Научная статья на тему 'Проблемы и тенденции развития технического творчества молодых рабочих республик Волго-Вятского региона в 1955-1985 гг'

Проблемы и тенденции развития технического творчества молодых рабочих республик Волго-Вятского региона в 1955-1985 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и тенденции развития технического творчества молодых рабочих республик Волго-Вятского региона в 1955-1985 гг»

С.Ю. МИХАЙЛОВА

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЫХ РАБОЧИХ РЕСПУБЛИК ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА В 1955-1985 ГГ.

Во второй половине 1950-х - первой половине 1980-х годов был накоплен значительный опыт по вовлечению молодых рабочих промышленных предприятий в решение конкретных задач научно-технического прогресса. Это было обусловлено необходимостью обеспечить вступление в общественное производство молодого поколения, подготовленного для работы на все более усложняющейся технике. Молодежь составляла значительную часть рабочего класса. От ее труда во многом зависел успех внедрения достижений научнотехнического прогресса в экономику страны. Молодые рабочие имели лучшую, чем старшие возрастные категории трудящихся, общеобразовательную и техническую подготовку и были меньше привержены старым взглядам и привычкам. В свою очередь, «поступательное развитие НТП вносило серьезные изменения в содержание труда, вело к качественным преобразованиям структуры молодых рабочих кадров, росту числа рабочих квалифицированного труда, возникновению профессий широкого профиля, овладение которыми требовало более высокого общеобразовательного уровня, глубоких знаний и специальной подготовки» [1].

В 1956 г. был организован первый Всесоюзный конкурс молодежи на лучшее рационализаторское предложение и изобретение. В 1959 г. на Уралвагонзаводе возникло первое общественное конструкторское бюро, в котором были объединены молодые конструкторы, технологи и передовики производства. Вслед за ним стали создаваться общественные бюро технологии, нормирования, экономического анализа, технической информации и др. [2].

На основе контент-анализа документов съездов, центральных и местных органов КПСС В.К. Криворученко выявил определенные партией направления деятельности молодежных организаций в борьбе за научно-технический прогресс в 1960-е годы «Это развертывание массового похода молодежи за овладение высотами современной науки и техники (а); расширение рядов молодых рационализаторов и изобретателей (б); вовлечение юношей и девушек в техническое творчество, научно-технические общества (в); участие в создании совершенной новой техники, шефство над внедрением ее в народное хозяйство (г); оказание помощи молодежи в овладении современной техникой, освоение и совершенствование передовой технологии производства (д); расширение сети и активизация деятельности советов молодых специалистов, общественных конструкторских, технологических бюро и других творческих объединений молодежи (е); повышение роли молодых рабочих и колхозников в ускорении технического прогресса (ж); расширение деятельности молодых инженеров, техников, ученых в решении задач научно-технической револю-

ции (з); забота о повышении общего и специального образования молодежи (и) и др.» [2].

1960-е годы стали временем организационного оформления научнотехнического творчества молодежи (НТТМ). В 1966 г. был проведен Всесоюзный смотр научно-технического творчества молодежи «Пятилетке - мастерство и поиск молодых». С 1967 г. функционировала Центральная выставка технического творчества молодежи. В 1968 г. ЦК ВЛКСМ совместно с заинтересованными организациями объявил о движении НТТМ, определил принципы участия в нем молодых людей и молодежных коллективов. Для поощрения наиболее активных из них использовались премии Ленинского комсомола в области науки, техники и производства, учрежденные в 1967 г. [3].

В принятой в 1977 г. Конституции СССР впервые было записано, что государство гарантирует гражданам свободу научного и технического творчества, которая обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности. В связи с этим была поставлена задача еще полнее использовать возможности общества в целом и трудового коллектива в частности для стимулирования технического творчества молодежи, формирования в сознании молодых людей потребности к изучению и внедрению в производство всего нового и прогрессивного [2].

В первой половине 1980-х годов общественные организации и государственные органы пришли к выводу о необходимости создания общественногосударственной системы НТТМ. Такая система была реализована по всей стране. Она опиралась на инициативу «снизу» и представляла собой самоуправляемую, самофинансируемую модель управления развитием НТТМ. Даже в середине 1980-х годов во Всесоюзном смотре НТТМ ежегодно участвовало в среднем свыше 20 млн молодых людей. Они внесли 1,1 млн рационализаторских предложений и изобретений с экономическим эффектом в 1,3 млрд руб. [4].

