ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №2(36)
УДК 82.09
Р.МУСТАФИН - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПОДВИГА МУСЫ ДЖАЛИЛЯ
© Г.Н.Сагадуллина
В статье прослеживается деятельность Р.Мустафина, видного джалиловеда, исследователя жизненного и боевого пути поэта-солдата М.Джалиля, а также развитие документальной прозы как в русской, так и в татарской литературе, ее специфика и особенности. Творчество Р.Мустафина рассматривается в контексте других авторов-документалистов, внесших вместе с ним большой вклад в развитие этого жанра.
Ключевые слова: М.Джалиль, Р.Мустафин, татарская литература, литература периода Великой Отечественной войны, джалиловедение, документальная литература.
В настоящее время вызывают большой интерес литературные произведения всех жанров, основанные на документальности. «Документальная литература - художественная проза, исследующая исторические события и явления общественной жизни путем анализа документальных материалов, воспроизводимых целиком, частично или в изложении. Сводя к минимуму творческий вымысел, документальная литература своеобразно использует художественный синтез, отбирая реальные факты, которые сами по себе обладают значительными социально-типическими свойствами» [1: 234]. Документальная литература представляет собой явление сравнительно новое и развивающееся. Споры ведутся как по поводу границ ее жанров, так и по поводу эстетической значимости такого рода литературы.
Я.Явчуновский конкретизирует понятие документальной литературы, включая в ее сферу лишь те произведения, в которых факты и документы не просто упоминаются, «но и организуют их целостную структуру» [2: 22]. М.Х.Чотчаева, на наш взгляд, наиболее четко и целостно определила, что художественная документальность предполагает не просто верность реальной действительности и жизненности изображения, а органически связана с введением в искусство реальных лиц, событий, географических и временных координат и т.п. [3: 6]. В последнее время в литературоведческих работах стал употребляться введенный Л.Гинзбургом термин «человеческий документ», в разряд которого попадают письма, дневники, воспоминания участников исторических событий, запечатленные на бумаге, фонограмме [4]. К жанрам документальной литературы также относят мемуары, записки, записные книжки писателей, травелог, биографию, автобиографию, хронику, иногда очерк и эссе, то есть жанры, существовавшие на протяжении веков и лишь в XX веке объединенные понятием «документальная литература». «После Второй мировой войны добавились, с одной стороны,
такие «сложные» (вторичные) жанры, как невыдуманный рассказ, документальная повесть и документальный роман, а с другой стороны - стоящие особняком «литература человеческого документа» и «наивное письмо» [5: 49].
Активизация художественно-документальной прозы, как и упоминалось выше, была вызвана важными для всех народов социальными изменениями, поэтому она стала типологически общей для всех литератур нашей страны, в том числе и для татарской литературы. Появление большого количества произведений документальной прозы в татарской литературе связано также с Великой Отечественной войной, что явилось поворотной вехой в развитии литературы. Это диктуется потребностью общества в устойчивой исторической почве, в получении полной, взвешенной картины прошлого, стремление увеличить объем народной памяти, узнать всю правду о войне. Основная тема произведений 1940-1950-х годов - воинская отвага и смекалка, неутомимая жизнерадостность и оптимизм советских солдат, их ненависть к фашистам и безграничная любовь к своей родной земле и народу. Документальная проза 1960-1980-х годов обусловлена, прежде всего, стремлением осмыслить войну с учетом новых знаний, установить не только точность фактов, но и причинно-следственные связи, извлечь уроки для будущего, увековечить память павших, добиться торжества справедливости там, где она была нарушена.
Русская литература дала выдающиеся произведения этого направления - «Блокадная книга» А.Адамовича и Д.А.Гранина, «Брестская крепость» С.С.Смирнова, «У войны - не женское лицо» С.Алексиевича и др. В татарской литературе также немало активно работавших и работающих в документальной прозе авторов: Г.Кашшаф, С.Шакир, Ш.Ракипов, Г.Сафиуллин, Ф.Булатов, Ш.Мустафин и др. Этот список можно было бы еще продолжить.
В основе всех этих документальных произведений лежит огромная исследовательская работа, и только после этого авторы начинают свою художественную деятельность. Именно такую огромную исследовательскую работу провел и Рафаэль Мустафин, который долгие годы занимался поиском новых данных о жизни и творчестве поэта-патриота Мусы Джалиля и ввел их в научный оборот. До Р.Мустафина и параллельно с ним судьбу и творчество поэта изучали многие исследователи, о чем свидетельствуют труды Ю.Королькова [6], К.Симонова [7], К.Зелинского [8], Л.Небенцаля [9], Г.Кашшафа [10], В.Воздвиженского [11], Р.Бикмухаметова [12], Ш.Хамма-тов [13], В.Альтова [14], Ш.Рахманкулова [15], И.Гилязова [16] и т.д.
