Научная статья на тему 'ПЁТР I И АРХАНГЕЛЬСК: ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО ФЛОТА В КОНЦЕ XVII ВЕКА КАК НА ОСВОЕННОЙ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ'

ПЁТР I И АРХАНГЕЛЬСК: ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО ФЛОТА В КОНЦЕ XVII ВЕКА КАК НА ОСВОЕННОЙ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПЁТР ВЕЛИКИЙ / АРХАНГЕЛЬСК / РУССКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / ТОРГОВЫЙ ФЛОТ / ФЛОТИЛИЯ / ЯХТА / КОРАБЛЬ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / БЕЛОЕ МОРЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабанина Ирина Васильевна

Так исторически сложилось, что Пётр Великий определил роль и участие Архангельска с истории государства Российского. Что было вызвано необходимостью возвращения утраченных выходов к морским акваториям, к открытию новых торговых путей, и необходимостью обязательного российского военно-морского присутствия. Так, благодаря личности и роли великого реформатора Петра I, его знакомству с Архангельском, путешествию на яхте летом 1693 года, (где он встретил иностранные боевые парусники, что привело к пониманию необходимости укрепления морского могущества России), был создан и основан русский военно-морского флот; за Архангельском закрепилась слава Русских Северных морских ворот. Соответственно государственно-правовое регулирование процессами жизнедеятельности государства, (в данной статье процессос создания и формирования морского флота), - это первоочередное и необходимое обстоятельство для укрепления государственной власти, обороноспособности страны, упрочения законности и юрисдикции, и конечно, процветания России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETER I AND ARKHANGELSK: STATE AND LEGAL REGULATION OF THE PROCESS OF CREATION AND FORMATION OF THE RUSSIAN FLEET AT THE END OF THE XVII CENTURY AS IN THE DEVELOPED NORTHERN PART OF THE TERRITORY OF RUSSIA

Historically Peter I determined the role and participation of Arkhangelsk in the history of the Russian state. This was caused by the need to return the lost exits to the sea areas, to the opening of new trade routes, and the need for an obligatory Russian naval presence. Due to the personality and role of the great reformer Peter I, his acquaintance with Arkhangelsk, a trip on a yacht in the summer of 1693 (where he met foreign combat sailboats, which led to an understanding of the need to strengthen the naval power of Russia), the Russian naval fleet; the glory of the Russian Northern Sea Gates was entrenched in Arkhangelsk. And respectively the state-legal regulation of creation and formation process of the fleet was a primary and necessary condition for strengthening state power, the country's defense capability, strengthening the legal order, and the prosperity of Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «ПЁТР I И АРХАНГЕЛЬСК: ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО ФЛОТА В КОНЦЕ XVII ВЕКА КАК НА ОСВОЕННОЙ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_9 УДК 340.130

ПЕТР I И АРХАНГЕЛЬСК: ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО ФЛОТА В КОНЦЕ XVII ВЕКА КАК НА ОСВОЕННОЙ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Peter the Great and Arkhangelsk: state-legal regulation of the creation and formation process of the Russian fleet at the end of the 17th century in the developed northern part of Russia

БАБАНИНА Ирина Васильевна,

соискатель аспирантуры, Саратовская государственная юридическая академия. 410028, Россия, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Чернышевского, 104. E-mail: irsy88@gmail.com;

Babanina Irina Vasilievna,

Postgraduate applicant at the Saratov State Law Academy. 410028, Russia, Saratov region, Saratov, Chernyshevsky str., 104. E-mail: irsy88@gmail.com

Краткая аннотация: Так исторически сложилось, что Пётр Великий определил роль и участие Архангельска с истории государства Российского. Что было вызвано необходимостью возвращения утраченных выходов к морским акваториям, к открытию новых торговых путей, и необходимостью обязательного российского военно-морского присутствия. Так, благодаря личности и роли великого реформатора Петра I, его знакомству с Архангельском, путешествию на яхте летом 1693 года, (где он встретил иностранные боевые парусники, что привело к пониманию необходимости укрепления морского могущества России), был создан и основан русский военно-морского флот; за Архангельском закрепилась слава Русских Северных морских ворот. Соответственно государственно-правовое регулирование процессами жизнедеятельности государства, (в данной статье процессос создания и формирования морского флота), - это первоочередное и необходимое обстоятельство для укрепления государственной власти, обороноспособности страны, упрочения законности и юрисдикции, и конечно, процветания России в целом.

