Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 4. - С. 144-152.
УДК 349.235
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ В XIX ВЕКЕ
Старостин В. А.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
Целью статьи является рассмотрение проблемы продолжительности рабочего времени несовершеннолетних лиц в странах Западной Европы в период индустриального производства.
В условиях машинного производства на фабриках повсеместным и массовым явлением стал дешевый детский труд. Мужскую рабочую силу, которая была необходима ранее на производствах, потеснил детский труд. Детям хорошо давались вспомогательные функции у станков, что постепенно вытеснило квалифицированных мастеров. Со временем детский труд стал одной из причин массового недовольства среди рабочих. Ключевыми причинами являлись, с одной стороны, тяжелейшие условия труда и нерегламентированная продолжительность рабочего времени несовершеннолетних, с другой -сокращение количества рабочих мест для взрослых работников.
Применение детского труда и народные волнения оказали ключевое влияние на необходимость законодательного регулирования трудовых отношений. Массовое привлечение детей для работы приводило к физической и умственной деградации. Поэтому, например, в Пруссии за ограничение детского труда выступали крупные государственные ведомства: вооруженные силы, система образования. Школы, университеты, находясь под контролем церкви и монархии, боролись за возможность обучения детей. Военное ведомство также отстаивало свои позиции. Набор юношей в армию срывался из-за занятости на производствах. Вместо обучения детей в школах и службе в армии большинство трудилось на предприятиях. Им противостояли владельцы промышленных предприятий и некоторые рабочие, уверенные в том, что могут лишиться необходимого дохода - заработка детей. Возникший конфликт политических интересов не сразу был разрешен. Результатом острой политической борьбы стало принятие нормативных актов. Несовершеннолетние работники были определены в качестве особого субъекта трудовых отношений с установлением правового статуса отличного от взрослых рабочих. Это положило начало законодательного регулирования рабочего времени и условий труда несовершеннолетних лиц в Европе.
Ключевые слова: эксплуатация детского труда, условия труда, рабочее время, трудовые отношения, правовой статус несовершеннолетних лиц.
Вопрос о продолжительности рабочего времени несовершеннолетних лиц является актуальным во всем мире. Международная организация труда (МОТ) определила детский труд в качестве «работы, которая умственно, физически, социально или морально опасна и вредна для детей, мешает образованию, так как лишает детей возможности посещать учебные заведения; заставляет их бросить занятия в школе или требует совмещения учёбы с долгим и тяжелым изнурительным трудом» [1].
В настоящее время в целом ряде стран отмечены нарушения в области трудовых отношений, связанные с продолжительностью рабочего времени и возрастом лиц, привлекаемых к труду. Об этом свидетельствует доклад о детском труде, опубликованный МОТ, где отмечено, что 168 миллионов детей во всем мире вынуждены трудиться, чтобы выжить. Такое количество трудящихся детей составило 11 % процентов от всего детского населения планеты. Однако, по данным ЮНИСЕФ, число детей, работающих в различных отраслях экономики, значительно больше - поряд-
ка 246 миллионов. Около 60 % детей трудятся в сельскохозяйственной сфере, а общая прибыль от использования детского труда исчисляется более чем 150 миллиардами долларов в год [2].
Успех современных преобразований в России в сфере правового регулирования рабочего времени несовершеннолетних лиц зависит от того, насколько учитывается опыт развития других стран в указанной сфере. В этой связи исследование основ регулирования продолжительности рабочего времени подростков в промышленности стран Западной Европы и принятие первых законодательных актов о труде приобретают особую актуальность, так как способствуют более глубокому изучению данного вопроса. Обобщение правового опыта в сфере применения детского труда в период индустриальной эпохи, анализ результатов, выявление положительных и отрицательных сторон могут быть полезны для совершенствования правового механизма, с помощью которого регулируются общественные отношения, связанные с использованием труда несовершеннолетних лиц в современной России.
Объектом статьи является исследование правовых отношений в сфере регулирования рабочего времени несовершеннолетних лиц; появление на основе этого первых нормативных актов регулирования рабочего времени, условий труда несовершеннолетних лиц в период индустриального производства в странах Западной Европы в XIX веке.
Предметом является исследование продолжительности рабочего времени, первых нормативных актов о рабочем времени и охране труда несовершеннолетних лиц в Великобритании, Франции, Германии в XIX веке.
