УДК 94(571.1).08 ББК 63.3(253.3)5
К вопросу о внутреннем трудовом распорядке и продолжительности времени труда рабочих кабинетских предприятий Алтайского округа в конце XIX — начале XX в.
А.В. Дмитриев
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) Алтайский краевой информационно-аналитический центр (Барнаул, Россия)
To the Issue of the Internal Labor Regulations
and the Working Hours at Cabinet Enterprises of the Altai
Territory in the Late XIX — Early XX Centuries
A. V. Dmitriev
Altai State University (Barnaul, Russia)
Altai Regional Informational and Analytical Center (Barnaul, Russia)
Статья посвящена рассмотрению вопросов внутреннего трудового распорядка и продолжительности времени труда рабочих казенных предприятий Алтайского округа в конце XIX — начале XX в. В центре внимания автора вопросы заключения трудовых договоров, бюджета времени рабочих, регламентации норм поведения на производстве и штрафных мер за нарушение трудовой дисциплины. Использован обширный источниковый материал фондов Государственного архива Алтайского края и законодательные акты. На основе Устава о промышленном труде 1893 г. в феврале 1899 г. были выработаны Правила внутреннего распорядка на рудниках, заводах и Колы-ванской шлифовальной фабрике Алтайского округа. Для рабочих казенных предприятий Алтайского округа нормой становилось заключение контракта — письменного соглашения по важнейшим условиям труда. Договор найма заключался выдачей работнику расчетной книжки, где обозначался размер его заработной платы, заработки рабочего, вычеты и денежные взыскания. Автором статьи делается вывод, что условия труда рабочих казенных предприятий Алтайского округа после реформы 1861 г., определявшиеся действовавшим общероссийским и региональным законодательством, стали шагом вперед во взаимоотношениях наемных рабочих и работодателей конца XIX — начала XX в.
Ключевые слова: Алтайский округ, Кабинет, рабочие, контракт, внутренний трудовой распорядок, бюджет времени рабочих, штраф.
БОТ 10.14258Лгуа8и(2015)3.2-12
The article considers internal labor regulations and the working hours at state-owned enterprises of the Altai Territory in the late XIX early XX centuries. The author pays special attention to the conclusion of employment contracts, working time budget, regulation of standards of conduct in producing and punitive measures for violation of labor discipline. The article is based on extensive sources of the State Archive of the Altai Territory and numerous legislative acts. The Chart of the Industrial Labour of 1893 served as the basis for Internal Regulations developed in February 1899 for the mines, factories and the Kolyvan Grinding Factory of the Altai District
It became the norm for the workers of state-owned enterprises of the Altai Territory to conclude a contract — a written agreement on the most important conditions of labour. After signing the contract of employment, the workers got their paybooks giving the size of their wages, deductions and penalties. The author concludes that the working conditions of employees at state-owned enterprises of the Altai territory after the reform of 1861, controlled by existing national and regional laws, were a step forward in the relations between workers and employers of the late XIX — early XX centuries.
Key words: Altai District, Cabinet, workers, the contract, the internal labor schedule, time budget working, fines.
Вопросы внутреннего трудового распорядка и продолжительности времени труда рабочих России в конце XIX начале XX в. находили ранее свое отражение в исторической науке в ряде обобщающих исследований. Это трехтомное издание К.А. Пажитнова «Положение рабочего класса в России» [1], исследование Ю.И. Кирьянова «Жизненный уровень рабочих России» [2] и работы В.П. Зиновьева [3], посвященные рабочим Сибири. Эти исследования больше касались вопросов распорядка и продолжительности труда рабочих европейской части России. Представляется важным рассмотреть, как эти вопросы решались в отношении рабочих кабинетских предприятий Алтайского округа конца XIX — начала XX в.
Понятие внутреннего трудового распорядка формировалось в российском законодательстве в конце XIX в. Оно должно было содержать в себе ясные, точные и по возможности исчерпывающие указания на общие и специальные обязанности трудящихся и администрации, очерчивать пределы и порядок ответственности за их нарушение и фиксировать для каждого работника нормы выработки. Одной из составляющих понятия внутреннего трудового распорядка являлось определение продолжительности времени труда рабочих, или бюджета их времени.
