Научная статья на тему 'Пять важнейших стрессов субъектов образования - экономический, политический, коммуникативный, информационный, экологический'

Пять важнейших стрессов субъектов образования - экономический, политический, коммуникативный, информационный, экологический Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
222
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СОЦИАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРЕСС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРЕСС / КОММУНИКАТИВНЫЙ СТРЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС / СТРЕССОР / АДАПТАЦИЯ / STRESS / SOCIAL STRESS / ECONOMIC STRESS / POLITICAL STRESS / COMMUNICATIVE STRESS / INFORMATIONAL STRESS / ENVIRONMENTAL STRESS / STRESSOR / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Василенко Елена Анатольевна

В статье обсуждены пять важнейших стрессов субъектов образования экономический, политический, коммуникативный, информационный, экологический. Показано, что важнейшим фактором возникновения стрессов, связанных с политический и экономической сферами жизни общества, является именно интенсивность социальных, экономических и политических изменений в стране. Быстрые изменения ведут к тому, что значительная часть людей теряет свой социальный статус, доходы, сбережения, востребованность полученного ими образования, нарушаются многие социальные связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Василенко Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Five important stress subjects of education - economic, political, communication, information, environmental

Five major stresses education entities economic, political, communicative, informative, ecological are discussed. It is shown that the most important factor of stress related to the political and economic spheres of society, it is the intensity of the social, economic and political changes in the country. Rapid changes lead to the fact that a significant proportion of people lose their social status, income, savings, demand for their education, violated many social networks.

Текст научной работы на тему «Пять важнейших стрессов субъектов образования - экономический, политический, коммуникативный, информационный, экологический»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159 ББК 88.3

В.И. Долгова, Е.А. Василенко

ПЯТЬ ВАЖНЕЙШИХ СТРЕССОВ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ, КОММУНИКАТИВНЫЙ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ,

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

В статье обсуждены пять важнейших стрессов субъектов образования - экономический, политический, коммуникативный, информационный, экологический. Показано, что важнейшим фактором возникновения стрессов, связанных с политический и экономической сферами жизни общества, является именно интенсивность социальных, экономических и политических изменений в стране. Быстрые изменения ведут к тому, что значительная часть людей теряет свой социальный статус, доходы, сбережения, востребованность полученного ими образования, нарушаются многие социальные связи.

Ключевые слова: стресс, социальный стресс, экономический стресс, политический стресс, коммуникативный стресс, информационный стресс, экологический стресс, стрессор, адаптация.

V.I. Dolgova, E.A. Vasilenko

FIVE IMPORTANT STRESS SUBJECTS OF EDUCATION - ECONOMIC, POLITICAL, COMMUNICATION, INFORMATION, ENVIRONMENTAL

Five major stresses education entities - economic, political, communicative, informative, ecological are discussed. It is shown that the most important factor of stress related to the political and economic spheres of society, it is the intensity of the social, economic and political changes in the country. Rapid changes lead to the fact that a significant proportion of people lose their social status, income, savings, demand for their education, violated many social networks.

Key words: stress, social stress, economic stress, political stress, communicative stress, informational stress, environmental stress, stressor, adaptation.

Важнейшим фактором возникнове-

| ния социальных стрессов субъектов об-

^ разования, связанных с политический

о и экономической сферами жизни обще-

03 ства, является именно интенсивность

^ социальных, экономических и политиче-

я- ских изменений в стране.

р Быстрые изменения ведут к тому, что

о значительная часть людей теряет свой

^ социальный статус, доходы, сбережения,

оз востребованность полученного ими об-

128 Вестник Челябинского государственного пеI

разования, нарушаются многие социальные связи.

В последние десятилетия были инициированы многочисленные исследования, связанные с изучением влияния интенсивных социально-экономических изменений на психический статус и субъектов образования.

Цель работы - выявить важнейшие современные стрессы субъектов образования.

ического университета. 2016. № 6

Материалом исследования выступили как работы специалистов, в том числе представленные в списке литературы к статье [1-7], так и собственные выводы авторов.

Использованные методы исследования - анализ, контент-анализ, наблюдение, опрос.

Так, в работах А.М. Меллер-Лей-мкюллер отмечено, что среди жителей Восточной Европы количество людей с умеренной депрессией почти в 2 раза больше, чем среди жителей Западной Европы; смертность в группе мужчин среднего возраста в 4 раза выше [4, с. 6]. По мнению автора, быстрые экономические и социальные изменения могут приводить к ухудшению физического и психического здоровья благодаря взаимодействию социальных, психологических и поведенческих факторов.