Abstract: Historically Peter I determined the role and participation of Arkhangelsk in the history of the Russian state. This was caused by the need to return the lost exits to the sea areas, to the opening of new trade routes, and the need for an obligatory Russian naval presence. Due to the personality and role of the great reformer Peter I, his acquaintance with Arkhangelsk, a trip on a yacht in the summer of 1693 (where he met foreign combat sailboats, which led to an understanding of the need to strengthen the naval power of Russia), the Russian naval fleet; the glory of the Russian Northern Sea Gates was entrenched in Arkhangelsk. And respectively the state-legal regulation of creation and formation process of the fleet was a primary and necessary condition for strengthening state power, the country's defense capability, strengthening the legal order, and the prosperity of Russia as a whole.

Ключевые слова: государственно-правового регулирование, Пётр Великий, Архангельск, русский военно-морской флот, торговый флот, флотилия, яхта, корабль, северный морской путь, Белое море.

Keywords: state-legal regulation, Peter the Great, Arkhangelsk, Russian navy, merchant fleet, flotilla, yacht, ship, northern sea route, White Sea.

Для цитирования: Бабанина И.В. Пётр I и Архангельск: государственно-правовое регулирование процесса создания и формирования русского флота в конце XVII века как на освоенной северной части территории России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 9-12. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_9.

For citation: Babanina I. V. Peter the Great and Arkhangelsk: state-legal regulation of the creation and formation process of the Russian fleet at the end of the 17th century in the developed northern part of Russia // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 9-12. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_9.

Статья поступила в редакцию: 07.06.2022

История города Архангельска, основанного в 1583 году по Указу Ивана Грозного, рассказывает об особой роли морского северного острога. Военная крепость была построена согласно государственно-правовому указанию. 4 марта 1583 года Царь Иван Васильевич Грозный направил грамоту двинским воеводам П.А.Нащокину и А.Н.Залешанину-Волохову следующего содержания:

Грамота Царя Ивана IV о Двинском городовом деле.

«Писали есте к нам о Двинском городовом деле и роспись и чертеж тому городу к нам присылали: и мы тое росписи вычли и чертежу смотрели, и указали поставити город на том месте и по той мере, как в вашей росписи и чертежу написано...

И как к вам ся наша грамота придетъ, и вы б часа того велели город делати на том месте и по той мере, по росписи и по чертежу, какову есте роспись и чертеж к нам прислали, наспех, теми посошными людьми, которую посоху к тому городовому делу есмя указали.а о нарядъ о городовом, и о железъ, указ вам учиним часа того. Писан на Москве, лета 7091 марта в 4 день»[1].

Так был заложен русский северный морской город, основанный как город-застава для обороны русских морских рубежей. По классификации В.О.Ключевского[2] город-застава - это форма города военно-правительственного происхождения с особым экономическим бытом, в котором всегда находились военное население, ратные люди, главной функцией которых являлась защита рубежей своей родной страны. Именно таким был основанный Архангельск (изначально Новые Холмогоры), получивший статус города и военной крепости. Новый город благодарно рос и развивался на протяжении многих десятилетий. И сложно предположить, как бы в дальнейшем определилась его судьба для России в целом, и

1 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедицией Императорской Академии наук. Т.1. Архангельская епархия (12941598). №338, - СПб., 1836 г., с.380.

