Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-■mail: [email protected]
Василенко Елена Анатольевна,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Dolgova Valentina Ivanovna,
Doctor of Sciences (Psychology),
Academic Title of Professor,
Professor, Department of Theoretical
and Applied Psychology,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Vasilenko Elena Anatolyevna,
Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 157:371.011 §
ББК 88.352:74.200.504
В.И. Долгова, А.Г. Киселев |
СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ |
К СЛУЖБЕ В АРМИИ
В статье представлен анализ мотивации как компонента психологической готовности старшеклассников к службе в армии. Показана системообразующая роль мотивационного компонента в общей структуре компонентов готовности к военной службе, которая в системе представлена эмоциональным, коммуникативным, когнитивным, мотивационным, поведенческим и рефлексивным компонентами.
Ключевые слова: мотивация, старшеклассники, готовность к службе в армии, уровни мотивации, формирование мотивации, система, структура.
V.I. Dolgova, A.G. Kiselev
BACKBONE ROLE OF THE MOTIVATIONAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF SENIOR PUPILS TO MILITARY SERVICE
The article presents an analysis of motivation as a component of psychological readiness of senior pupils to military service. The system role of motivational component in the total availability of components for military service is shown, which is already represented by the emotional, communicative, cognitive, motivational, behavioral and reflective components.
го н
X
ф
X
о
Ii
Ü s
2 &
0 со
1 «
s Ä
S 5 * *
о m 3 0 _о s
§5
К с го 2
2 I
со ГО
О. о ^
О I-
о о s ?
U 2
Key words: motivation, high school students, a willingness to serve in the army, motivation levels, the formation of motivation, system, structure.
Готовность к службе в армии у старшеклассников обусловлена объективными и субъективными условиями и факторами. Одним из важнейших элементов этой готовности является совокупность установок и потребностей, т.е. мотивация.
Мотивация является структурным личностным компонентом и основным феноменом, объясняющим поведение и деятельность человека.
Как психическое явление мотивация может трактоваться по-разному: как совокупность факторов, определяющих поведение; как совокупность мотивов; как побуждения, вызывающие активную жизненную позицию и определяющие вектор её направленности; как процессы психического регулирования конкретного действия; как осознанная потребность и предмет этой потребности.
Мотивы формируются на основе определенных потребностей, являющихся главными побудительными силами и в поведении, и в источниках активной жизни, и в сложном сочетании системных мотивов.
Совокупность потребностей и фор-мируюшихся мотивов влияет на развитие отношения старшеклассников к военной службе.
Мотивация к службе в армии является результатом субъективных преобразований юношами тех процессов, которые детерминированы условиями и факторами окружающего мира; их содержание и значимость должны быть осознаны и приняты [1].
Готовность к службе в армии - это целостная, устойчивая система, в которую входят психологические образования, ^ побуждающие, старшеклассников к осо-5 знанному выбору, регулируют его поведение [4; 5]. ц На основе таких критериев мотива-
ционной готовности как сила и характер
го
§ ее проявления распределяются по трём § группам уровней:
1. Высокие уровни, характеризую-^ щиеся ярко выраженной потребностью
в военном самоопределении, инициативой, творчеством и твердыми установками на военную службу.
2. Средние уровни, включающие в себя такую мотивационно-ценностную структуру, в которой военные ценности не являются главными и влияющими на выбор.
3. Низкие уровни, характеризующиеся достаточно слабыми или отсутствующими ценностными ориентациями и установками на службу в армии.
Названные уровни имеют определенные критерии с различной степенью социального включения направленности на военную службу в ценностные системы.
Социальное включение определяет мотивационное фиксирование социальной нормы и мотивационное фиксирование ролевого требования.
Мотивационное фиксирование социальной нормы показывает ту долю социальной нормы, которая соответствует личностному интересу и требованию социума. Значение мотивационной фик-сированности ролевой регламентации состоит в том, чтобы выявить ту из ролевых обязанностей, которая личности интересна.
