у
Расулев Алишер Файзиевич
доктор экономических наук, профессор кафедры Ташкентского государственного экономического университета Воронин Сергей Александрович
доктор экономических наук, главный специалист Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов, профессор кафедры Ташкентского филиала Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова
ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
УДК: 338.242
РАСУЛЕВ А.Ф., ВОРОНИН С.А. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Проведение структурных преобразований в экономике Узбекистана требует новых методов к системе управления экономикой. В статье рассматриваются основные направления экономического развития страны в современных условиях и предлагаются пути по формированию новой системы управления экономикой. Прежде всего, подчеркивается необходимость формирования гибкой системы управления экономикой, предусматривающей сокращение вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Обосновано, что вторым по важности направлением экономического развития становится сокращение бедности и расширение занятости. В качестве ключевого элемента реформ в системе управления экономикой предложено использовать институциональные факторы. При этом предлагается не только развивать экономические механизмы управления, но и рекомендуется закрепить четкие границы по использованию административных инструментов. Особо внимание уделено главному ресурсу страны - накопленному человеческому капиталу. Предлагается ряд мер по созданию современной системы воспроизводства человеческого капитала.
Ключевые слова: государственная поддержка, бюджетные средства, институциональные факторы, рыночные механизмы.
RASULEVA.F., VORONIN S.А. O'ZBEKISTON RESPUBLIKASIDA IQTISODIYOTNI BOSHQARISH TIZIMINI TAKOMILLASHTIRISH YOLLARI
O'zbekiston iqtisodiyotida tarkibiy o'zgarishlarni amalga oshirish iqtisodiyotni boshqarish tizimida yangi usullarni qo'llashni talab qiladi. Maqolada mualliflar mamlakatning iqtisodiy rivojlanishining asosiy yo'nalishlarini zamonaviy sharoitda ko'rib chiqdilar va iqtisodiyotni boshqarishning yangi tizimini shakllantirish yo'llarini taklif etdilar. Avvalo, xo'jalik yurituvchi subyektlar faoliyatiga davlat aralashuvini qisqartirishni nazarda tutuvchi iqtisodiyotni boshqarishning moslashuvchan tizimini shakllantirish zarurligi ta'kidlandi. Iqtisodiy rivojlanishning ikkinchi eng muhim yo'nalishi qashshoqlikni kamaytirish va ish bilan bandlikni kengaytirishdir. Iqtisodiyotni boshqarish tizimidagi islohotlarning asosiy elementi sifatida
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 1(137)
institutsional omillardan foydalanish taklif etildi. Shu bilan birga, boshqaruvning iqtisodiy mexanizmlarini rivojlantirish emas, balki ma'muriy vositalardan foydalanish bo'yicha aniq chegaralarni mustahkamlash tavsiya etildi. Mamlakatning asosiy resurslari sifatida - to'plangan inson kapitaliga alohida e'tibor qaratildi. Inson kapitalini qayta tiklashning zamonaviy tizimini yaratish bo'yicha bir qator chora-tadbirlar taklif etiladi.
Tayanch iboralar: davlat tomonidan qo'llab-quvvatlash, byudjet mablag'lari, institutsional omillar, bozor mexanizmlari.
RASULEV AF, VORONIN S.A. WAYS TO IMPROVE ECONOMIC MANAGEMENT SYSTEM IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Structural transformations in the economy of Uzbekistan require new approaches to the system of economic management. In the article is defined the main directions of the country's economic development in modern conditions and proposed certain ways to form a new system of economic management. First of all, emphasizes the need to form a flexible system of economic management, reduction of state interference in the activities of economic entities. It was determined that the second most important direction of economic development is poverty reduction and employment expansion. As a key factor of reforms in the system of economic management is proposed to consider the institutional factors of market transformations and take into account their effect. At the same time, it is proposed not only to develop market management mechanisms, but also to define clear boundaries for the administrative instrument's implementation. The importance of the country's main resource - accumulated human capital is especially emphasized. A number of measures are proposed to create a modern system for the reproduction of human capital.
Key words: governmental support, budget resources, institutional factors, market mechanisms.
Введение.