2 «Архангельск: от поморских поселений до столицы Русского Севера» //Материалы научно-практической конференции под ред.проф. Шубина С.И., Литературно-издательский центр «Лоция», 2013 г., с.17.

морского флота в частности. Но так исторически сложилось, что Пётр Великий определил роль и участие Архангельска с истории государства Российского.

Обращаясь к истории появления русского флота, необходимо подчеркнуть особую роль Петра I. Благодаря целеустремлённой и энергичной натуре, сильному и волевому характеру, пытливому уму великого реформатора стало возможным в конце XII века создание русского морского флота на Беломорье. Увлечение и интерес Царя к морю и кораблестроению началось ещё с юности. Случайно обнаруженный в 1688 году английский ботик в амбаре царственного деда, и последовавшие затем первые опыты плавания на ботике по реке Яуза и в Просяном пруду, воспламенили пылкое и творческое воображение Петра. И вскоре была построена флотилия судов в виде уменьшенных копий боевых морских парусников на Плещеевом озере. Выйти в море на настоящем судне стало яркой мечтой и сильным желанием Петра. Но осуществить такое желание было возможным только на Белом море - единственном море, которым владела Россия ко времени пришествия Царя к власти. Обладая огромной территорией на континенте, Русское государство не имело выхода ни к южным морям, ни к Балтийскому побережью. Азовское и Черное моря тогда были отрезаны, а доступ к Балтийскому морю был потерян после неудачи в Ливонской войне[']. Такое положение нашей страны также явилось очередным обстоятельством, которое вкупе с вышеуказанными причинами привели Петра I к выводам о возвращении утраченных выходов к морским акваториям, к открытию новых торговых путей, и конечно, к необходимости обязательного российского военно-морского присутствия.

Согласно архивной правовой литературе XVII века ведущие западноевропейские страны обладали каждая большим и сильным военно-морским флотом. В 1650 году голландский флот состоял из 120 военных судов, из которых 70 были двухдечными кораблями[2]. В 1688 году в составе французского флота было 115 линейных кораблей и 179 малых судов; из них в крейсерстве возле берегов Англии состояло 84 военных парусника [3]. У самого же Британского королевства в 1697 году военно-морской флот насчитывал 323 судна общим дидвейтом в 160 тысяч тонн [4].

Данные сведения, которые доходили до молодого русского Царя о состоянии иностранных флотилий, об их боевой мощи и о том, какую важную роль они играли в политике и делах своих государств, не могли не побудить Петра к размышлениям о необходимом надлежащем величии России с приобретением сильного военного государственного флота. Совершенно закономерно возникла мысль о создании морского флота на Белом море и об учреждении в Архангельске кораблестроительного предприятия. Знакомство молодого царя с далеким северным краем стало полезным и приятным открытием-откровением для него, поскольку край после освоения в XVI веке и грамотного государственно-правового регулирования его политической, социальной и экономической жизни стал одной из развитых земель страны, играл важную роль в укреплении русской государственности и являлся крупнейшим районом в международной торговле. Царь увидел другой мир, в котором много связано с морем, мир, в котором море определяло образ жизни местного населения, его уклад, деятельность и психологический характер, формируя духовную и материальную культуры. Плавание по Северному Ледовитому океану для многих поморских жителей было привычным делом как и строительство судов. Потому Пётр часто привлекал поморов для строительства будущего русского морского флота.

