуя.

От времени до времени падала капля с легким серебристым звуком.

Ломалась какая-то ветка, кто сломал ее?

Вот глухой звук... Что это? Шаги по дороге? Или шепот человеческого голоса?

И вдруг тончайшее сопрано комара, которое раздается над вашим ухом.

(И. Тургенев)

Упражнение 4. Прочтите тексты, проанализируйте и объясните их фоническую разницу.

А. Однажды во время пира, одну из девушек, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но - не нашли ее. И забыли о ней, как забывают обо всем на земле.

Старуха вздохнула и замолчала. Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний. Море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах.

(М. Горький)

Б. Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.

(М. Горький)

Упражнение 5. Прочтите текст и объясните многократное повторение звука [ш] в словах.

Белая Кама спешит Мимо полей необъятных И камышами шуршит, Плещется на перекатах.

(Ф. Васильев)

Упражнение 6. Сравните фонику данных текстов. Обратите внимание на интонацию.

А. Наши сосны Высокие самые, Наши ягоды Сладкие самые, Наши люди Добрые самые.

Это я

Говорю

Про свои края.

(Ф. Васильев, перевод Вл. Солоухина)

Б. Глазами чистых родников глядит земля И ловит чутким ухом самый тихий звук. Ведь это дети все ее, ее семья -И этот дол, и этот лес, и этот луг. Какие сны ее приснились городам? Ее малина уродилась ли в лесах? И хорошо ли на лугах ее стадам? И как поется тюрагаю в небесах? Ей надо знать, зерном богаты ли поля, Исправны ли станок ее и плуг...

Глазами чистых родников глядит земля И ловит чутким ухом самый тихий звук...

(Ф. Васильев, перевод Е. Храмова)

Упражнение 7. Найдите фонетические недочеты в предложениях, исправьте их.

1. Произносятся с глубоким уважением ими имена героев войны. 2. Выступающий управляющий указал на недостатки в работе. 3. Для уяснения усвоения материала преподаватель задает учащимся контрольные вопросы. 4. В совхозе широко практикуется овладение механизаторами смежными профессиями. 5. Проверкой, проведенной комиссией, назначенной дирекцией и месткомом, были вскрыты грубые нарушения. 6. Понимая важность проблемы прочной кормовой базы, мы настаиваем на требовании обращения внимания на передовые опыты. 7. Предвыборная компания идет по плану. 8. Другое дело, что делают это дело не по-деловому, несерьезно. 9. По линии налаживания посещения занятий мы имеем улучшение. 9. Весной щавель очень полезен. 10. Камбала вкусна в жареном виде. 11. Текст представляет собой дискурс.

Упражнение 8. Проанализируйте фонику предложений, исправьте неудачные случайные рифмы.

1. Урок - впрок. 2. За штилем - шторм. 3. Недостаток внимания руководства к развитию производства. 4. Строится остров. 5. Конъюнктура для контркультуры. 6. Марафон по Каракумам. 7. Магистраль, зовущая вдаль. 8. Медали за модели. 9. Твои планы, планета-79. 10. Полный ход, «восход». 11. Кто за тобой, горновой? 12. Старая справка на страх. 13. Их конек - коньки. 14. Хлопоты о хлопке. 15. Проблемы проблемного обучения.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

Упражнение 9. Вместо точек вставьте по выбору слова, данные в скобках. Объясните свой выбор.

Человек ... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он ... (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь... (воспроизводит, определяет, отображает, фиксирует) все изменения, ... (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, . (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может... (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для . (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

(С. Маршак)

Упражнение 10. Сравните предложения, укажите стилистические недочеты, замените их наиболее точными выражениями.

I. 1. Всякая школа ценна не числом, а славою своих учеников. 2. Для всякой школы важно не количество учеников, а их успехи. 3. Известность школы зависит не от числа выпускников, а от их трудовых успехов. 4. Славу школе приносит не количество выпускников, а их героические дела. 5. О школе судят не по числу выпускников, а по их достижениям.

II. 1. Было много радостных дней успехов и горьких минут неудач. 2. Были большие успехи и временные неудачи. 3. Были дни радости и минуты отчаяния. 4. Работа приносила не только радость и успех, были и минуты огорчения, неудачи. 5. Было много радостных дней и минутные огорчения.

Упражнение 11. Найдите лексические ошибки, исправьте их, заменив удачными словами.

1. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. 2. Был показан самодеятельный фильм, в котором показана наша встреча с пионерами в лагере «Восход». 3. Улица Гоголя проходит верти-

кально улице Горького и убегает в гору. 4. Эти рассуждения не терпят никакой критики. 5. Лихачей непременно встречает авария. 6. Этот спортсмен на дистанции накушался. 7. Вся школа вышла на чистку снега. 8. В левом углу поля хоть картошку сажай. 9. Быстрей снимай сапоги, не телись. 10. Зачем Мише нужно было настырить пистолет? 11. Завидонов засветился и принял меры предосторожности. 12. И тут ощетинился полковник. 13. Когда отрекся от престола Николай II, началась свистопляска. 14. Агитплощадка была выполнена в исторических науках партийного бонзы. 15. Одним словом, полный абзац. 16. Миша язык держал на привязи. 17. Спешить нужно медленно. 18. Сам был убит за неделю до убийства помощника.

Упражнение 12. Укажите, какими средствами реализуется стилистическое значение слов.

1. Я не мог понять, где правда, где кривда. 2. Кого люблю и ненавижу, хочу запомнить и забыть. 3. Воля твоя, сударь, а денег я не выдам. 4. Мне было жаль старика, но я хотел вырваться на волю. 5. Я непременно хотел примириться, но не знал, как начать. 6. Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. 7. Не боги горшки обжигают, но мастера. 7. Служить бы рад, прислуживаться тошно. 8. Труд кормит, лень портит. 9. Одному и дорога длинней, а вдвоем она короче. 10. Рад бы в рай, да грехи не пускают.

Упражнение 13. Найдите синонимичные формы этих предложений.

1. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. 2. Служба меня не обременяла, потому что в крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. 3. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. 4. Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня, и я остался при своем мнении. 5. С той поры мне становилось лучше и лучше, меня лечил полковой цирюльник. 6. Так и быть: казнить так казнить, миловать так миловать. 7. Рано утром разбудил меня барабан, и я пошел на сборное место.

Упражнение 14. Эти предложения разложите по принципу парцелляции. Объясните, как изменилось его значение.

1. Яков был крепостной, весьма усердный и преданный человек; он, как и все хорошие приказчики, был до крайности скуп за своего господина и имел о выгодах господских самые странные понятия. 2. Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед богом, Николай, что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. 3. Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ночами по дорожкам и разговаривать. 4. В высокой густой ржи виднелись кой-где на выжатой полосе согнутая спина жницы, взмах колосьев, когда она перекладывала между пальцев пучки, женщина в тени, нагнувшаяся над люлькой, и разбросанные снопы по усеянному васильками жнивью. 5. Турка подъехал к острову, остановился, внимательно выслушал

он пана подробное наставление, разомкнул собак, не спеша второчил смычки, сел на лошадь и скрылся за молодыми березами.

СТИЛИСТИКА ТЕКСТА

Упражнение 15. Прочтите текст, назовите его признаки.

Как ездили раньше

Давайте мысленно перенесемся на пару тысяч лет назад, когда на британских землях хозяйничали римляне. Понять то, как ездили в те времена, нам поможет одна археологическая находка. В 1998 году неподалеку от Суиндона, города в Англии, археологи обнаружили хорошо сохранившуюся дорогу к каменоломне, на одной стороне которой колея намного глубже, чем на другой. Это и понятно: в одну сторону ехали пустые повозки, а в другую - гружённые камнем. Судя по этим колеям, римляне ездили по левой стороне дороги, по крайней мере, в этой местности.

Некоторые считают, что в прошлом путешественники обычно держались левой стороны дороги. Основано такое мнение на том, что большинство людей - правши, и поэтому всадники, как правило, держали вожжи левой рукой, а правую оставляли свободной - чтобы приветствовать встречных или сражаться, если понадобится.

(Субботняя газета)

Упражнение 16. Прочтите текст, укажите признаки текста, озаглавьте, найдите опорные слова.

Летом тебе казалось, что работать можно только осенью и зимой. «Жара спадет, появятся силы!» - убеждал ты себя. Но вот наступили холода, скрылось солнышко, и ты понимаешь, что трудового энтузиазма не прибавилось. Встать рано утром для тебя настоящий подвиг, и уже после обеда приходится прикладывать титанические усилия, чтобы не заснуть. Как же привести себя в порядок и взбодриться? Правильно начни новый день. Прими контрастный душ (он разбудит тебя быстрее привычного кофе). Постарайся свести к минимуму все возможные раздражители: с вечера готовь одежду, заранее покупай билеты на общественный транспорт, а если едешь на работу на собственном авто, выходи заранее, чтобы не нервничать в неизбежных пробках. Вместо того чтобы полдня раскачиваться и болтать с коллегами в курилке, все важные дела реши в первой половине дня. Лучше уйти хотя бы на полчаса раньше и посвятить это время аэробике. Физические нагрузки (даже минимальные) - сейчас тебе просто необходимы! Дома как можно меньше времени проводи перед телевизором, он «высасывает» последние силы. Ляг спать пораньше и почитай на ночь приятную книгу.