Молодые рабочие активно участвовали в определении направлений технического развития предприятий, в разработке планов НТТМ и внедрении достижений науки и техники в производство. Например, по подсчетам историка И.П. Остапенко, за 1976-1980 гг. в фонд экономии от внедрения изобретений и рационализаторских предложений в стране поступило около 29 млрд руб. [5]. Среди рабочих в техническом творчестве больше всех участвовали молодые производственники высокой квалификации, занятые ручным трудом (слесари, электрослесари, наладчики и т.д.). Наиболее активными в творческом отношении являлись наладчики оборудования, регулировщики электронных аппаратов и приборов, помощники мастеров, помощники мастеров на ткацком производстве, т.е. занятые наиболее сложным трудом со значительными умственными нагрузками работники [6].

В рассматриваемый период в Марийской, Мордовской и Чувашской республиках сложилась индустриальная основа для развития массового технического творчества, были подготовлены профессиональные кадры, развивались различные отрасли прикладной науки. Наиболее распространенной формой

технического творчества молодых рабочих было движение рационализаторов и изобретателей, в котором принимал участие каждый седьмой-восьмой работник. Как отмечает И.И. Бойко, рационализаторское и изобретательское движение являлось одной из редких форм социальной активности трудящихся, которая оказывала реальное воздействие на совершенствование техники и технологии производства, организации и условий труда. В нем было меньше возможностей для приукрашивания реального положения дел. За каждой заявкой на рационализаторское предложение должно было стоять конкретное дело [6]. В 1955-1985 гг. утвердилось положение о том, что «действенной формой борьбы комсомольских организаций за повышение производительности труда стала работа по вовлечению молодых рабочих ... в рационализаторство и изобретательство» [7].

Наглядной иллюстрацией к вышесказанному может послужить выступление бригадира комсомольско-молодежной бригады котельного цеха Ала-тырского паровозоремонтного завода Николая Герасько на собрания актива областной и Чебоксарской городской комсомольских организаций 19 августа 1955 г.: «До настоящего времени развальцовка дымогарных и жаровых труб проводилась вручную. Этот способ был очень трудоемким и малопроизводительным, качество было плохое. Будучи на практике на Конотопском ПРЗ, я ознакомился, как проводится вальцовка труб с помощью пневматических машинок. Я обратился к технологу цеха т. Зодневу с просьбой изготовить такие вальцовки на Алатырском ПРЗ. Скоро вальцовки эти были изготовлены, но оказалось, что старые кадровые рабочие, которые привыкли работать на старых вальцовках, не хотели вводить это новшество. Тогда руководитель, идя навстречу молодежи, организовал отдельную комсомольско-молодежную бригаду. Я был назначен бригадиром этой бригады. Перед нами стояла задача -внедрить этот метод работы. Комсомольцы дружно взялись за эту задачу. На первых порах были трудности: не было реверсивных машинок, но мы упорно добивались осуществления этой задачи. В настоящее время мы намеченную задачу выполнили, вальцовки внедрены в производство, в результате чего производительность труда повысилась вдвое» [8].

Техническое творчество молодых рабочих было индивидуальным и коллективным, к которому относились комплексные творческие бригады, сквозные творческие цепочки (конструктор - мастер - рабочий) и др. Практика показала, что доля комплексных бригад в экономическом эффекте от рационализаторства постоянно увеличивалась. Их предложения давали более высокие результаты по сравнению с индивидуальным творчеством. В Волго-Вятском регионе широкую известность получили сквозные комплексные бригады по снижению массы машин и изделий, созданные на Горьковском автозаводе. За три месяца 1957 г. их участники внесли около 1 тыс. рационализаторских предложений, экономический эффект которых составил более 1 млн руб. [7].