Р.Мустафин последовательно анализировал достижения джалиловедения, подтверждал, доказывал верные факты и опровергал неверные гипотезы, находил новые сведения. В результате кропотливой работы исследователю удается не только собрать информацию о М.Джалиле и его соратниках, но и оправдать несправедливо осужденных на длительные сроки героев. Например, экспедиция по местам бывших боев в Новгородской области позволила Р.Мустафину прояснить и привести в систему противоречивые версии, установить с достаточной долей вероятности время и место пленения М.Джалиля. В Латвии он установил место лагеря для военнопленных, в котором томился поэт. В Витебской области ему удается встретиться с бывшими партизанами 825 батальона, узнать о подпольной деятельности М.Джалиля. Таких экспедиции в жизни Р.Мустафина было очень много.
Сознательно ограничив предмет изучения именно вторым - Моабитским периодом жизни и творчества поэта, 17 июня 1971 года Р.Мустафин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Жизнь и творчество Мусы Джалиля в Моабит-ский период» и получил научную степень кандидата филологических наук. Также Р.Мустафи-ным были изданы книги «Поиск продолжается» (1965, в соавторстве с Г.Кашшафом), «Поэзия мужества» (1966), «Воспоминания о Мусе Джалиле» (1966), «По следам поэта-героя» (1971, 1973), «По следам оборванной песни» (1974, 1981, 2004), «Муса Джалиль: Очерк о детстве и юности поэта» (1977), «Муса Джалиль: Жизнь и творчество (довоенный период)» (1986), «Жизнь как песня» (1987), «Красная ромашка: Рассказы о поэте-герое М.Джалиле» (1988). Р.Мустафин с таким же успехом издавал книги о М.Джалиле и на татарском языке: «Муса Жэлил эзлэре буй-лап» (1968), «Кечкенэ Муса турында хикэялэр» (1976), «Жэлилчелэр: Очерклар, ^элилчелэр
и^аты турында» (1988), «Эзелгэн ^ыр эзеннэн» (1982, 2011).
В книгах Р.Мустафина следует отметить два существенных момента. Во-первых, это тяга к документальной точности, к открытому поиску, к проверке и сопоставлению фактов, к историзму. Во-вторых, стремление рассматривать локальные события в контексте всей войны; усиленное внимание к пониманию действительности, к оценкам, к характеру переживаний людей. Как отметил В.Огнев в рецензии к книге «По следам поэта-героя», «документальная в своей основе, книга Мустафина полна уважения к правде. Автор не поддается на легкие и эффектные версии некоторых «очевидцев», он сурово и трезво отбирает факты...» [17: 5]. Своей книге Р.Мустафин не случайно дал жанровое определение «книга-поиск». Ведь исследователь действительно излагал результаты поисков, документально подтверждая каждое слово.
Вполне справедливо Р.Мустафин назвал свою книгу «По следам оборванной песни» («Эзелгэн ^ыр эзеннэн», 1982) документальными повестями, так как все его книги о Джалиле основаны на воспоминаниях очевидцев, письмах, документах, стенограммах. А.Махмудов подчеркивает, что именно документальный характер данной книги дает возможность читателю лучше представить формирование Джалиля как великой личности и узнать много нового о последних мгновениях жизни его боевых товарищей [18: 237]. Назип Галеев в статье «Выдающийся литературный памятник» по случаю выдвижения Р.Мустафина на соискание Госпремии им. Г.Тукая дает развернутую оценку этой книге: «По следам оборванной песни» для многих - настоящая книга! Она - из тех, прочитав которую, нельзя забыть, она навеки врезается в твою память, становится верным другом! И достойна самой высокой оценки» [19: 7].
Исследователи, которые также занимались и занимаются изучением жизни и творчества М. Джалиля, высоко оценивают деятельность Р.Мустафина. Впервые его целеустремленность заметил и отметил Г.Кашшаф, который доверил Р.Мустафиу продолжить путь, который он начал по завещанию самого поэта. Л.Небенцаль, немецкий публицист, активно изучавший жизнь М.Джалиля, именно Р.Мустафину отправил найденный в Праге очень ценный документ об установлении даты и времени казни джалиловцев, что позволило Р.Мустафину использовать эти сведения в процессе исследовательской работы.
