Научная статья на тему 'Рабочая молодежь и качество: ретроспективный взгляд'

Рабочая молодежь и качество: ретроспективный взгляд Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
142
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рабочая молодежь и качество: ретроспективный взгляд»

С.Ю. МИХАЙЛОВА

РАБОЧАЯ МОЛОДЕЖЬ И КАЧЕСТВО: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД

Мы пережили лишь начало XXI в., но уже сейчас говорим об этом столетии как крайне сложном, противоречивом и многоликом в своих проявлениях времени. В прогнозах футурологов XXI в. зачастую называют веком качества. «Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Ежегодно ЮНЕСКО выстраивает рейтинг стран именно по этому комплексному показателю. Качество продукции и услуг стало показателем высокой эффективности труда, источником национального богатства, признаком высокоразвитой экономики, условием достойной жизни. Складывается впечатление, что человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию - цивилизацию качества» [1].

Как отмечает председатель Всероссийского общества качества Г.П. Воронин, «нам, живущим в России и говорящим по-русски, несказанно повезло. То, к чему западный мир начинает только подходить, создавая и осваивая концепцию всеобщего менеджмента качества (TQM), мы получили в наследство от русской философской мысли» [2]. Да, это действительно так. Но мы получили в наследство также ценный исторический опыт работы в области качества, изучение которого должно стать непременным условием выработки современной промышленной и социальной политики.

Со второй половины 1950-х годов в Советском Союзе шла активная работа по созданию систем управления качеством (см. табл.) [3].

Во второй половине 1950-х - середине 1980-х годов индустриальный отряд рабочего класса СССР был наполовину молодежный. Благодаря молодежи обновлялась рабочая сила, улучшался образовательный и профессиональный состав работников, в значительной мере обеспечивались кадрами новые производства, связанные с научно-техническим прогрессом, совершенствовалась половозрастная структура в отраслях народного хозяйства и по профессиям. Таким образом, рабочая молодежь выполняла важную экономическую функцию. Промышленные предприятия и общественные организации разработали систему мероприятий по формированию молодого рабочего, который бы выполнял и перевыполнял норму выработки и давал продукцию только высокого качества. Что же представляли собой эти попытки и каковы были их результаты?

В круг трудовых обязанностей молодого рабочего входило соблюдение технологической дисциплины, недопущение брака в работе и улучшение качества продукции. «Повышение качества продукции явилось ... не только экономической, но и социально важной проблемой. Качество выпускаемой продукции отражает отношение работника к себе, к своим товарищам по труду, к обществу в целом» [4].

Во второй половине 1950-х - первой половине 1980-х годов практиковались различные способы вовлечения молодых рабочих в борьбу за качество продукции. Одним из них являлись молодежные собрания. Например, в 1955 г. на III комсомольской конференции Чебоксарского хлопчатобумажного комбината были обсуждены вопросы низкого качества выпускаемой продукции. Комсомольцы ткацкой фабрики потребовали от комсомольцев прядильной фабрики улучшения качества продукции [5]. В 1967 г. на Чебоксарском хлопчатобумажном комбинате прошлое собрание, посвященное подготовке к 70-летию

Советской власти. На нем молодые рабочие прядильной фабрики взяли шефство над качеством выпускаемой пряжи [6].

Эволюция системно-комплексного управления качеством продукции на промышленных предприятиях СССР

Наименование системы Год соз- да- ния Цель управления Отличительные особенности системы

1. Саратовская система бездефектного изготовления продукции (система БИП) 1955 Изготовление продукции без дефектов Введение количественной оценки качества труда по единичному показателю - проценту сдачи продукции с первого предъявления. Планирование технических, организационных и идеологических мероприятий, направленных на исключение субъективных и уменьшение объективных причин дефектов. Повышение личной ответственности исполнителей за качеством изготовления продукции. Усиление самоконтроля в процессе труда.

