Научная статья на тему 'ПЯТИДНЕВНАЯ ВОЙНА ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ'

ПЯТИДНЕВНАЯ ВОЙНА ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ / ГРУЗИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алиев Айгуб Алиевич

В статье проанализирована роль фальсификации применяемой в рамках информационной войны противоборствующими сторонами. Дана оценка роли средств массовой коммуникации в деле освещения событий в период конфронтации сторон. Работа выполнена на основе рассмотрения конфликтных событий августа 2008 года, также известных как «пятидневная война».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIVE-DAY WAR OR FALSIFICATION AS THE PRIMARY METHOD OF INFORMATION WAR

The article analyzes the role of falsification applied in the framework of the information war the belligerents. An assessment of the role of mass media in the lighting business events in the period of confrontation of the parties. Work is executed on the basis of the examination of the conflict of August 2008, also known as the «five days war».

Текст научной работы на тему «ПЯТИДНЕВНАЯ ВОЙНА ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ»

11. Karabushhenko P.L. Politicheskaja nauka i problemy fal'sifikacii politicheskoj istorii / P.L. Karabushhenko // Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. - Volgograd, 2013. - № 1 (23). - S. 96 - 102.

12. Pavlov A.S. Sem' verojatnyh prichin gibeli nashej civilizacii / A.S. Pavlov. - Doneck: Izdatel'stvo «Donbass», 2011. - S. 135.

13. Chto delat' s nashim nepredskazuemym proshlym? I. Gruba: materialy interv'ju. - Rezhim dostupa: http://rus.ruvr.ru/2010/02/08/4245022, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus.

ПЯТИДНЕВНАЯ ВОЙНА, ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ1

Алиев Айгуб Алиевич, студент

Астраханский государственный университет

414056, Российская Федерация, г.Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: caveo_non_timeo@mail.ru

В статье проанализирована роль фальсификации применяемой в рамках информационной войны противоборствующими сторонами. Дана оценка роли средств массовой коммуникации в деле освещения событий в период конфронтации сторон. Работа выполнена на основе рассмотрения конфликтных событий августа 2008 года, также известных как «пятидневная война».

Ключевые слова: Россия, Южная Осетия, Грузия, информационная война, фальсификация, СМИ

THE FIVE-DAY WAR OR FALSIFICATION AS THE PRIMARY METHOD OF INFORMATION WAR

Aliev Aygub A., Student

Astrakhan State University

20а Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: caveo_non_timeo@mail.ru

The article analyzes the role of falsification applied in the framework of the information war the belligerents. An assessment of the role of mass media in the lighting business events in the period of confrontation of the parties. Work is executed on the basis of the examination of the conflict of August 2008, also known as the «five days war».

Keywords: Russia, South Ossetia, Georgia, the information war, falsification, mass media

Современный политический процесс характеризуется расширяющимся участием общественности в сфере массовой коммуникации. Этому способствуют тенденции глобализации информационных потоков. Наблюдается повсеместная информатизация общества и возникновение всемирной информационной сети. В связи с этим нет ничего удивительного в том, что наряду с традиционным пониманием войны в повседневный обиход прочно вошло понятие «информационная война». Необходимо отметить, что информационная война, будучи крайне актуальным явлением в ходе международных конфликтов, в свою очередь, характеризуется широким масштабом применения фальсификации.

Ярким примером информационной войны представляется нам события августа 2008 года, в которых непосредственное участие принимали Россия, Южная Осетия с одной стороны и Грузия с другой. Но прежде чем приступить к рассмотрению данного конфликта, попытаемся раскрыть понятие «информационная война». Сегодня много говорится об «информационной войне», о ее связи с психологическим давле-

1 Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», проект 2012-1.1-12-000-3001-057 «Фальсификация политической истории: от достоверности идеологической к достоверности научной».

