Научная статья на тему 'СМЫСЛОВОЕ ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КЛИКБЕЙТ-ЗАГОЛОВКАХ В ТЕКСТАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕДИАДИСКУРСА'

СМЫСЛОВОЕ ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КЛИКБЕЙТ-ЗАГОЛОВКАХ В ТЕКСТАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕДИАДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
607
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИКБЕЙТИНГ / КЛИКБЕЙТ-ЗАГОЛОВКИ / ИСКАЖЕНИЕ СМЫСЛА ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES OF SENSE DISTORTION / МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / CLICKBAIT / CLICKBAITING HEADLINES / INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаврикова О.А.

В статье представлены результаты исследования, нацеленного на выявление технологий смысловых искажений информации в кликбейт-заголовках в текстах политического медиадискурса на примере новостных Интернет-изданий. В отличие от обычных заголовков, главной задачей кликбейта является пробуждение в читателе не столько интереса к теме, сколько любопытства, которое заставит его кликнуть по ссылке и перейти на страницу с необходимым материалом. Были выделены как вербальные, так и невербальные приемы, используемые онлайн-авторами с целью привлечения читательской аудитории и повышения рейтинга материала и издания в целом. Объяснение природы кликбейта и его функционирования в СМИ может быть использовано в преподавании таких курсов, как медиалингвистика, политическая коммуникация, теория массовой коммуникации, психолингвистика и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSE DISTORTION IN CLICKBAITING HEADLINES IN POLITICAL TEXTS OF MASS MEDIA DISCOURSE

The evolution of mass media has influenced all the aspects of their existence beginning with those who make them (journalists, editors, and readership) up to the components of their inner structure (headline, articles, topics, instant feedback, etc.). The author of the article presents the results of the study focused on defining information technologies of sense distortion in political texts of mass media discourse. This new type headline and its multiple uses cannot fail to provoke interest of linguists dealing with language adaptation to shifting reality. The high frequency of clickbait-headlines on the Internet, their significant influence on rendering and perceiving information stipulate the topicality of the study. In contrast to a regular headline, the clickbaiting one aims at awakening not the reader’s interest but curiosity and make him or her click on the link, follow it and stay at the page as long as possible. The author brings out verbal and non-verbal means used by online-authors to attract readers’ attention as well as to boost the rating of the material. The first group includes creative treatment of citations (omissions, change of context, replacement), cause-effect modeling, shift of semantic emphasis, substitution of notions, mixture of an opinion and information, rumors and facts. The second group consists of syngraphemics, change of context, false conclusion, contradiction between the text and the picture. The results of the study on clickbait functioning in mass media can be applied in the course of medialinguistics, political communication, theory of mass communication, psycholinguistics, etc.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВОЕ ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КЛИКБЕЙТ-ЗАГОЛОВКАХ В ТЕКСТАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕДИАДИСКУРСА»

УДК 81

СМЫСЛОВОЕ ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КЛИКБЕЙТ-ЗАГОЛОВКАХ В ТЕКСТАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕДИАДИСКУРСА

© О. А. Гаврикова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Email: olesia.gavrikova@mail. ru

В статье представлены результаты исследования, нацеленного на выявление технологий смысловых искажений информации в кликбейт-заголовках в текстах политического ме-диадискурса на примере новостных Интернет-изданий. В отличие от обычных заголовков, главной задачей кликбейта является пробуждение в читателе не столько интереса к теме, сколько любопытства, которое заставит его кликнуть по ссылке и перейти на страницу с необходимым материалом. Были выделены как вербальные, так и невербальные приемы, используемые онлайн-авторами с целью привлечения читательской аудитории и повышения рейтинга материала и издания в целом. Объяснение природы кликбейта и его функционирования в СМИ может быть использовано в преподавании таких курсов, как медиалингвистика, политическая коммуникация, теория массовой коммуникации, психолингвистика и др.

Ключевые слова: кликбейтинг, кликбейт-заголовки, искажение смысла информации, манипуляция, объективность подачи информации, интерпретация.