2. Горьковская система «Качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ) 1958 Обеспечение надежности изделий Повышение роли решения проблемы качества продукции на стадиях ее проектирования и постановки на производство. Применение объективных методов оценки надежности продукции на стадиях ее разработки и постановки на производство

3. Ярославская система научной организации работ по повышению моторесурса (НОРМ) 1962 Изготовление продукции повышенной надежности Систематическое повышение надежности деталей и сборочных единиц за счет повышения требований к действующей технологической документации. Создание на предприятии специального отдела, ответственного за сбор и обработку информации об эксплуатационной надежности изделий, а также за разработку предложений по повышению долговечности деталей и сборочных единиц. Повышение роли решения проблемы качества продукции на стадиях ее эксплуатации (создание эксплуатационноремонтной службы)

4. Львовская система бездефектного труда (СБТ) 1967 Обеспечение бездефектности труда Усовершенствование количественной оценки качества труда за счет введения комплексного показателя качества труда. Распространение количественной оценки качества труда на инженерно-технических работников и служащих, а также на каждое структурное подразделение

5. Львовская комплексная система управления качеством продукции на базе стандартизации (КС УКП) 1972 Производство продукции высшей категории качества Комплексность, системность управления качеством продукции. Четкое определение содержания в УКП через установленный состав специальных функций управления качеством продукции. Широкое использование УКП стандартизации, создание предпосылок для автоматизированного УКП

6. Краснодарская комплексная система повышения эффективности производства (КС ПЭП) 1975 Повышение эффективности производства (повышение уровня качества продукции, улучшение использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов) Разработка комплексного плана повышения эффективности производства, устанавливающего перспективные и текущие задания для каждого подразделения предприятия. Введение нового метода оценки труда на основе принципа «заработанных премий». Разработка идеологического обеспечения системы. Расширение сферы применения стандартов предприятия

Наименование системы Год соз- да- ния Цель управления Отличительные особенности системы

7. Днепропетровская комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов (КС УКП и ЭИР) 1978 Улучшение хозяйственной деятельности предприятий Расширение содержания специальных функций УКП. Введение новых специальных функций управления: научнотехническое развитие предприятия, обеспечение условий труда и быта, охрана окружающей среды, организация проведения соцсоревнования и др. Установление в планах и доведение до цехов, участков и бригад хозрасчетных показателей. Введение прогрессивных плановых оценочных норм и нормативов

8. Комплексная система повышения эффективности производства и качества (КС ПЭП и КР) 1979 Совершенствование хозяйственного механизма предприятия Улучшение использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Укрепление хозяйственного расчета, внедрение бригадных методов труда и усиление роли социальных факторов. Организация социалистического соревнования по повышению эффективности производства и качества работы

9. Система управления производственным объединением и промышленным предприятием на базе стандартизации (СУ ПП и ПО) 1980 Выполнение планов, заданий, договоров и соцобязательств по производству и поставкам высококачественной продукции при минимальных (суммарных) затратах на ее исследование и проектирование, изготовление, обращение, эксплуатацию (потребление) Обеспечение комплексного управления (объединением) предприятием) путем создания единой системы управления на основе научных методов проектирования систем. Обеспечение повышения целенаправленного управления путем формирования в составе объединением (предприятием) целевых подсистем. Усиление линейного руководства производственными процессами на основе совершенствования производственной и организационной структур. Выделение совокупности конкретных функций управления как обособившихся видов управленческого труда и формирование для их осуществления специализированных функциональных подсистем. Повышение научной обоснованности управленческих решений и улучшение стиля руководства. Охват заводской стандартизацией всех аспектов управленческой деятельности объединений (предприятий). Оценка эффективности управления объединением (предприятием) посредством системы количественно выраженных критериев

Широкое распространение получили рейдовые бригады и комсомольские контрольные посты: «Что такое комсомольский контрольный пост? Как правило, комсомольский контрольный пост создается единый на предприятии. Он объединяет молодежь, комсомольцев различных цехов и отделов, которые выделяются в члены этого поста комсомольскими группами. Руководство членами поста осуществляет избранный ими штаб, во главе которого утверждается комитетом комсомола начальник штаба. Члены поста обязаны докладывать в штаб о выявленных недостатках в цехах и отделах. Иногда по поручению штаба несколько членов комсомольского контрольного поста объединяются в рейдовую бригаду для проведения рейда по отдельным цехам с целью выявления недостатков в их работе. Итоги проведения рейдов обсуждаются штабом. Соответственно вносятся просьбы и предложения дирекции, начальникам, техническим руководите-

