КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
Рецензия на монографию В.А. Пальмина «Начало истории Российского военно-морского флота (Архангельск, Белое море, 1694 год)». Архангельск, 2014.
Данная работа демонстрирует знание автором военно-морской проблематики. В монографии рассматриваются проблемы становления Российского военно-морского флота (ВМФ). Подробно изложены предпосылки появления в Белом море первого военно-морского соединения российских кораблей.
Актуальность исследования заключается в том, что многие проблемы истории Российского ВМФ до сих пор не изучены с должной полнотой. Знание истории военно-морских сил России может помочь сегодня избежать ошибок при их реформировании.
Особо следует подчеркнуть обозначенную цель работы - доказать факт существования в 1694 году «флота из боевых судов океанского класса» на Белом море еще до появления в 1696 году грамоты Боярской Думы (с. 10), провозглашавшей «Морским судам быть!». 20 октября 1696 года, как известно, принято считать днем рождения Российского ВМФ.
Дата, вынесенная в название монографии, важна для автора, т. к., по его мнению, с 1694 года необходимо вести отсчет истории Российского ВМФ. Летом этого года первые российские военные корабли совершили выход в море и прошли сотни морских миль. Это плавание для автора является тем ключевым событием, которое определяет и означает возникновение морского флота. Хронологические рамки исследования охватывают события вплоть до создания Северного флота в 1930-е годы.
Для достижения поставленной цели, по мнению исследователя, есть все необходимое: многочисленная научная литература по военно-морской тематике, опубликованные и неопубликованные архивные документы и другие источники. Авторская методология помимо основных исторических методов исследования
включает и методы других общественно-гуманитарных наук. Так, при разборе имеющихся версий о назначении морских кораблей, построенных Петром I в 1693-1694 годах в Архангельске, проведено лингвистическое исследование письменных документов, составленных Петром I и его современниками (с. 25).
Основным недостатком работ, не позволивших до сих пор создать полноценную историю ВМФ, как отмечается в монографии, является подход к этому вопросу с разных точек зрения, и при этом понятие «начало истории Российского флота» подменяется его «предысторией» (с. 6). С этим утверждением трудно согласиться, т. к. истинность результатов научного исследования напрямую не зависит от применяемых методологий. Созданная еще в XIX веке коллективом авторов (Н.А. Коргуев, А.И. Петров, В.Г. Чубинский, С. Ф. Огородников и др.) во главе с Ф.Ф. Веселаго концепция военноморской истории, представлявшая официальную военно-морскую историографию, сегодня, по мнению исследователя, нуждается в пересмотре отдельных положений. А основным ее недостатком является позитивистский подход, при котором задачей науки считается «чистое описание фактов, а не их обобщение».
В работе автор показал, что появление в 1694 году на просторах Белого моря российского военно-морского флота в виде отдельного корабельного соединения было не случайным. К тому имелись все необходимые предпосылки как объективного, так и субъективного характера. Эти суда строились для воплощения конкретного замысла Петра I - создания на Белом море военного флота, и этот проект был в определенной мере реализован, т. к. из двух судов военного назначения - архангельской и одного военного судна голландской постройки - было
160
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
сформировано действующее соединение, заявившее о себе на море как организованная боевая сила. Учитывая эти факты, констатирует исследователь, можно с полной уверенностью утверждать, что в Архангельске в 1694 году было положено начало непосредственно и истории Российского военно-морского флота (с. 136).
В отдельной главе работы автор показывает присутствие на Русском Севере военноморских сил с конца XVII века, а военно-морских организаций - с первой трети XVIII века, которое продолжалось до 1862-1887 годов. Под военно-морским присутствием автор понимает не только нахождение в Архангельске определенного контингента военных моряков в составе различных подразделений, но и наличие в конкретные исторические периоды военно-морских корабельных соединений. Военно-морское присутствие, в авторском понимании, также выражалось в виде существования в Архангельске (Соломбала) с 1733 по 1862 год центра военно-морского судостроения - Архангельского адмиралтейства и по 1887 год военно-морского порта. Указывается и причина пребывания на Северной Двине у Архангельска и в Белом море военных судов, организованных в отдельные военно-морские соединения (эскадры, флотилии), - появление внешних угроз со стороны моря Архангельску и северному краю от политических противников России. Начиная с 1694 года здесь было сформировано 8 военно-морских соединений.
Вполне обоснован вывод о том, что несмотря на то, что деятельность российских военно-морских сил на Русском Севере не вылилась в серьезные столкновения с противником и жестокие сражения на море, тем не менее их пребывание там сыграло существенную роль в деле обороны Русского Севера и прежде всего Архангельска. Уже одним своим присутствием на Белом море российские военно-морские формирования заставляли неприятеля более осторожно подходить к своим планам по захвату Архангельска и их реализации. Как показали события, эти планы противника на протяжении двух веков так и остались неосуществленными.
События, происходившие на Русском Севере в периоды вооруженных конфликтов и войн России с западными державами, открытость северного фронта европейской части России и возможность беспрепятственной враждебной деятельности иностранных военно-морских флотов в этой части Северного Ледовитого океана были теми обстоятельствами, которые при выработке стратегии по обеспечению безопасности Российского государства не могли не стать основанием для постановки вопроса о необходимости постоянного присутствия в водах Белого и Баренцева морей российских военно-морских сил, способных надежно защитить северные рубежи и морские коммуникации России. Несмотря на осознание этой необходимости и попытки принять отдельные меры в этом направлении, данный вопрос в XIX веке так и не был решен, справедливо резюмирует автор (с. 142-143). К сожалению, исследователь подробно не остановился на рассмотрении таких важных факторов, влиявших на решение этих задач, как геополитическое положение Архангельска и связанные с этим роль государства и политика ее отдельных лидеров.
Не отмечается автором и важная заслуга при обороне Архангельска защитников Новодвинской крепости от шведов летом 1701 года и не указываются возможные причины неучастия в этой обороне имевшегося в распоряжении воеводы боевого корабля с пушками на борту - яхты «Святой Пётр».
Подводя итоги работы, автор заслуженно воздает должное Архангельску, с которым связана многолетняя история присутствия на Русском Севере военно-морских сил, а также создание флотилии Северного Ледовитого океана и Северного флота.
В монографии автор не приводит формулировки, что такое военно-морской флот, и это порождает вопросы и ставит под сомнение некоторые его выводы. Если исходить из энциклопедического определения, то военно-морской флот - вид вооруженных сил, предназначенный для выполнения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военного
161
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
действия. Он является таковым, если решает следующие задачи: борьба против военно-морских сил противника; нарушение морских коммуникаций противника; защита своих морских коммуникаций; оборона своего побережья с морского направления; нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с моря. Беломорская флотилия, состоявшая в 1694 году из трех военных кораблей, как известно, не была связана с выполнением ни одной из названных задач. Это свидетельствует о том, что автор видит сущность вещей в форме, переоценивая ее роль и забывая об
их содержании или пренебрегая им. Этот факт снижает научность сделанных в работе выводов.
Можно согласиться с авторским предположением о том, что значимость проведенного им исследования позволит дополнить и обогатить российскую военно-морскую историю, историю Европейского Севера России. Но решение проблемы о месте и времени зарождения ВМФ пока остается открытым. Для пояснения текста в монографию следовало бы включить иллюстрации - рисунки, фотографии, гравюры и другие изображения.
КОНДРЕСКУЛ Александр Михайлович, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и политологии института социальногуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 103 научных публикаций, в т. ч. одной монографии и одного учебного пособия
Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;
e-mail: kondreskul@mail.ru
© Кондрескул А.М., 2015
162