Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. И. ЕЛАГИНА КАК ИСТОРИКА В КОМИТЕТЕ ПО ПЕРЕСМОТРУ МОРСКОГО УСТАВА (1850-1853)'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. И. ЕЛАГИНА КАК ИСТОРИКА В КОМИТЕТЕ ПО ПЕРЕСМОТРУ МОРСКОГО УСТАВА (1850-1853) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / КОМИТЕТ ПО ПЕРЕСМОТРУ МОРСКОГО УСТАВА / МОРСКОЙ УСТАВ / КОРАБЕЛЬНЫЙ ЧИН / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ФЛОТА / УПРАВЛЕНИЕ ФЛОТА / КАПИТАН КОРАБЛЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герман Владислав Александрович

Статья посвящена деятельности С. И. Елагина в комитете по пересмотру Морского устава. Работа по созданию новых военно-vорских правил для русского флота проходила в 1850-1853 гг. под руководством великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. В статье рассматривается составление С. И. Елагиным исторического обзора постановлений об образовании русского флота и его управлений. С. И. Елагиным приводятся исторические правила ряда корабельных должностей, которые использовались для составления проекта 3-го раздела Морского устава. Также стоит обратить внимание на сравнение исторических правил русского военно-морского флота, посвящённых ряду должностей, с аналогичными правилами военных флотов Франции и Англии, которые были составлены С. И. Елагиным. Приводится вклад С. И. Елагина по включению в 3-й раздел проекта русского морского устава ряда правил зарубежных флотов. Рассматривается составление С. И. Елагиным объяснений к первому и второму разделам Морского устава. Упоминается о награждениях С. И. Елагина за участие в работе по пересмотру Морского устава. Также исследуется ранняя биография С. И. Елагина и его служба на флоте и перевод статей о событиях в военно-морском флоте европейских стран для журнала «Морской сборник».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S. I. ELAGIN AS A HISTORIAN IN THE COMMITTEE FOR THE REVISION OF THE MARITIME REGULATIONS (1850-1853)

The article is devoted to the activities of S. I. Elagin in the committee for the revision of the Maritime Regulations. Work on the creation of new naval rules for the Russian fleet took place in 1850-1853 under the leader-ship of the Grand Duke, Admiral General Konstantin Nikolaevich. The article discusses the compilation of S. I. Elagin of the historical review of the decisions on the formation of the Russian fleet and its directorates. S. I. Elagin, the historical rules for a number of ship positions, which were used to draw up the draft of the 3rd section of the Naval Regulations. It is also worth paying attention to the comparison of the historical rules of the Russian navy, dedicated to a number of positions, with similar rules of the navies of France and England, which were compiled by S. I. Elagin. The contribution of S. I. Elagin on the inclusion of a number of rules of foreign fleets in the 3rd section of the draft Russian naval charter. The compilation of S. I. Elagin of explanations for the first and second sections of the Naval Regulations. Mention is made of the awards to S. I. Elagin for participation in the work on revising the Maritime Charter. The early biography of S. I. Elagin and his service in the navy and translation of articles on the events in the navy of European countries for the magazine "Marine collection".

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. И. ЕЛАГИНА КАК ИСТОРИКА В КОМИТЕТЕ ПО ПЕРЕСМОТРУ МОРСКОГО УСТАВА (1850-1853)»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. И. ЕЛАГИНА КАК ИСТОРИКА В КОМИТЕТЕ ПО ПЕРЕСМОТРУ МОРСКОГО УСТАВА (1850-1853)

Герман Владислав Александрович, аспирант Воронежский государственный аграрный университет им. Петра I Российская Федерация, 394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1 E-mail: g.w.a@bk.ru