лям цехов, общественным организациям на предприятии по устранению недостатков или внедрению новых методов и приемов в организацию труда рабочих и технологического процесса. Штаб имеет свою сатирическую стенную газету: «Говорит комсомольский контрольный пост!». В газете в острой сатирической форме рассказывается о выявленных недостатках, виновниках этих недостатков. Пишут о тех, кто работает плохо, недобросовестно, выпускает брачную продукцию. Эти газеты пользуются большой популярностью у молодежи и всех рабочих. Работа штаба комсомольского контрольного поста контролируется и направляется комитетом комсомола завода или фабрики» [7].

Об эффективности общественного контроля качества свидетельствуют многочисленные исторические факты. В 1955 г. «до недавнего времени в цехах Ка-нашского мотороремонтного завода был хаос и беспорядок, везде валялись всевозможные детали машин, листы железа, куски битого чугуна. Некоторые командиры производства считали, что цех, где обрабатывают детали, без грязи немыслим. По инициативе горкома и комитета ВЛКСМ завода в конце сентября здесь была создана постоянно действующая комсомольско-молодежная рейдовая бригада во главе с Николаем Разбириным. За короткое время проведено несколько рейдов проверки чистоты рабочих мест. По материалам рейдов выпускаются боевые и сатирические листки, был издан приказ директора завода. Теперь в конце каждой смены в цехах завода особенно оживленно. Каждый приводит в порядок свое рабочее место, никому же не хочется попасть в очередной сатирический листок! Комсомольско-молодежная рейдовая бригада призвала к порядку и начальников моторного и механического цехов т.т. Белинского и Кучеренко, которые в первое время даже отказывались выслушать членов бригады о неполадках» [8]. В 1956 г. в цехах Чебоксарского электроаппаратного завода были «организованы контрольные посты и рейдовые бригады, о выявленных недостатках в результате рейда обсуждается на заседаниях комсомольского бюро, освещаются в сатирических газетах «Зоркий глаз» (ИЦ-2), «Под пресс» (ИЦ-1) и «Кочующем крокодиле»» [9].

В целях повышения качества продукции молодые рабочие осваивали передовой производственный опыт. В 1956 г. на Чебоксарской чулочнотрикотажной фабрике изучили метод работы В.И. Золкиной с Ивантеевской трикотажной фабрики им. Дзержинского и сдали экзамен 216 человек. Участок Т. Бахариной, «перевыполнив план в марте месяце, выпустил 6942 десятков пар изделия, это было до освоения метода Золкиной, а в октябре после освоения 7338, то есть на 396 десятков пар больше по сравнению с мартовским выполнением. Качество продукции на фабрике повысилось за это время на 3,5%» [10]. Во второй половине 1950-х годов на Алатырском паровозоремонтном заводе регулярно обобщался передовой опыт работы. Алатырские горком и комитеты ВЛКСМ использовали местное радио, газету «Ленинский путь» и стенную печать для пропаганды прогрессивных методов труда [11]. В 1960 г. на Канашском вагоноремонтном заводе было организовано обучение молодых рабочих передовым приемам сварочного труда, автоматизации сварочного дела, применения новых сварочных аппаратов, установок [12].

Однако в распространении передового опыта были и немалые трудности. К примеру, в перечень вопросов, которые поставили передовики и новаторы производства перед ЦК ВЛКСМ в 1955 г., входили следующие пункты:

«3. В распространении передового производственного опыта недостаточно практического показа, как надо работать по-новому.

4. Общие мероприятия (слеты, совещания, собрания и т.п.), конечно, полезны, но они мало эффективны в распространении и внедрении передового производственного опыта. Надо в распространении опыта добираться до человека...

6. Надо поставить серьезно вопрос о показе передового опыта непосредственно на рабочем месте. Это будет полезно.

7. Литературу о передовых методах труда часто пишут «примазавшиеся» к передовому опыту, а не те, кто этот опыт создал.