Цель данной статьи заключается в изучении причинно-следственной связи между продолжительностью рабочего времени подростков, связанным с этим массовым недовольством работников и появлением первых нормативных актов о продолжительности рабочего времени и охране труда несовершеннолетних лиц.
Исследование проблем рабочего времени, применения детского труда началось в дореволюционный период. Среди работ данной группы центральное место занимали труды В. П. Литвинова-Фалинского, А. Н. Быкова, Л. Н. Нисселовича, М. Г. Лунца, А. Ф. Федорова, И. И. Янжула, Е. М. Дементьева, Л. С. Таля и др. Вышеуказанные авторы по роду своей деятельности сталкивались с проблемами рабочего времени и эксплуатации труда. Они являлись чиновниками, фабричными инспекторами, ревизорами, преподавателями.
Следующий этап исследования указанной проблематики относился к советскому периоду. В это время учеными проводился сравнительный анализ положения несовершеннолетних лиц и взрослых рабочих при социалистическом строе и капиталистическом строе дореволюционного периода. К работам указанного периода можно отнести труды И. И. Шелымагина, К. Н. Тарновского, В. В. Адамова, Ю. И. Кирьянова и других.
Представителями постсоветского периода изучения условий труда, рабочего времени были Б. Н. Миронов, М. А. Фельдман, В. Д. Камынин, Ю. Д. Коробков, Л. В. Куприянова, Е. Б. Хохлов, В. Ф. Цитульский и другие.
Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних работников на производствах стран Западной Европы в первой половине XIX века составляла 12-14 часов в сутки. Темпы развития индустриального производства постоянно увеличивались. Основу индустриализации составляло промышленное производство и рабо-
чая сила. Появление машинного производства привело к возможности отказаться от использования физической силы взрослого работника. На смену пришел детский труд, который был менее затратным для собственников предприятий и приносил больше прибыли. Используя детский труд, можно было экономить значительные средства на условиях труда, питании, начислении заработной платы, уменьшая ее различными способами. При этом не ограничивать продолжительность рабочего времени. Таким образом, в целях экономии производственных затрат и получения большей прибыли владельцами предприятий стал использоваться дешевый детский труд. Это подтверждается высказыванием К. Маркса, который указывал причины появления детского труда при капитализме: «Поскольку машины делают мускульную силу излишней, они становятся средством применения рабочих без мускульной силы или не достигших полного физического развития, но обладающих более гибкими членами. Поэтому женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин!» [3, с. 407].
В связи с этим в условиях распространения машинного производства на фабриках повсеместным и массовым явлением стал дешевый детский труд. Мужскую рабочую силу, которая была необходима ранее на производствах, потеснил детский труд. Детям хорошо давались вспомогательные функции у станков, что постепенно вытеснило квалифицированных мастеров, число которых среди рабочих - мужчин -в середине XIX века едва превышало десять процентов [4]. Высокая доля детского труда характерна для всех стран с фабричной организацией промышленности. В 1839 году 4 6% фабричных рабочих Великобритании не достигли восемнадцатилетнего возраста. По данным 1843 года в Бельгии на прядильной фабрике Брабанта трудились 318 рабочих, в число которых входили 26 детей от 9 до 12 лет. На тюлевой фабрике этого города было 70 рабочих, в том числе 30 девочек в возрасте от 8 до 12 лет. В 1840 году во французском департаменте Нор на различных фабриках работали 11114 детей в возрасте от 4 до 12 лет [5, с. 57].
Продолжительность рабочего дня составляла 13 часов при наличии трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и 20 минут на завтрак и ужин). Рабочий день был одинаков для мужчин, женщин и детей. Отпуска не предоставлялись. Привлечение к работе по воскресным дням становилось нормой [5].
Со временем детский труд начал вызывать массовое недовольство среди рабочих. Ключевыми причинами являлись, с одной стороны, тяжелейшие условия труда и нерегламентированная продолжительность рабочего времени, с другой - количество рабочих мест для взрослых работников сокращалось.
В Англии были отмечены различные формы протеста рабочих против эксплуатации. Например, уничтожение станков, поджоги производственных помещений. Рабочий Нед Лудд первым разбил станок, так как считал именно машину виновником нищеты рабочих. Движение получило название «луддизма», стало первым массовым движением рабочих [6, с. 48]. Объективно оно было направлено не против машин, а против владельцев предприятий. Английский парламент по требованию предпринимателей принял закон о смертной казни за порчу машин и о беспощадном подавлении указанного движения. Сорок работников были приговорены к смертной казни.