Введение. К настоящему времени проблема исследования заголовков текстов СМИ поднималась в ряде работ видных лингвистов (Э. А. Лазарева, В. П. Вомперский, А. А. Лютая, М. Шостак, И. А. Сыров, В. Г. Костомаров, А. С. Подчасов и др.). По определению И. А. Сырова, заголовок на страницах газет представляет собой «коммуникативную единицу в позиции перед текстом, являющуюся его названием, имеющую синтаксическое оформление, прямо или косвенно указывающее на содержание текста и отграничивающее одно речевое высказывание от другого» [10, с. 59]. В настоящем исследовании особое внимание уделяется явлению кликбейтинга, а именно тому, как оно реализуется в политическом дискурсе СМИ. Анализируется манипулятивный потенциал кликбейт-заголовков, в основе которых лежит искажение смысла информации.

Кликбейт-заголовок не может не заинтересовать пытливые умы лингвистов, исследующих процесс адаптации языка к меняющейся действительности и использование его средств для достижения определенных целей. Высокая частотность появления таких заголовков в Интернет-среде, их значительное влияние на передачу и восприятие информации обусловили актуальность настоящего исследования. Его объектом являются кликбейт-заго-ловки в текстах политического медиадискурса электронных СМИ, а предметом - реализация их манипулятивного потенциала. Была поставлена цель изучить явление кликбейтинга в текстах политического медиадискурса, его свойства, особенности функционирования, а также проанализировать используемые в кликбейт-заголовках технологии искажения смысла информации с целью привлечения читательской аудитории.

Ориентированность современных медиа на удовлетворение развлекательных потребностей аудитории расширила возможности авторов статей,

которые в условиях большой конкуренции за внимание читателя идут на хитрость, создавая все новые способы воздействия. Л. И. Гришаева пишет о таком явлении в СМИ как подмена коммуникативной цели, которая является следствием реализации стратегии мимикрии - «подмены одного другим для адаптации к изменившимся коммуникативным условиям» [4, с. 185]. Данный прием позволяет «удерживать внимание адресата, удовлетворять его коммуникативные запросы», так же, как и открывает перед ним возможность дифференцированного получения знаний об окружающем мире [4, с. 185]. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что понятия мимикрии и кликбейтинга перекликаются, обнаруживая себя в разной степени проявления одного и того же феномена.

Существует множество подходов к изучению газетных заголовков. Авторы фокусируют свое внимание на их видах, функциях, структуре, семантике и т.д. В этом отношении кликбейт-заголовки представляют собой комплексное многомерное явление, вызывающее немало вопросов. Так, например, Э. А. Лазарева в своей работе «Заголовок в газете» (1989) выделяет несколько видов газетных заголовков: 1) однонаправленные и комплексные заглавия, отличающиеся степенью простоты/сложности представления информации; 2) полноинформативные и неполноинформативные, пунктирные заглавия в зависимости от полноты актуализации смыслового компонента текста [7]. В то же время исследователь Ю. А. Белова - в некотором созвучии с предыдущей классификацией - выделяет, в зависимости от типа стратегий интерпретации смысла газетных заголовков и их носителей, две группы газетных заголовков - заголовки с эксплицитно выраженным смыслом и заголовки с имплицированным смыслом, которые различаются по локализации смысла на поверхностном или на глу-

бинном уровне соответственно [1]. Из приведенных ниже примеров видно, что невозможно отнести кликбейт-заголовок к какой-то определенной категории. Скорее, они являются его подвидами. Это еще раз демонстрирует степень неизученности вопроса функционирования кликбейтинга в СМИ.

Материал и методы исследования. В ходе исследования были применены следующие общенаучные методы: метод сплошной выборки анализируемого материала, наблюдение, описание, классификация; частные методы лингвистического анализа: метод контекстуального анализа, дискурс-анализ, процедуры смысловой интерпретации заголовка. Материалом послужили 200 кликбейт-заголовков новостных статей медиадискурса, а его источниками - электронные издания The Guardian, The Washington Post, The Telegraph, Russia Today.

