Научная статья на тему 'Пять тенденций в современном дизайне города'

Пять тенденций в современном дизайне города Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3285
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пять тенденций в современном дизайне города»

Михайлов С.М.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет ПЯТЬ ТЕНДЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ ГОРОДА

Рассматривается ряд тенденций в современном дизайне городской среды: ландшафтный дизайн - восстановление экологического равновесия средствами дизайна, высококомфортные городские пространства на смену пешеходным улицам и зонам, стирание границ между интерьер-ными и экстерьерными пространствами, «умный дизайн» в городе, метод фирменных стилей в дизайне города как средство индивидуализации его ансамблей.

Стремительный рост городов в XX веке, усложнение функциональной и пространственной структуры городских центров несут с собой проблемы ориентации человека в городе, сомасштабности его застройки человеку, психологического и физиологического комфорта предметно-пространственной среды современного города.

Широкое распространение индустриальных методов строительства на основе типового проектирования во второй половине XX века стало одной из причин разрушения уникальности и самобытности многих городских ансамблей и природных ландшафтов, возникновения монотонности и однообразия архитектурной среды, низкого уровня ее эстетических качеств. С особой остротой встали проблемы сохранения исторически ценной среды города, ее художественной выразительности.

С ростом городов продолжала расти и оторванность человека от природных ландшафтов. Проблема усугублялась тем, что процессы урбанизации и технизации, все более и более проникая вглубь окружающей человека предметно-пространственной среды, нарушили экологическое равновесие природного и антропогенного и привели к дефициту компонента естественной природы. «Радость эксперимента» 50 - 60-х и увлеченность искусственными материалами, освоение космоса и «покорение природы» 60 -70-х с фантастическими, «устремленными в будущее» проектами, и наконец, как кульминация этого процесса стиль «высоких технологий» - Хай-тек, охвативший многие уровни организации пространства: от архитектуры зданий и ансамблей до интерьера и отдельного предмета.

Причем сегодня все больше и больше говорят об экологии духовной. Ландшафтная архитектура, возникшая в к. XIX в. как панацея от «болезни урбанизации», сегодня

уже не справляется с задачей поддержания экологического равновесия окружающей человека предметно-пространственной среды, пораженной «техногенными метастазами» постиндустриального общества. Возникает острая необходимость в поиске новых средств решения этой проблемы.

XX век изменил и наше представление об окружающем пространстве. С развитием транспорта, появлением его новейших видов (в особенности подземного, надземного и высокоскоростного наземного) на смену традиционному представлению о «пространственной непрерывности» окружения человека приходит система дискретных пространств, при восприятии которых человек логически связывает в единое целое ощущение окружающего мира, - «логическая непрерывность» окружающей среды. Сравните перемещение современного человека и, скажем, горожанина средневекового города. Последний измеряет расстояния шагами в сопровождении тактильных ощущений. Даже на лошади или в повозке он реально соотносит свое местоположение и путь с окружающей средой. Последняя предстает перед ним как своеобразная видеолента непрерывно сменяемых зрительных картин. Житель современного крупного города при перемещении использует транспорт, который далеко не всегда обеспечивает ему непрерывный визуальный контакт с окружающей средой, в особенности если это метро или самолет. Зрительные кадры с внешней средой перемежаются с картинами восприятия интерьерных пространств салонов транспорта. Восприятие становится дискретным, состоящим из многих «сюжетов».

Большой потенциал несет в себе «виртуальная реальность». Пока это среда игр и раз-

влечений, тренажеров и медитаций, визуализаций проектных решений.

Современное развитие эргономики, высоких технологий, нанотехнологий стало предпосылкой для создания не только удобных предметов и рабочих мест, но и качественно новых высококомфортных пространств - «дизайн-пространств». Они строятся на основе методов дизайна, и прежде всего эргономики. Их отличительными чертами являются: высокий уровень мобильности, вариабельности, многофункциональность и рациональность. Примером таких дизайн-пространств является салон автомобиля, автобуса, купе поезда, каюта теплохода или космического корабля. При этом их номенклатура расширяется. Все чаще объектом внимания дизайнера становятся городские пространства и их оборудование.

Современное информационное общество коренным образом изменило представление о комфорте окружающей среды: функциональном, физиологическом, психологическом. Появился качественно новый тип потребителя среды. Тем самым появляется катализатор изменения существующей предметно-пространственной среды города в сторону ее гуманизации и «очеловечивания», повышения комфортности.

Это далеко не полный круг вопросов, которые решают современные дизайнеры при организации предметно-пространственной среды города.

