Раздел 6
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Редактор раздела:
ТАМАРА МИХАЙЛОВНА СТЕПАНСКАЯ - доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
УДК 74.01/.09, 725.94
Dembich N.D., Mikhaylov S.M. DESIGN AS THE TOOL FOR THE HISTORICAL SIGN IN THE URBAN ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF THE MEMORIAL ROUTE OF PRINCESS DIANA IN LONDON). In article the memorial complex of princess Diana in London, the including walking route, a memorable fountain and a playground, as an example of a new approach in the organization of memorial ensemble in the city is considered by means of design.
Key words: memorial of princess Diana, design of an urban environment, subject and spatial environment of the city.
Н.Д. Дембич, аспирант, Казанский гос. архитектурно-строительный университет, Е-mail: [email protected]; С.М. Михайлов, д-р искусствоведения, проф.,
Казанский гос. архитектурно-строительный университет, Е-mail: [email protected]
ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАКА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ МЕМОРИАЛЬНОГО МАРШРУТА ПРИНЦЕССЫ ДИАНЫ В ЛОНДОНЕ)
В статье рассматривается мемориальный комплекс принцессы Дианы в Лондоне, включающий прогулочный маршрут, памятный фонтан и игровую площадку, как пример нового подхода в организации мемориального ансамбля в городе средствами дизайна.
Ключевые слова: мемориал принцессы Дианы, дизайн городской среды, предметно-пространственная среда города.
Памятники архитектуры, монументального и пластического искусства сквозь века несут нам информацию о важнейших исторических событиях и героическом прошлом, о том, кем были наши прародители, каковы были их эстетические идеалы, духовные и культурные ценности. Поэтому возведение мемориалов, монументов и других памятных знаков является важной и ответственной задачей в организации архитектурной среды города, ее художественного и смыслового наполнения.
Двадцатый век, в особенности годы после первой и второй мировых войн, был ознаменован созданием грандиозных мемориальных комплексов, обелисков и памятников, занимающих значительные по размерам территории. К их созданию привлекались именитые архитекторы, признанные мастера монументального и пластического искусства. Возводились такие объекты в соответствии с существовавшими традициями и по канонам архитектуры и монументального искусства.
XXI век несет с собой качественно новые технические и технологические возможности, новую динамику жизненных процессов. Общество вступает в постиндустриальную стадию своего развития. На смену «экономическому человеку» индустриальной эпохи идет «эстетический человек» [1]. Происходит переоценка ценностей, смена идеалов, представлений о качестве жизни и окружающей человека предметно-пространственной среды. В свою очередь все это требует и новых архитектурнохудожественных решений в области организации окружающей человека пространственной среды и ее предметного наполнения, неординарных и отвечающих веяниям времени. Традиционные проектно-художественные методы здесь уже не всегда эффективны. Они отстают от динамики современной жизни, а монументальные скульптурные и архитектурные формы не отвечают современным представлениям.
Сегодня все более востребованным в организации комфортной и художественно выразительной городской среды становится дизайн. В последние годы в архитектурно-дизайнерской практике все чаще появляются примеры оригинальных решений организации комфортных и художественно выразительных городских пространств средствами и методами дизайна. Одним из таких примеров является «мемориал Дианы» в Лондоне -
уникальный памятник принцессе Уэльской. Мемориальный комплекс включает «прогулочный маршрут Дианы (Walk)», «памятный фонтан Дианы», «мемориал - детская игровая площадка» Прогулочный маршрут Дианы «Мемориал Walk» Мемориал Walk представляет собой семикилометровый маршрут для пешеходных прогулок, проходящий по четырем самым известным лондонским паркам: Сент-Джеймс, Грин-парк, Гайд-парк и Кенингтонский сад. С маршрута открываются виды на три дворца (Кенсингтонский, Букингемский, Сент-Джеймс) и два особняка (Кларенс-хаус, Спенсер-хаус), связанных с жизнью Дианы. Общество королевских парков улучшило прилегающий ландшафт, благоустроив территорию вдоль маршрута и восстановив декоративные ворота, фонтаны и памятники по пути следования. Были установлены также скамейки для отдыха, кафетерии, палатки с продуктами и напитками, оборудованные туалеты. При разработке благоустройства предусмотрены специальные устройства для маломобильных групп населения
- пандусы, навесы, поручни и т.п.