В Узбекистане проводятся масштабные структурные преобразования, требующие использования новых подходов к функционированию всех инструментов управления экономикой. По словам Президента Узбекистана Шавката Мирзиё-ева: «В сегодняшней сложной ситуации для нас жизненной необходимостью является эффективное решение сразу двух важных, чрезвычайно актуальных задач. Мы одновременно занимаемся решением проблем защиты здоровья и жизни населения и восстановлением экономики, созданием людям условий для труда и заработка»1. Эти слова не потеряли своего значения и в настоящее время.
За последние четыре года сделаны серьезные шаги по внедрению рыночных механизмов во всех секторах национальной экономики. За этот период принято 150 законов, около 2 тысяч указов и постановлений, нацеленных на реализацию на практике масштабных преобразований. Теперь задача состоит в том, чтобы заложить основу для долгосрочного устойчивого роста посредством глубоких структурных преобразований. В этих целях важным направлением действий прави-
1 Мирзиёев Ш. Выступление Президента Республики Узбекистан на собрании, посвященном 29-й годовщине независимости Узбекистана. https://president.uz/ ru/lists/view/3824. (Обращение 01.09.2020 г.)
тельства на ближайшую перспективу является коренное совершенствование деятельности органов государственного управления2.
В условиях ужесточения конкуренции на мировых рынках приоритетной задачей экономического развития страны является широкое внедрение достижений современной науки и инновационной деятельности на основе широкой цифро-визации экономики, что обуславливает актуальность исследования.
Постановка научной проблемы.
Решение этих задач, а также достижение целей Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, требуют создания новой, качественно функционирующей системы государственного управления, организации слаженной деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах3. Формирование гибкой системы управления экономикой в условиях поэтапного сокращения вме-
2 Послание Президента Узбекистана Шавката Мир-зиёева Олий Мажлису.
https://review.uz/post/poslanie-prezidenta-uzbekistana-shavkata-mirziyoyeva-oliy-majlisu (Обращение от 4.01.2021 г.)
3 Указ Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года №УП-5185 «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан». - https://www.lex.uz/acts/3331176
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 1(137)
шательства государства в деятельность предприятий обеспечит плавный переход страны к полноценным рыночным отношениям. В этих целях в республике разрабатывается Концепция управления национальной экономикой1.
В соответствии с Концепцией административной реформы в республике определены основные задачи по коренному реформированию государственного управления экономикой, которые поэтапно реализуются на практике. Очередными шагами на пути совершенствования системы управления национальной экономикой является принятие Указа Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года № УП-5877, в соответствии с которым улучшается координация деятельности Центрального банка и Кабинета Министров2.
В последние годы в республике были приняты Концепция совершенствования налоговой политики (июнь 2018 г.) и Налоговый кодекс в новой редакции (с 1.01.2020 г.), которые создали основу для формирования новой архитектуры национальной налоговой системы3.
Важное значение для совершенствования системы управления экономикой имеет принятие Указа Президента от 26 марта 2020 года №УП-5975. На новом этапе реформ, основанных на принципах либерализации экономики и широкого внедрения рыночных механизмов, поставлена цель «разработки конкретного и прозрачного механизма управления экономикой, направленного на результат»4.
Внесение изменений в течение 2020 года, а также в начале 2021 года в перечень приоритетов экономического развития связано с негативным влиянием на экономику Узбекистана коронавирусной пандемии COVID-19. Введение
1 Пункт 13, Приложение № 9, Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года №ПП-4653.
2 Указ Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года № 5877 «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования». -lex.uz/docs/4600826
3 Расулев А., Воронин С., Мухитдинов З. Модернизация налоговой системы Республики Узбекистан // М.: Общество и экономика, 2020. № 6. С.53-63. (29.06.2020) https://oie.jes.su/s020736760010115-5-1/
4 Указ Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года №УП-5975 «О мерах по кардинальному обновлению государственной политики в сфере раз-
вития экономики и сокращения бедности». - пИ^:// www.lex.uz/docs/4778531
вынужденных ограничений привело к приостановке деятельности многочисленного числа субъектов предпринимательства, что привело к падению темпов роста ВВП, сказалось на повышении уровня безработицы и снижении доходов населения.
