Научная статья на тему 'Рабочие тетради Владимира Абрамовича Караковского'

Рабочие тетради Владимира Абрамовича Караковского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рабочие тетради Владимира Абрамовича Караковского»

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ ВЛАДИМИРА АБРАМОВИЧА КАРАКОВСКОГО: ГОД ПЕРВЫЙ (1977-1978)

Рабочие тетради Владимира Абрамовича Караковского - это больше двух десятков исписанных убористым ровным почерком 96-страничных тетрадей в коричневом коленкоровом переплете формата А4. Год или два школьной жизни - это одна тетрадь. О чем писал великий директор знаменитой школы? О самых обычных вещах. О детях, сбегающих с уроков и из дома; о подготовке педсоветов; о графиках и нагрузке; о лекциях и встречах, о разговорах с педагогами, детьми, родителями, выпускниками; о планах творческих учеб и сборов; о том, как сделать уроки и школьную жизнь привлекательной. Эти тетради сохранили педагоги школы. Они - об их профессиональной жизни и их профессиональном росте, в котором главную роль играл их директор. Выдержки из первой рабочей тетради 1977-1978 учебного года перед вами.

2.09.1977

Свободный урок в 10«б» классе. Иду знакомиться. Даю анкету.

1. Мое отношение к учебным предметам (оценить от 0 до 10).

2. Что для меня важно (оценить от 0 до 10):

• Учеба в школе;

• Общественная работа;

• Любимое занятие в свободное время (расположить по степени важности, дописать)

♦ Чтение художественной литературы

♦ Музыка

♦ Кино, театр, телевизор

♦ Спорт

♦ Общение с друзьями

♦ Самообразование...

3. Мои товарищи и друзья (расположить по степени важности):

• Ребята из класса

• Ребята школы

• Ученики других школ

• Учащиеся ПТУ

• Работающая молодежь

• Студенты

4. Мои планы на будущее:

• Буду пробовать поступать в вуз, техникум, военное училище

• Пойду работать

• Пойду в ПТУ

Ребята доверили мне анкеты. Идет беседа. Предложения ребят:

• Отменить в сухое время вторую обувь.

• Улучшить завтраки, не варить каши, как маленьким.

• Чаще проводить вечера.

• Платить за работу на АЗЛК.

• Сделать выбор труда (для девочек - кулинария).

• Докупить инструменты для ансамбля (колонку).

• Улучшить отношение учителей (чтобы не как надзиратели)

2. 09.1977 К встрече с МК:

• Охарактеризуйте педагогов школы как коллектив:

♦ Состояние трудовой дисциплины;

♦ Сплоченность;

♦ Отношения между людьми;

♦ Общественное мнение;

♦ Чувство чести коллектива;

♦ Реакция на критику;

♦ Самокритичность;

♦ Конфликтные ситуации;

♦ Традиции коллектива;

♦ Взаимоотношения учительского и ученического коллективов;

♦ Взаимоотношения учительского коллектива и родителей.

• Помогите подготовить план работы на год.

• Проведите опрос учителей, работников школы:

1. Что, по-вашему, характеризует наиболее сильные стороны жизнедеятельности школы?

2. Что нужно изменить, улучшить (в условиях работы, в работе, в отношениях, в жизни коллектива и т.д.).

3. Ваши предложения к школьному плану работы.

• Каковы пожелания к новой администрации?

• Предложения ко Дню Учителя

• Есть ли правила внутреннего распорядка? Вопросы к организатору и старшей вожатой:

• Как обычно планировался раздел воспитательной работы в школьном плане.

• Какова реальная роль пионерской и комсомольской организаций.

• Какие еще органы самоуправления в школьном масштабе существуют.

• Каково самоуправление в классах.

• Каковы наиболее яркие воспитательные традиции школы.

• Каковы связи возрастов в школе, отношения между старшими и младшими.

• Каковы взаимоотношения учителей и учащихся. Стиль отношений.

3.09.1977

Комплектование классов на 1 сентября. ... 6«б» 37 человек Федотова Валентина Васильевна (биол.) 7«а» 37 человек Готлиб Людмила Романовна (рус.) 7«б» 38 человек Исаев Виталий Гургенович (ф.к.) 8«г» 36 человек Пророк Валентина Петровна (анг.) 9«а» 36 человек Могерман Наталья Ивановна (физ.) ... Марина (ст. п/в) ...