По пути следования на протяжении всего прогулочного маршрута в пешеходные дорожки вмонтировано 90 специальных знаков - геральдических медальонов. Автор - скульптор Алек Пе-вер (Alec Peever) - в центре медальона разместил геральдическую эмблему розы, символизирующую неувядающий образ принцессы и традиции культуры Великобритании [2]. Медальон выполнен в технике травления по алюминию, в следствии чего, последний в нем воспринимается зрительно как драгоценный металл. Геральдические медальоны сразу узнаются в любой точке маршрута, становясь одновременно и средствами навигации для посетителей парка, и «визитной карточкой» мемориала Walk - своеобразным его фирменным стилем, объединяющим в единый художественно-тематический ансамбль значительную по размерам городскую территорию. Медальон включает также два указателя. Один показывает направление, откуда вы пришли, а другой - направление к следующему медальону-маркеру. Это позволяет осуществить прогулку от любой точки парка, не сбившись с пути. Следует отметить также, что дизайн формы безупречен с точки зрения эргономики. Имеющий плавный вогнуто-выпуклый профиль медальон как бы приподнят над
поверхностью тротуара и зрительно создает иллюзию объемности изображения розы и, в то же время, его форма не дает возможности пешеходам споткнуться о возвышающуюся среднюю часть.
Мемориальный маршрут Walk был открыт 30 июня 2000 года, за день до тридцать девятого года рождения принцессы, председателем мемориального комитета принцессы Дианы канцлером Гордоном Брауном.
Мемориальный фонтан Дианы
Это «водное устройство» лишь с определенной условностью можно назвать «фонтаном», в традиционном его понимании. Скорее это произведение садово-паркового искусства и ее автор - известный ландшафтный дизайнер американка Кэтрин Густафсон (Kathryn Gustafson). Струи здесь не бьют вверх, как у обычного фонтана, а текут навстречу друг другу по гранитному овалу. Размеры последнего примерно 50 на 80 м, и размещен он на юго-западном склоне Гайд-парка. Гранитное русло потока от 3 до 6 м в ширину, очень мелкое и выложено на пологой части парка так, чтобы вода с верхней части овала стекала с обеих сторон. С одной стороны овала течение воды довольно спокойно, она, нежно рябя на солнце, плавно струится вниз. С другой стороны русло имеет множество ступеней, порогов и разрывов. Кривые формы спроектированы так, что вода в этих местах бурлит, пенится, закручивается и стремится вниз, как и первый поток, к спокойному бассейну в конце пути. Оба потока, по словам автора проекта, «призваны отразить различные стороны жизни и настроения принцессы Дианы. ... Здесь нет традиционных бьющих струй, поскольку, как мы считаем, современная женщина, какой была Диана, достойна современного фонтана» [3]. Диана считалась современной и доступной принцессой, и целью фонтана-памятника было создание такой его формы, чтобы люди могли получить также доступ к воде [4]. Посетителям предлагается посидеть на краю гранитного русла и «обновить» ноги в водном потоке [2]. Тем самым фонтан становится интерактивным, предлагая посетителю своего рода общение. Вода в фонтане постоянно обновляется, поднимаясь из подземных источников Лондона. Три моста позволяют пересечь водные русла и подойти к центральной части фонтана - «сердцу» комплекса.
Фонтан состоит из 545 гранитных частей, которые были созданы из цельных кусков гранита с помощью современной компьютерной резки в Северной Ирландии
Первый камень водного комплекса был заложен в сентябре 2003 года и открыт ее Величеством Королевой Англии Елизаветой II 6 июля 2004 года в присутствии младшего брата Дианы Чарльза Спенсера, ее бывшего мужа принца Чарльза, а также ее сыновей Уильяма и Гарри.
Мемориальная детская площадка
Мемориальная игровая площадка расположена рядом с Кенсингтонским дворцом и была открыта 30 июня 2000 года, в память о покойной принцессе. В центре игровой площадки располагается большой деревянный пиратский корабль, вокруг него
- игровой комплекс, включая пляж, вигвамы, игровые элементы и скульптуры. В зоне тихого отдыха расположены места для сидения, где взрослые могут отдохнуть, наблюдая за детьми.