Статья посвящена деятельности С. И. Елагина в комитете по пересмотру Морского устава. Работа по созданию новых военно-морских правил для русского флота проходила в 1850-1853 гг. под руководством великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. В статье рассматривается составление С. И. Елагиным исторического обзора постановлений об образовании русского флота и его управлений. С. И. Елагиным приводятся исторические правила ряда корабельных должностей, которые использовались для составления проекта 3-го раздела Морского устава. Также стоит обратить внимание на сравнение исторических правил русского военно-морского флота, посвящённых ряду должностей, с аналогичными правилами военных флотов Франции и Англии, которые были составлены С. И. Елагиным. Приводится вклад С. И. Елагина по включению в 3-й раздел проекта русского морского устава ряда правил зарубежных флотов. Рассматривается составление С. И. Елагиным объяснений к первому и второму разделам Морского устава. Упоминается о награждениях С. И. Елагина за участие в работе по пересмотру Морского устава. Также исследуется ранняя биография С. И. Елагина и его служба на флоте и перевод статей о событиях в военно-морском флоте европейских стран для журнала «Морской сборник».

Ключевые слова: русский военно-морской флот, комитет по пересмотру Морского устава, морской устав, корабельный чин, постановление, образование флота, управление флота, капитан корабля, исторический обзор, сравнительные характеристики.

S. I. ELAGIN AS A HISTORIAN IN THE COMMITTEE FOR THE REVISION OF THE MARITIME REGULATIONS (1850-1853)

German Vladislav A., postgraduate student Voronezh State Agrarian University Peter I 1 Michurina Str., Voronezh, 394087, Russian Federation E-mail: g.w.a@bk.ru

The article is devoted to the activities of S. I. Elagin in the committee for the revision of the Maritime Regulations. Work on the creation of new naval rules for the Russian fleet took place in 1850-1853 under the leadership of the Grand Duke, Admiral General Konstantin Nikolaevich. The article discusses the compilation of S. I. Elagin of the historical review of the decisions on the formation of the Russian fleet and its directorates. S. I. Elagin, the historical rules for a number of ship positions, which were used to draw up the draft of the 3rd section of the Naval Regulations. It is also worth paying attention to the comparison of the historical rules of the Russian navy, dedicated to a number of positions, with similar rules of the navies of France and England, which were compiled by S. I. Elagin. The contribution of S. I. Elagin on the inclusion of a number of rules of foreign fleets in the 3rd section of the draft Russian naval charter. The compilation of S. I. Elagin of explanations for the first and second sections of the Naval Regulations. Mention is made of the awards to S. I. Elagin for participation in the work on revising the Maritime Charter. The early biography of S. I. Elagin and his service in the navy and translation of articles on the events in the navy of European countries for the magazine "Marine collection".

Keywords: Russian navy, committee for revising the Naval Regulations, naval charter, naval rank, decree, formation of the fleet, fleet management, ship captain, historical review, comparative characteristics.

Чтобы обозначить становление С. И. Елагина как военно-морского историка, необходимо рассмотреть его биографию и деятельность в комитете по пересмотру Морского устава.

О биографии С. И. Елагина до 1850 г. известно немного. Он родился в 8 сентября 1824 г., прожив 44 года [3, с. 7]. В декабре 1842 г. окончил Морской кадетский корпус в звании мичмана, а затем каждое лето до 1850 г. участвовал в военно-морских походах на различных российских военно-морских судах в Балтийском и «Немецком» (Северном) морях: «В 1846 г. пришёл из Архангельска на корабль "Нарва", под командою капитана 1-го ранга Кутыгина» [3, с. 3].

В то же время С. И. Елагин хорошо владел тремя иностранными языками: немецким, французским и английским, и по мере необходимости разбирался в голландском, шведском и итальянском языках, поэтому он переводил иностранные статьи на русский язык. Так, он написал для журнала «Морской сборник» статьи «Гибель Французской военной шхуны «La Legere» [1, с. 202-204] и «Появление турецкого флота на Чёрном море в 1829 году» [2, с. 291-327]. Первая основана на переводе с французского языка письма одного из спасшихся с этой шхуны своей матери, а вторая - с английского языка записок лейтенанта Английского флота Следа, который в тот момент был пассажиром на адмиральском турецком корабле.

