Шомиев Голиб Уктамович,
Региональный центр переподготовки и повышения квалификации кадров народного образования Навоийской области, кандидат экономических наук, доцент
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
УДК: 3.012.23
ШОМИЕВ Г.У. ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
В статье рассматривается международный опыт по формированию человеческого капитала, в частности, стран с эффективной экономикой и высоким уровнем индекса человеческого капитала таких как Сингапур, Южная Корея, Япония, Гонконг (Китай), Финляндия, Ирландия, Швеция, Германия, вошедших в 2019 году в первую десятку рейтинга с высоким уровнем индекса человеческого капитала. Анализируются некоторые аспекты организационно-экономического и институционального механизма для эффективного формирования человеческого капитала и оцениваются возможности их применения в экономике Узбекистана с учетом его местных условий.
Ключевые слова: человек, капитал, индекс, образование, инвестиция, инновация.
ШОМИЕВ Г.У. ИНСОН КАПИТАЛИНИ ШАКЛЛАНТИРИШ: ХАЛК^РО ТАЖРИБА ТАЦЛИЛИ
Мак,олада инсон капиталини шакллантириш буйича халк,аро тажриба, хусусан, ик,тисодиёти сама-рали ва инсон капитали юкори курсаткичларига эга булган давлатлар, яъни, Сингапур, Жанубий Корея, Япония, Гонконг (Хитой), Финляндия, Ирландия, Швеция, Германия каби давлатлар 2019 йилда инсон капитали индексининг энг юкори унталигига кирди. Инсон капиталини самарали шакллантириш буйича ташкилий-иктисодий ва институционал механизмнинг баъзи жих,атлари тах,лил килиниб, уларнинг мах,аллий шароитларни х,исобга олган х,олда Узбекистан иктисодиётида куллаш имкониятлари бах,оланди.
Таняч иборалар: инсон, капитал, индекс, таълим, инвестиция, инновация.
SHOMIEV G.U. HUMAN CAPITAL FORMATION: ANALYSIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE
In the article is considering the international experience of human capital development, especially countries with the effective economy and high level of human capital index, such as Singapore, South Korea, Japan, Hong Kong (China), Finland, Ireland, Sweden, Germany which are included into the top ten countries with the high level of human capital index. There are analyzing some organizational-economic and institutional mechanisms for effective development of human capital and evaluating the opportunities of this implementation into Uzbekistan's economy taking into consideration the local conditions.
Key words: human; capital; index; education; investment, innovation.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)
Введение. В мировой экономике человеческий капитал стал для большинства стран поворотным пунктом социально-экономического развития, фактором роста производительности труда и эффективности производства. Исследования в области человеческого капитала подтверждают зависимость экономики развитых стран от его уровня формирования, а также характера использования. Уровень человеческого капитала обусловливает выбор социальной и экономической политики государства, направленной на закрепление и развитие достигнутых преимуществ. Современная экономика развитых стран - это экономика эффективного человеческого капитала, определившая задачу развития человеческого капитала как производительного фактора.
2020 год в нашей стране объявлен "Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики». Как отмечает Президент Республики Узбекистан, планируется довести охват детей дошкольным образованием до 60%. Продолжат строить новые школы, в том числе, частные, ремонтировать действующие. Решат вопрос квалификации учителей и оплаты их труда. Реорганизуется система профессионального образования. Охват выпускников школ высшим образованием должен достичь 25% в 2020 году и 50%-60% - в перспективе. Возможно двукратное увеличение «бюджетных» мест в ВУЗах, отдельные гранты - девушкам. Продолжится переход на кредитно-модульную систему высшего образования и перевод ВУЗов на самофинансирование, как минимум пять ВУЗов ожидает трансформация. В науке возьмутся за фундаментальные и прикладные исследования по математике, химии и биологии, геологии. Ученым - все условия. По линии фонда «Эл-юрт умиди» на стажировку за рубеж отправится более 700 ученых и преподавателей. Намерены в 2 раза увеличить количество грантов, расширить направления исследований [1].
Цель исследования. Изучение мирового опыта по формированию человеческого капитала, в частности, организационно-экономические и институциональные факторы для его развития.
