Научная статья на тему 'Р. И. Якупов толерантный Российский ислам'

Р. И. Якупов толерантный Российский ислам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фетисова Т. А.

Якупов Р.И. Толерантный российский ислам // История и современность. М., 2005. № 1. С. 188-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Р. И. Якупов толерантный Российский ислам»

Р.И. Якупов

ТОЛЕРАНТНЫЙ РОССИЙСКИЙ ИСЛАМ*

В своем развитии ислам и христианство тесно взаимосвязаны во времени и пространстве, а их канонические нормы имеют общую первооснову. Вместе с тем обе религии в период становления и распространения сыграли роль важнейшего фактора этногенеза многих существующих сегодня народов.

Ислам и христианство повлияли и на потестарную историю народов Евразии, став, с одной стороны, основой идеологии вновь возникавших государств, а с другой - определяя особенности их социальной организации и структуры. Именно ислам и христианство использовались в качестве государственных идеологий в геополитическом противостоянии государств Европы и Азии.

Распространение ислама в пределах территории, которую теперь занимает Россия, началось с Х в. В Х-Х11 вв. мусульманство становится официальной религией Волжской Булгарии, история которой тесно связана с историей Киевской Руси. И в том, и в другом государстве возник этнополитический союз пришлых племен (тюрков в Волжской Булгарии и славян в Киевской Руси) с местными финно-угорскими. Почти одновременно с Киевской Русью союз булгар с местными племенами становится политической силой - государством на карте средневековой Евразии. Фактически в одно и то же время в Киевской Руси и Волжской Булгарии возникает потребность упрочения внутригосударственных связей, объединения разноязычных племен, централизации власти. С этой целью в Х в. булгарский нобилитет распространяет в государстве ислам, русский - христианство.

* Якупов Р.И. Толерантный российский ислам // История и современность. - М., 2005. - № 1. - С. 188-199.

В то время, когда в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке разворачивалась борьба христианского и мусульманского миров, взаимоотношения между исламской Волжской Булга-рией и Русью были хотя и сложными, но в целом позитивными.

В 1236 г. Булгария, а в 1237-м - русские княжества были покорены монголами, и в результате образования Золотой Орды произошло первое объединение Волжской Булгарии и Руси в единую политическую систему. Затем, окончательно утвердившись в пределах Золотой Орды, ислам широко распространяется в среде тюркских и финно-угорских народов, а с середины XV до середины XVI столетия становится идеологией объединения Казанского, Сибирского, Астраханского, Крымского ханств и противодействия Московскому государству. На этой волне под влиянием мусульманской религии происходят активные ассимиляционные процессы и инкорпорация финно-угорских и других народов Поволжья, Урала и Сибири в тюркскую этнокультурную среду. Именно в это время конфессиональный фактор становится и фактором противостояния русского и нерусских народов будущей Российской империи. Традиции веротерпимости, сохранявшиеся в Х-Х11 вв. и особенно в эпоху Золотой Орды, постепенно утрачиваются. С присоединением Среднего и Нижнего Поволжья, Южного Урала, Сибири к Московскому государству начинается борьба конфессий - христианской, имеющей на своей стороне государственную и военную силу, и оппозиционной - исламской. Но попытки решить вопросы политического подчинения народов России в опоре на религию и посредством насильственной христианизации успеха не имели. Более того, в результате провала этой политики усилились не только позиции ислама, но и сотрудничество конфессий.

Особенностью религиозной истории России было то, что христианская и мусульманская конфессии России нашли собственные пути развития. Христианство (православие) шло по пути консервации древних ортодоксальных (византийских) традиций и противопоставляло себя католичеству.

Ислам, напротив, развивался в реформаторском направлении. На первой стадии этого процесса (Х-XVI вв.) религия приспосабливалась к местным географическим и поликультурным условиям и в XVI-XIX вв. стала одной из крупных конфессий государства, где главенствовала и была официальной другая - христианская ве-

ра. К началу ХХ в. ислам в России, хотя и находился в тесной взаимосвязи с мировыми мусульманскими центрами, но развивался по собственному пути, и важнейшим фактором этого процесса была этнокультурная ситуация - постоянное взаимодействие народов и конфессий России. Исходными позициями в межконфессиональ-ных отношениях были толерантность и веротерпимость. Социальные коллизии первой четверти века еще более их усилили. В результате социалистической революции религии в России одинаково остались вне государства (фактически вне закона) и вне общества. Но полного забвения религии все же не произошло. Мусульманские традиции стали частью этнической культуры многих народов России. Термин «бытовой ислам», принятый для обозначения явлений сохранения исламских традиций в повседневной жизни, лишь частично отражает действительную глубину проникновения религиозных норм в сознание, быт, семейную и общественную жизнь мусульманских народов. Поскольку ислам в России никогда не был официальной - государственной - религией, нормы мусульманского права (шариат) не были единственными для представителей этой конфессии и сочетались с государственными общероссийскими законами. В этом смысле ислам должен был приспосабливаться к существующим потестарным условиям. Но жизнь внутри общин, система семейных и общественных отношений все же строились по мусульманским нормам, воспринимавшимся, скорее, как «нормы обычного права», и поэтому в сознании народа отождествлявшимся с древними этническими традициями. В советский период многие из мусульманских в прошлом традиций и ритуалов развивались как национальные.

После развенчания существовавшей идеологии и ослабления механизмов моральной цензуры в России с конца 1980-х годов большие массы людей обратились к религии. Но возрождения религиозного сознания не произошло даже в приблизительно полном объеме. Большая часть людей, посещающих мечети, справляющих религиозные праздники, не только не подчиняет свою жизнь религиозным правилам и нормам, но зачастую не знает их в достаточном объеме.

Противоречиво развиваются отношения между религиозными мусульманскими центрами России. В дореволюционной России колыбелью ислама была Казань, а с последней четверти XVIII в.

его формальным и фактическим центром стала Уфа. В настоящем наблюдается раскол мусульманской общины Башкортостана по национальному признаку. Кроме того, признаки организационного раскола наблюдаются в масштабах России. Религиозные иерархи Ульяновска и Казани отказываются подчиняться Уфе, ориентируясь на московскую религиозную власть. Мусульманская община и ее руководители в Москве ближе к российской государственной власти, что имеет важное значение для решения многих, в том числе материальных вопросов.

Перестройка структуры мусульманской общины связана с процессом суверенизации субъектов РФ - прежде всего, национальных республик.

Характер взаимоотношений мусульманских центров России и всей конфессии с христианской зависит, прежде всего, от позиции государства. Религиозные иерархи ислама и христианства стремятся поддерживать отношения сотрудничества, но самостоятельности в этих отношениях, а также в отношениях с государством (на региональном и центральном уровнях) не наблюдается.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.