адгерентно-оценочных разговорных единиц в официальных контекстах описания лиц и событий (28% - 430 контекст) и 3) использование названных лексем в речи автора текста газетного материала (31% - 477 контекст). Проведенный анализ формирования адгерентной оценочности разговорного оценочно-нейтрального слова позволяет также выявить два основных условия, ведущих к актуализации аксиологического потенциала оценочно-нейтрального разговорного слова: 1) влияние широкого контекста на формирование оценочности разговорного слова; 2) использование разговорной лексики с целью создания контраста между тональностью описываемой ситуацией и прагматикой слова, частным случаем которого является противопоставление формальной и разговорной лексики в стилистически нейтральном контексте.
Использование адгерентно-оценочной разговорно-маркированной лексики в прямой речи с целью создания оценки наблюдается в следующем контексте:
(5) Lady Fretwell, president of Passport for Pets, which pressured the government to abolish quarantine, said: "It is typical of MAFF to spend bucks. ” (The Times)
В данном контексте разговорный американизм buck ‘a dollar’, приводимый в рамках цитирования слов высокопоставленного официального лица, способного влиять на решения правительства, является средством демонстрации отрицательного отношения говорящего к деятельности уполномоченной организации. Условием реализации имплицитного аксиологического потенциала лексемы является дивергенция прагматики слова и тональности контекста.
Цитирование нейтрально-оценочной лексики в тексте официального характера иллюстрируется контекстом, в котором адгерентно-оценочный слэнгизм booze ‘alcoholic drink’ в словосочетании ”booze cruisers ” используется для выражения низкой оценки водного средства транспорта, передавая стиль общения людей, которые обычно им пользуются:
(6) "As the Queen disembarked from a 5 oft cruiser more used to ferrying foreign tourists and local 'booze cruisers” than
royalty, she clutched the wooden stick she has used since her operation (The Times).
Негативная оценка усиливается за счет дивергенции прагматики слова и прагматики контекста описания путешествия королевы, поскольку данная ситуация предполагает иную тональность и иной регистр общения.
Использование адгерентно-оценочной разговорной лексики в речи автора с целью создания и интенсификации оценки наблюдается в следующем контексте, где узуально-имплицитно-оценочное разговорное слово pal "a friend” приобретает отрицательную оценочность на фоне импликации ординарности и незначительности лица, возникающей как следствие противопоставления описаний событий жизни члена королевской семьи, принцессы Беатрис, и рядового члена общества:
(7) And while Beatrice has hit the headlines with a lavish 18th birthday party and an American pal who was involved in a violent fight in which a college friend died, Eugenie has kept a much lower profile (The Times).
Таким образом, приобретение оценочности оценочнонейтральным разговорным словом осуществляется под влиянием его непосредственного окружения или более широкого контекста при ведущей роли прагматических факторов. При анализе функционирования данного рода лексики необходимо принимать во внимание тип разговорных лексических единиц, обладающих различным аксиологическим потенциалом, что объясняется тем фактом, что механизм реализации аксиологического потенциала разговорного слова может варьироваться и иметь свои особые характеристики, что обусловлено различным положением аксиологического заряда в структуре словозначения (сильный или слабый импликационал). В целом, исследование функционирования адгерентно-оценочной разговорной лексики в тексте британской прессы представляет большой интерес для детального изучения лексикосемантических средств выражения аксиологической оценки в речи с учетом прагматических факторов, детерминирующих актуализацию аксиологического потенциала слова в тексте.
Bibliography
1. Telia, V.N. Connotative aspect of the semantics of nominative units. - M., 1986.
2. Retunskaya, M.S. Axiological vocabulary of English. - N. Novgorod, 1996.
3. Novikov, V.P. Valuation of words in the English language newspaper. - M., 1992.
4. Nikitin, M.V. Lexical meaning (structure and combinatorics). - M., 1983.
Article Submitted 10.01.11
УДК 74.01/.09
С.М. Михайлов, канд. архитектуры, профессор; М.И. Белов, асп., Казанский государственный архитектурно-строительного университет, г. Казань, E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦ (1960-1980-Е ГГ.)
В статье на примере городов центральной Европы рассматриваются принципы организации предметно-пространственной среды пешеходных улиц, возведенных в период послевоенного восстановления и реконструкции исторических центров (1960-1980-х гг.)
Ключевые слова: пешеходная улица, дизайн городской среды, предметно-пространственная среда, уличная мебель и оборудование.