5.09.1977

Заметки после разговора с Ю.М.Цейтлиным:

• Самое трудное - сочетание демократизма с твердым руководством.

• Посещение уроков надо начинать со слабых учителей.

• Каждое утро встречать школу.

• Сделать учительскую газету юморную, но заставляющую думать.

• Ко Дню учителя сделать капустник. Пригласить всех с женами и мужьями.

• Сказать секретарю п/о: не стесняйтесь, говорите сразу, если я допущу оплошность.

• Как можно меньше совещаний. Ценить время. Ввести планерки на большой перемене.

• Все начинать точно в срок, заканчивать так же.

• Если совершена ошибка, извиниться.

7.09.1977

Непонятно: учителя не хотят отвечать на три вопроса о школе. С трудом собирается материал. Некоторые не подписываются.

Присмотреться. Поговорить с МК»

Для работы МК (генеральные мысли):

1. Превращение всех работников школы в единый, сплоченный, работоспособный, оптимистически настроенный коллектив, который служит образцом и для коллектива учащихся, и родителей. Деятельность-общение-отношения (подчеркнуто В.К.).

2. Повысить общую педагогическую культуру.

13.09.1977

Мои предложения к школьному годовому плану (работа педколлектива с родителями):

1. Школа педагогических знаний. Общие лекции: «О воспитании истинном и ложном», «Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского», «Знаете ли вы своих детей», «Взаимоотношения взрослых и детей в семье».

2. Создать клуб «Папа, мама и я» (положение, программа, самоуправление).

3. Провести День открытых дверей для родителей.

4. Оборудовать в библиотеке сменную выставку книг и методических рекомендаций для родителей.

5. Провести занятие-учебу для членов классных родительских комитетов.

22.09.1977

Разговор о школе и ее социальном окружении с Л.В. и В.Г. Школа росла из начальной. 4 года была восьмилеткой. Из 10-го класса было только три выпуска. Средняя школа еще не набрала силы. Из внешних факторов, влияющих на воспитательный фон - 4 корпуса молодежных общежитий строителей и ряд уличных объединений. 30 ребят трудных -на грани отсева. Еще очень трудные девочки. Что можно сделать? Что предложить?

23.09.1977

Встреча с группой бывших выпускников школы. Разговор о школе. Вопрос: «Если бы вы пришли снова в школу, что бы вы сделали?» Главный мотив: в школе неинтересно, инициатива задавлена настолько, что ждать предложений от учеников бесполезно. В течение нескольких лет нас отучали проявлять инициативу. Мысли ребят вокруг спорта, но расчет на увлеченных им. Мои предложения: Клуб мушкетеров, Клуб бригантина, КВН (постоянный), театр, стройка (бассейн,

тир). Настрой скептический. Ребята не верят, что можно расшевелить школу. Им кажется, что с их уходом в школе, вообще, не осталось здоровых сил. Это типичный для выпускников негативизм.

25.09.1977

Сведения по учителям. Всего учителей 38, плюс ст.п/в, плюс библиотекарь. Всего 40. Средний возраст 37 лет.

28.09.1977

Во всех 8-х и 9-х классах провел опрос. Предложено подчеркнуть 7 качеств (из данного перечня - ред.) и проранжировать: ум, деловитость, щедрость, экономность, веселость, трудолюбие, доброта, идейность, воля, целеустремленность, убежденность, оптимизм, настойчивость, смелость, коллективизм, благородство, мечтательность, патриотизм, остроумие, общительность. В 8-х классах был вопрос: что такое патриотизм? В 9-м: идейность = ум?

30.09.1977

Пришли учащиеся 10б класса с просьбой рассказать о коммунарах. Сами ли?

30.09.1977

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В трех классах рассказывал о коммунарах (9«а»,9«б»,10«б»). Слушали здорово. Не хотели отпускать. 9«а» хотел пойти в 9б для вторичного слушания.

30.09.1977

С.Г. (8«а»). Мать в панике: никакого интереса к учебе, никакого контакта с матерью, врун, склонен к воровству. Надо понаблюдать.