8. Было бы целесообразно в целях внедрения передового производственного опыта организовать на предприятиях так называемые технологические лаборатории, в которых бы осваивался передовой опыт, а затем из лабораторий пересаживался бы уже в цеха.

9. Министерства, да и ЦК ВЛКСМ, должны взяться за организацию поездок новаторов и передовиков производства на предприятия для передачи опыта, в первую очередь на отстающие предприятия. Такие поездки на предприятия стали организовываться все реже.

10. Лучше надо заниматься распространением передовых методов труда в промышленности Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний. По линии этого общества командируются новаторы производства на места, но очень часто это одни и те же люди...

12. Надо серьезно заняться воспитанием новаторов и передовиков производства. Многих из них захвалили, и они уже начали зазнаваться и вести себя неприлично.

13. Плохо организована работа межзаводских и межфабричных школ по обобщению и распространению передового производственного опыта. Как правило, слушатели этих школ посещают рабочие места «табуном», никто ничего толком не спрашивает о передовых методах. Может быть целесообразно посещения рабочих мест организовать меньшим количеством людей.

14. В целях распространения передового опыта надо бы практиковать прикрепление менее опытных рабочих к кадровым рабочим, к квалифицированным работникам. Кроме того, следует практиковать направление передовых рабочих в отстающие бригады, в которых бы они оказывали практическую помощь.

16. В газетах очень мало дается материала о передовом опыте. Возьмешь газету, а о передовых методах читать нечего, одни только цифры» [13].

В 1960 г. состоялось Всесоюзное совещание передовиков соревнования за звание бригад и ударников коммунистического труда. Выступая на нем, Н.С. Хрущев сказал, что «борьба за честь фабричной марки должна быть все время в центре внимания всех наших хозяйственных и партийных организаций. Ведь каждому приятно взять в руки хорошую вещь, увидеть хорошо осуществленный проект. Причем все это должно быть сделано разумно, экономично, с учетом всех достижений науки и техники, наиболее выгодно, чтобы каждая единица продукции производилась с меньшими затратами труда и материальных средств» [14]. В постановлении Секретариата ЦК ВЛКСМ, «Об участии комсомольских организаций в борьбе за повышение качества продукции, за честь советской фабричной марки» (4 июля 1960 г.) были предложены конкретные мероприятия по организации соревнования молодых рабочих за повышение качества и надежности в эксплуатации выпускаемой продукции, за высокую честь советской фабричной марки: «Поручить комсомольским организациям промышленных предприятий . решительно выступать против выпуска некачественной продукции, бороться за ускоренное внедрение в производство новейшей техники и передовой технологии, прогрессивных методов контроля, обеспечивающих высокое качество машин, механизмов, приборов, оборудования и материалов. Нужно

всемерно способствовать созданию бригад, участков, цехов и предприятий высокой производственной культуры, выпускающих продукцию только отличного качества, проводить конкурсы, смотры, техническое конференции молодых рационализаторов и молодых новаторов производств, передовиков соревнования за звание бригад и ударников коммунистического труда по вопросам, связанным с повышением качества выпускаемой продукции . Предметом особой заботы комсомольских комитетов должна стать организация экономической учебы молодежи. Необходимо добиваться организации широкой сети школ и курсов качества, систематически пропагандировать достижения науки и техники, передового производственного опыта, воспитывать у молодых рабочих умение правильно оценивать технико-экономические показатели работы своего предприятия. ЦК ВЛКСМ рекомендует . широко поощрять молодых передовиков производства, молодежные коллективы, добившиеся успехов в борьбе за повышение качества и надежности выпускаемой продукции, вручать им дипломы, Почетные грамоты, заносить в Книгу Почета; награждать юношей и девушек значком ЦК ВЛКСМ «Молодому передовику производства»» [15].

