6. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию / Э.Гуссерль; пер. с нем. - М.: Академический Проект, 2015. - 456 с.
7. Гуссерль, Э. Картезианские медитации / Э. Гуссерль; пер. с нем. - М.: Академический Проект, 2010. - 229 с.
8. Гуссерль, Э. Собрание сочинений. Т. 1 : Феноменология внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль. - М.: Логос: Гнозис, 1994. - [Электронный ресурс]: http://elenakosilova.narod.ru/studia/pdf/zeit.pdf.
9. Кранк, Э. Очерки по феноменологии фотографии. Часть 2. Обстоятельственное поле / Эдуард Кранк. - Чебоксары: изд-во Чув. гос. пед. ун-та, 2014. - 120 с.
10. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / / Ницше, Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Фридрих Ницше; пер. с нем. - М.: Мысль, 1990. - С. 5- 237.
11. Мандельброт, Б. Фракталы и хаос. Множество Мандельброта и другие чудеса / Бенуа Мандельброт; пер. с англ. - М.: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. - 392 с.
12. Меньчиков, Г. П. О «переоткрытии» пространства и времени и их специфике в социально-гуманитарном знании / / Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2008. - Т.157, кн. 1. - С.76-93.
13. Марион, Ж.-Л. Перекрестья видимого / Ж.-Л. Марион; пер. с фр. Н. Сосна. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 176 с.; [Электронный ресурс, дата обращения: 31.08.2015] - http://www.xlibyru/kulturologija/perekrestja_vidimogo/p3. php.
14. Сонтаг, С. О фотографии / С.Сонтаг; пер. с англ. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2013. - 272 с.
15. Хайдеггер, М. Ницше / Мартин Хайдеггер; пер. с нем. - М.: Владимир Даль, 2007. - 464 с. - [Электронный ресурс]: http: / /www.e-reading.by/bookreader.php /110636/Nicshe._Tom_2.pdf.
16. Ясперс, К. Ницше. Введение в понимание его философствования / Карл Ясперс; пер. с нем. - СПб: издательство «Владимир Даль», 2004. - 632 с. [Электронный ресурс]: http://scibook.net/pervoistochniki-filosofii-knigi /vechnoe-vozvraschenie-6987.html.
УДК 930.85
А.Б.Абсалямова
НОВЫЕ СТРАНИЦЫ ФРОНТОВОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ПИСАТЕЛЕЙ ТАССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Статья посвящена новым страницам деятельности писателей ТАССР в период Великой Отечественной войны. В основу исследования легли малоизученные ранее архивные документы, позволяющие по-новому оценить вклад писателей в развитие фронтовой печати, проследить их фронтовой и творческий путь. Также большое внимание в статье уделено военной тематике в послевоенном литературном творчестве писателей-фронтовиков ТАССР.
Ключевые слова: писатели ТАССР, Великая Отечественная война, фронтовая печать, послевоенная литература, литературный процесс.
Absalyamova A.B. THE NEW PAGES OF FRONTLINE AND CREATIVE WAY OF WRITERS OF TASSR DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
The article is devoted to the new pages of TASSR writers' activity of during the Great Patriotic war. The topic is relevant due to the strengthening of the discourse devoted to the patriotic education of the younger generation, the introduction of previously unused archival documents with the purpose of deepening the analysis of literary process in the years of the Great Patriotic war. This study allows us to reevaluate the contribution of writers of TASSR in the development of the front print, to trace their frontline and creative way. A particular emphasis is placed on analysis of front-line activities of members of the Russian section of the Union of writers of TASSR, whose names have been in the shadow of these outstanding representatives of the Tatar people as Musa Djalil, Gadel Qutuy, Nur Bayan and others. The paper considered their front fate, as well as work in the rear. This was maintenance of the hospitals, conducting literary evenings, work in the periodical press, etc. The study of the formation of literary discourse in this period proves its impact on the development of post-war literary process. The conducted research allowed to conclude that Russian-speaking writers of TASSR showed themselves as a patriots both on the fronts of the second world war and in peacetime. They made a great contribution to the development of the front press and the postwar Soviet prose.