5.10.1977

Дети Е.А. и Е.Ю. не учатся. Мать пьяница. В квартире нет даже окон. Дети питаются тем, что найдут в помойках. Документы на лишение родительских прав утеряны. Детей надо немедленно накормить и посадить за парту!

7.10.1977

Вчера после баскетбольного матча был избит М.Л. Ребенок, получивший 5 фолов, организовал избиение. Это нравы Кузьминок: проигравшие бьют победивших.» (Далее телефон поликлиники и имя и отчество лечащего врача мальчика)

7.10.1977

Провел общее собрание юношей 8-10-х классов. «Слово о кулаке». Отрывок из «Матери».

14.10.1977

Из комментариев к планам классных руководителей: «Подавляющее преимущество словесного воспитания, назидания, нет целевого создания педагогических ситуаций воспитательного характера. Поспешность, недодуманность, приблизительность».

17.10.1977

Инструктивное совещание по предстоящим педчтениям.

1. Что такое идейно-нравственное воспитание?

2. Что делать? Усилить воспитательные функции урока. Четко формулировать воспитательные задачи урока.

3. Из чего может складываться воспитательная функция:

• Личный пример учителя, его роль, сила его личности.

• Атмосфера урока - дух общения учителя и ученика, ученика и ученика.

• Внимание к духовному миру ребенку, связь урока с ним.

• Воспитание материалом преподавания.

• Воспитание организацией труда и отношениями в процессе этого труда.

• Введение элементов внеклассной работы, опора на интерес, развитие чувств.

• Создание ситуаций нравственного характера.

• Воспитывающее значение оценки (поурочный балл).

4. Нельзя воспитывать сразу все, но с другой стороны, нельзя устанавливать очередность, воспитывать по частям. Выбрать главную линию, вокруг которой работать.

5. Подкрепить урок серией классных часов, собраний, диспутов: 1-3 классы «Что такое хорошо и что такое плохо»; 4-7 классы -«В человеке все должно быть прекрасно»; 8-10 классы - «Что значит строить жизнь по законам красоты».

19.10.1977

Производственное совещание «Этика учителя»:

• Педагогическая самоотверженность - жизненный принцип учителя

• Гуманизм

• Оптимизм

• Чувство профессионального долга

• Педагогическая справедливость

• Педагогическая честь и достоинство

• Педагогическая совесть

Что волнует?

1. Исполнение своего профессионального долга (уроки, знания, воспитание).

2. Уровень деловой дисциплины, отношения «учитель-администратор». Ничего не делать с первого раза.

3. Стиль отношений (дети не любят школу).

26.10.1977

Сегодня трижды от разных людей услышал фразу «В школе стало лучше - дети спокойнее, учителя перестали кричать». Особо интересен разговор с бывшим 10-м классом. Среди них ходят слухи о положительных изменениях.

28.10.1977

Идеи для первого коммунарского огонька:

• Начать с разговора о счастливых мгновениях.

• Разговор о школе: что не так, что хочется.

• Разбиться на группы и составить проект школы. Каждой группе на одну тему (учеба, спорт...).

• Песня.

Разговор после, как нацеливание на дальнейшее. Клуб выпускников - в какой позиции будут стоять выпускники. Придумать позицию, чтобы в школе были счастливые минуты. Песни.

Парусник-лампа для огонька. «Горящие паруса».

3.11.1977

Сбежал из дому М.С. Отец избил после того, как узнал оценки за четверть. Дома разлад: отец и мать делят квартиру. Открытый цинизм.

12.11.1977

Объявление. «Внимание! 13 ноября в 11 часов в школе стартует ТУ-1. Членом его экипажа может быть любой ученик 7-10 класса, желающий, чтобы в школе жилось интересно, дружно, весело. Приглашаются все желающие. Явка не обязательна».

13.11.1977

Сбор прошел. Количество людей около 60 человек. Оценка ребят высокая. Голосование жетонами. Один жетон «-», остальные «+».

14.11.1977

Б.В., ученик 8«г», унижал 4«б»: заставлял играть в игру «Прыгай -звенят ли деньги». Но денег не брал.

3.12.1977

Малый педсовет по ситуации в 10«б» классе. Из 33 учащихся 20 не успевают. 14 ноября 14 учащихся ушли с уроков. Из заключительно -го слова Караковского В.А.: «Сколько лет человеку в 17 лет? Возраст измеряется тем, насколько человек осознает свой общественный долг, отношением к труду».