Постановка проблемы. Исследование средств массовой информации не теряет своей актуальности. Они помогают нам ориентироваться в окружающей действительности, дают информацию о событиях и фактах. Язык газетных текстов выступает как средство формирования взглядов и управления поведением людей. Склонность СМИ к постоянным переменам позволяет открывать ученым новые явления, изучать их природу и то, как они функционируют.

Эволюция средств массовой информации коснулась всех аспектов их бытования начиная с тех, кто их создает и потребляет (журналисты, редакторы, читательская аудитория), заканчивая компонентами внутренней структуры (заголовок, статьи, тематика, возможность обратной связи и т.д.). Особый интерес автора к электронным средствам массовой коммуникации объясняется тем, что они с нарастающим темпом «притесняют» медийные печатные благодаря своим неоспоримым качествам: общедоступности, интерактивности, наличию доступа к архивным материалам, более быстрому отклику на перемены в окружающей действительности.

Переход к новому формату вещания в Интернете не мог не повлиять на заголовок, являющийся, по сути, лицом статьи и издания в целом. Проведенный анализ показал, что заголовки статей интернет-изданий и печатных газет отличаются, главным образом, не содержанием, а способом представления и наличием сопровождающих компонентов. Будучи одним из эффективных способов привлечения внимания потенциального читателя, заголовок наиболее ярко демонстрирует различные уловки (в т.ч. популярные и в других сферах), к которым прибегают журналисты для осуществления данной его функции в связи с необходимостью выделения материала в нескончаемом потоке информации. По сути, в современных интернет-изданиях заголовок представляет собой ссылку, ведущую к тексту статьи, в свою очередь так же содержащему ссылки. От частоты активации таких ссылок зависит рейтинг издания и все вытекающие

из этого привилегии (индекс посещаемости сайта, численность аудитории, спрос у рекламодателей). Таким образом проявляется свойство гипертекстуальности электронных СМИ, отсутствующее у печатных. Как пишет Дж. Ландоу, гипертекст обеспечивает функционирование системы с постоянным смещением центра, последующая точка фокуса которой зависит от читателя, который становится по-настоящему активным, хотя и в несколько ином смысле [13]. Заголовок-гиперссылка становится тем звеном, которое связывает исходные элементы гипертекста в техническом и семантическом планах, например, страницу интернет-издания с объектом назначения или с тем, что открывается при активации ссылки, например, текст, картинка, аудио-и видеоматериалы. Нельзя не согласиться с Л. И. Гришаевой в том, что сегодня правильнее было бы говорить не об отдельно взятых медиатек-стах, изучаемых всевозможными способами, и их определенном воздействии на реципиента, а о некотором комплексе таких текстов. Его можно описать как «гипертекст, имеющий более жесткую по сравнению с «обычными гипертекстами» структуру тематически, функционально и интенционально организованных медиатекстов» [4, с. 183].

Кликбейт-заголовок отлично справляется с задачей привлечения и удержания внимания. Он перекочевал из рекламного дискурса в новостной ме-диадискурс и доказал свою эффективность и в этой сфере. Тем не менее, следует отметить, что отличия в его использовании все-таки имеются, и их необходимо учитывать. Для рекламы кликбейт-заголовок строится с меньшим количеством ограничений, например, в плане выбора стиля, в то время как в новостном дискурсе возможность натолкнуться на «пустышку» - заголовок, не совпадающий с содержанием статьи, встречается гораздо реже.

Главная задача кликбейта - разбудить в читателе не столько интерес к теме, сколько любопытство, которое заставит его кликнуть по ссылке и перейти на страницу с необходимым материалом. Кликбейт рассчитан на то, чтобы ««зацепить на крючок» целевого адресата и оказывать на него необходимое воздействие, оставляя его под своим контролем и предлагая выбор статей для клика», и тем самым он представляет собой «нетривиальную форму сцепления онлайн-информации» [11, с. 57], способ «маршрутиризации читательского восприятия» [5]. «Реципиенты многочисленных медиатек-стов, предназначенных теоретически для информирования, воспринимают их на практике в дискурсе иначе, а именно - как направляющие определенным образом действия адресата» [4, с. 184]. Средства массовой информации, управляемые частным капиталом, формируют общественное сознание, полностью исключая самостоятельность в принятии решений, подводя на последнем этапе к «свободному выбору» между двумя, не отличающимися

друг от друга вариантами [2, с. 177]. В ход идут разнообразные уловки, одной из которых является искажение смысла информации.

