Велика заслуга Зиновия Петровича в создании той системы санитарного обслуживания Красной Армии, развитие и совершенствование которой продолжается и в настоящее время. Она полностью оправдала себя в сложных условиях Великой Отечественной войны, не только обеспечив высокий про- 4 цент возврата раненых и больных в строй, но и недопустив эпидемических заболеваний в войсках. История войн не знает таких примеров эффективного лечебно-профилактического и санитарно-противоэпидемического обеспечения войск, которое было осуществлено медицинской службой Красной Армии.
В военно-санитарной работе 3. П. Соловьев проявлял исключительную заботу о здоровье и быте бойцов, воспитании кадров военных врачей, привлечении научно-исследовательских учреждений к разрешению военно-санитарных проблем, внедрении профилактики. Под его личным руководством были детально разработаны вопросы гигиенического обслуживания Красной Армии: гигиенические нормы питания, обмундирования, строительства казарм, гигиенические требования к режиму труда и быта красноармейцев, их физической подготовке и др. Вопросы военной санитарии ф и гигиены нашли научное решение в таких трудах, как «Научные основы военно-санитарной службы», «Здравоохранение Красной Армии и советская общественность», «Пять лет военно-санитарной службы в Красной Армии», «Очередные задачи войскового врача», «На рубеже нового десятилетия (Итоги и перспективы здравоохранения в Красной Армии)» и др. 1.
Большое значение придавал 3. П. Соловьев пропаганде санитарно-гигиенических знаний среди населения, считая глубокое понимание проблем санитарии и гигиены неотъемлемым качеством медицинского работника страны социализма, и обращал особое вннмание на эту сторону подготовки' медицинских кадров. 3. П. Соловьев выдвигал в качестве первоочередных и важнейших задач руководимого им Российского общества Красного Креста развертывание широкой санитарно-оздоровительной, санитарно-оборонной и санитарно-просветительной деятельности среди рабочих, крестьян, красноармейцев и всего населения молодого Советского государства.
Богатое научное наследие выдающегося теоретика и организатора со- Ф ветского здравоохранения, врача-большевика Зиновия Петровича Соловьева и в наши дни является неиссякаемым источником успешного решения актуальных проблем санитарии и гигиены.
Поступила 8/1II 1971 г.
УД К^ 616.93 2.084.4(4 7)( 091) «1908—1910»
РАБОЧАЯ ПЕЧАТЬ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В БОРЬБЕ С ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЕЗНЯМИ
А. И. Нестеренко (Москва)
Рабочие дореволюционной России проявляли живой интерес к вопросам организации борьбы с острозаразными болезнями. Этот интерес обусловливался тем, что наибольшие потери от них нес именно рабочий класс России. На страницах профсоюзной печати материалы, в частности, о борьбе с холерой появлялись довольно часто. Бакинская газета «Гудок» писала, что с наступлением жарких дней улицы и дворы рабочих поселков наполнятся пылью и разной гнилью: «Зараженные микробы наполнят наши Сабу-чанские и Балаханские трущобы и опять она, родная наша холера, явится к нам и напомнит нам о санитарии и чистоте».
Автор статьи приходит к выводу, что рабочим нефтепромыслов следует «прежде всего теперь же произвести очистку ям, дворов, улиц, устроить ящики для мусора, засыпать ямы во дворах и на улицах, в которых стоит вода. Все это нужно теперь же исполнить, и на обязанности нашего профес-
1 3. П. Соловьев. Избранные произведения. М., 1956, с. 371—455.
сионального союза и его правления лежит организация этого дела. Нужно войти в переговоры с Советом съезда нефтепромышленников и властями и организовать на все опасное время санитарную комиссию для практического осуществления всех необходимых мер» Ч
В еженедельном профессионально-экономическом журнале «Рабочее дело», посвященном интересам труда, издававшемся в Москве, в 1909 г. была помещена статья «Фабрика и холера». Автор ее предлагал рабочим самим взяться за спасение своей жизни от смертного бича — азиатской холеры: «Во имя собственных интересов мы должны требовать оздоровления фабричных помещений и наших жилищ. Мы должны встать на защиту всего населения. Грязные помещения, в которых нам приходится готовить пищевые продукты (булочные, хлебопекарни, колбасные заведения и пр.), могут распространять заразу по всему городу и прежде всего среди бедных слоев населения» 2. В заключительной части статьи говорилось о том, что рабочие должны сообщать санитарным врачам о всех нарушениях санитарных правил. В журнале был помещен список 20 санитарных врачей Москвы с их адресами.