Вслед за предметным индустриальным дизайном в начале ХХ века получает развитие и дизайн городской среды (городской дизайн). Созданные по архитектурным канонам «малые архитектурные формы» в городских пространствах стали сменять новые предметные формы, подчиненные законам индустриального формообразования. Афишные тумбы исчезли, вытесненные билбордами и перетяжками, в большинстве случаев киоски, обрамление дверей и витрин стандартизирова-
лись, войдя в одно семейство с автозаправочными станциями [1]. Кульминацией в развитии городского дизайна ХХ века стали пешеходные улицы, став своего рода феноменом в архитектуре и дизайне [2].
Наиболее активное строительство пешеходных улиц в Европе приходится на период: начиная с к.1950-н.1960-х гг., когда развернулось массовое восстановление и реконструкция исторических центров разрушенных во время второй мировой
войны и их приспособление к новым транспортным условиям, и заканчивая к.1980-н.1990-х гг. К этому времени была практически уже сформирована методология организации пешеходных улиц, получившая внедрение во многих городах мира, разработаны основные архитектурно-градостроительные приемы и методы их организации. Начало происходить осмысление этого процесса и на теоретическом, научноприкладном уровнях: появились научные статьи, капитальные труды в этой области. При этом новаторские проектные поиски и эксперименты на априорном уровне продолжились в основном в области дизайна пешеходных улиц.
Следует отметить, что одним из существенных факторов, повлиявшим на возникновение и распространение в европейских странах пешеходных улиц как особой формы городского общественно-торгового центра, на который исследователи не всегда обращают должное внимание, стали настроения в обществе после окончания второй мировой войны. Послевоенная эйфория, стремление к благополучию и процветанию потребовали нового предметно-пространственного окружения с более высоким уровнем комфорта, в том числе и новый тип городских пространств. Определенным ответом на этот социальный запрос и стала пешеходная улица. Она задала новую планку уровня комфортности городской среды, став своего рода идеальной формой городского пространства -«идеальным городом» ХХ века. Именно как форма особого комфорта и престижа пешеходная улица получила широкое распространение во многих и, в первую очередь, столичных, городах мира. Методология проектирования пешеходных улиц была сориентирована на новаторства и модные веяния в архитектуре и дизайне 1960-70-х гг. Поэтому здесь активно использовались популярные в то время принципы «архитектурной театрализации» и «сценарной организации» городских пространств. Тем самым пешеходная улица стала своеобразной формой реализации концепций «средового подхода»1 в архитектуре, оказав значительное влияние на становление новых направлений и специализаций в дизайне - «городской дизайн», «дизайн архитектурной среды», «средовой дизайн», «ландшафтный дизайн». Последние получили свои объекты проектирования, инструментарии научных и проектных методов.
Широкий арсенал новейших для того времени архитектурно-дизайнерских средств, используемый при организации пешеходных улиц, предопределил возникновение в проектно художественной культуре новых форм синтеза: проектной методологии и философии индустриального дизайна с архитектурой, градостроительством, монументально-
декоративным искусством. В свою очередь это привело к появлению нового типологического ряда в предметном дизайне - комплекты уличной мебели и оборудования, системы визуальных коммуникаций2, суперграфика фасадов и уличных покрытий и т.д. [2].
1 Средовой подход, как отмечает М.Д.Тумаркин, понятие, родившееся в СССР и не имеет эквивалента в зарубежной литературе и профессиональной практике. Родство архитектуроцентричной фракции советского средового движения с тем, что на Западе именуется контекстуализмом, имея в виду известную формулировку Ричарда Майера: "Под контекстом я понимаю не только физическую, но также социальную, типологическую и историческую среду" [Meier R. A Personal Manifesto//Architectural Design. - 1985. - N 1-2. - P. 57]
2 В процессе организации предметно-пространственной среды
пешеходных улиц произошло становление одной из новых специализаций городского дизайна - проектирование систем визуальных коммуникаций в городе, основанной на его синтезе с графическим дизайном. Её целью стало упорядочивание системы графических знаков в среде городского ансамбля, улучшение понимания его пространственной структуры человеком и ориентации в ней, а также достижения художественно-стилевого единства ансамбля средствами графического дизайна в синтезе с архитектурой. В рамках системы визуальных коммуникаций графические символы-пиктограммы расширили свое значение универсальной межъязыковой коммуникации, превратив-
Исследования пешеходных улиц ряда европейских городов, и в первую очередь, Германии3, позволили выявить ряд общих закономерностей в области их дизайна, на основе которых были сформулированы излагаемые ниже принципы организации предметно-пространственной среды пешеходной улицы (1960-і990-е гг.).
