Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI - XVII В.)'

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI - XVII В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ / АРХАНГЕЛЬСК / СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / МОРСКОЙ ФЛОТ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ДВИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабанина Ирина Васильевна

История земли Архангельской и самого города Архангельска (изначально Новые Холмогоры), основанного в 1583 году по указу Ивана Грозного, свидетельствует об особой роли морского северного острога, города-заставы для обороны русских северных рубежей. Затем, благодаря целеустремлённой и энергичной натуре царя Петра I, его дальновидной внутренней и внешней политике и большим усилиям по укреплению государственности в России, стало возможным в конце XVII века создание русского военно-морского и торгового флота на Беломорье. Здесь же сосредоточились коммерческие интересы многих регионов нашей страны и иностранных, в том числе европейских стран, которые оказывали влияние на международное положение государств и внешнюю политику Московского царства. И во все исторические эпохи государственно-правовое регулирование процессами освоения земель и контроля деятельности являлись обязательным условием для укрепления власти и процветания Русского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-LEGAL REGULATION OF THE LAND RECLAMATION PROCESS IN THE ARKHANGELSK REGION (SECOND HALF OF THE XVI-XVII CENTURIES)

The history of the Arkhangelsk land and the city of Arkhangelsk itself (originally Novye Kholmogory), founded in 1583 by decree of Ivan the Terrible, testifies to the special role of the maritime northern stockaded town, an outpost for the defense of Russia's northern frontiers. Subsequently, thanks to the purposeful and energetic nature of Tsar Peter I, his farsighted domestic and foreign policy, and his great efforts to strengthen statehood in Russia, it was possible to establish a Russian naval and merchant fleet on the White Sea area at the end of the XVII century. The commercial interests of many regions of our country and of foreign countries, including European countries, which influenced the international position of states and the foreign policy of the Tsardom of Muscovy, are concentrated here. And in all historical eras, state-legal regulation of land development and activity control processes was a prerequisite for strengthening the power and prosperity of the Russian state.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI - XVII В.)»

LAW

Общество: политика, экономика, право. 2022. № 7. С. 82-85. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 7. P. 82-85.

Научная статья УДК 340.130

https://doi.org/10.24158/pep.2022.7.13

Государственно-правовое регулирование процесса освоения земли Архангельской

(вторая половина XVI в. - XVII в.)

Ирина Васильевна Бабанина

Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия, irsy88@gmail.com

Аннотация. История земли Архангельской и самого города Архангельска (изначально Новые Хол-могоры), основанного в 1583 году по указу Ивана Грозного, свидетельствует об особой роли морского северного острога, города-заставы для обороны русских северных рубежей. Затем, благодаря целеустремлённой и энергичной натуре царя Петра I, его дальновидной внутренней и внешней политике и большим усилиям по укреплению государственности в России, стало возможным в конце XVII века создание русского военно-морского и торгового флота на Беломорье. Здесь же сосредоточились коммерческие интересы многих регионов нашей страны и иностранных, в том числе европейских стран, которые оказывали влияние на международное положение государств и внешнюю политику Московского царства. И во все исторические эпохи государственно-правовое регулирование процессами освоения земель и контроля деятельности являлись обязательным условием для укрепления власти и процветания Русского государства.

Ключевые слова: государственно-правовое регулирование, освоение земли, Архангельск, северные территории, морской флот, торгово-экономические отношения, северный морской путь, Двина

Для цитирования: Бабанина И.В. Государственно-правовое регулирование процесса освоения земли Архангельской (вторая половина XVI - xVlI в.) // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 7. С. 82-85. https://doi.org/10.24158/pep.20227.13.

Original article

State-Legal Regulation of the Land Reclamation Process in the Arkhangelsk Region (Second Half of the XVI-XVII Centuries)

Irina V. Babanina

Saratov State Law Academy, Saratov, Russia, irsy88@gmail.com

Abstract. The history of the Arkhangelsk land and the city of Arkhangelsk itself (originally Novye Kholmo-gory), founded in 1583 by decree of Ivan the Terrible, testifies to the special role of the maritime northern stockaded town, an outpost for the defense of Russia's northern frontiers. Subsequently, thanks to the purposeful and energetic nature of Tsar Peter I, his farsighted domestic and foreign policy, and his great efforts to strengthen statehood in Russia, it was possible to establish a Russian naval and merchant fleet on the White Sea area at the end of the XVII century. The commercial interests of many regions of our country and of foreign countries, including European countries, which influenced the international position of states and the foreign policy of the Tsardom of Muscovy, are concentrated here. And in all historical eras, state-legal regulation of land development and activity control processes was a prerequisite for strengthening the power and prosperity of the Russian state.