На первом этапе в 2020 году основные действия правительства были направлены на сдерживание распространения COVID-19 и сокращение негативного влияния пандемии на экономику, бизнес и население. Приняты решения по продолжению системных реформ, в частности - сокращение участия государства в экономике, борьба с коррупцией, широкое распространение кластерной формы организации труда в сфере АПК и др. Результатом данного этапа является стабилизация и восстановительный рост.
На втором этапе предусмотрено продолжение системных реформ, обеспечивающих с 2021 г. устойчивые темпы экономического роста в размере 5,0-5,5%. Определены новые возможности и резервы для устойчивого роста экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Принятые меры позволили избежать худших сценариев, наблюдавшихся в ряде других стран. Так, в январском (2021 г.) докладе Всемирного банка отмечается, что в 2020 г. экономика Узбекистана выросла на 0,6%, а темпы экономического роста в 2021 и 2022 гг. достигнут 4,3% и 4,5%, соответственно. Однако в мире усиливаются риски негативного развития ситуации5.
Всё это требует переосмысления проводимых структурных преобразований в экономике Узбекистана требует новых методов к системе управления экономикой усиление теоретических изысканий в этом направлении.
Методология исследования.
В процессе анализа и исследования путей улучшения системы управления экономикой в республике Узбекистан использованы методы анализа, синтеза, индукции и дедукции.
Анализ и результаты.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года №УП-6098 «Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов» в Узбекистане введены меры по сокращению теневой
5 http://centr-truda.uz/2021/01/13/vsemirnyj-bank-dal-prognoz-po-rostu-ekonomiki-uzbekistana-v-2021-godu/ ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 1(137)
экономики и поддержке бизнеса, которые действуют с 1 января 2021 года, включая:
- до 1 января 2022 года доходы субъектов малого предпринимательства в сфере общественного питания, полученные от физических лиц с применением банковских карт и бесконтактных платежей, не будут включаться в совокупный доход в целях обязательного перехода на уплату общеустановленных налогов;
- строительным организациям разрешается осуществлять на срочной основе наем работников без заключения договора, с оплатой наличными денежными средствами, объем которых не должен превышать 10 процентов от общего объема фонда оплаты труда за отчетный период (без учета суммы социального налога).
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 27 октября 2020 года №УП-6096 «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов» предусматривается кардинальное сокращение участия государства в экономике. Меры коснутся более чем 2000 госактивов, из которых предусматривается выставить на торги 479 предприятий и 15 объектов недвижимости, подготовить 62 предприятия к приватизации, трансформировать - 32 предприятия и отрасли, усовершенствовать деятельность 507 рынков. Будут также выставлены на торги ещё 386 объектов, указанных в предыдущих актах и 559 объектов, на реализацию которых уполномочены местные органы власти.
Реализация вышеперечисленных мер, несомненно, скажется на развитии национальной экономики в 2021 году.
В то же время, целесообразно принять к сведению результаты исследования Международной организации труда (МОТ), которые показали, что кризисные явления, вызванные COVID-19, распространяются в экономике Узбекистана в виде 4 фаз1:
Первая фаза - прямое влияние на экономику, что приводит к остановке 28 наиболее уязвимых отраслей сферы услуг.
Вторая фаза - начинается с завершения финансовых и товарных резервов компаний и предприятий.
1 МОТ оценила влияние СОУЮ-19 на социально-экономическую ситуацию в Узбекистане. https://www. gazeta.uz/ru/2020/08/20/survey/ (Обращение 20.08.2020 г.)
Третья фаза - выражается в негативных эффектах в связи со спадом экспорта.
Четвертая фаза - источником нестабильности станет госбюджет (сокращение доходов и снижение финансирования сектора образования, государственного управления, социального обеспечения).
Экспертами МОТ выявлено, что косвенные меры поддержки предпринимательства (гарантии и отсрочки платежей) не совсем адекватны растущим рискам малого бизнеса. Механизм доведения государственной помощи до адресатов также нуждается в корректировке. В неформальном секторе, несмотря на принятые меры по расширению сферы самозанятых, может оказаться безработными до 1,1-1,5 млн. чел, что усилит социальные риски. В связи с этим, принятые до настоящего времени меры пока еще не решают важнейших, актуальных проблем и требуются новые подходы для их решения в перспективе.