Одной из форм технического творчества молодых рабочих было участие в конкурсах на звание лучшего рационализатора и лучшего молодежного

коллектива по рационализации, лучшее предложение. Во второй половине 1950-х годов проводились общие конкурсы на лучшее предложение с целью увеличить число молодых рационализаторов. В 1960-е годы их сменили конкурсы на звание лучшего молодого рационализатора, предложения которого давали наибольший экономический эффект, конкурсы на лучшую постановку работы по развитию рационализаторства среди молодежи. Также практиковались смотры, слеты, походы, эстафеты рационализаторства, рейды проверки внедрения разработанных новшеств. «Эти формы зарекомендовали себя эффективным средством мобилизации трудящихся на решение социальноэкономических задач, но особенно значимы они для молодежи, которая инициативно откликается на массовое движение, ей импонируют элементы состязательности. В 60-х годах комсомольские организации Москвы, Ленинграда . Чувашии проводили походы молодежи за технический прогресс» [2]. В целом данная форма технического творчества сыграла значительную роль в развитии движения рационализаторов. Она целенаправленно объединяла усилия молодых рабочих в решении задач технического прогресса, активизировала их инициативу, позволяла сконцентрировать усилия хозяйственных органов и общественных организаций на проблемах технического творчества молодежи.

Вместе с тем развитие этого полезного начинания сдерживалось проявлениями «формализма», «показухи», «починомании». Например, на подведении итогов конкурса среди молодежи предприятий промышленности Чувашской АССР на лучшее рационализаторское и изобретательское предложение в честь 40-летия ВЛКСМ начальник отдела труда и зарплаты Чувашского СНХ Введенский сказал: «Конкурс, конечно, показал, что был привлечен самый широкий круг молодых рационализаторов и изобретателей, это важная сторона деятельности предприятий. Однако в работе конкурса имелся целый ряд недостатков и об этом мне хочется сказать. Прежде всего, один из основных недостатков нашего конкурса, это то, что было подано слишком мало предложений, всего 59 рацпредложений. Эта цифра является явно недостаточной и которая не отражает всех тех возможностей, которые имеет наша молодежь.

Дело не только в том, что эти рационализаторские предложения рассмотрены на заводе и технико-экономическим советом, но самое главное, это недостаточная разъяснительная работа, следствием чего явились такие факты, о которых здесь с этой трибуны рассказывал товарищ.

Имело место в большой степени формальное отношение со стороны главным образом руководителей предприятий, руководителей технического совета и может быть руководителей комсомольских организаций в деле рассмотрения и внедрения рационализаторских предложений. Это подтверждается тем, что целый ряд премий, которые были назначены в качестве поощрения за лучшее рационализаторское предложение, остались неиспользованными. Осталась неприсужденной первая премия по некоторым отраслям промышленности. Это произошло потому, что качество некоторых рационализаторских предложений желало много лучшего. Значит ли это, что у нас нет рационализаторских предложений, которые направлялись на улучшение ор-

ганизации технологии? Нет, это неверно. У нас есть целый ряд молодых рационализаторов и изобретателей-рабочих, однако мы еще достаточно с ними не работаем. В этом отношении повинен и Чувашский совнархоз.

Совнархоз не принял достаточных мер по популяризации этих важнейших мероприятий, так, что целый ряд предприятий Чувашского совнархоза пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, работники электростанций и работники лесной промышленности не включились в эту работу и не дали рационализаторских предложений. Это является результатом того, что Совнрахоз не принял достаточных мер для того, чтобы включить целый ряд предприятий к этой работе. Недостаточно было принято мер по внедрению предложений молодых рационализаторов . Внимания со стороны совнархоза уделялось недостаточно, а самое главное недостаточно уделялось внимание конкурсу» [9].

Следует учитывать то обстоятельство, что для молодых рабочих сразу заняться решением сложных технических проблем было практически невозможно. Однако при продуманной организации эта проблема могла быть разрешена. Это подтверждается опытом работы Чебоксарского хлопчатобумажного комбината. Здесь с 1958 г. действовали экспериментальная мастерская и кабинет рационализаторов, проводились консультации для молодых рационализаторов, работала группа квалифицированных инженеров и техников, которые помогали им оформлять чертежи, делать расчеты и разработки [10].