Ранее в указанном журнале были напечатаны резолюции Первого съезда фабрично-заводских врачей, в частности раздел «О борьбе с холерой», который гласил: «Борьба с холерными заболеваниями может успешно вестись только при следующих условиях: 1) коренное улучшение быта трудящихся возможно лишь при условиях, обеспечивающих рабочим свободу классовой самодеятельности; 2) съезд считает, что всякие меры борьбы с холерой останутся безрезультатными без привлечения к этому делу рабочих организаций. Признает необходимым: а) участие представителей профессиональных организаций в городских санитарных комиссиях, расширив их полномочия, б) участие в надзоре на фабриках и заводах представителей от рабочих в санитарных комиссиях» 3.
В журнале «Рабочее эхо» — органе правления союза рабочих по обработке дерева — в 1910 г. публикуется статья «Опять холера». В ней говорится о том, что «опять отвратительная гостья вернулась к нам и опять расположилась в нашем огромном городе, как у себя дома». Автор статьи писал: «Нужно и нашим союзам проявить здесь свою деятельность и также в доступных чтениях и беседах разъяснять темным рабочим, нашим товарищам, способы борьбы с этой болезнью»4 .
Много внимания вопросам борьбы с холерой было уделено редакцией общественно-экономической газеты «Наш путь», издававшейся в Москве. 25 июня 1910 г. было сообщено, что в профессиональное общество рабочих ремешечников, сумочников и портмонетчиков в связи с холерным временем с каждым днем поступают все новые и новые заявления об антисанитарном состоянии квартир, отведенных хозяевами для жилья рабочим, и о том, что профсоюз не раз безрезультатно обращал на это внимание учреждений, «пекущихся о народном здоровии». В этом же номере газеты была помещена статья «Холера», в которой говорилось о том, что наши городские думы «не могут и не желают вести борьбу с народным бедствием, со всякого рода эпидемиями, с ужасными условиями жизни трудящихся масс». Автор полагает, «что все эпидемии, в том числе и холера, исчезнут только тогда, когда не кучка домовладельцев, а все без исключения взрослое население будет пользоваться избирательными правами, когда борьбу с народными недугами будет вести народ через избранных своих представителей».
22 августа 1910 г. в газете «Наш путь» была помещена заметка о профессиональном движении в Харькове. В ней сообщалось о том, что правление профессионального союза приказчиков заслушало сообщение медицинской комиссии о мерах борьбы с холерой. Было постановлено обратиться в Город-
1 «Гудок», 1908, № 25, с. 3.
- Рабочее дело, 1909, №3, с. 1.
3 Рабочее эхо. СПб., 1909, № 1, с. 13.
4 Рабочее эхо. СПб., 1910, № 2, с. 5.
скую управу с заявлением о необходимости введения участковых попечителей от правления общества для наблюдения за санитарным состоянием хозяйских квартир, на которых живут приказчики, а также за исполнением постановлений, относящихся к магазинам и лавкам
Большевистская печать (нелегальная и легальная) освещала широка ход развития эпидемии холеры, резко критиковала меры, предпринимаемые царским правительством для борьбы с этой грозной болезнью, мобилизовала рабочих на проведение санитарных мероприятий в порядке самодеятельности. В статье «Холера», опубликованной в нелегальной газете «Пролетарий» (орган С.-Петербургского и Московского комитетов РСДРП» издававшийся в Париже под редакцией В. И. Ленина), говорилось о тяжелом положении рабочего класса, который в первую очередь страдал от этой тяжелой острозаразной болезни, приводились данные о числе заболеваний, о причинах распространения холеры, об отношении русских рабочих к холерной эпидемии, говорилось о том, что рабочие не остались безучастными к этому бедствию. Рабочие организации России признали необходимым принять самое деятельное участие в борьбе с эпидемией. В газете отмечается, что среди рабочих петербургских фабрик и заводов стали возникать «холерные комитеты»2. Рекомендовалось использовать «холерные комитеты» в двух направлениях: «во-первых, для обследования санитарно-гигиенических условий труда в различных производствах и предприятиях, во-вторых, для организованного давления на капиталистов, городское управление и центральное правительство с целью вырвать у тех и других ряд элементарных мер по охране здоровья рабочего» 3.
Газета «Пролетарий»4 уделяла много внимания освещению работы профессиональных союзов Петербурга в деле борьбы с холерой. Сообщалось о том, что последнее заседание Центрального бюро профессиональных союзов было посвящено обсуждению задач рабочих организаций в борьбе с холерой. Газета писала, что, в то время как либеральное общество реагирует на рост «„эпидемии только газетными статейками, шепеляво бормоча о нашем невежестве, некультурности, неорганизованности", в пролетариате быстро распространились единообразные требования и в течение пары дней самочинно возникли фабрично-заводские организации — санитарные комиссии. Градоначальник растерялся и спасовал. Приказано не мешать рабочим собраниям, посвященным санитарным вопросам. Как пройдет дело дальше, сейчас еще неясно. Но что пролетариат Петербурга немедленно и повсеместно учел смущение холерного правительства и уже расправил немного свои уставшие члены, уже создал повсюду мелкие пока организационные ячейки, это факт несомненный».