Именно поэтому мужчины среднего возраста в связи с традиционной ролью кормильца семьи, низким уровнем социальной поддержки и склонностью к употреблению алкоголя как к полоролевому поведению, позволяющему справляться с психологическими проблемами, оказались наиболее уязвимыми в период интенсивных перемен [4, с. 9].

В современной России экономический стресс - один из самых распространенных. По данным Росстата доля населения, живущего за чертой бедности, составляет 13%.

Однако по данным Института социологии РАН она приближается к трети населения России. В исследованиях отмечен застойный характер бедности: 70% ее составляют хронически бедные, а те, кто преодолевают черту бедности, переходят, в основном, в соседнюю страту, из которой они легко могут вернуться за черту бедности [2, с. 21-22].

Источником стресса является и политическая сфера жизни общества. Происходящие в ней события затрагивают жизнь практически каждого человека, особенно если они развиваются противоречиво и стремительно, сопровождаются ущемлением интересов различных социальных групп, ростом дискриминации, нарушением свободы личности.

В литературе имеются данные о том, что следствием интенсивных политических изменений часто является рост массовой тревожности населения, сопровождающийся чувством несправедливости происходящего, утраты ощущения стабильности, безопасности [6, с. 67].

Еще одно следствие интенсивных изменений в политике и экономике - это кризис ценностей и социальных установок, возникающий не только у значительной части населения, но и конкретно.

В современной России многие люди, и особенно педагоги с большим стажем, оказались в состоянии выраженной дезадаптации к интенсивным изменениям в системе образования.

Особенно это касается пожилых людей с высоким уровнем образования, в виду того, что именно гуманитарные ценности оказались отодвинутыми на второй план в современном рыночном обществе.

В связи с этим возрастает значение воспитания гуманитарных ценностей у детей и молодежи. Особенно важна эта задача при подготовке специалистов для субъектов образования.

Следующий вид социального стресса, влияние которого на личность рассматривалось в литературе, связан с ростом интенсивности общения и взаимодействия людей в современном обществе.

Наиболее ярко это проявляется у субъектов образования больших городов, у которых ежедневно возникает необходимость взаимодействовать с большим количеством людей.

Это вызывает перегрузку информационных возможностей психики и ведет к ряду изменений на когнитивном, аффективном, поведенческом уровнях (недоверие, нежелание оказывать помощь, поверхностность, анонимность, временный характер контактов, дефицит социальной ответственности) [5, с. 33-34].

В работах В.А. Бодрова используется понятие «информационный стресс». Автор понимает под ним стресс, возникающий вследствие особенностей потока информации в процессе профессиональной деятельности (неопределенность, непредсказуемость, недостаточность,

о ф

т

о с

о ф

т

о

X

о m Г к

S X

го са о

со

го

О* со >s £ 3 £ X

Ч2Д

ё?го

§1 о-&

Й 1

° >5~

* Z х са

ф

х

*

го ей -О

к С

н

го ^

X

>.

о

X

ф

с; ^

о го

ш

<

и]

го" ей

£ о

ш

130

избыточность информации, необходимость ее оценки, отбора, принятия на этой основе решений в условиях ограничения времени и высокой ответственности).

Воздействия «экстремальных факторов рабочей нагрузки» являются стрессорами, вызывающими характерные для любого стресса биохимические реакции, сдвиги в состоянии ряда физиологических функций [3, с. 131]. Информационный стресс является частью профессионального стресса педагогов.

Мы полагаем, что понятие «информационный стресс» можно использовать для обозначения более широкого круга явлений - состояний психического напряжения, возникающих у современного человека вследствие необходимости анализировать большие объемы информации.

Для многих людей и работа, и отдых связаны с восприятием и переработкой разнообразной информации, чаще всего представленной визуально. Массовое воздействие со стороны СМИ, рекламы, Интернета внесло в жизнь современного человека непрерывный поток информации, что вызывало состояние умственного перенапряжения.

Влияние этого вида стресса на психическую адаптацию человека пока мало изучено, хотя специалисты-медики высказывают обеспокоенность явлением информационной перегрузки.

К важнейшим видам социального стресса сегодня следует отнести и экологический стресс. Это стресс, возникающий как вследствие осознания человеком опасности, связанной с проживанием в экологически загрязненной среде, так и непосредственного воздействия на организм и психику неблагоприятных экологических факторов [7, с. 57-58].