Детская площадка имеет свободный доступ и ею пользуются ежегодно более 750 тысяч детей [5]. Здесь с помощью средств дизайна пространство организовано так, что дети с ограниченными возможностями могут играть вместе со здоровыми детьми. Для этих целей здесь специально создана сенсорная тропа и тропа запахов. Площадка предназначена для всестороннего развития детей, физического, творческого, социального и пр. Вдохновленные историями о Питере Пене, авторы игрового комплекса создают ситуации в игровом пространстве, побуждающие детей изучать мир, следовать своему воображению.
Мемориал, созданный средствами дизайна
В мемориальном комплексе принцессы Дианы мы видим новый подход к организации памятного места в пространственной среде города. Его новизна заключается в том, что здесь нет традиционных для мемориалов величественных стел и гранди-
Библиографический список
озных монументов или храмов и часовен, как это было принято в прошлые века. Реализован столь необычный мемориал главным образом средствами современного дизайна, ландшафтного и предметного. Именно через дизайн и его философию происходит внедрение этого памятного комплекса в архитектурную и ландшафтную ситуацию города. Элементы дизайна, будь то игровые формы детской площадки, или медальоны-указатели привносятся в контекст, в определенной мере контрастируя с ним, выделяют тем самым мемориальный ансамбль территориально. При этом мемориальный комплекс занимает довольно значительные территории - четыре городских парка и прилегающий городской ландшафт. И воспринимается он не единовременно, а постепенно, в процессе движения зрителя по заданному маршруту.
Средствами дизайна мемориальный комплекс был обозначен в структуре города, но при этом он не изолирован пространственно от окружения. В этом состоит одно из особенностей его пространственной организации. Его пространственная локализация происходит в сознании человека, который мысленно выделяет его, связывает его через восприятие окружающих дворцов и особняков с образом Принцессы Дианы. Тем самым средствами дизайна в городском пространстве формируется многомерная семантическая структура, которую можно считывать послойно. Одним из таких семантических слоев и является мемориальный комплекс.
При организации пространственного ансамбля комплекса использован проектный инструмент дизайна - метод «фирменных стилей». Систему расположенных в пространстве парков медальонов можно рассматривать как своего рода «фирменный стиль» мемориала. В отличие от архитектурно-художественных стилей территориально он здесь носит локальный характер, распространяясь только на определенный фрагмент города. И он является художественно-тематическим стилем. В его основе лежит образ конкретной личности - всемирно известной принцессы Уэльской, «Леди Ди». С одной стороны, это место связано с ее именем, с другой стороны, обобщенный художественный образ Принцессы во многом привнесен извне.
Определенной новизной в организации мемориального комплекса является и некоторая «утилитарность» подхода. Мемориал представлен не столько местом возложения цветов и венков несколько раз в году, сколько его повседневное использование посетителем, будь то детская игровая площадка, ландшафтный комплекс с фонтаном или прогулочный маршрут. Этот контакт является интерактивным и предполагает активное участие зрителя как на тактильном уровне, так и интеллектуальном и психо-эмоциональном.
Мемориальный комплекс рассчитан не только на интерактивное участие зрителя, он рассчитан на зрителя современного и подготовленного, способного включить воображение и домыслить увиденное. Сегодня этот необычный мемориал не всеми воспринимается однозначно, как и сто лет назад воспринималась парижанами башня Эйфеля. Среди отзывов посетителей можно встретить полные разочарования, в которых мемориал называется «скучной вещью в хорошей ситуации», «пустой тратой денег», «туристы часто спрашивают «где мемориал Дианы?» и, увидев его, остаются разочарованы». Много и восторженных отзывов об интерактивном фонтане, который «в отличие от холодной и формальной статуи несет радость и наиболее подходит к образу молодой яркой Принцессы Дианы», «это что-то большее чем статуя», «когда вы гуляете по фонтану, вы замечаете, что художник отразил жизнь Дианы, ее мирные и бурные моменты... Это сказочно!» [6]
Парадоксально, но в итоге в центре Лондона возник «памятник без памятника», без традиционных скульптур, монументов и мемориальных архитектурных форм. При этом был создан не только уникальный художественно-ландшафтный комплекс, но и придан новый статус парковым зонам Лондона в целом. Открывавший мемориал канцлер Великобритании Гордон Браун назвал его «одним из самых величественных городских парков в мире» [2].