Постепенно рабочие переходили от разрушения станков к более организованным формам протеста, целенаправленным действиям в защиту своих рабочих прав.
В 1836-1842 гг. в Англии возникло «чартистское движение» [6, с. 59], в ходе которого была основана первая массовая рабочая партия - Национальная чартистская ассоциация. Участники этого движения боролись за трудовые и политические права, ограничение продолжительности рабочего времени взрослых и несовершеннолетних работников, улучшение условий охраны труда. Парламент отвергал все попытки улучшить положение рабочих. Однако со временем правительство вынуждено было перейти к политике компромиссов и частичных уступок. В 1847 г. был принят закон о продолжительности рабочего времени несовершеннолетних лиц, повышена заработная плата некоторым категориям рабочих.
Таким образом, в результате народных волнений, связанных с требованиями сокращения продолжительности рабочего времени и улучшения условий труда, в 1847 году парламентом Англии был принят закон о десятичасовом рабочем дне, в котором указано: «С 1 января 1847 года никакое лицо моложе 18 лет не может быть занято на фабрике или заводе работой более чем на 11 часов в течение суток и более 63 часов в течение недели ... С 1 мая 1848 года никакое лицо менее 18 лет не может быть задействовано на работе более 10 часов в сутки и 58 часов в неделю. Указанные пределы должны приниматься также для женщин» [7, с. 239].
Для решения острых противоречий в сфере применения детского труда парламент Англии как законодательный орган власти выступил в роли посредника между работниками и владельцами предприятий в установлении количества часов работы в сутки. Конечно, законодательной инициативе также способствовали народные волнения, массовое недовольство, стачки. Поэтому первые попытки государства по ограничению детского труда внесли неоценимый вклад в появление фабричного, а затем трудового законодательства. В данном законе четко было установлено рабочее время в часах для несовершеннолетних лиц возрастом до 18 лет и женщин. Сначала 11 часов в сутки и 63 часа в неделю, после - 10 часов в сутки и 58 часов в неделю. Это положение заставило собственников предприятий исполнять принятые нормы рабочего времени несовершеннолетних лиц: нормы рабочего дня, нормы рабочей недели.
В Пруссии применение детского труда оказало ключевое влияние на возникновение законов о регламентации трудовых отношений. Массовое привлечение детей для работы на производствах приводило к их физической и умственной деградации. Поэтому за ограничение детского труда выступили два крупных государственных ведомства. Одно из них - Вооруженные силы. Причиной регулярных недоборов в армию являлось раннее вовлечение подростков в производство. Другим ведомством была система образования, которая с точки зрения воспитания и культурных потребностей населения высказалась за то, чтобы дети до определенного возраста проходили школьное обучение, а, следовательно, в это время не допускались к работе на фабриках [8, с. 125]. Им противостояли владельцы крупных промышленных предприятий и некоторые рабочие, уверенные в том, что могут лишиться необходимого дохода - заработка детей. Школы, университеты Пруссии, находясь под контролем церкви и монархии, боролись за возможность обучения детей. Военное ведомство также отстаивало свои позиции. Набор юношей в армию срывался из-за поголовной занятости на производствах. Вместо обучения детей в школах и службы в армии большинство трудилось на предприятиях. Возникший конфликт государ-
ственных интересов не сразу был разрешен, несмотря на то, что основой прусского национального сознания являлись идеи о сильной власти.
Большой общественно-политический резонанс накануне революционных событий 1848-1849 гг. приобрело восстание рабочих в 1844 г. в Пруссии [8]. Восстание вспыхнуло стихийно, не имея определенной политической окраски. Рабочий, распевавший песню у окон фабриканта, был брошен в тюрьму. Товарищи арестованного потребовали его освобождения и одновременно повышения заработной платы. Хозяин в грубой форме ответил отказом, что привело к разгрому его дома, конторы и складов. Восстание перекинулось на соседние районы. Регулярная армия подавила восставших рабочих. Около 150 участников этих событий были брошены в тюрьмы.
В результате правительство приняло сторону государственных ведомств. Поэтому в Пруссии в 1839 году был принят закон, в котором разрешалось принимать на фабрики и рудники несовершеннолетних работников с 9 лет, с максимальной продолжительностью рабочего дня - десять часов. Однако он почти не применялся. Основное значение получил закон 1853 года, в котором допускалось привлечение детей к работе с 12 лет, рабочее время устанавливалось до 6 часов в сутки [9, с. 135]. Этот закон оказался более действенным ввиду учреждения фабричной инспекции.