нием на гражданское общество. Однако даже специалисты не смогут точно ответить на вопрос о том, когда же все-таки родилось само словосочетание «информационная война», когда впервые был поставлен вопрос о том, чтобы рассматривать информацию в качестве оружия? Как известно, о противоборстве идеологий и психологических конфликтах писали всегда, начиная с античности. Война идей всегда сопровождала военные конфликты, а их в истории было много. Теоретик С. Падовер под информационной войной понимает несколько иной тип воздействия, чем тот, который многие десятилетия именовался психологической войной, определяемой как «использование всех возможных видов коммуникации с целью уничтожения желания врага сражаться.[4] Здесь речь идет о роли СМИ, а сегодня внимание уделяется в первую очередь - сети интернет. Информационная война в общем представлении это комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны. На ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных, для стороны инициатора информационного воздействия, решений. А в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника.[2] Также отметим, что информационная война состоит из действий, предпринимаемых с целью достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры.

Конфликт, разгоревшийся в августе 2008 примечателен тем, что из традиционного физического пространства переместился в принципиально иное киберпростран-ство, знаменуя собой пример полномасштабной информационной войны. Но необходимо, отметить, что ее начало было положено задолго до старта активных боевых действий. Так Грузия еще до боевых действий сторон уделяла самое пристальное внимание информационной войне, следив за тем, чтобы в СМИ не попали данные о подготовке к вторжению в Южную Осетию. Наряду с этим Грузия, с помощью своих союзников активно готовила мировое общественное мнение. Акцент был направлен на то, что Россия потенциальный агрессор. Отметим что государственная информационная пропаганда Грузии достигла своей цели в отношении своего населения. Если, в начале 2007 г. лишь каждый четвертый грузин выступал в поддержку войны, то к июлю 2008 г., согласно данным опросов, уже свыше 80 % граждан Грузии поддерживали действия президента М. Саакашвили, направленные на решение конфликта с Южной Осетией военной силой. Запад подыгрывал грузинским СМИ, которые изо дня в день внушали своим гражданам, что их армия, «закаленная в боях с Ираком», имеет «всесторонний, богатый опыт», а президент М. Саакашвили «обладает полководческим талантом». Грузинские и западные СМИ умышленно искажали данные своей разведки о «недееспособности российской армии» и «слабости полувоенных криминальных структур Южной Осетии» [3].

Немаловажным является тот факт, что грузино-южноосетинский конфликт стал примером глобального информационного противостояния. На его арену вышли не столько национальные государства, сколько блоки стран, объединенные единым международным политическим интересом. В частности, Грузия использовала услуги иностранных PR-агентств, которые задерживали информационное освещение событий конфликта до вступления в него России, а после односторонне освещали их в контексте антироссийских настроений. В ряде американских и британских СМИ преднамеренно скрывались и искажались факты, демонстрировалась открытая неприязнь по отношению к России. Заголовки публикаций строились таким образом, чтобы четко сформировать в представлениях западного обывателя образ России как агрессора. И напротив западные телеканалы достаточно длительное время акцентировали внимание на демократичности Саакашвили, превознося его ориентированность на Запад, при этом паралельно давали негативную оценку деятельности «сепаратистов» из Южной Осетии. Фактически шла подготовка

общественного мнения, и пристрелка по информационному полю. Со стороны России же такой подготовки не было, и последовавшая после 8 августа информационная атака стала для российских СМИ большим сюрпризом.

