Научная статья на тему 'К ЕГЭ шаг за шагом: рабочая тетрадь по русскому языку. Часть III'

К ЕГЭ шаг за шагом: рабочая тетрадь по русскому языку. Часть III Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2086
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ / ПРЕДЛОГ / СОЮЗ / ЧАСТИЦА / STRUCTURAL PARTS OF SPEECH / PREPOSITION / CONJUNCTION / PARTICLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кашина Наталья Валентиновна, Пятова Елена Александровна

представлен вариант рабочей тетради по русскому языку для школьников, посвященный изучению темы «Служебные части речи». Разносторонний подход, который предлагают авторы, позволяет на практике уяснить отличия служебных частей речи друг от друга, а также рассмотреть особенности их правописания и употребления в речи. Рабочая тетрадь призвана помочь ученику в процессе как классной, так и самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Examination Step by Step: Russian Workbook. Part III

The article features a version of Russian workbook for pre-school children devoted to the topic «Structural Parts of Speech». The diverse approach suggested by the authors enables one to grasp the difference between various parts of speech in practice and to consider the particularities of their spelling and usage in speech. The workbook is designed to facilitate learning both in class and independently.

Текст научной работы на тему «К ЕГЭ шаг за шагом: рабочая тетрадь по русскому языку. Часть III»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Н.В. Кашина, Е.А. Пятова К ЕГЭ ШАГ ЗА ШАГОМ:

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Часть III.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ПРЕДЛОГ

1. Заполните таблицу.

2. Подпишите, какой частью речи являются выделенные слова. Ответ обоснуйте.

• Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла всё позади (Чехов). А теперь нам вышел срок, едем прямо на восток, мимо острова Буяна, в царство славного Салтана (Пушкин).

• Около пня не висит пурпур брусничных кистей (Майков). Лебедь около плывёт, злого коршуна клюёт (Пушкин).

• Детские звонкие голоса раздавались вокруг огней (Тургенев). Так бури осени холодной в болото обращают луг и обнажают всё вокруг (Пушкин).

• В течение всей дороги Касьян сохранял упорное молчание и на мои вопросы отвечал отрывисто и нехотя (Тургенев). В теченье медленном река вблизи плетень из тростника волною сонной омывала... (Пушкин).

• .. .И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом...(Пушкин). ...У ног Людмилы спит Руслан, и ходит конь вокруг кургана.

• Мы ехали рядом, молча, распустив поводья, и были уж почти у самой крепости...( Лермонтов). Рядом со мною казённое лесничество (Чехов).

3. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются предлогами.

ТЕСТ № 1

1. Спустя час нам объявили наши результаты.

2. Благодаря дождям посевы были спасены.

3. Он долго прощался, благодаря за работу.

4. Несмотря на продолжительные дожди, проехать было можно.

5. Он шёл почти механически, не смотря по сторонам.

6. Несмотря на хладнокровие своей натуры, он терпеть не мог физической расправы.

7. Начиная с вечера пошёл дождь.

8. Невзирая на страшный ветер, он собрался уезжать.

9. Долго так молчал он, взирая на всех грозно и сурово.

10. Стали готовить дорожку, начиная посыпать её от самой калитки.

ТЕСТ № 2

1. У нас всё ещё впереди.

2. Рядом с тобой я становлюсь лучше.

3. Всё вокруг казалось таинственным.

4. Это была брошка наподобие розы.

5. Он вслушивался не в слова, а в течение её

речи.

6. Радостно улыбаясь, он вышел навстречу гостям.

7. Внутри коробки кто-то есть!

8. Корабль плыл в виду берега.

9. Его квартира была рядом.

10. Долго он любовался рядом стройных берёз.

4. Укажите, какой частью речи является слово путём.

1) Почта была доставлена водным путём.

2) Разногласия были устранены путём переговоров.

3) И слова-то путём не умеет молвить.

5. Какое значение (пространственное, временное, причинное, целевое) имеют предлоги в данных словосочетаниях? Ответ поместите в скобках.

1. Движется в море (______________);

2. Начать с осени (______________);

3. Отсутствовать из-за болезни (_____________);

4. Вылететь в пять часов (_____________);

5. Расположиться возле дома (______________);

6. Купить для мамы (______________);

6. Замените выделенные предлоги синонимичными. Ответ запишите в скобках.