Тенденция 1. Ландшафтный дизайн -

восстановление экологического

равновесия средствами дизайна

Один из ответов на проблему экологии современного города (во многих аспектах, включая духовный) и высокой техногеннос-ти окружающей человека среды в целом мы видим в Ландшафтном дизайне. Он появился на рубеже XX и XIX столетий как действенное средство глобальной гуманизации техногенной среды, возвращения к естеству природы, главным образом опосредованно через ассоциации, вызываемые у человека средствами дизайна. Стекающая вода по ступеням или отвесной стене в центре города Роттердам, отражения плывущих по небу обла-

ков и снующих прохожих в зеркальном фасаде здания, занятные скульптуры играющих животных на пешеходных улицах европейских городов, натуральный камень и дерево в благоустройстве городов Скандинавии, «стальные деревья» на улицах и в конструкциях входа метро в немецком Гамбурге. Дизайнер, манипулируя этими скупыми средствами, по подобию знающего секреты восточной медицины лекаря, проводит своеобразную акупунктуру, «врачуя», возвращает «техночеловека» к жизни. Ярким примером ландшафтного дизайна могут служить кадры из известного фильма Тарковского «Со-лярис», когда один из героев картины, находясь долгое время на орбитальной космической станции, приклеивает к вентилятору полоски бумаги, шелест которых должен напоминать шелест листвы деревьев. Реальный пример из нашего времени: интерьер готовящегося к полету на Марс космического корабля по рекомендации врачей-психологов будет отделан натуральным деревом.

Цель ландшафтного дизайна: восстановление экологического равновесия между природными и антропогенным компонентами в окружающем человека мире. Ландшафтный дизайн - это далеко не только внесение в городскую ткань компонентов живой природы (задача садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры). Его цели и задачи необходимо понимать значительно шире, связывая с философией дизайна в целом, направленной на обеспечение максимально комфортных условий (функциональных, физиологических, психологических и пр.) для самых разнообразных процессов жизнедеятельности человека. К сожалению, наша дизайнерская наука отстает в этом вопросе от практики. Во многих публикациях рассмотрение ландшафтного дизайна сводится к миниатюрным садам и зеленым формам.

Тенденция 2. Высококомфортные

городские пространства на смену пешеходным улицам и зонам

Во второй половине XX века во многих городах Европы появились пешеходные улицы как своеобразная реакция на надвигающуюся угрозу заполонения цент-

ров городов транспортом, на серость и безликость в условиях широкомасштабного послевоенного индустриального строительства. Их отличительной чертой стало то, что они были частично или полностью освобождены от транспортного движения, насыщены объектами торговли и развлечений, а также имели повышенный уровень благоустройства. Последнее нашло выражение в мощении масштабной человеку брусчаткой или тротуарной плиткой, в многоцветии колористического решения фасадов, красочных и стильных вывесках, размещении здесь скульптурных и декоративных форм, фонтанов, различных видов цветочниц. Кроме того, именно в это время на смену термину «малые архитектурные формы» приходит понятие «уличная мебель и оборудование», тем самым подчеркивалось, что они проектируются уже не по архитектурным канонам, а по законам эргономики и мебельного дизайна.

Сегодня на смену безтранспортным зонам и пешеходным улицам XX века идут системы «высококомфортных пространств» XIX века. Они уже в городах носят не единичный характер, а охватывают значительные территории. Как правило, они имеют сложную пространственную и функциональную структуру как «по вертикали» (многоуровневые пространства: подземные переходы и площади, галереи и мосты-переходы), так и «по горизонтали» (использование внутридворовых пространств, включение в структуру интерьер-ных пространств отдельных объектов). В XX веке появились не только подземные переходы с элементами торгового облсужи-вания, но и целые подземные города с торговыми улицами и площадями. Такое «закапывание» на многие этажи под землю связано и с психологией покупателя (спускаться изначально легче, чем подниматься), и с ограничением этажности в исторических центрах, где такие объекты появляются. Это и подземный город в центре Парижа, подземные уровни центра района Де Фанс (там же в Париже), центры многих крупных городов Германии. Эта волна докатилась и до нас: многоуровневый под-

земный торговый центр на Манежной площади у стен Московского Кремля. С одной стороны, это накладывает особую ответственность на дизайнера при организации визуальных коммуникаций города, которые должны безошибочно вести потребителя по этим подземным торговым улицам и залам, требует расширения ассортимента проектируемых элементов уличной мебели и оборудования. С другой стороны, возникает вопрос, «по каким правилам организовывать эти пространства» и оборудовать их: как закрытые интерьерные, или все же это дизайн городской среды?