По закону от 8 марта 1861 г. рабочие кабинетских предприятий Алтайского округа стали лично свободными с предоставлением возможности «... оставаться в заводских работах не иначе, как по добровольному найму и договору с заводским управлением» [4, с. 438-450]. Нормой становилось заключение контракта (трудового договора) — письменного соглашения на определенный срок по важнейшим условиям труда, заключаемого при найме и обязательного для сторон.
Например, на Колыванской шлифовальной фабрике Алтайского округа контракты обычно заключались на год и автоматически продлевались для тех мастеровых, кто не заявил об отказе от службы за 3 месяца до истечения срока договора, если администрация фабрики была согласна продлить отношения с контрактуемым. К 1869 г. на шлифовальной фабрике численность работников предприятия, заключивших контракты, составляла 116 человек и приближалась к штатной [5, л. 154-159].
Контракты могли заключаться сельскими и городскими обывателями как в индивидуальном порядке, так и коллективно. Освидетельствование условий контрактов было платным. В селе Колыванском за освидетельствование условий контрактов волостным правлением шлифовальная фабрика обязана была заплатить по 10 коп. за каждый индивидуальный контракт и по 5 коп. за каждого человека, включенного в коллективный контракт. Затем эти деньги вычитались из жалования принятых на фабрику ра-
бочих. В 1867 г. на Колыванской шлифовальной фабрике было заключено три коллективных трудовых договора [6, л. 393-393об.].
Продолжительность времени труда рабочих кабинетских предприятий Алтайского округа и в пореформенный период долгое время оставалась неизменной. Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа отмечает, что «рабочий день горнозаводских мастеровых 1779 года до 1890 годов был 12 часов; а в подземных работах на рудниках — 8 часов, для горнозаводских непрерывных работ прежняя трехсменная система — дневная, ночная и гуль-ная неделя» [7, с. 405].
По данным В.П. Зиновьева, в 1879 г. рабочий день сибирских рабочих составлял 11,5 ч, в 1894 г. — 10,8 ч, в 1897/8 гг. — 10,1 ч, в 1906/7 гг. — 9,3 ч. Но при этом сокращение рабочего дня приводило к росту общего рабочего времени в течение года. Количество рабочего времени составляло: 1879 г. — 11,5 ч х 180 рабочих дней = 2070 ч; 1894 г. — 10,8 ч х х 195 рабочих дней = 2108 ч; 1906/7 гг. — 10 ч х х 310 рабочих дней = 2883 ч [8, с. 178]1.
Принятый в 1893 г. Устав о промышленном труде определил в статье 103, что правила внутреннего распорядка на предприятиях утверждаются фабричной инспекцией или горным надзором по принадлежности. Правила внутреннего распорядка должны включать в себя: расписание часов начала и окончания работ, количество и продолжительность перерывов работ для отдыха, расписание праздников, в которые не полагаются работы; порядок и продолжительность отлучек с работ, определение обязанности рабочих по соблюдению порядка и благочиния в предприятии, требования предосторожности при обращении с машинами, огнем. Устав подробно регламентировал наем рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры.
Статья 86 Устава устанавливала, что наем совершается на основании общих постановлений о личном найме, с дополнениями, изложенными в статьях Устава. Договор найма заключался выдачей работнику расчетной книжки, которая должна была быть передана ему не позднее семи дней после допущения к работе и состояла из двух частей: в первой части расчетной книжки (договорно-формальной) обозначалось имя работника, его паспорт, размер заработной платы, основания ее исчисления, сроки платежа, правила внутреннего распорядка и прочие условия найма, а во вторую (расчетную) часть заносились заработки рабочего, все выплаты, вычеты и наложенные на него денежные взыскания [9]. На Колыванской шлифовальной фабрике расчётные книжки были введены в 1893 г. [10, л. 16-16об.].
1 Именно эти подсчеты представил в своей диссертации В.П. Зиновьев. — Ред.
