Научная статья на тему 'Работа над синонимами и антонимами из состава лексико-семантического поля «Взгляд» в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» в старших классах'

Работа над синонимами и антонимами из состава лексико-семантического поля «Взгляд» в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» в старших классах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
619
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / СИНОНИМЫ / АНТОНИМЫ / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Остапчук Н.А., Белик Н.А.

В работе предложены способы работы с синонимами и антонимами из состава лексико-семантического поля «взгляд» в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» на уроках русского языка в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа над синонимами и антонимами из состава лексико-семантического поля «Взгляд» в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» в старших классах»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

УДК: 81.373.47

Остапчук Н.А.

Студентка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Южный федеральный университет

Белик Н.А.

Ассистент кафедры теории языка и русского языка Института филологии,

журналистики и межкультурной коммуникации, Южный федеральный университет

РАБОТА НАД СИНОНИМАМИ И АНТОНИМАМИ ИЗ СОСТАВА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ВЗГЛЯД» В РОМАНЕ М.А.ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН» В СТАРШИХ КЛАССАХ

В работе предложены способы работы с синонимами и антонимами из состава лексико-семантического поля «взгляд» в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» на уроках русского языка в старших классах.

Ключевые слова: семантическое поле, синонимы, антонимы, упражнения.

Обучение лексике — составная часть процесса обучения, осуществляется на всех уроках русского языка, складывается из обогащения словаря учащихся, его уточнения, активизации, а также усвоения учащимися основных лексикологических понятий и формирования умений пользоваться словарями. Умение точно и четко выражать слои мысли — одна из основных целей обучения русскому языку. На уроке русского языка учитель должен научить учеников грамотного и четко выражать свои мысли, подбирать точные и уместные слова в выражении своего отношения к тем или иным происходящим событиям. Поэтому в процессе работы над лексикой педагог обращается к заданиям по определению синонимов и антонимов в тексте. В качестве текстового материала можно использовать текст романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова, который не только богат и насыщен огромным количеством примеров ярких слов и выражений для анализа, но и относится к культурному и региональному компоненту обучения.

В старших классах уделяется много внимания умению учеников анализировать текст и его героев. Поэтому в работе можно использовать синонимы и антонимы из состава лексико-семантического поля «взгляд», который отражает отношения между героями, их мысли, чувства, желания и эмоции. Только при пристальном внимании к глазам героев можно понять всю происходящую картину, оценить ее и постараться описать времена казаков, как они жили, работали, вели свое хозяйство и т.д.

Павленко Т.Л. под «семантическим полем» рассматривает «совокупность единиц, имеющих общие семы (компоненты в значении) и связанных парадигматическими, синтагматическими, деривационными отношениями» [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что материал данного типа включает достаточное количество слов и выражений для осмысления и анализа. В состав лексико-семантического поля входит большое количество разных лексем, которые требуют внимания и рассмотрения.

Мы остановимся на составляющих лексико-семантического поля — синонимах и антонимах.

В «Словаре синонимов русского языка» Евгеньева А.П. определяет их как «слова тождественные или предельно близкие по своему значению. Синонимы обозначают одно и то же понятие и служат для выражения тонких смысловых оттенков в понятии, для

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

выражения экспрессивной, эмоциональной характеристики предмета, явления, действия, признака, которую хочет передать в слове говорящий или пишущий» [2].

Использование синонимов в речи позволяет расширить кругозор учеников, учит их подбирать самые нужные, точные и уместные слова, раскрывает тонкости русского языка. При работе над синонимами в составе лексико-семантического поля «взгляд» можно выделить следующие упражнения:

• Найдите лишнее слово в синонимичном ряду и обоснуйте свой выбор.

Поглядывать — изредка взглядывать — попадаться на глаза — видеться —

подмигивать — видать — урывками видеться.

• Расставьте слова и выражения в правильном порядке. Учитывайте, что в начале ряда находится самое емкое слово.

Отвести глаза — опущенные глаза — растерянно оглядел — непонимающе уставиться — затравленно оглянулся — растерянно присматриваться — равнодушно наблюдать — оторваться взглядом — растерянно бегать глазами — наглядеться — бесцельно проследить взглядом — теряться глазами.

• Самостоятельно подберите синонимы к данным выражениям.

1. «Григорий слушал Фомина, украдкой посматривая на его сподвижников». (Том 4, стр.331).

2. «На миг в нем жарко вспыхивала и жгла сердце тоска, когда он вспоминал о родных, вскипала глухая ненависть к Михаилу, но он подавлял эти чувства и старался не смотреть на Обдонские горы, чтобы не вспоминать лишний раз». (Том 4, стр.352).

3. «— Догоняй их! Пори плетями!.. — скосив глаза от бешенства, крикнул Григорий и первый выпустил коня вдогонку хуторянам». [4, Том 4, стр. 16].

4. «Смерть в глазах, а ты про ногу гутаришь...» [4, Том 4, стр. 18].

5. «Аксинья испуганно взглянула на нее, встала». [4, Том 4, стр. 241].

Данные задания помогут проверить знание лексики учениками. Они подбирают свои примеры, обсуждают, аргументируют, высказывают свое мнение, тем самым выражают свое отношение к тексту, его понимание.

Работа с антонимами на уроках русского также может строиться с помощью различных заданий. Введенская Л.А. в пособии «Современный русский литературный язык» определяет антонимы, как «слова с противоположными значениями, относящиеся к одному и тому же ряду явлений объективной действительности» [1].