В конце 1950-х годов перед молодежными организациями была поставлена задача «широкого развертывания пропаганды важности автоматизации и механизации производственных процессов как одного из главных направлений технического прогресса на современном этапе». Им было рекомендовано «организовать широкую сеть технической учебы молодежи по вопросам внедрения автоматики и механизации производственных процессов, создавать школы по изучению новой техники, автоматических приборов и устройств, широко пропагандировать достижения молодежных коллективов по шефству над внедрением новой техники, проводить конкурсы на лучшее рационализаторское предложение и изобретение, слеты, совещания, технические конференции, читательские конференции по вопросам автоматизации и механизации производства» [11]. В 1960-е годы в СССР было впервые организовано в массовом масштабе обучение молодых производственников навыкам рационализации. Оно предусматривало создание школ и институтов молодых рационализаторов, технических клубов и уголков технической литературы, проведение консультаций специалистов, проведение кинолекториев и технических викторин и т.п.

При оценке участия молодых рабочих в рационализаторстве следует учитывать объективные факторы. Молодежь имела незначительный производственный опыт, недостаточно высокую профессиональную квалификацию. Она только познавала производство и его организацию. Как показали социологические обследования молодых рабочих промышленных предприятий Волго-Вятского региона, проведенные в 1970-е - первой половине 1980-х годов, доля лиц, зани-

мавшихся рационализаторской деятельностью, была более высокой среди получивших профессию на производстве, поскольку среди них было большее количество рабочих, имеющих стаж работы на предприятии более 5 лет.

В рассматриваемый период в промышленности республик ВВЭР удельный вес рабочих в возрасте до 30 лет увеличивался, составив к началу 1980-х годов более 50% от числа занятых. Вместе с тем, проводившиеся исследования показали, что наиболее активно участвуют в рационализаторстве и изобретательстве производственники в возрасте старше 30 лет [6]. Меньшая доля новаторов фиксировалась среди молодежи, которая, в свою очередь, может быть дифференцирована по более дробным возрастным категориям: чем моложе рабочий и меньше его производственный стаж, тем меньше вероятность его участия в техническом творчестве. Молодые рабочие, особенно не достигшие 25 лет, заметно отставали от старших коллег по уровню творческой активности, чему способствовали недостаточный производственный опыт, относительно слабое знание техники и технологии. В то же время многие из тех, кто начинал трудиться на производстве, проявляли интерес, по крайней мере, к рационализаторству. Во время проведения обследования 1977 г. в Чувашии почти треть респондентов в возрасте до 25 лет и проработавших на предприятии менее одного года, заявили о своем желании участвовать в техническом творчестве. Но в действительности никто из них не был вовлечен в это движение [6].

Так, в Канаше был создан городской штаб НТТМ, который провел социологический опрос на промышленных предприятиях. Он позволил сделать вывод о степени внимании партийных и комсомольских организаций города к новаторству молодежи. Подали рационализаторские предложения и заявки на изобретения на автоагрегатном заводе 7,8% от всех молодых рабочих, на вагоноремонтном - 15,5%, на швейной фабрике - 2,1%. Средний показатель составил 9,4%, т.е. почти каждый десятый молодой производственник участвовал в техническом творчестве [12]. Анализ материалов исследований НТТМ в республиках Волго-Вятского региона приводит к выводу о том, что рабочие высокой квалификации по степени участия практически во всех видах творчества стояли намного ближе к ИТР, чем к рабочим средней и низкой квалификации. Таким образом, получение каждым молодым рабочим среднего общего и специального образования, а также учеба в вузах создавали условия для повышения уровня профессиональных, технических и экономических знаний, поэтому молодежь активно включалась в движение НТТМ. Не случайно характерной чертой молодых рабочих со средним специальным образованием являлась относительно высокая доля лиц, занимающихся рационализаторством и изобретательством. По данным социологических обследований, рационализаторские предложения имели 17% молодых рабочих этой группы, тогда как в целом по республикам ВВЭР данный показатель составлял 11% от общего числа опрошенных. На вопрос «Что может повысить уровень рационализаторства и изобретательства на предприятии?» 11% респондентов ответили, что улучшение системы материального поощрения, 10% -

повышение образовательного уровня, 9% - повышение квалификации; 8% -сотрудничество специалистов и рабочих, 7% - более внимательное отношение администрации, 4% - улучшение системы морального поощрения. Наличие таких кадров давало возможность более быстрого технического перевооружения производства. Поэтому вновь создаваемые крупные промышленные предприятия республик Волго-Вятского региона имели техникумы соответствующих профилей.