В функционально-пространственной структуре таких улиц может присутствовать с определенными ограничениями и транспорт, в первую очередь общественный. Построенные с использованием высоких технологий (движущиеся и подогреваемые в холодное время тротуары, ветро - и солнцезащитные устройства, пассажи, лифты для инвалидов и эскалаторы и мн. др.) и знаний современной эргономики, психологии восприятия, они получают качественно новый уровень комфорта. Здесь становится уместным говорить опять же о «дизайн-пространствах», организуемых далеко не только архитектурными методами.

Тенденция 3. Стирание границ между

интерьерными и экстерьерными

пространствами

Для архитектуры граница всегда имела особое значение, не только утилитарно-функциональное, но и образно-семантическое. Зачастую она укреплялась валами, рвами, стенами и редутами. При этом зодчие заботились не только о фортификации, но и о красоте создаваемых ансамблей. Их здания служили не только для защиты от непогоды. Важную роль здесь играл вход, где эта граница преступалась. Вход всегда акцентировался: воротами и башнями в крепости, порталами и портиками в здании. Вход должен остановить движение, чтобы продолжить его в новом качестве.

Кардинально иное мы наблюдаем в современных городах. Сегодня сбывается мечта лидеров «современного движения» и «конст-

руктивизма», которые витринами оконных проемов, идущих от пола до потолка в середине прошлого века, пытались визуально разрушить эту традиционную границу. Выносные витрины, декоративные формы и визуальные коммуникации выводят интерьер наружу. И напротив, уличные фонари и мощение включаются в интерьер. Часто мы не находим даже ступени (оба уровня интерьера и экстерьера в одной плоскости) на границе внешнего и внутреннего пространств, она перестает существовать даже психологически (из кинофильма «ВИИ» мы помним, что границу создавал даже очерченным мелом круг).

Тенденция 4. «Умный дизайн» в городе

Новым веянием в современном дизайне являются «умные вещи», «живые», реагирующие на человека. Цветок просит хозяина полить его (причем каждый его вид имеет свой голос); наручные часы уже не обязательно разглядывать людям с недостатком зрения: достаточно нажать на клавишу, и они громогласно объявят который час; - общественный транспорт на остановках, словно верблюд, «приседает», чтобы пассажиру было легче войти и выйти; свет зажигается и гаснет по пути движения человека. Идею «умного дизайна» подхватила и архитектура. Достаточно вспомнить один из последних фильмов популярной серии «Один дома», в котором его герой попадает в среду «умного дома», где практически все управляется голосом. Эти тенденции постепенно находят отражение и в дизайне городской среды. Пока это проявляется в «оживлении» ранее неподвижных объектов: движущиеся отражения в зеркальных фасадах, «потешные» фонтаны-сюрпризы в городских центрах, движущиеся картины (реклама) на транспорте, теле и видеоэкраны на улицах, кинетическая реклама со сменяемыми картинами на фасадах, кинетические скульптурно-декоративные формы, динамическая вечерняя подсветка, светомузыкальные фонтаны и лазерные шоу и пр. Как в знакомой нам всем с детства сказке застывший в камне город от прикосновения волшебной руки дизайнера оживает.

Следующая стадия - переход этого «живого организма» в состояние разумного, способного вступить в «контакт» с человеком.

Тенденция 5. Метод фирменных стилей

в дизайне города как средство

индивидуализации его ансамблей

В 1907 году известный немецкий архитектор Петер Беренс, будучи художественным директором всемирной электротехнической компании АЭГ, впервые предложил принципы единого формообразования для всего предприятия, которые впоследствии получили название «визуальная идентификация», или «фирменный стиль». Этот метод получил широкое распространение в дизайне. Достаточно вспомнить фирменный стиль «Оливетти», «Браун». Сегодня трудно себе представить какую-либо успешную фирму на рынке без яркого запоминающегося стиля. Метод фирменных стилей нашел свое отражение и в дизайне городской среды как средство индивидуализации архитектурного ансамбля (города, улицы или квартала). Классическим примером такого стиля является дизайн для квартала «Николай-фиртель» в Восточном Берлине (80-е гг. XX в).

Аркады, серый рифленый бетон и штукатурка для новых зданий, и исторические цвета для архитектурных памятников, напоминающие средневековые выпуклые стекла (изготовленные стеклодувами) в мелкоячеистых переплетах витрин, и стилизованные под маркизы козырьки над витринами и входами - все это стало элементами общего стилевого решения. Изюминками фирменного стиля квартала Св. Николая (название - от расположенной здесь церкви Св. Николая) являются исторические формы предметного наполнения (водоразборные колонки и колодцы), а также стилизованные под ретро уличные фонари, афишные тумбы, почтовые ящики, вывески и пр. как напоминание о древнем происхождении квартала. Большинство пешеходных улиц в европейских городах также имеют свое лицо, во многом благодаря объектам дизайна городской среды, решенным в едином стилевом ключе - фирменном стиле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.