1. Согласно приказанию командира рота была

построена. (____________)

2. Он всё делал наперекор здравому смыслу.

(____________)

3. Вследствие засухи урожай был плохой.

(____________)

да нет

1. Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость одного слова от другого в словосочетании и предложении.

2. Предлоги могут изменяться.

3. Производные предлоги следует отличать от омонимичных им самостоятельных частей речи.

4. Предлоги являются самостоятельными членами предложения.

5. Предлог не имеет самостоятельного значения.

6. Предлог служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.

7. Предлог входит в состав падежного вопроса.

8. Предлог почти всегда можно заменить другим предлогом.

4. Вокруг дома был высокий забор.

(_____________)

5. Накануне отъезда все сбились с ног.

(_____________)

6. Спустя год они встретились. (_____________)

7. Помимо уроков он посещал факультативы.

(_____________)

8. Вместо меня в театр пошла сестра.

(_____________)

9. Учитель подошёл и сел рядом с учеником.

(_____________)

10. Этот сосуд наподобие колбы. (_____________)

7. Запишите вопрос после каждого предлога;

образуйте предложно-падежную форму со словами, приведёнными справа (исправьте, где нужно, окончания).

8. Укажите номера словосочетаний, в которых есть ошибка в употреблении предлога и падежа существительного.

1. оплатить за билет;

2. оплатить проезд;

3. разъяснять о правилах дорожного движения;

4. выздороветь вследствие заботы родителей.

5. доказать о своей правоте;

6. верить в победу;

7. уверенность в победу;

8. указывать о недостатках.

9. Укажите номера словосочетаний с грамматической ошибкой.

1. различать добро от зла;

2. он похож с сестрой;

3. скучать о брате;

4. посвятить жизнь на благо Родины;

5. ностальгия о детстве;

6. верить в своё предназначение;

7. примириться к недостаткам;

8. дать отпор для врага.

10. Отметьте номера словосочетаний без грамматических ошибок.

ТЕСТ № 1

1. благодаря хорошему отношению;

2. согласно распоряжения;

3. ввиду недостатка времени;

4. скучать по детям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕСТ № 2

1. по прибытию на место;

2. вопреки желанию;

3. наперекор судьбе;

4. по нескольку недель.

ТЕСТ № 3

1. по приезде из Петербурга;

2. по предъявлении доверенности;

3. по завершении эксперимента;

4. по окончанию школы.

11. Подчеркните предлоги в тексте. Над непроизводными предлогами поставьте н, над производными - и.

Сушеница.

По сырым местам растёт сушеница. Её можно встретить на заболоченных лугах, на низких берегах рек, а также в посевах и на огородах, где сушеница растёт в великом изобилии как сорняк.

Это мелкая однолетняя травка с сильно ветвистым коротеньким стеблем, одетым многочисленными узкими листьями. Невзрачные и незаметные цветы собраны в многочисленные мелкие корзинки. Всё растение густо покрыто шелковистым серебристо-белым опушением, вследствие этого оно кажется седым.

Цветёт сушеница в течение всего лета. Растёт она почти повсюду: в европейской части России, на Урале, на Кавказе, в Сибири.

Сушеница - старинное народное средство. Её использовали в лечебных целях при заживлении ран, при болях в животе.

В настоящее время сушеницу используют против повышенного давления, в случае ожогов.

(По Г. Проскуряковой)

Правописание предлогов

12. Укажите номера предложений, в которых в выделенных словах пишется Е.

1. Он вечно опаздывал вследстви_ постоянной занятости.

2. Все ждали перелома в течени_ болезни.

3. Они не виделись в течени_ десяти лет.

4. В продолжени_ романа появился новый герой.

5. В следстви_ по делу о краже был допущен ряд ошибок.

6. Он молчал в продолжени_ минуты.

7. В заключени_ речи был сказан комплимент.

8. Премьер-министр участвовал в заключени_ перемирия.

13. В каком примере предлог пишется слитно?

1. (В)течение всего дня мы интенсивно работали.

2. (В)связи с отъездом нас отпустили пораньше.

3. (В)виде исключения сегодня мы не пишем контрольную работу.

4. (В)следствие засухи в этом году нет урожая картофеля.