Принцип «ярусности графической среды». Этот принцип организации предметно-пространственной среды пешеходной улицы отражает особенности восприятия человека и его сенсорного контакта с архитектурным и предметным окружением. Согласно этому принципу в предметнопространственной среде города можно выделить три яруса, определяющих дифференцированный выбор средств в организации фасадов застройки и предметного наполнения улицы: «маяки», «ориентиры», «партер».
Маяки. Самый верхний ярус общей "графической среды" улицы формируют элементы городского дизайна, рассчитанные на восприятие с удаленных расстояний (до 1-2 км и более). Это размещаемые над карнизами зданий, формирующих фронт застройки улицы, различные рекламные установки, световые табло,. При этом информация, которую несут эти элементы, как правило, тематически не связана с функционально-пространственной структурой улицы и функциональным содержанием формирующих ее объектов. Маяки несут информацию общего характера (реклама торговых, страховых фирм и компаний, лозунги и социальная реклама и т.п.). Такие элементы графической среды улицы решают прежде всего градостроительную задачу, формируя ритмический строй акцентов в общей пространственной композиции пешеходной улицы, а также выделяя ее визуально в общей функционально-пространственной структуре городского центра. Для этого яруса графической среды улицы оптимальны крупные и простые формы шрифта и пиктограмм, ограниченный спектр цветов (два-три), причем предпочтительными здесь являются контрастные цвета.
Ориентиры. Второй ярус, охватывающий плоскость фасадов застройки выше второго этажа, формируют «ориентиры», воспринимаемые человеком со средних дистанций (0,3-1км). Это, как правило, вывески наиболее значимых функциональных объектов улицы - крупные торговые центры, музеи и выставочные залы, зрелищно-развлекательные центры, рестораны и пр. Ориентиры способствуют раскрытию функциональной структуры пешеходной улицы, помогая человеку ориентироваться в ее пространстве. В отличие от маяков ориентиры играют более активную роль в общей пространственной композиции улицы, тесно связаны с ее функциональнопространственной структурой и рассчитаны на восприятие не из вне, а в рамках ее «внутреннего» пространства. Поэтому вывески, пиктограммы, логотипы и др. элементы визуальных коммуникаций этого уровня зачастую размещают перпендикулярно к фасадам застройки или выносят в пространство улиц в виде отдельно стоящих объектов тем самым обеспечивая их восприятия в створе улицы со значительного удаления. Здесь также используются достаточно простые и хорошо читаемые шрифт и графические изображения, спектр цветов также ограничивается (двумя-четырьмя).
Партер. Нижний ярус (первые этажи застройки), насыщенный разнообразной визуальной информацией: вывески, торговая реклама, пиктограммы, афиши витрины и т.д. Восприятие
шись в художественный прием организации предметнопространственной среды города.
3 Полученные в настоящей статье выводы базируются на материале авторских натурных исследований пешеходных улиц и зон в Берлине, Мюнхене, Эрфурте, Кельне, Франкфурте на Майне, Веймаре, Халле, Нюрнберге, Готе, Гере, Вернике Роде, Дрездене, Ростоке, Бремене, Штааде, Киле, Потсдаме (Германия), в Лондоне, Эдинбурге и Глазго (Великобритания), Майами (США), Ротердаме (Нидерланды), Барселоне (Испания), Лисабоне (Португалия), Вене (Австрия), Париже (Франция).
этого яруса графической среды улицы происходит преимущественно с ближних дистанций (до 200-300 м). Используется здесь весь спектр цветов, шрифт может иметь самую высокую степень сложности своего начертания. Партер предоставляет зрителю максимально разнообразную информацию вплоть до внутреннего содержания составляющих функциональную структуру улицы объектов (меню ресторанов и кафе, прейскуранты цен магазинов, анонсы кинофильмов или театральных постановок зрелищных объектов и пр.) [3].