Законы в определенной мере защищали права детей в сфере продолжительности рабочего времени. Поэтому со временем распространились и в других германских регионах (Баварии, Вюртемберге, Саксонии). Однако содержали более жесткие нормы рабочего времени. Труд малолетних рабочих разрешили с 10, а не с 12 лет, рабочий день подростков установили в 9-10 часов, а не в 6, как в Пруссии. Прусский фабричный закон распространили на всю территорию Германии только в 1869-1871 годах.
Положение несовершеннолетних рабочих во Франции не отличалось в лучшую сторону. В начале 30-х гг. XIX в. вспыхнули восстания работников ткацких предприятий в г. Лионе и других городах. Основные требования рабочих касались увеличения возраста подростков для привлечения к труду на производствах, уменьшения рабочего времени, улучшения условий труда и повышения заработной платы. Но владельцы предприятий отказались удовлетворить их требования. Тогда рабочими было решено проведить массовую демонстрацию. Утром 21 ноября 1831 г. рабочие, построившись в колонны, двинулись к городской ратуше, но были разогнаны полицией, что заставило их взяться за оружие. В город была введена регулярная армия, которая подавила вооруженное восстание. В апреле 1834 г. рабочие города Лиона вновь поднялись на борьбу, но были разгромлены войсками.
Власти все же были вынуждены пойти на уступки в сфере улучшения условий труда и возрастных ограничений при принятии на работу несовершеннолетних лиц. В связи с массовым недовольством рабочих во Франции в 1841 году был принят специальный закон [10], в котором впервые было указано о сокращении в промышленности продолжительности рабочего дня детей и подростков. Большинством предпринимателей исполнение закона было проигнорировано под предлогом, что во многих производствах взрослый рабочий не может обойтись без помощи малолетних, значит, рабочий день для всех категорий, занятых на фабрике, должен быть одинаковым. Правительство Кавеньяка 9 сентября 1848 года установило границы рабочего времени в пределах 12 часов, причем из этого правила допускалось мно-
жество исключений. На производствах этот декрет выполнялся так же мало, как и закон 1841 года. Исполнение фабричного законодательства на предприятиях в последующие годы было неэффективным. Декреты 1851 и 1864 годов [10] давали возможность даже увеличивать рабочее время в некоторых отраслях промышленности.
Вместе с этим первые меры исправления ситуации были предприняты лишь спустя десять лет властями Третьей республики. В 1874 году признали возраст в 10 лет как минимальный для приема на работу и уменьшили продолжительность детского рабочего дня до 6 часов, а в 1882 году в качестве важнейшего практического шага было введено бесплатное и обязательное обучение детей 6-13 лет. В 1892 году был принят «Закон о труде детей, девушек и женщин на промышленных предприятиях» [11], действие которого распространялось на все виды производства и строительства. В соответствии с ним разрешалось принимать на работу детей с 12 лет, если они получили свидетельство о начальном образовании, и с 13 лет - без такового. Рабочий день рабочих и работниц, не достигших 18 лет, а также женщин определялся в 11 часов в день с обязательным одним или несколькими перерывами на отдых продолжительностью не менее 1 часа. Запрещалось использование детей, несовершеннолетних девушек и женщин на ночных работах, а также в шахтах, рудниках и карьерах. Не допускалось принуждать женщин любого возраста, детей и подростков до 18 лет работать более 6 дней в неделю. Меры регламентации труда не коснулись совершеннолетних работников мужского пола вплоть до 1905 года, когда появился закон [12], установивший для горняков, занятых на подземных разработках, 9-часовой рабочий день. В 1906 году Национальное собрание законодательно потребовало обязательного предоставления наемным работникам одного выходного дня в неделю.
Примеры жестокой эксплуатации детей, неограниченной продолжительности рабочего времени содержатся в произведениях английского писателя Чарльза Диккенса, который сам трудился на фабрике в одиннадцатилетнем возрасте [13]. На протяжении каждого рабочего дня он видел и чувствовал невыносимые условия труда и быта несовершеннолетних работников, которые часто умирали на рабочем месте или становились калеками.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы:
1. С началом индустриального развития в Европе в первой половине XIX века, ростом количества предприятий, появлением машинного производства и увеличением потребностей промышленности увеличилась эксплуатация детского труда. Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних лиц составляла 12-14 часов в сутки и не ограничивалась законами. Органы государственной власти не осуществляли контроль условий труда и продолжительности рабочего времени несовершеннолетних работников. Причиной увеличения рабочего времени подростков стало появление машинного производства, что позволило владельцам предприятий отказаться от использования физической силы взрослого работника. На смену пришел детский труд, который был менее затратным для собственников предприятий и приносил больше прибыли.
