Научная статья на тему 'Современные тенденции создания и преобразования городских площадей'

Современные тенденции создания и преобразования городских площадей Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1478
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НОВЫЙ УРБАНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДУХ МЕСТА / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOWN SQUARE / SPATIAL PHENOMENON / PRINCIPLES OF COMPREHENSIVE PLANNING / NEW URBANISM / SOCIAL COMMUNICATION / GENIUS LOCI / HI-TECH INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Масловская Оксана Владимировна, Игнатов Григорий Евгеньевич

Рассматриваются некоторые из современных тенденций в дизайне городских площадей. С градостроительной точки зрения это следование принципам устойчивого развития, в том числе нового урбанизма. В социальном смысле повышенное внимание к характеру места, времени и особенно общества, которому предстоит обживать создаваемое пространство. С дизайнерских позиций многосложная морфология в формообразовании элементов площади, формирование (или воссоздание утраченного) духа места, нивелирование границ между экстерьерными и интерьерными пространствами, а также создание комфортной и привлекательной «умной площади», насыщенной высокотехнологичной инфраструктурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary tendencies in creation and conversion of the town squares

Article describes some of current trends in the town squares design. It is a following to the principles of comprehensive planning and new urbanism from urban planning point of view. In social sense it is a special attention to character of a place, time and especially society because the created space first of all must be habitable. From design positions it is a polysyllabic morphology in a shaping of the area, formation or a reconstruction of lost spirit of a place, leveling of borders between open and interior spaces, and creation еру comfortable and attractive «clever square» with hi-tech infrastructure.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции создания и преобразования городских площадей»

УДК 304.2, 7.01, 7.03

О. В. Масловская1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Г. Е. Игнатов2

Дальневосточный федеральный университет Владивосток. Россия

Современные тенденции создания и преобразования городских площадей3

Рассматриваются некоторые из современных тенденций в дизайне городских площадей. С градостроительной точки зрения - это следование принципам устойчивого развития, в том числе нового урбанизма. В социальном смысле - повышенное внимание к характеру места, времени и особенно общества, которому предстоит обживать создаваемое пространство. С дизайнерских позиций - многосложная морфология в формообразовании элементов площади, формирование (или воссоздание утраченного) духа места, нивелирование границ между экстерьерными и ин-терьерными пространствами, а также создание комфортной и привлекательной «умной площади», насыщенной высокотехнологичной инфраструктурой.

Ключевые слова и словосочетания: городская площадь, пространственный феномен, устойчивое развитие, новый урбанизм, социальная коммуникация, дух места, высокотехнологичная инфраструктура.

O. V. Maslovskaya

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

G. E. Ignatov

Far Eastern Federal University Vladivostok. Russia

Contemporary tendencies in creation and conversion of the town squares

Article describes some of current trends in the town squares design. It is a following to the principles of comprehensive planning and new urbanism from urban planning point of view. In social sense it is a special attention to character of a place, time and especially society because the created space first of all must be habitable. From design positions it is a polysyllabic morphology in a shaping of the area, formation or a reconstruction of lost spirit of a place, leveling of borders between open and interior spaces, and creation еру comfortable and attractive «clever square» with hi-tech infrastructure.

Keywords: town square, spatial phenomenon, principles of comprehensive planning, new urbanism, social communication, genius loci, hi-tech infrastructure.

1 Масловская Оксана Владимировна - канд. архитектуры, доцент, профессор кафедры дизайна и искусств ВГУЭС; e-mail: [email protected].

2 Игнатов Григорий Евгеньевич - канд. архитектуры, доцент, профессор кафедры проектирования архитектурной среды и интерьера ДВФУ; e-mail: [email protected]

3 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Особенности дизайнерского преобразования среды городских площадей как пространственного архетипа и места социальной коммуникации», проект № 14-04-00343.

91

Социальная актуальность развития системы городских публичных пространств, в число которых входят городские площади, вызвана возрастающей общественной активностью населения, порождающей необходимость создания новых и переосмысления существующих пространственных форм. Научная актуальность проблемы объясняется необходимостью систематического осмысления процессов глобализации, информатизации, виртуализации городской среды, а также обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации, более внимательного отношения к проблемам человека и общества. Цель данного исследования состоит в выявлении современных тенденций в дизайне городских площадей.

Уже во второй половине прошлого столетия, когда стал очевидным кризис идей модернизма, как реакция на него активизировался средовой подход к проектированию города (в западной терминологии «comprehensive planning»). В рамках средового подхода проектные решения принимаются на основе тщательного изучения общественного мнения: проект должен максимально учитывать особенности данного места («genius loci»), времени и общества, которому предстоит обживать создаваемое пространство [3]. В 1970-е годы в архитектурной идеологии происходят коренные изменения. Минималистское тяготение к простоте уступает место постмодернистскому стремлению к сложным, а иногда откровенно хаотичным образам природного и исторического окружения.