В целях преодоления негативных последствий от действия вынужденных ограничений и решения приоритетных задач возникает необходимость создать новую, более гибкую, эффективную систему управления экономикой и адаптировать ее к действию в условиях поэтапного расширения сферы действия рыночных стимулов и противодействия распространению коронавирус-ной пандемии и других угроз.
Действующая до настоящего времени система управления экономикой оказалась недостаточно гибкой для действия в экстремальной ситуации, так как требовала постоянного вмешательства со стороны государства и принятия многочисленных мер поддержки (административных и экономических). Так, только за период с марта по июнь 2020 года в республике было принято 14 указов Президента и постановлений главы государства, направленных на смягчение последствий от пандемии на уровень жизни населения и отрасли экономики.
Вынужденные ограничения действовали с 25 марта по 15 августа 2020 г., причем отдельные меры вводились, а потом вновь отменялись. Отдельные регуляторы не справлялись на должном уровне с решением неотложных задач, в частности, Министерство здравоохранения, Министерство экономического развития и сокращения бедности, Антимонопольный комитет и некоторые другие крупные структуры
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 1(137)
(отраслевые министерства, ведомства, комитеты, агентства, центры, коммерческие банки) из-за дублирования функций и действия других причин. Понадобилась помощь из Госбюджета более 500 тысячам субъектов предпринимательства и свыше 8 млн. гражданам страны (в размере около 30 трлн. сумов)1.
Ключевым фактором формирования новой системы управления экономикой является формирование научно-обоснованной Концепции управления экономикой, учитывающий фундаментальные основы и современный зарубежный опыт, накопленный в этой области. В целях разработки эффективной системы управления экономикой целесообразно рассмотреть институциональные факторы рыночных преобразований и учесть их действие при проведении дальнейших реформ.
Проведение масштабной либерализации всех сфер деятельности не означает, что в сфере экономики Узбекистану для перехода к полноценному рынку необходимо осуществлять вариант «шоковой терапии», который себя негативно зарекомендовал ещё в начале 90-х годов прошлого века в странах СНГ.
Общеизвестно, что подавляющее число стран с командно-административной экономикой преобразовались в рыночные экономические системы. Однако результаты данного трансформационного процесса являются неоднозначными. На наш взгляд, «рынок» — это лишь один из инструментов достижения целей, который, используя такие механизмы, как конкуренция, свободные цены, открытость, институт банкротства и др. рычаги, действительно позволяет активизировать рост производственно-хозяйственной и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.
В то же время, рынок имеет и явные «провалы» в виде формирования социального неравенства, расширения бедности, распространения мошенничества, неравномерного развития территорий, потребительского отношения к экологии, чрезмерного эгоизма в поведении и др. случаях), которые необходимо смягчать соответствующими мерами.
1 Как Узбекистан борется с пандемией? Интервью с директором ЦЭИР Обидом Хакимовым.
https://revi ew.uz/ru/post/ka к-и7Ье^ап-Ьо^уа^-pandemiey (Обращение - 14.07.2020 г.)
Изучению различных подходов к переходу к рыночной экономике посвящены труды многих отечественных и зарубежных экономистов.
Проведение полноценной рыночной реформы означает преобразование всей экономической системы страны. Так, либерализация внешней торговли и либерализация внутреннего рынка — это две разные реформы, которые, будучи завершенными, усиливают положительные эффекты друг друга. Однако из этого нельзя заключить, что обе реформы надо проводить одновременно: будучи положительно комплементарными в статике, они могут быть отрицательно комплементарными в динамике. Нельзя проводить реформу внешней торговли до либерализации внутреннего рынка (Полтерович, 2Q1Q)2.
Правительству в процессе перехода к рыночной экономике целесообразно "полностью контролировать ситуацию с ценовой либерализацией, предоставлением социальной защиты и созданием социального капитала...»3. Снятие контроля над ценами должно совпадать с устранением имеющихся дисбалансов. При этом регулируемые государством цены ограничивают злоупотребление властью со стороны монополий4.
В Российской Федерации при проведении шоковой либерализации цен, несмотря на явные негативные последствия, реформаторы своевременно не внесли корректировки в используемые механизмы, что привело к дефолту национальной экономики в 199B году5. В результате реализация этих мер привела к снижению уровня экономической безопасности страны.
Программа приватизации также должна охватывать сравнительно длительный период времени, в течение которого государственная собственность должна найти наиболее эффективного распорядителя имущества.