Тем самым, С. И. Елагин, имея склонность к научной кабинетной работе, по воле Великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича в сентябре 1850 г. вошёл в состав Комитета по пересмотру Морского устава, имея к тому моменту воинское звание лейтенанта. Работая в Комитете, лейтенант С. И. Елагин составил:

1. Исторический обзор постановлений об общем образовании флота и его управлений.

2. Исторические обзоры постановлений по частям 3-го раздела Морского устава для ряда должностей, служащих на кораблях.

3. Сравнительные характеристики по частям 3-го раздела Морского устава для ряда должностей, служащих на кораблях, которые существуют во флотах России, Англии и Франции.

4. Указатель правил для руководства судовых содержателей по частям: комиссариатской, провиантской и шкиперской.

5. Объяснения к статьям первого и второго разделов Устава [4, с. 81-82].

При обзоре постановлений об образовании флота С. И. Елагин привёл список нормативных актов с 1703 по 1847 г., среди которых стоит выделить следующие: «Инструкция офицеру, командующему кораблём» от 05.02.1717 г., «Морской устав Императора Петра I» от 23.01.1720 г., «Положение о содержании судов» от 05.04.1713 г., «Высочайшее утверждённое расписание о чинах корабельного и галерного флотов» от 05.11.1757 г., «Регламент Адмиралтейства и флотов Императрицы Екатерины II» от 24.08.1765 г., «Устав военного флота императора Павла I» от 25.02.1797 г., «Высочайше утверждённые штаты Российских флотов» от 1.01.1798 г., «Высочайше утверждённые штаты пароходов для Балтийского флота» от 16.05.1835 г., «Высочайше утверждённый проект образования Морского министерства» от 8.04.1836 г., «Высочайший указ о штатном составе морской артиллерии» от 20.02.1846 г. [8, л. 1-5].

По мнению лейтенанта С. И. Елагина, до издания Морского устава 1720 г. не встречается никаких нормативных актов о разделении флота на части и управления ими: «В морских постановлениях, вышедших до этого времени, часто упоминается ранг судов корабельного и гребного флотов, и поименованы разные чины...» [8, л. 6]. В частности, С. И. Елагин приводит звания русского флота, которые указаны во вступлениях к Инструкции и Артикулах военных Русского флота 1710 г.: адмирала, вице-адмирала, контр-адмирала, капитана, поручика, шкипера, офицера, рядового, матроса и солдата. Далее он упоминает Сенатский указ 1711 г., в котором показаны классы кораблей парусного и гребного флота: 50-пушечные корабли, фрегаты, бомбардирские суда, шнявы, брандеры, галеры, бригантины, полугалеры [8, л. 7-8].

При анализе Морского устава 1720 г. С. И. Елагин упоминает о разделении Балтийского флота на три генеральные эскадры: кордебаталия, авангард, арьергард, в свою очередь, каждая из этих эскадр также делится на три части: белого, синего и красного флагов. Далее С. И. Елагин, исходя из регламента морского устава, упоминает командные должности во флоте: генарал-адмирала, вице-адмиралов белого, синего и красного флагов, генерала кригс-комиссара, шаутбенахтов белого, синего и красного флотов, обер-цейхмейстера, капитана командоров, капитана над портом Кронштадтским, обер-сюрвейора от строения корабельного, интенданта, цейхмейстера, оберстуг-кригс-комиссара, капитаны. Также приводятся должностные чины следующих рангов: первого (капитаны над прочими портами, сюрвейор корабельный, прокурор, интендант партикулярной верфи в Санкт-Петербурге, казначей, обер-провиантмейстер, обер-комиссар), второго (контролёр), третьего (корабельные мастера, обер-фискал, капитан-лейтенант, галерные мастера, лейтенант, лейтенанты артиллерии, корабельные секретари) [8, л. 10-15].

В «Положении о содержании судов» 1723 г. С. И. Елагин приводит количество судов по классам, которые имелись на тот момент в составе русского флота.