В середине 1980-х годов 30% рационализаторских предложений приходилось на работников, имеющих высшее или незаконченное высшее образование [1]. С начала 1980-х годов на предприятиях республик ВолгоВятского региона стали открываться технические кафедры Марийского политехнического института, Мордовского и Чувашского университетов.

Однако высшие учебные заведения уделяли мало внимания работе по привлечению и подготовке к вступительным экзаменам лиц, имеющих стаж практической работы не менее 2 лет, уволенных в запас военнослужащих и направляемых на обучение промышленными предприятиями, стройками, колхозами и совхозами в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1099 от 18 сентября 1959 г. В проведении этой работы вузы ограничивались в основном рассылкой писем и обращений. Мало было организовано курсов непосредственно на предприятиях. Как правило, действовали краткосрочные курсы, что не давало возможности производственникам восстановить свои знания. Высшие учебные заведения недостаточно создавали курсов, работающих по заочной системе. Эффективность работы подготовительных отделений в большинстве учебных заведений оставалась низкой. В 1979 г. более половины рабочей молодежи, участвовавшей в конкурсе, не выдержало испытательных экзаменов, что говорило о слабой работе высших учебных заведений по подготовке данной категории абитуриентов [13].

Со временем была утрачена стратегия технологического прогресса на основных направлениях научно-технического совершенствования промышленности. По мнению Ю.П. Смирнова, вопрос заключался в том, что «экстенсивная экономика не до конца стимулирует технический прогресс. Природные, демографические и финансовые ресурсы государства давали возможность решать проблемы не столько умением, сколько числом» [1]. Достижения науки и техники, многие разработки рационализаторов и изобретателей оставались невнедренными в промышленное производство. В этом сказался количественно-валовый подход к организации производства. На местах партийные, комсомольские организации вместо критического анализа происходящих событий занимались составлением разных отчетов и проведением формальных мероприятий. Например, в Мордовской Республике фактически в 1970-е годы отсутствовала база для занятий техническим творчеством во внерабочее время, была плохо поставлена учеба молодых новаторов. Всего одна школа рационализаторов и изобретателей приходилась на 3 тыс. человек [14]. В Марийской Республике в 1970-е годы также отсутствовала система по развитию НТТМ. Лишь каждый тринадцатый молодой производственник в

той или иной форме участвовал в техническом творчестве. Слабо занимались вовлечением молодежи в рационализаторскую деятельность комитеты ВЛКСМ заводов «Контакт», торгового машиностроения и др. [15]. В конце 1970-х годов в развитии НТТМ в Чувашской Республике выявились серьезные упущения. Чувашский ОК ВЛКСМ пытался совершенствовать его организационную структуру, но результаты деятельности стали снижаться, потенциал молодежного творчества использовался не полностью. Здесь сказались преобладание формальных начал над содержательными, отсутствие разработанной системы по привлечению творческого потенциала молодых рабочих в совершенствование промышленного производства. Например, на Чебоксарском агрегатном заводе штабы НТТМ были созданы почти во всех цехах и службах, но в своей деятельности были предоставлены сами себе. Заводской комитет комсомола и штаб НТТМ не организовали учебу актива. Отсутствовали стабильная связь между общезаводским и цеховыми штабами, контроль и руководство деятельностью нижестоящих организаций. Поэтому каждому вновь избранному цеховому штабу приходилось вести работу, полагаясь лишь на свои знания и навыки. Как следствие, на предприятии отсутствовала согласованность их действий с заводскими организациями НТО и ВОИР, в рядах которых было мало молодежи. На XII Чувашской областной конференции ВОИР отмечалось, что в первой половине 1980-х годов снижалось количество творческих молодежных объединений [6].