Принцип «функциональной визуализации» - визуализация функциональной структуры улицы средствами дизайна. Наряду с формированием комфортной предметно-пространственной среды, городской дизайн решает и задачи архитектурно-градостроительного плана, помогая выявить функциональную структуру ансамбля улицы, повысить его масштабность и соразмерность человеку, усилить выразительность предметнопространственной среды,
Визуализировать функциональную структуру улицы, выявить ее пространственную композицию можно в значительной степени добиться даже соответствующим расположением мебели и оборудования. Например, сбивками в ритмическом строе уличных светильников, их концентрацией в расстановке и усложнением внешней формы можно подчеркнуть функционально значимые объекты - входы в кинотеатры, торговые пассажи и центры. Немецкие дизайнеры зачастую используют довольно оригинальный прием постановки группы уличных светильников в близком расстоянии, буквально в одном-двух метрах, друг от друга (пешеходные улицы в центре Мюнхена и Эрфурта). Уличные светильники здесь начинают терять свое традиционное предназначение, приобретая новое качество -превращение в пространстве улицы в своеобразную декоративную композицию. В вечернее время эта "городская скульптура" становится активным световым пятном в уличном пространстве, акцентирующим функционально значимый узел.
Аналогично решается задача выявления функциональной и композиционной структуры ансамбля пешеходной улицы и другими средствами городского дизайна. Будь то суперграфи-ческое изображение женской прически на весь фасад многоэтажного здания в центре Бремена с парикмахерской на первом этаже, или вынесенные на второй ярус «вывески-ориентиры» магазинов, которые размещены в глубине торгового квартала в Берлине.
Особую роль в дизайне пешеходной улицы играет рисунок и характер мощения. С его помощью визуально корректируется пространство улицы (при необходимости сужается или, напротив, расширяется, увеличивается протяженность или укорачивается), выявляются пути транзитного движения, перекрестки, входы в кафе и магазины, островки отдыха, зоны летних кафе, выносных витрин и торговых точек, места расположения исторических памятников, скульптур, афишных тумб, уличных фонарей и др. предметных форм в пространстве улицы. Рисунок мощения (начертание и ритмический строй) может «управлять» движением пешехода, ускоряя или замедляя его, останавливая зрителя перед архитектурно и художественно ценными объектами, на видовых точках, также он может дифференцировать по значимости формирующие улицу объекты архитектуры и городского дизайна. Классическим примерами здесь могут быть квартал «Николай-фиртель» в Берлине, пешеходные зоны Нюрнберга, Киля, Веймара, Кельна и др. городов Германии.
Принцип «интерьерности городских экстерьеров». В пешеходных улицах мы видим стремление к созданию высококомфортных городских пространств, не уступающих по удобству и технической оснащенности интерьерным. Здесь вместо традиционных малых архитектурных форм, брутальных и громоздких, появились кардинально новые предметные формы. Они по подобию интерьерной мебели эргономичные, индустриально изготавливаемые и представляют собой многопредметные гарнитуры уличного оборудования, решенные в
одном стилевом ключе. В дизайне пешеходных улиц, как на уровне проектирования мебельных гарнитуров и визуальных коммуникаций, так и организации пространств были использовались методы эргономики как инструмент повышения комфортности предметно-пространственной среды. Тем самым в дизайне пешеходных улиц впервые был поставлен вопрос об "эргономике пространства".
Пешеходные улицы и зоны принесли с собой и новый тип городской скульптуры. Вместо традиционно помпезных конных статуй, памятников и монументов в городскую среду пришли камерные скульптурные формы (с фигурами человека в натуральную величину или 2/3 его роста), рассчитанные на восприятие с ближних дистанций, а зачастую и тактильный контакт со зрителем. Последнее нашло выражение в появлении т.н. "игровой скульптуры". Это и застывший в созерцании окружающей архитектуры прохожий на одной из улочек центра Бремена, и присевший отдохнуть под тенью дерева капитан в портовом городе Киле и парень с гитарой под фонарем с "золотыми огнями" на пешеходной улице Саратова. Эти бронзовые ваяния возникают перед нашим взором неожиданно, их легко спутать с реальным живым миром. На такую игру нашего воображения они и рассчитаны, располагая к себе, вызывая улыбку, приглашая к «общению» и фотографии на память.
Еще одной особенностью организации предметнопространственной среды пешеходных улиц является активное использование цвета как в архитектурном оформлении фасадов, так и, в особенности, в организации градостроительного партера и его предметного наполнения. Сложность и многообразие цветовых сочетаний и насыщенность цветов, формирующих улицу архитектурных элементов и предметных форм, детальность их проработки цветом поставила пешеходную улицу по уровню колористической организации в один ряд с интерьерными пространствами.