2. Массовое привлечение детей для работы на производствах приводило к их физической и умственной деградации. В связи с этим в ряде стран Западной Европы возникли конфликты между государственными институтами. Например, в Пруссии военное ведомство и система образования имели острую нехватку молодых людей,
которые были заняты на производствах. Раннее вовлечение подростков на производство стало причиной регулярных недоборов в армию. В системе образования считали, чтобы дети проходили школьное обучение, а, следовательно, в это время не допускались к работе на фабриках. Поэтому крупные государственные ведомства Пруссии выступали за ограничение детского труда. Это повлияло на необходимость органов власти приступить к законодательному регулированию рабочего времени.
3. Усиление эксплуатации детского труда в виде неограниченной продолжительности рабочего времени, отсутствия условий охраны труда приводили к народным волнениям. Основными требованиями работников являлись: увеличение возраста несовершеннолетних лиц для привлечения к работам, уменьшение продолжительности рабочего времени, улучшение условий труда, медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и другие. Таким образом, массовые недовольства условиями труда заканчивались социально-политической нестабильностью, что вынуждало органы власти Англии, Франции, Пруссии принимать законодательные акты о рабочем времени несовершеннолетних работников и улучшать условия труда. Впоследствии это привело к первым попыткам законодательного регулирования продолжительности рабочего времени несовершеннолетних работников и положило начало формированию трудового законодательства.
4. Особая роль в требованиях рабочих уделялась ограничению рабочего времени несовершеннолетних лиц и главным образом повлияла на законодательные инициативы о труде и рабочем времени в Англии, Франции, Пруссии в XIX веке, стала ключевой причиной острого социального конфликта между лицами наемного труда и буржуазией. В связи с этим массовая эксплуатация подростков на производствах и недовольство работников повлияли на органы власти путем принятия законодательной регламентации рабочего времени.
5. Принятие первых законодательных актов способствовало уменьшению эксплуатации несовершеннолетних работников и положило начало развитию трудового законодательства. Владельцы предприятий были вынуждены подчиниться законодательству, часто в ущерб своим интересам. В этом заключалась гуманистическая и прогрессивная роль принятых законов.
6. Впоследствии несовершеннолетние работники были определены в качестве особого субъекта трудовых отношений, с установлением правового статуса отличного от взрослых рабочих в связи с принятием первых нормативных актов о рабочем времени. Это положило начало законодательному регулированию рабочего времени и условий труда несовершеннолетних лиц. В связи с этим впервые началась разработка норм, направленных на охрану трудовой деятельности несовершеннолетних работников.
Список литературы:
1.Конвенция № 182 Международной организации труда «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» // Официальный сайт Международной организации труда.
URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/convention182.shtml (Дата обращения: 11.05.2018)
2. World report on child labour 2015: Paving the way to decent work for young people / International Labour Office. Geneva: ILO, 2015
URL:http://www.refworld.org/docid/558bb1d74.html (Дата обращения: 15.03.2018)
3. «Капитал» К. Маркса и проблемы современного капитализма / М.: Изд-во Московского университета, 1968. - 510 с.
4. Брентано Л. История развития народного хозяйства Англии / Л. Брентано. - М.: Госиздат, 1930. -312 с.
5. Бризон П. История труда и трудящихся / П. Бризон. - М.: Госиздат, 1921. - 241 с.
6. Поулсен Ч. «Английские бунтари» / Ч. Поулсен. - М.: Прогресс, 1987. - 67 с.
7. Энгельс Ф. «Английский билль о десятичасовом рабочем дне» / Ф. Энгельс. - М.: Издательство политической литературы, 1967. - 252 с.
8. Ерусалимский А. С. Германская история в новое и новейшее время / А.С. Ерусалимский - М.: Наука, 1970. - 215 с.
9. Кучинский Ю. История условий труда в Германии /Ю. Кучинский - М.: Издательство иностранной литературы,1949. - 532 с.
10. Потемкин Ф. В. Промышленная революция во Франции / Ф. В. Потемкин - М.: Наука, 1971. -197 с.