Результаты ряда исследований деятельности приватизированных и государственных предприятий в переходных экономиках, показали, что «...
2 Полтерович В. Уроки реформ 199Q^ годов. https:|| iq.hse.ru|news|177672764.html
3 Levinson, M. "The Cracking Washington Consensus", Dissent, 2QQQ, 47 (4), p.13.
4 Peterson, W.C. "Macroeconomics and the Theory of the Monetary Economy". In CJ.Whalen (ed.) Political Economy for the 21st. Century: Contemporary Views on the Trend of Economics. ARMONK, NY: M.E. SHARPE, 1996, pp.151-17Q
5 Шенин С.Ю. «Российский проект» Гарварда: от триумфа к позору || Изв. Сарат. ун-та. 2QQB. Т. Б. Сер. История. Международные отношения, вып. 2. С. 32
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ I ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2Q21, 1(137)
приватизация сама по себе не гарантирует улучшения функционирования, по крайней мере, в кратко- и среднесрочных периодах» «... эффект приватизации предприятий отечественными собственниками...был положительным в странах Восточной Европы; он был нулевым или даже отрицательным в России и остальных странах СНГ»1. В особенности это касается приватизации хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Повышение открытости торговли приводит к наращиванию экономического роста, в среднем на 1,5 процентных пункта2. После осуществления либерализации торговли в Бразилии в начале 1990-х годов, как и ожидалось, многие предприятия модернизировались. Наибольшая часть прироста эффективности была обусловлена перемещением в пределах одной своей отрасли. В результате многие из граждан, лишившиеся работы не были повторно приняты на работу, и в результате этого выросло число хронически безработных людей, работающих в неформальной экономике3.
В условиях проведения поэтапных рыночных реформ необходимо создать условия для функциональной координации деятельности ключевых государственных министерств, ведомств, агентств и других структур. При этом необходимо исключить дублирование функций и каждой структуре поручить определенные задачи на соответствующий этап развития. Решение этих задач позволит существенно сократить расходы государственного бюджета на финансирование министерств и ведомств, а высвобожденные средства могут быть направлены на модернизацию промышленности.
В целях создания оптимальной структуры управления экономикой следует решать не только локальные, но и системные вопросы, среди которых (Асадов Х., 2020)4: введение системы оценки эффективности деятельности структур управления на местах; глубокий анализ функциональных обязанностей, зон ответственности каждого субъ-
1 Saul Estrin, Jan Hanousek, Evzen Kocenda, Jan Svejna r. Effects of Privatization and Ownership in Transition Ec onomies, The World Bank, 2009.P.28
2 Wacziarg, Romain and Karen Horn Welch, 2003, "Trade Liberalization and Growth," Stanford University's Graduate School of Business, www.stanford.edu/~wacziarg/ downloads/integration.pdf.
3 Muendler 2003
4Асадов Х. Как сделать правительство эффективным?
(Обращение 15.08.2020 г.) https://repost.uz/government
екта управления; поиск новых методов управления здравоохранением,образованием, социальной защиты с учетом проблем, выявленных при пандемии коронавируса; качество кадрового состава органов государственного управления.
По мнению специалистов, практически все успешные реформы устроены по общей схеме, следуя стратегии создания промежуточных институтов. Из опыта 1990-ых следует новое понимание реформы: реформа - не одномоментный акт, а построение последовательности промежуточных институтов в подходящем институциональном пространстве5.
Судя по применяемым механизмам управления экономикой, Узбекистан можно отнести к странам, которые в последние десятилетия использовали чрезмерно высокий уровень государственного регулирования экономики, что требовало существенного роста бюджетных расходов. Использование данного механизма не способствовало росту экономической безопасности страны. В связи с этим, в республике в последние годы реализуются меры, направленные на сокращение вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, расширение сферы частной собственности, развитие частного предпринимательства и конкуренции, широкому распространению цифровых технологий.
Выводы и предложения.
Анализ зарубежного опыта показывает, что наилучшего развития достигают страны, использовавшие преимущественно рыночные механизмы регулирования экономики. Однако «рынок» — это лишь один из многих необходимых инструментов для достижения целей социально-экономического развития страны, которые должны использоваться на системной основе.
