ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 3 (43). С. 42-45. УДК 930
Б01 10.24147/2312-1300.2024.11(3).42-45
Н. В. Якуб
«ПЯТИЛЕТКУ В ЧЕТЫРЕ ГОДА!» И ДИРИЖАБЛЬ «ГРАФ ЦЕППЕЛИН»: ЭПИЗОД СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ КОНЦА 1920 - НАЧАЛА 1930-х гг.
Рассматривается визит германского дирижабля «Граф Цеппелин» в Москву в 1930 г. и реакция на него со стороны Народного комиссариата почт и телеграфов. Даётся критическая характеристика знаков почтовой оплаты (как политическая, так и художественно-графическая), посвящённых этому событию, со стороны современников. Анализируются перспективы изменения художественно-графической политики Народного комиссариата почт и телеграфов по результатам этого визита.
Ключевые слова: СССР; дирижаблестроение; «Граф Цеппелин»; НКПиТ; почтовая графика.
В 12 часов 10 сентября 1930 г. в Москве произошло два события: посадка на Московском аэродроме имени М. В. Фрунзе германского дирижабля ЬС-127 «Граф Цеппелин» и появление в продаже на Московском почтамте специальной серии знаков почтовой оплаты, посвящённой этому событию. Это был не первый полёт дирижабля над территорией СССР, поскольку в 1929 г., совершая кругосветный перелёт, он пролетел примерно на параллели г. Вологда. Однако это был первый официальный визит команды дирижабля в нашу страну в рамках советско-германских отношений. Визит «Графа Цеппелина» в СССР рассматривался руководством страны как событие, имеющее важное культурное и агитационное значение, особенно для пропаганды отечественного дирижаблестроения. Вопрос о техническом сотрудничестве поднимался и в беседе руководителя фирмы «Цеппелин и Ко» доктора Эк-кенера, одновременно командира прилетевшего в Москву дирижабля, с начальником ВВС СССР Барановым [1, с. 115-117]. Имен-
но поэтому было принято решение о выпуске специальных знаков почтовой оплаты для франкирования почты, отправляемой на борту «Графа Цепеллина» в Западную Европу.
Распространение памятных знаков почтовой оплаты осуществлялось на Московском почтамте с 8.00 до 10.45 часов. Каждый податель имел право сдать одновременно пять отправлений для наклейки на них данных почтовых марок, но в последний момент это ограничение было снято. Отправляясь в обратный полёт 10 сентября 1930 г. «Граф Цеппелин» поднялся в 16.45 часов, имея на борту достаточно большую почту: по официальным сведениям, он взял 57 кг, а именно 4 554 открытки и 9 059 закрытых писем, среди которых были письма, не оклеенные памятными советскими марками [2, с. 15-17].
Однако, именно эти почтовые марки вновь поставили на повестку дня вопрос о качественном состоянии марочной политики Народного комиссариата почт и телеграфов (НКПиТ). На страницах специализированной прессы появляется разгромная статья
© Якуб Н. В., 2024
«Пятилетку в четыре года!» и дирижабль «Граф Цеппелин»: эпизод советско-германских отношений..
Д. Б. Валерона, в которой автор последовательно подвергает жёсткой критике не просто качество сюжета, выбранного для освещения данного события, но и в целом всю политику НКПиТ, на который, в том числе, возлагалась также функция пропаганды с помощью «почтовой дипломатии» достижений советского общества как внутри страны, так и за рубежом в условиях переходного периода от НЭПа к плановой экономике.
Д. Б. Валерон интересуется, знало ли руководство Наркомпочтеля о предстоящем прилете дирижабля и могло ли оно заранее озаботиться о подготовке специальных памятных знаков почтовой оплаты? Безусловно, знало, но действовало руководство НКПиТ в традиционном ключе. В пожарной манере в качестве основы для сюжета почтового знака был выбран некий плакат, выпущенный «Гострудиздатом» тиражом 25 000 экземпляров, автором которого был В. Кос-тяницын. Данный плакат никакого отношения к дирижаблестроению в СССР, а тем более к международному сотрудничеству отношения не имел. Он был посвящен лозунгу тогдашнего дня «Пятилетку в четыре года!» и не отличался высоким художественным содержанием [3, с. 235].
