17. Driffield N, Chiang P.C. (M) The Effects of Offshoring to China: Reallocation, Employment and Productivity in Taiwan // International Journal of the Economics of Business. 2009. Vol. 16(1). P. 19-38.
18. Aaronson SA. How China's Employment Problems Became Trade Problems // Global Economy Journal. 2010. Vol. 10(3). Art. 2. P. 1-30.
19. Baclawski B.C. Re-Thinking the WTO's Relationship to International Labor Standards: Is it Finally Time for a Global Approach? // Georgetown Journal of International Law. 2016. Vol. 48. P. 235-262.
20. Davidov G. Comment on Alan Hyde: The Perils of Economic Justifications for International Labor Standards // Law & Ethics of Human Rights. 2009. Vol. 3(2). P. 180-188.
УДК 328.34
В.А. Старостин
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ
Введение: в статье изучаются правовые и политические отношения в сфере применения детского труда и появление первых нормативных актов регулирования рабочего времени. В условиях машинного производства, на фабриках повсеместным и массовым явлением стал дешевый детский труд. Увеличение количества несовершеннолетних работников и отсутствие законодательной регламентации рабочего времени является актуальной проблемой изучаемого периода. Цель: изучение причин появления первых нормативных актов о продолжительности рабочего времени несовершеннолетних лиц, принятых в результате эксплуатации детского труда. Методологическая основа: диалектический метод познания, системный, формально-юридический, сравнительный методы исследования. Результаты: с учетом проведенного исследования установлено, что принятие первых нормативных актов о рабочем времени вызвано забастовками рабочих. В законах о продолжительности рабочего времени подростки были определены в качестве особого субъекта трудовых отношений, с установлением правового статуса отличного от взрослых работников. Это положило начало законодательному регулированию рабочего времени и условий труда. В связи с этим впервые началась разработка норм, направленных на охрану трудовой деятельности несовершеннолетних работников. Выводы: отсутствие нормативного регулирования рабочего времени трудящихся (в т.ч. несовершеннолетних) приводило к организации стачечного движения и послужило толчком к социально-политической нестабильности в государстве. Это оказало ключевое влияние на необходимость разработки и принятия первых законов о рабочем времени, в т.ч. для несовершеннолетних лиц в России. Таким образом, была заложена основа формирования отечественного законодательства в области труда несовершеннолетних лиц.
Ключевые слова: рабочее время, трудовые отношения, эксплуатация детского труда, условия труда, правовой статус несовершеннолетних лиц.
© Старостин Виталий Анатольевич, 2019
Преподаватель первой квалификационной категории (Таврический колледж (структурное подразделение) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского);. е-mail: [email protected] © Starostin Vitaliy Anatolyevich, 2019
Lecturer of the first qualification category (Tavrichesky College (structural unit) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky) 251
V.A. Starostin
WORKING HOURS OF MINORS IN RUSSIA IN THE XIX CENTURY
Background: the article deals with legal and political relations in the sphere of child labor and the emergence of the first normative acts of regulation of working time, working conditions of minors in the period of industrial production in Russia in the XIX century. In the conditions of machine production, in factories, cheap child labor has become a widespread and mass phenomenon. In the conditions of machine production, in factories, cheap child labor has become a widespread and mass phenomenon. The increase in the number of underage workers and the lack of legislative regulation of working time was an urgent problem of the study period. Objective: to study the application and causes of appearing of the first normative acts on the working hours of minors adopted as a result of the exploitation of child labour and related grievances. Methodology: dialectical method of cognition, systematic, formal-legal, comparative methods of research. Results: taking into account the conducted research it is established that adoption of the first regulations on working time of minors is caused by mass discontent and strikes of workers. In the laws on working hours, adolescents were defined as a special subject of employment relations, with the establishment of a legal status different from that of adult workers. Th is marked the beginning of legislative regulation of working time and working conditions. In this regard, for the first time, the development of norms aimed at protecting the work of underage workers began. Conclusion: the absence of normative regulation of working time of workers (including minors) led to the organization of strike movement and served as an impetus to social and political instability in the state. This had a key impact on the need to develop and adopt the first laws on working time, including, minors in Russia. Thus, the basis for the formation of domestic legislation in the field of juvenile labour was laid.