В первой половине 1960-х годов комсомольские комитеты организовывали соревнование за лучшие бригады, участки и смены, за честь заводской марки, проводились общественные смотры и конференции. Рабочая молодежь активно участвовала в походе под лозунгом «Советское - значит отличное». Развивалось движение за бездефектную сдачу продукции, за звания «Отличник качества», «Мастер - золотые руки». Широкое распространение получили такие общественные формы контроля, как отделы технического контроля, инспекции по качеству, контрольные посты. Молодые рабочие брали личные и коллективные обязательства, осуществляли взаимопроверки, переходили на работу без контролеров, с личными клеймами и гарантийными паспортами, добивались снятия с производства устаревшей продукции. Улучшение качества продукции занимало все большее место в обязательствах молодых рабочих. В 1965 г. одной из главных форм участия молодежи в хозяйственной деятельности была признана борьба за качество выпускаемой продукции.

В 1960 г. комсомольская организация Чебоксарского хлопчатобумажного комбината объявила шефство над качеством выпускаемой продукции. «На комбинате, борющемся за звание предприятия коммунистического труда, создаются бригады, участки, цеха высокой производственной культуры, выпускающие продукцию только отличного качества» [16]. В 1961 г. на Канашском вагоноремонтном заводе особенно инициативно работали по повышению качественных показателей производства молодые рабочие ремонтно-комплектовочного цеха. 80 из них сами выписывали рабочие карточки и сдавали продукцию без предъявления ОТК [17]. В 1961 г. молодые рабочие Чебоксарского завода электроисполни-тельных механизмов путем улучшения качества изделий добились увеличения на полгода гарантийного срока службы выпускаемых механизмов [18]. В 1962 г. на Чебоксарском заводе тракторных запасных частей при активном участии рабочей молодежи были разработаны мероприятия по внедрению новых технологических процессов, направленных на повышение качества запасных частей к тракторам. В этом им большую помощь оказали советы по качеству, общественные конструкторские бюро, штабы новой техники [19]. В 1966 г. на Чебоксарском заводе электроизмерительных приборов среди комсомольских бригад по сборке приборов был установлен переходящий вымпел по сдаче продукции с первого предъявления [20]. В этом же году молодые рабочие Чебоксарского электроап-паратного завода стали участниками движения за получение личного клейма под девизом «Рабочая совесть - лучший контролер»: «38 комсомольцев с трех кон-

вейеров второго сборочного цеха отказались от контролеров и стали работать с личным клеймом. Анализ работы этих бригад показывает, что брака стало меньше, большее число изделий принимается с первого предъявления. Этому примеру последовали многие комсомольцы других цехов» [21]. В начале 1970-х годов рабочая молодежь данного завода участвовала в выполнении заданий по улучшению качества продукции, проведении «дней качества», разборе причин обнаруженных недостатков, рассмотрении и обсуждении предложений по улучшению технологии, самоконтроля и т.д. [22]. В 1980-е годы получило развитие соревнование за бездефектное изготовление продукции, шефство над выпуском изделий с государственным Знаком качества, работа с комсомольской гарантией качества [23].

В целом молодые рабочие сознательно относились к вопросам обеспечения и повышения качества выпускаемой продукции. Вместе с тем под влиянием ряда факторов у части рабочей молодежи сформировалось пассивное отношение к решению общих производственных проблем, выходящих за рамки их личных интересов. В условиях всеобщего дефицита потребитель был готов взять любую продукцию. Это ориентировало предприятия на количественные показатели. Также следует отметить, что в рассматриваемый период под влиянием научнотехнической революции происходило складывание нового способа производства. В то же время существовали старая техника и ручной труд. Результаты инвентаризации и оценки состояния основных производственных фондов, проведенных в 1986 г., показали, что более половины парка машин и оборудования имело износ свыше 50% [24]. Большинство молодых рабочих фактически не привлекались к внедрению новой техники и технологий. Неэффективная работа в общественном производстве значительно затрудняла формирование чувства ответственности за качество труда у молодого рабочего. Резьбошлифовщик инструментального цеха Чебоксарского машиностроительного завода, Герой Социалистического Труда А. Александров прямо говорил о том, что «плохая организация производства приносит не только материальный, но и моральный ущерб. Она развращает людей, приучает их к мысли о том, что никто не заинтересован в результатах их труда, в разумном использовании времени» [25]. Рабочий Чебоксарского элек-троаппаратного завода, Герой Социалистического Труда Н.А. Королев отмечал, что в вопросе о браке многое зависело от сознания человека: «Честно скажу, от брака никто не застрахован, так же как от ошибок в любом деле. Особенно в таком тонком производстве, как наше инструментальное. Поволновался чуть, внимание рассеялось - запорол деталь. И со мной так случается, хоть и присвоено мне право ставить личное клеймо на изделия. Но надо иметь мужество исправить, если это возможно, недостаток, либо приниматься за новую деталь. Но ни в коем случае не полагаться на авось да небось. Пройдет, мол, и так, никто не заметит. Вот такая, с позволения сказать, «философия» очень страшна для рабочего коллектива. Она опасна тем, что человек перестает дорожить своим высоким званием, своей квалификацией. И марка завода - для него пустой звук» [26].