Методы и материалы. Методической основой явились разработки современных ученых-экономистов, законодательные и нормативные акты Узбекистана, Указ Президента Республики Узбекистан от 21 сентября 2018 года №УП-5544 «Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019 - 2021
годы», Послание Президента Республики Узбекистан к Сенату и Законодательной палате Олий Мажлиса от 24 января 2020 года.
В ходе написания данной статьи использованы методы логического, статистического, сравнительного и экономико-математического анализа.
Актуальность темы исследования. Человеческий капитал является основным богатством и самым ценным ресурсом любого общества, а также главным критерием социально-экономического прогресса. Проблема изучения человека, формирования человеческого капитала, его совокупных творческих качеств и способностей, инвестиций в человеческий капитал является одной из главных и центральных проблем мировой науки. Поэтому XXI век сохраняет актуальность изучения проблем формирования и эффективного использования человеческого капитала, расширения возможностей дальнейшего его развития.
Постановка научной проблемы. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория экономики стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал». Теория человеческого капитала накопила широкий научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия.
Теория человеческого капитала базируется на «методологическом фундаменте», заложенном экономистами-классиками XVIII - XIX веков: У.Петти, А.Смитом, Д.Рикардо, Дж.Миллем, Н.Сениором и др. В конце XIX - начале XX веков классические представления о производительных способностях человека получили значительное развитие в трудах А.Маршалла, Дж.Р.Уолша, И.Фишера, Э.Дениссона, М.Фридмена и многих других.
Впервые, в 1961 году, словосочетание использовал американец Теодор Шульц, а его последователь - Гэри Беккер развил эту идею с 1965 года,
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)
обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. За его теорию он получил в 1992 году Нобелевскую премию по экономике [2]. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Человеческий капитал - это явление сложное, многообразное, изменяющееся. Исследователи человеческого капитала акцентируют внимание на разных его аспектах, что обусловливает разницу подходов в определении его сущности и содержания. Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т.Шульц и Г.Беккер основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом.
Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, росту доходов, в т.ч. росту заработков работника. Значит, происходит расширенное воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала, это и предопределяет научную значимость исследуемой проблемы.
Основные результаты.
Развитые страны с эффективной экономикой и высоким уровнем индекса человеческого капитала, такие как Сингапур, Южная Корея, Япония, Гонконг (Китай), Финляндия, Ирландия, Швеция, Германия, в 2019 году вошли в первую десятку рейтинга с высоким уровнем индекса человеческого капитала. Они обладают значительной долей мирового человеческого капитала, что дает им решающее преимущество в техническом и интеллектуальном развитии, а также в опережающем росте качества жизни населения. Фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в человеческий капитал и создаваемые новые прорывные технологии обеспечивают этим странам экономическое лидерство. Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором в развитии производств, повышении их эффективности, развитии культуры, науки, здравоохранения и социальной сферы.
Успех Сингапура отражает поразительную способность плотной агломерации умных людей создавать инновации и преуспевать в том случае, когда их поддерживает весьма компетентный государственный сектор [3]. Самое главное, Сингапур активно инвестировал в образование, человеческий капитал. В 1960 г. население острова имело в среднем трехлетнее образование, а уже через четверть века школьники Сингапура стали занимать первые места на международных олимпиадах по математике. Наряду с инвестициями в человеческий капитал внутри страны правительство осуществляло политику привлечения иностранных кадров. В стратегии формирования «умного города», как и в процессе общей модернизации государства, Сингапур с самого начала решил сделать акцент на человеческий капитал. Правительство увеличило расходы на образование из госбюджета с 2,8% до 4,1%; модернизировало систему начального образования, чтобы готовить школьников к продолжению учебы в технических ВУЗах и колледжах; открыло Национальный технологический институт и учредило Фонд повышения квалификации рабочих, предназначенный для покрытия расходов на эти цели. Так была решена проблема подготовки высококвалифицированных кадров для развития инновационных технологий [4].