Key words: writers of TASSR, Great Patriotic war, military issues, post-war literary works, literary process.
С первых же дней начала Великой Отечественной войны писатели ТАССР уходили добровольцами на фронт, сражались в частях действующей армии, позже, с появлением фронтовых газет на татарском языке (всего их издавалось шестнадцать на девятнадцати фронтах) [10, с.107], многие вошли в состав редакций.
Исследованию фронтового пути писателей ТАССР посвящены работы З.Гильманова, А.Кабиро-вой, Р.Мустафина, Ш.Мустафина, М.Черепанова, А.Шамовой и др. Между тем, вводятся в оборот все новые документы, в том числе из фондов музеев республики и частных архивов, показывающие деятельность писателей в годы Великой Отечественной войны, масштаб их вклада в военную печать и освещение подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Это заставляет по-новому взглянуть на деятельность писателей-фронтовиков ТАССР и исследовать их творческий и гражданский вклад в победу советского народа.
Большое внимание в материалах исследователей уделяется изучению фронтового и творческого пути писателей, считающихся сегодня классиками татарской литературы. Это Муса Джалиль, Адель
Кутуй, Фатих Карим, Нур Баян, Абдурахман Абсалямов и др. В настоящей статье поставлен акцент на фронтовой деятельности писателей ТАССР, языком творчества которых был русский язык. Их имена незаслуженно остаются в тени. Это Александр Бендецкий, Юрий Белостоцкий, Ян Винецкий, Аркадий Мельников, Геннадий Паушкин, Дмитрий Сычев и др.
Одной из первых о творчестве русскоязычных писателей-фронтовиков ТАССР писала в статье "Русские писатели Татарии" на страницах газеты «Красная Татария» от 29 сентября 1943 г. Е.Колесникова: "Русские писатели Татарии интенсивно работают над созданием новых произведений, отображающих героику Великой Отечественной войны. Русская секция Союза писателей выпускает уже третий литературно-художественный сборник.
В книге «Кровь за кровь», вышедшей в 1942 г., напечатаны стихи поэта Александра Бендецкого, павшего смертью в боях за Родину, Н.Асеева, Бруно Зернита, Л.Ошанина, С.Бирюкова; рассказы М.Водопьянова, Немировой, Разина, пьесы Ардова и т.д. В этот сборник вошли и переведенные на русский язык произведения Ш.Маннура, АКутуя, А.Ерикеева, М.Джалиля, АИсхаки, Г.Кашшафа, Ф.Хусни, М. Амира. В недавно вышедшем сборнике «За Родину» особенно богат раздел поэзии. Здесь наряду с известными поэтами выступают молодые авторы, творчески проявившие себя за последний год. Это Е. Станкевич, Л.Голосницкий, И.Касаткина, Тамара Ян, Г. Довятас, Днепровский, Краснов и др.» [3, с.4].
Пламенная любовь к Родине и яростная ненависть к врагу стали основным лейтмотивом всех произведений. Сама жизнь определила рождение новых актуальных тем, ярких образов, высоких идей. Например, в пьесе М. Елизаровой «Дочь Родины» был дан образ Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Пьеса воспитывала молодежь, разжигала ненависть к врагу, звала к мести. Талантливы и эмоциональны стихи Бруно Зернита, Тамары Ян, Ирины Касаткиной. Интересны по форме и содержанию стихотворения Голосницкого «За Родину» и Циновского «Сказ о богатырском городе».
В составе Союза писателей ТАССР работала т.н. русская секция. Результаты работы русской секции в годы войны более заметно проявились в области поэзии, чем в прозе. Меньше было достигнуто в области беллетристики, хотя новеллы и рассказы писателей-фронтовиков Н.Прохорова и М.Бубеннова производили впечатление своим свежим, интересным содержанием, крепко сделанным сюжетом, простым и выразительным языком. На литературно-творческих вечерах русской секции вдумчиво и серьезно обсуждались стихи, поэмы, рассказы, пьесы, переводы писателей-москвичей, ленинградцев, писателей-фронтовиков и начинающих авторов. На собраниях секции обсуждались теоретические вопросы: «Как работать над стихом», «Об основных принципах художественного перевода». Эти творческие вечера были, с одной стороны, полезной литературной школой, с другой - особой формой общения опытных, зрелых писателей с молодыми, начинающими авторами и с активом читателей. Большую работу вела русская секция по обслуживанию госпиталей, где силами писателей проведено несколько сотен литературных вечеров. Творческие выступления писателей проводились также на фабриках и заводах Казани.