Поэтому необходимо четко «очертить границы», в каких сферах государство должно вводить рыночные отношения, в каких регулировать деятельность и в каких - самому производить или оказывать услуги.
При разработке новой системы управления экономикой необходимо включить задачи, как по развитию рыночных институтов, так и административных процедур. Параллельное использование административных рычагов позволит обеспечить адекватный переход к полноценной рыноч-
5 Полтерович В. Уроки реформ 1990-х годов. iq.hse.ru/news/177672764.html
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 1(137)
ной экономике. Это позволяет смягчить социальные последствия и сохранить в обществе стабильность. Прежде всего, это касается распространения свободных цен, приватизации государственных предприятий, либерализации внешнеторговой деятельности, использования дотаций для поддержки низко рентабельных сфер деятельности (в особенности, в условиях ухудшения эпидемиологической обстановки и действия вынужденных ограничений).
В сфере приватизации государственных актив целесообразно придерживаться следующих принципов:
- при приватизации предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых и их первичной переработкой, контрольный пакет акций должен быть сохранен за государством. Это обеспечит контроль общества за рациональным использованием природных ресурсов, экологической обстановкой в зоне работы предприятия, сбором и поступлением рентных платежей в бюджет государства. Данный принцип должен быть использован и при приватизации стратегических и жизненноважных объектов, а также производств, эксплуатация которых может привести к негативным последствиям для человека и окружающей среды (например, производство ГСМ, химической и другой опасной продукции);
- при приватизации остальных предприятий и объектов, на которых производится продукция промежуточного и конечного потребления возможна продажа инвестору всего имущества, но с учетом открытости и конкурентности торгов (аукционов), которые должны проводиться по методологии, доказавшей в других странах свою эффективность для госбюджета, налогоплательщиков и инвестора. Покупатель государственного имущества должен улучшить производственно-финансовое состояние предприятия, расширить производство выпускаемой продукции, повысить ее качество и на этой основе - увеличить занятость и доходы промышленно-производственного персонала;
- существенное улучшение менеджмента на предприятиях, имеющих государственную долю в уставном капитале. Опыт КНР, Франции и некоторых других стран показывает, что государство может также быть эффективным собственником в случае введения элементарных правил публичности (корпоративного управления), отчетности и контроля за деятельностью государственных
предприятий. Счетная комиссия, контрольно-ревизионное управление, а также другие государственные структуры, должны позаботиться об использовании эффективных, современных методов управления государственными активами.
В переходной экономике бюджетный дефицит должен корректироваться в зависимости от ситуации в стране и в мире. В этих условиях большое значение приобретает политика «государственных закупок», поддержка бизнеса и уязвимых слоев населения и защита окружающей среды. Необходимость расширения маневра правительства приобретает большое значение в условиях действия внутренних и внешних шоков (природные и техногенные катастрофы, негативные последствия от изменения климата, влияние коро-навирусной пандемии и действие иных неблагоприятных других факторов).
В настоящее время усиливается значение формирования единого земельно-водно-растительно-воздушного-ресурсного фонда на базе действующего Фонда реконструкции и развития, средства которого должны использоваться в целях повышения эффективности использования базовых, жизнеобеспечивающих природных ресурсов, защиты окружающей среды и смягчения последствий от климатических изменений, создания условий для перехода к возобновляемым, безопасным и экологически чистым источникам сырья и энергоресурсов. Основной целью деятельности данного фонда должно быть создание благоприятных условий для перехода Узбекистана к «зеленой» экономике и кардинального улучшения защиты окружающей среды, человека и биологического разнообразия.