Старшеклассники с высоким уровнем социальной включенности обладают и высоким уровнем своих мотивационных отношений к военной службе. Юноши со средним уровнем включенности в социальные отношения характеризуются средним уровнем готовности к военной деятельности и службе в армии; с низким уровнем социальной включенности - низким уровнем названной готовности.
Формированию тех или иных уровней готовности старшеклассников к прохождению действительной службы в армии способствует разрешение системы определенных противоречий, которые выступают движущими силами, источниками формирования и закрепления внутреннего побудительного стимула личности.
Такая система противоречий должна разрешаться в ходе совместных усилий
государством, органами военного управления и субъектами образовательного процесса (родителями, администрацией учебного заведения, учителями, воспитателями, психологами) [3; 6; 7].
Однако разрешение одних противоречий приводит к появлению других, разрешение которых может потребовать другой основы, других способов, методов и средств.
Эта методологическая позиция может быть экстраполирована и на непрерывное поступательное развитие и укрепление желания юноши служить в армии [2].
К первой группе таких противоречий можно отнести противоречие, которое создают расхождения между необходимым содержанием мотивационной готовности к выполнению воинского долга и реальным.
Такие противоречия являются специфическим отражением постоянного роста общественных запросов и требований армии, государства к моральным качествам старшеклассников.
Главные условия разрешения этого противоречия могут быть созданы в обществе и государстве благоприятными социально-экономическими, политическими и духовно-нравственными преобразованиями, необходимыми для достижения системы учебно-воспитательных целей и престижного восприятия армейской службы.
Вторую группу противоречий создают психолого-педагогические требования к старшеклассникам, как будущим призывникам и солдатам, и условия их выполнения; формирование и укрепление мотивации к воинской службе и недостаточность патриотического воспитания. Отсюда следует, что первостепенное значение имеют составляющие военно-патриотического воспитания не только со стороны учителей и родителей, но и всех субъектов воспитания подрастающего поколения, способных обеспечить их военно-патриотическую направленность [9; 11].
Мотивация старшеклассника, определяющая его готовность к службе в армии может быть внешней и внутренней.
Внешнюю мотивацию развивает действие внешних инициирующих и регулирующих факторов (награды, поощрения, наказания или другие виды внешнего стимулирования желательных векторов поведения).
Механизмы внутренней мотивации детерминирует поведение старшеклассника, когда инициирующие и регулирующие его факторы определяются с позиции самой личности и не требуют поощрения или наказания со стороны. Личность сама вовлекается в активные виды деятельности без актуализации вознаграждений, это составляет самоцель, а не средство к достижению целей.
В поведении старшеклассника мотивация делится на реальную и потенциальную. Реальная мотивация представляет собой такую совокупность мотивов, которые побуждают поведение и лежат в основе того или иного выбора. Потенциальные же мотивы представляют собой уже сформировавшиеся, но еще не проявившиеся в поведении потребности и установки личности [8].
Обе группы мотивов (реальных и потенциальных) связаны смысловым и ценностным содержанием.
Смысловое содержание наполнено смысловыми образованиями, определяющими общие линии поведения и деятельности и проявляется в осознании приобретения твердых знаний, умений и владений по военной подготовке; общественной значимости, правопорядка; успешной военной карьеры.
Ценностное содержание основано на стремлении самоутвердиться, отличиться, получить качественно новый статус и моральные/материальные возможности, поддерживать и совершенствовать военные компетенции.
Эмоциональные состояния, которые переживают старшеклассники, так же оказывают влияние на формирование мотивации к службе в армии. Эмоции и чувства могут снизить или повысить мощность мотивационного образования. Этот возраст совпадает с периодом сдачи экзаменов, и старшеклассник оказывается в ситуации почти непрерывного напряжения. Кроме того, остро встает
о ^
о ф т
о ^
о
X ^
о с
О) £
н о
го
IX
ф
X
о с
о
го ш
О)
со о
о т — о ¡£ л ^
§5 *8
К с го 2
2 I
со ГО
О. О Ю О О
Ф I-
о ^
О
го ш
е
о
ш
вопрос профессионального самоопределения и планирования своего жизненного пути.