За годы войны русскоязычные писатели Татарии осуществили большую работу. Было создано много новых произведений самых разнообразных жанров. Остановимся подробнее на фронтовом пути русскоязычных писателей ТАССР.
Писатель и артист Татгосфилармонии Александр Бендецкий (1911-1943) в 1941-1942 гг. возглавлял бригаду артистов Татгосфилармонии, которая обслуживала воинские части и госпитали Казанского, Костромского и Ивановского гарнизонов. В мае 1942 года АБендецкий уходит на фронт, в части Действующей Армии, где за короткий срок сумел себя проявить как мужественный боец и как способный и энергичный руководитель и артист красноармейского ансамбля части. Лаконичные отзывы бойцов и раненых, написанные на обрывках бумаги, проникнутые сердечной благодарностью, свидетельствуют о большой силе искусства А.Бендецкого. Бойцы и командиры части в письме, адресованном членам семьи А.Бендецкого, писали: «Бендецкий был известен как хороший товарищ, принимавший, активное участие в общественной жизни нашей части. Он пользовался любовью и уважением у своих товарищей, а также всего командного состава части. Под его художественным руководством был сколочен коллектив красноармейской самодеятельности» [2, с.66]. А.Бендецкий принимал активное участие в Литературной жизни ТАССР. Он выступал в печати с проникновенными стихами (сб. «За честь родной страны», 1941; «Азбука Великой Отечественной войны», 1941), рассказами и повестями «Он вернется», «На границе», «Сергей Прохоров» и др. Особенно большое впечатление производят патриотические стихи «Прохожу я родными полями», «Украинская партизанская», «За честь родной страны», «Девушка», «Отряд партизан», «Дружинница» и др. «Разгромлена будет фашистов орда» - так называется стихотворение, написанное А.Бендецким в начале Великой Отечественной войны. В нем поэт выразил непоколебимую решимость народа отстоять Родину, ее честь и свободу [2, с.67].
Ян Винецкий (1912-1987) в конце 30-х гг. XX века сражается в рядах военно-воздушных сил республиканской Испании. После возвращения из Испании в 1937-1943 гг. служил на предприятиях авиа-
ционной промышленности военпредом по испытанию самолетов. Демобилизовался в 1947 году. За боевые заслуги награжден тремя орденами Красной Звезды и медалями. В сборнике "К победе" был напечатан его первый рассказ "Бабий полк", в газете Приволжского округа "Красноармеец" - рассказ "Истребитель" и др. В 1945 году вышел в свет сборник "Небо Родины" [2, с.77].
Писатель, с 1941 года - первый директор Казанского музея Горького Мария Елизарова в годы Великой Отечественной войны проводила большую пропагандистскую и просветительскую работу среди бойцов Западного, 4-го Украинского фронтов и среди партизан. Боевые заслуги М.Н.Елизаровой отмечены медалями. Жгучую ненависть советского народа к оккупантам и неодолимую стойкость простых людей в дни войны раскрывает рассказ "Рождение мести" (сборник "Страна родная", 1942). Елизарова - автор пьес "Дочь Родины" (о Зое Космодемьянской), "Звездочка" - об отваге летчицы-татарки и др. [2, с.146].
Прозаик, детский поэт, журналист Аркадий Мельников (р. 1926) в составе Второго Белорусского фронта прошел боевой путь по маршруту: Белоруссия-Польша-Восточная Пруссия. Принимал участие в штурме города-крепости Кёнигсберга [4, с.314].