Главным ресурсом страны является накопленный человеческий потенциал, который требует особого внимания со стороны государства. На новом этапе развития страны в условиях перехода к полноценному рынку необходимо создать современную систему воспроизводства человеческого потенциала, предусмотрев:
- создание условий для максимальной занятости граждан в коммерческой сфере экономики, обеспечивая достойный уровень заработной платы (материального поощрения) независимо от формы собственности хозяйствующего субъекта;
- обеспечение высокого уровня охраны труда, социального страхования и обеспечения, создание возможностей для карьерного роста и
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 1(137)
повышения квалификации занятых работников в отраслях реального сектора экономики;
- сокращение теневой занятости в коммерческом секторе на основе внедрения для занятых работников социально-значимого страхового пакета (ОМС, страхование на случай временной и постоянной нетрудоспособности, пенсионное обеспечение в старости, охрана труда, пособие на случай потери работы, возврат части НДФЛ для работников определенных профессий, создание возможностей для повышения квалификации);
- оптимизация системы заработной платы и вознаграждений в сфере государственного финансирования с учетом усиления действия социального страхового пакета занятых работников, усиления стимулов к качественному труду;
- кардинальное улучшение системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения в рамках реализации программы по сокращению бедности (поддержка семей с несовершеннолетними детьми, пенсионеров, инвалидов, безработных и других малооплачиваемых групп населения на основе повышения уровня адресности выделяемой помощи.
В результате экономических и социальных реформ все граждане страны должны получить доступ к соответствующему набору базовых потребительских ценностей (уровень доступа и состав набора услуг должен расширяться по мере повышения продуктивности общественного производства, роста ВВП, доходов Госбюджета, юридических и физических лиц).
Поэтапно необходимо сокращать чрезмерные разрывы в уровне доходов работников сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей, между уровнем потребительских цен и заработной платы, между доходами (потенциалом) отдельных регионов страны. Использование данного подхода позволит консолидировать усилия всех слоев общества на решение приоритетных задач и преодоления нарастающих вызовов.
В связи с этим, необходимо уже в ближайшей перспективе широко использовать в целях оценки деятельности соответствующих исполнительных структур динамику таких показателей, как «коэффициент Джини» (индекс неравенства доходов), рост доступности базовых благ для населения (на начальном этапе - товаров и услуг, входящих в полноценную «потребительскую корзину»), соотношение стоимостного товарообмена между
продукцией сельского хозяйства и обслуживающими его отраслями (по базовым товарам и услугам) и другие важные индикаторы. Решение этой задачи позволит обеспечить в обществе социальную стабильность и, одновременно, повысит уровень экономической безопасности в стране.
Переход к полномасштабной рыночной экономике в Узбекистане должен осуществляться поэтапно по мере создания соответствующих условий (если условия не созданы или ухудшились, то в соответствующих сферах следует вновь вводить в действие инструменты государственного регулирования). При этом необходимо четко определиться, в каких сферах вводятся полноценные рыночные рычаги, а в каких - остается (или вновь вводится) государственное регулирование и проводится мониторинг деятельности отдельных структур (градообразующих, субъектов естественных монополий, предприятий-монополистов и других субъектов).
В целях создания благоприятных условий для обеспечения эффективного перехода республики на широкое использование рыночных инструментов необходимо придерживаться следующих принципов: поэтапность при проведении либерализации цен и приватизации имущества; дискреционный и сбалансированный характер монетарной политики; гибкая стимулирующая фискальная политика; эффективная финансовая система; поэтапная либерализация международной торговли; индикативное планирование и прогнозирование развития экономики; необходимость в чёткой координации деятельности государственных органов; заимствование передовых идей из опыта реформ других стран.
В целях сокращения ошибок при проведении реформы управления экономикой целесообразно объявить республиканский конкурс на разработку «базовых подходов, принципов и механизмов» данного архиважного процесса (цель, задачи, механизмы реализации, этапы и сроки их реализации, прогнозы последствий с указанием рисков, структуры-исполнители) с подключением к нему известных ученых и ведущих научных коллективов (специалистов НИИ, центров, ВУЗов, независимых ученых). Прозрачность, альтернативность и ответственность (авторы идей должны быть известны) при подготовке Концепции реформы управления экономикой позволят сформулировать такой документ, инструменты которого будут
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2021, 1(137)
успешно работать в течение многих десятилетий без существенных изменений.
Предлагаемые подходы к формированию новой системы управления экономикой в условиях расширения сферы действия рыночных стимулов будут способствовать формированию деловой среды, обеспечивающей рост конкурентоспособности экономики, повышение уровня благосостояния граждан, поэтапному переходу страны к «зеленой» экономике, росту экономической безопасности страны и достижению запланированных долгосрочных целей устойчивого развития до 2030 года.