В своём путешествии по Архангельской земле молодой Пётр смог оценить высокий уровень развития северного речного и морского судостроения, опыт и мастерство местных жителей, также богатство края и его лесов - как источника корабельного строительного материала. Северная лиственница была знаменита своими превосходными физико-механическими свойствами и своей сопротивляемостью вредителям; была доминирующей древесной породой и составляла 73%, или 1900 кв.м. из 2600 кв.м. вёрст всех деревьев, что росли в 25-вёрстной береговой полосе, что росли вдоль Северной Двины и впадающих в неё рек[5]. Богаты леса были и сосной как ценного материала для судостроения; ценность заключалась в её исключительной плотности, упругости и лёгкости материала. Сосновый лес шёл на строительство матч, рангоутов, покрытие палуб, внутреннюю и внешнюю отделку судов. Также использовались и ели для изготовления рангоутов гребных судов, шлюпочных матч и рей, вёсел и шестов. Из осины точили блоки; пихту, черёмуху, рябину и ольху применяли для отделочных работ[ 6].

К тому же здесь выращивался лён, вырабатывалась парусина, пенька, из которой выделывались канаты, верёвки, тросы и другие снасти. Существовала и металлургия, получившая своё развитие с XVI века. Месторождения железа Придвинского района обслуживали судостроение на Двине. «Здесь образовался крупный узел речного и морского транспорта, и данное обстоятельство вызвало развитие судостроения как одну из существенных отраслей этого ремесла» [7]. Железоделательные заводы и кузницы, находящиеся по всему пространству Подвинья и в бассейнах близлежащих рек, производили различные изделия: судостроительный инструмент, крепёж, якоря, ядра к орудиям. Главным производителем и поставщиком пушек, ядер и картечи считались Олонецкие заводы. Пётр I хорошо знал и об этом северном промысле; в 1694 году им был возрожден чугунно-литейный завод близ города Шенкурска для производства ядер.

Принимались в расчёт и две лесопильные мельницы в селе Вавчуга, владельцам которых Осипу и Фёдору Бажениным Царь пожаловал грамоту - разрешение на «тех мельницах лес растирать и продавать» '8].

Убедительным доказательством того, что Беломорский Север располагал всем необходимым для постройки судов как речного типа, так и судов морского океанского класса, стала яхта «Святой Пётр», специально построенная в Архангельске к приезду царя. Судно предназначалось для хождения на далёкие расстояния в открытом море и было построено полностью из местных материалов. Именной царский указ от 16

1 Пальмин В.А. Начало истории Российского военно-морского флота (Архангельск, Белое море, 1694 год). Монография.-Изд-во: Архангельск ИД САФУ, 2014, с.27.

2 Окунев М.М. Теория и практика кораблестроения. Руководство для изучения корабельной архитектуры.-Ч.1.-Санкт-Петербург, 1865. с.30.

3 Maria Salomon Arel. English trade and adventure to Russia in the early modern era: The Muscovy Company, 1603-1649.// Lexington Books, 2019, -p. 37 (British library)

4 Kennedy P. The Rise and Fall of British Naval Mastery. -London, 1991.-p.94.

5 Редько Г.И., Бабич Н.А. Корабельный лес во славу флота Российского. //Архангельск: АЛТИ, 1993, с.151.

6 Пальмин В.А. Начало истории Российского военно-морского флота (Архангельск, Белое море, 1694 год). Монография.-Изд-во: Архангельск ИД САФУ, 2014, стр.27.

7 Бахрушин С.В. Научные труды. Т.1: Очерки по истории ремесла, торговли и городов Русского централизованного государства XVI - начала XVIII в.- Москва: Академия наук, 1952, с.264.

8 Огородников С.Ф. История Архангельского порта// Санкт-Петербург, Типография Морского министерства, 1875, IV, с 7.