Обратим внимание, что в соответствии со стратегией развития человеческого капитала в Сингапуре инвестиции направляются преимущественно в техническое образование и высокотехнологичные профессии. На гуманитарные направления подготовки кадров средства выделялись по остаточному принципу, в основном на обучение иностранным языкам. Сегодня правительство Сингапура компенсирует до 90% расходов на обучение своих граждан высокотехнологичным профессиям, а также содействует привлечению первоклассных исследователей из-за рубежа. Одним из проектов стал комплекс из семи зданий с самыми современными лабораториями, который привлекает высококвалифицированных специалистов из разных стран мира. Особое внимание уделяется привлечению кадров, которые могут не только принести пользу в научной среде, но и выступить в роли партнеров венчурных фондов. Сингапур разработал программу расширения доступа школ к широкополосному интернету, школы поощряются к работе с промышленными предприятиями для развития и тестирования мультимедий-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)
ного контента. Подобная практика стала одной из первых в мире [5].
Начиная с 1980 г. правительство взяло курс на массовое распространение информационных технологий. В 1981 г. был создан Государственный комитет национальной компьютеризации, в обязанности которого входила поддержка принятых правительством планов развития информационных технологий. Помимо этого, была разработана серия образовательных программ для разных групп населения, в том числе, для граждан с низкими доходами, для повышения уровня доверия населения к онлайн-услугам. Это позволило Сингапуру сократить имевшийся разрыв между обеспеченными и малообеспеченными семьями в использовании информационных технологий. В результате уже в 2006 г. был достигнут 45%-й уровень охвата населения компьютерной грамотностью в малообеспеченных семьях, что явилось одним из самых высоких показателей в мире и стало фактором ускоренного развития информационных технологий в государстве.
Важным шагом на пути создания «умного города» была государственная программа по развитию информационных технологий, в которой ключевое место отводилось компьютеризации правительства, а также повышению уровня технического образования всех слоев населения. После реализации программы правительство Сингапура разработало Национальный технологический план, в ходе выполнения которого был внедрен электронный обмен данными между правительственными системами и промышленностью. Вся отчетность переводилась в электронный формат, а государственные институты были объединены в одну общую сеть [6].
В Японии на протяжении длительного времени высок уровень человеческого капитала во многих отраслях. В этой стране развитие человеческого капитала рассматривается как приоритетное направление информационно-технической революции и пользуется государственной поддержкой. Здесь уровень развития человеческого капитала был высоким всегда, включая уровень образования и продолжительность здоровой жизни.
Япония обладает весьма ограниченными природными ресурсами, поэтому развитие человеческого капитала является для нее очень важным фактором экономической эффективности и развития страны в целом. Система поддержки
государством образования в Японии находится на очень высоком уровне, не обделены вниманием система социального обеспечения и здравоохранения. В Японии отработана система пожизненного найма на работу и все направлено на то, чтобы работу адаптировать к человеку, создать для него наиболее благоприятные условия труда, а не человек должен приспособиться к работе и трудиться, не имея желания.
Система пожизненного найма направлена на формирование, накопление и сохранение человеческого капитала. Японские работники имеют пожизненно гарантированную работу, а так как 30% оплаты их труда зависит от прибыли фирмы, то в каждом достижении своей организации японский рабочий видит и личный будущий успех. Постоянное обновление техники и технологий требует увеличения знаний в этой области, повышения квалификации и переподготовки работников. В большинстве случаев переподготовка работника в Японии более выгодна, чем его замена, так как затраты на переподготовку одного инженера втрое меньше, чем поиск, прием, обучение и адаптация нового работника. Японские организации с периодичностью 1,5-2 года производят ротацию кадров, каждого работника стараются развить всесторонне, вкладывают в него средства, обучают его новым навыкам и обеспечивают его профессиональный рост и карьеру.
Германия является одним из основных игроков мировой экономике. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим экономическим показателям она относится к числу наиболее развитых стран мира. Также в Германии высокий уровень человеческого капитала - образование, социальное благосостояние, состояние здоровья нации, достижения научно-технического прогресса, активное участие в мировых хозяйственных связях, внутренняя экономическая политика. Так, в Германии расходы на образование в 2 раза превышают расходы на военные нужды, а все вложения в развитие человека больше военных расходов в 15-20 раз [7].