Предлог Вопрос Слова, словосочетания

насчёт работа, командировка, экзамены

наподобие треугольник, апельсин, новелла

во имя родина, Отчизна, семья

в целях выход из кризиса, скорейшее завершение работы

вопреки желание, первоначальные намерения и планы

несмотря на болезнь, занятость, запреты

в отличие от родители, одноклассники

согласно приказ, распоряжение, недавно принятый закон

наперекор родители, друзья, соседи

наперерез машина, поезд

вслед уходящие, путник, отъехавшая машина

14. Укажите номер предложения, в котором слово пишется раздельно.

1. (Не)смотря на вечер, ни дирижёр, ни оркестранты не включили лампочек под пультами.

2. Он вышел в сад, (не)взирая на проливной дождь.

3. Ни на кого (не)смотря, она быстро выбежала из дома.

4. (Не)смотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви.

15. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Составьте предложения или текст, включив следующие словосочетания.

(В) виду предстоящего отъезда, глядел нам долго (в)след, узнать (на)счёт отъезда, (в)следстви... опоздания, (в)продолжени... лета, (в)течени... ближайшего времени.

СОЮЗ

1. Заполните таблицу.

2. Отметьте номера предложений, в которых союз соединяет однородные члены предложения.

1) Костёр потух, и даже угли подёрнулись ртутными капельками росы. (Е. Пермитин)

2) Сквозь дым небесный виден месяц юный

И конь всё больше замедляет шаг,

И вожжи тонкие дрожат, как струны.

(3. Гиппиус)

3) Волокна серой паутины

Плывут и тянутся с небес. (3. Гиппиус)

4) С неба не падал, не сеялся, а словно оседал мелкий дождь. (Е. Пермитин)

3. Отметьте номера предложений, в которых союз связывает простые предложения в составе сложного.

1) 3аурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колёса, поднимая пыль. (Б. Можаев)

2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли. (К. Паустовский)

3) Из последних сил, перелезая через завалы, изодранные и окровавленные, мы добрались до лесистого бугра и упали на тёплую землю, в заросли ландышей. (К. Паустовский)

4) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой ветер злился. (С. Щипачёв)

4. Впишите в таблицу, что в данном тексте соединяют указанные союзы. Определите часть речи у подчёркнутых слов. У местоимений определите разряд по значению. Отметьте номера предложений, в которых есть причастные обороты.

(1) Сколько различных приспособлений, помогающих выйти победителем в борьбе за жизненное пространство, выработали растения! (2) Лопух-

репейник дарит проходящим мимо него людям и животным шишечки со своими семенами, расселяет их на новые места. (3) Многие деревья и кустарники пользуются ветром, их семена снабжены крылышками, как у планёра, пропеллерами, как у вертолёта, или парусами, как у буера. (4) А те, у кого семена не летучие, одевают их в съедобную оболочку, и тогда разносчиками становятся птицы, звери и люди. (5) Каких только ухищрений не придумала природа!

5. Выпишите союзы, распределив их по столбикам (сочинительные, подчинительные). Определите часть речи у подчёркнутых слов.

1) Не только я участвовал в этом конкурсе, но и все присутствующие. 2) Чтобы побыстрее добраться до берега, нам пришлось затратить много усилий.

3) Если погода будет хорошей, мы поедем на прогулку в лес. 4) Ты прощаешься со мной так, как будто мы не увидимся больше. 5) Мне было не столько обидно, сколько досадно. 6) Он был невысоким, зато крепкого телосложения. 7) Её губы дрогнули не то насмешливо, не то с горечью. 8) Как взрослые, так и детвора собрались в гостиной. 9) Хотя это не было для нас неожиданностью, мы расстроились. 10) Мы

6. Запишите слова в 2 столбика: предлоги и союзы. Какие из этих слов могут в предложениях быть наречиями? Подчеркните их.

Чтобы, если, тоже, несмотря на, зато, вопреки, пока, хотя, также, навстречу, в течение, будто, когда, потому что, напротив, и, вследствие, ни. ни, не только.но и, однако, вокруг, согласно, вслед.

7. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Он узнал, что шепчет высохший тростник, склоняясь к снегу.

да нет

1. Союз - служебная часть речи.

2. Союз не может служить для связи членов предложения.