Упражнение 17. Прочтите текст, озаглавьте, составьте план. Найдите средства связи между предложениями.

Есть в Ленинграде на Литейном проспекте старый дом под номером 36. Внешне он невыразителен - фантазия зодчих над ним не потрудилась.

Но он бесценен для нас - бывший дом издателя А. А. Краевского. Потому что и поныне полна жизни - голосов, движения, задумчивой тишины -квартира во втором этаже: на дверях ее поблескивает медная табличка: «Николай Алексеевич Некрасов». Теперь это музей знаменитого поэта. А более ста лет назад здесь располагались редакции крупнейших журналов России - сначала «Современника», а потом - «Отечественных записок». Во главе обоих стоял Некрасов.

(Н. Сухова)

Упражнение 18. Прочтите, озаглавьте текст, напишите к нему резюме, укажите опорные слова.

Обычно поэтический дар Некрасова пробуждался в тот момент, когда, столкнувшись с человеческим страданием, он стремился выразить свою боль и тревогу за человека, сочувствие ему.

Поэзия Некрасова вся - обнаженный нерв, отзыв, отклик на живую жизнь с ее проблемами, заботами, болью. Поэтому она так точно находила своего читателя, созвучная его душевным волнениям, его думам, его судьбе.

(Н. Сухова)

Упражнение 19. Назовите признаки текста в этом отрывке, озаглавьте, напишите к нему резюме, укажите опорные слова.

Поэзия Некрасова не чуждается самых разнообразных настроений и чувств - от скорбных до восторженных. У нее свой самоценный и оригинальный мир тем и образов, но корнями она уходит в классическую русскую поэзию, в фольклор. В ней так и слышатся то бескрайняя песенная удаль, то печаль горестных причитаний крестьянок - «плачей», то меткость и краткость пословиц, то хитрые, ажурные обороты присказок. Сводит воедино все лирическое и эпическое богатство Некрасова ненасытная, деятельная любовь поэта ко всему живому.

(Н. Сухова)

Упражнение 20. По каким признакам определили, что это текст? Озаглавьте его, определите тип речи, напишите резюме, укажите опорные слова.

В хозяйском номере горит лампа. На открытом окне сидит, поджавши ноги, Алечка и смотрит, как колышется внизу темная, тяжелая масса воды, освещенной электричеством, как тихо покачивается жидкая, мертвенная зелень тополей вдоль набережной. На щеках у нее горят два круглых, ярких, красных пятна, а глаза влажно и устало мерцают. Издалека, с той стороны реки, где сияет огнями кафешантан, красиво плывут в холодеющем воздухе резвые звуки вальса.

(А. Куприн)

Упражнение 21. Напишите текст под названием «Наши земляки - герои». Опишите, кто и как создает славу нашей Удмуртии. Укажите тему и идею вашего текста. Определите тип речи.

Упражнение 22.

А. Чудинов сказал:

«Представьте себе, что вам чудесным образом ниспослан дар абсолютного убеждения. Это намного эффективнее, чем миллиардное состояние или царская власть. Монарх может повелевать многим, но не чувствами и желаниями подданых. Человек, обладающий даром абсолютного убеждения, получает высшую власть над сердцами и умами людей. Умение убеждать - самый прямой путь к осуществлению всех человеческих желаний».

Подумайте, почему А. Чудинов так высоко оценил речевую квалификацию. Согласны ли вы с ним? Что нужно сделать, чтобы получить такой бесценный дар?

Литература

1. Виноградов, В. В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа,

1981. - 320 с.

2. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1977. -223 с.

3. Коляденко, Г. С., Сенкевич, М. П. Развитие речи с элементами стилистики. М.: Просвещение, 1987. - 264 с.

4. Ладыженская, Т. А. Живое слово. М.: Просвещение, 1986. - 127 с.

5. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энц., 1990. - 685 с.

6. Рождественский, Ю. В. Лекции по общему языкознанию. М.: Высшая школа, 1990. - 382 с.

7. Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. М.: Просвещение,

1982. - 286 с.

8. Ушаков, Г. А. Стилистические ресурсы лексики русского языка // Родное слово. 2008. № 9. - С. 40-43.

9. Чудинов, А. П. Практическая риторика. Екатеринбург, 1998. - 107 с.

Ushakov G. A. Working on stylistics at the Russian lessons

The author provides practical recommendations based on the Russian and Udmurtian (translated) literature materials and intended for mastering and using the stylistic resources of the Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.