1. Михайлов, С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция): автореф. дис. ... докт. иск. - М., 2011.
2. The Royal Parks [Э/р]. — Р/д: http://www.royalparks.org.uk/parks/hyde_park/diana_memorial.cfm
3. Новости NEWSru.com: мемориальный фонтан в честь Принцессы Дианы [Э/р]. — Р/д: http://www.newsru.com/world/23jul2004/fontan.html cfm
4. Princess of Wales Memorial Fountain [Э/р]. — Р/д: http://en.wikipedia.org/wiki/Diana,_Princess_of_Wales_Memorial_Fountain cfm
5. Diana memorial playground [Э/р]. — Р/д: http://www.royalparks.org.uk/parks/kensington-gardens/diana-memorial-playground cfm
6. Princess Diana of Wales Memorial Fountain [Э/р]. — Р/д: http://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g186338-d486877-Reviews-Diana_Princess_of_Wales_Memorial_Fountain-London_England.html cfm
Bibliography
1. Mikhayjlov, S.M. Dizayjn sovremennogo goroda: kompleksnaya organizaciya predmetno-prostranstvennoyj sredih (teoretiko-metodologicheskaya koncepciya): avtoref. dis. ... dokt. isk. - M., 2011.
2. The Royal Parks [Eh/r]. — R/d: http://www.royalparks.org.uk/parks/hyde_park/diana_memorial.cfm
3. Novosti NEWSru.com: memorialjnihyj fontan v chestj Princessih Dianih [Eh/r]. — R/d: http://www.newsru.com/world/23jul2004/fontan.html cfm
4. Princess of Wales Memorial Fountain [Eh/r]. — R/d: http://en.wikipedia.org/wiki/Diana,_Princess_of_Wales_Memorial_Fountain cfm
5. Diana memorial playground [Eh/r]. — R/d: http://www.royalparks.org.uk/parks/kensington-gardens/diana-memorial-playground cfm
6. Princess Diana of Wales Memorial Fountain [Eh/r]. — R/d: http://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g186338-d486877-Reviews-Diana_Princess_of_Wales_Memorial_Fountain-London_England.html cfm
Статья поступила в редакцию 17.09.12
УДК 74.01/.09
Dembich N.D., Mikhaylov S.M., Mikhaylova A.S. ABOUT THE DUALITY OF THE NATURE OF THE CORPORATE STYLE. In this article is considered the duality of the nature of a corporate style and its manifestation in its stories as «corporate identification» and a part of branding and as universal «a design and art method» the organizations of a subject complex and the spatial environment including the cities.
Key words: corporate style, design and art method, corporate identification, subject and spatial environment, design of the city.
Н.Д. Дембич, аспирант, Казанский гос. архитектурно-строительный университет,
Е-mail: [email protected]; С.М. Михайлов, д-р искусствоведения, проф., Казанский гос. архитектурностроительный университет, Е-mail: [email protected]; А.С. Михайлова, канд. искусствоведения, доц., Казанский гос. архитектурно-строительный университет, Е-mail: [email protected]
О ДВОЙСТВЕННОСТИ ПРИРОДЫ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
В статье рассматривается двойственность природы фирменного стиля и ее проявления в его истории как «корпоративная идентификация» и часть брендинга и как универсальный «проектно-художественный метод» организации предметного комплекса и пространственной среды в том числе и города.
Ключевые слова: фирменный стиль, проектно-художественный метод, корпоративная идентификация, предметнопространственная среда, дизайн города.
Фирменный стиль - уникальное явление в проектной культуре ХХ века. Сегодня это понятие прочно вошло в профессиональный лексикон дизайнеров, рекламистов и маркетологов. В вузах фирменным стилям посвящены специальные лекционные курсы, курсовые и дипломные проекты. На профессиональном рынке сегодня множество дизайн-студий, рекламных и брендинговых агенств, которые предлагают свои услуги по разработке фирменного стиля. При этом в термин «фирменный стиль» сегодня вкладываются не всегда однозначные по смыслу понятия.