Таблица 1. Количество судов по классу в 1723 г. [8, л. 16]

Тип судна Количество

100-пушечный корабль 1

80-пушечный корабль 8

66-пушечный корабль 15

54-пушечный корабль 3

32-пушечный фрегат 6

Далее им приводится Регламент Адмиралтейства и флотов от 1765 г., который определял получения воинских званий в порядке старшинства: кадет, мичман, лейтенант, капитан-лейтенант, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга, контр-адмирал [8, л. 18].

Особое внимание при анализе истории развития управления флотом лейтенант С. И. Елагин уделил Уставу военного флота императора Павла I 1797 г., где он рассмотрел структурное разделения линейного флота на три части, которые назывались дивизиями. Так, первая дивизия состояла в команде генерал-адмирала или главного начальника флота, она располагалась в середине и называлась корпусом баталии. Вторая дивизия подчинялась второму адмиралу или старшему флагману, располагалась впереди и называлась авангарди-ей. Третья дивизия - третьему адмиралу, старшему флагману, находилась позади прочих, поэтому именовалась она арьергардией. Аналогично эти дивизии делились на три эскадры, играя такую же роль, что и дивизия: первые эскадры назывались средними и подчинялись главнокомандующим дивизиям, вторые являлись передовыми, подчинялись вице-адмиралам дивизий, третьи были задними, подчинялись контр-адмиралам. Также С. И. Елагин рассматривал формирование и подчинение командорских отделений или бригад, выполняющих функцию резервов. Первое отделение подчинялось младшему контр-адмиралу, а второе и третье -младшему флагману или капитан-командору, а располагались они в первых эскадрах каждой дивизии [8, л. 20-23].

Затем С. И. Елагиным приводятся штаты для Балтийского, Чёрного и Каспийских флотов 1798 г., по которым Балтийский флот состоял из трёх дивизий белого, синего и красного флагов под командованием трёх адмиралов: кордебаталии белого, авангардии синего и арьергар-дии красного. В свою очередь, черноморский линейный флот состоял из одной дивизии, делившейся на три эскадры. Также лейтенант С. И. Елагин приводит типичный состав эскадры, в которую входили один 100-пушечный корабль, три 74-пушечных корабля, а также один 66-пушечный корабль находился в резерве [8, л. 25-27].

Стоит также отметить упоминание С. И. Елагиным штатов пароходов для Балтийского флота 1836 г. По этим данным, пароходы делились на «яхтенные» (гражданские), военные и «портовых надобностей. Военных пароходов было всего три, каждый из которых располагался в 5-м, 14-м и 23-м флотских экипажах и имели мощность от 200 до 300 л/с. Портовые пароходы располагались в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Свеаборге, Ревеле (Таллине), Архангельске и Астрахани в общем количестве 11 штук [8, л. 35].

Таблица 2. Распределение портовых пароходов

Порт базирования Количество Мощность, л/с

Санкт-Петербург 4 40-60

Кронштадт 1 20-40

Кронштадт 2 60-80

Свеаборг 1 60-80

Ревель (Таллин) 1 60-80

Архангельск 1 60-80

Астрахань 1 60-80

Работая в комитете по разработке нового военно-морского устава, лейтенант С. И. Елагин провёл исторический обзор постановлений для корабельных должностей, что было связано с составлением 3-го раздела нового морского устава. Для этого он руководствовался рядом нормативных актов с 1711 по 1848 г., в том числе «Морским уставом Императора Петра I» и «Уставом военного флота императора Павла I» [6, л. 2]. В результате С. И. Елагин проанализировал постановления, которые касались обязанностей командира корабля, старшего офицера, вахтенного начальника и лейтенанта и флотских нижних чинов. При этом С. И. Елагин, рассматривая обязанности вахтенного начальника, приводит обязанности лейтенанта, в частности, исходя из Морского устава Петра I, лейтенант является третьим начальником на корабле, который доводит до подчинённых приказы командира корабля [6, л. 60].