Все это приводит к тому, что старшеклассники чаще испытывают отрицательные эмоции и переживают негативные состояния, что в свою очередь не может не накладывать отпечаток на мотивацию к службе в армии [12].
Психолого-педагогические факторы формирования мотивационной готовности к службе в армии составляют эффективный педагогический процесс, лич-ностно ориентированный подход, дифференцированный подход, индивидуальный подход, сочетание индивидуального, группового, массового форматов воспитательной работы, развивающая образовательная среда, диагностика и оценка уровня патриотического развития личности. В содержательные факторы входит ценностно-ориентированное и вариативное образование; в личностные -профессионализм педагогов; в социально-психологические - благоприятный интеллектуально-психологический климат; в методические - научно обоснованное, методически обеспеченное и насыщенное инновационными технологиями образование; в ресурсные - соответствующая целям патриотического воспитания материально- техническая база [10].
Сказанное подтверждает, что мотивированность является одним из основополагающих компонентов готовности к службе в армии, она формируется в результате разрешения внутренних и внешних противоречий и складывается под воздействием социальной среды.
Сравнительный анализ мотивации у старшеклассников выявил, что иерархическое соподчинение элементам задает мотивационная готовность.
Если мотивационная готовность высокая, то юноши, ею обладающие, имеют в приоритете широкий социальный план смысловых образований и готовятся защищать Родину, и умеют управлять коллективом и отдельными его членами (групповой план). Индивидуально-личностная забота о материальном достатке и успешном служебном продви-
жении находится при этом на втором плане.
Военно-профессиональная деятельность предъявляет свои особые требования к субъекту деятельности и его организму. В системе физиологических свойств военного человека должны проявляться способности к восстановлению функциональных состояний при лимите времени и создаваться физические резервы при условиях запредельной величины агрессивного обитания.
В системе психологических свойств -способности действовать даже при высоком информационном дефиците, способности совмещать действия в процессе решения разномотивированных задач, способности к высокой помехоустойчивости.
В системе социальных свойств - альтруизм, рискованность, активность, доброта, юмор, открытость, общительность, бесстрашие, эмоциональное восприятие военной службы.
Все названные свойства в структурном отношении применительно к подготовке старшеклассников к службе в армии позволяют актуализировать шесть основных компонентов обсуждаемой готовности - эмоциональный, коммуникативный, когнитивный, мотивацион-ный, поведенческий и рефлексивный компоненты.
1. Эмоциональный компонент определяет значимость социально-психологической готовности в плане эмоционального отношения личности к военной службе, степень удовлетворенности от получаемой военной деятельности. Степень удовлетворенности зависит от процессов идентификации собственных реальных ощущений как результатов действия внутренних и внешних стимулов военной службы.
2. Коммуникативный компонент облегчает (или наоборот, затрудняет) развитие межличностных связей. Этот компонент свидетельствует о перспективности возможных взаимосвязей старшеклассников с точки зрения подготовки к военной службе. В социально-психологических установках часто дают о себе знать так называемые коммуника-
тивные барьеры, которые возникают на пути распространения и усвоения различного рода информации. Упорство в преодолении барьеров зависит от уровня мотивационной готовности личности.
3. Когнитивный (познавательный) компонент определяет активность личности в образовательном развитии и самосовершенствовании, от познавательной активности зависят быстрота и прочность выработки военных умений и навыков, адаптация к военной службе, благодаря мотивационному компоненту, который соотносит внешние и внутренние факторы регуляции.
4. Мотивационный компонент вскрывает глубинные стимулы военной деятельности, с помощью которых соотносятся внешние и внутренние факторы регуляции поведения. Мотивация, являясь самостоятельным компонентом этой структуры, выполняет еще и системообразующую роль в общей структуре компонентов готовности к военной службе.
5. Поведенческий компонент демонстрирует степень пассивно-активного отношения к военной службе, предрасположенность личности к реальным положительным или отрицательным действиям на призывном этапе. Мотивация актуализирует глубинные стимулы военной деятельности и выносит на первый план положительные действия.