Главным политико - информационным инструментом в информационной войне стала компания CNN. Так, телеканал CNN показывал картинку горящего города Цхинвала после обстрела грузинской артиллерии, а диктор объяснял, что это город Гори, уничтоженный Российской армией. Спустя несколько часов объяснили, что произошла ошибка, но кадры горящего города продолжали повторять часами, а об ошибке сказали мимоходом.Учитывая психологический эффект от повторения одного и того же сообщения, можно предположить, что в сознании телезрителей закрепилась первоначальная информация, возник стереотип «Россия - агрессор», изменить который в дальнейшем стоило большого труда. Вот как пишет об этом С. Г. Кара-Мурза: «Многократное и настойчивое повторение в СМИ однихи тех же слов, фраз и образов становятся барьером против отличающихся или противоположных мнений» [1]. Саакашвили очень успешно выполнял роль главного ньюсмейкера для обеспечения успеха в информационной баталии, он красноречиво на хорошем английском объяснял глобальным СМИ, что Россия вторглась на территорию Грузии. Главной задачей международных СМИ было обойти факт грузинской агрессии, переложить всю ответственность на Россию и не допустить утечки информации о массовом истреблении осетин. В частности, репортажи из зоны конфликта стали выходить в эфир только после того как РФ ввела войска в Южную Осетию. Информация об обстреле и разрушении Цхинвала силами Грузии до мировой общественности и западной прессы не допускалась. Любые попытки России и Южной Осетии рассказать о своей точке зрения на случившееся пресекались. А западные СМИ допускали прямые информационные подлоги. Грузия в ходе освещения в СМИ военных действий преуменьшала потери своих войск и преувеличивала потери противника.

Во время военных действий М. Саакашвили продолжал утверждать, что во всем происходящем виновата Россия. Мировые СМИ приняли этот взгляд. Профессионалы от коммуникационных средств с нужной для США стороны освещали события, как агрессию могучего государства против «маленькой беззащитной Грузии». Действия вооруженных сил сравнивались с вторжениями СССР в Афганистан и Чехословакию. Проследовала серия постановочных выступлений М. Саакашвили на фоне флага ЕС и его обращений на английском языке к мировой общественности, с непременным акцентом - агрессия России направлена не только на Грузию, но и на завоевания демократических ценностей всего мира.

В работе проамериканских СМИ отмечались методы прямой фальсификации и прямого давления. Интервью матери и дочери осетинок, проживающих в США на телеканале FoxNews, было прервано ведущим, как только гости стали обличать Грузию в агрессии по отношению к Южной Осетии [6]. Американская СNN показывала картинку российского телеканала Russia Today с демонстрацией горящего Цхинвала после его обстрела грузинской артиллерией и бом-бардировочной авиацией. Закадровый текст информировал зрителей, что они видит город Гори, уничтоженный Российской армией. Позже, спустя несколько часов, ведущие вскольз объявили об ошибке. Сами же кадры продолжали тиражироваться. В последующем разгорелось еще два скандала, связанных с фальсификацией информации со стороны западных СМИ: испанский канал RTVI показал видеоролик обстрела грузинскими войсками Цхинвала, заявив, что это - эпизод входа российских войск в Цхинвал.[11] На схожем подлоге журналисты Russia today поймали своих коллег из CNN, выдававших съемки из Цхинвала и Кодорского ущелья за съемки «разрушенного русскими» Гори. Позже в сети - интернет появился ролик, снятый, судя по мнению экспертов, на мобильный телефон одним из грузинских солдат. Съемки велась с бронетранспортера, сидя на котором, автор видеозаписи одной рукой расстреливает из пулемета жилые дома, а второй снимает все это на телефон. При этом звук канонады периодически

прерывается веселыми криками грузинских военных, в кураже расстреливающих город и его обитателей. В это время жители города по несколько суток без еды и воды прятались в подвалах, спасаясь от пуль и снарядов. После того как эксперты подтвердили подлинность этого ролика, он был показан по российскому телеканалу «Вести-24». Однако западные каналы подобные факты предпочитали замалчивать и не стали показывать это видеосвидетельство в своем эфире.

Что касается сферы кибератак, то грузинская сторона также напала первой. А именно 8 августа 2009 г., одновременно с обстрелом Цхинвала, хакерским киберата-кам подвергалась значительная часть южноосетинских сайтов. Позже были совершены нападения и на российские СМИ, в частности, вещающий на английском языке телеканал Russia Today. Ответные шаги не заставили себя ждать: были взломаны сайты президента М. Саакашвили, парламента Грузии, правительства, МИД. Сайт президента М. Саакашвили подвергся DDos-атакам с пятисот IP-адресов одновременно [7]. Необходимо признать что информационная война Россией была проиграна, во всяком случае на первоначальных этапах. По завершении войны репортеры британской газеты The Times Т. Халпин и Р. Бойерс опубликовали: «Крошечная Грузия намного искуснее своих российских противников боролась за общественное мнение» [5]. Россия смогла обеспечить достоверной информацией о ходе конфликта только российского жителя, но не остальное население мира. Совет Безопасности, МИД и Российский зарубежный центр оказались к этой войне не готовы. Следует признать, что современное российское руководство недооценило информационную войну как реальный фактор геополитики.