марта 1692 года постановил: «Построить у Архангельского города Яхту, которая была б к мореходному ходу годна...а к тому строению деревья, доски, брусья и иные всякие лесные припасы, также и железо заонежское, сколько чево пойдёт...,а пенку на всякую верёвку и канаты вить двинским мастерам...так и якори каковы понадобятца» [1].Его морское путешествие в компании иностранных кораблей началось 5 августа и закончилось 10 августа 1693 года. Так, 5 августа «...в ночь, Великий Государь пришол на Устье и становился на якорь, и стоял сего же Августа до 6 числа. Сегож дня в 3 часа Великий Государь на Яхте своей с корабли из Двинского устья изволил путешествовать на море, ветром шелонни-ком»12]. Возвращались «.в четверток 3 часа дне Великий Государь Царь и Великий Князь прийде на яхте своей к городу Архангельскому во всяком благополучном здравии Богом сохраняем и стал яхтою своею на якорь пониже Англицкаго мосту. Во время сего путешествия в мори, Великий Государь ходил на яхте с кораблями на Тверскую сторону, дале Поноя реки, ко трем островам и оттоле возвратился.Таковым довольным плаванием обрадован был.»[3].

Итак, путешествие Петра I по Белому морю стало заключительным моментом для принятия решения о создании здесь на севере отечественного флота. «Государь прежде своего отбытия из города Архангельска повелел Двинскому воеводе Ф.М.Апраксину благовременно заготовлять строению торгового корабля лес и прочее. В то же время поручено от Государя иностранным купцам в городе Архангельске купить в Голландии на его щет торговый корабль» [4]. А также великий самодержец «Пётр...сам, своими руками заложил на Соломбале первый торговый ко-рабль»[ 5].

Порт в Архангельске удобно располагался; преимущество заключалось в том, что находился он вблизи моря, но не на столько, чтоб подвергаться ударам морской стихии, в устье магистральной реки Двины - спокойной и удобной гавани для строительства крупных морских кораблей. И таким образом, город, основанный по Указу Ивана Грозного как оборонительно-пограничный посад в процессе освоения русских территорий в целях укрепления государственности, все больше развивался и при дальнейшем участии Петра стал северными морскими воротами Государства Российского. Здесь сосредоточились коммерческие интересы европейских стран и многих регионов России, которые оказывали влияние на международное положение государств и внешнюю политику правительства. Здесь проходила яркая и кипучая жизнь, множество представителей разных деловых кругов, стран и национальностей, разнообразие морских судов отечественной, европейской и иной иностранной постройки. Огромные океанские суда произвели большое впечатление на российского монарха. И скорый на решения Пётр I принимает меры для строительства ещё двух парусников-кораблей для открытого моря и нескольких разнотипных парусников меньшего размера. Одно судно заказали в Голландии, второе решили строить сами в Архангельске. На учреждённой Соломбальской верфи заложили строительство небольших морских судов, для чего соратнику Петра I Виниусу А.А. было поручено достать в Амстердаме их чертежи и размеры. Уже 12 июля 1694 года Пётр посылает в Москву письмо Виниусу А.А. о том, что «новый корабль 11 д. июля совсем отделан и окрешен во имя Павла апостола и Марсовым ладаном давольно курен; в том же курении и Бахус припочтен был давольно. ,.»[6].

Итак, в следующее время строится и приобретается много кораблей как торгового, так и военного назначения. В Архангельске было сформировано первое военное морское соединение в составе трёх вооружённых парусников: «Святой Пётр», «Святой Павел» и «Святое Пророчество». Потому участие и роль Петра I считаются основополагающими в создании русского военно-морского флота. Появление петровских боевых судов в составе единого соединения в водах Северного ледовитого океана открывает морскую летопись событий и становится началом объединённого военно-морского флота и присутствия на Русском Севере. Яхта «Святой Пётр» и корабль «Святой Павел», продемонстрировавшие в многодневном плавании по Белому морю свой океанский класс, были задуманы и построены как военные суда. В 1694 году из 12-пушечной яхты, 24-пушечного корабля и приобретённого в Голландии 44-пушечного фрегата был создан флот, заявивший о себе на море как организованная боевая сила [7]. Потому Архангельск, его островной район Соломбала, становятся для России историческим местом, где в 16931694 годы было устроено славное начало русского военно-морского кораблестроения.