11. Пономарев Б. Н. Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории / М.: Мысль, 1976. -Т. 1. - 128 с.
12. К. Маркс. К критике политической экономии.
URL: http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/ (Дата обращения: 15.05.2018)
13. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. М.: Рипол классик, 2013. - 390 с.
Starostin V. A. The Minors Working Time in Britain, France, Germany in the 19th Century // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2018. - Т. 3 (70). № 4. - Р. 144-152.
The purpose of the article is to consider the problem of working hours of minors in Western European countries during the industrial production period. Cheap child labor has become a widespread and mass phenomenon in factories in the conditions of machine production. It was the reason of mass discontent among workers. The main reasons of it were hard working conditions, unregulated working hours of teenager's and reduction of the number of jobs for adult workers. The using of child labour and public unrest had a political influence on the need for legislative regulation of labour relations. The involvement of children in production industry has been resulted in their physical and mental degradation. Therefore, for example, in Prussia the armed forces and the education system were responsible of child labor's limits. Schools and universities were controlled by the church and the monarchy. Also they fought for the possibility of teaching children. The military department also defended their positions. The recruitment of young men was not impossible because of the employment in production factories. They worked in the factories instead of studying at school or serving in the army. The owners of large industrial enterprises and some workers were considered in losing the necessary income - the earnings of children. Nevertheless, the conflict of political interests was not immediately resolved. The result of the intense political struggle was adoption of regulations. Minors were identified as a special subject of labour relations, with the establishment of a legal status other than that of adult workers. It was the beginning of legislative regulation of working time and working conditions of minors in Europe.
Key words: the child labour exploitation, working conditions, working hours, labour relations and the legal status of teenager's.
Spisok literatury:
1. Konventsiya № 182 Mezhdunarodnoi organizatsii truda "O zapreshchenii i nemedlennykh merakh po iskoreneniyu naikhudshikh form detskogo truda" [Convention No. 182 of the International Labour Organization "Concerning the Prohibition and Immediate Action for the Elimination of the Worst Forms of Child Labor"]. Ofitsial'nyi sait Mezhdunarodnoi organizatsii truda.
URL: http://www.ilo.org/ilolex/russian/docs/conv175.htm. (Accessed: 11 of May 2018)
2. World Report on Child Labour 2015: Paving the Way to Decent Work for Young People / International Labour Office. Geneva: ILO, 2015
URL: http://www.ilo.org/ilolex/russian/docs/conv175.htm. (Accessed: 15 March 2018)
3. Marks K. Kapital i problemy sovremennogo kapitalizma [Kapital and Problems of Modern Kapitalizm]. Moscow Izdatel'stvo Moskovskogo Universiteta, 1968, 510 p.
4. Brentano L. Istoriya razvitiya narodnogo khozyaistva Anglii [The History of the National Development Economy of England]. Moscow, Gosizdat, 1930, 312 р.
5. Brizon P. Istoriya truda i trudyashchikhsya [The History of the Labor and Workers ']. Moscow, Gosizdat, 1921, 241 р.
6. Poulsen Ch. Angliiskie buntari [English Rebellious]. Moscow, Progress, 1987, 67 p.
7. Engel's F. Angliiskii bill' o desyatichasovom rabochem dne [English Bill of Ten-Hour Working Day]. Moscow, Izdatel'stvo Politicheskoi Literatury, 1967, 252 p.
8. Erusalimskii A. Germanskaya istoriya v novoe i noveishee vremya [German History in Modern and Contemporary Times]. Moscow, Nauka, 1970, 215 p.
9. Kuchinskii Yu. Istoriya uslovii truda v Germanii [The History of Working Conditions in Germany]. Moscow, Izdatel'stvo Inostrannoi Literatury,1949. - 532 p.
10. Potemkin F. Promyshlennaya revolyutsiya vo Frantsii [The Industrial Revolution in France]. Moscow, Nauka, 1971, 197 p.
11. Ponomarev B. Mezhdunarodnoe rabochee dvizhenie. Voprosy istorii i teorii [The International Labor Movement. Questions of History and Theory]. Moscow, Mysl', 1976, 128 p.
12. Marks K. K kritike politicheskoi ekonomii [Critique of Political Economy]. URL: http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/ (Accessed: 15 May 2018)
13. Dikkens Ch. Priklyucheniya Olivera Tvista [Adventures Of Oliver Twist]. Moscow, Ripol Klassik, 2013, 390 p.