Научная статья на тему 'Метод «Фирменных стилей» в дизайне пешеходных пространств города (на примере квартала "Николай-фиртель" в Берлине)'

Метод «Фирменных стилей» в дизайне пешеходных пространств города (на примере квартала "Николай-фиртель" в Берлине) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
929
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА / CORPORATE IDENTITY / DESIGN METHOD / DESIGN THE URBAN ENVIRONMENT / OBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / THE PEDESTRIAN ZONE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлов С. М., Белов М. И.

В статье на примере исторического квартала "Николай-Фиртель" в центре Берлина рассматривается использование метода «фирменных стилей» в организации комфортной предметно-пространственной среды городского ансамбля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD 'IDENTITY' TO DESIGN PEDESTRIAN SPACES OF THE CITY (THE CASE OF QUARTER "NICHOLAS FIRTEL IN BERLIN)

In the article on the historical quarter, "Nicholas Firtel" in the center of Berlin is considered the use of the "corporate identity" in the organization of a comfortable subject-spatial environment of the urban ensemble.

Текст научной работы на тему «Метод «Фирменных стилей» в дизайне пешеходных пространств города (на примере квартала "Николай-фиртель" в Берлине)»

УДК 74.01/.09

С.М. Михайлов, канд. архитектуры, проф.; М.И. Белов, асп., Казанский государственный архитектурностроительного университета, г. Казань, E-mail: [email protected]

МЕТОД «ФИРМЕННЫХ СТИЛЕЙ» В ДИЗАЙНЕ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ КВАРТАЛА "НИКОЛАЙ-ФИРТЕЛЬ" В БЕРЛИНЕ)

В статье на примере исторического квартала "Николай-Фиртель" в центре Берлина рассматривается использование метода «фирменных стилей» в организации комфортной предметно-пространственной среды городского ансамбля.

Ключевые слова: фирменный стиль, проектный метод, дизайн городской среды, предметно-пространственная среда, пешеходная зона.

Широкомасштабное индустриальное строительство во второй половине ХХ века с использованием типовых проектов принесло с собой проблемы, связанные с индивидуальностью и художественной выразительностью архитектурной среды. Это коснулось не только вновь возводимых городских районов, но и исторических центров городов в процессе их послевоенного восстановления и реконструкции. Особо остро эти проблемы встали у нас в стране в условиях жесткого диктата строительной индустрии и плановой экономики, развернувшейся в 1960-е годы борьбой с «архитектурными излишествами».

В ответ на возникшие проблемы у нас в стране и за рубежом были развернуты научные исследования, экспериментальные проектные поиски, связанные с организацией городской среды, повышением ее выразительности, сохранением ценных историко-архитектурных качеств. В это время в архитектурной практике находит широкое распространение «сре-довой подход», в основе которого лежали принципы «архитектурной театрализации» и «сценарной организации городских пространств». Одним из ярких примеров концептуального средового проектирования стала Сенежская студия, работавшая в 1960-80-е гг. под руководством архитектора Е. Ро-зенблюма. Центральная учебно-экспериментальная студия художественного проектирования Союза Художников СССР, как официально именовалась Сенежская студия, на многие годы стала школой повышения квалификации и мастерства для многих художников страны. Почти половина дизайнеров, вошедших позже в Союз дизайнеров России, прошла, как отмечал известный искусствовед Н. Воронов, через Сенежскую студию [1, с. 342].

В зарубежной и, в первую очередь, западной практике, основанной на принципах прагматизма и рационализма, в организации предметно-пространственной среды города основной упор делался не столько на художественное проектирование с его арсеналом средств монументальнодекоративного и декоративно-прикладного искусства, сколько на дизайн, как более рациональное и эффективное (менее затратное) средство, наиболее отвечающее духу времени, тенденциям нового предметного формообразования. К тому же индустрия промышленного дизайна за рубежом находилась на более высоком уровне развития и была, в целом, подготовлена к широкомасштабному решению задач, связанных с организацией предметно-пространственной среды города.

Определенную роль здесь играли и сложившиеся архитектурно-художественные традиции и предпочтения в предметном стилеобразовании. В частности, в послевоенной Западной Европе (Австрии, Германии, Швейцарии, Нидерлан-

дах и др.) широкое распространение получил стиль «функционализм», направленный, в первую очередь, на оптимальную функциональную организацию формы, комфортность пространственной среды. Формообразование в индустриальном дизайне, в целом, отвечало этой доктрине. И городской дизайн стал логическим ее продолжением.