Key-words: working hours, working time, labor relations, the child labour exploitation, working conditions, the legal status of minors.
Продолжительность рабочего времени является актуальной проблемой, т.к. затрагивает личные права каждого работающего человека. Исследование вопроса о продолжительности рабочего времени для несовершеннолетних лиц в России, в период зарождения и развития индустриальной эпохи в XIX в. представляет интерес, т.к. это были первые попытки законодательной власти ввести ограничение продолжительности рабочего времени путем принятия первых законодательных актов о труде и рабочем времени. Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних работников составляла 12-14 ч в сутки, что пагубно влияло на их физическое и психологическое развитие. Несовершеннолетние работники не получали первоначальное образование. Отсутствие основ охраны труда приводили к частным несчастным случаям на производстве и вели к детской смертности, что в принципе угрожало будущему существованию нации и государства. В результате последующего развития экономического потенциала и роста производительных сил, привлечение к труду несовершеннолетних работников и их эксплуатация привели к дестабилизации социально-политической ситуации, что вызвало массовые протесты среди старших работников предприятий. Массовые забастовки приводили к политической нестабильности, что вызывало острую необходимость правового регулирования продолжительности рабочего времени. Для решения этой проблемы органам власти необходимо было создать
законы по ограничению времени затрачиваемого на работе и охране труда подростков. Однако владельцы предприятий отстаивали свои интересы, и поэтому эксплуатация детского труда продолжалась.
На ранних стадиях развития индустриального производства в России продолжительность рабочего времени детей и взрослых работников не отличалась. Это приводило к физической и моральной деградации несовершеннолетних работников, к их высокой смертности в результате несчастных случаев на производствах. Поэтому эксплуатация детей, неурегулированное рабочее время было одной из важнейших правовых и социально-политических проблем в России в середине XIX в., а ограничение детского труда - одним из требований рабочего класса.
Ключевой причиной законодательного ограничения рабочего времени, которое в середине XIX в. продолжалось на протяжении светового дня и составляло более 12 ч в сутки, стали массовые недовольства работников предприятий. Примером может служить массовая забастовка работников в 1844 г. на Вознесенской фабрике по производству бумаги. Выдвинутые требования касались сокращения рабочего времени и улучшения условий труда [1]. В результате проверки, проведенной уполномоченными органами правительства на указанной фабрике и других, стало известно об эксплуатации детского труда, отсутствии ограничения рабочего времени. Выяснилось, что количество несовершеннолетних работников на московских предприятиях по изготовлению бумаги составляет более двух тысяч человек [2]. Причем продолжительность рабочего времени и условия труда взрослых и несовершеннолетних работников не отличалась.
Производственный процесс на фабриках не ограничивался на протяжении рабочего дня. Владельцы предприятий были заинтересованы в получении максимальной прибыли, путем продолжительной эксплуатации работников в течение суток. В связи с этим, продолжительность детского труда и взрослых работников зависела от воли предпринимателя. В связи с массовыми волнениями в 1845 г. правительством был принят Закон от 7 августа 1845 г. «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста»1. Норма закона носила императивный характер и запрещала использовать труд несовершеннолетних работников возрастом до 12 лет в ночное время от 12 ч ночи до 6 ч утра. Назначение для работы в ночную смену для подростков было не редкостью, ответственности за нарушение со стороны владельцев предприятий не было предусмотрено. Это позволяло им игнорировать соблюдение норм закона. Другой особенностью было то, что контроль возлагался на местные власти, которые по различным причинам не спешили проверять исполнение закона. Таким образом, можно прийти к выводу, что по содержанию норм принятый закон был самым прогрессивным в Европе на тот момент. Его суть заключалась в охране и защите прав несовершеннолетних работников. Но, в результате отсутствия контроля и прописанных в нем видов ответственности за несоблюдение закона со стороны владельцев предприятий, его исполнение игнорировалось.