Писатель Геннадий Паушкин (1921-2007) был призван в ряды Красной Армии в 1939 году. 22 июня 1941 года застава, где служил Паушкин, приняла на себя первый удар врага. В боях на реке Прут под Кагулом участвовал и он. Вместе с пограничным полком Паушкин прошел по степям Украины, Кубани, совершил трудный боевой переход через Большой Кавказский хребет и на Санчарском перевале участвовал в обороне Сухуми, в разгроме немецкой альпийской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс». Все это найдет отражение в его будущих произведениях, вошедших в сборники: «На зорьке», «Слушай мои позывные», «Звезды гаснут», «На дальней заставе». На фронте Паушкин считался полковым поэтом, сотрудничал с журналом «Пограничник» и газетой «Советский воин» [1, с.157]. 7 июня 1942 года Паушкин писал родителям с фронта: " Здравствуйте, дорогие папа и мама! <...>. Выступал со стихами в составе нашего ансамбля, как полковой поэт. Джаз исполнил 2 мои песни. После выступления, когда зал опустел, и я за сценой стал завертывать цигарку, меня позвали. У переднего края эстрады собрался весь ансамбль. Внизу перед нами стоял бригадный комиссар наших войск. Он звал меня. Я доложил, явившись, что «сержант Паушкин по вашему приказанию явился». В своих высказываниях он одобрил моё выступление и оценил стих. Затем предложил написать поэму-историю нашего полка. Спросил, сколько лет. Я ответил, что 21 год. «Это нам по плечу», - сказал он. Тут же было предложено дать мне время и т.д. Однако это не так просто делается. Видите ли, я, к своему несчастью, незаменим на своем посту. Не всегда, оказывается, хорошо быть на все способным. Но ничего, день мой близится, если жизнь не разыграет всё это в шутку. Да, между прочим, этот стих, который я послал вам, по прочтению вызвал у многих слышавших слёзы. Читаю с душой, хотя ещё голос слаб, но зал всегда мертвенно тих. Так что жизнь моя разделилась на два пути: техника и поэзия. Последнее время в глубине души перед пограничниками с успехом читаю балладу «22-го июня», стихи о боях на границе. Баллада всё же большая, я вам её могу в следующем письме прислать. Стихи же свои я все знаю наизусть, что позволяет мне на эстраде еще больше разгораться..." [5, с.1, 2]
В последующих письмах он неоднократно отправляет родителям свои стихи, полные решимости к ожесточенной битве с врагом.
"За каждую каплю родной русской крови — Мы отомстим врагу жестоко во стократ! Нам бранный путь привычен и не страшен И тот, кто с нами — нам друг и брат..." [7, с.2]. Или:
"В бразды полей ложится семя. Тевтонских псов испепеля Огнём народного отмщения, Тебе, о русская земля! Мы возвратим твоё цветение" [8, с.2]. Или:
"Бессмертной поступью солдат, По вражьему шагаю следу, -Мы встретим громом канонад Пришедший год, как год победы" [9, с.2].
Геннадий Паушкин участвовал в боях на перевалах Главного Кавказского хребта, в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», медалью Жукова и другими медалями и почетными знаками. В декабре 1945 г. после демобилизации вернулся в Казань.
Паушкин - автор более двадцати книг прозы и поэзии, основная тема которых - события военных лет. Среди них - «Материнская звезда», «Слушай мои позывные», «Живу и помню», «Танай-ка» и другие.
Поэт и прозаик Дмитрий Сычев (1918-1986) участвовал в Великой Отечественной войне в составе инженерно-технических частей Военно-воздушных сил СССР. Война - основная тема его творчества. Герои прозаических произведений Сычева - летчики, техники, автомеханики. Военная проза писателя вошла в сборники "Гром над облаками" (1980), "Близ голубых лагун" (1984). За боевые заслуги награжден орденом Красной звезды и медалями. [4, с.339]
Таким образом, мы видим, что русскоязычные писатели ТАССР проявили себя патриотами и на фронтах ВОв, и в мирное время. Они внесли огромный вклад как в развитие фронтовой печати, так и в послевоенную советскую прозу. Несомненно, рамки отдельной статьи не позволяют в полной мере осветить роль и место их творчества в культурном наследии республики, оно нуждается в дальнейшем исследовании и переосмыслении.