Кульминационным моментом в развитии городского дизайна ХХ века стали пешеходные улицы и зоны [2]. Пешеходные улицы воспринимались в обществе как городские пространства качественно нового уровня, своего рода идеал городской среды ХХ века. Особое распространение пешеходные улицы получили в Европе в условиях послевоенного восстановления и реконструкции городских центров, в том числе исторических.

1. Фирменный стиль как проектный метод дизайнера

Одним из действенных инструментов дизайна в условиях широкомасштабного эстетического преобразования городской среды стал метод «фирменных стилей», появившийся в 1900-х1 и получивший затем в 1950-60-е гг. свое развитие, став феноменальным явлением в проектной культуре ХХ века.2

Под фирменным стилем3 в традиционном смысле понимается «система организованных констант: художественно-

1 Праотцом метода фирменных стилей в дизайне считается немецкий художник и архитектор Петер Беренс (Peter Behrens, 18691940), лидер художественно-стилевого направления «Югендстиль». Будучи художественным директором известной электротехнической компании “AEG” (с 1907г.) он распространил единые законы формообразования и на выпускающуюся, и на рекламную графическую продукцию фирмы, создав тем самым ее единый стиль [3].

2 Значительный вклад в развитие метода «фирменных стилей» в к. 1940-1950-х гг. внесла итальянская фирма «Оливетти», сделав его не просто «визуальной идентификацией» в предметном формообразовании, а категорией более сложной, социально-экономической [4]. В 1960-х на смену обтекаемых линий Ниццоли (Оливетти) пришел стиль «Браун»: отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материалов, скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания черного и белого. Став очень популярным, он быстро перешел границы локального стиля фирмы, задав целое художественно-стилевое направление в формообразовании, став лидером художественно-стилевого течения «неофункционализм». Во второй половине ХХ века наступил новый этап в развитии фирменных стилей. Они перестают быть уникальным явлением в практике дизайна, все более становясь распространенным проектным методом в арсенале средств дизайнера.

3 Понятие «фирменный стиль» («корпоративный стиль», «визуальная идентификация», «брэндинг», «айдентика») часто связывают с графическим дизайном, определяя его как «набор графических форм и принципов их построения с целью выделить фирму среди себе подобных, и создать узнаваемый образ в глазах потребителей». Современные исследователи отмечают, что фирменный стиль, «выражающий существенные формально-выразительные признаки основной деятельности корпорации в тех аспектах, которые необходимы для соз-

графических, шрифтовых, цветовых, акустических, видео и др., которые обеспечивают единство и индивидуальность, как облика компании, так и ее товаров и услуг». Он включает, как правило, т.н. «фирменный» графический пакет деловой документации, рекламную и презентационную продукцию фирмы, оформление интерьеров производственных помещений, офисов и представительств фирмы, форму одежды сотрудников и, наконец, формообразование выпускаемой продукции и ее упаковки. Сегодня понятие «фирменный стиль» уже относится не только к коммерческим предприятиям. Разрабатывают фирменные стили для общественных и государственных организаций и объединений, крупных событий и праздников, выставок и ярмарок, спортивных состязаний и научных конференций. Все больше этот проектный метод дизайна находит отражение и в организации предметно-пространственной среды города. И здесь уже фирменный стиль выполняет несколько иные задачи, тесно связанные с архитектурнохудожественным стилеобразованием.

2. Закон места

Из истории архитектуры и искусства мы знаем о т.н. «больших» исторических архитектурно-художественных стилях - готика, ренессанс, барокко, модерн и др. Они существовали достаточно продолжительное время (готика - более 6-ти веков, модерн - около 20 лет) и распространялись на значительные по размерам территории. Однако, тот или иной стиль совершенно иначе проявлял себя не только в процессе своего развития (раннее и позднее барокко), но и на различных территориях - «французский метро» и «бельгийский ар нуво», «германский югендстиль» и «австрийский сецессион», «шотландский стиль Глазго» и «русский модерн».

Как показывают исследования исторических архитектурно-художественных стилей, их возникновение и последующее распространение приводили к определенным трансформациям канонов формообразования первоисточника. Примерами могут служить такие понятия как «Нарышкинское барокко», «русский классицизм», «московский ампир». При этом как показывают исследования различные архитектурно-художественные стили, «пересекаясь» в определенном месте, зачастую имеют общие черты. Уместным здесь становится говорить о «законах места»1. Именно эти «законы места» делают его уникальным и неповторимым, отличающимся от других, и в то же время они объединяют разные стили, «сшивая» эти временные напластования художественных форм невидимой нитью в единый «художественно-стилевой конгломерат». Так, сравнивая архитектурную стилистику исторической застройки центров городов-соседей Нижнего Новгорода и Казани, мы находим отличия в архитектурном формообразовании однотипных зданий, возведенных в рамках одного временного периода. Если локальный архитектурно-художественный стиль2 Казани имеет более строгие,

дания и поддержания инвариантного значения желательного ее имиджа» имеет первостепенное значение в восприятии собственного персонала корпорации. При этом выделяют три его модификации: корпоративный предметный стиль; корпоративный речевой стиль; корпоративный стиль одежды [5, с. 213-214].

