Научная статья на тему 'Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению'

Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5043
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ТЕКСТ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисина Наталья Александровна

Автор показывает сущность лаконичности и точности речи и роль работы над сжатым изложением текста в процессе их развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черемисина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению»

УДК 372.881.161.1

Н. А. Черемисина

РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ И ЛАКОНИЧНОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

В современной методике обучения русскому языку проблема обучения связной речи приобретает все большую актуальность. Во-первых, это обусловлено тем, что хорошо развитая (устная и письменная) речь - показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Кроме того, только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.

Во-вторых, с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой действительности.

Развивая речь учащихся, школа в настоящее время ориентируется на совершенно ясные, четко определенные требования к характеристикам речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки устных и письменных ученических высказываний. Педагогическая практика показывает, что в устной и письменной речи младшие школьники допускают много ошибок, связанных с неточностью и многословием. Поэтому важное место в работе над коммуникативными качествами «хорошей» речи должна занимать работа над точностью и лаконичностью речи.

Лаконичность (краткость) - одно из основных достоинств речи, выражающееся в умении передать мысль наименьшим количеством слов, «без неоправданного внутритекстового дублирования» [1, с.136]. Многие известные писатели считали достижение краткости важнейшей творческой задачей. Разумное стилистическое требование заключается в том, чтобы без необходимости не повторять уже сказанного или и без того всем понятного. Многословие - «наиболее дорогой порок речи» [2, с. 111]. Размышляя о его причинах, П. Сопер называет следующие: неясность мышления, ведущая к повторениям и неожиданным отклонениям; недостаточный словарный запас, вызывающий обращение ко многим словам в тщетных попытках найти одно настоящее; пустословие из-за отсутствия мыслей; склонность к самолюбованию, толкающая на длинные высокопарные речи,

и чрезвычайная обстоятельность вместо надлежащего отбора материала. «Преодолеть многословие - все равно, что произвести прополку сада, где полезные растения не отличить от сорняков» [2, с. 112].

Точность речи понимается по-разному. Обычно, говоря об этом качестве речи, прежде всего имеют в виду правильное словоупотребление, или соблюдение в речи лексических норм: употребление в соответствии с тем значением, которое закрепилось за ним в языке, соблюдение лексической сочетаемости. На уровне же коммуникативно-целесообразной («хорошей») речи точность осмысливается шире: это не просто правильное, а оптимальное словоупотребление; это выбор таких языковых средств, ко -торые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль, адекватно передают описываемую ситуацию. Для достижения такой точности речи важно, чтобы ученик владел синонимикой - только в этом случае у него будет из чего выбирать. Точность речи обслуживает содержание речи, значит, нужно, чтобы ученик понимал не только тему, но и основную мысль высказывания, знал, что он хочет сказать в своем сочинении и изложении.

Важную роль в процессе развития точности и лаконичности связной речи играет работа над сжатым изложением текста.

Как известно, сжатое изложение - это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания. В школьной практике сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением из применяющихся с целью развития речи младших школьников и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом. Методическая целесообразность использования упражнений по сжатому изложению заключается в том, что подготовка к сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся, приучает их к содержательной, лаконичной и точной речи. При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативноречевые умения: умение вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, логично и лаконично излагать свои мысли; находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Вместе с тем, этот вид изложений будет способствовать совершенствованию и общих коммуникативных умений: раскрывать тему и основную мысль текста; планировать высказывание; улучшать созданный текст и др.

Таким образом, главная дидактическая задача сжатого изложения - научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию.

От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержа-

нию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи - таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка. Нами разработана и экспериментально проверена методическая система формирования точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению учащихся начальных классов. При этом содержание работы предполагает обучение младших школьников в двух направлениях: 1) необходимый минимум теоретических знаний о предмете изучения, позволяющий строить сжатый текст на осознанном уровне; 2) система специальных упражнений по обучению сжатому изложению.

Исследования связной письменной речи младших школьников позволяют сделать вывод о том, что в большинстве случаев ученики составляют сжатое изложение текста эмпирически, без элементарного знания теории. Мы в своей работе пришли к мысли о необходимости введения теоретических основ анализа и построения сжатого текста, поскольку лишенные теоретического обоснования занятия по развитию речи не могут на должном уровне обеспечить языковую подготовку учащихся к созданию собственных связных сжатых текстов на основе исходных. Так, обучение предполагает ознакомление младших школьников с необходимым минимумом адаптированных теоретических знаний о сокращенной передаче информации (способах и приемах компрессии текста, структуре и правилах построения сжатого текста). Важной составляющей процесса обучения сжатому изложению является разработанная нами система упражнений в связной речи, в которой выделены четыре группы в соответствии с коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для создания сжатых текстов.