11.12.1977

ТУ-2. 75 человек. Блиц «ВОТ» («Вопросы-ответы»). Примерно 50 вопросов на билетиках. Экзаменующиеся: А.В.Мудрик, В.И.Максакова. Второй ТУ прошел лучше.

14.12.1977

Из заметок по подготовке решения педсовета: «Методическим объединениям обсудить вопрос о методике опроса с целью разнообразить формы учета знаний», «Педсовет обращает внимание на необходимость усилить воспитывающую роль оценки, ее справедливость, гуманизм».

17.12.1977

Собирал агитбригаду 9-х классов. Ребята все делают с удовольствием. Пришли в школу в 3 часа специально.

27.12.1977

М.В., 5«б». Приведен за то, что якобы шарил по карманам.

19.01.1978

Президиум школьного родительского комитета. Информация директора об итогах первого полугодия: «.Потепление атмосферы. Прекращение драк. Прекращение жалоб на грубость учителей. Прекращение пропаж».

22.01.1978

ТУ-3. Пришли не менее 120 человек.

23.02.1978

День начался плохо. С опозданием встал почетный караул. Формально прошла пионерская линейка.

24.02.1978

Провел линейку в 8-10 классах. Слушали хорошо.

25.02.1978

Провел разговор в учительской о педагогической безграмотности. Разобрал день 23.02.

25.02.1978

Эврика: самоорганизовались 27 курильщиков, все достали сами, скинулись и побелили туалет.

Собирал ребят по ТУ-4. Согласовал программу.

12.03.1978

ТУ-5. Примерно 90 человек. 1. Клуб кинопутешествий. 2. Путешествие по континентам: Азия, Африка, Австралия, Антарктида, Америка. Вместо анализа ребята стали задавать вопросы, очень существенные. После каждого ТУ остается группа «говорунов». Разговор о жизни.

12.03.1978

Идеи к сбору. Кандидатуры на комиссаров: Заславский Андрей, Марков Валерий, Рогачева Тоня, Дятлова Лена, Калинкина Света. Нормы выдвижения: 10-е кл. - 6; 9-е кл. - 32; 8-е кл. - 28; 7-е кл. - 16; 6-е кл. - 16. Выпускники - 3. Взрослые - 10. Норма денег - 6 руб. К содержанию:

• Зримая песня, песня-плакат, конкурс политической песни

• Труд на реконструкции школы им. Ленина

• Защита имени отряда;

• Час экспромтов «Остановись, мгновение»

• Операция - «Свежий воздух», «Пойди туда, не знаю куда.»

• Клуб кинопутешествий «Африка»

• Конкурс общественных профессий (журналист, судья.)

• Час неразгаданных тайн

• КВН

Законы сбора:

1. Красное знамя - главная реликвия сбора.

2. Все за одного - один за всех.

3. Живи для улыбки товарища.

4. Думать коллективно, работать оперативно, спорить доказательно для всех обязательно.

5. Каждое дело - творческое, иначе - зачем.

6. Критикуешь - предлагай.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Не пищать.

8. Закон 00.

План проведения первого сбора.

24 марта (пятница)

• 17-00 - отправление от м.Текстильщики

• 19-00 - прибытие

• 19-00 - 20-00 - расквартировка

• 20-00 - 20-30 - ужин

• 20-30 - 21-00 - отрядное время, подготовка к огоньку

• 21-00 - 22-00 - огонек

• 22-00 - 22-30 - большой совет

• 23-00 - отбой

25 марта (суббота)

• 7-00 - 7-45 - подъем, зарядка, туалет

• 7-45 - 8-00 - линейка

• 8-00 - 8-30 - завтрак

• 8-30 - 10-00 - отрядное время, подготовка к главному делу

• 10-00 - 11-00 - смотр молодежной политической песни

• 11-15 - 12-30 - спортивный час

• 12-30 - 14-00 - подготовка к обеду, обед

• 14-00 - 15-30 - отрядное время, подготовка к защите имени отряда

• 15-30 - 16-30 - защита имени отряда

• 16-30 - 17-30 - операция «Свежий воздух»