Существенную роль в развитии экологического стресса играют социальные факторы (подача информации в СМИ, слухи, политические дискуссии с использованием экологической проблематики и др.) и это позволяет считать его одним из видов социального стресса [1].

Какие же стрессоры вызывают экологический стресс? По нашему мнению, все экологические стрессоры можно разделить на группы: информация о неблагоприятных экологических воздействиях и непосредственное восприятие действия вредных экологических факторов.

Наиболее значимым стрессором является информация об экологических катастрофах и экологическом загрязнении окружающей среды из официальных источников и в средствах массовой информации.

Как показывают исследования, информация такого рода вызывает выраженные стрессовые реакции.

Что же касается непосредственного восприятия экологического загрязнения (неприятный запах, дым, осаждение твердых частиц и т.п.), то оно вносит небольшой вклад в формирование дезадаптивно-го поведения у населения больших городов, однако этот вклад может существенно вырасти, если экологическая ситуация попадет в центр внимания общественности, средств массовой информации.

Поэтому работа с населением, проживающим в зонах экологического загрязнения, требует как организации систематического экологического просвещения, так и оказания психологической помощи.

Таким образом, важнейшими современными стрессами субъектов образования являются экономический, политический, коммуникативный, информационный, экологический стрессы.

Библиографический список

1. Андресен, Б. Социальный стресс, личность и экотравмирующие переживания: эмпирическое исследование ближайших реакций на Чернобыльскую аварию в Гамбурге [Текст] / Б. Андерсен, Ф.М. Старк, Я. Гросс // Социальная и клиническая психиатрия. - 1995. - Т. 5. - Вып. 2. - С. 6-14.

2. Богомолова, Т.Ю. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр [Текст] / Т.Ю. Богомолова, В.С. Тапилина / / Социологические исследования. - 2004. - № 12. -С.7-30.

Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6

3. Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2000. - 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Меллер-Леймкюллер, А.М. Стресс в обществе и расстройства, связанные со стрессом, в аспекте гендерных различий [Текст] / А.М. Меллер-Леймкюллер // Социальная и клиническая психиатрия. - 2004. - Т. 14. - Вып. 4. - С. 5-11.

5. Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии [Текст] / С. Милграм. - СПб.: Питер, 2001. - 336 с.

6. Тихонова, Н.Е. Последствия реформ 90-х гг. для женщин из бедных семей [Текст] / Н.Е. Тихонова // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 67-78.

7. Wong P.T. Effective management of life stress. The resource-congruence model. Stress Medicine, 1993. Vol. 9-1. P. 51-60.

Referents

1. Andresen B., Stark F.M., Gross J. Social stress, personality and eco-traumatic experience: an empirical study on the immediate reactions of the Chernobyl accident in Hamburg. Sotsialnaia i klinicheskai psikhi-atria, 1995. V.5. Vol. 2. P. 6-14. [in Russian].

2. Bogomolov T.Y., Tapilina V.S. Migration of poverty: scale, reproduction, social spectrum. Sotsiolog-icheskie issledovania, 2004. № 12. P. 17-30. [in Russian].

3. Bodrov V.A. Information stress. M.: PERSE, 2000. P. 352. [in Russian].

4. Meller-Leymkyuller A.M. Stress in society and disorders associated with stress, in the aspect of gender differences. Sotsialnaia i klinicheskaipsikhiatria, 2004. T. 14. Vol. 4. P. 5-11. [in Russian].

5. Milgram S. Experiment in social psychology. SPb.: Piter, 2001. P. 336. [in Russian].

6. Tikhonova N.E. The consequences of the reforms of 90-ies for women from poor families. Sotsiolog-icheskie issUdovania, 2003. № 10. P. 67-78. [in Russian].

7. Wong P.T. Effective management of life stress. The resource-congruence model. Stress Medicine, 1993. Vol. 9-1. P. 51-60.

Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор профессор, кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: 23a12@list.ru

Василенко Елена Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики и психологии,

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: vasilenkoea@cspu.ru

Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor, Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: 23a12@list.ru

Vasilenko Elena Anatolyevna,

Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: vasilenkoea@cspu.ru

о <u

T

о с

о ф

т

о

X

0 m

Ii IS

1 ¥ го J m s

5 о

СО ~

го s

О* cû >s

£ I

чгД

б'го

§1 0-&

s 1

6 s

u>s"

I *

3 m

"I

X ro

P

-a S С Ü

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.