Результаты проведенного исследования. В процессе наблюдения и анализа отобранного практического материала нами было установлено, что можно говорить о двух видах обмана в кликбейт-заголовках:

1) информация искажается только в заголовке с целью привлечения внимания и перехода к тексту статьи, в котором излагаются достоверные факты; читателя заставляют усомниться в истинности сообщаемого и проверить свои предположения;

2) в заголовке под видом фактов представлена непроверенная или заведомо недостоверная информация, провоцирующая читателя сенсационностью; в статье она либо опровергается, либо преподносится в виде пересказа других источников.

Выявленные нами приемы искажения смысла информации в кликбейт-заголовках политического медиадискурса были разделены на 2 группы.

В первую группу вошли вербальные приемы искажения смысла информации. Согласно определению И.А. Стернина, вербальное речевое воздействие - это «коммуникативное воздействие, осуществляемое средствами языка, при помощи языковых единиц. Это воздействие словами, текстом» [9, с. 56-57]. Оно связано как со «скрытыми от адресата целями, так и с особой речевой организацией текста, восприятие которого приводит к добровольному принятию адресатом решения, выгодного манипулятору» [6, с. 28]. К этой группе относятся:

1. Творческая переработка цитат.

a) Умолчание, заключающееся в приведении в заголовке неполной цитаты или высказывания с опущенными элементами, несущими важную смысловую нагрузку для всего сообщения. Например:

Заголовок: Putin clarifies Trump comment and says America is the world's 'only superpower' (Guardian 18.06.2016).

Цитата в тексте статьи: "America is a great power. Today, probably, the only superpower. We accept that," the Russian president said at the St Petersburg International Economic Forum (Guardian 18.06.2016).

На фоне напряженной политической ситуации на мировой арене и непростых отношений между США и Россией подобное высказывание российского лидера означало бы признание собственного бессилия перед такой мощной державой. Однако, обратившись к полному тексту статьи, читатель выясняет, что приведенная цитата не совсем достоверна. Пропуск, казалось бы, незначительного, но на самом деле важного модального слова, изменил смысл всего заголовка.

b) Изменение контекста:

Заголовок: Vladimir Putin calls John McCain 'nuts' in outspoken attack (Telegraph 15.12.2011).

После прочтения данного заголовка складывается впечатление, что В. В. Путин действительно обозвал Джона Маккейна сумасшедшим. Однако слово nuts, взятое в кавычки, несколько настораживает. Обратившись к полному тексту статьи, находим следующее:

Цитата в тексте статьи: "Mr McCain fought in Vietnam. I think that he has enough blood of peaceful citizens on his hands. It must be impossible for him to live without these disgusting scenes anymore. "Mr McCain was captured and they kept him not just in prison, but in a pit for several years," he said. "Anyone [in his place] would go nuts" (Telegraph 15.12.2011).

В то время как в заголовке чувствуется некая агрессия со стороны В. В. Путина, в тексте самой цитаты ее нет. Российский президент имел в виду кровавый опыт участника вьетнамской войны, который способен помутить рассудок любого человека. Более того, нет и прямого выпада против Маккейна, представленного в заголовке как «outspoken attack». Для манипулирования массовым сознанием автор статьи вырвал слова В. В. Путина из контекста и модифицировал их, сделав сенсационными и более притягательными для целевой аудитории.

с) Перестановка частей. Благодаря ей высказывание приобретает совершенно иной смысл без добавления каких-либо новых сведений со стороны автора статьи.

Заголовок: Brilliant Putin is the leader I most admire, says Nigel Farage (Telegraph 31.03.2014).

Цитата в тексте статьи: Asked which current world leader he most admired, Mr Farage replied: "As an operator, but not as a human being, I would say Putin". The way he played the whole Syria thing. Brilliant. Not that I approve of him politically. How many journalists in jail now?" (Telegraph 31.03.2014).