Появившиеся знаки почтовой оплаты в определённой степени изменили структуру взятого за основу плаката, но результат получился намного хуже, чем хотелось бы руководству НКПиТ. Вот как описывал эти изменения Д. Б. Валерон, и с его критикой нельзя не согласиться: «На плакате написано: «Даешь 5-летку в 4 года» и «Вперед полным ходом выполним 5-летку в 4 года», а на марках только «5 и 4 года». На плакате справа элеватор, на марках какое-то здание и т. д. Вся коммеморативность марок заключается в наспех дорисованном германском дирижабле, причём по технической безграмотности он оказался и ниже доменных печей, и ниже убегающего рабочего. Поэтому он кажется не летящим, а насильно втиснутым в совершенно немыслимую для полёта обстановку. В целом рисунок марок можно понять так: испуганный рабочий, завидев германский дирижабль, неестественно подвешенный возле доменных печей, схватил самое ценное для него на данном этапе - пятилетку в четыре года - и с криком ужаса убе-
гает. Какие-то загадочные маленькие люди стараются догнать его и объяснить, что бояться здесь нечего: просто это дирижабль дружественной страны, помещённый Нар-компочтелем за недостатком жилой площади на плохо исполненный плакат, хотя и бесталанно трактующий о пятилетке в четыре года, но зато исполненный самых лучших намерений (последние на плакате не вышли)» [3, с. 234].
Д. Б. Валерон, косвенно пытается защитить НКПиТ от этого сюжетного ляпа, заявляя о возможности использования данного плаката при условии определённых доработок, в частности, размещения рисунка дирижабля в более приемлемых для воздухоплавания условиях и включения в рисунок знака почтовой оплаты соответствующих пояснительных надписей. Однако это не было сделано, и автор статьи делает общий вывод в духе тогдашней внутриполитической ситуации в стране: «Особенно же недопустимо изображение рабочего в уродливой позе спиной к дирижаблю. Получилось так, что рабочий класс СССР не только не приветствует дирижабля, но испуганно удирает от него во все лопатки. Мы уверены, что совсем не то хотел изобразить Наркомпочтель, но так у него объективно получилось. Между тем таких «объективностей» следует безусловно избегать, иначе они основательно смахивают на политику наименьшего сопротивления, чтобы не сказать больше» [3, с. 234].
Зарубежная пресса также не преминула использовать появление этих знаков почтовой оплаты для обвинения Советского правительства в том, что оно использовало визит дирижабля «Граф Цеппелин» исключительно со спекулятивными целями, связанными с реализацией этих почтовых марок ввиду их незначительных тиражей [4, с. 52].
Этот, в целом неудачный по своему графическому содержанию выпуск, тем не менее подвигнул НКППиТ уже в скором времени присоединиться к общей теме развития советского дирижаблестроения, инициированного партийно-советским руководством на страницах газеты «Правда», подготовив специальный выпуск серии знаков почтовой оплаты, посвящённых развитию дирижаблестроения в СССР. Эта серия получила уже совершенно иную оценку среди
ISSN 2312-1300 (Print) ♦ ISSN 3034-3852 (Online)
Н. В. Якуб
пропагандистов от филателии: «Трактовка темы, графическое и полиграфическое оформление и невысокие номиналы марок серии дирижаблестроения гарантируют им большую популярность и широкое распространение» [5, с. 91].
Окончательный итог содержательно-графическому исполнению советских знаков почтовой оплаты был подведён на общем собрании членов Московского отдела ВОФ 22 марта 1931 г., на котором было заявлено: «Графика советских почтовых марок должна быть чётка, лаконична и убедительна. Она должна отвечать классовым и культурным запросам пролетариата и отражать его величавость, силу, уверенность и единство. Поэтому никаких скачков и неувязок в смысле
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Сведения об авторе
Якуб Наталья Валерьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории международных отношений Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
SPIN-код РИНЦ: 3358-0315; Author ID: 488935
техники исполнения быть не должно. Общность формы и творческой манеры должна быть отличительной особенностью каждой серии почтовых марок СССР. Всякие сюсюкающие трактовочки рисунков, все эти дешёвые, лубочные аллегории, символы и лой-ально-безличные штампы должны раз навсегда исчезнуть с почтовых марок СССР» [6, с. 118].
Так, казалось бы, частный сюжет советско-германских отношений, найдя своё отражение в дискуссии вокруг качества советских знаков почтовой оплаты, в дальнейшем в значительной степени способствовал изменению художественно-графического содержания эмиссионной политики НКПиТ.
Информация о статье
Дата поступления 1 июня 2024 г.
Дата принятия в печать 12 августа 2024 г.
Для цитирования
Якуб Н. В. «Пятилетку в четыре года!» и дирижабль «Граф Цеппелин»: эпизод советско-германских отношений конца 1920 - начала 1930-х гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 3 (43). С. 42-45. й01: 10.24147/2312-1300.2024.11(3).42-45.
