Научная статья на тему 'Актуальные проблемы разграничения полномочий в области организации и пропаганды донорства крови и ее компонентов'

Актуальные проблемы разграничения полномочий в области организации и пропаганды донорства крови и ее компонентов Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
212
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Найговзина Н. Б., Абрамов А. В., Филатов В. Б.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ ДОНОРСТВА КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы разграничения полномочий в области организации и пропаганды донорства крови и ее компонентов»

Реформирование здравоохранения

Н.Б. Найгойзина,

д.м.н., профессор, г. Москва

A. В. Абрамов,

к.м.н., г. Москва

B. Б. Филатов

д.м.н., профессор, г. Москва

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ ДОНОРСТВА КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

Сегодня в стране наблюдается критическая ситуация с обеспеченностью медицинской помощи качественной и безопасной донорской кровью, которая в сухих статистических цифрах выглядит следующим образом: на 1 тысячу населения Российской Федерации приходится 12,8 доноров крови, тогда как в промышленно развитых странах Евросоюза этот показатель находится на уровне 40 доноров на 1 тысячу человек.

Общее число доноров в 2006 году составило 1 802 957 человек и уменьшилось по сравнению с 2004 годом на 11% (на 228 790 человек). Структура донорских кадров в 2006 году выглядела следующим образом: платные доноры — 12,4% (по сравнению с 2004 годом снижение на 32%); безвозмездные доноры — 87,6% (снижение на 7%), первичные доноры — 35,6% (снижение на 14%).

По данным Российского НИИ гематологии и трансфузиологии, в 2006 году в Российской Федерации заготовку крови, производство компонентов и препаратов осуществляли 181 станция переливания крови (СПК), 745 отделений переливания крови (ОПК) и 163 больницы, заготавливающие кровь (БЗК). Количество СПК и ОПК уменьшилось на 7 и 224, соответственно. Это связано с реорганизацией муниципальных СПК и ОПК в филиалы СПК субъектов Российской Федерации.

Объем заготовленной цельной крови составил в 2006 году 1 643 534 л и снизился по сравнению с 2004 годом на 1,1%. Объем заготовленной цельной крови удалось удержать за счет увеличения средней разовой дозы, полученной от безвозмездных доноров, с 398 мл в 2005 г. до 421 мл в 2006 г. На станциях переливания крови было заготовлено 77% всей крови, в ОПК — 22,9 % , в больницах — 0,1%.

На переливание в 2006 году было израсходовано 0,2% от общего объема консервированной крови (в 1998 г. — 4,6%), на производство компонентов, препаратов и стандартных сывороток — 94,6%, на бактериологический контроль — 0,7%, абсолютный брак консервированной крови составил 4% (положительное исследование на сифилис — 8,2%, австралийский антиген — 11,2%, антитела к гепатиту С — 18,8%, ВИЧ-антитела — 0,8%, повышение АЛТ — 38,1%).

© Н.Найговзина, В.Филатов, А.Абрамов, 2007 г.

Реформирование здравоохранения

Внедряются новые технологии при производстве компонентов крови: карантинизация плазмы и лейкофильтрация (соответственно, в 78 и 55 регионах России). Сегодня 40% объемов плазмы, выданной в ЛПУ, подвергаются карантинизации.

В то же время медленно внедряются новые современные производственные технологии (в частности, вирусная инактивация препаратов), не осуществляется в достаточном количестве выпуск иммуноглобулинов направленного действия, отсутствует производство факторов свертывания крови. В частности, факторы свертывания крови для лечения больных гемофилией закупаются за рубежом.

Причиной снижения числа доноров руководители службы крови называют закрытие ОПК в муниципальных больницах, отсутствие поддержки со стороны работодателей (работодатели часто не отпускают сотрудников на сдачу крови, отказываются от проведения «Дня донора» на предприятии), низкую социальную поддержку доноров, старение донорского контингента, отсутствие поддержки Российского общества Красного Креста. В ряде регионов составлены региональные программы по развитию донорства: «Безопасное донорство» (Республика Саха (Якутия), «Республиканская целевая программа по развитию донорства» (Республика Башкортостан), целевая программа «Безопасное донорство и перспективное развитие службы крови Белгородской области на 2007-2011 гг.».