Нормы принятого закона обсуждались в Московском отделении Мануфактурного совета. Особое место уделялось детскому труду, ограничению продолжительности рабочего времени несовершеннолетних работников. Стоит уточнить, что вопрос о запрете «детского труда» как трудового правоотношения между несовершеннолетним работником и владельцем предприятия не ставился. Присут-
1 См.: ПС3РИ (1825-1881). Т. XX (1845). Ч. I. № 19262.
253
ствующие при обсуждении предприниматели Лепешкин и Скуратов отстаивали возможность ночных смен для несовершеннолетних работников. Они привели доводы, что ...предполагаемое вредное влияние ночной работы вполне вознаграждается сокращением рабочего времени и продолжительнейшим отдыхом» [3]. Однако на практике отдых был ограничен 5-6 ч, а «сокращенное» ночное рабочее время физиологически вредно для работников, особенно для детского организма. В итоге было согласовано возможное уменьшение продолжительности ночных смен для детей. Норма о запрете назначения подростков возрастом до 12 лет в ночные смены (с полуночи до 6 часов утра) была закреплена в законе.
Я.И. Давидович отмечал: «Судьба этого закона была очень странная. Никаких карательных мер за нарушение его определено не было, правила надзора за исполнением его также не были указаны. хотя закон этот не был отменён последующими законоположениями, он никогда не соблюдался на практике и был совершенно неизвестен правительственной власти в период выработки новейшего фабричного законодательства» [4, с. 41].
В дальнейшем, в законодательстве, доработке и принятии новых законов о рабочем времени правительственными комиссиями, никогда не упоминалось о законе 1845 г. По мнению Я.И. Давидовича, правительственные комиссии 1860-х гг. и последующие, разрабатывавшие вопрос о запрещении ночной работы малолетних, даже не упоминают об этом законе, как будто бы его совсем не было. Хотя закон этот и не был отменен последующими законоположениями, он никогда не соблюдался в реальной жизни и был совершенно неизвестен правительственной власти в период выработки фабричного законодательства в конце 2 XIX в., поэтому, когда под напором стачечной борьбы рабочих 1 июня 1882 г. ? был издан аналогичный закон, он стал считаться первым законом о труде [4]. я На основании изложенного, можно сделать вывод, что попытки законодатель-
ного ограничения продолжительности рабочего времени подростков — одна из са-I мых острых проблем трудовых отношений исследуемого периода. Эксплуатация
1 детского труда, без ограничения рабочего времени и урегулирования вопросов
го
| охраны труда приносило, большие прибыли собственникам предприятий. Под-
| ростки из семей крестьян и рабочих, малообеспеченных семей или неполных
| семей, привлекались к труду на производствах. Они вынуждены были трудиться
2 на протяжении светового дня, часто в опасных и вредных условиях для получе-° ния какого-либо дохода. Более того, они не имели доступа к образованию, меди-£ цинской помощи. Свободное время использовалось только для сна. Физический | труд наносил серьезный, иногда непоправимый вред детскому организму. Таким
0 образом, труд несовершеннолетних работников оказывал негативное воздействие
1 на человеческий потенциал, социально-экономическое и правовое развитие го-
0
° сударства. Законодательное регулирование рабочего времени подростков было
го
первым шагом к формированию законов о труде, что способствовало уменьшению
1 эксплуатации.
| Таким образом, первая попытка правительства с помощью Закона 1845 г.
«О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста» ограничить эксплуатацию детского труда была неудачной. Ответственность и полноценный контроль за его исполнением не предусматривались. Если предположить, что нормы указанного закона о запрете детского ночного труда носили рекомендательный характер для предпринимателей, 254 а не императивный, тогда понятно почему он не исполнялся. Название Закона
от 7 августа 1845 г. «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста» должно толковаться как «обязательное» к исполнению. Поэтому, в первую очередь, нежелание владельцев предприятий его исполнять и отсутствие воли к контролю местными органами за его исполнением привело к его неисполнению на производствах.