6. Рефлексивный компонент выступает в качестве механизма перевода одного вида психической активности в другой. Этот компонент стимулирует внутреннюю саморегуляцию личности и означает стремление к самопознанию, к осмыслению и оценке собственных действий и поступков. Мотивация помогает соотносить внутренние факторы регуляции поведения с условиями действительной службы.
Таким образом, мотивационный компонент социально-психологической готовности старшеклассников к службе в армии участвует в реализации всех аспектов её формирования и развития.
Библиографический список
1. Агишева, О.Н. Причины и ответственность юношей за уклонение от воинской службы [Текст] / О.Н. Агишева // Научное наследие М.В. Ломоносова в подготовке современного учителя: XXXI научно-практическая конференция преподавателей и аспирантов ОГПУ. Сборник статей. Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет». -Оренбург: ОГПУ, 2011. - С. 201-204.
2. Андреев, Е.А. Критерии и показатели оценки результатов работы по патриотическому воспитанию молодежи призывного возраста [Текст] / Е.А. Андреев // Российский научный журнал. -2011. - № 21. - С. 136-141.
3. Воробьева, Е.В. Формирование готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии в процессе физического воспитания [Текст] / Е.В. Воробьева, Н.Н. Гарипов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 13. - С. 50-56.
4. Иргалиев, А.С. Диагностика психологической готовности призывника к прохождению военной службы [Текст] / А.С. Иргалиев, С.С. Рамазанов // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся / под общ. ред. И.М. Ильковской. - 2015. - С. 218-223.
5. Исенгазиев, А.М. Нервно-психическая устойчивость как показатель психической готовности призывников при отборе в вооруженные силы РФ по Саратовской области [Текст] / А.М. Исенгазиев, Д.Д. Самойлова / / Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - Т. 5. - № 5. -С. 731.
6. Кравцова, Е.Е. Роль и функции военного психолога [Текст] / Е.Е. Кравцова // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2009. - № 7. - С. 212-215.
7. Крыжановский, О.Г. Педагогические условия формирования мотивации к военной службе у юношей допризывного возраста в военно-историческом музее [Текст] / О.Г. Крыжановский // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 2 (52). -С. 145-148.
о
О Ф т
S
о ^
о
X S
о с
О) £
н о
го
IX
ф
X
о с
о
го ей
О)
о0§
со о
о m — о
.0 S
§5 * 8
К с го 2
2 I
со ГО
О. о ^
О Н
о о о
® £ оо
о 2
8. Макрушина, И.В. К проблеме обеспечения социально-психологической готовности молодежи к службе в российской армии [Текст] / И.В. Макрушина, Н.Г. Ишков // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию: сборник научных трудов. Адыгейский государственный университет, кафедра психологии; редкол.: С.К. Багадирова (отв. ред.). - Майкоп: Издательство Адыгейского государственного университета, 2015. - С. 57-59.
9. Михайлова, Е.В. Призыв в вооруженные силы РФ как предмет налаживания связей с общественностью через СМИ [Текст] / Е.В. Михайлова, О.В. Авдеева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2014. - № 83-1. - С. 10-13.
10. Труве, Э.И. Особенности психологической готовности учащихся старших классов к службе в армии [Текст] / Э.И. Труве, Г.Б. Косян // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред.: А.А. Су-киасян. - Уфа: Изд-во БашГУ, 2015. - С. 251-253.
11. Шилов, В.В. Проблемы армии глазами молодёжи (по результатам социологического опроса в г. Березники Пермского края) [Текст] / В.В. Шилов, Т.Н. Сергеева // Дискуссия. - 2016. - № 6 (69). - С. 91-100.
12. Шиндина, И.В. Формирование готовности допризывной молодежи к службе в армии [Текст] / И.В. Шиндина, Ю.В. Рыбина // Science Time. - 2015. - № 5 (17). - С. 529-531.
го са
2 ç
о d
m
References
1. Agisheva O.N. Causes and boys responsibility for evading military service. The scientific heritage of MV University in the preparation of the modern teacher. XXXI scientific conference of teachers and graduate students of the OGPU. Digest of articles. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Orenburg State Pedagogical University." Orenburg: OGPU, 2011. P. 201-204. [in Russian].