Понятие «фирменный стиль»: исторический экскурс
Понятие «Фирменный стиль» появилось в профессиональном лексиконе отечественных дизайнеров в к. 1960 - н. 1970-х гг. как производная от англ. «design coordination and corporate image»1. В. Глазычев определяет фирменный стиль как «совокупность визуально воспринимаемых признаков, вызывающих у потребителя устойчивый стереотип конкретной промышленной или торговой компании» (1970). Он связывает появление фирменных стилей с деятельностью Петера Беренса на посту художественного директора компании АЭГ (1907-1909), где им была впервые сделана попытка сформировать ярко выраженное лицо фирмы в ряду других промышленных компаний на основе единых художественно-стилевых принципов формообразования широкого объектного ряда - от логотипа фирмы, графики ее документации и рекламы, выпускаемой продукции до архитектуры производственных зданий и торговых представительств. При этом В. Гла-зычев отождествляет явление фирменного стиля с началом индустриального дизайна вообще (называя его «скрытым определением дизайна») и связывает этот процесс с монополистическим капитализмом [2]. При этом целый ряд исследователей отмечают, что «фирменный стиль АЭГ для Беренса был не просто средством выделить продукцию монополии среди других компаний», Здесь как отмечает В. Аронов, проявился его «культурологического подхода к технике» как отправная точка всех построений Беренса в теории искусства [3]. Аналогичное мы находим
и в книге В. Рунге и В. Сеньковского «Основы теории и методологии дизайна» [4]. «Стратегией синтеза искусства и промышленности» называют фирменный стиль АЭГ В.Сидоренко и И.Счет-чиков, рассматривая его, «как сложную систему, в которой проект комплекса продукции обоснован превосходной организацией целого - маркетинговой и художественной концепцией изделий.» [5]. В этом синтетическом подходе Беренса была уже изначально заложена двойственность природы фирменного стиля - маркетинговая и культурологическая составляющие, определившие дальнейшее его развитие.
Фирменный стиль как «корпоративная идентификация» и составляющая брендинга
В современном интернет-пространстве целый ряд терминов употребляется как синоним «фирменного стиля»: «система фирменной идентификации», «брендинга», «корпоративный стиль», «корпоративная идентификация» и др. [6]. В свободной энциклопедии «Википедия» он именуется «корпоративный стиль, айдентика» как производная от англ. «corporate design» [7]. На западе используются термины «corporate ID» и «brand ID» (ID -от англ. identity - «идентификация») [6]. При этом понятие «фирменный» или «корпоративный» стиль связывают с графическим дизайном, определяя его как «набор графических форм и принципов их построения в целях выделить фирму среди себе подобных, и создать ее узнаваемый образ в глазах потребителей»2.
Л. Подорожная называет фирменный стиль «одним из наиболее современных и актуальных видов рекламы», отмечая при этом, что «многими исследователями он рассматривается как важный особый вид маркетинговых коммуникаций» [8]. Одним из распространенных определений фирменного стиля сегодня является: «совокупность художественных приемов, создающих единый характер подачи рекламных материалов фирмы, усиливающая эффективность ее рекламных контактов с потребителями, повышающая доверие партнеров и способствующая росту ее репутации и известности на рынке» [9]. Здесь во главу
1Д. Азрикан и Д. Щелкунов в статье «О природе и функциях фирменного стиля», опубликованной в 1975 году, отмечали, что в отечественной специальной литературе термин «Фирменный стиль» принят в качестве единственного обозначения весьма многообразного и разнохарактерного явления. За рубежом для обозначения различных его форм наряду с понятием «фирменный стиль» и даже чаще, чем он, употребляются термины «политика в области дизайна», «координация дизайна», «образ фирмы», «система идентификации» [1].
2 Разработка фирменного стиля здесь, как правило, сводится к двум информационным блокам - т.н. «основной пакет» или «фирменный блок», включающий логотип, торговую марку (знак), слоган, фирменные цвета и шрифты, а также визитную карточку, фирменные бланки документации и конверты; и «дополнительный», куда могут войти самые разнообразные составляющие: веб-сайт, мультимедийная презентация, прайс-листы, фирменные папки и пакеты, упаковка, плакаты, банеры, сувенирная и рекламная продукция и др. [9].