Итак, за последние 50 лет произошла смена приоритетов: советское общество было заинтересовано в молодежи, ориентированной на производство, на достижение высоких показателей в труде. Для современного российского общества типичной является молодежь, ориентированная на потребление. И очень мало делается для того, чтобы сформировать такую культуру трудового поведения, в основе которой лежала бы потребность производить высококачественные продукцию.

Литература и источники

1. Антология русского качества. М.: РИА «Стандарты и качество, 2000. С.7.

2. Там же.

3. Дружинин А.И., Кац И.Я., Пинков А.П., Ревенков А.Н., Шарапов Э.Н. «Невидимая рука» и государственное регулирование экономики: Диалектика взаимодействия. М.: ООО «Юрайт», 1999. С.191-193.

4. Кузнецов И.Д., Смирнов Ю.П. История Козловского комбината автофургонов. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1984. С.81.

5. Государственный архив современной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР). Ф.6. Оп.8. Д.628. Л.30.

6. ГАСИ ЧР. Ф.6. Оп.12. Д.2. Л.19.

7. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.М-1. Оп.8. Д.708. Л.70.

8. ГАСИ ЧР. Ф.6. Оп.8. Д.619. Л.9.

9. ГАСИ ЧР. Ф.6. Оп.9. Д.44. Л.8.

10. Там же. Л.8-9.

11. ГАСИ ЧР. Ф.6. Оп.9. Д.133. Л.5.

12. ГАСИ ЧР. Ф.6. Оп.10. Д.6. Л.16.

13. РГАСПИ. Ф.М-1. Оп.8. Д.708. Л.23-25.

14. РГАСПИ. Комсомол в борьбе за укрепление социалистической дисциплины труда: В 2 ч. Некоторые материалы исторического опыта ВЛКСМ. (1983 г.). Л.194.

15. Там же. Л.195-196.

16. ГАСИ ЧР. Ф.6. Оп.10. Д.6. Л.19.

17. ГАСИ ЧР. Ф.6. Оп.10. Д.103. Л.8.

18. Там же. Л.12.

19. ГАСИ ЧР. Ф.6. Оп.10. Д.133. Л.15.

20. ГАСИ ЧР. Ф.6. Оп.11. Д.4. Л.30.

21. ГАСИ ЧР. Ф.6. Оп.11. Д.2. Л.18.

22. Кузнецов И.Д., Петров Г.П. История Чебоксарского электроаппаратного завода. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1975. С.180.

23. РГАСПИ. Справочные материалы «Перечень документов ЦК ВЛКСМ, печатных материалов по инициативам и починам комсомольцев и молодежи (1919-1985 гг.); подборка документов по инициативам и починам».

24. Остапкович Г. О социально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х годов // Вопросы экономики. 1998. № 7. С.153.

25. ГАСИ ЧР. Ф.6. Оп.25. Д.18. Л.З.

26. См.: Кузнецов И.Д., Петров Г.П. Указ. соч. С.189.

МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА родилась в 1968 г. Окончила Чувашский государственный университет. Доцент, кандидат исторических наук, докторант кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Чувашского университета. Область научных интересов - социальная и индустриальная история республик Волго-Вятского региона второй половины ХХ столетия. Автор более 40 научных, научно- и учебно-методических работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.