В процессе организации предметно-пространственной среды пешеходной улицы как единого пространственного комплекса, логично встал вопрос о дизайне архитектурного фасада (а вместе с ним и об «архитектурном дизайне» в целом), когда элементы графического дизайна, суперграфика, уличная мебель и оборудование, технические устройства и др. объекты индустриального дизайна становились одновременно элементом фасада, его своеобразной архитектурной деталью и составной частью предметного комплекса улицы, включая, тем самым, архитектурный фасад в общее художественнодизайнерское решение ансамбля пешеходной улицы. И если прежде архитектурная деталь фасада «спускалась на землю», превращаясь в малую архитектурную форму, а благоустройство, микропластика и декорирование уличных покрытий зачастую называлось «пятым архитектурным фасадом», то сейчас элемент предметного наполнения (городского дизайна) с уровня земли поднимается на архитектурный фасад, становясь его функциональным элементом и декоративной деталью. Это и устройства защиты от солнца и кондиционирования воздуха, и фонари-бра с копией оголовков уличных фонарей-торшеров (Театральная площадь в Веймаре, ратушная площадь в Готе), кончая светящейся полосой, бегущей по тротуару и фасаду в центре Нью-Йорка.
Принцип «растворения границы между экстерьерным и интерьерным пространствами». В архитектуре граница между внешней и внутренней средой, будь то интерьерное пространство здания или города, всегда имела особое значение, не только утилитарно-функциональное, но и образносемантическое1 [4].
Ситуация начала меняться в ХХ веке. Лидеры «современного движения» и «конструктивизма» особыми планировочными приемами, витражами оконных проемов, идущих от пола до потолка, пытались визуально разрушить эту традиционную границу между интерьером и экстерьером, раскрыть внутреннее пространство во вне и, напротив, продолжить естественное природное окружение во внутрь здания2. Эти прогрессивные тенденции ХХ века нашли отражение и дальней-
шее развитие в организации пешеходных улиц. Уровень пола магазинов и кафе делались в одном уровне с поверхностью улицы без каких-либо ступеней на входе, зачастую продолжаясь тем же уличным мощением в интерьер. Все это вместе с формой входов в виде «стеклянной воронки» буквально «затягивало» потенциальных покупателей внутрь помещения. Не ощущая каких-либо преград, идущий по улице человек незаметно для себя оказывался в интерьерном пространстве. Прозрачные витражи гигантских витрин делали внутреннее пространство визуально доступным для прохожих с улицы. Тем самым на зрительном уровне растворялась граница между экстерьером и интерьером. Этот эффект усиливался вынесенными в пространство улицы торговыми витринами, автоматами и прилавками, уличной мебелью и кадками с экзотическими теплолюбивыми растениями летних кафе как бы продолжая интерьер на улицу. В это же время становится распространенным прием «вхождения» улицы в интерьер брутальными формами цветочниц, облицовки стен, мощения, уличными скамьями и светильниками, разрушая границу между экстерьерными и интерьерными пространствами на психологическом уровне.
Bibliography
В процессе проектирования пешеходных улиц с появлением здесь гарнитуров эргономичной уличной мебели, торговых точек и оборудования, солнце и ветрозащитных устройств, установки эскалаторов и лифтов для инвалидов, теп-лоизлучателей в открытых кафе и подогреваемых тротуаров, впервые был поставлен вопрос о преодолении границ между интерьерными и экстерьерными пространствами не только на визуальном уровне, но уровню их комфортности.
1 В городах прошлого они укреплялись валами, рвами, стенами и редутами. При этом зодчие решали не только вопросы фортификации, но и заботились о красоте создаваемых ансамблей. В здании граница -стены и крыша - одна из главных составляющих его архитектуры. Важную роль здесь всегда играл вход, где эта граница преступалась. Вход всегда акцентировался: воротами и башнями в крепости, порталами и портиками в здании. Вход должен был остановить движение, чтобы продолжить его, но уже в новом качестве.
2 Ярким примером здесь могут служить органическая архитектура Ф.Л.Райта, Алвар аалто и скандинавская архитектурная школа, жилой дом из стекла Миса Ван дер Рое
1. Глазычев, В.Л. Урбанистика. - М.: Издательство «Европа», 2008.
2. Михайлов, С.М. Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности. Исторический аспект // Дизайн ревю. - 2009, № 1-4.
3. Михайлов, С.М. Принципы комплексного благоустройства городской улицы со сложившейся застройкой / С.М. Михайлов, З.З. Сафин // Экспресс-информация «Современ. состоян. и тенденции развития больших городов в СССР и за рубежом». - М.: МГЦНТИ, 1987. - Вып. 1.
4. Урбах, А.И., Лин, М.Т. Архитектура городских пешеходных пространств / А.И. Урбах, М.Т. Лин. - М.: Стройиздат, 1990.
Article Submitted 20.09.10