Обратимся к заданиям, на определение антонимических связей в предложении:

• Вспомните, что такое антонимы. Найдите их в тексте. Объясните, почему данные слова ими являются.

1. «— Это-то так, — согласился Степан, снизу вверх глядя Григорию в лицо, и вдруг улыбнулся простой ребячьей улыбкой, расщепляя углы глаз на множество тонких морщинок». — "Христоня сверху вниз поглядел на него, ответил не сразу: сначала долго слюнил бумажку, елозил по ней большим, шершавым, как у быка, языком и, уже скрутив пробасил: — К Митрию, стал быть, дельце есть. [4, Том 2, стр. 183].

2. «Аксинья, приподнявшись на локте, подолгу глядела на красивое, измененное сном лицо мужа». [4, Том 1, стр. 77] — "Он беспокойно заерзал по земле, ожесточенно стряхнул со штанины коричневого муравья и снова коротко взглянул на Аксинью". [4, Том 1, стр. 80].

3. «Аксинья тревожно глядела по сторонам, переводила влажные, черные глаза на Григория» [4, Том 1, стр. 146]. — «Аксинья резко выдергивает из-под головы Григория руку, сухими глаза смотрит в окно». [4, Том 1, стр. 64].

4. «Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза». [4, Том 1, стр. 76]. — «Она метнула пугливый взгляд, непринужденно засмеялась». [4, Том 1, стр. 344].

5. «Под навесом сарая, где кормился у яслей Гришкин конь, подседланный новехоньким нарядным седлом, шмыгнула рукой за пазуху и, краснея, глядя на Григория

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

влюбленными глазами, сунула ему в руку мягкий, таящий тепло девичьих ее грудей матерчатый комочек». [4, Том 1, стр. 94]. — «Весь день она зло высмеивала Григория, глядела на него ненавидящими глазами, словно мстила за большую, незабываемую обиду». [4, Том 1, стр. 57].

Примеров в тексте нескончаемое множество. Данные фразы отражают контрастность отношений между героями, они могут как сильно любить, так же сильно и ненавидеть. Такие противоречия ясны как день: с каждым новым испытанием герои меняются, учатся чувствовать и думать по-новому.

Работа над антонимами на уроке русского языка также может быть организована с использованием следующих заданий:

• Подберите к слову/словосочетанию антонимы и объясните, чем аргументирован ваш выбор.

1. «Нет, думаю, поеду, проведаю родимого... — тарахтела она, прижимаясь к мужу, заглядывая в глаза ему увлажненными глазами». [4, Том 2, стр. 77].

2. «Он, смягчив неумолимо-холодный взгляд, сдержанно сказал...» [4, Том 2, стр. 80].

3. «Он поднял руку, обвел толпу расширенными, странно побелевшими глазами». [4, Том 2, стр.116].

4. «Трезвые холодные глаза его выжидающе, напряженно мигали, широкая ладонь ползала под распахнутым воротником сорочки, гладя поросшую дремучим волосом грудь». [4, Том 2, стр.310].

5. «Иван Алексеевич, сияющий, блестя глазами, подошел к столу» [4, Том 3, стр.

129].

6. «Григорий искоса глянул на Петра и, как когда-то, давным-давно, увидел в карих родных глазах его озорную, подтрунивающую и в то же время смиренно-почтительную улыбку, знакомую дрожь пшеничных усов». [4, Том 3, стр. 94].

Работа такого типа дает возможность учащимся самим подумать и пофантазировать, а также систематизирует их знания об антонимах русского языка. С их помощью ученики сами могут подобрать, на их взгляд, самое точное и емкое понятие, которое будет отражать разительные отличия между предметами/явлениями.

Таким образом, можно говорить о том, что работа над синонимами и антонимами на уроках русского языка можно быть построена с помощью различных вариантов заданий. Опора на художественный текст, а именно на текст романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» дает возможность не только поработать с лексемами, но и проанализировать жизнь, быт и отношения между героями романа. Благодаря различным упражнениям для введения и закрепления речевого материала, расширяется кругозор школьников, пополняется словарный запас, речь становится яркой, красивой и выразительной. К тому же, они узнают о культуре донской земли и ее жителей. Понять отношения людей, их мечты и притязания можно только при пристальном внимании к глазам героев, т.к. они и являются зеркалом души человека. Становится возможным понять то, как жили, воевали, любили, страдали, мечтали казаки. Поэтому обращение к составляющим лексико-семантического поля взгляд является необходимым моментом, потому что именно взгляд объясняет мотивы поступков и истинное отношение к происходящему. На своих уроках учитель может включать подобную лексику в урок, которая отражает многие диалектные явления, характерные для нашего региона.

Литература

1. Введенская Л.А. и др. Современный русский литературный язык/ Л.А.Введенская. М.: Наука, 2008 — 256с.

2. Евгеньева А.П. Словать синонимов./А.П. Евгеньева. М.: АСТ. 2003.

1536 с.

Таврический научный обозреватель

шшшЛауг.Баепсе № 5 (декабрь), 2015

3. Павленко Т.Л. Современный русский язык. Коммуникативно-функциональный аспект./ Т.Л.Павленко. Учебное пособие/ Отв. ред. Г.Ф. Гаврилова. — Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003.

4. Шолохов М.А. Тихий Дон./ М.А. Шолохов. Роман в четырех книгах. Ростовское книжное издательство, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.