3. Союз может служить для связи частей сложного предложения.

4. Союз может служить для связи предложений в тексте, а также частей текста.

5. Союз является членом предложения.

6. Союзы бывают сочинительные и подчинительные.

7. Союз входит в состав падежного вопроса.

8. Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности между частями сложносочинённого предложения.

и (2)

как (3)

или (3)

а (4)

и (5)

тоже с удовольствием прочитали эту книгу.

сочинительные подчинительные

предлоги союзы

2) Что жизнь ему без свободы, силы и любви!

3) Но вскоре он разглядел, что одна сторона следа была оттиснута глубже другой.

8. Отметьте номера предложений, в которых запятая перед союзом и не ставится. Объясните, почему.

1) Один из гребцов соскочил в воду, подвёл лодку за верёвку к пристани и крепко привязал к причалу. (С. Аксаков)

2) Прошло несколько дней и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже приятною. (А. Пушкин)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Матушка молча вязала шерстяную фуфайку и слёзы изредка капали на её работу. (А. Пушкин)

4) Костёр пылал и ярко освещал наших людей. (С. Аксаков)

5) Собрались умирать последние цветы И ждали с грустию дыхания мороза.

(А. Фет)

6) Собака верная у ног моих присела И, ухо чуткое насторожив слегка,

Глядит на медленно ползущего жука.

(А. Фет)

7) Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. (А. Плещеев)

8) На небе месяц золотой Блестит холодной красотой И под лучом его немым Туман волнуется, как дым.

(И. Тургенев)

9. Отметьте номера предложений, в которых встречаются союзы. Раскройте скобки, напишите слова рядом с предложениями.

1) Мы то(же) с удовольствием прочитали эту книгу.

2) Мы устали, за(то) испытали чувство удовлетворения.

3) Шёл дождь, при(том) дул сильный ветер.

4) Я надела то(же) платье, что и вчера.

5) Я тут ни при(чём).

6) Что(бы) ни говорили, а это прекрасное зрелище.

7) Мы бежали изо всех сил, что(бы) не опоздать на поезд.

8) Он работает так(же), как и всегда.

9) Он то(же) взял слово.

10) Все говорили то(же), что и начальник.

11) Я не пришёл на собрание, потому(что) заболел.

10. Прочитайте текст. Найдите ошибки в правописании предлогов, союзов и омонимичных сочетаний. Исправьте эти ошибки. Подчеркните причастный оборот, который не выделяется запятыми.

В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности. Там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озёрами происходит тоже самое, что и с морями. Горы так же не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Эти части расширяются и сжимаются по-разному, поэтому между ними образуются трещины. Попавшая в них вода замерза-

ет, увеличивается в объёме и разрывает самые твёрдые камни.

Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается

и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать её. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжении многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

ЧАСТИЦА

2. Распределите частицы по трём столбикам.

Даже, ведь, пусть, вот, да, пускай, неужели, вряд ли, давай, почти, вовсе не, бы, не, что за, далеко не, исключительно.

3. В предложениях подчеркните частицы.

1) Разве можно так небрежно писать?

2) Я летел к вам целую неделю как на крыльях, лишь изредка останавливаясь на короткий ночлег.

3) Даже по его походке было заметно, что он взволнован.

4) Долго они решали, как с ним поступить, и наконец решили: пускай отправляется куда хочет.

5) Что же ты сидишь как чужой?

4. Среди данных ниже слов найдите и подчеркните частицы.

Не, по, у, после, разве, через, бы, же, именно, тот, если, давай, ни.

5. Определите часть речи и форму слова лучше в приведённых ниже предложениях.

1) Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

2) Нельзя работать только хорошо, зная, что ты можешь работать лучше.

3) Вы бы лучше барина разбудили.

6. Определите часть речи и форму слова просто в приведённых ниже предложениях.

1) Задача решается просто.

2) Этому просто нельзя верить.

1. Заполните таблицу.

да нет

1. Частица - служебная часть речи.

2. Частицы вносят различные оттенки в значения слов, словосочетаний, предложений.

3. Частицы служат для создания форм слов.

4. Частицы не имеют лексических значений.

5. Частицы не являются членами предложения.

6. Большинство частиц имеет производный характер.

7. Частица не имеет постоянных признаков.