Что примечательно, Грузия и после завершения боевых действий продолжила использование фальсификаций, рассчитанных на собственный народ и мировое сообщество. Так 13 марта 2010 г. в субботнем новостном вечернем выпуске ТВ компании «Имеди», после кратковременного титра о возможности таких событий, в эфир вышел «Специальный репортаж», который был полностью посвящен вторжению вооруженных сил России на территорию Грузии и убийству президента страны М. Саакашвили. «Телекомпания показала кадры, на которых якобы жители в панике пытаются покинуть Тбилиси. Было объявлено, что паника в Гори, в Мцхета, в других регионах. Между тем, передача вызвала настоящую панику по всей стране» [8]. По всей Грузии начался "обрыв" телефонных линий, люди в панике звонили родственникам, собирали вещи. Рекордное количество звонков было зафиксировано в экстренные службы. Лидер партии «Демократическое движение единая Грузия» Н. Бурджанадзе: «с начала и до конца это был криминальный сюжет. Важно то, как обращаются со своим народом власти, которых совершенно не беспокоит, у кого разорвется сердце, у кого испугается ребенок, кому станет плохо, кто впадет в истерику. Главное сохранить свою криминальную власть...» [9]. Очевиден факт неуклюжести проведенной акции. Но, тем не менее, эффект паники, сопутствующего страха и разжигания ненависти достигнут, а все эти компоненты вместе, являются полным набором инструментов для продолжения активного манипулирования населением страны.

Характерной особенностью информационно-психологической войны как пика информационного политического противоборства, является широкое использование средств манипуляционного давления на общественное сознание. Политики тем охотнее используют манипуляторные средства борьбы за власть и прибегают к фальсификации, чем неуправляемее оказывается политический конфликт, в котором они участвуют и чем ограниченнее оказываются их публичные средства его разрешения. Верификация фальсификации в условиях борьбы оказывается крайне затруднена, вследствие преднамеренной информационной экспансии акторов политического конфликта. Скорость, с какой происходят политические процесс, не позволяет их своевременно идентифицировать и определять как фальсификации. При этом необходимо учитывать что вся та информация, которая появляется в медийном поле, автоматически становится элементом одной большой политики. Это касается и растиражированных именно через Интернет кадров бегущего Саакашвили, и

многократно обыгранного и высмеянного оранжевого галстука. Есть вещи и куда более важные к примеру, фальсифицированные фотографии из Гори или спутниковая карта пожаров грузинских сел от UNOSAT якобы имевших место быть.

Пятидневная война показала, что Сеть является таким же фронтом, как и традиционные СМИ, причем фронтом, куда более масштабным и оперативным. Фактически блоги и форумы в ходе Пятидневной войны полностью заменили газеты, журналы и телевидение: пользователи и журналисты писали непосредственно с мест событий, и традиционным СМИ ничего иного не оставалось, как пользоваться материалами из Сети. Август 2008 года стал точкой формирования виртуальной реальности конфликтов - и моментом осознания необходимости вести войну в том числе и на информационном поле. Конфликт, выигранный танками и самолетами, будет безнадежно проигран в массовом сознании, если не будет освещаться в правильном ключе. Как выяснилось события в Южной Осетии комментировали многие западные СМИ, которые исходили из своих политических интересов. Их взгляд на происходящие события был мягко говоря необъективен, но от этого не менее популярен. И это в очередной раз подверждает что важна не правдивость информации, а оперативность ее подачи. Мы живем в эпоху стремительных перемен. Их ускорение формирует информационное общество, для которого характерен дефицит информации, нужной для принятия решений. Это лишает человека самостоятельного мышления, превращая его в послушного ученика экспертов, которые часто оказываются агентами влияния заинтересованных лиц. Возникают невиданные ранее возможности овладения капиталом и властью путем информационных операций и войн. Традиционное обществознание оказалось не готово к этому и не смогло снабдить членов общества знаниями об управлении информационной борьбой, о способах верификации искаженной информации. Те же, кто овладел этими знаниями, приобретают кажущуюся извне магической способность использовать любые изменения в свою пользу, овладевая капиталом и властью. Именно поэтому на данном этапе остро стоит вопрос о системном изучении медотов фальсификации данных в рамках информационных, и не только войн с целью пресечения подобного рода деятельности в будущем.