Однако для составления нового Морского устава требовалось сравнение российских правил с аналогичными правилами, содержащихся в военно-морских уставах Англии и Франции. Поэтому лейтенанту С. И. Елагину также было поручено сравнить постановления, касающихся должностей во флотах России, Англии и Франции, среди которых были должности капитана корабля, старшего офицера и вахтенного начальника в трёх странах (см. табл. 1-3 соответственно).

Таблица 3. Сравнение постановлений, касающихся должности капитана корабля в трёх странах [7, л. 1-54]___

Россия Франция Англия

- - Капитан должен соединять в себе все качества, необходимые для его звания

Подчинённые к своим командирам должны иметь беспрекословное повиновение Капитан печётся о поддержании между подчинёнными своими строжайшей дисциплины От капитана требуется пример уважения и повиновения старшим

Да не дерзают офицеры чуланов занимать, а рядовые - мест никаких для своего житья без определения командующим кораблём офицера Когда будет назначено штатное число офицеров, командир назначает им помещение, какое по регламенту им определено Капитан распределяет офицеров и команду по всем расписаниям и наблюдает, чтобы каждый знал своё место во время боя

При нахождении транспортных судов, плавающих под военным флагом, в одном отряде с военными судами должно соблюдаться преимущество старшинства чинов Каждый командир при входе на рейд, где начальствует офицер высшего чина или старший по службе, бросив якорь, посылает тотчас офицера на судно старшего на рейд, для принятия приказаний по службе Всякий капитан во время пребывания в порт или на рейд должен следовать всем движениям старшего, ежели на противное не получит разрешение

Капитан должен смотреть за своими подчинёнными, дабы они ни в чём нужды не имели, также крайнюю во всём корабле должен наблюдать чистоту и осматривать больных Каждое утро командир в сопровождении старшего офицера осматривает судно во всех частях Так как от чистоты и сухого помещения и чистого воздуха зависит здоровье команды, то капитан употребляет зависящие от него средства для достижения этих условий

Командир приказывает ротным командирам пересмотреть всех своих людей, чтоб удостоверится в их чистоплотности Капитан наблюдает, чтобы ротные командиры осматривали один раз в три месяца чемоданы людей в их роте Капитан должен осматривать свою команду как в порту, так и в море, по крайней мере, два раза в месяц

Капитан является на корабле «как губернатор или комендант крепости». Капитан, как начальник, должен от всех как подчинённых ему офицерах, так и пассажирах быть почитаем, и все его повеления без отрицательно со всею точностью исполняться - -

Продолжение таблицы 3

Россия Франция Англия

Об отличившихся офицерах: для вознаграждения оных представлять через главного командира, прописывая подробно их дела и подвиги Командир представляет непосредственно своему начальнику рапорт об обстоятельствах сражения. Он доносит ему о поведении каждого из офицеров и нижних чинов экипажа, и о тех, которые отличились -

Таблица 4. Сравнение постановлений, касающихся должности старшего офицера корабля в трёх странах

[7, л. 56-72].

Россия Франция Англия

Каждый день, в восемь часов утра, капитан-лейтенант должен рапортовать письменно, а в восемь часов по полудню словесно о состоянии корабельных чинов и служителей, о числе больных - -

- Когда командира нет на верху, старший офицер имеет право делать вахтенному начальнику замечания касательно управления кораблём и даже принять от него командование -

- Коль скоро бой прекратился, старший офицер требует сведений от офицеров о повреждении корабля -

- Когда для военной экспедиции отделится не менее одной трети команды, то начальство над этим отрядом принимает старший офицер -

Таблица 5. Сравнение постановлений, касающихся должности вахтенного начальника корабля

в трёх странах [7, л. 74-88]

Россия Франция Англия

В половине девятого часа обойти с вахты офицеру по всему кораблю Вахтённый начальник приказывает подведомственным ему офицерам делать обходы в разных частях корабля Вахтённый начальник приказывает мету или мичману осмотреть палубы, хотя бы раз в продолжение ночи