В.Г.Воздвиженский в книге «Поэзия Мусы Джалиля» дает высокую оценку деятельности Р.Мустафина: «Где-то в середине шестидесятых
Г.Н. САГАДУЛЛИНА
годов он (Р.Мустафин - Г.С.) присоединился к тем, кто шел по следам Джалиля, и вскоре возглавил поиски, как бы переняв эстафету из рук Г.Кашшафа. Р.Мустафин развил успех предшественников, свел воедино их открытия и находки, дополнив собственными наблюдениями и открытиями. Ему удалось внести немало недоста-вавших штрихов в картину жизни и борьбы Джалиля» [11: 6]. Ш.Х.Хамматов считает Р.Мустафи-на почитателем поэта и выражает ему благодарность за помощь в работе над своей книгой о солдате-поэте М.Джалиле [13: 3, 5].
Р.Мустафин в исследованиях опирался на помощь многих людей, использовал результаты поисков других авторов, ссылаясь на них, вместе с ними шел к истине. В этом заключается еще одно достоинство Р.Мустафина. «К счастью, следы М.Джалиля не покрылись пылью. Мне пришлось пройти по тем тропам, где был Джалиль. Побывал в разных углах нашей страны, прошел вдоль и поперек по Волховским болотам, по пустыням Средней Азии, по горам Памир, по таким странам, как Польша, Литва, Германия. Также по приглашению команды теплохода, который носит имя Джалиля, я обошел весь земной шар» - говорит о своих поисках Р.Мустафин [20: 1]. Именно достоверность, документальность результатов его исследования и является очень важной чертой его книг, которые не вызывают у читателя и других литературоведов никакого сомнения. Его вклад в развитие документальной прозы неоспорим.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства РТ. Грант №13-16-16006.
1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н.Николюкина. - М.: НПК Интелвак, 2003. - 1600 с.
2. Явчуновский Я. И. Документальные жанры. Образ, жанр, структура произведения. - Изд-во Саратовского университета, 1974. - 232с.
3. Чотчаева М.Х. Документальная проза о Великой Отечественной войне в литературах народов Карачаево-Черкесии и ее жанрово-стилевые особенности: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Кара-чаевск, 1998. - 18 с.
4. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Советский писатель, 1971. - 464 с.
5. Литературный словарь. - М.: ЛУч, 2007. - 320 с.
6. Корольков Ю. Жизнь-песня. Жизнь и борьба поэта Мусы Джалиля. - М.: Госполитиздат, 1959. -72 с.
7. Симонов К. Сосед по камере. // Лит. газета, 1956.
- 13 окт.
8. Зелинский К. Литературы народов СССР. Статьи.
- М.: Гослитиздат, 1957. - 406 с.
9. Небенцаль Л. Последние дни Мусы Джалиля. По новым материалам // Лит. газета. - 1959. - 10 янв.
10. Кашшаф Г. По завещанию Мусы Джалиля / пер. с тат. Р.Хакимова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1984.
- 224 с.
11. Воздвиженский В. Поэзия Мусы Джалиля. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1981. - 120 с.
12. Бикмухаметов Р. Муса Джалиль: Личность. Творчество. Жизнь. - М.: Худож. лит., 1989. - 286 с.
13. Хамматов Ш.Х. Муса Джалиль - солдат партии.
- Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. - 168 с.
14. Альтов В. Юность Мусы Джалиля [Очерк]. - Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1969. -230 с.
15. Рахманкулов Ш. Поэт-герой Муса Джалиль. - Казань Таткнигоиздат, 1956. - 89 с.
16. Гилязов И. Легион «Идель-Урал». Представители народов Поволжья и Приуралья под знаменем «третьего рейха». - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 383 с.
17. Огнев В. Подвиг и его эхо / Мустафин Р. По следам поэта-героя. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1973.
- 368 с. - С. 3 - 4.
18. МэхмYдов А.Г. Эмир иле. Поэмалар, документаль повесть, мэкалэлэр. - Казань: ААЖ^ «Идел-Пресс» полиграфия нэшрияты комплексы, 2008. - 512 б.
19. Галеев Н. Выдающийся литературный памятник: о книге Р.Мустафина «По следам оборванной песни» (М.Джалиль) // Татарские края. - 2006. -№ 14 - С 7.
20. Мостафин Р. взелгэн ^ыр эзеннэн // Татарстан хэбэрлэре. - 2003. - 22 - 28 дек. - С. 1.