2. Andreev E.A. Criteria and indicators for assessing the results of the work on patriotic education of youth of military age. Rossiiskii nauchnyizhurnal, 2011. № 21. P. 136-141. [in Russian].
3. Vorobyeva E.V., Garipov N.N. Formation of readiness of senior school age young men to serve in the army in the course of physical training. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012. № 13. P. 50-56. [in Russian].
4. Irgaliyev A.S., Ramazanov S.S. Diagnosis of psychological readiness of a conscript to perform military service. United educational environment as afactor of socialization of students under the total. Ed. I.M. Ilkovsky. 2015. P. 218-223. [in Russian].
5. Isengaziev A.M., Samoilova D.D. Neuro-psychological stability as an indicator of mental readiness in the selection of recruits into the armed forces of Russia for the Saratov Region. Bulletin of Medical Internet conferences, 2015. T. 5. № 5. P. 731. [in Russian].
6. Kravtsova E.E. The role and function of the military psychologist. Vestnik RGGU. Series: Psychology. Pedagogy. Education, 2009. № 7. P. 212-215. [in Russian].
7. Kryzhanovsky O.G. Pedagogical conditions of formation of motivation for military service of young men in the age of pre-conscription military-historical museum. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv, 2013. № 2 (52). P. 145-148. [in Russian].
8. Makrushina I.V., Ishkov N.G. On the problem of socio-psychological readiness of young people to serve in the Russian army. The integrative approach to human psychology and social interaction collection of scientific papers. Adyghe State University, Department of Psychology; Ed. S.K. Bagadirova. Maikop: Izd-vo Adygeisko-go gosudarsvennogo universiteta, 2015. P. 57-59. [in Russian].
9. Mikhailova E.V., Avdeeva O.V. Call to the armed forces of the Russian Federation as the subject of networking with the public through the media. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaros-laava Mudrogo, 2014. № 83-1. P. 10-13. [in Russian].
10. Trouvé E.I., Kosyan G.B. Features of psychological preparedness of high school students to serve in the army. Theoretical and practical aspects of psychology and pedagogy Collection of articles of the International scientific-practical conference. Ed. A.A. Sukiasyan Ufa: Izd-vo Bashkirskogo gosudarstvennnogo universiteta, 2015. P. 251-253. [in Russian].
11. Shilov V.V., Sergeeva T.N. Army issues through the eyes of young people (according to the results of a poll in Berezniki, Perm Territory). Diskussia, 2016. № 6 (69). P. 91-100. [in Russian].
12. Shindina I.V., Rybina Yu.V. Formation of readiness of the youth conscription for military service. Science Time, 2015. № 5 (17). P. 529-531. [in Russian].
Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-■mail: [email protected]
Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,
Doctor of Sciences (Psychology),
Academic Title of Professor,
Professor, Department of Theoretical and
Applied Psychology,
South Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Киселев Артур Георгиевич,
магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Kiselev Artur Gergievich,
Master student,
Psychology Department,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 151.8
ББК 88.54 %
Е.Е. Рогова, М.В. Науменко |
Q.
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ g
СОТРУДНИКОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье рассматривается феномен лидерства, раскрываются различные подходы к трактовке данного понятия, производится небольшой экскурс в историю развития представлений о лидерстве. Обосновывается значимость лидерских способностей в управлении организационными структурами. Приводятся результаты входной и итоговой диагностики лидерских способностей, проведённой при помощи методики «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), и основные этапы внедрённого авторского тренинга с некоторыми пояснениями. Формулируется вывод относительно возможности внешнего воздействия на степень выраженности лидерских способностей личности.
Ключевые слова: лидер, личность, менеджер, организация, профессионализация, профессиональные функции, способности, руководитель, тренинг, эффективность.
E.E. Rogova, M.V. Naumenko
DEVELOPMENT OF LEADER ABILITIES OF STAFF OF THE COMMERCIAL ORGANIZATIONS
The leadership phenomenon is considered, various approaches to an interpretation of this concept are revealed, small digression to history of development of ideas of leadership is made. The