Вахтенный должен наблюдать положение своего корабля в предписанном месте по диспозиции, в том устроении, какое флоту повелено будет составить Вахтенный начальник прилагает всё старание, чтобы сохранить корабль на определённом ему месте и предупредить разлучение с флотом Вахтенный начальник в особенности старается о сохранении места своего судна в ордере, и уведомляет капитана, ежели полагает, что не будет в состоянии удержать его

- - Во время тумана вахтенный начальник в особенности должен быть внимателен к выстрелам, производимым на флагманском корабле, по направлению сил их брать меры, чтобы судно не отставало от флота

При этом лейтенант С. И. Елагин помимо основной своей работы в Комитете с октября

1851 г. по август 1852 г. управлял его канцелярией из-за отсутствия её делопроизводителя. Благодаря работе в Комитете С. И. Елагин стал лично известен Великому князю генерал-адмиралу Константину Николаевичу, который удостоил С. И. Елагина в августе 1851 г. подарком экземпляра 3-го раздела Морского устава со своей собственноручной подписью. Также в октябре 1851 г. Великий князь наградил С. И. Елагина орденом Св. Анны 3-й степени, а следующем году С. И. Елагин получил от него бриллиантовый перстень [3, с. 3].

После возвращения из Европы генерал-адмирала Константина Николаевича, в сентябре

1852 г. исправленный и доработанный проект Морского устава был принят к окончательному рассмотрению Комитетом. При этом на каждую статью проекта были составлены объяснения, где излагались прежние постановления, иностранные правовые нормы и первоначальные предложения. Поэтому лейтенанту С. И. Елагину было поручено составить Объяснения к статьям первого и второго разделов проекта Морского устава [4, с. 34]. Так, С. И. Елагин, комментируя 6-ю статью проекта Устава, указывал, что её нет в предыдущих русских военно-морских уставах, однако, по его мнению, это правило следует «из общего духа наших морских узаконений и постоянно выражалось в образе действий русских моряков» [5, с. 7]. Также по 15-ой статье С. И. Елагин указывал, что в прежних уставах не упоминалось о получении главнокомандующем флотом при его назначении особой инструкции: «Комитет, имея в виду, что обстоятельства, в которых может быть назначен Главнокомандующий морскими силами, весьма различны, что поэтому невозможно составить на все случаи общего определения его прав и обязанностей» [5, с. 9]. По словам С. И. Елагина, 26-я статья, предоставляющая право флагману давать отпуск офицерам во время кампании, была добавлена комитетом для быстрого получения отпуска в особых случаях [5, с. 15]. По поводу 36-й статьи, которая давала право флагману запретить частную переписку с берегом и кораблями одной эскадры, С. И. Елагин писал, что это правило встречается во французском морском уставе, где возможно запретить частную переписку между кораблями одного отряда [5, с. 21].

После выхода нового Морского устава, в 1853 г. С. И. Елагин, получив к этому моменту звание капитан-лейтенанта, по приказу генерал-адмирала Константина Николаевича был отправлен на Черноморский флот, где он провёл только один морской поход осенью 1853 г. на корабле «Три Святителя», который входил в эскадру вице-адмирала П. С. Нахимова, перевозившей в тот момент 13-ю пехотную дивизию из Севастополя на восточное побережье Чёрного моря [3, с. 4].

