Научная статья на тему 'РАБОТА НАД СОЗДАНИЕМ ЗАГОЛОВКА ДЛЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ИЗДАНИЯ'

РАБОТА НАД СОЗДАНИЕМ ЗАГОЛОВКА ДЛЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ИЗДАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научпоп / литература / издание / заголовок книги / popular science / publication / book title

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Румянцева Е.П.

В работе представлены ключевые моменты, которые нужно рассматривать при создании заголовка для научно-популярного издания. Указаны рекомендации при выборе названия научно-популярного издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Румянцева Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING ON CREATING A TITLE FOR A POPULAR SCIENCE PUBLICATION

The work presents key points that need to be considered when creating a title for a popular science publication. Recommendations are given when choosing the name of a popular science publication.

Текст научной работы на тему «РАБОТА НАД СОЗДАНИЕМ ЗАГОЛОВКА ДЛЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ИЗДАНИЯ»

УДК 81

Румянцева Е.П.

студент магистратуры Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(г. Санкт-Петербург, Россия)

РАБОТА НАД СОЗДАНИЕМ ЗАГОЛОВКА ДЛЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ИЗДАНИЯ

Аннотация: в работе представлены ключевые моменты, которые нужно рассматривать при создании заголовка для научно-популярного издания. Указаны рекомендации при выборе названия научно-популярного издания.

Ключевые слова: научпоп, литература, издание, заголовок книги.

В современном мире интерес к науке и научным открытиям в значительной степени поддерживается путем ее популяризации в средствах массовой информации, и, в частности, немаловажную роль в этом играет научно-популярная литература. [1, с. 8]

Заголовок — это самое важное, что нужно будет придумать автору и редактору научно-популярного издания. Можно потратить месяцы и годы работы на действительно глубокую историю, но, если ее никто не прочтет ее из-за скучного заголовка, автор потеряет все время, потраченное на подготовку.

Написание заголовков может быть похоже на умение продавать. Автору важно принять необходимость этой работы и научиться делать ее лучше. С помощью проработки заголовка получится заставить людей увидеть потрясающую работу, которую автор проделал. Идею нужно продать.

Редакторам не следует беспокоиться о том, что заголовок читается как «кликбейт». Заголовок — это «кликбейт» только в том случае, если он обещает что-то, чего нет в основном тексте. Если заголовок прост и весел, и в нем нет ничего плохого, и он у кого-то щелкает, — это хороший заголовок. [2, с. 266]

Как и в большинстве других вещей в публицистике, не существует единственного правильного подхода к написанию заголовков. Но есть несколько общих рекомендаций:

о Следует делать заголовки короткими и емкими. Краткость продает. Иногда это может быть сложнее с научно-популярными книгами, чем с другими темами — часто приходится иметь дело со сложными идеями, которые могут нуждаться в более подробном объяснении или контексте. Если не получается сформулировать краткое предложение, возможно, стоит полностью переосмыслить цель заголовка.

о Не нужно суммировать всю историю. Заголовок должен убедить читателя прочитать историю, но он не должен просто выдавать все. Можно думать о заголовке как о трейлере к фильму: он должен представлять что-то достаточно привлекательное, чтобы читатель мог заплатить за билет.

о Можно отметить интересные детали. Заголовок не обязательно должен донести до читателя основную суть истории. Иногда речь может идти просто о заманчивой детали.

о Конфликт вызывает интерес. Конфликт является источником переживаний и является инструментом продажи. Конфликт можно вложить в сам заголовок.

о Юмор хорошо подается: худшее, что может сделать научно-популярный текст, — это заставить читателей почувствовать, будто они снова на уроке естественных наук. Юмор, если он соответствует теме, может быть простым способом свести к минимуму чувство напряжения и поднять настроение.

Одна вещь, которая хороша в научно-популярной литературе, — это способность авторов наполнять истории чувством трепета. [3, с. 152] Как вызвать чувство удивления, которое заставляет читателя хотеть узнать больше? Это возможность использовать такие слова, как «тайна» или «загадка», чтобы показать, что читателям предстоит увидеть что-то неожиданное.

Следует делать заголовки динамичными, по возможности использовать экспрессивные глаголы. Легко написать очень скучный научный заголовок со словами: «Результаты исследования того-то». Вместо этого можно выбрать слова, обозначающие усилия, затраченные на получение результатов: «открытие», «разгадка», «идентификация», «раскопки», и т. д.

Ключевые выводы:

о Подчеркивать больше фактов, чем мифов.

о Сопереживать своей аудитории.

о Выбирать источники, пользующиеся доверием у аудитории.

о Избегать покровительственного тона.

о Быть осторожным со слишком большими упрощениями.

о Объяснять неизвестное.

Заголовки также работают лучше всего, когда они соответствуют тому, как люди говорят в реальном мире. Редакторам можно посоветовать избегать зависимых предложений и неуклюжих конструкций. Иногда использование двоеточия или тире может помочь сохранить краткость, но если автор не ограничен в пространстве, лучше избегать такого представления темы.

Что насчет вопросительных заголовков? Это спорный момент. Некоторым редакторам они нравятся, другие думают, что они похожи на «кликбейт», и избегают их. Иногда они уместны — вопрос в том, какова сама история.

Пробелы в любопытстве — основа научно-популярной публицистики. Но слишком большой разрыв в любопытстве и в знании заставит людей почувствовать отторжение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ваганов А. Г. Наука и научно-популярная литература: продолжаем разговор о популяризации науки / А. Г. Ваганов // Экология и жизнь. — 2008. — № 11. — С. 8-15;

2. Ильяхов М. Пиши, сокращай : как создавать сильный текст / Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. — Москва : Альпина Паблишер, 2016. — 439 с.;

3. Кастельс М. Власть коммуникации / М. Кастельс , пер. с англ. Н. М. Тылевич , под науч. ред. А. И. Черных. — Москва : Изд-во ВШЭ, 2016. — 564 с

Rumiantseva E.P.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (St. Petersburg, Russia)

WORKING ON CREATING A TITLE FOR A POPULAR SCIENCE PUBLICATION

Abstract: the work presents key points that need to be considered when creating a title for a popular science publication. Recommendations are given when choosing the name of a popular science publication.

Keywords: popular science, publication, book title.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.