2 июня 1897 г. в Российской империи был принят Закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Он вступил в силу с 1 января 1898 г., был сразу распространен на 60 губерний европейской России и охватил все промышленные заведения и горные промыслы, частные и казенные [11, с. 155]. Закон запрещал работы в воскресенье и устанавливал 14 обязательных праздников (в 1900 г. к ним было добавлено еще три).
Закон от 2 июня 1897 г. имел ограниченный характер. Он распространялся только на постоянных промышленных рабочих, составлявших около 1/5 всех пролетариев, работавших по найму на фабриках, заводах и предприятиях горной промышленности с числом рабочих, превышающим 20 человек. Предприятия, имевшие менее 20 рабочих, были освобождены от надзора фабричной инспекции и, следовательно, от соблюдения правил [12, с. 383].
Вопросы перерывов для отдыха и питания рабочих регулировались инструкцией Министерства финансов по применению Закона от 2 июня 1897 г., изданной по согласованию с Министерством внутренних дел от 20 сентября 1897 г. [13].
На основе Устава о промышленном труде 1893 г. в феврале 1899 г. были выработаны Правила внутреннего распорядка на рудниках, заводах и Колы-ванской шлифовальной фабрике Алтайского округа ведомства Кабинета Его Императорского величества [14, л. 207]. Правила состояли из вступления, основной части и Табеля нарушений. Они обязывали работодателя (Кабинет) и наемных рабочих выполнять их с момента заключения договора о найме. Основная часть Правил состояла из 5 разделов и 45 параграфов.
В соответствии с правилами наемный рабочий перед поступлением на работу на кабинетское предприятие должен был пройти медицинское освидетельствование на предмет состояния здоровья и пригодности к работе. Прохождение медосмотра и фиксация его итогов заносились в регистрационный лист. Медосмотр и фиксация его итогов должны были осуществляться и при увольнении рабочих. Колыванские камнерезы, например, направлялись на медицинское освидетельствование к змеиногор-скому участковому врачу [15, л. 9].
Договор о найме считался заключенным по истечении испытательного срока в 7 дней, с этого момента рабочему выдавалась расчетная книжка. По правилам наем рабочих производится как на определенный срок, так и на срок неопределенный. Наемный рабочий в срок не позднее чем 14 дней должен был уведомить администрацию предприятия о разрыве договора, также должна была поступать администрация в случае увольнения рабочего. Администрация имела право на увольнение рабочего и без предупреждения.
Управляющий Колыванской фабрикой, например, мог уволить рабочего или отказаться от продления с ним контракта по ряду причин:
1) неявка на рабочее место 3 или 4 раза в месяц (появление на работе в нетрезвом состоянии приравнивалось к неявке);
2) тяжелая неизлечимая болезнь рабочего или его смерть;
3) неудовлетворительное выполнение обязанностей;
4) «неприличное поведение»;
5) сокращение численного состава мастеровых.
Наемный рабочий обязан был выполнять любую
назначенную ему работу, а не выбирать ее сам. Расчет за работу производился два раза в месяц. Окончательный расчет производился по предъявлению расчетной книжки с учетом всех сделанных записей.
В соответствии с Правилами рабочий день на предприятиях Кабинета в Алтайском округе с 1899 г. длился 11 часов 30 минут, рабочий имел два часа на прием пищи и послеобеденный отдых. Продолжительность рабочего дня в выходные и праздничные дни не должна была превышать 10 часов.
«Правила внутреннего распорядка на рудниках, заводах и Колыванской шлифовальной фабрике Алтайского округа ведомства Кабинета Его Императорского величества» определяли и перечень праздничных дней.
Отдельное положение занимал Табель нарушений и денежных за них взысканий. В нем были определены виды нарушений и размеры налагаемых штрафов за эти нарушения. Табель нарушений и денежных за них взысканий определял виды проступков и размеры налагаемых за них денежных штрафов. За нарушение тишины во время работы криками, бранью или дракою взимался штраф от 15 до 45 коп. За непослушание в первый раз взимался штраф 50 коп., за вторичный проступок — 70 коп., а за непослушание в третий раз штраф составлял 1 руб. За организацию недозволенных игр следовало взыскание от 30 до 90 коп. Употребление спиртных напитков, их приобретение и появление на работе в нетрезвом состоянии также влекли за собой штрафы. Правила распространялись как на рабочее, так и на личное время рабочего во время исполнения трудовых обязанностей.