Объективно действующие «законы места» в архитектурноградостроительной морфологии и формообразовании предметных форм в той или иной степени затрагивались в исследованиях и публикациях Н.Кострикина, В.Кудрявцева. О «духе места» писали В.Глазычев, А.Ермолаев, Ю.Журавский, К.Линч, К.Нойберг-Шульц. Genius loei («дух места», «ангел-хранитель места») - древнеримская концепция.

2 Впервые понятие «локальный архитектурный стиль» было введено в проекте Благоустройства и архитектурно-художественного

геометрические формы, то в нижегородской архитектуре преобладают более живые линии архитектурных деталей и общих фасадных композиций. Наверное, здесь можно говорить о влиянии на архитектуру Казани стран Востока, а на нижегородское архитектурное формообразование - Московской школы, о различиях в культуре этих городов, их статусе и специфике, о всем том, что в итоге и формирует «закон места».

3. Особенности использования метода фирменных стилей в архитектуре города. Локальный архитектурнохудожественный стиль ансамбля

Исторические художественные стили носят объективный характер и не зависят от воли одного автора или группы авторов. Фирменный стиль в дизайне, напротив, создается целенаправленно одним автором или авторским коллективом и носит в этой связи относительно субъективный характер.

Как мы уже отметили, в процессе своего развития фирменный стиль превратился из отдельных уникальных явлений в проектно-художественной культуре в достаточно распространенный проектный метод дизайнера. Расширяя свои границы, фирменный стиль в конце ХХ века обратился и к архитектуре.

Классическим примером использования метода фирменных стилей в архитектуре является реконструкция 1980-х гг. разрушенного второй мировой войной квартала «Николай-фиртель»» (№ко1атеі!е1) в Берлине. Проектировщики в процессе реконструкции создали свой собственный (локальный) архитектурно-художественный стиль городского ансамбля, своеобразный «фирменный стиль», который делает его чрезвычайно целостным, запоминающимся, выделяя как особое знаковое место в структуре центра города [6].

Николай-фиртель находится в историческом центре города вблизи знаменитой берлинской телевышки. Название квартала происходит от расположенной здесь церкви св. Николая. Последняя не только осталась пространственной, но и стала смысловой доминантой квартала. От ее имени берет название не только квартал, но и расположенное здесь кафе (Nikolaikafe). Авторы решили новую застройку в единой цве-то-фактурной гамме: теплая охристо-желтая штукатурка первого этажа и серые рифленые бетонные панели домов второ-го-четвертого этажей. Благодаря этому удалось визуально связать застройку квартала в целостный ансамбль. Сохранившимся историческим зданиям возвращена первоначальная полихромия. Тем самым с помощью цвета исторически и художественно ценные архитектурные объекты были выделены в общем контексте.

Историческая тема получила свое развитие также и в благоустройстве (характере озеленения и уличного мощения, выборе отделочного материала), малых архитектурных формах (уличных фонарях, водоразборных колонках, беседках, афишных тумбах, почтовых ящиках), скульптуре, визуальных коммуникациях (формы и начертания шрифтов вывесок, графические образы). Все они предстают перед зрителем в одном художественно-стилевом ключе исторических форм, создавая свой индивидуальный облик - локальный архитектурнохудожественный стиль исторического квартала. Вместе с цветовыми акцентами (полихромией), архитектурными деталями

оформления Ново-Южного района города Чебоксары, выполненного под руководством С.Михайлова в рамках общероссийского архитектурного конкурса Союза архитекторов РСФСР (1993). Затем метод фирменных (локальных) стилей использовался в проектах архитектурно-художественного оформления Углича, Альметьевска, Новотро-ицка, Орска и др. городов, выполненных в КГ АСУ.

фасадов памятников ретро-формы предметного слоя формируют своеобразный «историко-архитектурный срез» ансамбля, постоянно напоминающий зрителю о богатой истории места. На серо-желтом фоне современных зданий, контрастируя с их архитектурой, они становятся объектами восприятия, элементами историко-архитектурной экспозиции обладающей определенной исторической, художественной и архитектурной ценностью.