Литература
1.Вечные люди. Фронтовики - деятели культуры Татарстана: портреты и судьбы / [авт.-сост. А.Б.Абсалямова]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. - 271 с.
2.Гиниятуллина А. Писатели Советского Татарстана: биобиблиографический справочник. - Казань: Таткни-гоиздат, 1957.
3.Колесникова Е. "Русские писатели Татарии" / / Красная Татария. - 1943. - 29 марта.
4.Писатели-фронтовики Татарстана / [сост.: Ш.Мустафин, АМушинский]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2016. - 367 с.
5.Сугыш уты белэн етелгэн язмышлар. Фронтовик язычларньщ хатлары Ьюм булэклэу кэгазьлэре ж;ыентыгы. - Казан: Ихлас, 2015. - 440 с.
6.ЦГА ИПД РТ. Ф. 8320. Оп. 1. Д. 11. Л. 1. Подлинник.
7.ЦГА ИПД РТ. Ф. 8320. Оп. 1. Д. 11. Л. 2. Подлинник.
8.ЦГА ИПД РТ. Ф. 8320. Оп. 1. Д. 11. Л. 5. Подлинник.
9.ЦГА ИПД РТ. Ф. 8320. Оп. 1. Д. 11. Л. 6. Подлинник.
10.Шамова А. "Печать, рожденная в огне" / / Казань. - 2007. - №7.
УДК 94 (47).08.
И.Ф.Шафиков
ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАН ВОЛГО-УРАЛЬЯ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВЕКА (ПОСТ В ПРОСТРАНСТВЕ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ)
Статья посвящена одной из фундаментальных основ мусульманской религиозной практики - соблюдению поста в месяц рамазан. Изученные материалы демонстрирует различные аспекты обыденной религиозности, влиянию уразы на повседневную и духовную жизнь татарского общества конца XIX - начала XX века
Ключевые слова: повседневная жизнь, татары, ислам, ас-саум, ураза, пост, рамазан.
Ildar Shafikov EVERYDAY CULTURE OF THE VOLGA-URAL REGION MUSLIMS AT THE END OF THE 19TH-BEGINNING OF THE 20TH CENTURY (FASTING IN THE CONTEXT OF MUNDANE LIFE)
The article is dedicated to one of the fundamentals of the Muslim religious practice - the fasting during the month of Ramadan. Studied materials show different aspects of commonplace piety, the influence of the fast (or "uraza") to ordinary and religious life of the Tatar society at the end of the 19th and beginning of the 20th century. Westernized part of the society was used to to a certain comfort resulting from a near-European way of life, but they also associated themselves with Islam. Thus they tried to avoid or lighten the fasting process. This caused the anger of the religious elite. At the same time ordinary inhabitants treated the religious orders quite thoroughly. And we can't agree with the authors who boded an absolute reject from the as-saum practice and after that the end оf Islam.
Key words: everyday life, Tatars, Islam, as-saum, fast, "uraza", Ramadan
Ислам в Волго-Уралья существует беспрерывно более 1000 лет. За это время мусульманская религиозная практика стала частью культурного контекста. Основные элементы ибадат (поклонения) были вписаны в повседневную жизнь, а богословские
Пост (арабск. ас-саум) часть религиозной практики мусульман, обязательная для всякого правоверного. За каждый пропущенный день он должен выплатить «фидию» (пожертвование имущества с целью искупления его грехов) в размере закят аль-фитр [2, б.10]. Ни под каким видом нельзя употреблять еду и воду. Как действие мукраИ оценивается жевание жвачки и разжевывание пищи для детей. Не прерывают уразу: кровь и иные естественные выделения организма, как и случайно попавшая пыль и тд. [2, б. 11]
Наступление рамазана было большим событием в мусульманском обществе. Традиционно мусульманскому календарю, новый день наступает с закатом предыдущего. Новостные колонки татарских газет пестрели объявлениями: «Сегодня вечером после чтения таравиха (намаз обязательный во время поста) вступаем в уразу» [4, б.3] или «13 сентября прочитав таравих и 14 вступили в уразу. Дай