Таким образом, биография С. И. Елагина до начала его работы в Комитете по пересмотру Морского устава изучена мало, упоминается служба в военном флоте и участие в морских походах в Балтийском и Северном морях. Первоначально деятельность С. И. Елагина как историка была связана с переводом на русский язык текстовых источников, связанных с военно-морским флотом европейских государств, и публикация их перевода в виде статей в Морском сборнике. Из-за предрасположенности к теоретической работе С. И. Елагин был прикомандирован к Комитету по пересмотру Морского устава. В Комитете он занимался историческими обозрениями постановлений по должностям на кораблях русского флота и об общем образовании флота и его управлений, где С. И. Елагин рассматривал, в частности, «Морской устав Императора Петра I» и «Устав военного флота императора Павла I». Составленные С. И. Елагиным исторические обозрения постановлений об образовании флота помогают проследить эволюцию структуры российского флота и его командования от начала XVIII до середины XIX в. В свою очередь, в исторических обозрениях по должностям С. И. Елагиным рассматривались нормы, касающиеся, в частности, капитана корабля, старшего офицера и вахтенного начальника. Это было необходимо для составления на основе русского исторического опыта 3-го раздела Морского устава, который был посвящён должностям на корабле. В свою очередь, С. И. Елагин сравнил эти исторические постановления с аналогичными должностными нормами в военно-морских флотах Англии и Франции. Тем самым, благодаря С. И. Елагину для составления 3-го раздела Морского устава были использованы исторические русские правила, которые не встречались в нормативных актах Англии и Франции, когда наиболее полезные правила, используемые во флотах Англии и Франции, были заимствованы для составления 3-го раздела. Таким образом, С. И. Елагин как историк внёс существенный вклад в создание

нового Морского устава, что было отмечено наградами от Великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича, председателя данного комитета.

Список литературы

1. Елагин, С. И. Гибель Французской военной шхуны «La Legere» / С. И. Елагин // Морской сборник. - 1850. - № 8. - С. 202-204.

2. Елагин, С. И. Появление турецкого флота на Чёрном море в 1829 г. / С. И. Елагин // Морской сборник. - 1850. - № 10. - С. 291-327.

3. Капитан 1 -го ранга Сергей Иванович Елагин. Некролог // Морской Сборник. - 1869. - № 1. - С. 1-7.

4. Обзор работ Комитета, учрежденного в 1850 году для составления Морского устава. - Сантк-Петербург, 1853. - 115 с.

5. Проект морского устава, с ссылками и объяснениями. - Санкт-Петербург, 1853. - 657 с.

6. Российский Государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). - Ф. 224. Константин Николаевич, великий князь, генерал-адмирал (1827-1892 гг.). - Оп. 1. - Д. 28.

7. РГА ВМФ. - Ф. 224. - Оп. 1. - Д. 29.

8. РГА ВМФ. - Ф. 315. Материалы по истории русского флота. Коллекция (1634-2003 гг.). -Оп. 1. - Д. 98.

References

1. Elagin, S. I. Gibel Frantsuzskoy voennoy shkhuny "La Legere". [The death of the French military schooner "La Legere"]. Morskoy sbornik [Marine collection], 1850, no 8, pp. 202-204.

2. Elagin, S. I. Poyavlenie tureckogo flota na Chernom more v 1829 godu [The appearance of the Turkish fleet on the Black Sea in 1829]. Morskoy sbornik [Marine collection], 1850, no 10, pp. 291-327.

3. Kapitan 1-go ranga Sergey Ivanovich Elagin. Nekrolog [Captain 1st Rank Sergei Ivanovich Elagin. Obituary]. Morskoy Sbornik [Marine collection], 1869, no 1, pp. 1-7.

4. Obzor rabot Komiteta, uchrezhdennogo v 1850 godu dlya sostavleniya Morskogo ustava [Review of the work of the Committee established in 1850 to draw up the Naval Regulations]. Saint Petersburg, 1853, 115 p.

5. Proekt morskogo ustava, s ssylkami i obyasneniyami [Draft maritime charter, with links and explanations]. Saint Petersburg, 1853, 657 р.

6. Russian State Archives of the Navy. Found 224: Konstantin Nikolaevich, Grand Duke, Admiral General (1827-1892), inventory 1, case 28.

7. Russian State Archives of the Navy. Found 224, inventory 1, case 29.

8. Russian State Archives of the Navy. Found 315: Materials on the history of the Russian fleet. Collection (1634-2003), inventory 1, case 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.