1. Упражнения, направленные на формирование умения выделять главное (существенное) в информации.

1. Прочитайте текст. Письменно ответьте на вопросы к тексту.

2. Выделите главную информацию в предложении.

3. Прочитайте. В каком предложении заключена основная мысль текста?

4. Прочитайте. О чем говорится в предложениях? Назовите признаки в одном предложении и запишите его.

5. Прочитайте. О чем говорится в тексте? Что вы об этом узнали? Составьте несколько коротких предложений о том, что вы узнали.

6. Вспомните интересный случай из своей жизни. Опишите его 4-5 предложениями.

2. Упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами.

1. Подберите обобщающее предложение к нескольким предложениям.

2. Дополните прилагательными следующие предложения.

3. Расширьте микротекст путем введения деталей, подробностей, объяснений.

4. Прочитайте. Выразите содержание двух предложений одним, используя слова потому что, который, так как, когда, а, и или но. В н и м а н и е! На письме перед этими словами следует поставить запятую .

5. Прочитайте. Сократите текст путем исключения подробностей, деталей. Запишите сжатый текст.

6. Прочитайте микротекст. Сократите его путем обобщения отдельных фактов, действий. Запишите сжатый текст.

7. Прочитайте текст. Сократите его, используя один их способов сжатия текста. Запишите сжатый текст.

8. Прочитайте предложения. Замените прямую речь косвенной, используя слова что, чтобы, где. В н и м а н и е! На письме перед этими словами следует поставить запятую.

3. Упражнения, направленные на формирование умения правильно, логично и лаконично излагать свои мысли.

1. Определите, сколько предложений в тексте. Напишите, правильно обозначая начало и конец предложений; в конце каждого предложения поставьте нужный знак.

2. Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

3. Прочитайте. Найдите в тексте повторяющуюся мысль. Запишите текст в исправленном виде.

4. Прочитайте. Озаглавьте рассказ. Разделите текст на законченные части. Составьте план.

5. Прочитайте. Найдите и замените в предложениях неправильно образованные слова правильными.

6. Отредактируйте предложения. Уберите лишние слова.

7. Прочитайте. Каким одним словом можно заменить в каждом из этих предложений все выделенные слова?

8. Прочитайте. Удалите слова, которые можно исключить из предложения без ущерба для содержания.

9. Замените одним словом сочетание слов.

10. Прочитайте. Как сказать правильно?

4. Упражнения, направленные на формирование умения находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

1. Прочитайте. В данных предложениях есть речевые ошибки -неточно выбранное слово. Найдите в каждом предложении такое слово и замените его синонимом.

2. Прочитайте. В данных предложениях найдите однокоренные сло-

ва. Повтор однокоренных слов - это речевая ошибка. Исправьте ее.

3. Прочитайте. Найдите в предложениях неуместно употребленное слово. Подберите более уместное, более точное слово.

4. Найдите и замените слово, употребленное в неточном или несвойственном ему значении.

5. Составьте словосочетания, выбрав из скобок наиболее точное слово.

6. Укажите точное значение для каждого слова.

7. Прочитайте. Спишите. Вместо точек вставьте подходящие прилагательные. Подчеркните образные слова, выраженные прилагательными. Подумайте, влияют ли они на точность и выразительность текста.

8. Редактирование текста. Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

9. Составьте предложения, выбрав из скобок подходящее по смыслу слово.

10. Прочитайте текст. Составьте предложения, выбрав подходящий по смыслу глагол. Запишите текст.

Представленные выше упражнения не требуют специального времени, так как могут выполняться в связи с изучением того или иного грамматического материала. Эта работа опирается на уже сформированные речевые умения, расширяет их, готовит учеников к сжатым изложениям и, вместе с тем, способствует развитию у младших школьников лаконичной и точной как письменной, так и устной связной речи.

Положительные результаты экспериментального обучения подтверждают эффективность разработанной нами методической системы формирования точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению учащихся начальных классов и свидетельствуют о целесообразности внедрения предлагаемых приемов работы в школьную практику.

Библиографический список

1. Мучник, Б. С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи /

Б. С. Мучник. - М.: Книга, 1985. - 252 с.

2. Сопер, П. Л. Основы искусства речи / П. Л. Сопер. - М.: Прогресс-Акаде-

мия, 1992. - 416 с.

УДК 378.147

Б. А. Тавасиева

УСПЕШНОСТЬ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.