Согласно архивным юридическим источникам, данный факт подтверждается российским императорским решением. В соответствии с письмом императора Александра III от 20 августа 1894 года губернатору Воронежа о дате рождения флота сказано, что «.был заложен Царем в 1693 году на Соломбальской верфи 24-пушечный корабль. В начале 1694 года был спущен корабль, а пока корабль вооружался, на яхте «Св.Петр» царь ходил в Соловецкий монастырь. Купленный в Голландии корабль «Святое Пророчество», «Апостол Павел» и яхта «Святой Петр» плавали с царем до Святого Носа в 1694 году, то есть ходили в океан, а потому событие это относится гораздо более к зарождению Флота, чем постройка флотилии в Воронеже и действия ея на реке Дон»[ 8].

Таким образом, благодаря царской личности Петра Великого как реформатора и основателя, его знакомству с Архангельском и судьбоносному путешествию на яхте летом 1693 года, (где он встретил иностранные боевые парусники, что привело к пониманию необходимости укрепления морского могущества России), впоследствии был создан и сформирован русский военно-морского флот; за Архангельском закрепилась слава Русских Северных морских ворот. И конечно, государственно-правовое регулирование процессом создания и формирования морского

1 Известия Архангельского общества изучения Русского Севера - 1911- №10, с.795-796.

2 Новиков Н.И. «О высочайших пришествиях Великого Государя, Царя и Великого князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу, троекратно бывших; о нахождении Шведских неприятельских кораблей на туже Двину, к Архангельскому городу, о зачатии Новодвинской крепости и освещении нового храма в сей крепости Иждивением Н.И.Новикова и компании». -Москва, 1873, с.20.

3 Там же, с.21.

4 Пальмин В.А. Начало истории Российского военно-морского флота (Архангельск, Белое море, 1694 год). Монография.-Изд-во: Архангельск ИД САФУ, 2014, с.46.

5 Там же, с.49.

6 Письма и бумаги Петра императора Петра Великого .-Т.1-2. - Санкт-Петербург.:Гос.тип., 1887-1889(888л)с.22

7 Пальмин В.А. Начало истории Российского военно-морского флота (Архангельск, Белое море, 1694 год). Монография.-Изд-во: Архангельск ИД САФУ, 2014, с.95.

8 РГА ВМФ РФ (Российский государственный архив военно-морского флота Российской Федерации).-Ф.212-Оп.1724.-Д.26-Л.361.

флота на территории Архангельска является необходимым обстоятельством для укрепления государственной власти, обороноспособности страны, повышения качества жизнедеятельности населения, и в целом, процветания государства Российского.

Библиогра фия:

1. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедицией Императорской Академии наук. Т.1. Архангельская епархия (1294-1598). №338, - СПб., 1836 г., с.380.

2. «Архангельск: от поморских поселений до столицы Русского Севера» //Материалы научно-практической конференции под ред.проф.С.И.Шубина, Литературно-издательский центр «Лоция», 2013 г, с.17.

3. В.А.Пальмин. Начало истории Российского военно-морского флота (Архангельск, Белое море, 1694 год). Монография.-Изд-во: Архангельск ИД САФУ, 2014.

с.27.

4. М.М.Окунев. Теория и практика кораблестроения. Руководство для изучения корабельной архитектуры.-Ч.1.-Санкт-Петербург, 1865. с.30.

5. Kennedy P. The Rise and Fall of British Naval Mastery. - London, 1991. р.94.

6. Maija Jansson. «Art and Diplomacy: Seventeenth-Century English Decorated Royal Letters to Russia and the Far East»; Brill, Boston, -2015, 316 pp, (British library)

7. Maria Salomon Arel. English trade and adventure to Russia in the early modern era: The Muscovy Company, 1603-1649.// Lexington Books, 2019, р. 128(British library)

8. Редько Г.И., Бабич Н.А. Корабельный лес во славу флота Российского. //Архангельск: АЛТИ, 1993, с.151.