Среди множества факторов, влияющих на развитие донорства крови и ее компонентов, особое место занимают вопросы организации и разграничения полномочий органов публичной власти в этой сфере. В целях модернизации системы управления мероприятиями в области донорства крови и ее компонентов принят Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее — Закон), которым внесены

существенные изменения в Закон Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», вступившие в силу с 1 января 2007 года.

В данном законе изложено новое распределение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови.

Пропаганда массового донорства крови и ее компонентов закрепляется как расходное обязательство Российской Федерации, а все остальные мероприятия в этой области должны осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом органы местного самоуправлении наделены правом за счет средств местных бюджетов осуществлять мероприятия по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов.

Кроме того, изменениями, внесенными в Основы законодательства об охране здоровья граждан и Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», произведено новое разграничение полномочий в области обеспечения медицинских учреждений донорской кровью и ее компонентами.

За Российской Федерацией законодательно закреплено фактически осуществлявшееся полномочие по обеспечению федеральных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами.

С 1 января 2008 года полномочие по организации обеспечения муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами исключено из числа полномочий органов местного самоуправления и закреплено за субъектами Российской Федерации как «собственное» полномочие. В законе акцентируется внимание на то, что обеспечение муниципальных организаций здравоохранения (как и региональных медицинских учреждений) осуществляется

Менеджер

здравоохранения

Реформирование здравоохранения

субъектами Российской Федерации на безвозмездной основе. Законом разрешается обеспечение донорской кровью частных медицинских организаций за плату.

Передача на региональный уровень данного полномочия преследует цель повышения обеспеченности муниципальных учреждений здравоохранения донорской кровью и ее компонентами.

Новое разграничение снимает проблему, заключавшуюся в том, что полномочие органов местного самоуправления по обеспечению своих учреждений донорской кровью не могло быть реализовано непосредственно муниципальными учреждениями'. В целях сохранения существующей муниципальной службы крови в соответствии с новой редакцией статьи 13 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» сохраняются отделения переливания крови, созданные в муниципальных организациях здравоохранения не позднее 1 января 2006 года.

Кроме того, расширен перечень направлений деятельности организаций службы крови: в ходе заготовки, переработки и хранения донорской крови и ее компонентов станции переливания крови должны по новому закону обеспечивать безопасность крови. Прямо допускается возможность открытия при государственных учреждениях здравоохранения специализированных структурных подразделений — отделений переливания крови. Таким образом, основу современной службы крови составляют Федеральный центр крови, региональные станции переливания крови и их филиалы, а также отделения переливания крови.

Законом предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по

организации заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов* 2.

В целях регламентации деятельности станций и отделений переливания крови предусматривается утверждение предъявляемых к ним требований и правил заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов.

Внесенные существенные изменения в законодательство о разграничении полномочий в сфере развития донорства крови и ее компонентов должны способствовать повышению обеспеченности медицинских организаций кровью и ее компонентами.

Дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере связано с возможным пересмотром концепции разграничения расходных обязательств в области донорства крови и ее компонентов — детализацией конкретных перечней полномочий органов публичной власти в рассматриваемой области.

Актуальным является изменение схемы передачи полномочий по предоставлению мер социальной поддержки почетным донорам в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 22 сентября 1999 года № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В частности, важно установить, что объем средств, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, должен устанавливаться на основании методики, определяемой Правительством Российской Федерации. Также необходимо конкретизировать права и обязанности федеральных органов исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководи-

' В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ заготовкой, переработкой, хранением донорской крови и ее компонентов могут заниматься только государственные учреждения и предприятия (станции переливания крови).

2 Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями осуществляется в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Реформирование здравоохранения

теля высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по организации осуществления переданных полномочий и предусмотреть возможность изъятия переданных полномочий в случае его ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Усилению роли субъектов Российской Федерации в развитии и обеспечении безопасности донорства крови будет способствовать возможное делегирование субъектам Российской Федерации отдельных контрольных полномочий Российской Федерации в области здравоохранения, в частности, по

контролю качества крови, заготавливаемой в отделениях переливания крови муниципальных больниц.

Основная деятельность по пропаганде донорства крови и ее компонентов возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Между тем необходимо отметить, что органы местного самоуправления, обладают высоким потенциалом для развития донорского движения. В частности, предлагается предоставить возможность субъектам Российской Федерации передавать полномочие по выплате компенсаций почетным донорам органам местного самоуправления.

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1.

2. За кон Российской Федерации от 9 июня 1993 года №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».

3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

4. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.