формо- образующие отрицательные модальные

3) Это дело не так просто, как кажется.

4) Я просто забежал к вам на огонёк.

7. В каких предложениях слово всё является частицей?

1) Поезд уезжал всё дальше.

2) Всё кажется ему родным.

3) Ты всё хорошеешь.

4) Лето кончалось, и мальчик становился всё печальнее.

5) Что ты всё грустишь?

8. Составьте пары предложений так, чтобы данные ниже слова являлись в одном случае частицей, а в другом - другой частью речи (укажите, какой).

Как, ни, ровно.

9. Подчеркните в тексте все частицы. Определите их разряд, у модальных частиц укажите значение.

За клюквой.

Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала, потому что ей больше хотелось. Она стала уже теперь догадываться, где не одну - две ягодки можно взять, а целую горсточку, и стала наклоняться только за горсточкой. Так она ссыпает горсточку за горсточкой, всё чаще и чаще, а хочется всё больше и больше.

Бывало, раньше дома часу не проработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушёл неизвестно куда, а она и не помнит, что ведь хлеб-то у неё, что любимый брат там где-то, в тёмном болоте, голодный идёт. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве. И хочется ей всё больше и больше (По М. Пришвину)

10. Укажите значения частиц НЕ и НИ.

1) Кто не хочет поехать на отдых!

2) Никто не хочет работать допоздна.

3) Ни души вокруг.

4) Не успел ни охнуть, ни вздохнуть.

5) Вовсе не лишняя поддержка.

6) В горах лежал не растаявший за лето снег.

7) Он не смог не откликнуться на её призыв.

8) Где только не приходилось останавливаться!

9) Куда ни взглянешь, везде степь бескрайняя.

10) Я не мог не засмеяться.

11. Допишите предложения. Составьте предложения, в которых вместо НИ будет употребляться НЕ.

Куда он ни обращался,__________________________

Чего только мать ни делала для сына,

Как ни пытались мне помочь,

Где бы вы ни были,

Что бы ни случилось,

12. Вставьте нужную букву: е или и. Устно объясните свой выбор.

1) н. чуть не. изменился

2) н. рыбёшки н. поймал

3) в поле н. былинки

4) н. мог н. слышать крик

5) в доме н. кусочка

6) н. дам н. глоточка

7) сколько н. крути, придётся признаться

8) нельзя н. любоваться закатом

9) н. где н. огонька

10) н. один ты устал

11) какие б мысли н. одолевали, я спокоен

12) н...разу н...ответил

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13) отвечал н. раз

13. На месте каких цифр надо писать НИ?

Н(1) косточкой н(2)где н(3) мог я поживиться.

1) 1

2) 1,2

3) 1,2,3

4) 1,3

14. На месте каких цифр надо писать НИ?

Н(1) сказок о вас н(2) расскажут, н(3) песен о вас н(4) споют.

1) 1,3

2) 1,2,3

3) 1,4

4) 2,3

15. На месте каких цифр надо писать НИ?

Сколько его н(1) упрашивали, он н(2) произнёс н(3) единого слова.

1) 1

2) 3

3) 1,2,3

4) 1,3

16. Прочитайте текст. Найдите ошибки в правописании частиц НЕ и НИ. Исправьте эти ошибки. Определите часть речи у подчёркнутых слов.

Волшебные тени.

Ни раз мне приходилось бывать ночью в зимнем лесу. Полное бездорожье. Ни единой лыжни, ни единого звука. Однако в зимнем лесу жизнь продолжается.

Январские морозы крепкие. Лесная тишина безголосая, и даже немного страшновато, когда остановишься.

Лыжи, как быстрые ноги, звенят и зовут: «Скорее вперёд!»

Луна серебряным серпом жнёт вершины хвойного бора, а затем, словно устав, поднимается выше, осветив каждый сучок холодным серебристым светом.

На небольшой полянке снег пушист. На нём отчётливо видны голубоватые тени деревьев. Они движутся то в одну, то в другую сторону.

Обвожу на снегу силуэт одного дерева, другого. И так по всей поляне.

Утром на белом холсте не было ни отблеска луны, не теней, а лежали одни рисунки. Это остались на снегу холодные сказки ночного леса.

(По С. Ларину).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.