Исторический контекст ансамбля поддерживает также и тема аркад. Она стала доминирующей в архитектурнохудожественном решении первых этажей квартала. Арочная форма символизирует историзм места, ассоциируясь с традиционными торговыми рядами старого города. При этом выполненные с использованием современных технологий домостроения, стилизованные формы арок современны и создают своеобразный стилистический мостик между “старым” и “новым”.

Исторические мотивы мы видим и в решении витрин магазинов. Они имеют мелкоячеистые витражи с заполнением выпуклым стеклом, имитируя средневековые технологии стеклодувов. Маркизы над входами и витринами магазинов практически не несут своей прежней функции - защиты от солнца -, и превратились в своеобразный декор-символ, указывающий на торговое предназначение зданий. Возникает своеобразная игра на историческую тему. Но эта игра ведется на языке современных технологий. Выполненные из металла в “рубленных” формах, эти псевдомаркизы современны, решены в едином конструктивном модуле и стилевом ключе: они объединяют весь пространственный ансамбль, становясь еще одним элементом его фирменного архитектурнохудожественного стиля.

Ретро-тема усиливается и в названиях кафе, ресторанов и торговых центров: «У Аркады», «Николай-кафе», «Ратуша» и др.

Безусловно, объектом нашего рассмотрения в качестве примера применения метода фирменных стилей в архитектуре могли бы быть и пешеходные улицы и зоны, и территории зоопарков, и игровых развлекательных комплексов, крупные выставки и общественные центры. Однако, исторический квартал «Николая-фиртель» в Берлине был не случайно выбран нами. Здесь фирменный стиль, как проектный метод, проявил себя особенно многосторонне, начиная от цветофактурной палитры для новых архитектурных построек, ретростиля для предметного слоя и заканчивая уникальной системой семантических знаков, нашедших выражение в названиях функционально значимых объектов и квартала в целом. Рассмотренный нами пример показывает, что методом фирменных стилей в архитектуре города можно решать целый ряд архитектурно-художественных задач. Основные особенности

Библиографический список

художественно-стилевой организации архитектурнопространственной среды города на основе метода фирменных стилей состоят в следующем:

1. Проектно-художественными средствами дизайна на основе единой концепции локального (фирменного) архитектурно-художественного стиля ансамбля происходит широкомасштабное объединение на качественно новом художественно-стилевом уровне разнохарактерных объектов в художественно и стилистически целостный организм.

2. Метод фирменных стилей позволяет вести работу с беспрецедентно крупными по территории объектами: локальный архитектурно-художественный стиль может разрабатываться для улицы, квартала и даже города в целом, а также для группы городов, как например, фирменный стиль временного характера на период проведения всемирных олимпийских игр).

3. Использование метода фирменных стилей в архитектуре города в сравнении с большим историческим архитектурно-художественным стилем носит более локальный характер. В синтезе с архитектурными принципами формообразования он формирует "локальный художественный стиль" ансамбля, направленный на повышение его выразительности, индивидуализацию и уникальность. Последнее становится одной из главных целей метода фирменных стилей в архитектуре.

4. Локальный архитектурно-художественный стиль ансамбля, опираясь преимущественно на средства дизайна, может создаваться (в отличие от архитектуры) в достаточно короткие временные сроки. При этом локальный архитектурнохудожественный стиль, в отличие от большого исторического, носит, с одной стороны, более субъективный характер (в территориальном аспекте), отражая "законы места", но одновременно и более объективный (во временном аспекте), отражая те же законы места.

5. Использование метода фирменных стилей в архитектуре предполагает не только синтетичез с ней в виде локального архитектурно-художественного стиля ансамбля, носящего относительно постоянный характер, но может быть независимым от нее, как то фирменные стили праздников, различных акций, общественно-политических форумов. В этом случае он носит временный характер, периодически изменяя облик архитектурного ансамбля, а вместе с локальным архитектурнохудожественным стилем ансамбля и - обогащать собирательный образ города.

6. Фирменный стиль как «память места». В практически отстроенном заново историческом квартале «Николай-фиртель» в Берлине средствами дизайна проектировщикам удалось «повернуть время вспять», создать своего рода памятник существовавшему некогда здесь архитектурному ансамблю.

1. Воронов, Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. - М.: Союз Дизайнеров России, 2001. - Том 2.

2. Михайлов, С.М. Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности. Исторический аспект // Дизайн ревю. - 2009. - № 1-4.

3. Михайлов, С.М. История дизайна. - М: Союз Дизайнеров России, 2004. - Том 2.

4. Глазычев, В. Л. Дизайн как он есть. - М.: Европа, 2006.

5. Дзикевич, С.А. Эстетика рекламы: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004.

6. Михайлов, С.М. Метод "фирменных стилей" в организации предметно-пространственной среды города // Дизайн и технологии. - 2010. -№ 15.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.