• 17-30 - 18-30 - клуб кинопутешественников «Африка»

• 18-30 - 19-30 - подготовка к ужину, ужин

• 19-30 - 20-00 - отрядные огоньки

• 20-00 - 22-00 - общий огонек

• 22-00 - 22-30 - Большой совет

• 22-30 - 23-00 - подготовка ко сну, отбой

26 марта (воскресенье)

• 7-00 - 7-45 - подъем, зарядка, уборка

• 7-45 - 8-00 - линейка

• 8-00 - 8-30 - завтрак

• 8-30 - 9-00 - подготовка к марш-броску

• 9-00 - 13-00 - марш-бросок

• 13-00 - 14-30 - обед

• 14-30 - 16-00 - отрядное время

• 16-00 - 17-00 - час неразгаданных тайн

• 17-00 - 19-00 - занятия института общественных профессий

• 19-00 - 19-30 - ужин

• 19-30 - 20-00 - отрядные огоньки

• 20-00 - 22-00 - общий огонек

• 22-00 - 22-30 - большой совет

• 23-00 - Отбой

27 марта (понедельник)

• 5-00 - 5-45 - подъем, зарядка, туалет.

• 5-45 - 6-15 - дорога до места встречи Ленинского рассвета

• 6-15 - 6-45 - Встреча рассвета

• 7-00 - 7-30 - Завтрак

• 8-00 - 11-00 - работа на реконструкции школы им. В.И.Ленина

• 11-00 - 13-00 - Посещение музея В.И.Ленина

• 13-00 - 14-00 Обед

• 14-00 - 15-00 - Уборка школы

• 15-00 - 15-30 - отрядные огоньки

• 15-30 - 16-30 - Общий прощальный огонек

• С 16-30 - поотрядное отправление

10.04.1978

Разговор с Н.Г. (9б) по поводу его состояния на вечере встречи (пьян). Юноша очень переживает. Договорились ограничиться разговором. Он сказал: «Я выглядел мерзко»

22.04. 1978

Встреча рассвета. Красная площадь. 6 часов 15 минут утра. 22 учителя. 259 детей.

27.04.1978

Судьбы восьмиклассников на сегодня (144 человека). 77 - заявления в 9 класс, 34 идут в ПТУ, 33 идут в техникумы, причем лучшие

6.05.1978

Встреча с отцом и матерью С.Л. Класс ненавидит девочку. Ее обвиняют во вранье. Якобы она сожгла дневник. В классе пропал журнал. Родители говорят, что они ей верят. Беседовал с девочкой. Договорились встретиться 10-ого. Она должна подумать, как жить дальше.

21.05.1978

ТУ-7. 75 человек. Посвящается выпускникам. Лирическая часть; обозрение «Школьные годы»; разговор о ТУ, анализ анкет; творчество Окуджавы, Визбора, Кима.

Итоги анкеты: На ТУ «многое узнал и многому научился» (123 от-

вета), «узнал про самого себя» (75 ответов), «узнал про людей» (83 ответа). ... «А слабо нам сделать ТУ-104? - Не слабо! Все в наших силах».

19.06.1978

Разговор с Л.В. об итогах трудового лагеря в Волгограде. Была задача закрепить процессы, идущие в школьном коллективе: увеличение общественной активности, сплочение ребят на основе общей деятельности, гуманизм отношений, разрушение межпоколенческих барьеров, самоуправление. Создали 4 бригады. Совет бригадиров. Лозунг «Не пищать». Сборовские песни. Попытка повлиять на песенные вкусы других школ. Из песни, которую сочинили дети в трудовом лагере в Волгограде: «Мы из школы 8-25, из Москвы приехали трудиться. Твой наказ мы сможем оправдать. Будешь, школа, нами ты гордиться».

28.06.1978

Разговор с Л.К. Попросила книжку «Без звонка на перемену».

28.06.1978

Разговор с З.К. Помочь классным руководителям в работе с трудными, раз в месяц проводить Малые педсоветы.

Первая рабочая тетрадь заканчивается таблицей «Классный руководитель-количество детей в 1978-79 уч.году». Детей будет 666, классов 20.

Редактор-составитель: И.В. Степанова, канд. пед. наук, старший научный сотрудник Центра стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.