Keywords: state-legal regulation, land development, Arkhangelsk, northern territories, maritime fleet, trade and economic relations, Northern Sea Route, Dvina

For citation: Babanina, I.V. (2022) State-Legal Regulation of the Land Reclamation Process in the Arkhangelsk Region (Second Half of the XVI-XVII Centuries). Society: Politics, Economics, Law. (7), 82-85. Available from: doi: 10.24158/pep.2022.7.13 (In Russian).

В русском правовом и культурном сознании на протяжении веков освоение и экспансия новых территорий всегда ассоциировалось с рассветом государства и укреплением государственной власти. Потому государственно-правовое регулирование процессами освоения новых территорий является обязательно необходимым условием для объективно-правового и социально-экономического развития общества, и укрепления политического и экономического процветания государства в целом.

В настоящей статье на примере освоения северной территории - земли Архангельской -показана необходимость государственно-правового регулирования данными процессами, в том

© Бабанина И.В., 2022

числе правовое регулирование закладки нового поселения-острога, открытия северного морского порта и освоения новых морских путей с целью упрочнения обороноспособности страны и налаживания международных отношений, строительства дорог, улучшения качества жизни населения присоединенных территорий и многих других факторов.

История старого города Архангельска свидетельствует о его морском происхождении, что явилось определяющим фактором для Русского государства.

24 августа 1553 года к устьям реки Двины прибыл английский корабль «Эдуард Боневен-тура» под командованием Ричарда Ченслера, который объявил себя английским послом местному голове. В свою очередь, холмогорский голова незамедлительно доложил об этом царю Ивану Васильевичу Грозному, испрашивая царственного распоряжения в столь необыкновенном для него деле. Но, не дождавшись ответа, Ричард Ченслер 23 ноября 1553 года самолично поехал в Москву, где был представлен русскому царю в качестве английского посла. Посол предъявил царю грамоту от имени английского короля Эдуарда VI, по которой ему в качестве государственного английского правоустанавливающего акта предоставлялось право заключать договоры с властителями тех стран, где пришлось побывать.

Осознавая важность торгово-экономических отношений, царь Иван Васильевич Грозный дал разрешение на свободную торговлю между своими подданными и английскими купцами, и предоставил последним право беспошлинной торговли и покупки дворов в России, закрепив свое решение государственным юридическим актом - царским письмом от 15 марта 1554 года (Прошлое города.,.2008: 7).

То место, которое сейчас занимает современный Архангельск, представляло собой во второй половине XVI столетия крутой глинистый берег глубокой, но не широкой реки Двины. Такая узкая береговая полоса, ограниченная с одной стороны рекой, с другой - тундрой, была покрыта густым сосновым бором: здесь расположился деревянный монастырь во имя чуда Архангела Михаила. Ближайшим к монастырю городским поселением были Холмогоры, которые первыми начали торговые отношения с Англией. Но Холмогоры располагались далеко от моря, что было неудобно для торговых связей.

Так продолжалось до 1583 года, когда к Михайло-Архангельской обители (Архангельскому монастырю) по указу царя Ивана Грозного на ладьях приплыли царские воеводы П.А. Нащокин и А.Н. Залешанин-Волохов (Архангельск. 2013: 14) с ратными людьми. Они заложили у стен монастыря деревянную крепость - острог Новые Холмогоры. Это было сделано, в том числе с целью помочь торговым людям в торговых отношениях и получить лучшие условия для экономически-торговых сделок, поскольку река Двина у Холмогоров была мелкой и узкой, что не позволяло кораблям близко подходить к городу. Первыми жителями отрога были ратные военные люди и пушкари, выполнявшие защитную функцию. Таким образом, в 1584 году по указу Ивана Васильевича Грозного был заложен славный град Архангельский.

Медленно отстраивался город. Он строился, как и положено оборонительному северному острогу: с одной стороны посад омывался рекой Двиной, с других сторон был обнесен бревенчатыми стенами, окопанным рвом. Внутри острога находились дом воеводы и гостиный двор с хозяйственными бытовыми постройками для приезжих людей и торговцев.

Через три года после основания Ново-Холмогорской крепости по решению Ивана Грозного было разрешено селиться в остроге вольным людям и образовать посад, новый город. Начиная с 1587 г. городское население стало увеличиваться за счет пахотных крестьян и жителей из старых Холмогоров и других двинских деревень, так как работа и дела торговые были переведены в новый острог. Всего насчитывалось до 130 семей. Населению молодого города были пожалованы льготы в рамках царских указов, свобода торговли оказала положительное влияние на экономическое развитие, появилось много торговых лавок, качественно улучшался экономический уровень жизни населения.