Высказывание Найджела Фараджа представлено как утверждение, произнесенное им лично, по собственной инициативе. Подобное заявление не может не вызвать интерес, подогреваемый, к тому же, высокой оценкой личности Путина, эпитетом brilliant. Обращение к исходной цитате, приведенной в тексте статьи, полностью переворачивает картину, сложившуюся после прочтения заголовка. Выясняется, что эпитет brilliant Фарадж употребил касательно действий Путина в Сирии, а не его личных качеств.

2. Причинно-следственное моделирование. Особенность реализации этого приема в кликбейт-заголовках состоит в том, что он действует на логическом уровне, позволяет читателю самому додумать то, что высказано в заголовке, догадаться о том, на что намекает автор. Таким образом, задается определенный вектор интерпретации информации:

Заголовок: This koala hugged Vladimir Putin. Now Russia wonders whether Australia killed it (WP 6.03.2015).

Сопоставление двух данных фактов наталкивает читателя на мысль о том, что коалу могли убить именно из-за того, что ее обнял В. В. Путин. Однако после прочтения самой статьи события, описанные в заголовке, оказываются не такими ужасными, а сам заголовок лишается исходного подтекста:

So when news emerged this week that authorities in the state of Victoria had secretly euthanized hundreds of koalas in an act of population control, some foreign observers couldn't resist bringing up the scenes at the G20 (WP 6.03.2015).

3. Смещение смыслового акцента как прием искажения информации заключается в расстановке ложных акцентов при вынесении информации в заголовок. Автор заостряет внимание читателя на том, что может его особенно заинтересовать, пусть это даже не относится к делу, не является главным в сообщении. Суть кликбейт-заголовка -завлечь и заставить кликнуть, чтобы удовлетворить любопытство:

Заголовок: Vladimir Putin: "Our prostitutes are the best in the world, but I doubt Donald Trump would fall for them" (Telegraph 17.01.2017).

Контрастно заголовку речь в статье идет о куда более важных и серьезных вещах: о предполагаемом сотрудничестве новоиспеченного Президента США и Российской Федерации, о политической борьбе как внутри стран, так и в аспекте международных отношений. Но об этом пишут много и ежедневно, а грязные факты из личной жизни известных политиков всплывают не каждый день. На это и делает ставку автор заголовка, привлекая к своему материалу максимум внимания.

4. Подмена понятий позволяет журналистам добавить обычной ситуации сенсационности, притянуть к ней интерес, увеличить значимость заметки:

Заголовок: Why Putin is paying women to have more children... Inside Russia's super families (Telegraph 10.03.2017).

Несмотря на догадки, возникающие у читателя, речь в статье идет о государственных выплатах семьям в качестве финансовой поддержки при рождении второго и последующих детей с целью увеличения рождаемости в стране. Однако такая формулировка намекает на положение дел не в масштабе страны, а в личной жизни ее главы, что привлекает гораздо больше внимания.

Смешение мнения и информации:

Заголовок: Donald Trump doesn't know it yet, but Vladimir Putin is going to dump him (WP 16.12.2016).

Из заголовка можно предположить, что Путин, возможно, сделал какое-то заявление или намек, который и стал предметом новостного сообщения. Уверенный тон преподнесения информации не дает читателю повода усомниться в ее достоверности. Тем не менее в статье автор анализирует отношения между политическими лидерами двух стран -

США и России, результатом чего и стал его прогноз, вынесенный в заголовок.

5. Представление слухов под видом фактов:

Заголовок: Putin 'privately threatened to invade Poland, Romania and the Baltic states' (Telegraph 18.09.2014).

Текст статьи: "If I wanted, in two days I could have Russian troops not only in Kiev, but also in Riga, Vilnius, Tallinn, Warsaw and Bucharest," Mr Putin allegedly told President Petro Poroshenko of Ukraine, reported Süddeutsche Zeitung, a German newspaper. If true, this would be the first time that Mr Putin has threatened to invade NATO or EU members (Telegraph 18.09.2014).