Позже в той же газете 6 было опубликовано (частично) воззвание Петербургского центрального бюро профессиональных союзов к рабочим о борьбе с холерой. Воззвание заканчивалось так: «Лишь после того, как будут сделаны эти первые шаги в борьбе с эпидемическими заболеваниями, мы можем рассчитывать не на полное, конечно, прекращение болезней, с этим не справиться в современном обществе, где существуют голодные и бездомные, но хотя бы на прекращение наиболее разрушительных эпидемий. Будем же добиваться этого, товарищи. Будем всюду на фабриках и заводах, как это уже сделано кое-где, выбирать санитарные комиссии для изучения обстановки своей жизни и работы. Будем'организовывать лекции и собрания для обсуждения тех же вопросов и, уяснивши себе и ясно поставивши свои требования, предъявим их хозяевам в Городской думе; будем внимательно следить за деятельностью Городской думы и, твердо помня, что не^купеческая и хозяйская Дума придет нам на|помощь, станем.
1 «Наш путь», 1910, № 14, с. 8.
2 «Пролетарии», 1908, №36, с. 2.
3 Пролетарий. 1908, № 36, с. 2.
4 Пролетарий, 1908, № 36, с. 8.
» Пролетарий, 1908, № 37, с. 7.
энергично требовать всеобщего избирательного права для выборов в Городскую думу».
Приведенные материалы из рабочей и большевистской печати убедительно свидетельствуют о том, что рабочий класс России понимал великое значение самодеятельности в деле борьбы за свое же здоровье,, особенно потому, что его ряды несли в первую очередь большие потери от таких опасных инфекций, как холера. Рабочие России высоко оценивали роль санитарно-просветительной пропаганды, направленной на предупреждение холерных заболеваний. Следует также отметить, что легальная и нелегальная большевистская печать поддерживала усилия профессиональных союзов и рабочей печати, направленные на борьбу за здоровье рабочего класса.
Поступила 2/Х1 1970 г.
УДК 614.3/.4:681.327.4-
ПОСТОЯННЫЕ ПЕРФОКАРТЫ В УПРАВЛЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ
Канд. мед. наук В. И. Петров
Республиканская санэпидстанция Министерства здравоохранения Украинской ССР, Киев
Непрерывный рост потока научной и практической информации, характеризующий XX век, вызвал к жизни новую отрасль науки — кибернетику (наука о больших информационных системах) и, в частности, ее ответвление — документалистику, изучающую организацию системы учета большого числа единиц наблюдения с тем, чтобы одна единица или любое сочетание единиц могло быть быстро обнаружено и использовано в практической работе. Одним из методов накопления, хранения и эффективного использования информационных материалов являются перфокарты и картотеки из них, которые уже довольно давно применяются в здравоохранении для различных целей, связанных с накоплением материала и его последующим анализом (Б. В. Журавлева и др.).
Нами впервые разработана система накопления материала, необходимого для повседневной работы управления санитарно-эпидемиологической службой УССР (В. И. Петров, Ю. С. Филимонов), на перфокартах с двойной перфорацией с ручным способом обработки, где отверстия заранее перфорированы, а кодирование заключается в прорезывании отверстий. Следует сразу оговориться, что указанная система была построена без учета недавно введенной формы № 36 (отчет санитарно-эпн-демиологической станции) и в порядке эксперимента предусматривала сбор материала по специальной карте-анкете санэпидстанции с последующим дополнением данными, получаемыми в оперативном порядке. Видимо, мы поступили правильно, поскольку новая учетная форма № 36 не дает организаторам здравоохранения информации, необходимой для управления санитарно-эпидемиологической службой.
Переключение на новые формы информации (создание в системе Министерства здравоохранения СССР главного вычислительного центра и соответствующих вычислительно-счетных станций в министерствах здраво-хранения союзных республик) — задача чрезвычайно сложная, и для переходного периода необходимы более экономически целесообразные и простые средства, которые могли бы способствовать, с одной стороны, оптимальному планированию и более четкому руководству санитарно-эпидемио-логической службой, с другой — уменьшению потока запросов сверху.
Нашей целью и было создать именно такую информационно-поисковую систему (ИПС). Как показал опыт Республиканской санэпидстанции Министерства здравоохранения Украинской ССР, эта ИПС позволяет быстро получать необходимые для управления данные об отдельных станциях