Итак, удобное расположение для стоянки судов и развитие внешней торговли привело к развитию городской жизни. Для строительства жилья и торговых построек, складов, а также для продажи иноземцам вырубались деревья из окрестных лесов. Успешно шла торговля со стороны России различными товарами: хлебом, смолой, пенькой, льном, салом, клеем, мхом и прочими. Иностранцы морем привозили свинец, сыр, сукно, посуду, оружие и другие изделия. С продажи всех товаров бралась государственная пошлина, что также является одним из примеров государственного регулирования процесса освоения новых территорий России.

Набирающие размах торговые обороты вызвали значительное оживление в новом Архангельске, что привело к увеличению числа построек и, соответственно, населения. Через 50 лет после основания крепости-острога в городе насчитывалось уже более 170 домов. В основном постройки были деревянными, пожары несколько раз город уничтожали. По указу царя Алексея Михайловича (Архангельск. 2013: 16), в 1668 году началось каменное строительство города;

\-A\N

появились русские и немецкие каменные жилые и гостиные дворы, для строительства которых были направлены из Москвы немецкие градодельцы (Исторический журнал, 1940: 3). За двенадцать лет, в 1684 году город был заново отстроен, он становится основным местом для международной и внешней русской торговли. Цари Фёдор Алексеевич и Борис Годунов всячески старались поддерживать архангельскую торговлю, не допуская иностранной монополии со стороны англичан; с этой целью был разрешен заход к нашему морскому порту всем без исключения иностранным кораблям. Таким образом, основанный в 1584 году по велению Ивана Васильевича Грозного город Архангельск рос и развивался.

Следует отметить, что важным направлением для России была торговля с Англией. Однако требования Англией преференции, права беспошлинной торговли ущемляли права русских торговцев и были неблагоприятным обстоятельством для России. В 1649 году по многочисленным жалобам русских купцов, не выдерживающих иностранной конкуренции и требовавших запрещения всем иностранцам торговать во внутренних городах России, были отменены все привилегии, которыми пользовались английские купцы. Свою роль здесь сыграл факт казни в Англии короля Карла I.

Первого июня 1649 года был издан указ «О высылке аглинских купцов из России и о приезде им токмо к Архангельску, за многие несправедливые и вредные их для торговли российской поступки, особенно ж за учиненное в Англии убийство короля Карла I» (Полное собрание законов. 1830: 167). Все английские купцы были лишены исключительных привилегий и уравнены со всеми другими иностранными купцами в России. Глава Посольского Приказа А.Л. Ордин-Нащокин был решительным сторонником поддержки собственного русского купечества против иностранной конкуренции. При его непосредственном участии был издан «Новоторговый устав 1667 года», который увеличивал размер пошлины на ряд товаров и вводил ограничение торговли иноземцев в России, в том числе запрет приезжать во внутренние русские города для торговли. Данное право было предоставлено исключительно на основании жалованных грамот царя (Ни-кифоров,1950:11). Потому все приезжавшие английские посольства в XVII веке пытались добиваться возврата привилегий, но успеха не имели. Благодаря государственным положениям урегулирования торговли, Архангельск успешно рос и развивался.

Россия, обладая огромной территорией на континенте, не имела выхода ни к южным морям, ни к Балтийскому побережью. Азовское и Черное моря были отрезаны еще в начале XIII столетия, а доступ к Балтийскому морю был потерян в 1583 году после неудачи в Ливонской войне (Паль-мин, 2014: 27). Данное обстоятельство привело к необходимости возвращения утраченных выходов к морям и обязательного там русского военно-морского присутствия. В связи с этим на город обратил внимание Петр Первый. До молодого русского царя доходили сведения о состоянии иностранных флотилий, об их боевой мощи и о том, какую важную роль они играли в политике и делах своих государств. Совершенно закономерно возникла мысль о создании уже настоящего морского флота на Белом море и об учреждении в Архангельске кораблестроительного предприятия.

В XVII веке западноевропейские державы обладали сильным военно-морским флотом. В 1650 году голландский флот состоял из 120 военных судов, из которых 70 были двухдечными кораблями. В 1688 году в составе французского флота было 115 линейных кораблей и 179 малых судов (Окунев, 1865: 30).

У Британского королевства в 1697 году военно-морской флот насчитывал 323 судна общим дидвейтом в 160 тысяч тонн (Kennedy,1991: 94).

Вышеуказанные факты укрепили Петра Первого в решении в кратчайшие сроки создать в России сильный военно-морской, а также торговый флот.

29 июня 1693 года царь Петр приплыл на лодках из Вологды в Архангельск. П принял решение об утверждении на Соломбальском острове Адмиралтейства, морского порта и казенных (государственных) верфей. Так началось строительство Русского военно-морского флота: строили корабли, возводили верфи, обучали морскому делу молодые команды моряков, (отправляя их также на обучение заграницу), открывались собственные морские и навигационные школы.