9. Бахрушин С.В. Научные труды. Т.1: Очерки по истории ремесла, торговли и городов Русского централизованного государства XVI - начала XVIII в.- Москва: Академия наук, 1952, с.264

10. Огородников С.Ф. История Архангельского порта// Санкт-Петербург, Типография Морского министерства, 1875, IV, с.7.

11. Известия Архангельского общества изучения Русского Севера - 1911- №10, с.79.

12. Новиков Н.И. «О высочайших пришествиях Великого Государя, Царя и Великого князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу, троекратно бывших; о нахождении Шведских неприятельских кораблей на туже Двину, к Архангельскому городу, о зачатии Новодвинской крепости и освещении нового храма в сей крепости. Иждивением Н.И.Новикова и компании». -Москва, 1873-(111 с.).

13. Письма и бумаги Петра императора Петра Великого .-Т.1 -2. - Санкт-Петербург.:Гос.тип., 1887-1889(888л.)

14. Кучепатов Ю.Н. Архангельский морской порт// Северо-западное книжное издательство, 1968. с.81.

15. РГА ВМФ.-Ф.212-Оп.1724.-Д.26-Л.361.

References:

1. Acts collected in libraries and archives of the Russian Empire by the Archeographic expedition of the Imperial Academy of Sciences. Vol. 1. Archangel Diocese (12941598). No. 338, - St. Petersburg, 1836, p.380.

2. "Arkhangelsk: from Pomeranian settlements to the capital of the Russian North" //Materials of the scientific and practical conference edited by prof.S.I.Shubin, Literary and Publishing Center "Lotsia", 2013, p.17.

3. V.A.Palmin. The beginning of the history of the Russian Navy (Arkhangelsk, White Sea, 1694). Monograph.-Publishing house: Arkhangelsk ID SAFU, 2014. p.27.

4. M.M.Okunev. Theory and practice of shipbuilding. Manual for the study of ship architecture.-Part 1 .-St. Petersburg, 1865. p.30.

5. Kennedy P. The Rise and Fall of British Naval Mastery. - London, 1991. p.94.

6. Maija Jansson. "Art and Diplomacy: Seventh-Century English Decorated Royal Letters to Russia and the Far East"; Brill, Boston, -2015, 316 pp, (British library)

7. Maria Salomon Arel. English trade and adventure to Russia in the early modern era: The Muscovy Company, 1603-1649.// Lexington Books, 2019, p. 128(British library)

8. Redko G.I., Babich N.A. Ship forest for the glory of the Russian Fleet. // Arkhangelsk: ALTI, 1993, p.151.

9. Bakhrushin S.V. Scientific works. Vol.1: Essays on the history of crafts, trade and cities of the Russian centralized state of the XVI - early XVIII century.- Moscow: Academy of Sciences, 1952, p.264

10. Ogorodnikov S.F. The history of the Arkhangelsk port// St. Petersburg, Printing House of the Maritime Ministry, 1875, IV, p.7.

11. Proceedings of the Arkhangelsk Society for the Study of the Russian North - 1911- No. 10, p.79.

12. Novikov N.I. "About the highest coming of the Great Sovereign, Tsar and Grand Duke Peter Alekseevich, of All Great and Small and White Russia, a Self-ruler from the reigning city of Moscow to the Dvina to the Arkhangelsk city, three times former; about the finding of Swedish enemy ships on the same Dvina, to the Archangel city, about the conception of the Novodvinsk fortress and the lighting of the new temple in this fortress. Dependent of N.I.Novikov and the company". -Moscow, 1873-(111 p.).

13. Letters and papers of Peter the Emperor Peter the Great.-Vol.1-2. - St. Petersburg.:State Type., 1887-1889 (888l.)

14. Kucepatov Yu.N. Arkhangelsk seaport// North-Western Book Publishing House, 1968. p.81.

15. RGA of the Navy.-F.212-Op.1724.-D.26-L.361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.