Научная статья на тему 'Работа, которая спасает жизнь'

Работа, которая спасает жизнь Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа, которая спасает жизнь»

СЛУЖБА КРОВИ

1ШИЫЩ

КРАЧ

Работа, которая спасает жизнь...

Фадеева Т.В., гл. врач ГУЗ "Станция переливания крови" Ростовской области

ГУЗ "СПК" РО является одной из старейших в России, ведь она была организована на базе основанного еще в 1932 г института переливания крови. Более чем за семидесятилетнюю историю наше учреждение накопило уникальный опыт, который делает работающих у нас людей профессионалами высокого уровня. Девиз работы коллектива: "Минимум вреда донору, максимум пользы больному".

Несмотря на произошедшие в нашей стране кардинальные изменения последних десятилетий, главная цель функционирования центра осталась такой же, какой была со дня основания, — обеспечение лечебных учреждений скоропомощной кровью, ее компонентами и препаратами. Меня как руководителя и сотрудников коллектива волнует вопрос снижения числа людей, желающих стать донорами. Абсолютное количество доноров по сравнению с предыдущими годами уменьшилось втрое, но это вовсе не значит, что уменьшилась потребность в крови. Будучи политикой, пропагандируемой государством в советское время, донорство ушло на задний план после 1989 г И, как следствие, люди стали забывать, что в нормальном обществе здоровый должен заботиться о больном.

Что же нам дает новое в законодательстве о донорстве крови? В конце 2006 г состоялось шестое по счету редактирование закона о донорстве крови, внесшее ряд существенных новшеств в деятельность службы крови.

Изменились обязанности по финансированию мероприятий по развитию, организации и пропаганде массового донорства крови. На федеральном уровне с 2007 г. будут развивать массовое донорство в национальном масштабе, а на уровне субъекта РФ — донорство в соответствующем регионе. Для муниципалитетов развитие донорства стало правом, но не обязанностью.

Новая задача службы крови — обеспечение безопасности. Неопределенный термин "служба крови" заменен на "организации, осуществляющие заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов".

В предыдущей редакции закона эти организации осуществляли три вида деятельности в отношении донорской крови и ее компонентов: заготовку, переработку, хранение.

С 1 января 2007 г. добавился четвертый вид — обеспечение безопасности.

Безопасность товара(работы,услуги) определяется как безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества пот-

ребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Таким образом, компонент крови должен быть безопасен для потребителя — пациента, получающего гемотрансфу-зию.

Учреждения службы крови и до включения вида деятельности "обеспечение безопасности крови" вели большую работу по этому направлению. Отбор доноров, скрининг маркеров инфекций, внедряющиеся технологии вирусинактивации — эти и другие работы выполнялись и до 1 января 2007 г. Изменившийся закон не определил, чем они должны быть дополнены.

Однако в процессе гемотрансфузии задействована и другая медицинская организация — клиника, получившая гемотрансфузи-онную среду в центре крови и переливающая ее пациенту. Очевидно, что не всегда центр крови способен устранить риски, связанные с работой клиники. Что может сделать центр крови в отношении конкретных ошибок в работе клиники? Ошибка идентификации пациента, неправильное определение группы крови, нарушение режима размораживания и температуры переливаемой среды, избыточная скорость инфузии и т.д. — находящийся за десятки и сотни километров областной центр крови тут бессилен.

Наконец, еще одно важное обстоятельство: безопасность нельзя трактовать только как отсутствие вредных факторов, например, инфекционных агентов. Безопасный для жизни пациента компонент крови должен быть эффективен. Если он не эффективен для лечения, то он опасен для жизни. Лекарство должно помогать, иначе оно опасно. Предположим, что в дозе эритроцитной взвеси нет вирусов, нет нерегулярных антител, но снижено содержание гемоглобина. Поможет такая среда компенсировать анемию? Нет, не в полной мере. Соответствует ли она эффекту, ожидаемому лечащим врачом? Нет, при ее применении аллогенная нагрузка на организм реципиента возрастет, транспорт кислорода не улучшится, и опасность для жизни и здоровья пациента сохранится или даже возрастет.

Другой пример — получение концентрата тромбоцитов от донора, накануне принявшего аспирин. Даже гарантия отсутствия патогенов и наличие нужного количества клеток в таком концентрате тромбоцитов не являются

'«ИРДЧ А

СЛУЖБА КРОВИ

исчерпывающими признаками безопасности. Отсутствие агрегационной способности тромбоцитов, индуцированное аспирином, не позволит таким клеткам купировать тромбо-цитопеническое кровотечение. Риск ухудшения здоровья реципиента в таком случае более чем реален.

Таким образом, истинно безопасная трансфузионная среда должна быть клинически эффективна. К сожалению, эта простая мысль отсутствует в официально обсуждаемых проектах технических регламентов о безопасности крови.

Следующий немаловажный момент. Какова судьба отделений переливания крови муниципальных больниц? После двухлетнего перерыва может быть легализована заготовка крови отделениями переливания крови муниципальных больниц. Для этого, в соответствии с положениями ст. 19 Закона о донорстве крови, необходимо:

• принять закон субъекта РФ о передаче полномочий на заготовку крови органам местного самоуправления;

• определить способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты;

• определить перечень подлежащих передаче в пользование и/или управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

• определить порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

• определить порядок осуществления органами государственной власти контроля над осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

• определить условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно законам субъектов РФ на очередной финансовый год, если пре-

дусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

В последней редакции закона определена и новая ответственность органов власти.

Правительству РФ вменено в обязанность:

• установить порядок создания единой информационной базы, на основе которой осуществляется реализация мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов;

• определить порядок утверждения требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

• определить порядок взаимодействия организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, и биопредприятий по производству препаратов из донорской крови.

Минздравсоцразвития России предстоит:

• утвердить правила заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов;

• установить порядок обязательного контроля крови и ее компонентов, выпускаемых организациями, осуществляющими заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, со стороны федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения;

• установить порядок обмена донорской кровью и ее компонентами с иностранными медицинскими организациями.

Итак, предстоит большая и интересная работа. Можно обратиться к опыту европейской службы крови. Начиная с первой четверти XIX века, все технологии службы крови разрабатываются за рубежом, проходят апробацию и внедряются в России. В Евросоюзе законом определены не только принципы организации службы крови, в частности, ответственность государства за адаптацию деятельности службы крови к достижениям технического прогресса. Установлены и вполне конкретные требования, касающиеся стандартов качества компонентов крови, перечня и формата медицинской документации, противопоказаний к донорству крови и т.д.

Хорошо бы и нам принять аналогичные документы, которые позволили бы гармонизировать российскую нормативную базу с европейской, сэкономить силы и средства.

N11(912007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.