Благодаря различным льготам, предоставленным Петром I Архангельску, город в значительной степени развил свою отпускную торговлю. Вывозившиеся товары состояли преимущественно из досок, канатов, поташа, пека, смолы, рыбы, клея и др., которые заграницей обменивались на свинец и прочие необходимые в то времена товары. Для распилки дерева в 1696 году была построена первая лесопилка в Архангельске крестьянином по имени Атман (Прошлое города...2008: 21), была устроена ветряная мельница на Моисеевом острове, которая в 1702 году была приобретена в государственную казну. Итак, все было подчинено единой главной цели -построить свой, русский флот, начиная с Белого моря.

Царь контролировал развитие морского дела в Архангельске и во всем северном крае, в том числе направляя запросы архангельскому наместнику о строительстве и развитии морского флота. В соответствии с письмом Петра I Вице-губернатору приведен очередной пример государственно-правового регулирования и контроля за деятельностью земель. «Господин Вице-губернатор, объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов на своих ладьях, дабы они вместо своих делали морские суда, галиота, гукары... кто из них какие хочет... и для того, пока они новыми морскими судами исправятся дать им сроку, чтобы старые все перевести и для того ныне вновь ладей делать не вели под штрафом. А буде кто станет делать по-старому после сего указу, тех наказанием ссылать на каторгу, а вашим не усмотрением сие будет, то вы такому же наказанию подлежать будете» (Прошлое города...2008: 25). На освоенной земле Архангельской уровень жизни населения был достаточно высоким для того времени; город становится русскими северными воротами с учреждением военно-морского флота в новом порту, сооружённого со всеми необходимыми постройками: причалом, гостевым двором, хозяйственными складами и ремонтными мастерскими (Pennington, 2014: 430). Россия стремилась к конкурентоспособному положению на суше и на море в целях укрепления безопасности страны и налаживания новых торговых отношений, в том числе на освоенных новых территориях. Поэтому государственно-правовое регулирование процесса освоения новых территорий есть первоочередный и необходимый фактор для укрепления государственной власти, упрочения юридического порядка, развития социально-экономических отношений и, конечно, для процветания Российского государства и общества в целом.

Список источников:

Архангельск: от поморских поселений до столицы Русского Севера. Материалы научно-практической конференции / под ред. проф. Шубина С.И. Архангельск, 2013. 272 с.

Исторический журнал, 1940, № 11. С.6.

Никифоров Л.А. Русско-английские отношения при Петре I. М., 1950. 278 с.

Окунев М.М. Теория и практика кораблестроения. Руководство для изучения корабельной архитектуры, ч.1. Спб, 1865. 560 с.

Пальмин В.А. Начало истории Российского военно-морского флота (Архангельск, Белое море, 1694 год). Монография. Архангельск, 2014. 157 с.

Полное собрание законов Российской империи, т. I. С 1649 по 1675 г., Спб. 1830, 1072 с.

Прошлое города Архангельска. 1584-1884 гг. Исторический очерк, посвященный памяти трехсотлетнего юбилея города Архангельск. [Репринт]. Архангельск, 2008. 45 с.

Kennedy P. The Rise and Fall of British Naval Mastery. London, Penguin, 1991. 405р.

Pennington D. H. Europe in the seventeenth century. London, Routledge, 2014. 636 p.

References:

The past of the city of Arkhangelsk. (2008) Years 1584-1884. Historical essay dedicated to the memory of the 300th anniversary of the city of Arkhangelsk. Reprint. Arkhangelsk, 46 p. (In Russian)

Istoricheskiy zhurnal (1940) 11, р. 6 (in Russian)

Kennedy, P. (1991) The Rise and Fall of British Naval Mastery. London: Penguin, 405 p.

Nikiforov, L.A. (1950) Russian-English relations under Peter I. Moscow, 278 p. (In Russian)

Okunev M.M. (1865).Theory and practice of shipbuilding. Guide for the study of ship architecture, Part 1.// St. Petersburg, 560 p. (In Russian)

Palmin, V.A. (2014) The beginning of the history of the Russian Navy (Arkhangelsk, the White Sea, 1694). Monograph. Arkhangelsk, 157 p. (In Russian)

Pennington, Donald H. (2014) Europe in the seventeenth century. London: Routledge, 636 p.

Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii (1830) [Complete collection of laws of the Russian Empire] Vol. I. 16491675. Sankt-Peterburg, 1072 p. (In Russian)

Информация об авторе И.В. Бабанина - соискатель, Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия.

Information about the author I.V. Babanina — External PhD student, Saratov State Academy of Law, Saratov, Russia

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.06.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 19.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.