Соединенные Штаты Америки обладают лучшими специалистами мира практически во всех направлениях науки, техники и высоких технологий, а также в экономике. Эти преимущества и креативная ментальность позволили им соз-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)
дать первыми эффективный венчурный бизнес. И с его помощью создавать и развивать высокие технологии, включая нанотехнологии. В США обеспечили юридические и финансовые условия для успешных инвестиций населения и частного бизнеса в свою часть человеческого капитала. При этом само государство сохранило рычаги контроля над процессом воспроизводства человеческих ресурсов, включая финансирование образования, медицинского страхования и множества других программ. Тем не менее, спрос на образование остаётся высоким, не смотря на его высокую стоимость, которая существенна для многих американцев. Государством в сфере образования ведётся установка, что родители рассматривают оплату высшего образования детей не как расходы, а как инвестиции, которые окупаются. В США сформировалась своеобразная культура образования. Также налажено взаимодействие университетов с рынком труда с целью отслеживания его потребностей в определенных профессиях и происходящих переменах. Проводится оценка качества учебных программ подготовки выпускников и их адаптации к дальнейшей жизни, проводится мониторинг профессиональной карьеры выпускников. Таким образом, в США созданы благоприятные условия формирования и развития человеческого капитала, как фактора развития, который является одним из основных преимуществ государства.
Человеческий капитал Китая один из самых больших в мире, что является огромным преимуществом страны перед другими государствами. Максимальное использование человеческих ресурсов является наиболее важной стратегией развития Китая. Однако человеческий капитал Китая требует больших финансовых вложений. Китай очень густонаселенная страна, которой необходимо управление, способное обеспечивать все виды общественного производства и обслуживания. Как стране с региональной диспропорцией ей требуется управление, способное координировать развитие различных регионов и продвигать развитие областей, населенных национальными меньшинствами. Подготовка управленцев такого уровня требует инвестиций в систему образования. Китай имеет очевидное отставание в области знаний и технологий, а также в использовании интернациональных ресурсов.
Китай старается увеличить количество лет образования в расчете на душу населения и
продолжительности жизни. Это позволит существенно повысить показатель человеческого развития. Китайские рабочие, в отличие от Японских, не имеют гарантированной работы. То есть, если дела на фирме идут плохо, сокращение в первую очередь касается их. К тому же работники Китая получают вознаграждение не за конечные результаты, а за отработанное время. Это снижает мотивацию работников к достижению результатов, повышению ими своего квалификационного уровня, что отрицательно сказывается на увеличении человеческого капитала. Объем средств, выделяемых на науку в последние годы Китайским правительством значительно увеличился. Рост инвестиций способствует накоплению и росту человеческого капитала, а также выходу его на новую ступень развития.
Южная Корея благополучно прошла стадию инновационного процесса и смогла перейти к развитой демократии и современной рыночной идеологии. В области образования и науки Южная Корея извлекла очень много полезного из позитивного и негативного опыта Японии. Как известно, Япония во многом потеряла лидерство в результате того, что, существуя за счет покупки технологий, не смогла создать их собственное производство, поддерживать высокий уровень технических инноваций.
При низком же уровне и качестве человеческого капитала инвестиции в инновационные отрасли не дают высокой отдачи. Поэтому Южная Корея поставила приоритет на инвестиции в человеческий капитал, в его образовательный компонент, что позволило ей создать образцы экономики знаний. Основой формирования человеческого капитала Южной Кореи является высокий культурный и образовательный уровень основного населения. Руководство страны четко понимает, что именно развитие образования и науки являются предпосылками успешного экономического развития производства и страны в целом. Государственные учебные заведения освобождены от уплаты налогов, негосударственные - не платят налоги в части, направленной на обеспечение образовательного процесса. Частные вложения в развитие науки Южной Кореи за счет пожертвований крупнейших корпораций по величине не уступают государственным. Правительством планируется в ближайшие годы войти в пятерку самых высокотехнологичных стран с высоким уровнем развития науки. Успешное раз-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)
Гистограмма 1. Страны с наиболее высоким уровнем индекса человеческого капитала в 2018
году [8], 0.81< НС11<0.902
Гистограмма 2. Страны высоким уровнем индекса человеческого капитала в 2018 году [8],
0.76<НС1<0.80.