ЛИТЕРАТУРА
К вопросу о дирижаблестроении и о воздушном сообщении на дирижаблях типа «Цеппелин» по России и по Сибири // Дьяков Ю. Л., Бушуева Т. С. Фашистский меч ковался в СССР. Красная Армия и Рейхсвер. Тайное сотрудничество. 1922-1933. Неизвестные документы. - М. : Советская Россия, 1992. - С. 115-117.
Головкин В. К прилёту «Цеппелина» в Москву // Советский коллекционер. - 1931. - № 1 (113). Январь. - С. 15-18.
Валерон Д. Б. Отмечая прилёт дирижабля, не надо пугать рабочих // Советский коллекционер. -
1930. - № 10 (110). Октябрь. - С. 233-235.
По иностранным журналам. Иностранная пресса о советских марках // Советский коллекционер. -
1931. - № 2 (114). Февраль. - С. 52.
Валерон Д. Б. Марки дирижаблестроения // Советский коллекционер. - 1931. - № 4 (116). Апрель. -С. 89-91.
Дунин-Борковский К. И. Какой должна быть советская почтовая марка // Советский коллекционер. -1931. - № 5 (117). Май. - С. 117-119.
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 3 (43). С. 42-45.
«Пятилетку в четыре года!» и дирижабль «Граф Цеппелин»: эпизод советско-германских отношений...
N.V. Yakub
"FIVE-YEAR PLAN IN FOUR YEARS!" AND THE AIRSHIP "COUNT TSEPPELIN": AN EPISODE OF SOVIET - GERMAN RELATIONS IN THE LATE 1920s
AND EARLY 1930s
The visit of the German airship Graf Zeppelin to Moscow in 1930 and the reaction to it from the NKPiT are considered. A critical characterization of the postage stamps, both political and artistic and graphic, dedicated to this event, from the contemporaries of this event is given. The prospects of changing the artistic and graphic policy of the NCPiT according to the results of this visit are analyzed.
Keywords: USSR; airship building; Graf Zeppelin; NKPiT; postal graphics.
REFERENCES
1. K voprosu o dirizhablestroenii i o vozdushnom soobshchenii na dirizhablyakh tipa «Tseppelin» po Rossii i po Sibiri [On the issue of airship construction and air traffic on Zeppelin-type airships in Russia and Siberia]/ in: D'yakov Yu.L., Bushueva T.S. Fashistskii mech kovalsya v SSSR. Krasnaya Armiya i Reikhsver. Tainoe sotrudnichestvo. 1922-1933. Neizvestnye dokumenty [The fascist sword was forged in the USSR. The Red Army and the Reichswehr. A secret collaboration. 1922-1933. Unknown documents], Moscow, Sovetskaya Rossiya Publ., 1992, pp. 115-117. (in Russian).
2. Golovkin V. K priletu «Tseppelina» v Moskvu [To the arrival of the Zeppelin in Moscow]. Sovetskii kollektsioner [Soviet collector], 1931, no. 1 (113), pp. 15-18. (in Russian).
3. Valeron D.B. Otmechaya prilet dirizhablya, ne nado pugat' rabochikh [Celebrating the arrival of the airship, do not scare the workers]. Sovetskii kollektsioner [Soviet collector], 1930, no. 10 (110), pp. 233-235. (in Russian).
4. Po inostrannym zhurnalam. Inostrannaya pressa o sovetskikh markakh [On foreign journals. Foreign press about Soviet stamps]. Sovetskii kollektsioner [Soviet collector], 1931, no. 2 (114), pp. 52. (in Russian).
5. Valeron D.B. Marki dirizhablestroeniya [Brands of airship construction]. Sovetskii kollektsioner [Soviet collector], 1931, no. 4 (116), pp. 89-91. (in Russian).
6. Dunin-Borkovsky K.I. Kakoi dolzhna byt' sovetskaya pochtovaya marka [What should be the Soviet postage stamp]. Sovetskii kollektsioner [Soviet collector], 1931, no. 5 (117), pp. 117-119. (in Russian).
About the author
Natalia V. Yakub - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Theory of International Relations
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
RSCI SPIN-code: 3358-0315; Author ID: 488935
Article info
Received June 1, 2024
Accepted August 12,2024
For citations
Yakub N.V. "Five-Year Plan in Four Years!" and the Airship "Count Tseppelin": an Episode of Soviet - German Relations in the Late 1920s and Early 1930s. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 3 (43), pp. 42-45. DOI: 10.24147/2312-1300.2024.11 (3).42-45 (in Russian).
ISSN 2312-1300 (Print) ♦ ISSN 3034-3852 (Online)