Результат использования творческой энергии молодых рабочих мог быть значительно выше, если бы партийные и комсомольские организации, хозяйственные руководители преодолевали влияние негативных явлений, уделяли больше внимания движению молодых новаторов. В 1955 г. при активной поддержке парткома и дирекции на заводе «Красное Сормово» были проведены несколько технических конференций молодых рабочих, организованы конкурсы среди них на лучшее рационализаторское и изобретательское предложение. В итоге за пять месяцев 1955 г. в рационализаторском движении на заводе участвовало в три раза больше рабочих, чем за весь предыдущий год [16].

По мнению специалистов, имелись значительные резервы для повышения уровня рационализаторства и изобретательства. Об этом говорили и сами новаторы, например, в ходе опроса 1979 г. в Чувашии. Из них 24,2% отметили необходимость более внимательного отношения администрации к данной проблеме. Далее по частоте выбора шли следующие варианты ответов: содружество специалистов и рабочих - 18,6%, улучшение системы материального поощрения - 14,3%, повышение уровня квалификации рабочих - 13,7%, повышение уровня общего образования - 12,4%, улучшение системы морального поощрения - 8,7% [6]. Как видно, молодые рационализаторы большое значение придавали совершенствованию организационной системы, приближению ее к непосредственным нуждам рядовых участников технического творчества.

Рассмотренные факты и документы свидетельствуют о том, что во второй половине 1950-х - середине 1980-х годов техническое творчество получило широкое распространение среди рабочей молодежи промышленных предприятий

Волго-Вятского региона. Усилия молодых рационализаторов и изобретателей были направлены на механизацию и автоматизацию ручного труда, создание новой техники и всемерное ускорение реализации новаторских предложений. В то же время в республиках Волго-Вятского региона, как и по всей стране, не внедрялись многие рационализаторские предложения. Это было вызвано просчетами администрации, общественных организаций и наносило значительный экономический и моральный ущерб, тормозило само движение НТТМ.

Источники и литература

1. Смирнов Ю.П. Индустриальное развитие автономных республик Поволжья в 50-80-е годы: опыт и проблемы. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1996. 264 с.

2. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Справочник «Материалы к сборнику по участию комсомола в развитии научно-технического прогресса (справки, библиография, перечни постановлений). 1920-1980 гг.».

3. РГАСПИ. Справочные материалы «Перечень документов ЦК ВЛКСМ, печатных материалов по инициативам и починам комсомольцев и молодежи (1919-1985 гг.); подборка документов по инициативам и починам».

4. Наумова Е.В. Молодежная политика в России 70-х-90-х годов ХХ в.: (Исторический опыт и уроки): Дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. Саратов, 2002. 605 с.

5. Производственная деятельность рабочего класса в СССР в развитом социалистическом обществе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 218 с.

6. Бойко И.И. Рабочие Волго-Вятского региона: опыт и уроки социально-экономического развития (1960-1985 гг.). Чебоксары, 1997. 256 с.

7. РГАСПИ. Справочные материалы «Комсомол в борьбе за укрепление социалистической дисциплины труда, в 2-х частях».

8. Государственный архив современной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР). Ф. 6. Оп. 8. Д. 638. Л. 33-34.

9. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 9. Д. 268. Л. 22-23.

10. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 9. Д. 268. Л. 20.

11. РГАСПИ. Справочная картотека постановлений Бюро и Секретариата ЦК ВЛКСМ «Вопросы отдела рабочей молодежи. 1958 г.».

12. Социальная активность рабочей молодежи автономных республик РСФСР. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1988. 196 с.

13. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф.А-605. Оп.1. Д.7578. Л.45-46.

14. Центр документации новейшей истории Республики Мордовия (ЦДНИ РМ). Ф.956. Оп.15. Д.1-202. Л.18.

15. Государственный архив Республики Марий Эл (ГА РМЭ). П-9. Оп.22. Д.13. Л.11.

16. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 8. Д. 708. Л.151.

МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА родилась в 1968 г. Окончила Чувашский государственный университет. Доцент, кандидат исторических наук, докторант кафедры Отечественной истории ХХ-ХХ1 вв. Область научных интересов - социальная и индустриальная история республик Волго-Вятского региона второй половины ХХ столетия. Автор более 30 научных, научно- и учебно-методических работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.