RAFAEL MUSTAFIN AS A RESEARCHER OF MUSA DZHALIL'S FEAT
G.N.Sagadullina
The article explores the activity of the prominent scholar R.Mustafin, the researcher of Dzhalil's life and his combat history. The development of documentary prose in Russian and Tatar literature, their features and peculiarities are discussed. R.Mustafin's work is considered in the context of other non-fiction authors, who have made a great contribution to the development of this genre alongside with R.Mustafin.
Key words: M.Dzhalil, R.Mustafin, Tatar literature, literature of the Great Patriotic War period, Dzhalil Studies, non-fiction literature.
1. Literaturnaya e'nciklopediya terminov i ponyatij / pod red. A.N.Nikolyukina. - M.: NPK Intelvak, 2003. - 1600 s. (In Russian)
2. Yavchunovskij Ya.I. Dokumental'nye zhanry. Obraz, zhanr, struktura proizvedeniya. - Izd-vo Sara-tovskogo universiteta, 1974. - 232 s. (In Russian)
3. Chotchaeva M.X. Dokumental'naya proza o Velikoj Otechestvennoj vojne v literaturax narodov Kara-chaevo-Cherkesii i ee zhanrovo-stilevye osobennosti: Avtoref. dis. ... kand. fil. nauk. - Karachaevsk, 1998. - 18 s. (In Russian)
4. Ginzburg L.Ya. O psixologicheskoj proze. - L.: Sov-etskij pisatel', 1971. - 464 s.
5. Literaturnyj slovar'. - M.: LUch, 2007. - 320 s. (In Russian)
6. Korol'kov Yu. Zhizn'-pesnya. Zhizn' i bor'ba poe'ta Musy Dzhalilya. - M.: Gospolitizdat, 1959. - 72 s. (In Russian)
7. Simonov K. Sosed po kamere. // Lit. gazeta, 1956. -13 okt. (In Russian)
8. Zelinskij K. Literatury narodov SSSR. Stat'i. - M.: Goslitizdat, 1957. - 406 s. (In Russian)
9. Nebencal' L. Poslednie dni Musy Dzhalilya. Po no-vym materialam // Lit. gazeta. - 1959. - 10 yanv. (In Russian)
10. Kashshaf G. Po zaveshhaniyu Musy Dzhalilya / per. s tat. R.Xakimova. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1984. -224 s. (In Russian)
11. Vozdvizhenskij V. Poe'ziya Musy Dzhalilya. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1981. - 120 s. (In Russian)
12. Bikmuxametov R. Musa Dzhalil': Lichnost'. Tvor-chestvo. Zhizn'. - M.: Xudozh. lit., 1989. - 286 s. (In Russian)
13. Xammatov Sh.X. Musa Dzhalil' - soldat partii. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1984. - 168 s. (In Russian)
14. Al'tov V. Yunost' Musy Dzhalilya [Ocherk]. - Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skoe kn. izd-vo, 1969. - 230 s. (In Russian)
15. Raxmankulov Sh.. Pojet-geroj Musa Dzhalil'. - Kazan' Tatknigoizdat, 1956. - 89 s. (In Russian)
16. Gilyazov I. Legion «Idel'-Ural». Predstaviteli narodov Povolzh'ya i Priural'ya pod znamenem «tret'ego re-jxa». - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 2005. - 383 s. (In Russian)
17. Ognev V. Podvig i ego e'xo / Mustafin R. Po sledam poe'ta-geroya. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1973. -368 s. - S. 3 - 4. (In Russian)
18. MaxmYdov A.G. Omir ile. Poe'malar, dokumental' povest', makalalar. - Kazan': AA^ «Idel-Press» poligrafiya nashriyaty kompleksy, 2008. - 512 b. (In Tatar)
19. Galeev N. Vydayushhijsya literaturnyj pamyatnik: o knige R.Mustafina «Po sledam oborvannoj pesni» (M.Dzhalil') // Tatarskie kraya. - 2006. - № 14 - S 7. (In Russian)
20. Mostafin R. 6zelgan ^yr e'zennan // Tatarstan xabarlare. - 2003. - 22 - 28 dek. - S. 1. (In Tatar)
Сагадуллина Гульчачак Нургаязовна - аспирант кафедры татарской литературы и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Sagadullina Gulchachak Nurgayazovna - graduate student, Department of Tatar Literature and Instruction, Kazan (Volga Region) Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 07.05.2014