Одной из площадей, рождённых в парадигме постмодернизма, является Пайонир-Кортхаус-сквер в Портленде, США (около 95*95 м, или 0,9 га, рис. 1а). Согласно генплану города 1969 года здесь намеревались соорудить многоуровневую парковку, но уже в начале 1970-х годов решение было изменено в пользу создания на этом месте достопамятного общественного пространства. Площадь, запроектированная под руководством дизайнера У. Мартина, строившаяся «всем миром» по кирпичику (для сбора средств на постройку были выпущены именные кирпичи для мощения), открыта в 1984 г. Преобразованное пространство пользуется популярностью как у туристов, так и горожан, местные жители ласково называют Пайонир-Кортхаус-сквер «городской гостиной».

В 1980-е годы в США, а затем и в других странах зарождается градостроительная концепция нового урбанизма, подразумевающего возрождение небольшого компактного «пешеходного» города или района в противоположность «автомобильным» пригородам. Новый урбанизм во многом исходит из принципов устойчивого развития, возникнувшего в 1970-е годы (более точное значение - гармоничное, правильное, равномерное, сбалансированное развитие - «sustainable development»), то есть такое развитие, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества.

Устойчивое развитие - это модель скоординированного использования ресурсов, направления инвестиций, научно-технического прогресса, развития личности и институциональных изменений с минимальным (или восстанавливающим) эффектом воздействия на окружающую среду. Таким образом, модель устойчивого развития направлена на удовлетворение потребностей человека при сохранении окружающей среды и сохранении ресурсов для будущих поколений.

Площади согласно принципам нового урбанизма должны быть преимущественно пешеходными и служить для общения людей. Западные градостроители несколько десятилетий решают транспортные проблемы мегаполисов, с разной степенью успешности трансформируя, насколько это возможно, автомобильные города в велосипедные. Особенно удачным оказался опыт Копенгагена, где датскому урбанисту Яну Гейлу [1, 2] удалось не только наладить велосипедную инфраструктуру, но и внедрить новый пешеходно-велосипедный образ жизни в сознание горожан. Теперь это явление называют во всём мире «копенгагенизацией».

В 2009 г. пешеходной площадью был провозглашен такой напряжённый транспортный узел, как Таймс-сквер в Нью-Йорке (рис. 1в). Мэр Нью-Йорка М. Блумберг объявил, что эти действия «сделают Нью-Йорк более пригодным для жизни путём сокращения загрязнения, сокращения происшествий с участием пешеходов» [6]. С тех пор грандиозный эксперимент продолжается: создаются временные проекты по преобразованию площади, 92

изменяются соотношения проезжей части для общественного транспорта, такси и пешеходной зоны, изучается общественное мнение, влияние на бизнес и т.д.

Не менее сложным и противоречивым объектом стал Федерейшен-сквер (Площадь Федерации) в Мельбурне - многофункциональный комплекс, возведённый по проекту LAB и Б. Смарта в 1997-2002 годах над железнодорожными путями и включающий в себя музей австралийского искусства, кинотеатры, остекленный атриум для общественных собраний и открытый амфитеатр для общегородских политических событий (рис. 1 б). Ч. Дженкс называет Федерейшен-сквер фрактальной ландшафтно-подобной формой, содержащей в себе очень многое от новой парадигмы. Он пишет, что «её загадочные оболочки предлагают новую версию контекстуализма: стекло, металл и песчаник близлежащих зданий расщепились и снова встретились здесь в динамическом порыве. ... Здесь в итоге возникает своего рода «неосредневековая» городская среда - «лоскутное одеяло» городской ткани кладется в основу новой иконографии» [4. С. 23]. Одной из притягательных точек на площади является гигантский экран, собирающий массы зрителей во время прямых трансляций спортивных соревнований или политических событий.

Не останавливаясь подробно на социальных аспектах в проектировании городских площадей, экологических и технологических аспектах формирования среды, требующих отдельного изучения, отметим несколько основных тенденций непосредственно в дизайнерских решениях современных общественных пространств. Таковыми можно назвать интерактивность и интеллектуальность - развитие концепции так называемого «умного города», в нашем случае «умной площади»; усложнённая (природная, техническая, историческая) морфология в формообразовании элементов городских площадей, формирование или воссоздание утраченного особенного духа места или «genius loci»; нивелирование границ между интерьерными и экстерьерными пространствами в городской среде.

«Умная площадь». Для превращения городской площади в современную и привлекательную для посетителей среду необходимо её насыщение информационными технологиями. Информационная инфраструктура городской площади может включать WiFi-доступ к Интернету, а также быть оснащена высокотехнологичными информационными системами типа «интерактивный офис». Сюда же можно отнести мобильное приложение быстрого реагирования, устанавливаемое на смартфон и позволяющее передать информацию о неполадке в благоустройстве (её тип, фото и адрес) соответствующим службам. Немаловажное значение для горожан имеет оборудование остановок общественного транспорта информационными табло о времени прибытия нужного автобуса. Большим спросом в городах с развитой инфраструктурой соответствующего назначения пользуются также мобильные платежи за парковку, напитки и т. д.

Усложнившаяся морфология в формообразовании элементов городской площади выражается в использовании природных образов (в том числе фрактальной геометрии), технических символов, смешении исторических стилей в оформлении среды. Зелёные холмы в центре города, отражение в зеркальном фасаде реального ландшафта и неба, воспроизводство подобных образов с помощью медиа-фасадов, решение опор или ограждений в виде стилизованных стволов или ветвей деревьев способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы. Другую тематическую направленность создают технократические образы в стиле «хай-тек» или, по выражению Ч. Дженкса, нейтральных «инфопространств» (datascapes) [4. С. 23]. Стилизация исторической застройки определённого периода или их сознательное смешение в виде как бы естественно сложившегося коллажа также составляет одно из современных направлений.

Формирование или воссоздание утраченного особенного духа места или «genius loci». Как показано в работе С.М. Михайлова, в создании локального архитектурно-художественного стиля участвуют несколько групп подзадач: «формирование художественно-стилистической целостности архитектурно-градостроительного ансамбля; повышение художественной выразительности архитектурно-градостроительного ансамбля и выявление его индивидуальности и уникальности; выявление «законов места» -

93

общих принципов художественного стилеобразования; возрождение исторически ценных семантических характеристик - опираясь на исторически ценные, порой утраченные компоненты архитектурно-градостроительного ансамбля, локальный архитектурно-художественный стиль, возрождая их, становится своеобразной «памятью места» [5].

Рис. 1 а) Пайонир-Кортхаус-сквер в Портленде, США. Дизайнер У. Мартин и др., 1984 г.; б) Федерейшен-сквер в Мельбурне, Австралия. Арх. фирма LAB и Б. Смарт, 1997-2002 гг.; в) Таймс-сквер в Нью-Йорке, США

Нивелирование границ между экстерьерными и интерьерными пространствами города. Повышение уровня удобства внешней среды до комфортности интерьера разрушает границу между ними не только визуально, но и с функциональной, эргономической и эмоционально-психологической позиции. «Само понятие «градостроительный партер» изначально подразумевает пространственно единое целое. Включение в интерьер общественных зданий брутальных форм уличной мебели и оборудования, фасадного декора, мощения тротуарной плиткой давно уже нашло широкое распространение. В то же время на улицу выносятся непривычно легковесные формы мебели, ста-94

вятся камерные скульптурные и декоративные объёмные композиции, рассчитанные на восприятие с ближних дистанций, создается насыщенная достаточно высокими цветовыми контрастами полихромная среда. Приставные и выносные витрины, торговые лотки и автоматы, навесы и уличная мебель растворяют границу между улицей и внутренним пространством здания» [5]. С одной стороны, открытые пространства становятся более уютными, а с другой - внутри торговых, деловых, образовательных и т. п. центров появляются общественные плазы и аркады.

Современные принципы создания городской площади могут быть комплексно проиллюстрированы на примере проекта «района знаний» в Детройте, США, получившего премию 2014 г. от Американского общества ландшафтных архитекторов за исследование и планировку площади.

Проект предусматривает:

- общественные открытые пространства для рекреационной активности, улучшения здоровья и самочувствия горожан;

- повторное использование объёмов исторических зданий и уменьшение отходов;

- сохранение водных ресурсов путём использования дождевой воды для полива газонов;

- солнечные батареи на крышах; компактные парковки;

- смешанное функциональное использование района - жильё, работа, отдых;

- пешеходная доступность общественного транспорта;

- поощрение пешеходного и велосипедного движения;

- концентрация на местном производстве товаров и продуктов;

- водопроницаемые покрытия с фильтрами для уменьшения нагрузки на ливневую канализацию и др.

Таким образом, несмотря на то, что современная архитектура развивается вне жестких рамок определенных стилей и жанров, а дизайнеры и архитекторы привносят новое в существующие стили, смешивают их элементы и сочетают с исторической средой городских кварталов, можно отметить некоторые доминирующие тенденции в создании городских площадей. В градостроительном отношении - это следование принципам устойчивого развития, в том числе нового урбанизма. В социальном смысле - это повышенное внимание к характеру места, времени и особенно общества, которому предстоит обживать создаваемое пространство. С дизайнерских позиций - это многосложная морфология в формообразовании элементов площади, формирование (или воссоздание утраченного) духа места, нивелирование границ между экстерьерными и интерьерными пространствами, а также создание комфортной и привлекательной «умной площади», насыщенной высокотехнологичной инфраструктурой.

1. Гейл, Я. Города для людей / Я. Гейл. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 276 с.

2. Гейл, Я. Жизнь среди зданий / Я. Гейл. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 200 с.

3. Глазычев, В.Л. Избранные лекции по муниципальной политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glazychev.ru/courses/mp/mp_04.htm (дата обращения 02.11.2014).

4. Дженкс, Ч. Новая парадигма в архитектуре, «Проект International» / Ч. Дженкс. -М., 2003.

5. Михайлов, С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция): дис. ... д-ра искусствоведения / С.М. Михайлов. - М.: ВНИИТЭ, 2011. - 57 с.

6. Таймс-сквер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/-wiki/Таймс-сквер#cite_note-13 (дата обращения 18.11.2014).

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.