Список литературы

1. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М. : Алгоритм, 2000.

2. Панарин И. Н. Информационная война и геополитика/И. Н. Панарин. - М, 1999. С.

39.

3. Панарин И.Н. Технология информационной войны/И. Н. Панарин. - М.: КСП+, 2003. - 320 с.

4. Padover S.K. Psychological warfare and foreign policy//The theory and practice of international relations. Englewood Cliffs, 1960. - P. 238. http://lib.aldebaran.ru.

5. Халпин Т., Бойерс Р. Грузия проигрывает России в бою, зато выигрывает в информационной войне // The Times. 2008. № 226. Август.

6. Цыганок А.Д. Информационная война - реальность геополитики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tsiganok.ru/publications/esmi/doc/444/, свободный.

7. Цыганок А.Д. Информационная война - реальность геополитики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tsiganok.ru/publications/esmi/doc/444/, свободный.

8. РИА Новости. Телепередача о возможном вторжении России вызвала панику в Грузии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ria.ru/world/20100313/214069304.html, свободный.

9. РИА Новости. Бурджанадзе готовит иск в суд против телекомпании "Имеди" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ria.ru/world/20100314/214168213.html, свободный.

10. РИА Новый регион. Россия недооценивает информационный ресурс и проигрывает Западу. Редакторская. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nr2.ru/moskow/203724.html, свободный.

11. Деловая газета «Взгляд». Испанское ТВ пошло на подлог [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.vz.ru/politics/2008/9/8/205443.html, свободный.

References

1. Kara-Murza S. G. Manipuljacija soznaniem. M. : Algoritm, 2000.

2. Panarin I. N. Informacionnaja vojna i geopolitika/I. N. Panarin. - M, 1999. S. 39.

3. Panarin I.N. Tehnologija informacionnoj vojny/I. N. Panarin. - M.: KSP+, 2003. - 320 s.

4. Padover S.K. Psychological warfare and foreign policy//The theory and practice of international relations. Englewood Cliffs, 1960. - P. 238. http://lib.aldebaran.ru.

5. Halpin T., Bojers R. Gruzija proigryvaet Rossii v boju, zato vyigryvaet v informacionnoj vojne // The Times. 2008. № 226. Avgust.

6. Cyganok A.D. Informacionnaja vojna - real'nost' geopolitiki [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.tsiganok.ru/publications/esmi/doc/444/, svobodnyj.

7. Cyganok A.D. Informacionnaja vojna - real'nost' geopolitiki [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.tsiganok.ru/publications/esmi/doc/444/, svobodnyj.

8. RIA Novosti. Teleperedacha o vozmozhnom vtorzhenii Rossii vyzvala paniku v Gruzii [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://ria.ru/world/20100313/214069304.html, svobodnyj.

9. RIA Novosti. Burdzhanadze gotovit isk v sud protiv telekompanii "Imedi" [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://ria.ru/world/20100314/214168213.html, svobodnyj.

10. RIA Novyj region. Rossija nedoocenivaet informacionnyj resurs i proigryvaet Zapadu. Redaktorskaja. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.nr2.ru/moskow/203724.html, svobodnyj.

11. Delovaja gazeta «Vzgljad». Ispanskoe TV poshlo na podlog [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.vz.ru/politics/2008/9/8/205443.html, svobodnyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.