Следует обратить внимание на то, что уверенный тон заголовка в самом тексте статьи не поддерживается: отсутствуют доказательства высказанных идей, переданных со слов других изданий и журналистов; слова «reportedly», «if», «allegedly» преобладают при указании на источник и указывают на непроверенность излагаемых сведений.

Как видно, в группе вербальных средств искажения информации самым популярным оказалось цитирование. Это связано с особенностью восприятия читателями кавычек в заголовке: цитирование экспертов, политиков и других важных персон придает статусность изданию и увеличивает оценку достоверности материала. Именно цитаты и ссылки в текстах, принадлежащих информационному и аналитическому журналистским жанрам, входят в описательный слой текста, предъявляя «чужое» слово в виде прямой цитаты.

Вторая группа включает приемы, основанные на соотношении вербальных и невербальных средств речевого воздействия. Согласно определению, предложенному И. А. Стерниным, невербальное речевое воздействие - это «воздействие, осуществляемое сопровождающими речь несловесными сигналами» [9, с. 57].

Данная группа включает:

1. Использование синграфемики, представляющей собой пунктуационное варьирование: Trump helps Putin - and all dictators - when he calls U.S. elections 'rigged' (WP 26.10.2016).

Данный заголовок демонстрирует расстановку знаков препинания, здесь - тире, для создания подтекста, некоего намека на то, о чем автор не может написать открыто, а именно - назвать В. В. Путина диктатором. Благодаря параграфемике читатель понимает двойственность смысла этого заголовка.

Несмотря на разнообразие синтаксических средств невербального воздействия и их потенциал искажения смысла информации, они встречаются в кликбейт-заголовках политического медиадискурса не так часто. В большинстве случаев они служат дополнением, усиливающим эффект вербальных и других невербальных средств (иллюстрации, видео). Соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов принято на-

зывать конгруэнтностью, а противоречие между ними - неконгруэнтностью соответственно [9, с. 58]. На основе этих категорий и происходит искажение информации, воплощенное в описанных ниже приемах.

Исследователь С. Д. Зауэрбир выделяет несколько типов корреляций между вербальной и невербальной частями сообщения: 1) параллельная корреляция - полное несовпадение составляющих;

2) комплиментарная - частичное совпадение содержания невербальной и вербальной частей;

3) субститутивная - замещение вербальной информации невербальной; 4) интерпретативная - отсутствие прямых точек соприкосновения, ассоциативная основа связи компонентов (цит. по: [3, с. 76]). Для исследованного нами типа кликбейт-заго-ловков наиболее частотным типом корреляции оказалась интерпретативная, открывающая читателю простор для фантазии.

2. Изменение контекста: реализуется путем иллюстрирования материала фотографией, взятой из другой ситуации, с целью создания подтекста или произведения какого-то определенного эффекта.

Например: Hackneyed specter of bogeyman Putin becomes election weapon for Tories (RT 22.04.2017).

В данном примере иллюстрация (рис. 1) демонстрирует «реакцию» Президента РФ на действия Тори. Можно предположить, что в статье пойдет речь именно об этом, однако читателя ждет разочарование, поскольку в данном случае иллюстрация служит лишь приманкой.

Рис. 1.

3. Ложный вывод: Putin didn't undermine the election. We did (WP 29.11.2016) (рис. 2). В представленном заголовке высказывание оформлено от первого лица множественного числа без кавычек. В тандеме с подобранной иллюстрацией он подразумевает, что это признание принадлежит кандидатам в Президенты США Хиллари Клинтон и Дональду Трампу. В статье автор действительно рассуждает о выборах, о причастности к ним российского Президента, приводит высказывания политиков на этот счет. Однако вопреки всеобщему мнению, он приходит к выводу, что в сложившейся предвыборной ситуации виноваты не третьи силы, а сама избирательная система США.

Рис. 2.

4. Противоречие (контрадикторность) между заголовком и иллюстрацией (рис. 3): Ukraine bans Steven Seagal as 'threat to national security' (RT 6.05.2017).