Новая система управления экономикой должна быть готова оперативно реагировать на внутренние и внешние вызовы, такие как - распространение эпидемий и введение вынужденных ограничений, усиление конкурентной борьбы на основе введения санкций, возникновение техногенных и природных катастроф и другие негативные процессы. Главным объектом защиты от отдельных «провалов» рынка и других возможных негативных явлений должен оставаться человеческий потенциал и, в особенности, наиболее уязвимые слои населения и сектора экономики.
Использованная литература
1. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на собрании, посвященном 29-й годовщине независимости Узбекистана. - https://president.uz/ru/lists/ view/3824. (Обращение 01.09.2020 г.)
2. Послание Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. - Ы^://ге^еш. uz/post/poslanie-prezidenta-uzbekistana-shavkata-mirziyoyeva-oliy-majlisu (Обращение от 4.01.2021 г.)
3. Указ Президента Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года №УП-6096 «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов». - https://www.lex.uz/docs/
4. Указ Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года №УП-5975 «О мерах по кардинальному обновлению государственной политики в сфере развития экономики и сокращения бедности». - https://www.lex.uz/docs/4778531
5. Указ Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года № УП-5877 «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования». - https://lex.uz/docs/4600826
6. Указ Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года №УП-5185 «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан». - https://www. ^^^^/3331176
7. Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года №ПП-4653 «Об организации деятельности Министерства экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан, а также подведомственных ему организаций».
8. Асадов Х. Как сделать правительство эффективным? (Обращение 15.08.2020 г.) https:// repost.uz/government
9. ВБ снизил прогноз по росту ВВП Узбекистана. https://www.gazeta.uz/ru/2020/06/09/ о^Ьок/
10. Взаимосвязь государственной политики устойчивого развития и налогообложения / Под редакцией проф. Игнатовой Т.В. - Ростов-на-Дону: 2003
11. Как Узбекистан борется с пандемией? Интервью с директором ЦЭИР О. Хакимовым https://review.uz/ru/post/kak-uzbekistan-boretsya-s-pandemiey (Обращение - 14.07.2020 г.)
12. Минфин отчитался о росте растрат бюджетных средств. Больше всего пострадало образование. https://telegra.ph/INFORMAGYA-o-kontrolnyh-meropriyatiyah-provedennyh-Departamentom-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-v-1-m-polugodii-2020-go-07-16 (Обращение 16.08.2020 г.)
13. МОТ оценила влияние COVID-19 на социально-экономическую ситуацию в Узбекистане. https://www.gazeta.uz/ru/2020/08/20/survey/ (Обращение 20.08.2020 г.)
14. Полтерович В. Уроки реформ 1990-х годов. https://iq.hse.ru/news/177672764.html
15. Программа действий Правительства Республики Узбекистан. 21.01.2020г. https://www. gazeta.uz/ru/2020/01/23/aripov-program/
16. Расулев А., Воронин С., Мухитдинов З. Модернизация налоговой системы Республики Узбекистан // М.: Общество и экономика, 2020. №6. С.53-63. (29.06.2020) https://oie.jes.su/ s020736760010115-5-1/
17. Шенин С.Ю. «Российский проект» Гарварда: от триумфа к позору // Изв. Сарат. ун-та. 2008. Т. 8. Сер. История. Международные отношения, вып. 2.
18. Hudson, J. "A Generalized Theory of Output Determination" Journal of Post Keynesian Economics, Summer 1999, 21 (4), pp. 663-678
19. Levinson, M. "The Cracking Washington Consensus", Dissent, 2000, 47 (4), p.13
20. Peterson, W.C. "Macroeconomics and the Theory of the Monetary Economy". In C.J.Whalen (ed.) Political Economy for the 21st. Century: Contemporary Views on the Trend of Economics. ARMONK, NY: M.E. SHARPE, 1996, pp.151-170
21. Saul Estrin, Jan Hanousek, Evzen Kocenda, Jan Svejnar. Effects of Privatization and Ownership in Transition Economies, The World Bank, 2009.P.28
22. Wacziarg, Romain and Karen Horn Welch, 2003, "Trade Liberalization and Growth," Stanford University's Graduate School of Business, www.stanford.edu/~wacziarg/downloads/integration.pdf
23. Официальный сайт Госкомстата РУз - www.stat.uz
24. База данных Всемирного банка
25. https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators#