УДК 796.011.3
ПУТИ ВЛИЯНИЯ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА НА ПРОЦЕСС САМООРГАНИЗАЦИИ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТА В ВУЗЕ
Е.В. Трушина
Рассмотрены вопросы профессиональной деятельности спортивного педагога в процессе самоорганизации и саморазвития личности студента в вузе с позиций компетентностного подхода. Выявлена основная цель спортивного педагога, заключающаяся в направленной педагогической деятельности по формированию социально направленных мотивов для наилучшей самореализации в социуме и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: спортивный педагог, студент, профессиональная компетентность, самоорганизация и саморазвитие личности, технологии педагогической деятельности.
В условиях процесса модернизации российской системы высшего образования актуальными являются задачи профессионально-педагогической деятельности спортивного педагога высшей школы, которые реали -зуются через организацию учебной, научно-исследовательской, учебно-производственной деятельности студентов как единого процесса вуза.
Образовательная среда вуза является важным психологическим условием не только в приобретении личностью профессиональных знаний, умений и навыков, но и в развитии стремления к самосовершенствованию и самореализации личности.
«Самореализация - стремление личности к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей с целью максимально качественного выполнения профессиональных обязанностей и значимой для субъекта деятельности» [3]. Стремление к самореализации личности наиболее эффективно формируется на этапе студенчества. Оно обусловлено развитием субъектности, осознанием личностью своего места в макросреде общественных отношений в целом и образовательной среде вуза в частности.
Важное психологическое значение для саморазвития личности и формирования стремления к самореализации имеет становление образа -Я, который способствует определению ближних, средних и дальних целей субъектов образования, побуждает к активности и целенаправленной деятельности, корректирует коммуникативную сферу и систему отношений в вузовской среде [5].
Технологии педагогической деятельности спортивного педагога вуза в процессе активизации личностного становления и самореализация обучаемого имеет две диалектически связанные характеристики -
объективную и субъективную. «Объективный характер самореализации проявляется во взаимодействии человека со средой. Субъективный характер самореализации представляется как внедрение культурных ценностей в сознание, поведение и личную культуру личности. Диалектика взаимодействия человека со средой состоит в том, что он выступает как творцом, так и продуктом своей среды, которая делает возможным его интеллектуальное, нравственное и профессиональное развитие» [1].
Проблеме развития, самоопределения и самореализации личности в образовательной среде современного вуза посвящены многочисленные исследования (А.Г. Асмолов, Г.А. Берулава, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, А.Р. Фонарев и др.). Анализ указанных исследований позволяет выделить один из основных принципов и направлений педагогического и психологического сопровождения организации образовательного процесса: принцип личностного развития. «Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует профессиональному долголетию» [3]. В ряде педагогических исследований выделяются необходимые для успешной самореализации личности в образовательном процессе вуза три условия:
1) достижение желаемого результата деятельности;
2) максимальное использование своих физических и психических возможностей в процессе деятельности;
3) разумная субъективная «цена» результата.
Но следует отметить, что четкое выполнение этих условий в ходе образовательной и воспитательной деятельности возможны только в случае правильной постановки цели деятельности. Спортивный педагог должен способствовать развитию таких условий, когда обучаемый приобретает способность к саморегуляции - адекватной оценке своих возможностей и постановке задач, являющихся нормальными, не выходящими за пределы его возможностей [4].
Осуществленный спортивными педагогами анализ основных динамических новообразований, влияющих на становление самореализации личности обучаемого, показывает, что «на первом этапе, охватывающем студентов 1-го и 2-го курсов вуза, осуществляется адаптация и формирование субъектной позиции студентов. На втором этапе - у третьекурсников складывается Я-концепция. Третий этап охватывает выпускников. На выпускных курсах отчетливо проявляется личностная и профессиональная самореализация личности» [2]. Процесс развития самореализации личности студента в условиях образовательной среды вуза осуществляется поэтапно и обязательно предполагает наличие успешной адаптации, формирование субъектной позиции, становление Я-концепции. Спортивные педагоги, осуществляющие образовательный и воспитательный процесс, отмечают, что направление и сила динамики
самореализации обучаемых на младших курсах обусловлена успешной адаптацией, становлением субъектности и Я-концепции личности. В то же время самореализация личности студентов старших курсов имеет насыщенный и динамический характер и может быть представлена двумя уровнями: личностным и профессиональным [1].
Определение динамических этапов развития самореализации способствовало дифференцированному подходу спортивных педагогов к программе психологического сопровождения этого процесса.
Спортивная деятельность представляет собой одну из сфер деятельности, где человек может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных результатов. «Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения» (Ковалев А.Г.) Например, в Толковом словаре спортивных терминов указывается, что «Спорт - составная часть физической культуры; средство и метод физического воспитания человека; соревновательная деятельность и подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью». Педагог-исследователь Б.В. Евстафьев определяет спорт как «специфический вид деятельности, специально организованный и сознательно управляемый процесс, направленный на всестороннее физическое и духовное развитие людей, подготовку их к труду и защите Родины, а также формирование у наиболее талантливой молодежи высокого спортивного мастерства и достижение ею наивысших результатов в его различных видах на состязаниях».
Можно констатировать, что физические занятия под руководством спортивного педагога возможно выделить в отдельный частный. специфический вид человеческой деятельности - в развивающую процесс самореализации личности спортивную деятельность, которая имеет ряд специфических особенностей:
а) стремление максимально совершенствоваться в избранном виде спорта для достижения наивысших результатов; это совершенствование касается как физической, технической и тактической подготовленности, так и развития моральных и волевых качеств;
б) большие физические и психические нагрузки во время систематической подготовки к соревнованиям и на самих соревнованиях;
в) большая сила, глубина и динамичность эмоциональных переживаний, связанных со спортивной деятельностью, которые захватывают спортсмена и оказывают огромное влияние на его деятельность; характерным для спортивной деятельности является быстрый переход от одних переживаний к другим, иногда противоположным по характеру;
г) возникновение нравственных чувств, связанных с глубоким сознанием общественного значения своей спортивной деятельности (ответственность за честь коллектива, города или страны, чувство гордости и т. п.) [3].
Спортивная деятельность, осуществляемая под руководством спортивного педагога, может изучаться как самореализация личности в социуме, спорте, которая объективно проявляется в спортивных достижениях, уровень которых выступает условием субъективной удовлетворенности самореализацией обучающегося.
В мотивации спортивной деятельности может быть выделено два типа - индивидуальная и социальная, причем социальная мотивация в большей степени способствуют самореализации в спорте, чем индивидуальная.
Мотивация спортивной деятельности определяется как «...особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата». Является очевидным, что мотивация, в большинстве случаев формируемая спортивным педагогом, влияет на характер всех процессов спортивной деятельности (реакция на нагрузку, восстановление, усвоение нового, воля и многое другое) [4]. Следует отметить, что определяющей особенностью спортивной мотива -ции личности студента является ее прямое влияние на соревновательный результат и таким образом на повышение социального статуса.
Американский психолог Б.Дж. Кретти среди мотивов, формирующихся спортивным педагогом и побуждающих заниматься спортом, выделяет:
1) стремление к стрессу и его преодоление. Он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха - это один из сильнейших мотивов самореализации в профессии и спортивной деятельности;
2) стремление к совершенству;
3) повышение социального статуса;
4) потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
5) получение материальных поощрений [7].
Процесс самореализации, в котором ведущая роль принадлежит спортивному педагогу, может рассматриваться как комплексное, многомерное явление, которое раскрывает и активизирует совокупность различных процессов и явлений - от физического развития до развития высших форм творчества. И в социальном, и в психологическом плане, это процесс реализации себя, своих способностей, целей, направлений и возможностей в повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, реализация своих ценностей.
«Процесс самореализации предполагает наличие ориентира -потенциала самореализации, и актуального, имеющегося уровня -достигнутой самореализации» [4]. Современные педагоги и исследователи в области самореализации личностного потенциала определяют как «актуальный уровень самореализации» состояние объективной достигнутой самореализации. «Психическое отражение человеком своего актуального уровня самореализации» определяется как субъективная оценка достигнутой самореализации. Для исследования субъективной оценки достигнутой самореализации в педагогической практике спортивными педагогами часто используется прием, предложенный М.С. Ивановым, основанный на методике изучения ценностных ориентаций М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированный А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым. «Для вычисления величины субъективной оценки достигнутой самореализации в спорте используется среднее арифметическое оценки реализации терминальных ценностей в процентах» [4].
Таким образом, основной целью спортивного педагога является такое направление педагогической деятельности, которое позволяет формировать в нем именно социально направленные мотивы для наилучшей самореализации спортсмена в социуме и профессиональной деятельности. При условии устойчивой социальной мотивированности спортсмена на достижение спортивных результатов высокого уровня, когда спортивный педагог способствует этому процессу, перед ним открывается широкая перспектива повышения результатов своего ученика с помощью удовлетворения запросов и потребностей спортсмена, повышения его самореализации [7].
«Обращаясь к потребностям спортсмена в социальном самоутверждении, самовыражении и исполнении общественного долга, можно повысить эффективность отдельных тренировочных занятий, конкретных заданий, реализуемых в них, настроить спортсмена на победу над более сильным соперником, переломить ход соревновательного поединка, что будет способствовать большей самореализации и большей удовлетворенности от нее» [9].
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2016.
288 с.
2. Бодапев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? СПб.: Речь, 2010. 224 с.
3. Волынкин В.И. Основы саморазвития личности: учеб.-метод. пособие. Астрахань: Издатель Сорокин Р.В., 2012. 51 с.
4. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности и группы: понимание, виды и тенденции исследования // Психологический журнал. 2011. № 4. С. 45-56.
5. Кодесс П.Б. Жизненная стратегия студентов - работать или учиться? // Российское психологическое общество: материалы участников V съезда Общероссийской общественной организации: в 3 т. М.: Рос. психол. общ-во, 2012. Т. III. С. 96.
6. Маралов В.Г., Низовских Н.А., Щукина М.А. Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 320 с.
7. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие. СПб.: Изд-во «Центр карьеры», 1999. 367 с.
8. Фролов Ю.В. Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 34-41.
9. Черных З.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2012. 162 с.
Трушина Евгения Викторовна, канд. пед. наук, доц., twm007@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
WAYS OF INFLUENCE OF A SPORTS TEACHER ON THE PROCESS OF SELF-ORGANIZATION AND SELF-DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENT'S
PERSONALITY
E.V. Trushina
Questions of professional activity of the sports teacher in the process of self-organization and self-development of the personality of the student in high school from positions of the competence approach are considered. The main purpose of the sports teacher is revealed, which consists in directed pedagogical activity on formation of socially directed motives for the best self-realization in society and professional activity.
Key words: sports teacher, student, professional competence, self-organization and self-development of personality, technologies of pedagogical activity.
Trushina Evgeniya Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, twm007@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University
References
1. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a subject of knowledge]. St. Petersburg: Peter, 2016. 288 p.
2. Bodapev A.A., Vasina N.V. Akmeologiya. Nastoyashchij chelovek. Kakov on i kak im stanovyatsya? [Acmeology. Real man. What is he and how do they become?]. St. Petersburg: Speech, 2010. 224 p.
3. Volynkin V.I. Osnovy samorazvitiya lichnosti [Fundamentals of personal self-development]: textbook.-method. allowance. Astrakhan: Publisher Sorokin R.V., 2012. 51 p.
4. Zhuravlev A.L., Kuprejchenko A.B. Psihologicheskoe i social'no-psihologicheskoe prostranstvo lichnosti i gruppy: ponimanie, vidy i tendencii issledovaniya [Psychological and socio-psychological space of an individual and a group: understanding, types and trends of research] // Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal]. 2011. No. 4. P. 45-56.
5. Kodess P.B. Zhiznennaya strategiya studentov - rabotat' ili uchit'sya? [Students' life strategies - work or study?] // Russian Psychological Society: materials of the participants of the V Congress of the All-Russian Public Organization: in 3 vols. M.: Ros. psychol. Society, 2012. V. III. P. 96.
6. Maralov V.G., Nizovskih N.A., Shchukina M.A. Psihologiya samorazvitiya [Psychology of self-development]: a textbook and workshop for undergraduate and graduate programs. M.: Yurait Publishing House, 2019. 320 p.
7. Stambulova N.B. Psihologiya sportivnoj kar'ery: textbook. allowance. SPb.: Publishing house "Career Center", 1999. 367 p.
8. Frolov Yu.V. Mahotin D.A. Kompetentnostnaya model' kak osnova kachestva podgotovki specialistov [Competency model as the basis for the quality of training of specialists] // Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2004. No. 8. P. 34-41.
9. Chernyh Z.N. Formirovanie professional'noj gotovnosti studentov pedagogicheskogo vuza v processe fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti [Formation of professional readiness of students of a pedagogical university in the process of physical culture and sports]: diss. ... cand. ped sciences. Shuya, 2012. 162 p.