Если в представленном примере на рис. 3 рассматривать заголовок отдельно от прилагаемой иллюстрации, то его вполне можно отнести к типу информативных. Сам по себе он не нацелен на разжигание любопытства. Роль приманки здесь играет фотография, вызывающая насмешку над решением правительства Украины. В данном случае представляется важным отметить новый тип отношений между изобразительным и текстовым компонентами, выделяемый О.О. Сподарец, - контрадиктор-ность (когда изображение абсолютно противоречит смыслу статьи) [8, с. 115].

Рис. 3.

Как пишут исследователи С. В. Иванова и О. Е. Артемова, изображение позволяет автору избежать открытой формулировки своих мыслей, а читателю дает некоторую свободу интерпретации, что «делает наличие невербального компонента неотъемлемым атрибутом медиатекста, ориентированного на объективность информации» [5, с. 29]. Проанализированные в исследовании примеры позволяют не согласиться с высказыванием о связи иллюстрации и объективности информации. В кликбейт-заголовках невербальный компонент, наоборот, направляет мысли читателя в определенное, необходимое журналисту русло, задает вектор интерпретации события. Благодаря техническим возможностям современных электронных СМИ невербальная составляющая новостного сообщения приобретает не меньшую смысловую нагрузку, чем вербальная. В большинстве случаев, невербалика значительно влияет на восприятие словесно выраженной информации: может как усилить желаемый эффект, так и свести его на нет.

Среди лингвистов, изучающих политический дискурс, существует мнение о том, что предмет их

исследования обладает свойством театральности -интенционально наигранной манеры поведения, как социального, так и речевого. Признавая этот факт, нельзя не согласиться со словами Е. И. Шей-гал о том, что «политики, общаясь друг с другом и журналистами, постоянно помнят о «зрительской аудитории» и намеренно или непроизвольно лицедействуют, «работают на публику», стараются произвести впечатление и "сорвать аплодисменты"» [12]. А как видно из анализа приведенных выше примеров заголовков медиатекстов, журналисты активно этим пользуются и с удовольствием им подыгрывают.

Заключение. Подводя итоги проведенного анализа приемов искажения информации в клик-бейт-заголовках политического медиадискурса, можно сделать вывод о том, что они являются мощным инструментом манипулирования интересом и вниманием читателя. Их применение помогает разжечь любопытство, а поиск подтверждения или опровержения представленных в заголовке фактов доставляет особое удовольствие, как бы вовлекает читателя в игру, позволяет ему самому додумывать и интерпретировать происходящее, что создает ощущение участия в важнейших событиях из мира политики. Приемы искажения информации дают журналистам возможность обойти достоверное освещение событий, изменить их в соответствии со своими взглядами и политикой издания, сделать свой материал привлекательнее для читателя, выделить его среди прочих статей (особенно на ту же тематику), преподнести информацию в измененном виде, но без обращения к откровенной лжи. Нестандартное оформление и расстановка акцентов делают кликбейт-заголовки привлекательными для читателя, однако не стоит забывать о вреде чрезмерного их употребления. Обманутые ожидания могут отрицательно сказаться на мнении аудитории

об издании и, наоборот, привести к снижению рейтинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова Ю.А. Стратегии интерпретации смысла газетных заголовков британских медиа-текстов: дис. ... канд. филолог. наук. Уфа, 2009. 201 с.

2. Васильев С.С. Влияние современных электронных СМИ на подсознание // Социология и психология. Историческая и социально-образовательная мысль, 2012. .№3(13). С. 176-183.

3. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика, 2007. Вып. 21. С. 74-79.

4. Гришаева Л. И. Как в медиадискурсе информирование становится манипулированием // Вестник МГЛУ. 2015. №6(717). С. 179-190.

5. Иванова С.В., Артемова О.Е. Маршрутизация восприятия и воздействующий потенциал политического интернет-медиатекста // Политическая лингвистика, 2013. №3(45). С. 28-36.

6. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М.: ФЛИНТА, 2017. 170 с.

7. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. Свердловск: издательство Уральского университета, 1989. 96 с.

8. Сподарец О.О. Воздействующий потенциал изобразительного ряда в креолизованных текстах политического дискурса СМИ (на мат-ле совр. америк. полит. медиадискурса) // Политическая лингвистика, 2015. №4. С. 112-117.

9. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Воронеж: Истоки, 2012. 178 с.

10. Сыров И.А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филол. науки, 2002. №3. С. 59-68.

11. Чанышева З.З. Информационные технологии смысловых искажений в кликбейт-заголовках // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики, 2016. №4. С. 54-62.

12. Шейгал Е.И. Театральность политического дискурса // Единицы языка и их функционирование. Вып. 6. Саратов, 2000. URL: http://philology.ru/linguistics1/sheygal-00.htm (дата обращения: 12.12.2018).

13. Landow G.P. Hypertext. The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology // URL: http://www. cyberartsweb.org/cpace/ht/jhup/decenter.html (дата обращения: 10.01.2018).

Поступила в редакцию 03.02.2018 г.

SENSE DISTORTION IN CLICKBAITING HEADLINES IN POLITICAL TEXTS OF MASS MEDIA DISCOURSE

© O. A. Gavrikova

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Email: olesia.gavrikova@mail. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The evolution of mass media has influenced all the aspects of their existence beginning with those who make them (journalists, editors, and readership) up to the components of their inner structure (headline, articles, topics, instant feedback, etc.). The author of the article presents the results of the study focused on defining information technologies of sense distortion in political texts of mass media discourse. This new type headline and its multiple uses cannot fail to provoke interest of linguists dealing with language adaptation to shifting reality. The high frequency of clickbait-headlines on the Internet, their significant influence on rendering and perceiving information stipulate the topicality of the study. In contrast to a regular headline, the clickbaiting one aims at awakening not the reader's interest but curiosity and make him or her click on the link, follow it and stay at the page as long as possible. The author brings out verbal and non-verbal means used by online-authors to attract readers' attention as well as to boost the rating of the material. The first group includes creative treatment of citations (omissions, change of context, replacement), cause-effect modeling, shift of semantic emphasis, substitution of notions, mixture of an opinion and information, rumors and facts. The second group consists of syngraphemics, change of context, false conclusion, contradiction between the text and the picture. The results of the study on clickbait functioning in mass media can be applied in the course of medialinguis-tics, political communication, theory of mass communication, psycholinguistics, etc.

Keywords: clickbait, clickbaiting headlines, information technologies of sense distortion, manipulation, information, interpretation.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Belova Yu.A. Strategii interpretatsii smysla gazetnykh zagolovkov britanskikh media-tekstov: dis. ... kand. filolog. nauk. Ufa, 2009.

2. Vasil'ev S.S. Sotsiologiya i psikhologiya. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', 2012. No. 3(13). Pp. 176-183.

3. Voroshilova M.B. Politicheskaya lingvistika, 2007. No. 21. Pp. 74-79.

4. Grishaeva L. I. Vestnik MGLU. 2015. No. 6(717). Pp. 179-190.

5. Ivanova S.V., Artemova O.E. Politicheskaya lingvistika, 2013. No. 3(45). Pp. 28-36.

6. Kopnina G.A. Rechevoe manipulirovanie [Speech manipulation]. Moscow: FLINTA, 2017.

7. Lazareva E.A. Zagolovok v gazete [Newspaper headline]. Sverdlovsk: izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 1989.

8. Spodarets O.O. Politicheskaya lingvistika, 2015. No. 4. Pp. 112-117.

9. Sternin I.A. Osnovy rechevogo vozdeistviya [Basics of speech influence]. Voronezh: Istoki, 2012.

10. Syrov I.A. Filol. nauki, 2002. No. 3. Pp. 59-68.

11. Chanysheva Z.Z. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki, 2016. No. 4. Pp. 54-62.

12. Sheigal E.I. Edinitsy yazyka i ikh funktsionirovanie. No. 6. Saratov, 2000. URL: http://philology.ru/linguistics1/sheygal-00.htm (data obrashcheniya: 12.12.2018).

13. Landow G.P. Hypertext. The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology. URL: http://www.cyberartsweb.org/cpa ce/ht/jhup/decenter.html (data obrashcheniya: 10.01.2018).

Received 03.02.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.