В связи с этим, эксплуатация детского труда (начиная с 5-6 лет) в России, в период индустриального производства стало распространенным явлением. Изучив причины появления и эксплуатации детского труда при капитализме, К. Маркс пришел к выводу: «Поскольку машины делают мускульную силу излишней, они становятся средством применения рабочих без мускульной силы или не достигших полного физического развития, но обладающих более гибкими членами. Поэтому женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин!» [5, с. 407].
Помимо вышеуказанных причин раннего вовлечения детей в трудовую деятельность в России было изменение общественной формации. Отмена крепостного права в 1861 г., повлияла на развитие крупной промышленности. Крестьяне с детьми покидали сельскую местность, меняли привычный уклад жизни и переезжали в город для работы на фабриках. Крупное промышленное производство вытеснило мелко-кустарное, из-за этого увеличилось количество наемных несовершеннолетних работников. С ростом населения России в XIX в. их количество на предприятиях увеличивалось с каждым годом. Отсутствие законодательного регулирования рабочего времени подростков, приносила экономическую выгоду владельцам фабрик и заводов. Можно было существенно экономить на вопросах охраны труда, выплатах заработной платы, бесконтрольно увеличивать рабочее время и нормы выработки.
В связи с отсутствием прогресса в вопросах ограничения рабочего времени, и усиление эксплуатации начинались новые всплески стачечного движения. С 1880-х гг. требование восьмичасового рабочего дня стало одним из главных в забастовочном движении в России. Не сразу эти требования были исполнены фабрикантами, которые ожесточенно сопротивлялись уменьшению «собственных прав», однако последовательно подтачивали сопротивление предпринимателей и правительств, пока не вынудили их к законодательной регламентации продолжительности рабочего времени.
После очередных массовых волнений рабочих 1 июня 1882 г. был принят фабричный Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних работающих на заводах, фабриках и мануфактурах»2, в котором ограничивалось рабочее время подростков и вводилась в качестве контролирующего органа фабричная инспекция. Принятие закона положило начало фабричному законодательству и регулированию рабочего времени несовершеннолетних лиц. В нормах были указаны следующие ограничения рабочего времени. 1) дети, возрастом до 12 лет к труду на промышленных производствах не допускаются. В этой норме закреплено основное положение запрета приема детей на промышленные предприятия, которым не исполнилось 12 лет. При этом до принятие закона использование детского труда с 5-6 летнего возраста считалось нормой; 2) малолетними считаются дети от 12 до 15 лет, их работа ограничивается 8 ч в сутки (не включая время, необходимое на завтрак, обед, отдых и посещение школы), причем не должна продолжаться более 4-х ч
2 См.: ПСЗ РИ (1881-1913). Т. II (1882). № 931.
255
подряд. Ограничение рабочего времени до 8 ч в сутки, также являлось прогрессивным, ведь до этого продолжительность рабочего времени составляла 12 и более часов; 3) запрещена ночная работа малолетних, между 9 ч вечера и 5 ч утра, а также в воскресные и праздничные дни. Безусловно, применение этой нормы также спасло физическое и психическое здоровье не одной тысячи детей, которые регулярно привлекались к ночным работам; 4) на вредных производствах труд несовершеннолетних до 15 лет запрещается. Принятие указанной нормы явилось особенно значимым правовым прецедентом. В последующем появился целый ряд нормативных актов с указанием вредных производств и специальностей, работникам которых полагалось сокращенное рабочее время и дополнительные материальные льготы (пайки, питание, специальная одежда); 5) на владельцев заведений возлагаются обязанности предоставлять возможность малолетним, не имеющим свидетельства об окончании курса народного училища, посещать школу. Владельцы предприятий не всегда стремились к выполнению указанного пункта. Лишнее отлучение несовершеннолетних работников от производства, хотя бы и на время учебы не приносило прибыли.
В связи с этим, принятие закона 1882 г. заставило владельцев предприятий исполнять нормативные предписания, что, несмотря на их сопротивление, все же способствовало уменьшению эксплуатации несовершеннолетних лиц. В этом заключалась его гуманистическая, прогрессивная роль. Вместе с тем, некоторые нормы удавалось игнорировать. Во-первых, в законе были прописаны отступные положения, которые не запрещали в течение двух лет с момента его вступления в силу допускать к труду детей возрастом до 12 лет. А также использовать в ночное § время труд детей в возрасте от 12 до 15 лет. Во-вторых, требование к владельцам производств об обеспечении возможного получения образования подростками носило скорее рекомендательный характер и не контролировалось. В-третьих, 2 в нормах о создании фабричной инспекции не были конкретизированы их | полномочия. Например, не уточнялось, какие виды предприятий подчиняются | действию закона, каким образом необходимо вести учет продолжительности £ рабочего времени несовершеннолетних работников, виды ответственности за
о
| неисполнение норм закона.
у
| Несмотря на то, что в принятом законе имелся ряд недостатков и спорных положений, которые трактовались в пользу собственников предприятий, бур-
| жуазия заставила власть принять Закон от 24 апреля 1890 г. «Об изменении
| постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабри-
| ках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении
2 малолетних на ремесленные заведения»3. В этом нормативном акте изменены
§ в сторону увеличения нормы о продолжительности рабочего времени, по срав-
? нению с ранее принятыми законами от 1 июня 1882 г. и 3 июня 1885 г. Поэтому
<3 положение несовершеннолетних работников значительно ухудшалось. По ново-
| му закону администрация промышленных предприятий имела право «в случае
о
необходимости» привлекать к работе 6 ч в день без перерыва или 9 ч в две смены по 4,5 ч (вместо ранее принятых 4 ч). На предприятиях по изготовлению стекла также была увеличена норма рабочего времени. Разрешалась работа несовершеннолетних лиц в ночное время по 6 ч (ранее ночная работа была запрещена). Законодательно определенное ночное время было сокращено до промежутка
256
3 См.: ПСЗ РИ (1881-1913). Т. Х (1890). Ч. I. № 6742.
с 22 ч вечера до 4 ч утра. Поэтому закон 1890 г. по установленным нормам оказался менее прогрессивным, чем законодательство многих европейских стран того периода времени.
Таким образом, можно сделать выводы, что первым законам об ограничении продолжительности рабочего времени несовершеннолетних лиц, которые составили основу формирования фабричного законодательства в Российской империи, были присущи определенные недостатки.
Исполнение законов о рабочем времени игнорировалось, в связи с отсутствием контроля за их соблюдением. После создания фабричной инспекции, ее количественный состав не позволял качественно контролировать исполнение норм закона на всех производствах. Например, в 1885 г. в состав фабричной инспекции входило 20 чел., которые должны были контролировать 26 тыс. предприятий и 870 тыс. работников. К примеру, в 1899 г. численность фабричной инспекции составила 257 чел., и на каждого в среднем приходилось по 80 предприятий и по 5520 рабочих, но круг обязанностей фабричных инспекторов резко возрос [3]. Кроме того, органы, контролирующие соблюдение фабричного законодательства, существовали не во всех регионах России. Предприятия в отдаленных районах России не могли быть обеспечены контролем фабричной инспекции. Этому способствовала географическая удаленность промышленных объектов, отсутствие путей сообщения.
Что касается недостатков принятых законов о рабочем времени несовершеннолетних лиц, то стоит отметить отсутствие четких формулировок о продолжительности рабочего времени. Это позволяло владельцам предприятий обходить закон. Нередки были случаи, когда предприниматели, ссылаясь на технические ш условия производств, добивались возможности приостановления отдельных норм и закона или применения отдельных частей по решению различных инстанций. а Ответственность за неисполнение норм законов о рабочем времени либо отсут- о ствовала, либо не соответствовала характеру нарушений. о
Коллизия принятых законов также связана с понятием заводов, фабрик, о
с
ремесленных и кустарных предприятий. Первые законы о рабочем времени, | как правило, регулировали рабочий график на крупных заводах и фабриках. в Большая часть мелких предприятий поддерживались законом в этой области. о В Уставе о промышленности указывалось, что мануфактуры, фабрики и заводы ю
"О
отличаются от ремесел тем, что имеют в большом виде заведения и машины; |
у ремесленников же нет их, кроме ручных машин и инструментов4. Разъяснение к
достаточно расплывчато, не имело четких правовых критериев различия между а
предприятиями. |
Но ремесленных и кустарных предприятий было насчитывалось большое ии
количество. Поэтому условия труда несовершеннолетних работников на мелких, №
«ремесленных» и «кустарных» предприятиях, не регулировались указанными 1
законами. Кроме того, детский труд имел место во всех других сферах: сель- )
скохозяйственной, строительной, торговой, обслуживания, транспортной, гор- 9 нодобывающей и других. Общего трудового законодательства о регулировании рабочего времени на тот момент не существовало.
Эксплуатация детского труда в виде неограниченной продолжительности рабочего времени, отсутствие условий охраны труда приводили к стычкам.
4 См.: Устав о промышленности // СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1893.
257
Основными требованиями работников являлись: уменьшение продолжительности рабочего времени, увеличение возраста несовершеннолетних лиц для привлечения к работам, улучшение условий охраны труда, медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и др. Таким образом, массовые недовольства условиями труда приводили к забастовкам и стачечному движению, что заканчивались социально-политической нестабильностью. Правительство было вынуждено идти на компромисс, создавать специальные комиссии и принимать законодательные акты о рабочем времени, в т.ч. и для несовершеннолетних работников, улучшать условия труда. Впоследствии это привело к попыткам четкого законодательного регулирования продолжительности рабочего времени и положило начало формированию нового трудового законодательства.
Поэтому, принятие первых законодательных актов о рабочем времени несовершеннолетних работников все же способствовало уменьшению эксплуатации. Владельцы предприятий были вынуждены считаться с законодательством, часто в ущерб своим интересам. В этом заключалась гуманистическая и прогрессивная роль принятых законов.
Впоследствии несовершеннолетние работники были определены в качестве особого субъекта трудовых отношений, с установлением правового статуса отличного от взрослых рабочих. Этому способствовало принятие первых нормативных актов о рабочем времени, что положило начало законодательному регулированию рабочего времени и условий труда несовершеннолетних лиц. В связи с этим впервые началась разработка норм, направленных на охрану трудовой деятельности | несовершеннолетних работников.
~ Библиографический список
f 1. Казанцев Б.Н. Рабочий вопрос и фабрично-заводское законодательство в крепост-
| ной России: дис. ... канд. истор. наук. М., 1955. 211 с.
S 2. Шипулина А.В. Ивановская промышленность в период 30-80-х годов XIX века
(от мануфактуры к фабрике): дис. ... канд. ист. наук. Иваново; М., 1949. 195 с. I 3. Литвинов-Фалинский В.П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция
1 в России. СПб., 1900. 356 с.
2 4. Давидович Я.И. Правовое положение и регулирование труда промышленных | рабочих в царской России: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 1947. 65 с.
| 5. «Капитал» К. Маркса и проблемы современного капитализма / под ред. Н.А. Ца-
5 голова и В.А. Кирова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1968. 510 с.
0 5S
§ References
g 1. Kazantsev B.N. The Issue of Working and Service Industries Legislation in the period
S of Serfdom in Russia: dis. ... cand. of histor. sciences. M., 1955. 211 p.
1 2. Shipulina A.V. Ivanovo Industry in the period 30-80-ies of the XIX century (from m factory to factory): dis. ... cand. of histor. sciences. Ivanovo, Moscow, 1949. 195 p.
3. Litvinov-Falinskiy V.P. Format Factory Legislation and Factory Inspection in Russia. SPb., 1900. 356 p.
4. Davidovich Ya.I. Legal Status and Regulation of Industrial Workers in Tsarist Russia: extended abstruct of dis. ... doc.of law. M., 1947. 65 р.
5. K. Marx's «Capital» and the Problems of Modern Capitalism / ed. N.A. Tsagolov and
258
V.A. Kirov. Moscow: Moscow University publ., 1968. 510 р.