витие Южной Кореи обуславливается частным предпринимательством, инновациями и высоким качеством продукции. Именно они являются двигателями роста, а не низкие заработные платы.
Выводы. Проведенный анализ зарубежного опыта формирования человеческого капитала позволил нам выделить характерные черты зарубежного опыта. К наиболее существенным, действенным мероприятиям по формированию человеческого капитала, осуществляемым зарубежными государствами и компаниями, можно отнести следующие:
- реализация программ подготовки специалистов ВУЗами совместно с организациями;
1 HCI - Human Capital Index (индекс человеческого капитала).
2 Столбиками показан индекс развития человеческого капитала по странам.
- практико-ориентированная подготовка специалистов, обучение кадров в соответствии с предъявляемыми требованиями организаций;
- интенсивная переподготовка и повышение квалификации работников;
- финансирование образования, медицинского обслуживания, социальной сферы;
- предоставление грантов и налоговых льгот для стимулирования развития научных исследований;
- подготовка научных кадров;
- формирование инфраструктуры, способствующей научным исследованиям;
- создание и поддержка научно-исследовательских институтов и центров;
- использование всей мощи и потенциала цифровых и интеллектуальных технологий с
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)
целью создания новых рабочих мест и возможностей для бизнеса;
- максимальное удобство проживания в стране;
- увеличение продуктивности экономики за счет более эффективных государственных и бизнес-процессов;
- создание новых возможностей в развитии цифровых технологий.
В странах с высоким уровнем индекса человеческого капитала развиваются, следующие направления:
• биотехнологии, экологические технологии;
• программное обеспечение, информационные, компьютерные и интернет технологии, системы связи;
• ядерная энергетика, энергосбережение, нетрадиционная энергетика;
• нанотехнологии, молекулярная электроника.
Таким образом, международная практика показывает, что человеческий капитал является фактором роста экономического развития и научно-технического прогресса страны, а также в этих странах накоплен весьма богатый опыт формирования человеческого капитала, который целесообразно использовать в экономике Узбекистана с учетом его местных условий.
Список использованной литературы:
1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года.
2. Grossman М. On the Concept of Health Capital and the Demand for Health / M. Grossman // Journal of Political Economy. - 19- Vol. 80, №- P. 223-255.
3. Глейзер Э.Л. Триумф города: как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее. М. 20стр.339-340
4. Развитие инноваций в Сингапуре. М. 20- [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// rosinfocominvest.ru/upload/iblock/62c/62cb7ed735db67105f4cbef6c294642.pdf
5. Connected Singapore. A new blueprint for infocomm development. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ida.gov.sg/~/media/Files/About%20Us/Corporate% 20Publications/ Past%20Infocomm%20Plans/Connected.pdf
6. Развитие инноваций в Сингапуре. М. 20- [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rosinfocominvest.ru/upload/iblock/62c/ 62cb7ed735db67105f4cbef6c294642.pdf
7. Бражникова Н. Б., Друшляков С. С., Кокуйцева Т. В. Зарубежный опыт управления человеческим капиталом на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности // научный журнал «Бизнес в законе» №4/20Стр.141
8. [Электронный ресурс] // Режим доступа https://datacatalog.worldbank.org/dataset/ human-capital-index
9. Навруз-Зода Б.Н., Шомиев Г.У. Исторические предпосылки развития теории человеческого капитала. Academy № 11 (14), Россия, Москва, 2016, ст.19.
10. Шомиев Г.У., Методы оценки стоимости человеческого капитала. Economics № 11 (20), Россия, Москва, 2016, ст.7.
11. Navruz-Zoda B.N., Shomiev G.U. The different approaches of human capital formation. International Journal of Innovative Technologies in Economy 5(11), Польша, Варшава, 2017, стр.6
12. Bakhtiyor Navruz-Zoda, GolibShomiev, Nutfillo Ibragimov. The Entrepreneurial
13. Model of Human Capital as a Factor of increasing Competitiveness. Collective Monography
14. Edited by Gerhard Geissler Franz-Karl Skala WU Vienna. Teaching and earning at Universities Promoting good teaching to promote good learning in a changing society, Австрия, Вена, 2018, ст.21
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2020, 2(134)