Из рапорта управляющего Колыванской шлифовальной фабрики за 1904 г. В.А. Андреева нам известно, что по правилам внутреннего распорядка за опоздание до 15 минут рабочему объявлялся выговор с занесением в «черновой рабочий журнал». Опоздавший более чем на 15 минут лишался !! дневного жалования [16, л. 28об.]. Ведение штрафного журнала и взимание штрафов на шлифовальной фабрике осуществлялось мастером или руководителем предприятия.
Давая оценку пореформенному законодательству в отношении рабочих кабинетских предприятий Алтайского округа, мы можем отметить, что утвержденный Устав о промышленности 1893 г. послужил отправной точкой для выработки правил для предприятий Кабинета в Алтайском округе. В статье 103 устава определялось, что заводские и фабричные управления составляют свои правила, которые должны соблюдаться всеми рабочими. В 1899 г. были утверждены правила внутреннего распорядка для кабинетских предприятий округа. Нормой становилось заключение контракта — письменного соглашения на определенный срок по важнейшим условиям труда. Контракты могли заключаться сельскими и городскими обывателями как в индивидуальном порядке, так и коллективно. Договор найма заключался выдачей работнику расчетной книжки, в которой обозначались: размер его заработной платы, основания ее исчисления, сроки платежа, заработки рабочего, вычеты и денежные взыскания. Рабочий день горноза-
водских мастеровых 1779 г. до 1890-х гг. был 12 часов; а в подземных работах на рудниках — 8 часов. С 1899 г. в соответствии с Правилами внутреннего распорядка на рудниках, заводах и Колыванской шлифовальной фабрике Алтайского округа рабочий день на предприятиях Кабинета в Алтайском округе составил 11 часов 30 минут. В Правилах были регламентированы нормы поведения на производстве, существовала система штрафов и наказаний за нарушение трудовой дисциплины. Администрация использовала в своих интересах имевшиеся разночтения в формулировках контрактов или могла давать им вольную трактовку. Несмотря на сокращение рабочего дня происходил рост общего рабочего времени в течение года. Хотя пореформенное законодательство в отношении труда рабочих кабинетских предприятий Алтайского округа было далеко от совершенства, оно было шагом вперед во взаимоотношениях наемных рабочих и работодателей конца XIX — начала XX в.
Библиографический список
1. Пажитнов К.А. Положение рабочего класса в России: в 3 т. — СПб., 1905.
2. Кирьянов Ю.И. Жизненный уровень рабочих России (конец XIX — начало XX в.). — М., 1979.
3. Зиновьев В.П. К вопросу об экономическом положении горнорабочих Сибири (1896-1914 годы) // Из истории Сибири. — Вып. 8. — Томск, 1973.
4. Полное собрание законов Российской империи. (ПСЗРИ). — Т. 36. — Спб., 1863.
5. Государственный архив Алтайского края (ГААК). — Ф. 3. — Оп. 1. — Д. 2.
6. ГААК. — Ф. 59. — Оп. 2. — Д. 119.
7. Алтай: Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа. — Томск, 1890.
8. Зиновьев В.П. Рабочее движение в Сибири в мануфактурный период : дис. ... д-ра ист. наук. — Томск, 1992.
9. ПСЗРИ. — Т. 11. — СПб., 1911.
10. ГААК. — Ф. 3. — Оп. 1. — Д. 132.
11. ПСЗРИ. — Т. 17— СПб., 1900.
12. Куприянова Л.В. «Рабочий вопрос» в России во второй половине XIX — начале XX вв. // История предпринимательства в России. Кн. 2: Вторая половина XIX — начало XX в. — М., 2000.
13. Собрание узаконений и распоряжений правительства. — СПб., 1897.
14. ГААК. — Ф. 4. — Оп. 1. — Д. 1441.
15. ГААК. — Ф. 4. — Оп. 1. — Д. 1068.
16. ГААК. — Ф. 4. — Оп. 1. — Д. 1693.